Берлинская и Германская епархия (нем.  Berliner Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche) — епархия Русской православной церкви Московского патриархата, объединяющая приходы на территории Германии. Учреждена в 1921 году. На 2014 год в епархии было 88 приходов, 60 священников и 10 диаконов. Епархия разделена на Северное, Баварско-Гессенское, Южное, Западное и Восточное благочиния. Свято-Воскресенский Собор — главный (кафедральный) собор епархии. Правящий архиерей — архиепископ Берлинский и Германский Феофан (Галинский) (с 1991 года; 25 февраля 1996 возведён в сан архиепископа). История [ править править код ] В XVIII—XIX веках православные приходы и храмы на территории Германии в основном возникали при русских дипломатических учреждениях и в местах наиболее массового проживания российских подданных (как правило, в курортных городах). Появлению новых приходов способствовали тесные родственные связи между правящими династиями и аристократией. После 1917 года русское православное население Германии стало резко увеличиваться за счёт покинувших Россию эмигрантов. 8 апреля 1921 года Патриарх Тихон, ссылаясь на постановление ВЦУ за границей от 19 ноября 1920 года, своим указом поручил управление приходами в Западной Европе архиепископу Волынскому Евлогию (Георгиевскому), оказавшемуся в эмиграции в числе других иерархов РПЦ. Местом пребывания архиепископа Евлогия стало здание Александровского приюта в Берлине, куда он прибыл вместе с архимандритом Тихоном (Лященко). Напряжённость, а впоследствии разрыв в отношениях между главой РПЦЗ Антонием (Храповицким) и проживающим с 1922 года в Париже митрополитом Евлогием вызвали разделение православных общин в Германии. На Архиерейском Соборе РПЦЗ в Сремских Карловцах в июне 1926 года Германия была выделена в самостоятельную епархию во главе с Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все приходы в Германии. После прихода в 1933 году к власти Адольфа Гитлера государство стало оказывать давление на приходы митрополита Евлогия, который 10 июня 1931 года был уволен Сергием (Страгородским) и затем перешёл в юрисдикцию Константинопольского Патриархата, и настаивало на их подчинении епископу Берлинскому Тихону (Лященко).

http://azbyka.ru/palomnik/Германия

18 мая 1934 г. возведен Киевским архиеп. Сергием (Гришиным) в сан игумена с возложением палицы. Под рук. прот. П. Я. Светлова Л. написал работу «Жития святых, как материал для христианской апологетики», за к-рую указом Московской Патриархии от 29 нояб. 1934 г. ему была присуждена степень кандидата богословия. 9 июля 1935 г. экзархом Украины Киевским митр. сщмч. Константином (Дьяковым) по указу заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) Л. был возведен в сан архимандрита. 12 июля того же года выслан НКВД из Киева. С 1937 г. скрывался от властей, жил в Переяславе, Киеве и Житомире. Во время Великой Отечественной войны после занятия Украины нем. войсками вошел в состав Украинской Православной Автономной Церкви, сохранявшей каноническую связь с Московским Патриархатом. 26 нояб. 1941 г. Л. был хиротонисан во епископа Бердичевского. Хиротонию в Почаевской в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской лавре возглавлял экзарх Украины Волынский архиеп. Алексий (Громадский ; впосл. митрополит). Л. стал 1-м викарием архиеп. Алексия. 7 мая 1942 г. был назначен управляющим Винницкой епархией. После смерти в 1943 г. митр. Алексия к Л. перешло управление Житомирской епархией. За время служения там Л. рукоположил свыше 100 священников, к лету 1943 г. епархия насчитывала ок. 300 приходов. Был открыт муж. мон-рь, 2 жен. мон-ря и 2 жен. скита. В нояб. 1943 г., перед тем как нем. армия оставила Житомир, Л. вместе с иеродиак. Вениамином (Вознюком) выехал в Варшаву. С июля 1944 г. жил в Вене, затем в Мюнхене. 16 мая 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в свою юрисдикцию и 7 авг. того же года назначил епископом Потсдамским, викарием Берлинского и Германского митр. Серафима (Ляде) . Л. не приступил к служению в силу непризнания им архиерейской хиротонии митр. Серафима. 4 сент. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил отменить назначение Л. викарным еп. Германской епархии ввиду того, в частности, «что Преосвященный Леонтий не получил канонического отпуска от епископов Украинской Автономной Церкви». 6 сент. 1945 г. Архиерейский Синод РПЦЗ принял Л. в состав епископата РПЦЗ вместе с другими архиереями Украинской Автономной Церкви.

http://pravenc.ru/text/2463529.html

Осенью 1982 г. епископ Марк, ввиду тяжелой болезни архиепископа Филофея (Нарко), принимает титул епископа Берлинского и Германского, продолжая жить в мюнхенском монастыре, откуда и управляет Германской епархией. В середине 80-х годов назначен управляющим Великобританской епархией и Александро-Невским приходом в Копенгагене. В 1997 г. назначен наблюдающим за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1993-1997 гг. возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви) в объединенной Германии. С 2000 г. — председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г. — председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 8-9 декабря 2016 г. освобожден от управления Великобританской епархией. Решением Священного Синода от 6 октября 2017 г. ( журнал 95 ) включен в состав Синодальной богослужебной комиссии . 10 декабря 2019 г. возведен в сан митрополита. 17 мая 2022 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ, в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) , поручено временное окормление храмов, монастырей и церковных учреждений, имеющих статус непосредственного подчинения председателю Синода. Епархия: Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Биографическая литература Тверского княжества XIV и XV веках (докторская диссертация). Награды: Церковные: Светские: E-mail: hiobmon@rocor.de Web-caйm: www.rocor.de Publicaii pe portal Патриархия.ru Как живет Зарубежная Церковь в Германии при пандемии коронавируса [Interviuri] Arhiepiscopul Berlinului i al Germaniei Marc: Aciunile Patriarhiei Constantinopolului duc la multe sminteli, suferine i discordii de lung durat [Mesaje de salut i adresri] Valorile cretine în Europa modern. Interviu cu arhiepiscopul de Berlin i Germania Marc oferit „Jurnalului Patriarhiei Moscovei” [Interviuri] Despre spovedanie i împrtire, limba serviciului divin i monahism. Discuie cu arhiepiscopul Berlinului i al Germaniei Marcu [Interviuri] Arhiepiscopul Marcu de Berlin, Germania i Marea Britanie: " Vizitând Kazahstanul, poi simi cu inima c e ca un antimis întins sub cerul liber " [Interviuri] Arhiepiscopul Marcu de Berlin, Germania i Marea Britanie: Problema noastr cea mai important este misionarismul [Interviuri] Долгий путь навстречу друг другу. Любое решение о нашем дальнейшем пути должно быть принято соборно, считает архиепископ Марк. [Interviuri]

http://patriarchia.ru/md/db/text/1561342...

Осенью 1982 г. епископ Марк, ввиду тяжелой болезни архиепископа Филофея (Нарко), принимает титул епископа Берлинского и Германского, продолжая жить в мюнхенском монастыре, откуда и управляет Германской епархией. В середине 80-х годов назначен управляющим Великобританской епархией и Александро-Невским приходом в Копенгагене. В 1997 г. назначен наблюдающим за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1993-1997 гг. возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви) в объединенной Германии. С 2000 г. — председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г. — председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 8-9 декабря 2016 г. освобожден от управления Великобританской епархией. Решением Священного Синода от 6 октября 2017 г. ( журнал 95 ) включен в состав Синодальной богослужебной комиссии . 10 декабря 2019 г. возведен в сан митрополита. 17 мая 2022 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ, в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) , поручено временное окормление храмов, монастырей и церковных учреждений, имеющих статус непосредственного подчинения председателю Синода. Епархия: Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Биографическая литература Тверского княжества XIV и XV веках (докторская диссертация). Награды: Церковные: Светские: E-mail: hiobmon@rocor.de Web-caйm: www.rocor.de Portal publications Патриархия.ru Как живет Зарубежная Церковь в Германии при пандемии коронавируса [Interview] Archbishop Mark of Berlin and Germany: Actions of the Patriarchate of Constantinople pave the way for confusion, pain and dissension for years to come [Greetings and addresses] Христианские ценности в современной Европе. Интервью архиепископа Берлинско-Германского Марка «Журналу Московской Патриархии» [Interview] Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве. Беседа с архиепископом Берлинско-Германским Марком [Interview] Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Посещая Казахстан, ощущаешь сердцем, что это — антиминс, распростертый под открытым небом» [Interview] Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: Наша первостепенная задача миссионерство [Interview] Долгий путь навстречу друг другу. Любое решение о нашем дальнейшем пути должно быть принято соборно, считает архиепископ Марк. [Interview]

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197923...

Осенью 1982 г. епископ Марк, ввиду тяжелой болезни архиепископа Филофея (Нарко), принимает титул епископа Берлинского и Германского, продолжая жить в мюнхенском монастыре, откуда и управляет Германской епархией. В середине 80-х годов назначен управляющим Великобританской епархией и Александро-Невским приходом в Копенгагене. В 1997 г. назначен наблюдающим за делами Русской духовной миссии в Иерусалиме. В 1993-1997 гг. возглавлял процесс диалога между двумя русскими православными епархиями (Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви) в объединенной Германии. С 2000 г. — председатель Комиссии по вопросам единства Русской Церкви, с 2003 г. — председатель Комиссии Русской Зарубежной Церкви по переговорам с Московским Патриархатом. Решением Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви от 8-9 декабря 2016 г. освобожден от управления Великобританской епархией. Решением Священного Синода от 6 октября 2017 г. ( журнал 95 ) включен в состав Синодальной богослужебной комиссии . 10 декабря 2019 г. возведен в сан митрополита. 17 мая 2022 г. решением Архиерейского Синода РПЦЗ, в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала) , поручено временное окормление храмов, монастырей и церковных учреждений, имеющих статус непосредственного подчинения председателю Синода. Епархия: Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей)   Научные труды, публикации: Биографическая литература Тверского княжества XIV и XV веках (докторская диссертация). Награды: Церковные: Светские: E-mail: hiobmon@rocor.de Web-caйm: www.rocor.de Δημοσιεματα στην ιστοσελδα Патриархия.ru Как живет Зарубежная Церковь в Германии при пандемии коронавируса [Συνεντεξεις] Архиепископ Берлинский и Германский Марк: Действия Константинопольского Патриархата ведут ко многим смущениям, страданиям и разногласиям на долгие годы [Χαιρετισμο και μηνματα] Христианские ценности в современной Европе. Интервью архиепископа Берлинско-Германского Марка «Журналу Московской Патриархии» [Συνεντεξεις] Об исповеди и причащении, языке богослужения и монашестве. Беседа с архиепископом Берлинско-Германским Марком [Συνεντεξεις] Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Посещая Казахстан, ощущаешь сердцем, что это — антиминс, распростертый под открытым небом» [Συνεντεξεις] Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: Наша первостепенная задача миссионерство [Συνεντεξεις] Долгий путь навстречу друг другу. Любое решение о нашем дальнейшем пути должно быть принято соборно, считает архиепископ Марк. [Συνεντεξεις]

http://patriarchia.ru/gr/db/text/5200883...

После каждого доклада и выступлений за круглыми столами последовало множество вопросов и мнений: «Нет возможности все изложить. С одной стороны были высказаны противоложные мнения, с другой - было проявлено большое внимание к высказываниям докладчиков. Первый день был очень напряженным в том плане, что многие участники совещания не знали, чего ожидать. Если в начале дня, по мнению автора этого обозрения, участники совещания были несколько настороженными и больше озабочены высказыванием своих позиций и мнений, то к концу дня они больше слушали и задавали вопросы», - отмечает автор. Сообщение агентства «Интерфакс»   уделяет внимание выступлению члена Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископа Берлинского и Германского Марка, который призвал собравшихся «преодолеть свою неподвижность, косность и леность и приступить к деятельному рассмотрению проблем, чтобы нам впоследствии не оказаться иностранной сектой при всей нашей любви к Православной Русской Церкви». «В своем докладе… архиепископ Марк дал понять, что упреки в адрес Матери-Церкви, которые порой раздаются со стороны РПЦЗ, лишены оснований», - говорится в сообщении агентства. Также докладу архиепископа Марка посвящено сообщение на сайте «Епархия». Полностью текст выступления архиепископа Марка можно прочитать на сайте «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей» . В завершение доклада он говорит следующие слова: «Мы призваны в нынешних обстоятельствах стремиться к одной цели: к единству в Таинствах, согласно духу, учению и преданию нашей Русской Церкви при сохранении особенностей церковного опыта наших путей и на основе нынешних органически сложившихся структур. Наша цель не может заключаться в погашении жизненного опыта какой-либо из частей Церкви, она должна заключаться в целенаправленном развитии миссии Церкви Христовой как на исторической нашей родине, так и в зарубежье, во благо верующему народу, ищущему воцерковления, и составляющему во всех странах мира единую паству Русской Церкви в целом. Принципиально для нас стоит вопрос: хотим ли мы участвовать в процессах, происходящих в жизни и развитии Церкви в России или не хотим. Продолжаем ли мы считать себя частью Русской Церкви? … Мы десятилетиями молились о страждущей стране Российской и православном народе ее. Смеем ли мы отказаться от общения теперь, когда наступила относительная свобода? Смеем ли мы стоять в стороне? Не прельщаемся ли мы, когда продолжаем упорно требовать покаяния? Покаяние следует требовать от себя. А к другим пойдем как на брак честный и чистый, с готовностью жертвовать собой ради Бога, ради Истины, ради единства нашей славной Русской Православной Церкви».

http://pravoslavie.ru/4867.html

1 августа 2012 г. в Серафимовском храме в г. Си-Клиф (штат Нью-Йорк) рукоположен во священника. В 2012 г. сопровождал Курскую Коренную икону Божией Матери в Самарскую , Курскую и Пермскую епархии, в г. Сиэтл и на Гавайские острова; в 2013 году — на приходы Канадской епархии , в Японию и Приморскую митрополию . Определением Архиерейского Синода РПЦЗ избран епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии. Избрание было утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. ( журнал 10 ). 4 апреля 2014 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле настоятелем обители архимандритом Лукой (Мурьянкой) пострижен в монашество с именем Николай в честь святителя Николая Японского. 27 апреля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене архиепископом Берлинским и Германским Марком возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа состоялось 28 июня, хиротония 29 июня 2014 г. в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Богослужения возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 мая 2022 г. назначен заведующим канцелярией Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 17 мая 2022 г., в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала),  назначен и.о. управляющего Восточно-Американской епархией. 13 сентября 2022 г. на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 сентября это решение утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви ( журнал 92 ). Вечером 17 сентября по окончании всенощного бдения в Знаменском соборе г. Нью-Йорка возведен в сан митрополита. Торжества настолования состоялись в Знаменском соборе 18 сентября. Образование: 1998 г. — Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. 2000 г. — SUNY (State University of New York Technology School). Епархия: Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей) Место работы: Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (Первоиерарх)

http://patriarchia.ru/en/db/text/5199017...

После реконструкции и обновления приобретённого здания церковное помещение величиной в 150 кв.м. с алтарём, притвором и ризницей будет располагаться на втором этаже. На первом этаже будут находиться просторный приходской зал, библиотека с комнатой для чтения, помещение для духовника, детская комната, а также кухня. Наряду с церковным служением священник Андрей Сикоев осознаёт необходимость в православном воспитании молодого поколения. Община планирует создание русского православного художественного и культурного центра. Следующий этап - строительство колокольни. Размышляется также о создании программы помощи старым и нуждающимся в уходе людям. Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) имеет епархии в Европе, США и Канаде, Латинской Америке и Австралии. Церковь управляется Собором епископов и Синодом с местонахождением в Нью-Йорке. Первоиерархом является Восточно-Американский и Нью-Йоркский митрополит Лавр. После воссоединения с Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) РПЦЗ является автономной частью Общерусского Собора епископов. Её главой и предстоятелем является патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Самая большая европейская епархия РПЦЗ «Берлинская и Германская» включает в себя общины Германии, Великобритании, Дании и Австрии и управляется архиепископом Марком. Местонахождение управления епархии - Мюнхен. Епархия берёт своё происхождение в 18 веке и является старейшей православной епархией на немецкой земле. Среди трёх миллионов русскоязычных граждан Германии количество православных христиан, по оценкам двух русских епархий, составляет более 30%. В отличие от протестантской и католической церкви число православных приходов постоянно растёт. Увеличивается также и количество прихожан. В Берлине живут почти 200.000 русскоязычных граждан. Самая большая часть из них эмигрировала из бывшего Советского Союза в начале 90-х годов. Другую часть составляют потомки «старой эмиграции», осевшей в Германии после революции и мировых войн, а также еврейские эмигранты. В данный момент в Берлине существует четыре русские православные церкви: Кафедральный Собор на Хохенцоллерндамм; храм Свв. Константина и Елены в районе Тегель; домашняя церковь в Карлсхорсте; домашняя церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Кульмбахерштрассе (в ближайшем будущем – церковь на Винтерштейнштрассе). Первые три церкви принадлежат Немецкой епархии Московского Патриархата под управлением архиепископа Феофана, церковь на Кульмбахерштрассе – епархии РПЦЗ «Берлинской и Германской» под управлением архиепископа Марка.

http://pravoslavie.ru/25575.html

Сразу же после оккупации Белоруссии в первые месяцы Великой Отечественной войны нем. власти начали принимать меры по отделению белорус. епархий от РПЦ. 3 окт. 1941 г. архиеп. Пантелеимону (Рожновскому) было передано требование нем. рейхскомиссара образовать «Белорусскую автокефальную православную национальную церковь», 6 окт. архиеп. Пантелеимон и В. согласились выполнить это требование с определенными оговорками относительно временного характера статуса Белорусской Церкви и необходимости позднейшего его признания др. церквами в каноническом порядке; архиереи решили перенести резиденцию архиеп. Пантелеимона в Минск и усвоить ему титул «Минский и всея Беларуси» (см. ст. Беларусь //ПЭ. Т. 4. С. 486-487). В. поручалось управление приходами Гродненской обл., присоединенной немцами к Вост. Пруссии. Постановлением прошедшего 3 марта 1942 г. в Минске Собора белорус. епископов В. был избран в состав Синода Белорусской Церкви, а Гродненская и Белостокская епархия, управляемая В., получала статус автономной, с правами экзархата в Вост. Пруссии. Собор также выразил пожелание, чтобы В. имел братское общение с Серафимом (Ляде) , митр. Берлинским и Германским РПЦЗ, и поминал его как старшего за богослужением. 10 марта указом белорус. Синода В. был возведен в сан архиепископа. Управляя епархией, В. сталкивался с проблемами, к-рые были вызваны запретами со стороны нем. администрации: в частности, запрещалось отмечать церковные праздники в будние дни, рекомендовалось переносить их на воскресенье, в нек-рых местах не разрешалось служить более 2 часов. Оккупационные власти характеризовали В. как «ревностнейшего великорусского организатора», через к-рого шла связь с рус. центрами в Польше. В. запретил духовенству употребление белорус., укр. или польск. языков на богослужениях, признавая богослужебным языком исключительно церковнославянский. 21-26 окт. 1943 г. В. совместно с белорус. еп. Григорием (Боришкевичем) участвовал в совещании епископов РПЦЗ в Вене, состоявшемся под председательством митр. Серафима (Ляде). На этом совещании было рассмотрено избрание Патриархом Московским митр. Сергия (Страгородского), к-рое участники совещания сочли неканоническим. Кроме того, епископы направили нем. властям меморандум с протестом против ограничений деятельности зарубежного духовенства на оккупированных территориях СССР. В июле 1944 г., после освобождения Белоруссии Красной Армией и ее наступления на Вост. Пруссию, В. уехал в Германию. В апр. 1946 г. на Архиерейском Соборе РПЦЗ в Мюнхене В. совместно с большинством др. белорус. епископов был присоединен к РПЦЗ.

http://pravenc.ru/text/150207.html

Какую же позицию занимала Русская Зарубежная Церковь на самом деле? На первый взгляд может показаться, что основания для поддержки Германии у нее действительно были. На территории рейха РПЦЗ имела епархию, причем положение ее было более благоприятным по сравнению с епархиями в других странах, в том числе и в Югославии. В начале 1930-х гг. Зарубежный Синод не исключал возможности переезда в Германию . С марта 1936 г. правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны . Таким образом, епархия РПЦЗ стала единственной законной православной структурой в Германии. В 1938 г. здесь поменялся и архиерей. Им стал этнический немец, епископ (впоследствии митрополит) Серафим (Ляде). В том же году с германской помощью в центре Берлина был достроен кафедральный Воскресенский собор. Не только значительная часть немцев, но и немалая часть русской эмиграции увидели в Гитлере вождя, который избавил страну от унизительных последствий Первой мировой войны и готов выступить против мирового коммунистического лагеря. А потому на определенном этапе поддержка фюрера могла быть искренней. В Берлинской епархии РПЦЗ было введено поминовение государственного руководства. 8 июня 1936 г. Архиерейский Синод предписал следующую формулу поминовения фюрера. На великой ектении в храмах РПЦЗ в Германии нужно было возглашать: «О христолюбивом Вожде народа Германского, правительстве и воинстве его, Господу помолимся». На сугубой ектении: «Еще молимся о христолюбивом Вожде народа германского, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити им во всех и покорити под нози их всякаго врага и супостата» . Митрополит Анастасий (Грибановский) Другое событие, связывающее РПЦЗ с германским правительством, – известный благодарственный адрес митрополита Анастасия (Грибановского) (июнь 1938 г.), зачитанный на освящении кафедрального собора в Берлине. В своем послании митрополит не только благодарил фюрера за помощь в строительстве храма, но и благословлял его на борьбу с силами, «желающими гибели и нашего народа», то есть с коммунистами. «Этот храм, – говорилось в документе, – укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной родины еще не наступил конец истории, и что Повелевающий историей пошлет и нам Вождя, и этот Вождь воскресит нашу Родину, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу». После этого за вождя и государственного канцлера была произнесена молитва .

http://pravoslavie.ru/108286.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010