Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Святейшего Фотия, патриарха Константинопольского После воскресения из мертвых Спаситель денми четыре десятьми являлся ученикам ( Деян. 1:3 ). Но Он был доступен видению их только одиннадцать раз, и это – естественно: учеников было одиннадцать, и Он совершил одиннадцать явлений. Где же – доказательство того, что Он был видим только одиннадцать раз? Это можно видеть из следующего. Первый раз Господь явился Марии у гроба и остальным женам ( Мк. 16:9 ; Ин. 20:11, 14–17 ; Мф. 28:5 ), как и предвозвестил Исаия, призывая жен и говоря: жены грядущия с позорища приидите ( Ис. 27:11 ), возвестите нам ( Мф. 28:10 ). Потом он явился Петру ( 1Кор. 15:5 ), после – Клеопе и другому ученику, когда они совершали путь в Еммаус, хотя они и не узнали Его, и в преломлении хлеба, когда Он открылся им ( Лк. 24:13–35 ); затем – десяти, в отсутствие Фомы, сущу позде в день той ( Ин. 20:19 ); после – одиннадцати, когда и Фома присутствовал и был в числе учеников ( – 20:26), затем явися боле пятисот братиям единою, как возвещает Павел, добавляя, что от нихже множайшии пребывают доселе ( 1Кор. 15:6 ); еще – явился Иакову, как и об этом учит Павел ( – 15:7), потом – семи при море Тивериадском, т. е. Петру и Фоме, и Нафанаилу, Иакову и Иоанну и двоим другим или учеников Его ( Ин. 21:1–2 ), после – всем Апостолам, т. е. семидесяти ( 1Кор. 15:7 ), далее – на горе Галилейской, аможе повеле им Иисус ( Мф. 28:19 ), и наконец на горе Елеонской, где было и вознесение. Из евангелистов только один Лука подробно рассказывал о вознесении ( Лк. 24:36–52 ), и он же опять с этого события начал излагать Деяния святых Апостолов (1:2–12). Ибо Евангелие Матфея имеет следующее окончание: Единии надесяте ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус. И видевше его, поклонишася ему: ови же усумнешася. И приступль Иисус, рече им: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам: и се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века ( Мф. 28:16–20 ). Таким образом, евангелист Матфей ничего не прибавляет о вознесении. Марк хотя и упоминает о нем, но как бы мимоходом, говоря: Господь убо, по глаголании Его к ним, вознесеся на небо, и седе одесную Бога ( Мк. 16:19 ). и не сообщает ни о месте, ни о способе, ни о другом каком-либо существенном признаке столь важного события. Евангелие Иоанна в конце своем не излагает истории вознесения, а только знаменательно прибавляет: суть же и ина многа, яже сотвори Иисус, яже аще бы по единому писана бывают, ни самому мню всему миру вместити пишемых книг ( Ин. 21: 25 ). Итак, только один евангелист Лука, как сказано, более подробно изложил в конце своего Евангелия историю вознесения и это же событие поставил в начале Деяний святых Апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

90–91) 46 ; и 27) Во вторник сырной недели иже во святых отца нашего Василия Великого , архиепископа Кесарии Каппадокийской, беседа о благодарении (л. 119–123) 47 . Четвертый отдел рукописи преп. Иова заключает в себе выписки, большей частью краткие, из разных книг, краткие поучения заимствованные, компилятивные, подражательные и оригинальные, не приуроченные к известным дням, которые можно назвать поучениями на разные случаи. Выписки из разных книг могут быть рассматриваемы как материал для составления компилятивных, подражательных и оригинальных поучений самого преп. Иова Почаевского . К этому разряду могут быть отнесены следующи статьи: 1) О расселении сынов Ноевых после потопа и о призвании Авраама, из 10, 11 и 12 глав книги Бытия (л. 94–95); 2) Оглавление толковых «книг пророков» и выписки из пророков Исаии, Иеремии, Иезекииля, Даниила, Варуха, Осии, Амоса, Аггея, 3ахарии и Евангелия Матфея (л. 86, 101–106 и 108) 48 ; 3) Выписка из первой главы Евангелия Матфея о родословии и рождестве Иисуса Христа (л. 98); 4) «Евангелие святых страстей» из 15-й главы евангелиста Марка (л. 93) 49 ; 5–6) два поучения из Пчелы (л. 97, 99, 100 и 107) 50 ; 7) Кирилла философа изречения, из Пчелы же (л. 78) 51 ; 8) Мудрость Менандра мудрого, оттуда же (л. 93 на об.) 52 ; 9) Разум и сложения внешних философов, оттуда же (там же) 53 ; 10) О составе тела человеческого и о пяти крещениях человека, из ответов на вопросы князя Антиоха, приписываемых св. Афанасию Александрийскому (л. 100 на об) 54 ; 11) Об извержении священника, емлющаго мзду за приобщение св. тайнам, из Кормчей книги (л. 107 на об.) 55 ; 12) выписка из слова Златоустого о покаянии и Ахаве царе, и о пророке Ионе (л. 70) 56 ; 13) Слово св. Иоанна Златоустог о о трусе земном (71–72) 57 ; 14) Слово св. Иоанна Златоустог о о молитве (л. 76–77 и 68) 58 ; 15) Иоанна Златоустог о поучение, яко лепо есть нам всякаго человека миловати (л. 68 и 60) 59 ; 16) Слово от Евангелия еже от Луки о богатом и о Лазаре, составленное из бесед св.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

    «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4:10).     «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5).     «Смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время» (1 Пет. 5:6).     «Близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренных духом спасет» (Пс. 33:19).     «Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит» (Пс. 50:19).    «Призрел Он на молитву смиренных и не уничижил моления их» (Пс. 101:18).     «Кто, как Господь, Бог наш... на высоте живущий и на смиренных взирающий на небе и на земле» (Пс. 112:5—6).     «Высок Господь , и на смиренное взирает, и превознесенное издали знает» (Пс. 137:6).     «Видел я нечестивого превозносящегося и высящегося как кедры Ливанские: и прошел я мимо , и вот нет его; и искал его и не нашлось место его» (Пс. 36:35—36).     «Ты низложил их, когда они разгорделись. Как... они пришли в разорение ? Внезапно исчезли, погибли за беззаконие свое» (Пс. 72:18—19).     «Ты, Господи, людей смиренных спасешь и очи гордых смиришь» (Пс. 17:28).     «Ты смирил , как раненого, гордого» (Пс. 88:11).     «Не жил посреди дома моего поступающий гордо» (Пс. 100:7). Святой Златоуст об этом    Гордость — это корень и источник всякого беззакония (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Великое зло, колеблющее весь свет, от гордости произошло (Беседа 15 на евангелиста Матфея, гл. 5).    Нет ничего гордости подлее, ничего нет смирения выше (Беседа 65 на евангелиста Матфея).    Гордость всякую душевную добродетель губит (Беседа 16 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Гордость все житие наше делает нечистым, хотя бы чистоту, девство, пост, молитву, милостыню и прочие добродетели творили (Беседа 9 на евангелиста Иоанна, гл. 1).    Нет ничего настолько чуждого душе христианской, как гордость (Беседа 5 на Послание к филиппийцам, гл. 1).    Гордость — это доказательство скудости ума (Беседа 1 на Послание к фессалоникийцам).    Чем кто себя больше смиряет, тем себя выше возносит (Беседа 11 на Послание к ефесянам, гл. 4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   Пятое. Может быть, что сами кого-то оклеветали, осудили и о ком-то злословили, потому «какою мерою мерили, такою и нам мерят» (Матф. 7:2).    Шестое. Уже иссякла любовь многих, ненависть умножилась, друг друга озлобляют, обманывают, поносят, клевещут, козни плетут. Чего более и тебе ждать в такое лютое время?    Седьмое. Прохлаждения ради, прибегай к источнику живому Божия слова: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11).    Восьмое. Злоречием и клеветой смиряемся, и самомнение наше уничижается. Так дается нам злоречивый язык, как «ангел сатанин, да не превозносимся» (2 Кор. 12:7).    Девятое. Утешение принимай из святых псалмов. VI. Объедение и пьянство     «Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21:34).     «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17). Святой Златоуст об этом    Нет зла в еде, но объедение порочно (Беседа 10 на 1 гл. Книги Бытия).    Сладострастие пищи — это такое зло, что и бессловесным скотам вредит (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).    Ничто так не вредит телу, как объедение (Беседа 44 на евангелиста Матфея, гл. 12).    Излишество в пище и питии — мать всех зол (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Дьявол ничего так не любит, как роскошь и пьянство (Беседа 58 на евангелиста Матфея, гл. 17).    Нет ничего злее чревообъедения, нет ничего хуже: оно делает разум помраченным, оно делает душу плотской; оно помрачает и не попускает осмотреться (Беседа 45 на евангелиста Иоанна).    Пьянство — это произвольное беснование, откровение помышлений. Пьянство — посмея­тельная беда, болезнь, смеха достойная, демон добровольный и тяжелее самого беснования (Слово о воскресении).    Вино — Божие дело, а пьянство — дьявольское: не вино производит пьянство, а невоздержание (Беседа 1 к народу антиохийскому).    Пьянство — блудница и мать всякой нечистоты (Слово об Анне).    Пьянство не в одном вине состоит, но и во всякой страсти — в гневе, в похоти, в сребролюбии, в честолюбии (Слово 3 против иудеев).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Смотри об этом в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). IX. Женское украшение «Да будет украшением вашим — жены — не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» (1 Петр. 3:3—4). «Чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением волос , не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2:9—10). Святой Златоуст об этом Женщина, когда себя излишне украшает, делается мерзостнее нагой, поскольку она тогда слагает с себя смиренномудрие и благопристойность (Беседа 10 на Послание к колоссянам). Убор золотой и дорогие жемчуга — сборище сатанинское (т. 2, стр. 242). Когда увидишь женщину красивую, блистающею видом, знатным убором украшенную и к похоти возбуждающую сердце твое, тотчас обращай глаза свои на венец, свыше предлагаемый тем, кто побеждает прелесть (Беседа 6 о покаянии). Женщина красивая, если не имеет целомудрия и чистоты, гроб покрашенный, пучина, пожирающая души, яд смертоносный, другим уготованный (На псалом 5). Женщина, когда украшает себя ради того, чтобы глаза всех на себя обратить, отраву и яд готовит, чтобы напоить их (Беседа 17 на евангелиста Матфея). Женщины, красящие лица свои белилами и румянами на прельщение бесстыдных юношей, превеликий наносят вред как себе, так и тем, кто взирает на них (Беседа 20 на евангелиста Матфея). Женщина, красящая лицо свое, великое получит наказание, потому что она дело Божие переправляет, которое совершенно и никакого исправления не требует (Беседа 17 на евангелие от Матфея). Женское украшение рождает зависть и ревность (Беседа 61 на евангелиста Иоанна). Признак нечестной жены — украшать себя ради того, чтобы нравиться другим и иметь от них похвалу, ибо украшенную жену никто честный не похвалит, но только похотливые и бесстыдные люди (Беседа 61 на евангелиста Иоанна). Истинная красота не с лица, но от добрых и честных нравов познается (Беседа 14 о женах и красоте).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

«Терпение нужно вам, чтобы, исполнив волю Божию, получить обещанное» (Евр. 10:36). «Терпение убогих не погибнет до конца» (Пс. 9:19). «Уповающие же на Господа наследуют землю» (Пс. 36:9). «Вс е уповаю щие на Тебя не постыдятся» (Пс. 24:2). «Терп еливо уповал я на Господа, и Он вня л мне и услышал молитву мою» (Пс. 39:2). «Ради Тебя я п о терпе л поношение, стыд покры л лиц о мое» (Пс. 68:8). «Покорись Господу и моли его. Не ревнуй пре успевающему в пути своем, человеку совершаю щему законопреступление» (Пс. 36:7). «Уповай на Господа и храни путь Его , и вознесет тебя» (Пс. 36:34). «И бы л , как человек не слыша щи й и не им еющи й в устах своих обличения. Ибо на Тебя, Господи, я упова л ; Ты услышишь, Господи, Боже мой» (Пс. 37:15—16). «Я онеме л и не открыва л уст св оих, ибо Ты так сделал» (Пс. 38:10). «Почему прискорбна ты, душа моя, и почему смущаешь м ен я? Уповай на Бога, ибо я испове дую с ь ему, говоря: Ты — спасение лица моего и Бог мой» (Пс.41:6). «Я ослабел от вопля, осипла гортань моя, истомились глаза мои... ожидая помощи от Бога моего» (Пс. 68:4). Святой Златоуст об этом Терпение — пристанище радости (На псалом 4, т. 3). Смирение — терпение, а терпение смирение рождает (На псалом 9, т. 3). Нельзя изречь словом радость тех, которые что-нибудь терпят ради Христа (Беседа 13 на Деяния апостольские, гл. 5). Терпение, освободив душу от волнения и злых духов, поставляет ее как бы в тихое пристанище (Беседа 84 на евангелиста Иоанна). Презнатная победа — терпением врагов победить (Беседа 85 на евангелиста Матфея, гл. 26). Терпением дьявола побеждать должно (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 4). Чем тяжелее что претерпишь, тем крепче будешь (Беседа 24 на евангелиста Матфея, гл. 7). Терпение бедствий милостыню и иные многие добродетели превосходит (Беседа 31 на евангелиста Матфея, гл. 9). Нет никого, кто бы и здесь, в мире сем, и там, в будущем веке, в покое пребывал (Слово 3 о Лазаре). Нет ничего равного терпению (Послание 7 к Олимпиаде). Терпение грешников от казни освобождает, а праведникам награду умножает (Послание 4 к Олимпиаде).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Четвертое. Созданы служить нам, чтобы мы Богу служили; а когда не служим Богу, то и их служение нам бесполезно бывает, а Богу оттого великая неблагодарность проистекает. Человек, как разумный и по образу Божию созданный, есть ближайший Божий слуга, и как посредник между Богом и созданиями, употребляя их служение, Бога благодарить и служить Ему должен. Так, например, рабы господину своему служат для того, чтобы он монарху и обществу служил; а если не служит, то и их служение, его нерадением, тщетно бывает: так и создания человеку служат, чтобы он Богу служил как разумный, и за всех них Бога благодарил и хвалил. А когда человек этого не исполняет, то и создания напрасно использует, и потому Создателю своему неблагодарным является и делает обиду. XXVIII. Искушение «Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» (Иак. 1:12). «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5:8). Святой Златоуст об этом Искушение бдящим лучше и полезнее покоя (Беседа 5 к народу антиохийскому). Не искушение, но нерадение искушаемых погибель делает (Беседа 4 к народу антиохийскому). Нет большего искушения, чем впасть в руки коварного человека (На псалом 119). Искушение, хотя бы и долговременным было, претерпевать подобает (На псалом 145). Искушение Бог посылает ради испытания (Беседа о Данииле, гл. 6). Добрые в искушениях лучшими бывают (Беседа на слова: «И ухватятся семь женщин за одного мужчину» — (Ис. 4:1)). Все искушения терпеливо сносить подобает (Беседа 13 на евангелиста Матфея, гл. 14.). В искушениях мы должны держать в уме следующее: когда от злых что терпим, взираем на Предводителя нашего и Совершителя веры (Беседа 17 на евангелиста Иоанна, гл. 15.). Бедствия и искушения чистыми нас делают (Беседа 33 на Деяния апостольские, гл. 15). В искушениях надобно поститься (Беседа 31 на Деяния апостольские, гл. 14). В искушениях великое оружие — молитва (Беседа 3 на Деяния апостольские, гл. 1).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   Богатый — это некий надзиратель над деньгами, которые он нищим раздавать должен (Слово 2 о Лазаре).    Богатство тогда нашим становится, когда мы его нищим раздаем (Слово 2 о Лазаре).    Нет иной вещи, так препятствующей к восхождению на небо, как богатство (Слово, сказанное, когда в пресвитера произведен).    Богатство жажду богатства творит (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Сон более сладок для убогих, чем для богатых (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Богатые, живущие в роскоши, беднее нищих (Слово 2 против хулящих житие монашеское).    Только то богатство свободно от всякого осуждения и опасности, которое через руки нищих пересылается на небо (Беседа 42 на Книгу Бытия, гл. 18).    Не тот богат, кто много имеет, но кто много дает (Беседа 2 к народу антиохийскому).    Если хочешь обогатиться, имей Бога другом себе, и будешь богатейшим из всех (Беседа 2 к народу антиохийскому).    Не богатые, но служащие богатству осуждаются (Беседа 21 на евангелиста Матфея, гл. 6).    Кто служит богатству, тот и здесь и в будущей жизни связан будет путами железными (Беседа 12 на евангелиста Матфея, гл. 3).    В доме сокровище небезопасно иметь, в руках же нищих — безопасно (Беседа 49 на евангелиста Иоанна, гл. 12).    Мы тогда более богатством изобилуем, когда его презираем и только от Бога ищем богатства (Беседа 3 на евангелиста Иоанна). Рассуждение о богатстве    Об этом смотри в рассуждении о презрении мира (§ XXVII). XIV. Смирение и гордость     «Кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном» (Мф. 18:4).     «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 14:11).     «Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лк. 16:15).     «Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10).     «Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк. 18:13).     «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

    «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32).     «Увещевайте друг друга и назидайте один другого» (1 Фес. 5:11).     «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1 Фес. 5:14).     «Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам» (Евр. 13:1—2). Святой Златоуст об этом    Любовь к ближнему — это корень и союз многих добродетелей (Книга 3 против хулителей монашеского жития).    Истинная любовь представляет тебе ближнего, как самого тебя, и учит о благополучии его радоваться, и не иначе, как о собственном, а о несчастье его сожалеть так, как о своем. Любовь делает многих единым телом, а души их делает жилищем Духа Святого, ибо в соединенных любовью дух мира всегда почивает. Любовь каждого человека делает общником добра (Слово о совершенной любви).    Любовь, которая бывает ради Христа, так крепка, постоянна и непобедима, что ее ничто разрушить не может, ни клевета, ни опасности, ни смерть, потому и говорит апостол Павел: «Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13:8) (Беседа 60 на евангелиста Матфея).    Любовь должно оказывать и недостойным (Беседа 32).    Любовь больше всех жертв, и никакой жертвы без любви не приемлет Бог (Беседа 16).    Слезы и печаль любви приятнее всякого смеха и радости, ибо не столько спокойны те, которые смеются, как те, которые о других плачут (Беседа 33 на 1 Послание к коринфянам).    Любовь к ближнему лучше дарований, ибо без любви все дарования не приносят никакой пользы тем, кто их имеет (Беседа 32).    Если бы все на свете взаимно друг друга любили, то не надо было бы ни законов, ни судов, ни казней, и ничего подобного, поскольку тогда все так были бы удалены от зла, что и само имя греха неизвестно бы было (Беседа 32).    Нет ни одного настолько сильного греха, которого сила любви не могла бы истребить. Скорее сухая ветвь возможет противиться великому огню, чем естество греховное могуществу любви (Беседа 4 на 1 Послание к фессалоникийцам).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

Беседа 30 «Проходя оттуда, Иисус увидел человека, сидящего у сбора пошлин, по имени Матфея, и говорит ему: следуй за Мною». ( Мф. 9:9 ) Изъяснение 9:9–17. Почему Матфей призывается после других. – Могущество Христа и послушание Матфея. – Достоверность евангелий. – Для чего Христос разделял трапезу с Матфеем и другими грешниками. – Обращение с грешниками и их исправление предпочитается жертвам. – Не утвержденных не должно обременять тяжкими заповедями. – В исправлении других должно подражать Христу, начиная с легчайшего. – Наставления, как исправлять жен, любящих украшаться. 1. Сотворив чудо над расслабленным, Христос не остался в Капернауме, чтобы Своим присутствием не возжечь в книжниках еще большей зависти; но в угождение им, и для укрощения этой их страсти, удаляется. Так и нам не должно раздражать врагов своих своим пребыванием с ними, но чтобы смягчить гнев их, надобно уступать и удаляться от них. Но почему Спаситель не в одно время с Петром, Иоанном и другими призвал Матфея? Потому, что как к тем Иисус пришел в то время, когда они способны были послушать Его, так и Матфея призвал тогда, когда он готов был идти за Ним. По той же причине и апостола Павла призвал по воскресении. Знавший сердца и ведавший сокровенные мысли каждого человека знал, когда кто из них будет готов последовать Ему. Потому и Матфея призвал не в начале, когда он был еще мало восприимчив, но после того, как сотворил великое множество чудес, и когда слава о Нем распространилась всюду, и Матфей сделался способнее к повиновению. Достойно также удивления и любомудрие евангелиста Матфея. Он не только не скрывает прежней своей жизни, но и называет себя по имени, тогда как другие скрывали свое имя под другим наименованием. Для чего же евангелист сказал: «сидящего у сбора пошлин»? Для того, чтобы показать могущество Господа, Который призвал его не после того как он оставил свой бесчестный торг и перестал заниматься им, но исхитил его из среды зол, так же как и блаженного Павла обратил тогда, когда он неистовствовал, дышал яростью и злобою на церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010