Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕРЛЮКОВСКАЯ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) Берлюковская пуст. во имя свт. Николая. Литография. Кон. XIX в. (ГМИИ) находилась на левом берегу р. Вори по правую сторону Стромынского тракта близ дер. Авдотьино Богородского у. Московской губ. (ныне Ногинский р-н Московской обл.). По преданию, записанному в XIX в. настоятелем Б. п. архим. Венедиктом, ок. 1606 г. в лесу, на берегу р. Вори, поселились насельник сожженного польск. войсками Стромынского мон-ря иеросхим. Варлаам и старицы разоренного Успенского Пречистенского мон-ря (в с. Аристове) игум. Евдокия и казначея Ульяна с послушницами: о. Варлаам на заброшенном кладбище при ветхой деревянной часовне, игум. Евдокия там, где впосл. возникла дер. Авдотьино, названная ее именем, мон. Ульяна - на горе, позже названной Ульяниной. Принесенную с собой чтимую икону свт. Николая Чудотворца подвижники поместили в часовню, где стали служить вечерню, читать Псалтирь. На богослужения приходили окрестные жители. Ок. 1615 г. о. Варлаам с помощью прихожан, к-рые положили начало общине, построил небольшую Никольскую ц. После кончины иеросхим. Варлаама храм опустел. В XVII в. место подвигов подвижников получило название Берлюковского монастырища, предположительно по имени разбойника Берлюка (или Бирюка). Днем он выходил на Стромынский тракт с посохом в руке и иконкой на груди, испрашивая у проезжих милостыню, а ночью грабил. Награбленное Берлюк хранил в пещере на берегу р. Вори. К XVII в. относится первое упоминание в документах Никольской ц. (в писцовых книгах Московского у. 1631 г.: «В Черноголовской волости пустошь, что было сельцо Берлино на речке Воре. Пашни худые земли церковные, что был храм Николая Чудотворца»; в дозорных книгах 1680 г.: «Николая Чудотворца церковная земля, Черноголовской волости в пустоши, что была сельцо Берлино»). Собор во имя Св.Троицы. Фотография. Нач. ХХ в.

http://pravenc.ru/text/78164.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Иванович Грязнов (21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество ). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. Св. прав. Василий Грязнов. Портрет. XX в. В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.

http://pravenc.ru/text/150665.html

К 1895 г. число членов братства достигло 117 чел., а его капитал - 67268 р. Большую роль в благотворительной деятельности братства играла семья купцов и предпринимателей Щаповых. В. И. Щапов, будучи в 1845-1864 гг. старостой Елоховской ц., завещал храму капитал в 26 тыс. р., проценты с к-рого шли на пособия беднейшим прихожанам, раздававшиеся к Рождеству и Пасхе. При возведении нового здания храма В. И. Щапов оплатил треть стоимости работ (около 70 тыс. р.). Его сыновья Петр, Илья и Павел являлись почетными членами братства; Петр Васильевич в 1876 г. был избран председателем Совета братства, в 1890 г. на этом посту его сменил сын Петр Петрович. Действительным членом братства был М. И. Щапов, управляющий фабрикой и торговлей фирмы «Братья Петр и Илья Щаповы», дед историка Я. Н. Щапова . В кон. XIX - нач. XX в. в братство охотно вступали члены московских предпринимательских семей, исстари тяготевших к приходу Богоявления, что в Елохове: Алексеевых, Бутюгиных, Калининых, Камыниных, Ляминых, Мухиных и др. Деятельным братчиком был и купец Н. З. Дурылин, отец писателя. К Богоявленскому храму были приписаны неск. московских домовых церквей, богослужения в к-рых совершались причтом храма. В 1899-1903 гг. приписной к храму значилась ц. во имя святителей Московских Петра, Алексия, Ионы и Филиппа на епархиальном свечном заводе (Посланников пер., д. 9, здание сохр.). Приписными к Елоховскому храму были также ц. сщмч. Филиппа, митр. Московского, при Казанском железнодорожном техническом уч-ще, освященная в 1913 г. (Н. Красносельская ул., ныне д. 39, здание сохр.), и ц. свт. Николая Чудотворца при распределительно-эвакуационном пункте Российского об-ва Красного Креста на Владимирском ш., освященная в 1915 г. (здание не сохр.). В 1722 г. в Немецкой слободе существовала деревянная Никольская часовня, дававшая храму Богоявления рубль в год, в 1787 г. она перешла во владение Николаевской Берлюковской пуст. Богородского у. Московской губ. К этой часовне, разрушенной в 1928 г., ежегодно 4 сент.

http://pravenc.ru/text/БОГОЯВЛЕНИЯ ...

написал прошение на Высочайшее имя, в к-ром обличал неправославие Феофана (Прокоповича). Также под влиянием В. архим. Маркелл написал «Возражения на «Объявление о монашестве», на «Регламент Духовный» и на Книгу о блаженствах» с жесткой критикой этих сочинений. В дальнейшем кельи В. стали местом совещаний противников Феофана, среди к-рых наиболее активными были архим. Маркелл, келейник В. иеродиак. Иона и Аврамов. Когда факт распространения Ионой анти-феофановского пасквиля, написанного архим. Маркеллом, стал предметом расследования, В. представил данное сочинение лично императрице и остался в стороне от этого дела. Покровительство императрицы обеспечило неприкосновенность В., но он был бессилен защитить своих единомышленников. В 1731 г. он жаловался императрице, что из Троице-Сергиева мон-ря в Тайную канцелярию забраны люди на 50 подводах. Архиеп. Феофилакт (Лопатинский) , искавший помощи духовника императрицы для издания «Апокризиса, или Возражения на письмо Буддея», был по сути выдан последним Тайной канцелярии. Впосл. имя В. фигурировало во всех делах, связанных с обвинениями в адрес архиеп. Феофана (дело монахов Берлюковской и Саровской пустыней, дело Г. Зворыкина); 12 сент. 1736 г. участвовал в погребении архиеп. Феофана (Прокоповича). В. является автором рукописного «Слова» на «преложение» мощей прп. Даниила Переяславского, произнесенного 16 окт. 1716 г., тропаря и кондака прп. Корнилию Переяславскому. Похоронен в с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст. в особой часовне. Арх.: РГИА. Ф. 796. Инв. оп. 18. 26, 96, 159, 371; Оп. 205. 7; Ф. 834 [Рукописи Синода]. Оп. 4. 787. Ист.: ОДДС. Т. 1. 1868. 223; Т. 2. Ч. 1. 1879. 7, 202; Ч. 2. 1878. 1086; Т. 3. 1878. 246, 571; Т. 4. 1883. 29, 204; Т. 7. 1885. 264, 318; Т. 8. 1891. 51, 91, 125, 211, 402, 742; Т. 9. 1913. 10, 51, 300, 326, 433, 549, 564; Т. 10. 1901. 88, 98, 102, 117, 158, 200, 301, 341, 415, 421, 470, 498; Т. 11. 1903. 6, 22, 30, 125, 141, 159, 214, 270, 291, 343, 369, 433, 482; Т. 12. 1902. 105, 149, 176; Т.

http://pravenc.ru/text/154181.html

Соч.: Ист. описание Николаевской Берлюковской пуст. М., 1889; Акафист св. мц. Вере, Надежде и Любови и матери их Софии. СПб., 1893. М., 1992; История подлинного Нерукотворенного образа Спасителя. М., 1894. СПб., 2000; Жизнь и страдания св. мц. Веры, Надежды, Любви и матери их Софии. М., 1897; Жизнь и творения св. Ефрема Сирина, проповедника покаяния. М., 1897; Житие, чудеса и открытие честных мощей новоявленного угодника Божия св. Феодосия Углицкого, архиеп. и чудотворца Черниговского. М., 1897; Сказание о мытарствах прп. Феодоры. М., 1897; Великий пост: Святоотеческое учение о посте и беседы христианина со своей душой во дни св. четыредесятницы. М., 1898. СПб., 2000; Жизнь и подвиги св. Алексия, человека Божия. М., 1898; Жизнь и страдальческая кончина св. вмч. Евстафия Плакиды, супруги его Феопистии и детей их Агапия и Феописта. М., 1898; Жизнь и чудеса св. вмч. и Победоносца Георгия. М., 1898; Жизнь св. Макария Египетского. М., 1898; Жизнь и страдания св. мч. Трифона и почитание его в России. М., 1898, Жизнь и страдания св. вмц. Варвары. М., 1899; Жизнь и страдания св. вмц. Екатерины. М., 1899; Явления и чудотворения святых семи архангелов. М., 1899, 1996; Ад и рай: Святоотеческое учение о вечных муках ада и вечном блаженстве рая и видение рая святыми. М., 1900, 2003р; Жизнь и покаяние прп. Марии Египетской. М., 19002; Покровители брака: Жизнь св. мучеников Гурия, Самона и Авива и св. чудотворцев муромских кн. Давида и кнг. Евфросинии, в иночестве Петра и Февронии. М., 1900; О памятниках древнерус. иконописи в Берлюковской пуст.//Моск. ЦВед. 1901. 30. С. 348-351; Плач Пресв. Богородицы при Кресте Господнем. М., 1901; Небесные друзья трезвости: Жизнеописания прп. Моисея Мурина и св. Вонифатия Милостивого, еп. Ферентийского. М., 1903, 1996; Житие, подвиги, чудеса, духовные наставления и открытие св. мощей преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 1904 (то же, под назв.: Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2003р); Правосл. мон-ри Рос. империи: Полный список. М., 1908.

http://pravenc.ru/text/171685.html

Церковь Троицы, по адресу: Щелковский район, г.Лосино-Петровский с.Пречистое (Аристов погост), является объектом культурного наследия регионального значения (ранее памятником истории и культуры местного значения) (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. 1327, Приложение 2). Современный адрес: г/о Лосино-Петровский, г.Лосино-Петровский, с.Пречистое, ул.Лесная, д.10. Кирилл Аминов, 23 мая 2015 г. Бывшее село Пречистое или Аристов погост является самым древним населенным пунктом, территория которого вошла в черту города Лосино-Петровский в 1951 году. Аристов погост располагался в районе городского кладбища у реки Звероножки, а напоминанием о бывшем селе осталась большая Троицкая церковь, построенная в стиле классицизм в 1822-1840 годы. Этот храм на окраине Лосино-Петровского не закрывался в советские годы и сохранил старинное внутреннее убранство. Первое документальное упоминание о церкви на Аристовом погосте относится к первой четверти XVII столетия. В писцовых книгах Московского уезда указано: «Погост Аристов, на речке Вздериноге, а в нем церковь Успения Пречистой Богородицы древяна шатром верх, да два придела: Живоначальной Троицы да Николы Чудотворца». Как видно из этой записи, деревянная церковь изначально имела посвящение Успению Пречистой Божией Матери, откуда и село получило свое второе красивое название – Пречистое. В XVII веке рядом с Успенской церковью стояла еще и вторая деревянная церковь Воскресения Христова. На тот момент храм уже не действовал, стоял «пуст без пения». В дальнейшем вторая Воскресенская церковь в документах больше не упоминалась. Успенский деревянный храм в начале XVIII века, вероятно, был отстроен заново, так как в 1710 году местному священнику был отпущен антиминс для освящения нового храма. Существует легенда, что с конца XIV века и вплоть до разорения в Смутное время на Аристовом погосте стоял женский монастырь. В историческом очерке о Николо-Берлюковской пустыни приводится любопытное местное предание. Схимник Варлаам, бывший ранее настоятелем Стромынского монастыря, после запустения этой обители перешел в некий Успенский Пречистенский девичий монастырь, который предположительно и находился на Аристовом погосте. После разорения Успенской обители поляками, старец Варлаам вместе с инокинями Евдокией и Иулианией прибыли в пустынное место, где позже возникла деревня Авдотьино. Там скитальцы и поселились, принеся с собой из Успенской обители старинный образ Николая Чудотворца. Эту икону старец Варлаам поместил в деревянной часовне, с которой началась история другой известной подмосковной обители – Берлюковской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=06012

В 1700 г. Берлюковское монастырище было приписано к угодьям Чудова мон-ря . Из Москвы перевели на жительство 2 семьи монастырских крестьян и неск. монахов, к-рые устроили конный и скотные дворы, а купец Вукол Мартынов в 1701/02 г. построил новый каменный Никольский храм. Строителем возрождающейся обители был определен иером. Никифор, ставленник опальной царицы Евдокии Лопухиной. Однако вскоре Никифор бежал, был схвачен в С.-Петербурге, заточен в Богословскую пуст. 27 янв. 1732 г. строителем Б. п. был назначен пострижник Саровской пуст. иером. Иосия (Самгин), братия состояла из ссыльных иеромонахов Иакова, Сильвестра, иеродиак. Боголепа и др. В 1733 г. по доносу Тайная канцелярия обнаружила в Б. п. списки сочинений опального архим. Маркелла (Радышевского) (в т. ч. «Возражение на Объявление о монашестве, на Регламент Духовный»). Указом Синода от 17 янв. 1734 г. иеромонахи Иосия, Иаков, Сильвестр и иеродиак. Боголеп были арестованы и 4 апр. 1734 г. отправлены в С.-Петербург. Среди обнаруженных в монастырской б-ке рукописей был уникальный список «Слова понуждаемого к ... царю ... Алексею Михайловичу ...» К-польского Патриарха Афанасия III Пателлария . Разбирательством лично занялся архиеп. Феофан (Прокопович) , обвинив братию в антиправительственном заговоре. Главой заговора посчитали действительного тайного советника, президента Коммерц-коллегии А. В. Макарова на том основании, что семья Макаровых исповедовалась у о. Иосии. Указом имп. Анны Иоанновны в дек. 1738 г. монахи Б. п. были расстрижены и сосланы на каторжные работы в Сибирь и Охотск, а иером. Иосия был бит кнутом, подвергся вырезанию ноздрей и был сослан на вечное поселение на Камчатку. Решением Святейшего Синода Б. п. подлежала закрытию, оставшиеся в ней насельники и имущество - переводу в др. мон-ри. В 1759 г. пустынь числилась среди действующих, по описи 1764 г. в ней находились каменный одноглавый двухпрестольный храм во имя Св. Троицы и свт. Николая Чудотворца, деревянная колокольня, 2 настоятельские кельи, «крытые дранью, при одной через сени - хлебня, при другой - клеть», 4 братские кельи с сенями, сенной и тележный сараи, 2 хлебных амбара, бревенчатая ограда со св. вратами. Рядом с оградой находились скотный двор, конюшня, деревянная изба для конюхов. Вся пустынь занимала 29 ´ 49 сажен земли. Братии вместе с настоятелем и священником было 8 чел. После представления настоятелем игум. Никоном в Московскую духовную консисторию записки о бедственном положении Б. п. 30 апр. 1770 г. обитель была упразднена, имущество передано подмосковному Екатерининскому мон-рю .

http://pravenc.ru/text/78164.html

К бекетовской школе граверов принадлежали: Соколов Николай Иванович, академик гравирования, гравер резцом и пунктиром; окончил С.-Петербургскую АХ (ученик Г. И. Скородумова); Осипов Алексей Агапиевич (ок. 1770-1850), крепостной Е. Е. Филиповского, учился гравированию у Соколова; гравировал портреты для изданий Филиповского, Б., Д. Н. Бантыш-Каменского. Ок. 20 лет состоял гравером при московском Обществе естествоиспытателей природы; исполнил виды ростовского Успенского собора (1825), Берлюковской пуст.; Афанасьев Афанасий, работал в 10-30-х гг. XIX в. Грачёв Алексей Петрович, работал до 50-х гг. XIX в. Куликов Иван, работал до 40-х гг. XIX в., состоял при московской Синодальной типографии. Гравировал портреты, виды (Софийский собор в Киеве), двенадцатилистовые святцы; Розонов Иван, гравер-самоучка (портреты, виды Санаксарского мон-ря (1787), Новоиерусалимского мон-ря (1793)). Храмцев Василий, гравировал портреты, иллюстрации, изображения святых (Спаситель, св. Николай Чудотворец, Собор всех Святых - по заказу афонских монахов). У Б. также работали Ф. Алексеев, К. Анисимов, М. Воробьёв, Н. Иванов, Ф. Касаткин, Е. Кудреков, Н. Маслов, А. И. Машутин, П. Милов, Я. Петров, П. Фёдоров, И. Шошкин. Значительная часть народных картинок в технике пунктира и офорта, выпускавшихся в 1-й пол. XIX в. разными издателями, также принадлежат мастерам этой школы. Лит.: Геннади. Словарь писателей. Т. 1. С. 76-77, 349; Ровинский. Словарь граверов. Т. 1-2. Стб. 38-46 (Афанасьев), 68 (Бекетов), 245-250 (Грачев), 570-571 (Куликов), 743-751 (Осипов), 837-839 (Розонов), 953-956 (Соколов), 1113-1114 (Храмцев); Симони П. К. П. П. Бекетов//Старые годы. 1908. 2-4; Виноградов С. П. Собрание портретов, изд. П. П. Бекетовым. М., 1913. 86 с.; Самородов Б. П. Бекетов//Полиграфия. 1990. 6; Иткина Е. И. Лубок и профессиональное искусство: Портретная сер. гравюр П. П. Бекетова 1820-х гг.//Цветы необычайные: Нар. худож. культура России рубежа веков. М., 2002. С. 173-223. М. Е. Ермакова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/77850.html

В 1859-1860 гг. был возведен деревянный на каменном фундаменте 9-главый собор в честь Нерукотворного образа Спасителя (освящен 30 мая 1860) с приделами в честь Преображения Господня (21 февр. 1860) и во имя свт. Николая Чудотворца (30 мая 1860). В главном приделе 5-ярусный иконостас, в др. приделах - 3-ярусные. В притворе храма находились ризница и б-ка. Ограду с собором соединяла галерея, ведущая на хоры, где дозволялось молиться женщинам, к-рым по уставу запрещалось пребывание на территории мон-ря. Ок. 1864 г. в Г. м. был построен каменный храм, на нижнем этаже к-рого был освящен престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», на верхнем - Воскресения словущего (по документам 1910 здесь находилась монастырская б-ка). Храм представлял собой 2-этажный четверик, увенчанный 5-ю небольшими главками, имел полукруглую апсиду с малой главкой над ней (главки не сохр., храм руинирован). С запада к церкви примыкает длинный 3-этажный каменный корпус, где находились трапезная, ризница, аптека. Колокольня. Фотография. 2005 г. Колокольня. Фотография. 2005 г. 26 марта 1868 г. из-за неисправных печей, к-рые дали трещины, Спасский собор сгорел. В 1879-1886 гг. был возведен кирпичный собор в честь Преображения Господня с приделами во имя свт. Николая Чудотворца, вмч. Георгия Победоносца, преподобных отцов Киево-Печерских. Освящение собора совершил 20 июля 1886 г. митр. Московский Иоанникий (Руднев) в сослужении 2 архимандритов, игум. Иеронима, строителя Берлюковской пуст., в присутствии мн. старообрядцев. На торжестве пел прибывший из Павловского Посада хор, содержащийся местным любителем церковного пения Я. И. Лабзиным (см. в ст. Василий Иванович Грязнов). Во 2-й пол. XIX в. пятиглавый четырехстолпный двухсветный Преображенский собор стал крестообразным в плане с дополнительными ячейками в углах между рукавами креста. 3-частная апсида храма не превышает нижнего яруса постройки; возведены массивная глава на световом барабане над средокрестием и 4 главки над угловыми ячейками. С севера, запада и юга расположены входы с одинаковыми крыльцами и арочными проемами. Фасады храма разделены карнизом на 2 яруса, вверху завершены фризом из ширинок, карнизом и рядом разномасштабных килевидных кокошников. Вертикальные ряды ширинок в 1-м ярусе и сдвоенные колонки во 2-м отмечают углы объемов храма и делят его фасады на прясла, в к-рых помещены окна и ниши, декорированные в 1-м ярусе простыми треугольными сандриками, во 2-м - наличниками с колонками и фронтонами в стиле рус. узорочья XVII в. В центральных пряслах верхнего яруса - сдвоенные окна (со стороны апсиды - ниши), объединенные наличником с единым килевидным завершением. Стены храма украшены разнообразными декоративными поясами, барабаны глав - аркатурой. В нач. XX в. собор был расписан иконописцем В. П. Гурьяновым .

http://pravenc.ru/text/168424.html

Собор в честь Преображения Господня 1879–1886 гг. Фотография. 2006 г. Собор в честь Преображения Господня 1879–1886 гг. Фотография. 2006 г. В 1857 г. министр гос. имуществ М. Н. Муравьёв командировал в Гуслицу чиновников, чтобы выяснить положение местного старообрядчества. О результатах командировки Муравьёв доложил императору, который поручил министру посоветоваться с митр. Московским Филаретом (Дроздовым) о возможности учреждения в крае муж. и жен. мон-рей с целью искоренения раскола. Организовать муж. мон-рь в Гуслице свт. Филарет поручил строителю Берлюковской пуст . Богородского у. иером. (с 1863 игум.) Парфению (Агееву), происходившему из семьи старообрядцев. Вызванный в Москву строитель посетил Гуслицу 25 февр., 19 мая и 11 июня 1858 г. К 10 окт. 1858 г. при участии прп. Антония (Медведева) были составлены 23 пункта общежительного устава обители, братия к-рой обязывалась обращать старообрядцев к Православию «благоговейным церковным богослужением, молитвою и назидательным житием». Согласно утвержденному императором 29 дек. 1858 г. проекту, Г. м. отводилось 150 дес. леса из дачи с. Карпова и 104 дес. земли прихода ц. Спаса на Мошеве. На первоначальное устройство монастыря император пожаловал 8 тыс. р., свт. Филарет - 1,5 тыс. р. серебром и благословил о. Парфению сборную книжку для пожертвований. Свт. Филарет также направлял с пожертвованиями богатых московских купцов. 2 окт. 1858 г. на берегу р. Нерской иером. Парфений водрузил крест в знак основания мон-ря. 8 февр. 1859 г. состоялась закладка Г. м. с участием иером. Парфения, духовенства 17 приходов Павловского благочиния, ок. 6 тыс. мирян, в т. ч. и старообрядцев. После торжества была устроена трапеза в доме священника единоверческой Крестовоздвиженской ц. в Давыдове. При основании Г. м. деревянный Спасский храм, стоявший на противоположном берегу, был разобран и перенесен на территорию обители (на месте бывш. храма построена часовня, а на месте дворов причта - здание монастырской школы). 9 февр. 1859 г. из храма в ближайшую приходскую ц. Илии пророка (ныне в с. Ильинский Погост) с крестным ходом были вынесены иконы и утварь. По благословению митр. Филарета они оставались в Ильинском храме до возобновления деревянного храма на территории мон-ря. Во время переноса мн. старообрядцы шли с крестным ходом, во всех старообрядческих деревнях по ходу следования о. Парфений совершал молебны. Из разобранной деревянной Спасской ц. в Г. м. был построен на каменном фундаменте 2-этажный храм, верхний престол к-рого освящен в 1859 г. свт. Филаретом в честь Успения Пресв. Богородицы, нижний - в честь Воскресения Христова. С зап. стороны к храму примыкали братские корпуса и одноярусная колокольня. Один из 6 колоколов был пожертвован имп. Александром II . К маю 1859 г. монастырь окружала деревянная ограда.

http://pravenc.ru/text/168424.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010