Не будем же пренебрегать таким благом. Кто ставит себя пред этим судилищем здесь, тот не подвергнется тяжкой ответственности там. «Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» ( 1Кор.11:31, 32 ). Итак, будем делать это, чтобы нам не быть осужденными. «Приносите жертвы правды и уповайте на Господа» ( Пс.4:6 ). Видишь ли последовательность превосходного совета? Видишь ли совершенное наставление? Укорив слушателей за грехи, сделав их менее скорыми на подобные дела, устроив неподкупное судилище и потребовав отчета в жизни, он потом руководит их к совершению добродетели. Недостаточно ведь только воздерживаться от зла, но должно стараться и делать добро. Потому-то он далее и предлагает такое увещание: «уклоняйся от зла и делай добро» ( Пс.33:15 ). Подлинно, и не совершение добродетели подвергает наказанию, а не только совершение пороков. И те, которые не напитали алчущего, не напоили жаждущего и не одели нагого, – они не хищничали, не предавались любостяжанию, не брали чужого; но так как они не творили милостыни, то предаются за это наказанию вечному и мучению бесконечному. Отсюда мы научаемся, что воздержание от зла не доставляет нам спасения, если вместе с тем не будет приобретения добра и совершения добродетели. 9. Вот почему и пророк, отклонив слушателя от пороков чрез сердечное сокрушение, сделав его способнейшим к совершению добродетели, смягчив жестокость души и сделав ее нежною от внутреннего сокрушения, начинает речь о правде и говорит: «приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Что значит: «приносите жертвы правды»? Приобретайте правду, приносите правду; тот дар Богу – величайший, та жертва Ему приятна, то приношение весьма Ему благоугодно, которые состоят не в заклании овнов и тельцов, но в совершении праведных дел. Видишь, как издревле предызображается жизнь Церкви и вместо жертв чувственных требуются духовные. Правдою же он называет здесь, как я выше сказал, не частный вид добродетели, но добродетель вообще, равно как и праведным человеком мы называем того, кто имеет всю добродетель. |
«Возвести мне скоро милость Твою, ибо я на Тебя уповал; по кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею» ( Пс.142:8 ). Другой (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «услышанною сотвори мне с утра милость твою» ( εξ ορθρου), т.е. скоро. 6. Видишь ли душу, находящуюся в скорби и смущении? Она хочет быть услышанною прежде испытания, чтобы укрепиться надеждами и испытанием. Смысл этих слов следующий: воставь меня по Своему обещанию. Затем присовокупляет и основание прошения: «я на Тебя, говорит, уповал». Бог ничего так не требует, как постоянного обращения к Нему. «По кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти, ибо к Тебе я вознесся душою моею». Что говоришь ты? Когда и природа имеет закон, в самом начале внедренный в нее Богом, и Моисеевы писания обновляют его, ты опять просишь: «по кажи мне, Господи, путь, по кое му мне идти»? Это можно понимать или так: совесть моя заглушена грехом, и потому я прошу обновить ее; или под именем пути здесь разумеется многое, неизвестное людям, на что указывает и Павел, когда говорит: «мы не знаем, о чем молиться, как должно» ( Рим.8:26 ). Если же Павел, при таком ведении, не знал этого, то можно ли удивляться словам Псалмопевца? Впрочем, посмотри, он не желает здесь ничего чувственного, но ищет пути, ведущего к Богу, и сам от себя полагает тому начало. Он не просто сказал: «по кажи мне, Господи, путь», ведущий к Тебе, но что? «Ибо к Тебе я вознесся душою моею», т.е. к Тебе стремлюсь, к Тебе обращаю взоры. Таким людям особенно Бог указывает путь. Вот потому-то об иудеях Господь, на вопрос, почему Он говорит им в притчах, сказал: «что они видя не видят, и слыша не слышат» ( Мф.13:13 ). А слово: «вознесся» значит: я перенес, или передал Тебе душу мою. «Удали меня от врагов моих, ибо я к Тебе прибег» ( Пс.142:9 ). Смотри, как молящийся везде прибавляет и причины: «не отвращай, – говорит, – лица Твоего от меня..., ибо я на Тебя уповал; по кажи мне, Господи, путь..., ибо к Тебе я вознесся душою моею. Удали меня от врагов моих, – потому что – ибо я к Тебе прибег: научи меня творить волю Твою, ибо Ты – Бог мой. |
После того Он явился на земле и обращался между людьми» ( Вар.3:36–38 ). 4. И касательно всех прочих событий пророки, которых книги ты доселе напрасно пересматриваешь и перевертываешь с этою целью, ясно возвещают все. Впрочем, опровержения против иудеев мы часто высказывали, и будем высказывать; теперь же обратимся к своему предмету. «И возвестят небеса правду Его, ибо Бог есть Судия». Здесь, кажется мне, он говорит об Его правде, о великом Его попечении, о человеколюбии к самым иудеям, о многоразличном и разнообразном промышлении Его о всех людях, посредством творения, закона, благодати, видимого, невидимого, пророков, ангелов, апостолов, наказаний, благодеяний, угроз, обетований, порядка вещей во времени. «Слушай, народ Мой, и Я буду говорить тебе, Израиль! И Я за свидетельствую тебе: Я Бог, твой Бог» ( Пс.49:7 ). Посмотри опять, какая благость и кротость в самом начале речи. Как человек стал бы говорить человеку беспокойному и беспорядочному: если ты будешь слушать, то я буду говорить, если будешь внимать, то я скажу, – так и Владыка говорит рабам: если «слушаете Меня, то буду говорить». Действительно, они были ленивы и беспечны и даже на краткое время не прилагали спокойно слуха своего к чтению законов. Выражая это, один пророк, живший в Персии, говорил: «ты для них – как забавный певец с приятным голосом» ( Иез.33:32 ). Они часто говорили пророкам, чтобы те не пророчествовали, и даже прогоняли их и казались недовольными. И царь угрожал одному пророку и приказывал не проповедовать народу ( Иер.32:3 ). «Я Бог, твой Бог». Не напрасно здесь употреблено повторение, но так как Он говорил к людям бесчувственным, ожесточенным и ослепленным, то и напоминает о Своем владычестве, полагая прекрасное начало дальнейшему наставлению и внушая, что они обязаны Ему свободою, и, по справедливости, должны были бы отдать Ему долг, как рабы Владыке, как творения Творцу, как получившие величайшие благодеяния и удостоившиеся такой чести. «Не за жертвы твои Я буду укорять тебя – всесожжения твои предо Мною всегда» ( Пс.49:8 ). |
Потому и Павел говорит: «радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» ( Рим.12:15 ); если ты, говорит, не можешь сделать ничего другого, то немалое доставишь утешение сетующему своим соболезнованием. Видел ли смеющегося, и за то преданного плачу? Посмотри на скорбящего и получающего утешение. «Блаженны плачущие, сказал Господь, ибо они утешатся» ( Мф.5:4 ). Видел ли ропщущих, и за то наказанных? Посмотри на благодарных – спасающихся. «Благословен Ты, Господи Боже..., говорит пророк, хвально и прославлено имя Твое вовеки. Ибо праведен Ты во всем, что соделал с нами..., и немного далее: Ты совершил истинные суды во всем, что навел на нас» ( Дан.3:26, 27, 28 ). Те говорили: «всякий, делающий зло, хорош пред очами Господа»; а эти напротив: «чистым очам Твоим не свойственно глядеть на злодеяния» ( Авв.1:13 ). Те ублажали чуждых, «лучше устраивают себя делающие беззакония»; а этот ублажает получающих помощь от Бога: «блажен, говорит, народ, у которого Господь – Бог его» ( Пс.143:15 ); и еще: «не ревнуй лукавым и не завидуй делающим беззаконие» ( Пс.36:1 ). Видел ли, как святые и других увещевают пребывать, и сами пребывают твердыми в искушениях? Послушай Иакова, который говорит: «и даст мне хлеб есть и одежду одеться» ( Быт.28:20 ), и Авраама, который говорит: «даже нитки и ремня от обуви не возьму» ( Быт.14:23 ), и когда целомудрие жены его было в опасности, когда угрожал ему голод, он не произнес ни одного непристойного слова; также, когда сын сказал ему: «отец мой!.. вот огонь и дрова, где же агнец... – посмотри, с какою кротостью и любомудрием он говорит в ответ: Бог усмотрит Себе агнца» ( Быт.22:7, 8 ). Ни природа, ни сострадание не заставили его изменить намерение при этих словах, которые сказал сын его, один на один, когда любовь особенно должна была воспламениться с большей силою. Чтобы кто-нибудь не сказал, что он не плакал, стыдясь других, он, отделившись от всех и находясь наедине, показал столь великое любомудрие. 6. Видел ли наказываемых за смех? Посмотри на спасающихся слезами и постом, вспомнив о ниневитянах. |
Поэтому самому ты видишь его всегда исповедующим грехи свои. Так, когда он перечислил народ, то сказал: «вот, я согрешил, я [пастырь] поступил беззаконно» ( 2Цар.24:17 ). Не сказал: что в том, что я сделал перечисление? – но осудил сам себя, и за то получил прощение. Подлинно, ничто так не умилостивляет Бога, как исповедание грехов. А это бывает тогда, когда избегают обществ, заглушающих страх ко грехам и располагающих к беспечности. Потому и Павел, и Иеремия много говорят об этом и оба заповедуют избегать общения с людьми порочными и столь беспечными. Иов также полагает это в числе добродетелей, когда говорит: «если я ходил в суете, и если нога моя спешила на лукавство» ( Иов.31:5 ). А этот свидетельствует о себе, что он даже не сидел вместе с ними: «не сидел я, – говорит, – в собрании суетном» ( Пс.25:4 ). Потому и Павел запрещает даже вкушать пищу с порочными и иметь какое-нибудь общение с ними: «если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» ( 2Сол.3:14 ). «И да не соединюсь с избранниками их». Другой (Симмах): «и не буду вкушать с ними сладостей их» ( μηδ συμφγοιμι τ δα). Третий (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): «не буду участвовать в удовольствиях их» ( μ συναυλισθω εν ταις τερπντησιν). Здесь он согласно с апостолом выражает, что должно избегать удовольствий и пиршеств людей, где особенно возрастает грех, где бывает много бесстыдства. 8. Немаловажный признак добродетели, немаловажное средство к исправлению – избегать таких пиршеств и обществ, не поддерживать дружбы с ними, не ослаблять крепости души и не терять силы любомудрия раболепством чреву. Многие, уважая такую дружбу, потонули в пучине пьянства, впали в прелюбодеяние, воспламенили в себе огонь сладострастия, бегая по пиршествам и зрелищам, исполненным великого нечестия. А Псалмопевец свидетельствует о себе, что он удалялся от подобных обществ, что не участвовал и в трапезе их. «Наставит меня праведник милостиво и обличит меня, елей же грешника да не помажет главы моей, но и молитва моя (да не будет) в благоволении у них» ( Пс.140:5 ). |
Итак, братия и сестры, язык нам дан не для того, чтобы мы говорили коварное; не для того, чтобы мы говорили льстивое, «двоязычное»; не для того, чтобы мы говорили неправду ради обогащения! Для чего же он дан? Пророк и псалмопевец Давид отвечает нам на этот вопрос: И язык мой будет проповедывать правду Твою и хвалу Твою всякий день ( Пс.34:28 ). Вот прежде всего для чего дал нам Господь язык – чтобы проповедовать правду Божию и каждый день возносить хвалу Богу! Братия и сестры, когда мы читаем утренние и вечерние молитвы, поверьте мне, наш язык радуется: он и создан для того, чтобы прославлять Творца! Но если своим языком мы произносим коварные, льстивые, двуязычные, неправедные слова – помните, что он нам дан не для этого! Писание говорит и еще об одном назначении языка. Отчасти это отмечено в том тексте, который мы только что прочитали, но здесь говорится сугубо о пении: тогда уста наши были полны веселья, и язык наш – пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!» Великое сотворил Господь над нами: мы радовались ( Пс.125:2–3 ). Язык, исполненный пения… Когда в храме идет служба и весь народ едиными устами поет «Верую» или «Отче наш», или какую-то другую молитву – особый духовный подъем возникает тогда у верующих. Поистине наш язык должен быть исполнен радостного духовного пения – вот для чего он нам дан. И еще – о назначении нашего языка. В Послании апостола Павла к Филиппийцам есть такие слова: дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Флп.2:10–11 ). Итак, братия и сестры: глаза нам даны, чтобы взирать на Начальника и Совершителя жизни; язык нам дан для того, чтобы проповедовать правду Божию, петь псалмы, исповедовать Христа; уши нам даны для того, чтобы с открытым сердцем воспринимать слово Божие, срастворяя его верой в своем сердце; ноги даны, чтобы спешить делать добро; руки – чтобы творить милость. Все, что Господь нам дал, Он дал для нашего блага. |
Нет ничего хуже гордости, почему Бог постоянно и поражает ее всеми мерами. «Силу дел Своих возвестил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников» (Пс.110:6). От общего пророк переходит к частному, от событий, происходивших во вселенной, к событиям, бывшим с иудеями. Впрочем, если рассмотреть внимательно, то и эти события имеют значение всеобщее. Все, случившееся с иудеями, послужило уроком для других: и войны, и трофеи, и победы их могут для внимательных служить вместо проповеди. В самом деле, все это происходило не по обыкновенному порядку дел человеческих, но неизъяснимым образом. По обыкновенному ли порядку вещей разрушаются стены при звуке труб, женщина предводительствующая преодолевает и побеждает, малый отрок одним метанием камня поражает полки неприятелей? Много и других необыкновенных событий случилось с ними. Так они победили врагов; так изгнали их из Палестины. Когда поэтому пророк говорит: «силу дел Своих возвестил Он народу Своему», то говорит не что иное, как то, что Бог явил силу Свою, изгнав народы не просто, но таким способом, из которого евреи особенно ясно могли видеть, — хотя для этого достаточно было и предшествовавших событий, — что поражение врагам было нанесено Богом и что под Его предводительством решена судьба их. И действительно, Бог наставлял иудеев не словами только, но и делами, обувью, одеждою, пищею, светом ночным и дневным, облаком, войною, миром, победами, земледелием, дождями, словом — все возвещало им Господа, пробуждало ослепленный ум их, и не было времени, когда Бог не являл бы им постоянно Своих знамений. «Дела рук Его — истина и правда, верны все заповеди Его» (Пс.110:7). Сказав о силе Божией, пророк говорит и о правосудии Его, о том, что Бог тогда являл не только силу в делах Своих, но и великое правосудие. Он изгнал народы из Палестины не потому только, что хотел поселить в ней иудеев, но по справедливости. Вот почему и Моисей сказал в одном месте: «мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась» (Быт.15:16). |
Зная это, и мы будем всячески стараться не падать; если же когда-нибудь впадем в грехи, то постараемся скорее встать и не обращаться к прежнему, чтобы не услышать сказанного расслабленному: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Это сказано для того, чтобы научить добродетельных крепко хранить свою добродетель, а освободившихся от грехов — оставаться при доброй перемене, дабы всем вместе получить небесные блага, которых да сподобимся все мы благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь. Псалмы в тексте даны в переводе П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» Беседа 32 на псалом 122 Пс.122:1. Песнь степеней. К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе.Находясь в плену, иудеи научились немалым истинам и в частности — тому, чтобы искать помощи единственно у Господа. Молитва о помиловании ради тяжкого перенесенного наказания. — «Премного насыщена душа наша презрением от благоденствующих и уничижением от гордых» (Пс.122:4). Видишь, как везде видна польза плена. Те, которые всегда привязаны были к земле, надеялись на ассириян и египтян, на крепость стен, на множество богатства, теперь отрешаются от всего этого, прибегают к непобедимой деснице, обращаются к этой надежде, приобретают высокие мысли и, отказавшись от земли и лишившись храма, — потому что храм их был разрушен, — призывают наконец самого Бога с неба. Он называется живущим на небе, не потому, чтобы ограничивался местом, — нет, Он, все наполняет, — но потому, что Он преимущественно обитает в тамошних силах, подобно как говорится, что Он обитает и в людях: «вселюсь в них и буду ходить в них» (2Кор.6:16). Таким образом, находясь в стране иноплеменников, иудеи научились немалым истинам, именно — отрешаться от земли, и ясно понимать, что Бог везде скоро внемлет, когда призывают Его. Так как, наконец, появлялся луч новой жизни, то пророк и начинает касаться будущего, отвергая мало-помалу и прикровенно закон о соблюдении мест. |
Как там он говорил о них, не усвояя им чувства, но желая показать чрезмерность радости и величие совершившихся дел, так и здесь предлагает им вопрос не потому, чтобы они имели чувство и могли отвечать, но чтобы яснее выразить предмет и показать его чудесность. 3. Так как произошло нечто новое и необыкновенное, то он и делает такой вопрос, и сам предлагает ответ. Какой? «От лица Господа подвинулась земля, от лица Бога Иаковлева» (Пс.113:7). Здесь опять названием движения выражает удивление, изумление, восторг, чтобы показать величие событий. Желая при этом показать, как велика добродетель этого мужа (Иакова), имя раба соединяет с именем Господа. Так и Павел вменяет это в великую честь святым, и приписывает тому, что они отрешились от всего житейского. Он не только упоминает об этой чести, но излагает и причину ее, чтобы показать слушателю тот путь, которым он может достигнуть такого преимущества. Какого? Того, чтобы Бог назывался именем рабов. Потому и сказал: по этой причине не «не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:16). Как же Бог назывался их именем? Он говорил: «Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова» (Исх.3:6). Излагая наперед причину такого названия, апостол говорит: «все сии умерли в вере, не получив обетований, а только издали видели оные, и радовались, и говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле». Вот причина, — потому и продолжает: по этой причине «и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом» (Евр.11:13, 16). Какая же, скажи мне, причина этого? Та, что они исповедали себя странниками и пришельцами, не имели никакой привязанности к настоящему, но, отрешившись от всего житейского, жили таким образом в земле чужой. «Обратившего камень в озёра воды и нерассеченный — в источники вод» (Пс.113:8). Могут ли, скажи мне, получить прощение люди жестокие и упорные, когда камень, несекомый, твердый и грубый, повинуется велению Божию, а человек, украшенный разумом, самое нежное создание, становится бесчувственнее камня? «Нерассеченный» (αχρτομον) пророк называет здесь камень, как не легко уступающий железу и только с поверхности (χ των αχρων) едва раздробляемый ударом. |
Слыша здесь о клятве, не разумей действительной клятвы. Как гнев в Боге не есть гнев, или страстное движение, но наказующее действие, так и клятва. Бог не клянется, но изрекает то, что непременно сбудется. Таким образом пророк, сказав о светлости (блеске) святых, о покорении врагов под ноги Его, о дне силы, говорит теперь о настоящем. Смотри, какой употребляет он порядок речи, желая тронуть грубого слушателя. Внушив ему сначала страх словами о суде, и тем смягчив упорство его, он потом говорит и о настоящем. Для этого он и употребляет смешанный состав речи. Смотри. «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих», — это о будущем; потом о настоящем: «жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих»; далее о будущем: «с Тобою власть в день силы Твоей в блеске святых Твоих»; затем опять о настоящем, но таком, в котором заключается уже не наказание, а благодеяние: «Ты — священник во век по чину Мелхиседека». Здесь говорится о прощении грехов и примирении с Богом. Остановившись на этом предмете столько, сколько хотел, он опять касается домостроительства (Христова), обращая речь к низшему предмету: «Господь, говорит, одесную Тебя» (Пс.109:5), хотя выше сказал, что Он седит одесную Отца. Видишь ли, что не нужно держаться одних только выражений? Что значит: «Господь одесную Тебя»? Коснувшись домостроительства, он говорит о плоти (Христовой), которая получала подкрепление. Мы видим, что Христос был «в борении..., и был пот Его, и в таком поте, как капли крови, падающие», и был укрепляем (Лк.22:44). Такова природа плоти. «Поразит в день гнева Своего царей». Не погрешит тот, кто отнесет это и к настоящим врагам Церкви, и к будущим, которые отдадут отчет за свои грехи и нечестие. «Совершит Он суд над народами, наполнит (землю) трупами, сокрушит головы многих на земле» (Пс.109:6). Что значит: «совершит Он суд над народами»? Будет судить, говорит, осудит самих бесов. А что Он действительно судил их, послушай, что говорить сам Христос: «ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон. |
| |