Берлинская и Германская епархия РПЦЗ определяет круг основных задач и выражает надежду на сотрудничество с приходами Московского Патриархата в Германии 9 октября 2006 г. 19:09 6 октября 2006  года на официальном сайте Русской Зарубежной Церкви опубликована резолюция епархиального собрания Берлинской и Германской епархии РПЦЗ. 2-3 октября в Мюнхене состоялось очередное епархиальное собрание, пастырское совещание и совещание старост, в которых приняли участие священнослужители, старосты и иные представители приходов РПЦЗ в Германии. Собрание прошло под председательством архиепископа Берлинского и Германского Марка и епископа Штутгартского Агапита. В мюнхенском кафедральном соборе свв. Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая совершался дневной круг богослужений. Собрание молитвенно почтило память новопреставленного митрополита Виталия, бывшего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. «Незабвенен его пастырский подвиг в наших краях», — отмечается в резолюции. На епархиальном собрании был обсужден широкий круг вопросов современной церковной жизни  — не только приходской жизни в Германии, но и Русской Церкви в целом. В резолюции указаны основные проблемы и задачи, стоящие перед епархией:   Рост нужды в пастырском окормлении. Предлагается «не распылять свои силы открытием многочисленных малых приходов, но в имеющихся центрах консолидировать приходскую жизнь, взращивая приход в духовную семью».   Современная паства слабо воцерковлена. Особое внимание должно быть посвящено подготовке людей к принятию святых таинств (крещения, брака, причащения). Следует раскрывать их внутреннюю связь. Необходима последовательная катехизация не только крещаемых во взрослом возрасте, но и при крещении младенцев — родителей и крестных.   Воцерковление семьи  — желательно, чтобы этот процесс происходил равномерно для всех членов семьи; иначе семейная жизнь оказывается в опасности, особенно в случае смешанных браков.   Мир погрязает в потребительстве и безнравственности, которыми отравляются души. Надо стараться, чтобы в сердцах молодежи напечатлевался ясный образ Святой Церкви — источника целомудрия и духовной жизни. Согласно резолюции IV Всезарубежного Собора при епархии учреждается Молодежный Отдел, представитель которого входит в состав епархиального совета.

http://patriarchia.ru/db/text/150258.htm...

Какую же позицию занимала Русская Зарубежная Церковь на самом деле? На первый взгляд может показаться, что основания для поддержки Германии у нее действительно были. На территории рейха РПЦЗ имела епархию, причем положение ее было более благоприятным по сравнению с епархиями в других странах, в том числе и в Югославии. В начале 1930-х гг. Зарубежный Синод не исключал возможности переезда в Германию . С марта 1936 г. правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны . Таким образом, епархия РПЦЗ стала единственной законной православной структурой в Германии. В 1938 г. здесь поменялся и архиерей. Им стал этнический немец, епископ (впоследствии митрополит) Серафим (Ляде). В том же году с германской помощью в центре Берлина был достроен кафедральный Воскресенский собор. Не только значительная часть немцев, но и немалая часть русской эмиграции увидели в Гитлере вождя, который избавил страну от унизительных последствий Первой мировой войны и готов выступить против мирового коммунистического лагеря. А потому на определенном этапе поддержка фюрера могла быть искренней. В Берлинской епархии РПЦЗ было введено поминовение государственного руководства. 8 июня 1936 г. Архиерейский Синод предписал следующую формулу поминовения фюрера. На великой ектении в храмах РПЦЗ в Германии нужно было возглашать: «О христолюбивом Вожде народа Германского, правительстве и воинстве его, Господу помолимся». На сугубой ектении: «Еще молимся о христолюбивом Вожде народа германского, о державе, победе, пребывании, мире, здравии, спасении их и Господу Богу нашему наипаче поспешити и пособити им во всех и покорити под нози их всякаго врага и супостата» . Митрополит Анастасий (Грибановский) Другое событие, связывающее РПЦЗ с германским правительством, – известный благодарственный адрес митрополита Анастасия (Грибановского) (июнь 1938 г.), зачитанный на освящении кафедрального собора в Берлине. В своем послании митрополит не только благодарил фюрера за помощь в строительстве храма, но и благословлял его на борьбу с силами, «желающими гибели и нашего народа», то есть с коммунистами. «Этот храм, – говорилось в документе, – укрепляет нашу надежду на то, что и для нашей многострадальной родины еще не наступил конец истории, и что Повелевающий историей пошлет и нам Вождя, и этот Вождь воскресит нашу Родину, подобно тому, как Он послал Вас германскому народу». После этого за вождя и государственного канцлера была произнесена молитва .

http://pravoslavie.ru/108286.html

Германская епархия РПЦЗ причислит к лику местночтимых святых участника антифашистского движения «Белая роза» Александра Шмореля Мюнхен, 17 июля 2007 г. Берлинско-Германская епархия РПЦЗ приняла решение причислить к лику местно чтимых святых активиста антифашистской студенческой организации «Белая роза» Александра Шмореля, казненного 13 июля 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. В воскресенье, 15 июля, Архиепископ Берлинский и Германский Марк совершил панихиду у могилы новомученика, собщает Седмица.Ru . О решении епархии сообщил после панихиды священник Николай Артемов: «Синод РПЦЗ уже дал благословение российскому новомученнику Александру Шморелю, ибо он при переезде из России в Германию сохранил православную веру, посещал мюнхенский храм и был его прихожанином». Уроженца Оренбурга Александра Шмореля (16.09.1917 – 13.07.1943) в Мюнхене называют «Русской душой» и «русским корнем» действовавшей в годы II Мировой войны студенческой организации «Белая роза», боровшейся с фашизмом. Его мать Наталья Петровна Введенская была русской, отец – Гуго Карлович Шморель немцем. Александр был крещен по православному обряду. После смерти матери его воспитывала няня – Фоедосия Лапшина, которая часто водила мальчика в русскую церковь в Мюнхене. Русский язык Александр Шморель считал родным, а русскую культуру воспринимал как свою духовную родину. Во времена нацизма в Германии 40-х годов студент Мюнхенского университета Александр Шморель был убежденным пацифистом. Его постигла участь коллег из «Белой розы». По решению нацистского суда 13 июля 1943 года Александр был казнен. Одна из публикаций епархиального журнала «Вестник» рассказывает о том, что перед казнью архимандрит Александр исповедовал и причастил Александра Шмореля. Похоронили его на кладбище, примыкающем к церковному двору мюнхенского кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви. В 1999 году из Оренбурга была привезена земля, которую в присутствии прихожан храма высыпали на могилу замученного фашистами Александра, высказывавшего перед смертью родственникам свое желание быть погребенным не в Германии, а на родине, в России. В Мюнхене на могиле героя растет куст белой розы. Эти же цветы круглый год приносят жители Баварской столицы в знак памяти и признания заслуг члена антифашистской организации, студента Александра Шмореля. Дата прославленмя Александра Шмореля в лике святых пока точно не определена. Однако в мюнхенском православном храме на алтарной иконе «Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца» в числе святых, сопровождающих раку с мощами, уже изображен Александр Шморель - только пока без нимба над головой. 17 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23176.html

Как известно, Имперское министерство церковных дел стремилось к унификации всех православных общин на завоеванных территориях, то есть к фактическому включению их в состав Берлинской и Германской православной епархии. Указанная епархия подчинялась Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). С февраля 1938 года Берлинской епархией управлял епископ (с 15 сентября 1939 года - архиепископ) Серафим (Ляде). Немецкие власти признавали законной на территории Третьего рейха лишь юрисдикцию РПЦЗ. На «евлогианские» общины в 1938-39 годах оказывалось систематическое давление с целью вынудить их отказаться от подчинения Епархиальному управлению в Париже и признать над собой власть архиепископа Серафима. 25 февраля 1938 года Адольф Гитлер подписал «Закон о землевладении Русской Православной Церкви в Германии», на основании которого Берлинской епархии РПЦЗ были переданы храмы в Баден-Бадене, Бад Эмсе, Дармштадте, Штутгарте и Висбадене. К началу Второй мировой войны лишь три общины в Германии сохраняли подчинение митрополиту Евлогию . После подписания Мюнхенского соглашения в составе Германии оказались чешские курортные города Карловы Вары, Франтишковы Лазни и Марианские Лазни, располагавшиеся в исторической области Судеты. 5 мая 1939 года имперский министр церковных дел Ганс Керл издал распоряжение о распространении на Судеты закона от 25 февраля 1938 года. В результате русские курортные храмы со всем их движимым и недвижимым имуществом были переданы Берлинской епархии . Таким образом, три курортных храма, подчинявшихся прежде русскому эмигрантскому приходу в Праге, перешли в подчинение архиепископу Серафиму (Ляде). С момента начала II Мировой войны (с сентября 1939 года) епископ Сергий практически лишился возможности вести переписку с Епархиальным управлением в Париже. 12 марта 1940 года митрополит Евлогий писал Константинопольскому Патриарху Вениамину: «С начала войны, т.е. с сентября прошлого 1939 года, по политическим обстоятельствам прекратились все мои личные и служебные сношения с Преосвященным Сергием. Мои сведения о нем почерпаются из частных слухов и повременной печати». Из этих источников, которые сам митрополит Евлогий признавал ненадежными, он узнал, что после начала войны епископ Сергий «был вызван Германским правительством в Берлин, и там на него оказывалось огромное давление, чтобы он признал церковную власть Карловацкого Синода и его ставленника Серафима Ляде» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/7...

С иерархами возникших автономных Украинской и Белорусской Церквей, несмотря на всевозможные препятствия, РПЦЗ в 1942 г. установила связь и поддерживала их, так как они рассматривались в качестве составных частей единой Русской Церкви. Определенные непрочные и непостоянные контакты удалось установить и с духовенством оккупированных областей России. В полемической книге проф. С.В. Троицкого можно встретить утверждение, что к Среднеевропейскому митрополичьему округу РПЦЗ были присоединены Смоленск и Орловская епархия 430 . Это абсолютно не соответствует действительности. Дело в том, что в журнале «Сообщения и распоряжения Высокопреосвященнейшего Серафима, митрополита Берлинского и Германского и Средне-Европейского митрополичьего округа» от 20 сентября 1942 г. были опубликованы привлекшие внимание Архиерейского Синода сообщения из России. В них говорилось, что верующие Смоленска считают себя молитвенно-канонически и жизненно связанными с РПЦЗ через митрополита Берлинского, а священнослужители Орла просили владыку Серафима прислать к ним правящего епископа. Исходя из этих сообщений Синод принял 18 ноября 1942 г. решение: «…предложить Преосвященному митрополиту Берлинскому и Германскому Серафиму принять возможные меры к выяснению возможности посылки епископов в Смоленск и Орел на предмет организации там церковной жизни» 431 . Но конечно никаких возможностей послать епископов из-за противодействия германских властей не было. А Смоленская епархия вошла в состав Белорусской Православной Церкви. Из всех германских ведомств митр. Анастасий изредка переписывался только с РКМ, по-прежнему занимавшим относительно благожелательную позицию к русскому православию. Например, 24 ноября 1942 г. ландгерихтсрат В. Гаугг попросил главу карловацкой юрисдикции сообщить «по возможности точные сведения об отношении отдельных Православных Церквей к прессе». Эти сведения были посланы в Берлин 15 февраля 1943 г. Среди прочего указывалось, что с конца 1941 г. в Белграде возобновлен выпуск официального органа Синода «Церковная жизнь», а также частного журнала бывшего секретаря Синода Е. Махараблидзе «Церковное обозрение». А 7 августа 1943 г. митр. Анастасий написал в Берлин митр. Серафиму в связи с проведением Ватиканской радиостанцией пропагандистских передач на русском языке: «… я просил бы Вас обратить внимание германских властей на опасность такой пропаганды, как попытки внедрения католичества среди русского народа, и необходимость нечто ей противопоставить. Я полагал бы, что противопоставить надо миссионерские передачи по немецкому радио». Митр. Серафим 22 августа передал это письмо в РКМ, но никакой реакции не последовало 432 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С другой стороны, прославлению царственных страстотерпцев в те годы мешала уверенность части эмиграции, что некоторым членам царской семьи удалось спастись. Так, в ее чудесное спасение верил архиепископ Феофан (Быстров) , проживавший во Франции. По свидетельству Е.И. Махароблидзе, архиепископ ссылался на некие «достоверные сведения», что царская семья скрывается в России в надежном месте. Панихид по царской семье архиепископ Феофан не служил. 162 Долгое время не верили в гибель страстотерпцев архиепископы Тихон (Лященко) и Серафим (Соболев) . Отпевание царской семьи Русская Зарубежная Церковь совершила лишь 17 июля 1968 г., 163 после чего и был открыт путь к ее официальной канонизации. Итак, накануне Второй мировой войны Зарубежная Церковь стояла на позиции возрождения национальной России на принципе православия. При этом о монархии говорилось как об идеальной форме будущего русского государства. Отношение Зарубежного Синода к нацистскому режиму Вступление митрополита Анастасия на престол первоиерарха РПЦЗ почти совпало с политическими изменениями в Европе. Период между Первой и Второй мировыми войнами был не миром, а, скорее, временным перемирием. Европейские государства наращивали силы для нового вооруженного конфликта. В 1934 г. фюрером Германии стал Адольф Гитлер. Однако еще до его прихода к власти взоры представителей РПЦЗ были направлены на Германию как на место будущего пребывания Архиерейского Синода. В 1930-е гг. Архиерейский Синод неоднократно возвращался к вопросу о своем переезде в другую страну. При всем гостеприимстве, оказываемом Югославией и Сербской Церковью, Зарубежный Синод не получил в Югославии прав признанной государством религиозной корпорации. За время пребывания в этой стране русские беженцы так и не смогли по строить в Белграде кафедральный собор. С большим трудом возведенная в югославской столице небольшая временная церковь в честь Святой Троицы в результате стала постоянным кафедральным собором. 164 Выбор Германии как нового места пребывания был неслучаен, именно в этой стране епархия РПЦЗ была легализована. Заслуга легализации во многом принадлежала епископу Тихону (Лященко). Устав епархии был выработан этим иерархом по соглашению с министерством культов и Архиерейским Синодом РПЦЗ. 165 14 марта 1936 г. правительство Пруссии вынесло постановление о присвоении православной Берлинской и Германской епархии РПЦЗ статуса корпорации публичного права. Это постановление было распространено и на другие земли страны. 166 Прочие православные юрисдикции оказались в положении частных организаций, не пользующихся покровительством государства. 167 Нет необходимости объяснять, что это означало при гитлеровской диктатуре. Потому переход германских храмов митрополита Евлогия в РПЦЗ становился лишь делом времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме того, Германия всячески препятствовала контактам РПЦЗ с Белорусской и Украинской Церквами. 320 Показательно, что при организации Белорусской Церкви немецкое командование потребовало от митрополита Пантелеймона руководить Церковью самостоятельно без каких-либо сношений с Москвой (то есть с Московской Патриархией) и Берлином (то есть с РПЦЗ и митрополитом Серафимом). 321 В сентябре 1942 г. духовенство Смоленской и Орловской областей, не пожелавшее подчиняться Белорусской Церкви, обратилось к митрополиту Серафиму (Ляде). Духовенство заявило, что подчиняется РПЦЗ через митрополита Серафима. Орловское духовенство просило при этом прислать в Орел епископа. 19 ноября Архиерейский Синод предложил митрополиту Серафиму принять меры к отправке в Смоленск и Орел епископов и организации там церковной жизни. 322 Однако решение это так и осталось на бумаге – митрополит Серафим (Ляде) не смог прислать в Смоленск и Орел ни епископа, ни священника. Более того, Русской Зарубежной Церкви было фактически запрещено даже окормление некоторых германских территорий. Речь идет о Белостокско-Гродненской епархии, включенной Германией в состав Восточной Пруссии. Хотя этой епархией должен был управлять Берлинско-Германский архиерей, наделе епархия управлялась Белорусской Церковью в качестве некоего «зарубежного белорусского экзархата». 323 В 1942 г. инициативная группа Украинской автономной Церкви в составе епископов Пантелеймона (Рудыка), Вениамина (Новицкого) и Димитрия (Магана) обратилась к митрополиту Серафиму (Ляде) с просьбой принять Украинскую Церковь в свое подчинение, чтобы не зависеть от Московской Патриархии и налаживать хорошие отношения с немецким руководством. Митрополит Серафим посоветовал иерархам обратиться к рейхскомиссару Украины. 324 Но РПЦЗ на территорию Украины допущена не была, и просьба украинских иерархов осталась без последствий. С.В. Троицкий , ссылаясь на письма митрополита Серафима (Ляде), говорил о материальной помощи германского правительства Зарубежному Синоду. 325 Это утверждение оспаривает А.К. Никитин. Исследования, проведенные в архивах нацистских ведомств, позволили автору сделать вывод, что об оказании РПЦЗ заметной материальной поддержки в годы войны не было и речи. Германская епархия оставалась одной из самых бедных в Зарубежной Церкви, а нерегулярные и незначительные субсидии от государства начались лишь в конце войны, когда Синод переехал из Югославии в Германию. 326

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 августа 2012 г. в Серафимовском храме в г. Си-Клиф (штат Нью-Йорк) рукоположен во священника. В 2012 г. сопровождал Курскую Коренную икону Божией Матери в Самарскую , Курскую и Пермскую епархии, в г. Сиэтл и на Гавайские острова; в 2013 году — на приходы Канадской епархии , в Японию и Приморскую митрополию . Определением Архиерейского Синода РПЦЗ избран епископом Манхэттенским, викарием Восточно-Американской епархии. Избрание было утверждено решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 19 марта 2014 г. ( журнал 10 ). 4 апреля 2014 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле настоятелем обители архимандритом Лукой (Мурьянкой) пострижен в монашество с именем Николай в честь святителя Николая Японского. 27 апреля 2014 г. за Литургией в кафедральном соборе святых Новомучеников и исповедников Российских и святителя Николая в Мюнхене архиепископом Берлинским и Германским Марком возведен в сан архимандрита. Наречение во епископа состоялось 28 июня, хиротония 29 июня 2014 г. в кафедральном соборе в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско. Богослужения возглавил митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 12 мая 2022 г. назначен заведующим канцелярией Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Решением Архиерейского Синода РПЦЗ от 17 мая 2022 г., в связи с кончиной Первоиерарха РПЦЗ митрополита Илариона (Капрала),  назначен и.о. управляющего Восточно-Американской епархией. 13 сентября 2022 г. на заседании Архиерейского Собора РПЦЗ избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. 14 сентября это решение утвердил Священный Синод Русской Православной Церкви ( журнал 92 ). Вечером 17 сентября по окончании всенощного бдения в Знаменском соборе г. Нью-Йорка возведен в сан митрополита. Торжества настолования состоялись в Знаменском соборе 18 сентября. Образование: 1998 г. — Свято-Троицкая духовная семинария в Джорданвилле. 2000 г. — SUNY (State University of New York Technology School). Епархия: Восточно-Американская и Нью-Йоркская епархия (РПЦЗ) (Правящий архиерей) Место работы: Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) (Первоиерарх)

http://patriarchia.ru/ua/db/text/3680779...

Германская епархия РПЦЗ причислит к лику местночтимых святых участника антифашистского движения «Белая роза» Александра Шмореля 16 июля 2007 г. 19:43 Берлинско-Германская епархия РПЦЗ приняла решение причислить к лику местно чтимых святых активиста антифашистской студенческой организации «Белая роза» Александра Шмореля, казненного 13 июля 1943 года в мюнхенской тюрьме Штадельхайм. В воскресенье 15 июля архиепископ Берлинский и Германский Марк совершил панихиду у могилы новомученика. О решении епархии сообщил после панихиды священник Николай Артемов. Уроженца Оренбурга Александра Шмореля (16.09.1917 — 13.07.1943) в Мюнхене называют «Русской душой» и «русским корнем» действовавшей в годы Второй мировой войны студенческой организации «Белая роза», боровшейся с фашизмом. Его мать Наталья Петровна Введенская была русской, отец, Гуго Карлович Шморель, — немцем. Александр был крещен по православному обряду. После смерти матери его воспитывала няня Феодосия Лапшина, которая часто водила мальчика в русскую церковь в Мюнхене. Русский язык Александр Шморель считал родным, а русскую культуру воспринимал как свою духовную родину. Во времена нацизма студент Мюнхенского университета Александр Шморель оставался убежденным пацифистом и разделил участь товарищей из «Белой розы». Одна из публикаций епархиального журнала «Вестник» рассказывает о том, что перед казнью архимандрит Александр исповедовал и причастил Александра Шмореля. Похоронили его на кладбище, примыкающем к церковному двору мюнхенского кафедрального собора Русской Зарубежной Церкви. В 1999 году из Оренбурга была привезена земля, которую в присутствии прихожан храма высыпали на могилу замученного фашистами Александра, высказывавшего перед смертью родственникам свое желание быть погребенным не в Германии, а на родине, в России. В Мюнхене на могиле героя растет куст белой розы. Эти же цветы круглый год приносят жители баварской столицы в память об антифашисте. Дата прославления Александра Шмореля в лике святых пока точно не определена, однако в мюнхенском православном храме на алтарной иконе «Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца» в числе святых, сопровождающих раку с мощами, уже изображен Александр Шморель — пока без нимба над головой. Седмица.ru /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/270476.htm...

23 декабря 1992 года Синод РПЦ принял решение об объединении 3 епархий (Берлинской и Лейпцигской, Баденской и Баварской, Дюссельдорфской) в единую Берлинскую и Германскую епархию. 21 марта 1996 года Берлинской епархии отошло Венгерское благочиние Московского Патриархата, которое до этого подчинялось непосредственно ОВЦС. С начала 1990-х годов до середины 2000-х в Германию прибыло более 300 тысяч человек из России и стран бывшего Советского Союза, многие из которых являются православными. С 1992 по 2007 годы количество приходов увеличилось с двенадцати до шестидесяти одного. В 2008 году был открыт мужской монастырь Св. Георгия Победоносца в Гётшендорфе. Берлинская и Германская епархия (РПЦЗ) [ править править код ] Берлинская и Германская епархия (нем.  Diözese der Russischen Orthodoxen Auslandskirche) — епархия Русской православной церкви заграницей, возглавляемая архиепископом Берлинско-Германским и Великобританским Марком (Арндтом). Действует Штутгартское викариатство, возглавляемое епископом Агапитом (Горачеком). История [ править править код ] В 1924 году было учреждено Берлинское викариатство в подчинении управляющего приходами в Западной Европе митрополита Евлогия (Георгиевского). В июне 1926 года, после Архиерейского Собора РПЦЗ в Сремских Карловцах, Берлинское викариатство было преобразовано в самостоятельную епархию во главе с епископом Тихоном (Лященко). В юрисдикции РПЦЗ оказались почти все русские православные приходы в Германии. В период правления нацистов германское государство проявляло показную заботу о Германской епархии Зарубежной Церкви, при этом оказывая на неё давление с целью её использования в пропагандистских целях. Так, власти оказывали давление на остававшиеся в Германии «евлогианские» приходы для переведения последних в состав епархии Зарубежной Церкви. В феврале 1938 года германское руководство потребовало от Архиерейского Собора назначить вместо действующего епископа Берлинского и Германского Тихона этнического немца Серафима (Ляде), что и было сделано.

http://azbyka.ru/palomnik/Категория:Герм...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010