Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Надвратная церковь Василия Великого. Церковь. Не действует.   Престолы: Василия Великого Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1840. Адрес: 142431, Московская область Ногинский район деревня Авдотьино Координаты: 55.929495, 38.231238 Проезд:На автобусе из Москвы от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. На электричке: от Ярославского вокзала до станции Чкаловская, далее автобус 321 до остановки д. Авдотьино. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Надвратная церковь во имя святителя Василия Великого сооружена в 1840 году в формах позднего классицизма. Возвышающийся четверик храма перекрыт четырёхскатной фигурной кровлей, несущей световой барабан, который был некогда увенчан изящной главкой в виде вазы и крестом. Боковые части здания несколько меньшего объема фланкируют основной четверик. Вход в храм оформлен небольшим портиком с дорическими колоннами. Церковь имеет строгий облик, почти лишенный декоративных элементов; только окна второго этажа декорированы профилированными тягами. В целом архитектурный облик надвратной церкви остался прежним, но заложены основной арочный проезд и северный вход в паперть. Внутри здание пострадало несколько больше: некогда единое пространство храма было разделено перекрытиями на два этажа. Сохранились потолок храма, апсидная часть, а также чугунная лестница. Из книги «Богородские святыни. Историко-архитектурный иллюстрированный указатель храмов, монастырей, часовен и знаменитых икон на территории Ногинского района». Богородск (Ногинск), 1992 год. 9 июля 1829 года новым строителем пустыни назначается иеромонах Венедикт (Василий Семёнович Протопопов). Бесспорно, это был один из самых выдающихся настоятелей Берлюковской обители. Время его настоятельства стало эпохой большого строительства в монастыре. Николаевская Берлюковская пустынь превратилась в красивый архитектурный комплекс с великолепными храмами, среди которых была и церковь во имя святителя Василия Великого, выстроенная всего за один год в 1840 году.

http://sobory.ru/article/?object=13935

Сотни паломников шли в обитель. Один из них писал: " Берлюковскую пустынь знает вся Москва и усердно посещает ее , обитель отличается истинно патриархальным гостеприимством " . Росла и численность братии. В 1864 году здесь было уже 56 насельников, а в 1884 году - 90. В 1870 году настоятелем Берлюковской пустыни стал инок подмосковного Николо-Угрешского монастыря, ученик архимандрита Пимена - Нил (Сафонов). В 1878 году он открыл при монастыре школу для крестьянских детей, ставшую вскоре образцовой. Нилу принадлежит первое описание Николо-Берлюковского монастыря, изданное в 1875 году. В 1895 году по проекту зодчего А.С. Каминского началось строительство новой монастырской колокольни, которая почти не уступала по своим размерам колокольне Ивана Великого в Кремле. В 1898 году колокольню освятили. В этом же году вышло в свет третье издание " Исторического описания Николаевской Берлюковской пустыни " , составленного церковным историком, священником Леонидом Ивановичем Денисовым, позднее принявшим постриг с именем Арсений (он же - автор популярной книги " Православные монастыри Российской империи " и нескольких статей об иконах Берлюковского монастыря). После 1917 года в Николо-Берлюковском монастыре разместилась психиатрическая лечебница, которая находится в нем и по сей день. Обитель во второй раз была закрыта. В 1993 году власти отказались вернуть хорошо сохранившийся монастырский ансамбль Церкви. В этом же году с монастырской колокольни бурей сорвало крест, который не был снят даже при Советской власти. При подготовке статьи использованы материалы статьи А.И. Ефремова " Николо-Берлюковская пустынь " (www.mj.rusk.ru/00/1/mj1_6.htm) На фотографиях: 1: Колокольня (1895, 1899). 2: Храм во имя святителя Василия Великого над святыми воротами (1840) На заднем плане - соборный храм Христа Спасителя 1842. 3: Колокольня 1895, 1899. 4: Троицкий собор, теплый (1879). 5: Храм Всех Святых на западной стороне монастырской ограды, в корпусе настоятельских и братских келий (1853). Николаевская-Берлюковская заштатная общежительная мужская пустынь въ 20 верстахъ отъ у. г. Богородска и въ 15 в. отъ Щелково Московско-Ярославско-Архангельской жел. дор. Основана, по въ начале XVII въ 1701 г. упом. строитель въ половине XVIII века пришла въ и въ 1770 г. была упразднена; въ 1779 г. была возобновлена митр. Платономъ; пришла въ благоустройство после 1829 г., когда прославилась икона Христа " .

http://sobory.ru/article/?object=00768

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1701. Ссылки:   Адрес: Московская область, Ногинский район, Авдотьино Координаты: 55.929065, 38.233434 Проезд:От Щелковского вокзала на автобусе 320 до остановки Громково, далее до Берлюков пешком 2 км и еще 3 км - до Воскресенского. Из Москвы своим ходом, от ст. метро Щелковская автобусом 321 до остановки д. Авдотьино. По Щелковскому шоссе на автомобиле 30 км от МКАД, после реки Воря повернуть направо Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николо-Берлюковская пустынь основана в начале 17 в., восстановлена в конце 18 в. Николо-Берлюковский монастырь находится близ села Авдотьина, в 20 километрах от Богородска. Предание говорит, что название Берлюки происходит от прозвища жившего здесь когда-то разбойника. Здесь в XVII веке рядом с храмом святителя Николая поселился монах Варлаам, пришедший, скорее всего, из соседнего Троице-Стромынского монастыря. В Смутное время храм сожгли поляки, и Варлаам построил небольшую деревянную часовню. Вскоре на месте часовни была сооружена небольшая каменная церковь. После упразднения патриаршества Петром I эти земли перешли к кремлевскому Чудову монастырю, а затем - к Троице-Стромынскому. Иноки обители образовали при Никольском храме общину. В 1732-1734 годах ею управлял саровский иеромонах Иосия. При его преемнике строителе Сильвестре (так называли настоятеля) община уже имела в Москве небольшое подворье. По описи имущества 1764 года за Николо-Берлюковской пустынью числился храм с двумя престолами - Живоначальной Троицы и святителя Николая, деревянная колокольня, братские и настоятельские кельи. К ней были приписаны и три часовни в близлежащих деревнях. Братии насчитывалось восемь человек. Екатерина II продолжила политику Петра I по закрытию монастырей. В 1770 году обитель упразднили, ее имущество передали подмосковной Екатерининской пустыни. Но вскоре митрополит Московский Платон (Левшин), гостивший в имении сенатора В.И.Лопухина Саввинском (неподалеку от Берлюков), решил возобновить ее. В 1777 году он пригласил из Стефано-Махришенского монастыря Владимирской губернии игумена Луку, которого через два года сменил энергичный монах Иоасаф из подмосковного Перервинского монастыря, тоже основанного в честь святителя Николая. В августе 1778 года в Берлюки доставили церковную утварь из московского храма святителя Николая в Мыльниках. Возрождающейся обители оказывали помощь многие зажиточные москвичи, чьи имения располагались в этих местах.

http://sobory.ru/article/?object=00768

Честно говоря, мой настрой в тот момент был достаточно пессимистичным. А вот у отца Амвросия, который на себе нес все тяготы, С нет. И когда в наших разговорах возникали какие-то тревожные темы, и в тот момент, и позднее, он говорил: " Ну что же такого? Это бесы. Борьба с ними будет вечной... " . И в этом слышались такое спокойствие и такая уверенность в конечной победе. Наверное, это и есть оптимизм верующего...» «Это место я полюбила сразу...» Уже несколько лет актриса Ольга Остроумова является членом попечительского совета Николо-Берлюковской пустыни, что находится в Ногинском районе Московской области. Однако за такой официальной формулировкой ее должности стоит самое непосредственное участие в деле восстановления обители. Хотя сама Ольга Михайловна против таких «громких», с ее точки зрения, слов. Но разговаривая с Остроумовой, понимаешь — на жизнь пустыни она смотрит не снаружи, а изнутри. И рассказ ее о монастыре напоминает рассказ человека... о своем доме. Без чего нельзя возродить жизнь в разрушенной обители? Почему жертвовать на восстановление храмов не менее важно, чем на больницы и приюты? Что открывает для себя современный человек, приезжая в монастырь? Ответы на эти вопросы мы попытались найти в беседе с Ольгой Михайловной и игуменом Евмением (Лагутиным) , настоятелем Николо-Берлюковской пустыни. В рубрике «Кадры» «Учительская история, или Педагог глазами фотографа » В мае 2010 года в притворе храма св. мц. Татьяны прошла выставка фотошколы «Позитив» , действующей при факультете журналистики Российского православного института св. Иоанна Богослова. На выставке были представлены работы выпускников курса «Мастер документальной фотографии» . Это несколько фотоисторий о буднях, трудах, увлечениях самых разных верующих людей. К Дню знаний «Фома» решил опубликовать три такие истории, посвященные учителям. Впервые в «Фоме» печатается рассказ, автором которого стал ребенок. Работа 12-летнего Артема Булгакова , победившая в номинации «Журналистика» детского литературного конкурса «Волшебное слово» — показалась нам вполне достойной публикации в «Фоме» (некоторые из сотрудников были в жюри конкурса).

http://foma.ru/postupil-v-prodazhu-senty...

Авдотьино. Николо-Берлюковская пустынь. Собор Троицы Живоначальной. Троицкий собор Карта и ближайшие объекты Церковь во имя Святой Троицы была зимним храмом Берлюковской пустыни . Помимо главного престола она имела еще два - во имя святителя Николая Чудотворца Мирликийского и святого мученика Мины. Построена была в 1884 году и освящена вскоре, при игумене Адриане. Храм представляет собой монолит, прямоугольный в плане, с несколько приземистым объемом. С востока к нему примыкают три раздельные полукруглые апсиды, с запада - двухэтажная паперть. Над четырехскатной кровлей возвышается массивный барабан с высоким куполом. Основание барабана декорировано рядом килевидных кокошников. В декоративном убранстве храма активно использованы разнообразные элементы древнерусского зодчества: кокошники, стрельчатые и полукруглые арочки, перспективные порталы, аркатурные пояса, колонки из фигурного кирпича и прочее, что создает нарядный облик здания. Каждый из фасадов имеет килевидный фронтон, под которым в закругленном киоте располагались иконы. Вертикальное членение фасадов создается за счет стройных колонок, собранных в пилястры. Горизонтальное членение осуществляется несколькими рядами карнизов, перерезающих колонки. Полукруглые окна обрамлены стрельчатыми тягами, паперть оформлена в виде трехлопастного фронтона. Особую выразительность храму придают навесы крылец, украшенные фигурными подзорами и опирающиеся на литые чугунные столбики. Внутреннее пространство Троицкой церкви - восьмистолпное. Некогда здесь была устроена духовая печь. Троицкий храм представляет собой оригинальный образец культовой архитектуры периода эклектики. В конце XIX века архитекторы часто обращались к древнерусскому наследию в поисках нового образного языка, экспериментируя и перемешивая стили. Таких храмов в России достаточно много, но все-таки среди их числа церковь Святой Троицы представляется одним из интересных экспериментов в этой области. Церковь Троицы была поставлена на месте более ранней церкви, которую разобрали в 1878 году. Предыдущая церковь была, однако, примечательна тем, что в нее перенесли 16 июня 1829 года чудотворную икону " Лобзание Христа Иудою " из пекарни. С тех пор икона стала особо почитаться в обители.

http://sobory.ru/article/?object=13933

В 1928 году Одрин был закрыт. Братия разогнана, старшие монахи расстреляны, либо сосланы в лагеря. Последующее разграбление коснулось всего монастырского имущества. В апреле 1995 года на момент возрождения обители как женской из 92 построек осталось только два полуразрушенных здания: игуменский дом и бывший братский корпус. За пять лет сделано немало: возведены святые врата, звонница, отремонтирован братский корпус, начато строительство ограды и реставрация игуменского дома. Возросла и община. 4 января 1998 года в жизни Николо-Одринской пустыни произошло знаменательное событие. Прямо на глазах у сестер обновился образ Николая-чудотворца, подаренный монахиням Архиепископом Брянским и Севским Мелхиседеком. Древний же образ святителя Николая в советское время был утрачен и до сих пор вновь не обретен. Берлюковская Николаевская пустынь Берлюковская Николаевская пустынь расположена в восемнадцати километрах от города Ногинска, в сорока – от Москвы. Первоначально, говорят, на месте нынешнего монастыря около 1606 года поселился старец Варлаам и с ним пришли сюда две старицы – Евдокия и Иулиания, игуменья и казначея близлежащего Успенского Предтеченского монастыря, с сестрами. Старицы имели у себя икону святителя Николая, из-за которой у них выходили распри, так как каждая хотела владеть ей. Тогда старец Варлаам, чтобы помирить их, построил для образа Угодника большую часовню. Вот первое начало монастыря. С течением времени тот же Варлаам построил в первых годах царствования Михаила Феодоровича на месте часовни небольшую каменную церковь во имя Угодника. Однако, по преданию, после смерти Варлаама пустынька опустела; запустел и храм. Потом здесь поселились какие-то темные люди, под видом подвижничества занимавшиеся грабежом и разбоем. Предводитель их за свой страшный вид, – ибо ходил, говорят, всегда в одежде, сшитой мехом вверх, мехом обкладывая и голову, – получил название Берлюка или Бирюка, что по-простонародному значит – «зверь» или «волк». Оттуда и пустынь впоследствии получила название Берлюковской. Говорят, что за свои разбои Берлюк со своими товарищами был, наконец, схвачен и казнен. А пустынька без последнего осталась и окончательно запустела. Храм Угодника начал разрушаться, «входы его распались и поросли травой и кустарником, а икона святителя Николая продолжала находиться в запустелом храме». Вот что мы знаем о самых первых временах Берлюковской пустыни, и то знаем только из народного предания. После того судьба ее часто менялась. Расцветшая было в начале XVIII века, обитель потом в царствование Анны Иоановны вдруг подверглась раз грому, втянутая в лице своего строителя Иосии (и нескольких иноков) в известное дело Маркелла Радышевского, обвинявшего Феофана Прокоповича в протестантстве, и оставалась почти в полном запустении до времен Платона, митрополита Московского.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

История Николо-Берлюковской пустыни берёт начало на заре XVII века. Как отмечал Л.И. Денисов, автор историко-статистического описания обители, " взгляд на первоначальное развитие оной нимало неотраден " . Итак, в разгар Смутного времени " две старицы, убегая из разорённого поляками Пречистенского Успенского монастыря, вынесли древний образ Угодника Божия (свт. Николая). Как верный хранитель в напастях, он направил их шествие к тому месту, где скрывался некий старец священносхимник Варлаам от тех же гонений. Инокини вручили ему святую икону, которую о. Варлаам принял с благословением как священный дар и внёс в ту часовню, при которой водворился " . Братья Холмогоровы ссылаются на источники 1613 года, указывающие, что Никольская церковь в Берлюках была задолго до Смуты. Значит, Варлаам пришёл скрываться не на пустое место, а туда, где уже был когда-то храм и, не исключено, монастырь. Есть версия, что и эта обитель была разорена поляками, а старец прятался в пещерах, существующих при Николо-Берлюковской пустыни до сих пор. Так или иначе, не доверять сведениям Денисова нет оснований, потому что обо всех указанных им личностях есть упоминания в других исследованиях. Варлаам - настоятель уничтоженного в Смуту Стромынского Троицкого монастыря (ныне с. Стромынь), монахини, принесшие икону Свт. Николая - Евдокия и Иулиания, настоятельница и казначея Предтеченского Успенского монастыря села Пречистое (ныне г. Лосино-Петровский). Интересно, что топонимика сохранила имена обеих монахинь: Берлюковская пустынь стоит в деревне Авдотьино (Авдотья - просторечное от Евдокия) недалеко от Ульяниной горы (Ульяна - просторечное от Иулиания)... А вот сами Берлюки, то ли от отшельника, подвизавшегося в пещерах, то ли от терроризировавшего окрестности бирюка-разбойника, возможно даже раскаявшегося потом - русская традиция изустных народных преданий любит раскаявшихся разбойников. Даже историческое описание монастыря 1875 года даёт образ Берлюка, так скажем, " в диалектике " : " Одни почитали его за убогого пустынножителя и отшельника, а другие подозревали в нём человека недобраго, начальника станичников, каковыми почитали обитателей опустелого монастырища. Иногда видели Берлюка стоящим при большой дороге, на груди его висела икона Святителя Николая, одна рука опиралась на старческий посох, а другая простиралась к ходившим и проезжавшим Стромынкою и испрашивала скудную милостыню для хлеба насущного. Это была светлая сторона жизни этого неведомого старца. О нём ходили ещё и другие смутные слухи, что будто бы он иногда, под вечер, выходил на большую дорогу, но только уже не для того, чтобы испрашивать милостыню, а чтобы силою отнимать у проходивших и проезжавших, что мог, при помощи своих соумышленников, и счастливыми почитали себя те, кому удавалось живыми избыть от злодейских рук его " . Имеет смысл обратить внимание на указание в тексте " опустелого монастырища " .

http://sobory.ru/article/?object=00768

Глава XXVI. Вторичная моя болезнь и пребывание мое в Москве с ноября по март; посвящение отца Нила в игумена Берлюковского; освящение церкви Василия Парийского; известие о назначении Преосвященного Леонида в Ярославль Ноября 26, 1875 года в день празднования святого Иннокентия, Иркутского чудотворца, совершив литургию в Острове, в церкви богадельни, где храмовый праздник, я к вечеру того дня отправился в Москву, не сказав предварительно никому из монастырских, зачем я еду, чтобы не было излишнего смущения. На следующий день у меня было совещание моих врачей, Ивана Николаевича Новацкого и Сергея Арсеньевича Тяжелова, которые положили, что 28 числа они приступят к операции. В 2 часа пополудни приехали и начали операцию: она продолжалась 1 час 20 минут. На первый раз я мог вынести довольно благодушно делаемое; в 10 приемов инструмента раздробили часть камня; более продолжать было нельзя, потому что я был слишком утомлен. За операцией последовала сильная лихорадка, ежеминутные позывы, большей частью тщетные, при этом резь, боль и жар, все это вместе было для меня весьма тягостно. Лихорадочное состояние продолжалось, впрочем, только сутки; аппетит пропал и сна вовсе не было. Но, по милости Божией, мало-помалу мне становилось легче, так что доктора нашли возможным продолжать начатое и приступить ко вторичной операции, которая была назначена декабря 7, во вторник, во втором часу дня. В этот раз, когда начали делать операцию, со мной сделался нервный припадок, и мне предложили принять хлороформу; я согласился, и в две минуты меня усыпили. Операцию стали продолжать; я совершенно ничего не чувствовал, и мне сказывали потом, что в это время я пел тропари и разное духовное пение. Операция не была еще окончена, а действие хлороформа прекратилось. Я почувствовал невыносимую боль, и операцию тотчас же перестали продолжать; она длилась уже 1 час и 10 минут. Эта вторая операция для меня была тяжелее первой. Хлороформ очень подействовал на голову и грудь, и в желудке чувствовались глухие и тяжелые боли.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

В Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности» 16 декабря 2016 г. 12:31 15 декабря 2016 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Екатерининском монастыре г. Видное состоялась конференция «Древние монашеские традиции в условиях современности». Это уже вторая конференция, проходившая в рамках XIV Московских областных Рождественских образовательных чтений с участием игуменов и игумений подмосковных обителей. Первая под названием «Монастыри Московской епархии в минувшем столетии: расцвет, разорение, возрождение» проходила 15 ноября в Высоцком монастыре г. Серпухова. Благочинный монастырей Московской епархии епископ Серпуховской Роман , открывая встречу в Екатерининском монастыре, напомнил ее участникам слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о том, что возрождение русского монашества зависит от игуменов и игумений нынешних обителей. Игумен Николо-Берлюковской пустыни с. Авдотьино Евмений (Лагутин) подготовил доклад на тему «Древние монашеские традиции в современных условиях», в котором после исторического экскурса во времена развития древнего монашества и описания двух подходов к монашеской жизни в России XV-XVI веков — преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского — перешел к рассказу о Николо-Берлюковской пустыни, где сто лет назад подвизалось 54 насельника (сегодня в монастыре только четыре насельника). Многое уже сделано братией для восстановления обители и еще больше предстоит сделать, но главное, по словам игумена, это не потяреть за внешней деятельностью тот духовный настрой, с которым человек приходит в монастырь. Игумен Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря г. Коломны Варлаам (Горбунов) в своем выступлении осветил тему «Старо-Голутвин мужской монастырь и его духовные устроители — от преподобного Сергия до преподобномученика Никона», рассказав о молитвенном духе и смирении настоятелей, возглавлявших эту древнюю обитель в разное время, вплоть до ее закрытия богоборцами.

http://patriarchia.ru/db/text/4713997.ht...

Москва. Часовня Николая Чудотворца у Каменного моста. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Николая Чудотворца Год постройки:1700. Год утраты:Не установлен. Архитектор:С.К. Тропаревский (перестройки) Адрес: Берсеневская наб., д. 20/2. Координаты: 55.745743, 37.612365 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Николая, святителя, у Большого Каменного моста часовня Часовня была построена в 1700 г. и первоначально принадлежала Азовскому Предтеченскому монастырю, переведенному в 1711 г. на Дон. Вскоре часовню упразднили, но в 1727 г. восстановили. Ее передали восстановленной Николаевской Берлюковской пустыни, а около 1840 г. перестроили в ампирном стиле, с круглой крышей. Согласно описи имущества, в часовне в 1910-е гг. находился резной иконостас, двадцать семь серебряных лампад. Среди святынь известны были список с чудотворной иконы Бирлюковской пустыни «Лобзание Христа Спасителя Иудою», большие иконы Успения Пресвятой Богородицы, святителя Тихона Задонского и преподобного Сергия Радонежского с частицей его мантии. Самыми древними были образа Иерусалимской иконы Божьей Матери и святителя Николая (обе – XVII века). Часовне принадлежал небольшой дом, в пяти комнатах которого жили монахи. Снесли часовню на рубеже 1920-1930-х гг. Михаил Вострышев. Москва православная. Все храмы и часовни. Это самая значимая из всех часовен, принадлежавших подмосковной Николаевской Берлюковской пустыни, она стояла на Софийской набережной, прямо на берегу реки Москвы, напротив Боровицких ворот Московского Кремля. Первые упоминания об этой часовне относятся к 1700 году, тогда она принадлежала Азовскому Иоанно-Предтеченскому монастырю. Но, скорее всего, возникла она гораздо раньше - в XIV или XV веке, когда появилась пристань у брода через Москву-реку. Часовня примыкала к грандиозной ярусной двухшатровой Шестивратной башне с арочными проездными воротами, которая служила предмостовым укреплением и отмечала въезд на Большой Каменный (в то время Всехсвятский) мост. Постепенно здание часовни обветшало, в ней уже не проходили службы, а часть помещений стали сдавать внаём. Так продолжалось несколько лет, пока в 1727 году часовню не восстановили.

http://sobory.ru/article/?object=34840

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010