С другой стороны, в этом же и объяснение того факта, что Господь для проявления Своей силы может избирать самые обыкновенные предметы и посредства (чудотворные иконы, ризы, мощи, освященную, воду и т.п.), что некоторыми так настойчиво отвергается, как странное и невозможное. Когда некоторые заклинатели, в числе их семеро сыновей первосвя-щенника Скевы, стали употреблять имя Иисуса Христа, проповедуемого апостолом Павлом, для изгнания бесов, то злой дух поражает их самих. Как замечает святитель Златоуст, они веровать не хотели, а изгонять злых духов этим именем хотели и притом делали это по любостяжанию. И хотя, по слову Спасителя, кто не против Него, тот за Него ( Лк.9:49–50 ), но в этом случае Бог попустил злому духу наказать суеверных заклинателей, чтобы таким образом оградить от такого же злоупотребления Его именем, какое хотел сделать из Него или из даров Святого Духа Симон волхв ( Деян.8:10 ). Имя первосвященника Скевы совершенно неизвестно ни из Иосифа Флавия, ни из других источников, но оно могло быть прозванием какого-нибудь из известных архиереев как Маккавей, Гиркан, Каиафа и подобные. Причиною мятежа против пути Господня было неудовольствие серебряника Димитрия на уменьшение сбыта изображений Дианы вследствие уменьшения ее поклонников. Такие изображение Дианы с видом знаменитого ее храма в Ефесе носились на груди или на шее в качестве амулетов или привесок и потому их ежегодно расходилось чрезвычайное множество. Димитрий среброковач, вероятно имел фабрику для изготовления изображений Артемиды. С распространением веры христианской естественно должен уменьшиться сбыт изображений Дианы, что и послужило для Димитрия ближайшим поводом к поднятию мятежа против Павла. Путешествие апостола Павла из Эфеса в Иерусалим и прощальная беседа его с эфесскими пастырями (Деян.20:1–21:16) Мятеж Димитрия ускорил переход апостола Павла из Ефеса в Македонию, а оттуда в Элладу, но возмущения иудеев везде поставляли преграды его апостольской деятельности. Павел вздумал отправиться в Сирию.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

   Чем доказал апостол Павел, что он апостол, и удовлетворительно ли доказал? Скорее можно спросить наоборот: чем он не доказал своего апостольства? Златоуст справедливо заметил, что «как при имени Крестителя тотчас представляется Иоанн (Предтеча), так при имени апостола тотчас разумеется Павел» (Беседа 55 на Деяния апостольские). Так выдержана идея апостола в деяниях Павла! Павел не был в числе апостолов, сопутствовавших Иисусу Христу, не слышал Его учения, не видал Его во время земной жизни: зато Сам Иисус Христос непосредственно явился ему с громом и молнией. Так важно было лицо Павлово! Способ обращения апостола Павла известен из Деяний апостольских (Деян. 9:1—18, 22:4—16). Что действительно оно случилось так, как писано, сомневаться нет ни малейшей причины: ибо кому и верить в этом отношении, если не такому человеку, как Павел? Если бы даже и не было сказано в Деяниях апостольских о необыкновенном способе обращения апостола Павла, то необходимо было бы предположить нечто чудесное в его обращении. Он идет в Дамаск, «дыша угрозами и убийством на учеников Господних» (Деян. 9:1); но приходит туда для того только — чтобы принять крещение, после коего всю жизнь свою решается посвятить на защиту той религии, которую гнал. Отчего такая перемена? Выгод, почестей ожидать было невозможно. Не имей он чудесного призвания свыше, его перемена осталась бы неизъяснимой. Мелкие сомнения, различные толки касательно сего события так неважны, что не считаю нужным и пересказывать их.    Павел, избранный в апостола Иисусом Христом, посвященный Духом Святым в сие высокое звание, сам постарался быть верным своей должности, то есть, чтобы передавать другим учение Иисуса Христа во всей его чистоте и истине. Ему ли бы, имевшему столько доказательств на свое апостольство, сомневаться о том — верно ли он учит? Однако он сомневается; нарочно идет в Иерусалим, чтобы узнать — «не напрасно ли он подвизается» (Гал. 2:2); сравнивает свое учение с учением первейших апостолов; уверяется, что оно согласно с их учением, и — паки идет на проповедь.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

гл. 3. 389 De eccles hier cVIII, sect 11, параграф 4; 6. 390 Цитировано у Иоанна Дамаскина, «Слово об усопших в вере». «Творения», том 1, стр. 584. 391 Тайноводственное поучение V, гл 9. 392 Св. Киприан Карфагенский. Письмо 24 к клиру о помощи исповедникам. Цит по Святоотеческая хрестоматия. Сост. Протоиер. Николай Благоразумов . Изд. М. 2001 г. стр. 147. 393 «О жизни блаженного царя Константина». Книга IV гл. 71 стр. 272. В другом своем сочинении Евсевий пишет: « У нас обычай посещать гробы и совершать здесь молитвы». (Подготовка к Евангелию, книга XIII, параграф 11). 394 Беседы на Деяния апостолов, гл.9, нравоучение 21. 395 Беседы на первое послание коринфянам, гл. 15, нравоучение 41. 396 Беседа на послание к филиппийцам, гл.1, нравоучение 3. 397 Кальвин. «Установления», отд. III гл. 10. Бингам. “О начале Церкви», XV гл. 3; 16. 398 С.В. Санников. «Начатки учения». изд. Одесской библейской школы 1991 г., стр. 186. 399 В протестантской среде к проповедникам массового покаяния и обращения часто прилагается определение: “комбайн Божий”- как лучшего делателя на ниве Христовой (по слову Христа: жатвы много, а делателей мало ( Мф. 9:37 ). 400 Луис Беркхов. История христианских доктрин. Изд. “Библия для всех”. СПб. 2000 г. стр. 235. 401 Речь пойдет о той части христиан, которая ныне пребывает на небесах со Христом. 402 Так как апостолы наиболее близки сердцу протестантов, а прочие праведники (как Николай Чудотворец и др.) вызывают те или иные нарекания, то в пример преимущественно будут браться святые апостолы. 403 С.В.Санников. «Начатки учения». изд. Одесской библейской школы 1991г., стр. 185. 404 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 14. 405 П.И.Рогозин. Цит. изд. стр. 15. 406 “ История о богаче и Лазаре – не притча ”. (П.Рогозин.“Лжесвидетели». М. 1993 г. стр. 38). 407 Эта цитата по греческому переводу 70 толковников (III век до Р.Х.), но и в еврейском тексте обещание Самуила записано: И я также не допущу себе греха пред Господом, чтобы перестать молиться за вас ( 1Цар. 12:23 ). 408 Конечно, две последние цитаты из книг неканонических, но их читала Церковь первых веков и назвала “благочестивым чтением”.

http://azbyka.ru/pravoslavie-protestanti...

Его же лист 16. «И вообще, если тщательно исследуем весь новый завет, то нигде не встретим в нем, чтобы смерть приписывалась Богу, но – или Христу, или Господу, или Сыну. А эти имена: Христос, Сын, Господь, когда усвояются в писании Единородному, обозначают оба естества, иногда божество, иногда человечество, а иногда то и другое вместе. Напр. когда Павел в послании проповедует: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его ( Римл. 5, 10 ): то обозначает сим человечество Сына. Но когда он же говорит (в послании) к Евреям: Бог глагола нам в Сыне, имже и веки сотвори ( Евр. 1, 1. 2 ): то показывает божество Сына; ибо не плоть сотворила веки, сама быв сотворена после многих веков.». И ниже: «не божество имело братом Иакова, не смерть Бога Слова возвещаем, когда вкушаем Господню плоть и кровь» ( 1Кор. 11, 26 ). Его же (Нестория) лист 23. «Я замечаю в нашем народе великую привязанность к вере и пламенную ревность к благочестию, но по невежеству в божественных догматах он часто впадает в заблуждения. В этом впрочем виноват не самый народ, но, как бы выразиться приличнее? – Наставники ваши не имели времени сообщить вам точнейшего учения». Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: вот он прямо говорит здесь, что никто из бывших до него учителей не говорил народу того, что он говорил. Флавиан, епископ филиппийский, сказал: так как все сказанное Несторием отвратительно и богохульно, и слух наш не может более выносить сих мерзостей: то пусть все богохульные его слова, в изобличение их виновника, будут внесены в акты. Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: достопочтеннейший и благочестивейший митрополит и епископ карфагенский Капреол с диаконом Везулою прислал сему святому собору послание. Если повелит ваше благочестие, я прочитаю это послание, равно и перевод его «Епископ Капреол благочестивейшим и блаженнейшим сослужителям, отовсюду сошедшимся на собор, желает о Господе всякого блага. «Я желал, благочестивейшие братия, чтобы при настоящем положении дел созван был ваш досточтимый собор, – и нам хотелось бы отправить на сей собор не достойное слез извинение, но благоустроенное посольство, состоящее из нескольких собратий и епископов наших, избранных общим голосом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Источником своего учения считали семь священных книг, на основании текста: премудрость созда себе дом и утверди столпов седьмь. Эти книги были следующие: 1) псалтирь, 2) 16 пророков, 3) Евангелие Матфея, 4) Ев. Марка, 5) Ев. Луки, 6) Ев. Иоанна, и 7) деяния и послания апостольские с откровением Иоанна Богослова 1324 . В толковании их они допускали самый чудовищный аллегоризм и потому учение их было исполнено множеством самых нелепых бредней и сказок, находившихся во взаимном противоречии. «Не бо состоятся вкупе речи их, но разновлекутся, аки гнила свита», по словам пресвитера Космы. Будучи противоцерковной, богомильская ересь была и противогосударственной, ибо богомилы учили «своя си не повиноватися властелем своим, царей ненавидели, ругалися старейшинам, укоряли боляры, мерзки Богу мнили работающих царю и всякому рабу не велели работати господину своему». Они отвергали присягу, войну 1325 и смертную казнь. Вероятно по этой-то причине Алексей Комнен обратил на богомилов особенное внимание и вел с ними долгую и жестокую борьбу, начавшуюся около 1111 года, не прекращавшуюся до самой его смерти и продолжавшуюся его преемниками. Успехи богомильства в самой столице начали беспокоить императора. Ему удалось узнать, что главой этой тайной ереси в Константинополе был один монах, прежде бывший врачом, по имени Василий. Чтобы выведать, в чем состоит богомильское учение, император тайно призывает его во дворец, оказывает ему высокое внимание и делает вид, что желает быть его учеником и последователем. Обольщенный Василий во многих беседах, в присутствии брата царского Исаака, открывает, наконец, императору свое учение. Между тем император посадил за занавес скорописца, который, конечно, все речи Василия занес в протокол. Когда беседа кончилась, император отдернул занавес и изумленному Василию представилось целое заседание высших духовных и светских сановников, во главе коих находился патриарх Николай. Еретику был предъявлен составленный скорописцем протокол, но он не отказался от своего лжеучения, а объявил собранию, что готов за это учение умереть.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

И сказал им: вы же, избранные Мною и считающие ложными мнения тех, из коих одни принимают меня за Иоанна Крестителя, другие за Илию, третьи за Иеремию, или одного из пророков, вы, которые три года последовали за Мной, которые видели Мою силу и чудеса, видели как Я ходил по морю, и разделяли со Мною стол, вы кого Мя глаголете быти? Тотчас первоверховный из апостолов, уста учеников, Петр сказал: Ты еси Христос, Сын Бога живаго ( Матф. 16, 13–16 ). Ты еси Христос, то есть, соединивший в Себе два естества, вочеловечившийся. Ты еси Христос, – не сказал – сыны, а – Сын Бога живаго, ибо знал единство Лица. – Помолимся же Отцу (небесному), да ниспошлет Он нам обычную трапезу – всесовершенные и многоразличные дары Св. Духа, да восполнит чашу учения, да исполнит нас того веселия, которое – мать целомудрия. Скажем: да востанет Отец, слава моя, да востанет псалтирь и гусли ( Пс. 56, 9 ) Святого Духа, которому слава и держава во веки веков. Аминь. Беседа того же (епископа Павла), сказанная в великой александрийской церкви, 1-го января, о воплощении Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, и в похвалу архиепископу Кириллу Недавно, ратуя за истину пред вашею любовию с усилием борца, мы не могли окончить своего слова: нужды наших братий побудили нас оставить место сражения. Теперь приготовившись вновь, опять выступаем на борьбу. Пусть и теперь этот истинный отец и наставник сделает тоже, что сделал тогда: пусть будет судиею этой борьбы. А тогда своим веселым лицом и светлою улыбкою он засвидетельствовал, что ему приятна эта борьба, и протянувши к нам свою десницу, как масличную ветвь, показал тем, что он стоит на нашей стороне, и высказал, что он удостаивает своего сына похвалы и готов увенчать его и провозгласить победителем. Народ воскликнул: „дар Божий – Кирилл! ты всех сделал подобными себе. Достойный пришел к достойному. Народ твой говорит: сохрани Господи отца епископов. Кстати пришел ты, епископ православный, учитель вселенский. Кто верует таким образом, того любят. У великого учителя великий почитатель“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Богослужебное собрание происходило в горнице третьего этажа: «ибо церкви (т.е. храма) еще не было» (Злат.). Во время продолжительной Павловой беседы юноша Евтих, сидевший на подоконнике открытого окна, уснул («не по лености, а по естественной надобности» – Злат. – по причине продолжительности беседы); сонный он упал с такой высоты и убился до смерти. – Поднят мертвым: т.е. найден мертвым, пришедшие к упавшему нашли, что он мертв; следовательно, смерть его засвидетельствована присутствовавшими тут как действительная смерть. – Пал на него и обнял: так некогда воскрешен был пророком Илией сын вдовы сарептской ( 3Цар.17:21 ) и пророком Елисеем сын суманитянки ( 4Цар.4:34 ). – Душа его в нем: выражение не значит, что душа его еще в нем, что отрок еще не умер; оно значит, что душа его опять в нем, что умерший отрок опять жив, т.е. воскрешен; только смиренный апостол не выражается так прямо, чтобы люди не превозносили его за совершенное им величайшее чудо (ср. Злат.). Вошедши же и преломив хлеб и пр.: преломление и вкушение хлеба во время общественного богослужебного собрания в день воскресный еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом; падением юноши Евтиха эта беседа была прервана, и вот Павел, возвратившись в горницу после воскрешения юноши, приступил к самому действию преломления и вкушения хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя и упоминается только об одном Павле, так как дееписатель ведет речь собственно о нем. Полное любви и заботы сердце его и после сего еще требовало излияния своих чувств и учения, и он пробеседовал даже до рассвета, и потом (точнее – и так, т.е. не дав себе даже успокоения телесного после трудов) вышел, т.е. отправился в предположенный путь, выйдя из горницы собрания и из города. – По отшествии Павла, отрока Евтиха привели в горницу собрания живого (в противоположность выражению – нашли мертвым, ст. 9) и собравшиеся и еще не расходившиеся не мало утешились в своей горести от разлуки со своим отцом и учителем Павлом, – утешились «как тем, что получили живым отрока, так и тем, что было знамение» (Злат.). Дальнейшее путешествие до Милита (13–16)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

18. В переговорах Патриарха Тихона с Красницким участвовали также митрополиты Крутицкий Петр (Полянский), Тверской Серафим (Александров) и Уральский Тихон (Оболенский) (Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Т.2. Kusnacht, 1978. С.264). 19. См. прим. XI,16. 20. Ин.19:38. 21. Решение Патриарха Тихона о принятии в общение Красницкого было обусловлено двумя причинами: а) желанием ускорить ликвидацию раскола путем создания прецедента примирения с одним из наиболее радикальных обновленческих вождей; б) обещанием властей освободить томящихся в тюрьмах и ссылках архиереев и допустить деятельность Синода. Однако столкнувшись со всеобщим недовольством верующих и духовенства (большое значение имела, в частности, беседа Патриарха с митр. Казанским Кириллом (Смирновым), просившим Святейшего " не жалеть архиереев " ), св. Тихон прекратил всякие переговоры с Красницким и уже в конце июня 1924 г. аннулировал майское соглашение с ним.  Письмо четырнадцатое 1 октября 1924 г. Покров Пресвятыя Богородицы Прошло уже почти три месяца со времени нашей последней беседы с вами, дорогие друзья мои. И немощи, и непредвиденные хлопоты, и переезды с одного места на другое, и, наконец, леность, - все это соединилось, чтобы отвлечь меня от всегда утешительного для меня общения с вами. Берясь за перо в этот раз, я особенно желал бы иметь дар художественного изображения людей и жизни, чтобы живописать пред вами исключительный по духовной красоте образ одного из величайших отцов Церкви, славного исповедника истины Христовой и просвещеннейшего, воистину богомудрого защитника ее. Я говорю о преподобном Максиме, жизнь и деяния которого способны умилить и восхитить и каменное сердце. Сколько раз перечитывал я житие этого стойкого страдальца за истинную Христову веру, и каждый раз с неослабным интересом и душевным волнением, доходящим иногда до восторга. Этот великий муж, требующий, чтобы изобразить его во всем его действительном величии, - пера великого и даже богодухновенного художника, представляет в своей личности и жизни блестящее подтверждение той истины, уяснению которой посвящены три предыдущие письма мои, а именно, что в недрах Церкви ни количество лиц, ни высота их иерархического положения не имеют значения в деле раскрытия и утверждения религиозных учений. Количеству и высокому внешнему положению людей Дух Святый нередко противопоставляет нравственный авторитет одиноких не сановных личностей, которые и являются верными выразителями и истолкователями Божественных истин в противоположность (как это вы видели в предшествующих письмах) заблуждающимся и упорствующим в заблуждениях многочисленным сановникам, духовным и светским. Ярким примером такой богоизбранной личности и является св. Максим Исповедник.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Как небесная музыка звучат слова анафоры Св. Василия Великого : «Нас же всех от Единаго Хлеба и Чаши причащающихся, соедини друг ко другу, во едино Духа святаго Причастие… Всех нас приими в Царство Твое, сыны Света и сыны дне показавый, Твой мир и Твою любовь Даруй нам… И даждь нам едиными устами и единым сердцем славити и воспевати пречестное и великолепное Имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа». Примечания: 1 См., например: Lietzmann H. Messe und Herrenmahl. Bonn, 1926; Карабинов И. Евхаристическая молитва. СПб., 1908; Gavin F. The Jewisch antecedent of the Christian Sacraments. London, 1928. C. 6097. 2 Священнейшая Евхаристия – узы любви. Св. Иоанн Златоуст . Беседа 11 на Деяния. Полное собрание творений. Т. IX. 1903. СПб., С. 355. 3 Интересны статьи Gibbins H. J. The problem of the liturgical section of the Didache. The Journal of theological studies. Vol. 36 (Oct. 1835), pp. 373386; Middleton R. D. The Eucharistic Prayers of the Didache. Ibid. (Juli), pp. 259267. 4 Собрание древних литургий. Вып. I. СПб., 1874. С. 4043. 5 Подробнее см.: Петровский А. Древний акт приношения вещества для таинства Евхаристии и последование Проскомидии. Христ. Чтение, 1904. Т. CCXVII, ч. I. С. 406 и след. 6 Св. Ириней Лионский . Contra Haer., 1.4. с. XVIII. Собрание древних литургий. Вып. I. С. 46. 7 Св. Иустин Мученик . Ibid. С. 42. 8 De Oratione. Собрание древних литургий. Вып. 1. С. 58; Молитва перед целованием мира, Сирийская Литургия Иакова. Собрание древних литургий. Вып. 2. С. 24; Сирийская Литургия Василия Великого . Вып. 2. С. 86. Александрийская Литургия св. Марка. Вып. 3. С. 29;. Эфиопская Литургия. Вып. 3. С. 99; Коптская Литургия. С. 53–54; Армянская Литургия. Вып. 2. С. 200–201; Мозарабская Литургия. Вып. 4. С. 144; Молитва перед целованием в русских рукописных служебниках, начиная с XIV в.; Орлов М. Н. Литургия св. Василия Великого . СПб., 1909. С. 159. 9 Иерей целует покрытые дискос и потир, и край престола. 10 1Кор. 14, 16 ; Чины древних литургий. Иустин Мученик . Собрание древних литургий.

http://azbyka.ru/evxaristiya-v-drevnej-c...

Законоположительные книги Нового Завета. Обозрение Четвероевангелия Понятие о Евангелии. Главное место в Новозаветной письменности бесспорно принадлежит Евангелиям. Это такие Писания, в которых Апостолами Иисуса Христа и их ближайшими учениками, по внушению Святого Духа, довольно подробно и в известном порядке представлены жизнь, деяния и учение Богочеловека на Земле, на сколько то нужно было для утверждения христиан в вере в Него ( Лк.1:4 ; Ин.20:31 ). Как весть, или проповедь о всеблагом Спасителе и о вечном Спасении, эти Книги по справедливости называются Евангелиями (благою вестью), и получили такое название от самих писателей ( Мк.1:1 ), подобно тому как и Сам Иисус Христос называл проповедь о Царствии Божием и о Себе Евангелием ( Мф.26:13 ; Мк.16:15 ). Святой Иоанн Златоустый (1-я беседа на Евангелие от Матфея) говорит, что Матфей Книгу свою справедливо назвал Евангелием: потому что «оно всем: и врагам и невеждам, сидящим во тьме, возвещает конец наказания, разрешение грехов, Оправдание, Освящение, Искупление, Всыновление, наследие Небес и сродство с Сыном Божиим. Что же может сравниться с таким благовестием»? (Твор. Иоанна Златоустог о, изд. С. – Пб. Дух. Акад., т. VII, 1:7). К этому названию Книг в первом же сборнике, содержавшем в себе все или несколько Евангелий, собиратели должны были по необходимости присоединить и имена писателей: κατα Ματθαον, κατα Μαρκον и так далее, что значит: по Матфею, по Марку, то есть по сказанию, по записи Матфея, Марка и прочих. Славянское и Русское: от Матфея, от Марка имеют тот же смысл. Понимаемые в вышеуказанном смысле, как Благовестие о Спасителе и о Спасении, с целью утверждения в вере, Евангелия отличаются от тех апокрифических сказаний о жизни и чудесах Иисуса Христа, которые с такою подробностью и вниманием касались событий из малоизвестного периода Его жизни: от рождения до вступления в общественное служение; отличаются и от всех других изложений Евангельской историй. Число Евангельских Книг. Апостолы первоначально проповедовали устно, но очень рано уже они начали записывать своё благовестие в письмена. Желая дать новообращающимся ко Христу краткое, но точное изложение жизни и учения Иисуса Христа, Апостолы и их ученики естественно старались дать этому изложению более или менее однообразный вид в общем и избежать разногласий и повторений в частном; при этом, конечно, не забывались и личные потребности первоначальных читателей Евангелия, равно как имелось в виду и намерение оградить их от лже-евангелий.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010