Кто же теперь получил желаемое: тот ли, кто потерпел зло, или та, которая сделала зло? Очевидно, тот, кто потерпел зло. Таким образом, он остался и победителем. Итак, зная это, будем искать той победы, которая получается через претерпение зла, и избегать той, которая достигается через нанесение зла. Тогда мы и настоящую жизнь проведем безмятежно и совершенно спокойно, достигнем и будущих благ благодатью и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь.  БЕСЕДА 85 1. Для чего они это делали, если хотели умертвить Его? Что была за нужда в таком издевательстве? Разве та, чтобы видел ты наглый нрав их? Подлинно, как будто найдя добычу, они обнаруживали свое исступление: порывались бешенством, совершая это торжество, со злобной радостью бросались на Него, выказывая убийственный свой нрав. Подивись же любомудрию учеников: с какой тщательностью они повествуют об этом! Здесь ясно обнаруживается их любовь к истине; то, что кажется бесчестным, они пересказывают со всей точностью, ничего не утаивают, ничего не стыдятся, но еще и за великую честь считают, — и справедливо, — что Владыка вселенной благоволил понести за нас такие страдания. Это показывало неизреченную Его попечительность и непростительную злобу тех, которые со столь кротким и тихим поступали так, как только может поступать лев с агнцем. Ничего, ничего здесь не опущено, ни с Его стороны — в кротости, ни с их — в злобе и жестокости на словах и на деле. Все это предвозвестил и пророк Исаия, так, в кратких словах, выражая это поношение: " как " , говорит, " многие изумлялись, смотря на Тебя, — столько был обезображен паче всякого человека лик Его, и вид Его — паче сынов человеческих " (Ис. 52:14). Что может сравниться с этим оскорблением? На то самое лицо, увидев которое устыдилось море, от которого солнце, узрев на кресте, скрыло лучи свои, — на то самое лицо плевали, то самое лицо заушали, били по голове, безмерно увлекаемые своим неистовством. Наносили удары самые жесточайшие, били по щекам, заушали, и к этим язвам присоединяли позор оплевания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1904...

Святой Златоуст об этом Лихоимцы – это разбойники, заседающие при дорогах, вещи мимоходящих похищающие, и в домах своих, как в подземных пещерах, имения других скрывающие (Слово 1 о Лазаре). Не плохая вещь – богатство, но плохая вещь – сребролюбие. Плохая вещь – лихоимство. Одно дело – лихоимец, а другое – богатый: лихоимец не богат, лихоимцу многого не достает, а кому многого не достает, тот никогда не может быть богатым; лихоимец – страж денег, а не господин, раб, а не владелец; скорее он может другому уделить часть своей плоти, чем сокровенного серебра (Беседа 2 к народу антиохийскому). Лихоимство – это ненасытное пьянство, ибо, как пьяницы чем больше пьют вина, тем большую чувствуют жажду, – так и лихоимцы, чем больше умножают свои богатства, тем больше разжигают свое сребролюбие (Беседа 22 на Книгу Бытия). От лихоимцев собранные богатства часто достаются их неприятелям, а они за это ответ дадут и наказание примут. Какое же великое безумие – трудиться ради пользы других и ради своего вреда! (Беседа 48 на Книгу Бытия). Лихоимцы подобны детям: как дети вредительный огонь без опасения хватают руками, а масок пустых ужасаются, – так и лихоимцы опасаются нищеты, которая не только не страшна, но еще и служит основанием безопасности, а не опасаются неправедного стяжания богатств, которое страшнее всякого огня (Беседа на Псалом 9). Лихоимцы и хищники нигде покоя и безопасности найти не могут, поскольку внутри себя всегда имеют брань и врагов (Беседа на Псалом 4). Лихоимцы везде получают свои наказания: в жизни, в смерти и после смерти (Беседа на Псалом 48). Ничто так людей не порабощает дьяволу , как ненасытное лихоимство и сребролюбие (Беседа 13 на евангелиста Матфея). Как море никогда без волн быть не может, так сердце сребролюбивого человека не может быть без печали, попечения, страха и мятежа (Беседа 13 на евангелиста Матфея). Для лихоимца богатство вреднее, чем для безумного меч (Беседа 52 на евангелиста Матфея). Лихоимец, как ад, всех хочет поглотить, все пожрать; он общий враг целого человеческого рода (Беседа 28 на евангелиста Матфея).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

183 Reisinger E.. C. The Law and the Gospel. P. 49–54; Childs B. S. Biblical Theology of the Old and New Testaments. P. 532. 189 Подробнее о различных толкованиях «йоты» и «черты» см., в частности, в: Meier J. P. Law and History. P. 50–52. См. также: Turner D. L. Matthew. P. 163. 193 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 16, 4 (PG 57, 243). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 174. 195 Иоанн Златоуст. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 71, 1 (PG 58, 661–662). Рус. пер.: Т. 7 (2). С. 719–720. 199 См. в частности: Davies W.D. The Setting of the Sermon on the Mount. P. 105 (по мнению автора, учение Иисуса в передаче Матфея представляет собой антитезу не письменному закону Моисееву, а устной традиции; при этом автор исходит из старой гипотезы о том, что Матфей редактировал и расширял Марка). 207 Его же. Толкование на святого Матфея-евангелиста. 16, 7 (PG 57, 248). Рус. пер.: Т. 7. Кн. 1. С. 180–181. 211 Псевдо- Иоанн Златоуст . Комментарий на Евангелие от Матфея. Беседа 12 (PG 56, 693). Рус. пер. в кн.: Библейские комментарии. Новый Завет. Т. 1a. С. 133. Комментарий, ранее приписывавшийся Златоусту, в настоящее время считается произведением неизвестного автора начала V в. (Banning J. van. Opus imperfectum. P. V-XVI; Idem. II Padre nostro. P. 293–313). 212 Слова, взятые в скобки, отсутствуют в масоретском тексте Библии, но присутствуют в Септуагинте. В версии Септуагинты, кроме того, первые два запрещения даны в обратном порядке, соответствующем Втор. 5:21 : не желай жены ближнего твоего; не желай дома ближнего твоего. 218 См.: Sigal Ph. The Halakhah of Jesus of Nazareth according to the Gospel of Matthew. P. 105–143; MeierJ. P. A Marginal Jew. Vol. IV. P. 77–95. 219 Мишна. Гитин 9, 10. Цит. по: Хейз Р. Этика Нового Завета. С. 471. См. также: Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. IV. P. 94–95. 220 Некоторые исследователи указывают на близость учения Иисуса о браке и разводе с аналогичным учением ессеев. См. в частности: Tomson P. J. «If This Be from Heaven...» P. 150–151. См. однако: Meier J. P. A Marginal Jew. Vol. IV. P. 87–93 (автор доказывает, что тексты кумранской общины содержат запрет на многоженство, но не содержат однозначный запрет на развод).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Христос, будучи Necer по человеческому своему происхождению, и по месту жительства своего был Necer. Сходство удивительное и в высшей степени знаменательное! 692 9) Господь во храме Иерусалимском (Лк.2:41–52) Обстоятельства, сопровождавшие путешествие Иисуса Христа в Иерусалим, можно передать в следующих кратких чертах. Когда И. Христу было двенадцать лет, Иосиф и Мария, отправляясь в Иерусалим на праздник пасхи, взяли и Его вместе с собою. По окончании праздника родители пошли обратно в Назарет, но И. Христа в это время не было с ними. Они думали, что Он идёт в обществе родственников или знакомых, и что к вечеру найдут Его между ними. Надежда эта, однако, не оправдалась. И. Христос остался в Иерусалиме, остался в доме Отца Своего Небесного и, разумеется, не случайно, но по воле и усмотрению Божию. Богу угодно было в это самое время, и притом в храме Своём, явить Его Божественное достоинство в беседе с книжниками и учителями закона. Евангелист хотя и не говорит, о чём была беседа, но он обращает особенное внимание на то, что все слушавшие И. Христа изумлялись Его разуму и Его ответам. Это первое проявление славы Божественной в И. Христе, в отроческом Его возрасте, показывает, что Он, будучи истинным человеком, проходившим все ступени жизни человеческой, в то же время был и истинным Богом, совмещавшим в Себе всю Божественную Премудрость без всяких естественных усилий и образования. Иосиф и Мария, не зная, где и что делает их Божественный Сын, в невыразимой тревоге возвращаются в Иерусалим и, к удивлению своему, находят Его во храме среди учителей. Как ни велика была радость Пресв. Девы снова увидеть Своего Божественного Сына, тем не менее Она высказывает Ему общую с Иосифом скорбь о разлуке с Ним. И вот, в ответ или лучше в утешение скорбевшим, И. Христос тут же в храме и вслух всем возвещает, что Ему должно быть в том, что принадлежит Отцу Его Небесному: не веста ли, говорит Он, яко в тех, яже Отца Моего, достоит быти Ми? ( Лк.2:49 ). Эти первые слова И. Христа, сохранённые нам евангелистом, драгоценнее всего в настоящем повествовании; они содержат первое открытое свидетельство самого И. Христа о Себе, как Сыне Божием и обетованном Мессии. Для современных рационалистов свидетельство это служит камнем преткновения: они никак не могут понять, чтоб И. Христос на двенадцатом году своей жизни объявил Себя Сыном Божиим 693 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Христианство раскрывается как религия надежды через образы людей, которые на своем жизненном пути встретились с Иисусом и получили от Него прощение грехов: женщины-грешницы ( Лк. 7:36–50 ), женщины, взятой в прелюбодеянии ( Ин. 8:3–11 ), мытаря ( Лк. 19:1–9 ), разбойника на кресте ( Лк. 23:43 ) и других. Параллельно с образами реальных людей на страницах Евангелия перед читателем проходят герои притч, по отношению к которым Бог действует так же, как Он действует в реальной жизни. Среди этих персонажей есть как положительные, так и отрицательные герои, однако во многих случаях, как и в жизни, в персонажах притч положительные качества переплетаются с отрицательными. Ни один из двух сыновей в притче о блудном сыне не может быть назван в полной мере положительным героем. Единственным в полной мере положительным героем оказывается отец. Он любит обоих сыновей – вне зависимости от их заслуг и изъянов, достоинств и недостатков. Он любит их той абсолютной и безусловной любовью, какой только Бог способен любить Своих сынов и дочерей. 9. Неверный управитель Последней в рассматриваемой нами тетралогии притч, следующих одна за другой в Евангелии от Луки, является притча о неверном управителе. Она отделена от притчи о блудном сыне только одной ремаркой: Сказал же и к ученикам Своим ( Лк. 16:1 ). Эта ремарка могла бы указывать на смену аудитории, подобную той, которую мы наблюдаем в поучении в притчах из Евангелия от Матфея, где первые четыре притчи адресованы народу ( Мф. 13:3–35 ), а следующие три – ученикам ( Мф. 13:36, 44–52 ). Однако если в том случае смене аудитории соответствует смена обстановки (четыре притчи произнесены на свежем воздухе, а три в доме), то в данном случае обстановка не меняется. Более того, за притчей о неверном управителе и сопутствующими ей толкованиями следует примечание евангелиста: Слышали всё это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним ( Лк. 16:14 ). Отсюда очевидно, что, произнося притчу о неверном управителе, Иисус обращался к ученикам, однако беседа происходила в присутствии фарисеев. Предположения о том, что притча была изначально адресована народу и лишь впоследствии евангелист придал ей форму увещания ученикам 271 , или что она была адресована оппонентам Иисуса 272 , не основываются на тексте Евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf Глава 10 Учение о нерасторжимости брака (1–12). Благословение детей (13– 16). Разговор с богатым юношей (17–22) и с учениками об опасностях богатства (23–27). Награды ученикам и последователям Христовым (28–31). Новое предсказание Христа о своих страданиях, смерти и воскресении (31–34). Просьба сынов Зеведеевых (35– 41) и наставление ученикам о смирении (42–45). Исцеление слепого Вартимея (46–52). Мк.10:1 . «Оттуда»: вообще из Галилеи, ( Мф.19:1 ), в частности из Капернаума, где происходила последняя беседа ( Мк.9:33 . Ср. Мф.17:24 ). – «В пределы иудейские»: «Господь часто оставлял Иудею по причине ненависти к Нему фарисеев, но теперь опять приходит в Иудею, потому что приближалось время Его страданий. Впрочем, Он идет не прямо в Иерусалим, но сначала только в пределы иудейские, чтобы оказать пользу незлобливому народу, тогда как Иерусалим, по лукавству иудеев, был средоточием всякой злобы» (Феофил.) – «За Иорданскою стороною»: см. прим. к Мф.19:1 . – «Опять»: так как пред сим, ходя по Галилее, Он держался вдали от народа ( Мк.9:30 ). Мк.10:2–12 . Изложение разговора Христова с фарисеями о святости брака в сущности совершенно сходно с изложением его у ев. Матфея, только внешний ход речи представлен несколько иначе, переставлены некоторые изречения, что впрочем нисколько не изменяет сущности дела (ср. Мф.19:1–12 и прим.). – «Позволительно ли разводиться мужу с женою»: искусительность вопроса состояла собственно в словах – «по всякой причине» ( Мф.19:3 ) позволительно ли разводиться, ибо развод по известной причине позволен был прямо законом Моисеевым, а потому простой вопрос – позволительно ли вообще разводиться – не имел смысла в устах фарисеев. – «Он сказал им» и пр.: по ев. Матфею речь Господа указывает сперва на установление отношений между женой и мужем в раю, а потом уже на отношение их по закону Моисееву; по Марку же, наоборот, сначала указывается на закон Моисеев, потом на райский; соответственно сему, о законе Моисеевом, по ев. Матфею, спрашивают фарисеи Христа, а по ев. Марку – Христос фарисеев. В сущности это конечно все равно. Оба евангелиста передают речь Иисуса Христа в сокращенном виде, а при этом обыкновенно обращается внимание на то, чтобы сущность передать верно, частные же черты рассказа подлежат изменению по усмотрению повествователя. Так и здесь. В сущности речь Господа и Матфеем и Марком передана верно, до буквального сходства, частности же, не имеющие существенного значения, изменены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Нарочитого внимания в данном отделе заслуживает приводимое двумя первыми синоптиками изречение о всемирной проповеди евангелия. У ев. Матфея оно находится в конце этого отдела ( Мф.24:14 ), у ев. Марка поставлено почти в средине, – после пророчества о преследованиях апостолов ( Мк.13:10 ). Трудно указать первичное положение изречения 216 , тем более, что существенного различия в передаче его синоптиками нет. Разница простирается только на положение его в речи 217 и объясняется тем, что ев. Марк желал скорее показать, к чему, к каким результатам приведут гонения христиан, а ев. Матфей сначала пожелал перечислить все бедствия христиан, чтобы потом ободрить их к терпению до конца и указать один из признаков этого конца во всемирной евангельской проповеди. Не говорим о подлинности данного изречения, ибо достаточно известно, что мысль об универсализме христианской религии Христос часто высказывал в притчах ( Мф.8:11 ; Мф.11:28 ; Мф.18:31 и др.). Что касается текста ев. Луки, то некоторое недоумение вызывает в данном отделе чуждое евангелистам Матфею и Марку изречение: „и влас главы вашея не погибнет“ (18 ст.). Трудность поставить эти слова в связь с контекстом и дать им надлежащее толкование заставляет одних западных ученых совсем опустить это изречение, как неподлинное (Реш), а других – видеть в нем по меньшей мере, искажение текста ев. Луки (Шегг). – Естественнее всего, по-видимому, представлять ход мыслей у ев. Луки в таком виде. Иисус Христос предрекает некоторым из последователей насильственную смерть, а всем им вообще страшную ненависть. Всеобщей ненависти (17 ст.) далее и противополагается уверение в невредимости (18 ст.), которая будет состоять главным образом в спасении душ (19 ст. и пар.). Очевидно, трудное изречение 18 стиха лучше всего понимать не буквально, а метафорически: несмотря на всю ненависть, преследования, опасности и даже самую смерть, христиане не потеряют ничего существенного, ничего из того, что составляет их истинную личность 218 . Возможность указать связь данного изречения с другими изречениями эсхатологической беседы говорит против произвольной вставки его евангелистом, а сходство этого изречения с иными подобными изречениями Спасителя (ср. Мф.10:30 ) ручается, несомненно, за его подлинность. Трудность этого изречения объясняется, вероятно, тем, что оно имеет характер пословицы (ср. Мф.19:24 ), обычной у евреев ( 1Цар.14:45 ; 3Цар.1:52 ; Деян.27:34 ) и непонятной для нас, и во всяком случае не дает ни малейшего основания для отрицания его подлинности и принадлежности к эсхатологической беседе.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

42. Беседа во время крестного хода, по случаю большой смертности; 43. Беседа на усекновение главы честного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; 44. Беседа в четырнадцатую неделю на притчу от Матфея, призывающую на браки Сына – против говорящих: почему Бог призвал их, если знал, что они нисколько не будут повиноваться Ему делами своими, и почему сделал их достойными наказания; 45. Беседа на рождество Пресвятой Богородицы; 46. Беседа в семнадцатую неделю на Евангелие от Матфея о жене Хананейской: о ничтожестве человека и похвальном смирении; 47. Беседа в день Евангелиста Иоанна: о любви к Богу и ближнему; 48. Беседа на Евангелие от Луки, во вторую неделю из текста: якоже хощете да творят вам человецы, и вы творите им такожде ( Лук.6:31 ). – В ней говорится и против ростовщиков; 49. Беседа на Евангелие от Луки, в четвертую неделю, из текста: изыде сеяй сеяти Семене своего ( Лук.8:5 ); 50. Беседа на Евангелие от Луки пятой недели из текста: человек некий бы богат и облачашеся в порфиру и виссон ( Лук. 16:19 ), о том, кто из богатых и бедных будет спасен; 51. Беседа на Евангелие от Луки шестой недели, которое начинается: изшедшу Ему (Иисусу) на землю, срете Его муж некий от града и проч. ( Лук.8:27 ); 52. Беседа о том, что частая беседа с Богом в молитве и псалмопении есть утверждение и безопасность во всяком благе, и отвращение и освобождение от всякого зла и нечестия. 53. Две беседы на вход во Святая Святых и о проведении там жизни Пресв. Богородицы и Преснодевы Марии; 54. Беседа о таинствах; 55. Беседа о наградах, уготованных добродетельным и наказаниях – порочным; 56. Беседа в неделю Праотец против неслушающих поучений; 57. Беседа в неделю перед Рождеством Христовым, или св. Отец: о родословной по плоти Господа нашего Иисуса Христа и в девстве родившей Его Пресв. Девы Марии; 58. Беседа на Рождество Христово; 59. Беседа о покаянии; 60. Беседа в праздник Светов – о таинстве крещенния Христова; 61. Беседа о исцелении десяти прокаженных и о мире с Богом и с ближними;

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

   Ничто так людей не порабощает дьяволу, как ненасытное лихоимство и сребролюбие (Беседа 13 на евангелиста Матфея).    Как море никогда без волн быть не может, так сердце сребролюбивого человека не может быть без печали, попечения, страха и мятежа (Беседа 13 на евангелиста Матфея).    Для лихоимца богатство вреднее, чем для безумного меч (Беседа 52 на евангелиста Матфея).    Лихоимец, как ад, всех хочет поглотить, все пожрать; он общий враг целого человеческого рода (Беседа 28 на евангелиста Матфея).    Лихоимец не отличает друга от неприятеля (Беседа 5 на евангелиста Иоанна).    Ничего нет беззаконнее лихоимца, потому что он душу свою продает (Беседа 29 на Деяния апостольские).    Сребролюбие все беды на свете производит: оно обагряет кровью море и часто неправедно окровавливает судейские мечи; оно вооружает разбойников, оно делает убийц отцов и матерей (Беседа 23 на 1 Послание к коринфянам).    Лихоимцы и хищники хуже зверей, так как звери, насытившись, перестают похищать, а ­лихоимцы никогда насытиться не могут (Беседа 9 на 1 Послание к коринфянам).    Лихоимец беднее жизнь проводит, чем Каин, всегда пребывая в страхе и печали: в страхе — из-за того, что имеет, а в печали — из-за того, чего еще не имеет (Беседа 31 на 1 Послание к коринфянам).    Лихоимец, собирая сокровища, неумирающему червю заготавливает пищу (Беседа 24 на Послание к ефесянам). Рассуждение о лихоимстве    Лихоимственная страсть многим и тяжким грехам виною бывает.    Если лихоимец будет судьей или приказным, — присягу и клятву преступает. А от этого виновными невинные, виновные же невинными остаются. Добрые, без удовлетворения оставшиеся, в горшей будут беде; а злые, без наказания, более будут свирепеть и на обиды устремляться, отчего плач, слезы, непрестанные рыдания бедных людей и всякий в отечестве разлад. Если полководец лихоимец, то также присягу преступает, изменяет и отечество предает. Если помещик, то крестьян несносными оброками отягощает. Если купец, — в товаре обманывает, и прочее. И как видно, никто другой так отечеству не вредит, как лихоимец; и Богу, и человеку он ненавистен. Поэтому и называется в святом слове страсть эта «идолослужением», ибо серебро лихоимец, как идола, почитает.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

506 Это повторение не связано ни с наложением источников, ни с неуклюжестью повествователя. Евангелист Марк специально делает здесь смысловой акцент. По словам Виктора Антиохийского (427), «когда Писание дважды или трижды говорит одно и то же, это особенно сильно указывает на истину». См. также Иоанн Златоуст , О непостижимости существа Божъего, гомилия 7, 6, PG 48.766. 507 См. Schweizer 310–312, 315; Schmithals 2, 637: «Эта скорбь не предварение Страстей Иисуса, но составная часть их. Страдания уже начались...»; W. Kelber, «The Hour of the Son of Man,» 52: «Поэтому в Гефсимании христологическая экспликация Марком страданий Сына Человеческого достигает высшей точки... Гефсимания вбирает в себя христологию страданий Сына Человеческого». 509 Cp. Lohmeyer 316–318; Klostermann 149; Schweizer 313–314; Pesch 2, 392. Schmithals 2, 636 даже пытается доказать, что именно в противопоставлении поведения Иисуса и учеников состоит основная мысль рассказа. Эту идею выдвигал уже W. Kelber, «The Hour of the Son of Man», 47–50. 510 Лука даёт весьма человеколюбивое объяснение сну учеников: «[Иисус] нашёл их спящими от печали» ( Лк. 22:45 ). Иоанн Златоуст замечает: «Иисус обращается ко всем и обличает их слабость. Те, которые прежде решались умереть с Ним, теперь не могли бодрствовать и сострадать Ему в Его скорби, но побеждены были сном» (Талкование на Евангелие от Матфея, беседа 83, PG 58.745). Ср. Виктор Антиохийский 426–427. 513 Иоанн Златоуст говорит: «Христос, желая показать,.. что Он не имеет нужды в их помощи, и что Он необходимо должен быть предан, го ворит: «Спите... почиваете. Вот, приблизился час, и Сын Человеческий предается в руки грешников». Этим Он снова показывает, что всё происходившее с Ним было делом домостроительства» (Толкование на Евангелие от Матфея, беседа 83, PG 58.745). Ср. Виктор Антиохийский 426–427. 514 Фраза «один из Двенадцати» встречается также в параллельных рассказах Матфея (26:47) и Луки (22:47). Отсюда видно, сколь глубокое впечатление производил этот факт на раннюю Церковь . Ср. Виктор Антиохийский 428; Klostermann 152.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010