Как во время дурной погоды и нестерпимого холода Он легко может произвесть тишину и смягчить все, так и им, находящимся в плену и изнуренным войнами, Он легко может возвратить мир и отечество и восстановить их прежнее благоденствие. И не это одно выражает пророк, но прикровенно внушает и нечто другое. Что же такое? То, что как неприятные перемены часто бывают полезны и благотворны, так и случившееся с иудеями было полезно и весьма благотворно. Но чтобы не слишком огорчить их, пророк опять обращает речь к переменам более благоприятным. А что означают приведенные им сравнения? Он не сказал просто: «расстилает (по земле) снег, но прибавил: как белую шерсть»; не сказал: «туман, – но прибавил: как пепел»; не сказал: «низвергает лед, – но прибавил: как куски хлеба». Мне кажется, этим он хотел показать легкость и удобность исполнения для Бога. «Возвещает слово Свое Иакову, оправдания и суды Свои Израилю» ( Пс.147:8 ). Другой (Акила): «уставы» ( ακριβασμος). Третий (Симмах): «повеления» ( προστγματα). «Оправдания и суды Свои Израилю. Не сделал Он сего ни одному (еще) народу и судов Своих не явил им» ( Пс.147:8–9 ). Другой (неизвестный, см. Ориг. Экз.): «подобного» ( μοια). «И судов Своих не явил им». Смотри, как он опять переходить от общего к частному и к тому, что преимущественно относится к иудеям, желая возбудить в них большую ревность. В начале псалма он говорит о предметах чувственных и полезных для тела, как-то: о безопасности, о плодородии, о мире; а здесь обращает речь к предметам более высоким, говорит о законодательстве, которое составляет важный вид благодеяния, отклоняя от порока, руководя к добродетели, просвещая душу. Так и Моисей часто повторяет это, напр., когда говорит: «есть ли какой великий народ, к которому боги его были бы столь близки, как близок к нам Господь, Бог наш, когда ни призовем Его?» ( Втор.4:7 ) И Давид еще говорит: «Господь – творящий милостыни и судьбу всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои» ( Пс.102:6, 7 ). |
Посмотри, сколь многих чудес, бывших в пустыне, и сколь многих лет руководительства народом пророк не исчисляет, а упоминает только о двух чудесах, совершившихся над тамошними царями. Проходя молчанием новую их пищу, чудный кров, светильник, который никогда не переставал являться, одежды, которые не ветшали, обувь, которая не изнашивалась, источники, которые истекали из камней, и другие необыкновенные и чудные явления, которые делали для них путь удобным, он упоминает только о двух, как Бог поразил царей иноплеменников, как воздвиг трофей и даровал им победу; а прочее представить обстоятельно предоставляет слушателю. Поэтому он говорит: «поразил царей великих, ибо во век милость Его. И убил царей крепких, ибо во век милость Его: Сигона, царя Аморрейского, ибо во век милость Его, и Ога, царя Васанского, ибо во век милость Его» ( Пс.135:17–20 ). И к каждому стиху прибавляет: «ибо во век милость Его», показывая, что хотя одних врагов сменяли другие, но никто не победил их. Почему? Потому что они непрестанно удостаивались человеколюбия Божия. Это и выражает он, постоянно повторяя: «ибо во век милость Его». «И дал землю их в наследие, ибо во век милость Его. В наследие Израилю, рабу Своему, ибо во век милость Его» ( Пс.135:21–22 ). Два вида благодеяния: тот, что они победили врагов, и тот, что сделались господами их владений. Действительно, и то было делом великой силы, что они не только изгнали туземцев, но и были в состоянии занять и удержать чужую землю. Далее, опять объясняя, что они сделались владетелями всего этого не по своим заслугам, а единственно по благости Божией, прибавляет: «Он вспомнил нас в уничи жении нашем, ибо во век милость Его» ( Пс.135:23 ), выражая, что не в добродетелях, не в счастье, а «в уничи жении нашем». Смысл этих слов следующий: достаточно было бедствия и страдания нашего, чтобы преклонить Его на милость. Так и в начале, когда освободил их из Египта, Он не сказал: «видя видел» перемену их к лучшему, но: «Я увидел страдание народа Моего в Египте» ( Исх.3:7 ). |
Иначе как стояло бы пророческое изречение: «владычество Его – владычество вечное», царство, которое «не разрушится», «и Царству Его не будет конца» ( Дан.7:14 ; Лк.1:33 ), если бы Он имел царствовать только до известного времени? Видишь ли, что нужно обращать внимание не на одни выражения, но восходить к их разумению? Слыша слова пророка, что Отец полагает врагов под ноги Его, не смущайся; это сказано не потому, будто Сын не имеет силы. Павел говорит, что Он сам полагает врагов под Ноги Свои: «Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои» ( 1Кор.15:25 ), и все приписывает Ему: «когда Он предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу» ( 1Кор.15:24 ), т.е. когда устроит царство, тогда прекратит всякую власть. Таков смысл слова: «упразднит». Приписывая все Сыну, он не отделяет от Него Отца, равно как не отделяет и Сына от Отца, потому что все, принадлежащее Сыну, принадлежит и Отцу, и принадлежащее Отцу принадлежит и Сыну. Так и сам Христос сказал: «и все Мое Твое, и Твое Мое» ( Ин.17:10 ). Итак, когда слышишь, что Отец покорил, не думай, что Сын не участвует в этом деле; и когда слышишь, что Сын покорил, не говори, что Отец не причастен этому, потому что эти дела общи Им, равно как и все дела. «Жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона и господствуй среди врагов Твоих» ( Пс.109:2 ). Жезлом силы пророк называет саму силу; а о Сионе упоминает потому, что оттуда получили начало эти дела: там Он дал закон, там совершал чудеса, оттуда началась проповедь и распространилась по всей вселенной. Если же хочешь принимать это изречение в переносном смысле, то послушай Павла, который говорит: «но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму... и церкви первенцев» ( Евр.12:22, 23 ). «Жезл силы пошлет Тебе Господь от Сиона». «Жезл» иногда означает наказание, иногда благодеяние, иногда утешение, а иногда есть знак царства. А что все это действительно так, послушай пророка, который говорит: «жезл Твой и посох Твой – они утешили меня» ( Пс.22:4 ), и еще: «будешь пасти их жезлом железным, как сосуды горшечника сокрушишь их» ( Пс.2:9 ); также Павел говорит: «чего вы хотите? с жезлом придти к вам, или с любовью и духом кротости?» ( 1Кор.4:21 ) Видишь, как он бывает жезлом наказания; посмотри же, как бывает и жезлом царства. |
То же самое он выражает и здесь. Одного взгляда Его достаточно для того, чтобы погубить нечестивых. Если присутствие святых делает силу бесов бессильной, то тем более – присутствие Божие; если молния Его, являясь, устрашает всех, то представь, как нетленная сила Его устрашает и погубляет злых. Видишь ли свойство песнопений? Видишь ли способ славословия, как пророк возвещает силу Божию? Немаловажный урок любомудрия он преподает нам и здесь, в словах: «вос пою имени Твоему, Вышний, при обращении врага моего вспять». Какой же именно? Тот, что он не только во время бедствий, но и во время благоденствия не забывался. Многие, будучи смиряемы бедствиями, делаются более ревностными в добродетели, а наслаждаясь благами, становятся нерадивыми и беспечными, как говорит он далее об иудеях: «когда Он умерщвлял их, они искали Его» ( Пс.77:34 ). Но не таков был псалмопевец: он и во время благоденствия не забывался и бодрствовал. Немало научают любомудрию и следующие слова: «ибо Ты решил суд мой и тяжбу мою: воссел на престол Судящий по правде» ( Пс.9:5 ). Другой переводчик говорит (Акила): «защитил меня». «Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века» ( Пс.9:6 ). Другой (Симмах): «ты погубил». «Имя его Ты изгладил на век и в век века». Посмотри опять на любомудрие этого мужа: он не сам мстит врагам, но предоставляет суд Богу, исполняя заповедь апостола: «не мстите за себя» ( Рим.12:19 ). И не только это нужно заметить, но и то, что он терпел бедствия незаслуженно. Если бы он терпел их не незаслуженно, то Бог не отомстил бы за него. «Воссел на престол Судящий по правде». Здесь он выражается человекообразно, представляя престол и седалище. Слова: «по правде» означают то, что особенно свойственно Богу и составляет отличительную принадлежность существа Его. О людях нельзя сказать этого: они, как бы ни были праведны, не всегда судят по правде, не зная правды иногда по невежеству, а иногда по беспечности; Бог же, будучи свободен от всего этого, и зная и желая, произносит суд праведный. |
«Десница Господня возвысила меня, десница Господня явила силу» ( Пс.117:16 ). Посмотри на причину радости. И теперь он говорит тоже, что говорил прежде, – показывает, что все это совершено Богом. Видишь ли, что благодеяние Его состоит не только в избавлении от бедствий, но и в доставлении торжества? Сказав: «десница Господня явила силу, прибавляет: десница Господня возвысила меня», чтобы показать дарованную ему славу. «Возвысила меня» – значит то же, что прославила; Он сделал нас не только сильными, но и славными. «Не умру, но жив буду и поведаю дела Господни» ( Пс.117:17 ). Опасности, говорит, угрожали мне смертью; но я не умру, но жив буду, т.е. такова чудодейственность Господа, что Он исхитил из уст самой смерти, предначертав, в избавлении от необычайных опасностей, еще прежде нового завета, образ воскресения. Знамение этого воскресения он дал нам еще в начале, когда преложил Еноха ( Быт.5:24 ). Если ты не веришь, что тела могут воскреснуть, то уверься его примером. Как могло бы тело его оставаться целым столь долгое время? Не одно и тоже – восстановить разрушенный дом, или сохранить ветхий и близкий к разрушению столь долгое время. Или ты не знаешь, что Господь же сотворил и несуществовавшее? Тем более Он может воскресить. Есть для тебя и другой образ воскресения; разумею взятие Илии, который не умер даже доныне. Для Бога все удобно и легко. «У Бога не останется бессильным никакое слово», говорит Писание ( Лк.1:37 ); «все, что за хотел, со творил», говорит пророк ( Пс.113:11 ). Не видишь ли, как трудны для тебя дела художника? Однако ты доверяешь его искусству. Почему же, доверяя искусству подобного тебе раба, ты требуешь отчета у премудрости Божией и не принимаешь верою совершаемого Им? Не крайне ли это безрассудно? «Не умру, но жив буду». Не погрешит и тот, кто будет принимать эти слова в переносном смысле. Хотя здесь сказано о воскресении, – слово: «не умру» значит, что смерть будет не в смерть, – но можно разуметь это и иначе. Не умру, говорит, другою смертью, на которую указывал Христос, когда говорил: «верующий в Меня, если и умрет, оживет. |
«Возрадуемся и возвеселимся в оный». Говорит здесь о радости духовной, разумной, сердечной. «Возрадуемся и возвеселимся в оный», потому что мы сподобились столь великих благ. И это немалая добродетель – радоваться о благах, ликовать, веселиться, с удовольствием принимать благодеяния Божии. «Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!» ( Пс.117:25 ). Видя благополучие вселенной, изменение обстоятельств, и перемену к лучшему, и сорадуясь удостоившимся этого, говорит: «Господи, спаси же! О, Господи, поспеши же!», спаси тех, которые получают эти блага, так чтобы они преисполнились ими и показали плоды, достойные благодати; сделай для них путь удобным, так чтобы после получения они не отпали от этих благ. «Благословен грядущий во имя Господне! Благословили мы вас из дома Господня» ( Пс.117:26 ), Наши блага состоят не в том только, что совершилось, но и в другом лучшем, каково: воскресение, царство, наследие со Христом. Желая выразить все это, пророк и присовокупил: «благословен грядущий во имя Господне». То же говорил и Христос иудеям: «сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» ( Мф.23:39 ). Так как они часто возражали, что он не от Бога, что Он – противник Божий, то Он и говорит им: вы сами будете свидетельствовать, что Я не противник Божий, когда увидите Меня идущим на облаках, и воскликнете: «благословен Грядый во имя Господне!», отнимая у себя словами этой хвалы всякое оправдание. Очевидность того, что будет тогда, заставит вас высказать эти слова, которыми вы прославите Бога и вместе произнесете тяжкое обвинение на самих себя. «Благословили мы вас из дома Господня. Бог – Господь и явился нам. Соберитесь на праздник многолюдными толпами, (доходящими) до рогов жертвенника» ( Пс.117:26–27 ). Пророк разумеет весь верный народ, получающий благословение в доме Божием. И везде пророки ублажают тех, которые будут веровать. Почему же они ублажают и отчего это блаженство? Потому, что Бог явился нам. «Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» ( Тит.2:11–13 ). Итак, пророк удивляется здесь воплощению, – тому, что Бог и Господь, будучи таким по существу Своему, благоволил явиться во плоти. «Явлением» он называет то домостроительство, по которому Господь вселился в девическое чрево, сделался человеком и обращался с людьми. За то, говорит, «благословили мы», что удостоились такого дара. Это выражал и Христос, когда говорил: «истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» ( Мф.13:17 ). |
Дух Твой благий по ведет меня в землю правды» ( Пс.142:10 ). Не сказал просто: научи меня воле Твоей, но: «творить волю Твою», т.е. руководи к самим делам, – потому что необходима высшая помощь и высшее наставление, чтобы идти путем, ведущим к добродетели, впрочем не так, чтобы мы могли бездействовать, но чтобы и сами привносили должное с нашей стороны. «Ибо Ты – Бог мой». Видишь ли, как духовны его прошения? Он возносит прошение не о богатстве, власти и славе, но об исполнении воли Божией: это – сокровище всех благ, неиссякаемое богатство, начало и корень, средина и конец благоденствия. «Дух Твой благий по ведет меня в землю правды». Видишь ли, как он внушает нам, как научает нас совершать путь Духом Святым? Потому и Павел говорит: «нам Бог открыл это Духом Своим» ( 1Кор.2:10 ). «В землю правды». В буквальном смысле он говорит здесь о своем отечестве; а в переносном – о пути, ведущем к добродетели. Другой переводчик (Акила) говорит: «по земле ровной» ( ι γης μαλης). Действительно, нет ничего ровнее добродетели, свободной от шума и смятения. «Имени Твоего ради, Господи, даруешь мне жизнь по правде Твоей, изведешь от печали душу мою» ( Пс.142:11 ). Видишь ли, как он опять прибегает к Богу, а не на свою жизнь возлагает надежду? «По правде Твоей, изведешь от печали душу мою». Другой (Симмах): «милостью твоею» ( λεημοσνη). Видишь ли, как справедливо то, о чем я выше сказал, т.е. что «правдою» он часто называет человеколюбие Божие? «Изведешь от печали душу мою», – потому что «молитесь, сказал Господь, чтобы не впасть в искушение» ( Мк.14:38 ). «И по милости Твоей истребишь врагов моих и погубишь всех угнетающих душу мою, ибо я раб Твой» ( Пс.142:12 ). Не потому, говорит, чтобы я был достоин, но по человеколюбию Твоему избавь меня от восстающих на меня, освободи от строящих мне козни, дай немного перевести дух от скорби. «И по милости Твоей истребишь врагов моих и погубишь всех угнетающих душу мою, ибо я раб Твой». Смотри, как опять приводится причина. Иначе нам невозможно получить просимое, но необходимо всегда делать самих себя достойными получения того, чего просим; нужно привносить должное и с нашей стороны, и тогда уже приступать к Богу. |
Далее, смеясь над ними и стыдя их, чтобы сделать обличение более разительным, Он говорит: «если бы Я взалкал, не сказал бы тебе (о сем): ибо Моя вселенная и что наполняет ее» ( Пс.49:12 ). Так как Он дозволил жертвоприношения для того, чтобы мало-помалу отклонить от них иудеев, а они привязались к столь маловажной вещи и не получили себе никакой пользы от такого снисхождения, то, беседуя с ними несколько чувственно и человекообразно, Он говорит: «если бы Я взалкал, не сказал бы тебе (о сем)», т.е. Я не алчу, потому что Бог «ниже взалчет, ниже утрудится» ( Ис.40:28 ); и если бы Я хотел принимать такое служение, не имел бы недостатка в бесчисленных жертвах и всесожжениях. Все это предо Мною в великом изобилии; но будучи Господом и Владыкою всего, Я хочу получать от тебя Свое, чтобы этим путем привлечь тебя к Моей любви и отклонить от привязанности к пустым вещам. 5. Потом, опять возводя их к высшему, Он говорит: «ужели Я ем мясо волов и пью кровь козлов?» ( Пс.49:13 ) Я, говорит, запретил и людям делать это и назначил величайшее наказание тем, которые едят кровь ( Лев.7:26 ): как же могу Я нуждаться в крови, когда отклоняю рабов Своих от такой пищи? Отвергнув, таким образом, все это, показав, что это недостойно Его, присоединив к обличению и насмешку, Он не останавливается на этом, но показывает другой способ жертвоприношения, который составляет род превосходнейшего врачевания, отклоняя от вещей бесполезных и прилагая к ранам то, что может исцелить их. Окончив речь о вышесказанном, он говорит: «принеси Богу жертву хвалы и исполни пред Всевышним обеты твои» ( Пс.49:14 ). Как? Без крови, – потому что такая жертва особенно достойна Бога. Поэтому, сказав: «принеси Богу, он прибавляет: жертву хвалы», т.е. благодарности, священных песнопений, прославления Его посредством дел. Смысл слов его следующий: живи так, чтобы прославлялся твой Владыка. Этому и Христос учил, сказав: «да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ). |
Таким образом, смысл слов его следующий: я не имею ничего достойного принести, но что имею, то и приношу; я принесу Богу жертву благодарности, и буду воспоминать о дарованном от Него мне спасении. «Обеты мои Господу исполню пред всем народом Его» ( Пс.115:5 ). «Обетами» он называет здесь обещания, обеты. Во время бедствий он прибегал к Богу и признавал себя должником Его, обещая Ему принести эти жертвы, если избавится от бедствий. Так как, говорит, несчастье прекратилось, то я совершу обеты свои Господу пред всеми людьми Его. «Честна пред Господом смерть преподобных Его» ( Пс.115:6 ). Другой переводчик (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.) говорит: драгоценна ( ντιμος). Какая здесь связь речи? Какое отношение имеют эти слова к предыдущим? Кто рассмотрит внимательно, тот найдет между ними тесную связь, так как имели некоторое преимущество пред прозелитами те, которые были израильтянами издревле, от предков. Вот почему и пророк говорит: «Господи! Я – раб Твой, я – раб Твой и сын рабыни Твоей. Ты расторг узы мои» ( Пс.115:7 ). Не сказал: ослабил, но: «расторг», выражая, что они сделались недействительными. «Узами» он называет скорби, искушения, опасности. Есть узы добрые, в которых лучше быть заключенным, как например те, о которых говорится: «в союзе мира» ( Еф.4:3 ), и: «есть совокупность совершенства» ( Кол.3:14 ). Но есть узы и противоположные, как, напр., те, о которых говорится: «в узах греха своего он содержится» ( Притч.5:22 ). На это указывает и Христос, когда говорит: «сию же дочь Авраамову..., связанную так сатаною, не надлежало ли освободить от уз» ( Лк.13:16 )? И Исаия говорит о Христе: «восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошенные, сказать узникам: «выходите» ( Ис.49:8–9 ). Эти-то узы Бог растерзал, а не разрешил; первое больше последнего. Впрочем, не погрешит и тот, кто захочет принимать эти слова в переносном смысле, разумея здесь узы грехов и всего ветхого человека. Есть и еще прекрасные узы, которые всегда носил Павел, как он сам говорит: «я, Павел, сделался узником Иисуса Христа» ( Еф.3:1 ); и еще: «я исполняю посольство в узах» ( Еф.6:20 ; Деян.28:20 ). |
От врага явного не трудно остеречься; а тот, кто скрывает свое лукавство и между тем действует злобно, будучи не легко уловим, может совершить много худого. Вот почему и Христос повелел бодрствовать, когда явятся такие люди, потому что они «приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» ( Мф.7:15 ). «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой» ( Пс.5:8 ). Так как в состав Церкви входили и такие люди – язычники, волшебники, убийцы, чародеи, лжецы, лицемеры, а она сказала, что Бог ненавидит и отвращается их, то, желая показать, что она не по праву и не за добрые дела свои, но по человеколюбию Божию избавилась от них и введена во внутренние покои Его, присовокупляет: «я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой». Чтобы кто-нибудь не сказал: как ты, сделавшая то и то, получила спасение? – она показывает, каким образом она получила спасение, именно, что она спасена по великому человеколюбию, по неизреченной благости Божией. Но бывают люди неизлечимо больные, которые не принимают и милости, как, например иудеи. Благодать и милость, хотя бы благодать и милость, но и они спасают лишь желающих и принимающих благодать, а не упорствующих и нежелающих принять этого дара, каковы были иудеи, о которых и Павел говорил, что они, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» ( Рим.10:3 ). Сказав о том, что принадлежит Богу, далее она говорит и о том, что принадлежит ей. «Поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем» ( Пс.5:8 ). Когда я получу благодать, говорит, тогда представлю должное и с моей стороны, принесу тебе такую жертву: «поклонюсь святому храму Твоему в страхе Твоем», не так, как многие из молящихся, которые в это время почесываются, зевают, дремлют, но, говорит, со страхом и трепетом. Кто молится таким образом, тот отлагает всякое зло, располагается ко всякой добродетели, приобретает себе благоволение Божие. «Господи! путеводи меня в правде Твоей, ради врагов моих» ( Пс.5:9 ). |
| |