30 нояб. 1941 г. П. прибыл из Жировицкого мон-ря в Минск. В это время там находился архим. Владимир (Финковский), отправленный Варшавским митр. Дионисием (Валединским) для создания автокефальной церковной организации. П. не допустил появления в Белоруссии неканоничной автокефальной Церкви. Он запретил архим. Владимира (Финковского) в служении и добился его удаления из Минска. Архим. Владимир вместе с неск. священниками - сторонниками автокефалии выехал в Пинск, где вернувшийся к управлению Пинской и Полесской епархией архиеп. Александр (Иноземцев) и Луцкий еп. Поликарп (Сикорский), назначенный митр. Дионисием «временным администратором Православной Автокефальной Церкви на освобожденных землях Украины», организовали неканоническую Украинскую автокефальную православную церковь (УАПЦ). П. принимал активные меры по возрождению церковной жизни в Белоруссии. Для этих целей по его благословению еще в авг. 1941 г. из Жировицкого мон-ря на восток отправились архим. сщмч. Серафим (Шахмуть) и свящ. Григорий Кударенко (впосл. архим. Игнатий). В дальнейшем они и другие жировичские миссионеры содействовали восстановлению правосл. приходов в Минской, Витебской, Могилёвской, Гомельской областях. Всего в период управления П. Белорусской Церковью было открыто 306 правосл. храмов (преимущественно в вост. областях), возродились 6 монастырей. Как предстоятель Белорусской Церкви П. принимал активные меры по организации белорус. епископата и клира. Были проведены архиерейские хиротонии Филофея (Нарко), Афанасия (Мартоса) , Стефана (Севбо), Григория (Боришкевича). Стали действовать пастырские курсы в Минске, Жировицах и Новогрудке; всего в военный период в Белоруссии были рукоположены 213 иереев. 3-10 марта 1942 г. в Минске состоялся Собор белорус. епископов, избравший П. митрополитом Минским и всея Белоруссии. Собор принял внутренний статус Белорусской Церкви, но вопреки требованиям оккупационных властей не провозгласил ее автокефальной. Фактически каноническая связь с Московской Патриархией сохранялась, в белорус. храмах продолжали поминать за богослужением местоблюстителя митр. Сергия. Под управлением П. находились 6 белорус. епархий, а также Смоленско-Брянская епархия на территории РСФСР. Белостокско-Гродненская епархия имела автономный статус, поскольку ее земли были отделены нем. властями от оккупированной Белоруссии и включены непосредственно в состав Германского рейха. Белостокско-Гродненский архиеп. Венедикт (Бобковский) получил права экзарха в Вост. Пруссии, в приходах его епархии поминали за богослужением наряду с П. также Берлинского архиеп. РПЦЗ Серафима (Ляде) . Пинская и Брестская кафедры во время оккупации оказались на территории рейхскомиссариата «Украина». Пинский архиеп. Александр (Иноземцев) состоял в неканонической УАПЦ, приходами Брестского вик-ства управлял архиерей канонической автономной Украинской Православной Церкви еп. Иоанн (Лавриненко ; впосл. архиепископ).

http://pravenc.ru/text/2578866.html

о введении обязательного поминовения российского царствующего дома во всех храмах РПЦЗ. Эта, по сути, политическая акция, несомненно, являлась ошибкой. В письме митр. Анастасию от 9 января 1939 г. архиеп. Серафим с горечью сообщал: «Постановление Архиерейского Собора оттолкнуло от нас прежде всего всех украинцев, включая приверженцев бывшего гетмана П. Скоропадского, который раньше посещал наш Берлинский кафедральный собор, а теперь отошел от нас… Переговоры, которые я вел с украинцами, готовыми признать меня, пришлось прекратить, так как они не согласны поминать российский царственный дом. Все богослужебные постановления последнего Архиерейского Собора осуществлены в наших церквах в Германии, поэтому наша епархия в Германии фактически русская православная епархия» 152 . Особенно остро эта проблема встала в конце 1939 г., после присоединения приходов бывшей Польской Православной Церкви. В дальнейшем обязательное поминовение дома Романовых было отменено, и, как ярко показало епархиальное собрание в январе 1942 г., удалось найти действенный компромисс с украинскими общинами. Планы РКМ относительно дальнейшего расширения Германской епархии осуществились лишь частично – в Бельгии, Люксембурге, Лотарингии, а позднее в Словакии и Венгрии. Другие нацистские ведомства все более и более явно выступали против них и в конце концов сделали невозможным осуществление стратегической линии министерства на создание в Германии одного из влиятельных центров православного мира. В этом смысле показательна неудачная попытка создать в Третьем рейхе православный Богословский институт. Первоначально наибольшую активность в данном вопросе проявляла Германская комиссия «Про Део». Еще в ноябре 1935 г. она выдвинула предложение об организации подобного института в целях противодействия большевизму и распространения влияния Германии в балканском регионе. 21 августа 1936 г., после государственного признания Германской карловацкой епархии, комиссия снова обратилась с той же идеей к различным ведомствам, утверждая, что новое учебное заведение станет противовесом парижскому православному Богословскому институту Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Белграде его также не разрешили. И все-таки летом 1942 г. был создан Комитет по сбору средств в фонд при архиерейском синоде для приобретения богослужебных книг и предметов на нужды Церкви в России. Публикуемая переписка митр. Анастасия и архиеп. Серафима (Ляде) свидетельствует об активной деятельности этого комитета. С иерархами возникших в период оккупации автономных Украинской и Белорусской Церквей РПЦЗ в 1942 г. установила определенную связь и поддерживала их, так как они рассматривались в качестве составных частей единой Русской Церкви. Непрочные и непостоянные контакты удалось установить и с духовенством некоторых оккупированных областей России. 18 ноября 1942 г. Архиерейский Синод даже постановил предложить митр, Серафиму (Ляде) принять меры для посылки епископов в Смоленск и Орел по ходатайству местного населения. Но никаких возможностей послать епископов из-за противодействия германских властей не было. А Смоленская епархия вошла в состав Белорусской Православной Церкви. Обращение митр. Анастасия к начальнику штаба командующего германскими войсками в Сербии штатсрату Турнеру о разрешении сбора одежды для жителей России Белград, 11 ноября 1941 г. Глубокоуважаемый господин штатсрат, по полученным из Берлина сведениям там дано разрешение Русской Церкви производить сбор вещей для населения освобожденных частей России, в которых ощущается полный недостаток в самой необходимой одежде. Русский приход в Белграде тоже желал бы прийти на помощь своим страждущим братьям, а потому я прошу Вас не отказать в предоставлении и нам аналогичного разрешения, а затем оказании содействия к отправлению этих вещей по назначению. За исполнение этой просьбы я был бы Вам глубоко признателен. При сем прилагаю вырезку из берлинской русской газеты «Новое Слово» от 9 ноября 1941 г. с переводом ее на немецкий язык; «Зимняя православная русская помощь 1941 г. 11R Сестричество св. кн. Ольги (Берлин, Находштрассс, 10) получило от германских властей разрешение собирать все необходимое для русского населения занятых областей восточнее и севернее Смоленска.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ю.И. Удалова Церковная жизнь в лагерях DP (перемещенных лиц) на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 год Содержание Источники Литература Y. I. Udalova. Church Life in the Displaced Persons Camps in Western Europe from 1945 to 1952     В статье исследуются глубина и многообразие форм церковной жизни в лагерях перемещенных лиц на территории Западной Европы в период с 1945 по 1952 г. Хронологические рамки обусловлены периодом существования лагерей DP на территории Западной Европы, географические рамки ограничены английской и американской зонами оккупации стран Австрии и Германии – территориями, которые включила в себя Берлинская и Германская епархия РПЦЗ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: перемещенные лица, лагеря DP, остарбайтеры, антисоветские формирования, репатриация, Шляйсгайм, Фишбек, Парш, еп. Рижский Иоанн (Гарклавс), еп. Нафанаил (Львов) . Вторая мировая война 1939–1945 гг. породила уникальное явление, которое в историографии называется временем DP – Displaced Persons (перемещенные лица). Понятие «перемещенные лица» советский дипломатический словарь трактует следующим образом: «Перемещенные лица – лица, насильно вывезенные в ходе Второй мировой войны гитлеровцами и их пособниками с оккупированных ими территорий для использования главным образом в качестве дешевой рабочей силы» [Дипломатический]. В действительности это понятие, широко раздвинув свои границы, включило куда более обширный слой участников событий. В него вошли вообще все лица, в результате военных действий оказавшиеся за пределами своей исторической родины. Общие официальные оценки числа российских и советских граждан, попавших к концу войны в Германию и другие страны Европы, колеблются вокруг цифры 7 млн человек, из которых 1 млн – сохранившие статус военнопленных, 1 млн – из числа входивших в различные добровольческие антисоветские формирования и 5 млн остарбайтеров и беженцев с территорий, находившихся под оккупацией немецких войск во время войны [Попов, 102–103]. Жители западных стран в большинстве своем вернулись домой самостоятельно.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спустя примерно год после его переезда в Берлин, 23 декабря 1992 года, Священный Синод Русской Православной Церкви постановил снова объединить три германские епархии в одну, а правящему архиерею иметь титул «Берлинский и Германский». 25 февраля 1996 года владыка Феофан был возведен в сан архиепископа.      Подводя итоги его 26-летнего служения в Германии, надо прежде всего отметить быстрый рост числа приходов в Берлинско-Германской епархии, а также вклад в восстановление канонического общения между РПЦ МП и РПЦЗ, немыслимого без предварительной работы, проводимой в течение долгих лет почившим святителем. Что касается роста приходов в епархии, то он объясняется, с одной стороны, многотысячным потоком мигрантов из бывших советских республик, а с другой — пастырским дарованием и организаторскими талантами владыки Феофана. Он умел воодушевить инициативное и способное духовенство, несмотря на материальные трудности и другие проблемы, отдавал все силы на создание и окормление новых приходов. Не может не впечатлять даже простая статистика роста приходов. За все время архиерейского правления владыки Феофана в Германии было открыто 87 приходов. К моменту его кончины в епархии насчитывалось более 100 храмов, приходов, приписных часовен и домовых храмов. ­Таким образом, за два десятилетия возникла самая большая епархия Русской Православной Церкви в Западной и Центральной Европе. Правящий архиереей также успешно решил проблему духовных кадров. Архиепископ Феофан совершил в своей епархии 35 пресвитерских и 49 диаконских хиротоний, а также значительное число посвящений в иподиаконы. Большинство рукоположенных им диаконов приняли впоследствии священнический сан и теперь служат в храмах Берлинско-Германской епархии. Особое попечение владыка оказывал монашеству. Прекрасно, говорил он, когда «человек реализует свое духовное “я”». Венцом усилий в этом направлении было открытие в 2008 году мужского Георгиевского монастыря в Гётшендорфе, вблизи от Берлина. Всего за годы управления Берлинско-Германской епархией архиепископ Феофан совершил 10 монашеских постригов.

http://pravoslavie.ru/117269.html

К., Л. и Л. е. возникла на занятых немцами землях Польши после возвращения 23 сент. 1940 г. на должность предстоятеля Польской Церкви митр. Дионисия (Валединского), к-рого гестапо осенью 1939 г. отстранило от управления. Восстановление его на митрополичьей кафедре стало результатом переговоров представителей немецкой власти c деятелями базировавшегося в Кракове Украинского центрального комитета (УЦК) во главе с В. М. Кубийовичем, проходивших в июле 1940 г. В переговорах помимо греко-католика Кубийовича приняли участие православные политические лидеры: председатель объединения украинских православных мирян проф. И. И. Огиенко (см. Иларион (Огиенко) ) и премьер-министр правительства Украинской народной республики (УНР) в изгнании, глава Украинского юридического бюро А. Н. Ливицкий. Представители УЦК резко негативно относились к временному окормлению православных приходов с большинством украиноязычного населения Берлинским и Германским архиеп. Серафимом (Ляде) - русскоязычным немцем, членом Синода РПЦЗ. Укр. общественные деятели выступали за выделение из Варшавской митрополии в отдельные епархии всех территорий, где среди православных преобладали украинцы. Для утверждения митр. Дионисия в качестве предстоятеля «Автокефальной православной Церкви в Генеральной губернии» нем. власти выдвинули следующие условия: хиротония 2 епископов укр. происхождения, новое разделение епархий. 30 сент. 1940 г. Собор епископов Генерал-губернаторства принял постановление о создании на территории Генерал-губернаторства 3 епархий: Варшавско-Радомской (в границах Варшавского и Радомского дистриктов), Холмско-Подляшской (в пределах Люблинского дистрикта) и Краковско-Лемковской (в рамках Краковского дистрикта). На Холмскую кафедру был избран ближайший соратник Кубийовича глава существовавшей в Варшаве в 1939-1940 гг. Украинской национальной церковной рады проф. Огиенко, на Краковскую - архим. Палладий (Видыбида-Руденко), бывш. протоиерей, принявший в 1936 г. монашество. Будучи мирянином, Видыбида-Руденко в 1918-1919 гг. занимал должность министра финансов в правительстве УНР, затем был тесно связан с правительством УНР в изгнании.

http://pravenc.ru/text/2458925.html

Но я выделю два, на мой взгляд, наиболее важных аспекта. Назову тех, кто помогал возводить необходимые здания, инфраструктуру, а также скажу, какие категории детей мы смогли принять за минувшие годы. Наш центр – первый в России реабилитационный центр подобного рода – был возведен здесь раньше других монастырских зданий. В официальной информации написано: «Проект осуществлен Ставропольской и Владикавказской епархией при содействии Берлинской и Германской епархии РПЦЗ и Фонда помощи детям (Германия)». К этому сообщению хочется добавить, что многое было сделано лично трудами владыки Феофана, который сотрудничал в этом вопросе с архиепископом (ныне митрополитом) Марком, возглавляющим Берлинскую и Германскую епархию Русской Православной Церкви Заграницей. Когда случилась трагедия в Беслане, в Северную Осетию приехал священник Андрей Сикоев, клирик Покровской церкви в Берлине. Ему поручили сопровождать большую партию медицинского оборудования, отправленного специальным бортом для жителей Беслана. Встретившись, владыка Феофан и отец Андрей (осетин по происхождению), решили открыть на территории нашей обители реабилитационный центр для детей Беслана. Весной 2005 года было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия II на его строительство. Берлинская епархия смогла подключить немецкий детский фонд «Киндернотхильфе», который взял на себя часть расходов по финансированию центра. Эта программа реабилитации стала первым совместным социальным проектом двух частей тогда еще не воссоединившейся Русской Церкви. А 22 июня 2006 года владыка Марк во время своего визита на Северный Кавказ побывал у нас, всё посмотрел, увидел своими глазами. Тогда же мы узнали, что он был хорошо знаком с нашим старцем, архимандритом Ипполитом еще с молодости, по Афону. Он передал монастырю ковчег с частицами мощей святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары. Именно тогда владыка Феофан принял решение о посвящении строящегося монастырского храма этим святым. Торжественное освящение церкви состоялось 18 июля 2008 года. Такова хронология событий. Сегодня реабилитационный детский центр при Аланском Богоявленском монастыре известен как Елисаветинский. Детский центр в интенсивном режиме проработал десять лет и принял более восьми тысяч детей и их родителей. Сейчас, к сожалению, есть трудности с финансированием, и мы оставили лишь летние смены и лагерь для детей с задержкой в развитии.

http://pravoslavie.ru/129931.html

этот проект не был реализован. В нач. 1939 г. в Будапеште было принято решение создать в Венгрии автокефальную Православную Церковь Карпатской Украины; с этой целью в Закарпатье стали поддерживать группу духовенства, к-рая с 1923 г. подчинялась Пражскому архиепископу. 10 июня 1940 г. венг. солдаты закрыли правосл. мон-рь в с. Теребле, монахи были арестованы. Только после вмешательства еп. Владимира деятельность мон-ря была возобновлена. Еп. Владимир был осведомлен о том, что «савватиевцы» ведут против него работу. В своих посланиях он обличал прот. Михаила Попова и др. священников, к-рые в своей деятельности ориентировались на венг. правительство. Несмотря на тяжелое положение Мукачевско-Пряшевской епархии в связи с венг. оккупацией ее территории, еп. Владимир активно посещал приходы, рукополагал духовенство, освящал храмы. По его указанию в 1939 г. был возобновлен интернат для православных учеников православной гимназии в Хусте, основанный в сер. 20-х гг. XX в. архим. Алексием (Кабалюком). Много пастырских посещений было совершено в авг. 1939 г. Очень сложной оставалась ситуация в Пряшевской части епархии. После провозглашения Словацкого гос-ва (14 марта 1939) и полной оккупации Подкарпатской Руси еп. Владимир не мог в полной мере окормлять приходы в Вост. Словакии. На территории Словакии действовали в то время 12 приходов епархии, мон-рь прп. Иова в Ладомирове (др. название - Владимирово) и 2 церковные общины в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В июле 1939 г. еп. Владимир посетил мон-рь прп. Иова, вместе с благочинным приходов прот. Василием Соловьёвым объехал правосл. села Пряшевщины. 25 июля того же года настоятель мон-ря прп. Иова игум. Серафим (Иванов; впосл. архиепископ) подал Архиерейскому Синоду РПЦЗ донесение, в к-ром указывал на необходимость передачи правосл. приходов в Словакии под управление епископа Берлинского и Германского Серафима (Ляде) . К донесению была приложена копия докладной записки прот. В. Соловьёва еп. Владимиру с аналогичными предложениями.

http://pravenc.ru/text/2564328.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства МУСИН-ПУШКИН Алексей Иванович (1744-1817), гр., обер-прокурор Святейшего Синода, гос. деятель, археограф, коллекционер, издатель МХИТАР ГОШ (Гетикци, Гандзакеци) (ок. 1133/34 - 1213), арм. вардапет, писатель, хронист, выдающийся богослов Армянской Апостольской Церкви, законодатель, баснописец, педагог, гос. и общественный деятель МЦЕНСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ Мценский во имя святых апостолов Петра и Павла мужской монастырь, располагался на сев.-зап. окраине г. Мценска МЦХЕТСКИЙ (ВОСТОЧНОГРУЗИНСКИЙ) КАТОЛИКОСАТ [Картлийский Католикосат, Картлийская Церковь] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (60-е гг. V в.- 1811), древняя правосл. Церковь на территории Вост. Грузии МЦХЕТСКО-ТБИЛИССКАЯ ЕПАРХИЯ [до 1936 Мцхетско-Тифлисская] Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) с кафедрами в городах Мцхета и Тбилиси МЫГЛИЖСКИЙ МОНАСТЫРЬ во имя свт. Николая Чудотворца жен. мон-рь Старо-Загорской епархии Болгарской Православной Церкви МЮНХЕНСКОЕ (ШТУТГАРТСКОЕ) ВИКАРИАТСТВО Мюнхенское (Штутгартское) викариатство Берлинской и Германской епархии Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) МЮНЦЕР (ок. 1490 - 1525), нем. проповедник, религ. и общественный деятель; один из лидеров радикальной Реформации НАГРАДЫ ЦЕРКОВНЫЕ один из видов поощрения клириков и мирян, в исключительных случаях также лиц, не принадлежащих к Церкви, за их заслуги в служении Церкви на разных поприщах НАЗАРИЙ (Кондратьев Николай Кондратьевич; 1733 (дек. 1736 (?), дек. 1738 (?), 1739 (?)) - 1809), игум., настоятель Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, прп. (пам. 23 февр., 7 авг. в Соборе Валаамских святых, 28 июля в Соборе Тамбовских святых) НАМЕСТНИК должностное лицо в России в разные периоды ее истории, в Великом княжестве Литовском и нек-рых др. гос-вах, а также в РПЦ НАРВСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. С.-Петербургской (Петроградской, Ленинградской) епархии, существовало в 1887-1927 гг. 2. Эстонской Православной Церкви, существовало в 2009-2011 гг.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_176.htm...

Формально в пределах своей компетенции земельные правительства полностью независимы от Правительства ФРГ. В вопросах, относящихся к ведению федерации, на них возложено исполнение соответствующих федеральных законов. Замыкают структуру органов исполнительной власти местные администрации (муниципалитеты). Они подчинены земельным правительствам в вопросах, отнесенных к ведению самих земель. Религия Доминирующей религией в Г. является христианство, представленное преимущественно протестантизмом (ок. 32% верующих - лютеране-евангелики и реформаты, объединенные в Евангелическую Церковь Германии , 2,5% населения принадлежит к др. протестант. деноминациям: меннонитам , баптистам , методистам, «Движению святости» , пятидесятникам; с сер. XX в. стало увеличиваться число т. н. независимых протестант. церквей, в основном харизматического характера) и Римско-католической Церковью (ок. 32% верующих объединенной Г.). Православие исповедует 1,2%. Верующие Древних Восточных (дохалкидонских) Церквей принадлежат к арм., копт., эфиоп. и проч. диаспорам (0,1%). Приверженцы ислама в Г. составляют ок. 4%, исповедующие иудаизм - 0,15%. Проч. религии (буддизм, индуизм, сикхизм, племенные верования) распространены среди иммигрантов (0,4%). Ок. 0,15% составляют представители т. н. Новых религ. движений. 25,5% верующих не причисляют себя ни к одной из религий. Количество атеистов в Г. составляет 2,2%. Православные Церкви в наст. время представлены в Г. общинами Московского, К-польского, Румынского, Сербского, Грузинского, Болгарского и Антиохийского Патриархатов, а также РПЦЗ. Православие является 3-й по численности христ. конфессией в ФРГ после протестантов и римо-католиков. Всего насчитывается ок. 1 млн правосл. верующих. В состав Московского Патриархата входит Берлинская и Германская епархия , объединяющая на территории ФРГ 42 прихода, в к-рых действуют 22 храма, численность священнослужителей - 33 священника и 8 диаконов (янв. 2005). Правящий архиерей - архиеп. Феофан (Галинский ; с 1991). Согласно статистике, на кон.

http://pravenc.ru/text/164803.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010