Деян.20:5 .  Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.: «Они», т. е. упомянутые семь спутников, «ожидали нас», т. е. Павла и Луку, в Троаде (см. прим. к Деян.16:8 ). Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль. Деян.20:6 .  А мы, по­сле дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять при­были к ним в Троаду, где про­были семь дней. «После дней опресночных», – т. е. после праздника иудейской Пасхи (ср. Лк.22 и паралл.), которую Павел праздновал по-своему, в духе христианской свободы и верований, оставаясь в покое по заповеди ( Лк.23:56 ). «Дней в пять прибыли... в Троаду» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян.16 и дал.). Деян.20:7 .  В первый же день недели, когда уче­ники собрались для пре­ломле­ния хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следу­ю­щий день, беседовал с ними и про­должил слово до по­луночи. «В первый день недели», – т. е. первый по субботе ­­ наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь ( Мф.28 и паралл.). «Когда ученики», – т. е. троадские христиане, «собрались для преломления хлеба» Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь «преломление хлеба» простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание, в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. Деян.2:42, 46 ). Что именно «в первый день недели» (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла 1Кор.16:2 , а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также Откр.1:10 ). «Продолжил слово до полуночи». Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. Деян.20:25 ). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии ( Деян.20:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Впрочем, говорю все это не для того, чтобы устрашить или смутить тебя, лишив мужества пред ожидающим тебя духовным подвигом. Говорю все это из любви к тебе, желая предупредить о превратностях пути, подготовить и утешить пред долгой и трудной дорогой. Сам Христос призывает тебя поработать в Его уделе и позаботиться об овцах Его словесного стада, и тебе надлежит всем сердцем откликнуться на этот Божественный зов, с готовностью принять волю Владыки всяческих. Не ищи, подобно пророку Иеремии, оправданий для себя, будто ты еще молод и потому говорить не умеешь (Иер. 1:6). Подавший труды непременно подаст и силы для их совершения: ко всем, к кому пошлет тебя Бог, пойдешь, и все, что повелит Он тебе, скажешь , ибо во время благопотребное Он вложит слова Свои в уста твои (Иер. 1:7, 9). Чему подобно служение епископа? Служение епископа подобно маяку, который светит всем кораблям, во тьме блуждающим и стремящимся попасть в тихую и надежную гавань после тяжелого, изнурительного путешествия. Предназначение архиерея не только освящать, но и просвещать мир светом веры Христовой и свидетельствовать о Том, Кто есть Путь и Истина и Жизнь (Ин. 14:6). Неважно, шторм на море или штиль, маяк всегда светит кораблям, в любую погоду указывает, где находится пристань. Так и тебе предстоит проповедовать Евангелие Царствия (Мф. 24:14), невзирая на внешние обстоятельства, благоприятные или не очень, обличая и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4:2). Просвещаемый огнеобразной благодатью Духа Святого, ты призван нести сей Божественный свет ближним и дальним, и горе тебе, если не будешь благовествовать, ибо это необходимая обязанность твоя (1 Кор. 9:16). Но берегись, чтобы, проповедуя, тебе самому не оказаться недостойным и не стать соблазном и претыканием для тех, кто только ищет путь к Богу и еще не окреп в вере. Печально взирать на пастыря, который не живет так, как учит. « Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах , увещевает нас Златоустый святитель. Это свойственно не учителю, а лицемеру » (свт. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). Такой человек подобен арфе без струн или бесплодной смоковнице: его жизнь не созвучна учению, а за раскидистой кроной красивых фраз нет доброго плода духовного делания. Берегись, чтобы не случилось с тобой такого и не сказали о тебе с укором: врачу, исцелися сам!

http://patriarchia.ru/db/text/4985758.ht...

Архипастырские труды весьма обширны и многообразны, но чем бы ты ни занимался — будь то социальное служение, работа с молодежью, межрелигиозный диалог или проповедь Евангелия — все это без любви теряет свою ценность и нет в том никакой пользы (1 Кор. 13:3). «Нет ничего бесполезнее учителя, который любомудрствует только на словах. Это свойственно не учителю, а лицемеру», — справедливо отмечает святитель Иоанн Златоуст (Беседы на Деяния апостольские. Беседа 1). И поскольку истинность слов познается из образа жизни человека, более всего стремись являть личный пример целомудрия, кротости, терпения, любви и послушания Святой Церкви, ведь никакой пастырь не может дать другим того, чего не имеет сам. Особым твоим попечением должно стать евангельское просвещение людей и возрождение духа общинности на приходах. Церковная жизнь не сводится к внешним обычаям и установлениям — она есть подлинное бытие во Христе Иисусе, которое мы переживаем в Евхаристической Трапезе. Сегодня ты получил не лавровый венок, а колючий терновый венец. Ты вступаешь на тяжелый путь крестоношения, и пусть на этой многотрудной стезе твоими верными и надежными соратниками станут священнослужители и миряне епархии, в соработничестве с которыми тебе предстоит развивать и служение милосердия, и духовно-просветительскую деятельность в регионе. Укрепляясь Господом и могуществом силы Его (Еф. 6:10), препоясавшись истиной и облекшись в броню праведности (Еф. 6:14-16), прими жезл сей — зримый символ твоей архипастырской власти, утверждения народа в вере, пасения душ и путеводительства (свт. Симеон Солунский. Премудрость нашего спасения, 48). Теперь же, исполнившись даров Духа Божия, благослови зде присутствующих, молившихся сегодня о еже показати архиерейство твое непорочным и святым и сотворити тебя подражателем истинного Пастыря Господа Иисуса (из чинопоследования архиерейской хиротонии), Ему же честь и слава во веки веков. Аминь. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 4 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5466107.ht...

БЕСЕДА 12 на Еф. 4:17. Деньги — суетны, когда их расточают на удовольствия. — Против огнепоклонников. — Против веры в судьбу и в переселение душ. БЕСЕДА 13 на Ефес. 4:17–19. Что следует разуметь под нечистотой. — Кто может считаться праведным. — О монахах и девственницах, посвящающих себя Христу. — Добродетели и пороки женщин. БЕСЕДА 14 на Еф. 4:25–27. Дурные последствия вражды и способ ее обуздания. — Как нужно подыматься языком. — Вред от злоречия. БЕСЕДА 15 на Еф. 4:31. Следует воздерживаться от крика, брани и побоев. БЕСЕДА 16 на Еф. 4:31–32. Нужно насаждать добродетель и искоренять пороки. — Лучшая месть — воздаяние добром за зло. БЕСЕДА 17 на Еф. 4:32; 5:1–2. Сладострастие — меньшее зло, чем гнев. БЕСЕДА 18 на Еф. 5:5–6. Любостяжание есть идолослужение. — Нужно исправлять своего ближнего. БЕСЕДА 19 на Еф. 5:15–17. Что такое лукавство дня. — Нужно благодарить Бога и в несчастии. — Причины многих естественных вещей неизвестны. — Относительно предметов божественных пытливость неуместна. — В чем истинное побуждение к повиновению. БЕСЕДА 20 на Еф. 5:22–24. Счастливы муж и жена, друг друга любящие. — Сила любви. — Чего нужно искать в жене. — Добрые качества жены. — Супружеский союз — символ нашего единения с Христом. — Нужна снисходительность к недостаткам жены. — Как должен поступать муж в отношении к жене. — Советы бедным супругам. — Как нужно устраивать дом и семью. — Истинные достоинства молодой девушки. — Каких нужно выбирать жен и как относиться к ним. БЕСЕДА 21 на Еф. 6:1–3. Пороки при царском дворе. — Восхваление монаха Юлиана. — При каких условиях богатство наносить вред. БЕСЕДА 22 на Еф. 6:5–8. Об обязанностях слуг. — Разделение на господ и рабов, произошло вследствие греха. — Греховные деяния в Писании называются иногда миром. — Богатство и почести составляют оружие дьявола. БЕСЕДА 23 на Еф. 6:14. Еретические учения о материи. — Собирающий сокровища на земли приготовляет пищу вечному червю. БЕСЕДА 24 на Еф. 6:14–17. В чем состоят оружие христианина и с кем он должен бороться. — Об Анне, матери Самуила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Но преимущественно здесь опи­сываются деяния Павла, более всех потрудившегося. Это потому, что составителем книги был его ученик, блаженный Лука, которого добродетель можно усмотреть как из многого дру­гого, так в особенности из того, что он неразлучно пребы­вал с учителем и постоянно за ним следовал. Так, когда Димас и Гермоген оставили Павла, и один пошел в Га­латию, а другой в Далматию, – послушай, что апостол говорит о нем: " один Лука со мною " (2Тим.4:10). И в послании к Коринфянам о нем же говорит: " во всех церквах похваляемого за благовествование " (2Кор.8:18). Также, когда повествует, что (Христос) " явился Кифе " , потом двенадцати, и говорит: по бла­говествованию, " которое вы и приняли " (1Кор.15:1,5), – то разумеет еван­гелие Луки. Поэтому не погрешит тот, кто ему припишет это творение; а когда я говорю: ему, разумею – Христа. Если же кто скажет: почему же (Лука) не все описал, оставаясь с Павлом до конца? – то я отвечу, что и этого достаточно было для тех, кто хот t л быть внимательным, что (апостолы) всегда заняты были делами нужнейшими, и что главная забота их состояла не в том, чтобы писать книги, так как они многое сообщили и посредством неписанного предания. 2. Но зачем говорить об иудеях, когда и сами ученики, внимая высшим догматам, тогда часто смущались и соблазня­лись? Поэтому Христос и говорил: " еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить " (Ин.16:12). Если же не могли они, не смотря на то, что столько времени обращались с Ним, были участниками стольких таин и, видели столько чудес, – то как могли люди, только что отставшие от капищ, идолов и жертво­приношений, от кошек и крокодилов (таково именно было языческое богопочтение) и от прочих скверн, тотчас принять высокие речи о догматах? Да и сами иудеи, которых ежедневно учит и которым внушает закон: " слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть " , и кроме Его нет другого (Втор.6: 4), которые видели Христа пригвожденным к древу крестному, которые даже сами и распяли, и погребли Его, но не видели воскресшим, – иудеи, слыша, что Он-то и есть Бог и что Он равен (Отцу), не должны ли были скорее всех отступить и удалиться? Потому-то (апостолы) постепенно и мало-помалу возводят их к понятиям высшим и, с одной стороны, вы­казывают великое снисхождение, а с другой – пользуются обиль­нейшею благодатию Духа и именем (Христа) творят чудеса еще большие, нежели какие Он сам сотворил, чтобы посредством того и другого воздвигнуть лежащих долу и удостоверить слово о воскресении.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1641...

«Бог гордым противится» (Иак.4:6). Мерзость пред Господем всяк горделивый. Гордость живет вне Бога; чему же быть вне Бога, кроме ада и геенны? Тайная гордость защищает иных от низких поступков, заставляет решаться даже на дела великодушия, бескорыстия видимого, честности. Но верен Тот, кто сказал «аще не избудет правда ваша паче книжник и фарисей, не внидете в царствие небесное» (Матф. 5:20). Вся ваша суть, «вы же Христовы, Христос же Божий» (1 Кор. 3:23), учит св. апостол. Вот связь всего существующего! Все для нас готово, и средства к жизни земной, и средства к жизни вечной. Кто измерит безпредельную любовь Божию к нам грешным? Вся ваша суть: но с тем, чтобы вы были Христовы, тогда как Христос есть Божий, от Бога посланный Спаситель, спасающий всех грешников. Если Христовы мы, если все наше приносится в жертву Христу Господу: то Его жизнь становится нашею жизнию, Он вселяется в сердца наша; а со Христом — в чем мы можем нуждаться? Самопожертвование, которого требует от нас Господь, есть прежде всего умерщвление греха в себе и всех греховных похотей; а грех и смерть нераздельны, так же как правда и жизнь. Отселе, елико «внешний наш человек тлеет, ... толико... внутренний обновляется по вся дни» (2 Кор. 4:16). Отсекая волю свою, мы даем место в душе воле Господа; умирая для самих себя, живем для Господа; погубляя жизнь самолюбия, жизнь ничтожную, низкую, ты приобретаешь вечную жизнь благодатию животворящего Духа утешителя; не без болезней сей подвиг: но «сила Христова... совершается... в немощ ах», (2 Кор. 12:9) «Дух спослушествует духови нашему, яко есмы чада Божия» (Рим. 8:16). За подвиги крестного, но временного, самопожертвования готовятся вечная радость и мир на небе. «Побеждающему дам сести со Мною на престоле» , — глаголет верный и истинный (Откр. 3:21). «Темже убо, братие, должны есмы не плоти еже по плоти жити. Аще бо по плоти живете, имате умрети аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете» (Рим. 8:12—13). Братия! не будем беречь души? земной, плотской, жаждущей наслаждений чувственных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2969...

Второе слово свое о том, что делал и чему учил Иисус Христос , святой Лука начал тем, чем кончил первое слово, т. е. рассказом о вознесении Иисуса Христа на небо. В рассказе о сем событии священный дееписатель останавливает внимание на том, что Иисус Христос по вознесении Своем в течение 40 дней неоднократно являлся ученикам Своим и утвердил их различными доказательствами в истинности Своего воскресения, причем говорил им о Царствии Божием. Но не успевшие еще отрешиться от предрассудков своих современников относительно Царствия Божия на земле и еще не возрожденные Духом, ученики Иисусовы, может быть, под влиянием новых мечтаний, пробудившихся в них при мысли о воскресении их Учителя, спрашивают Его: не в это ли время восстановит Он царствие Израелево? – и слышат ответ, что не их дело рассуждать о временах и сроках, которые Отец Небесный положил во власти Своей, но что они поймут и бесполезность своего вопроса и ощутят действительность наступления сего царствия, когда исполнятся Духа святого и начнут распространять его своею проповедью, начиная от Иерусалима до краев земли. При этом Он повелел не отлучаться от Иерусалима до получения обетования. После этой беседы ( Мк.16:19 ) Иисус Христос благословил их и стал отступать от земли в виду их и возноситься к небу. Светлое облако скрыло Его от глаз учеников. Явившиеся два ангела уверили их, что Иисус Христос таким же образом и возвратится с неба, каким он теперь вознесся на небо; они, поклонившись Вознесшемуся, с радостью возвратились с горы Елеонской в Иерусалим и пребывали в Сионской горнице до дня получения обетованного Духа Святого. 1 . Беседа Иисуса Христа с учениками в день Вознесения может служить лучшим доказательством того, что не возрожденные Духом Святым не понимают или с трудом могут понять духовное и высшее ( Ин.3:12 ). Несмотря на 40-дневное пребывание Воскресшего с ними, на постоянные беседы Его о Царствии Божием, они все еще мечтают о царстве Израилевом земном и забывают, что Царствие Божие внутри них, т. е. должно открыться в их духе, в любви к Богу и к ближнему, в мире с Богом, со всеми и прежде всего с собою (с совестью), и в радости о Духе Святом, о святых Его Дарах, в радости, происходящей от уверенности, что они спасены и что имена их написаны на небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

14 И вложил Он в тетиву орудия смерти, стрелы Свои огненосными сделал. 15 Вот грешник заболел неправдою, зачал злобу и породил беззаконие. 16 Ископал ров и углубил его, но сам упадет в яму, вырытую им. 17 Обратится злоба его на голову его, и на темя его неправда его падет. 18 Прославлю Господа за правый суд Его и воспою имя Господа Всевышнего! 1 28 В конец, о точилах, псалом Давида, 8. 2 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Ибо вознеслось величие Твое превыше небес! 3 29 Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя. 4 Вот смотрю на небеса, деяния рук Твоих, на луну и звезды, сотворенные Тобою! 5 Кто есть человек, что помнишь Ты его? Или сын человеческий, что посещаешь Ты его? 6 30 Умалил Ты его лишь немногим пред ангелами, славою и честью увенчал его; 7 31 И поставил его над делами рук Твоих, все покорил под ноги его: 8 32 Овец, и волов, и всякий скот полевой, 9 33 Птиц небесных и рыб морских, проходящих стезями морскими. 10 34 Господи, Господь наш, как чудно имя Твое по всей земле! Слава: 1 Вынесенный в начало сборника псалом 1 служит зачином Псалтири. В нем показан контраст добра и зла, праведных и грешных и установлен критерий нравственности человека – его верность Божественному Закону. Св. отцы понимают этот псалом как развернутую метафору, видя в нем, с одной стороны, свидетельство о внутренней жизни человека, с другой – пророчество о Господе нашем Иисусе Христе. Свт. Василий Великий (IV в.) толкует слова совет нечестивых как возникающее в сердце сомнение, неверие, недоверие Богу, путь – как жизнь, которая все время движется к концу, сидел – как неподвижное, постоянное коснение в грехе, губителей – как тех, кто стремится свои пороки предать другим, и весь смысл первого стиха он разъясняет так: «Блаженное дело и не помышлять о зле; если же, уловленный врагом, принял ты в душу советы нечестия, не стой в грехе, а если тому подвергся, не утверждайся во зле (Свт. Василий Великий . Беседа на первую часть первого псалма). В отличие от свт. Василия свт. Афанасий Великий (IV в.) усматривает в псалме иносказание о Христе. Для него нечестивые, грешники, губители – это книжники, фарисеи, законники, которые восставали на Господа нашего Иисуса Христа, источники вод – это Божественное Писание, которое проповедует Господа, а древо – Сам Господь наш Иисус Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так как деятелей Олонецкой миссии и в увеличенном её составе для дела миссии не достаточно, то желательно было бы иметь сотрудников. Для приобретения этих последних необходимо было бы устроить постоянную миссионерскую школу. Но так как организация её сопряжена с большими расходами, то все таки желательно было бы устройство временных миссионерских курсов из крестьян не моложе 18 лет, окончивших курс в народных школах. 14. Устройство миссионерских кружков В каждом раскольническом приходе епархии для ослабления раскола необходимо устройство миссионерских кружков из ревнителей православия. Священники приходские обязаны образовывать такие кружки, подмечая в своих приходах этих ревнителей, давая им постоянные указания и наставления. Окружные миссионеры и их помощники во время поездок своих должны содействовать в этом приходским священникам, а именно: подмечать ревнителей во время своих бесед и, в свою очередь, руководить ими, снабжая их книгами, брошюрами и листками противораскольнического содержания и указывая в старопечатных книгах места, обличающие заблуждения раскола. 15. Устройство противораскольнических библиотек в миссионерских округах и приходах В каждой библиотеке о.о. окружных миссионеров и их помощников настоятельно необходимы следующие книги: 1. Евангелие старопечатное. 2. Апостол старопечатный. 3. Апокалипсис с толкованием Андрея Кесарийского . Киев 1625 г. 4. Благовестник или толкование на Евангелие – Феофилакта Болгарского . Москва, 1649 г. 5. Беседа св. Иоанна Златоуста на Деяния св. апостол. Киев, 1624 г. 6. Беседы св. Иоанна Златоуста на 14 посланий ап. Павла. Киев, 1623 г. 7. Толковый апостол. Почаев, 1784 г. 8. Псалтирь учебная, издан. при патр. Иосифе. 9. Потребник с номоканоном. Москва, 1536 г. 10. Иноческий потребник. Москва, 1639 г. 11. Служебники патриаршие. 12. Триодь постная старопечатная. 13. Триодь цветная старопечатная. 14. Июльская служебная минея старопечатная. 15. Маргарит. Москва, 1641 г. 16. Соборник. Москва, 1647 г. 17. Златоустник. Нечаев, 1795 г., или Вильна, 1798 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

65 Беседа 46 на Деяния. См.: Св. Иоанн Златоуст. Беседы на Деяния апостольские. М., 1994, с.405—406. Мы даем перевод по тексту преп. Никодима. 66 «Солнце и луна остановились на месте своем» (Авв.3:11). 67 Слова огласительные. Слово 2. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.1. М., 1993, с.258. 68 Лев VI Мудрый, византийский император в 886—912 гг. — Прим. пер. 69 Разумеется, кроме того случая, когда человек находится при смерти. В таком состоянии ему всегда позволяется причаститься, под какой бы епитимией он ни находился. Если же человек выздоравливает, срок епитимии продолжается. — Прим. пер. 70 То есть разрешается причащаться только на Пасху. — Прим. пер. 71 Преп. Никодим так толкует это место: «Молчание — это предательство и отречение от истины». 72 Стихотворное переложение Сергея Дяченко. 73 Слово о блаженном Вавиле и против Юлиана. См.: Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста. Т.2. Кн.2. М., 1994, с.589. 74 Правила нравственные, 19, 1. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч. 3. М., 1993. с.387. 75 Нравственные правила, 19, 2. См.: Там же, с.388. 76 Нравственные правила, 12, 2. См.: Там же, с.378. 77 Нравственные правила, 12, 4. См.: Там же, с.379. 78 О девстве. См.: Полное собрание творений. Т.1. Кн.2. М., 1991, с.367. 79 Послание 10, Ироне, диакону антиохийскому. Гл. 2, 1. 80 Стихотворное переложение Сергея Дяченко. 81 См.: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит...» (Ин.16:13). 82 О вере. См.: Творения иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския. Ч.5. М., с.21—22. 83 Слово 62. 84 То есть он должен от подчиненных получить свидетельство, подтверждение в том, что его дела и слова являются истинными. — Прим. пер. 85 Нравственные правила, 70, 37. См.: Там же, с.476. 86 Нравственные правила, 72, 1. См.: Там же, с.478. 87 См: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал.5:22—23).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3713...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010