Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание DEI VERBUM [лат.- Слову Божию], догматическая конституция о Божественном Откровении, принятая Ватиканским II Собором Римско-католической Церкви. Утверждена 18 нояб. 1965 г. папой Римским Павлом VI . На создание DV оказало влияние католич. библейское движение (Bibelbewegung) кон. XIX - 1-й пол. XX в., развернувшее широкую издательскую и просветительскую деятельность по ознакомлению верующих со Свящ. Писанием. Его становлению способствовали 3 энциклики о Свящ. Писании Римских пап: Льва XIII «Providentissimus Deus» (1893), Бенедикта XV «Spiritus Paraclitus» (1920) и Пия XII «Divino Afflante Spiritu» (1943). С нач. XX в. в католич. богословии остро стоял вопрос применения историко-критического метода в изучении Свящ. Писания. Несмотря на то что энцикликой «Divino Afflante Spiritu» папа Пий XII поддержал католич. экзегетов, использовавших историко-критический метод при исследовании библейских текстов, проблема его легитимности вновь была поднята в предсоборную эпоху. На составление DV повлияла дискуссия о природе Откровения, состоявшаяся накануне II Ватиканского Собора. Одни католич. историки и богословы (Й. Р. Гайзельман, К. Ранер , И. Конгар , Г. Кюнг , М. Шмаус, Г. Един и др.) выступали за содержательную самодостаточность Свящ. Писания, другие (Г. Леннерц, М. Бевено, А. Шпинделер, Н. Хенс) отстаивали учение о 2 независимых источниках Откровения - Свящ. Писании и Свящ. Предании. Противоречия достигли кульминации при подготовке DV. История составления Из документов, принятых на II Ватиканском Соборе, процесс создания DV был наиболее длительным (17 мая 1959 - 18 нояб. 1965). DV в течение 3 лет (с 14 нояб. 1962 по 18 нояб. 1965) обсуждалась на соборных заседаниях. 1-я схема конституции - De fontibus Revelationis (Об источниках Откровения) была составлена Подготовительной богословской комиссией под председательством кард. Альфредо Оттавиани ; представлена участникам Собора 13 июля 1962 г. и обсуждалась на 1-й сессии. В схеме в духе посттридентского католического богословия излагалось учение о «двойном источнике Откровения». Документ подвергся критике за отсутствие вступительных глав о сущности Откровения, неосхоластическое понимание Свящ. Писания и Свящ. Предания, изложение «теории двух источников Откровения», консервативный характер построения, концепцию «вербальной богодухновенности», подчинение Свящ. Писания Учительству Церкви и частое апеллирование к нему, излишнюю полемичность по отношению к новым заблуждениям, отсутствие сотериологической перспективы, ограничение свободы экзегетического исследования, недостаточную экуменическую и пастырскую направленность (История II Ватиканского Собора. 2005. Т. 2. С. 304; Hoping. 2005. S. 725-728). Большинство участников Собора высказались за пересмотр схемы, к-рый был санкционирован папой Иоанном XXIII .

http://pravenc.ru/text/171585.html

В К. н. новой (особенно светской и паралитургической) музыки проявилась общая для западноевропейского позднего средневековья тенденция к обособлению музыкальной составляющей некогда единого тексто-музыкального целого. Отдельные звуки новой мелодии стали записывать одиночными невмами - пунктами и виргами (наподобие того, как это делается в школьной 5-линейной нотации), без учета фонетики, грамматики и синтаксиса распеваемого текста, а также безотносительно к распеву слогов (силлабическому или мелизматическому). Составные невмы, принятые в литургической традиции «плавного распева», в К. н. светской музыки почти не применялись. Особая тонкая разметка невменной рукописи, помогавшая певчим правильно осмысливать и грамотно озвучивать молитву (напр., т. н. эписема и весь комплекс ликвесцентных и орнаментальных невм, подробнее см. в ст. Невмы ), в такой нотации совершенно исчезла. С XIV в. в нотные рукописи систематически включались графемы, присущие мензуральной нотации (напр., символы темпуса/пролации); смешанная форма нотации делает совр. интерпретацию ритма в памятниках такого рода весьма проблематичной. Один из наиболее известных кодексов «с мензурализмами», к-рый находится в Британской б-ке (Brit. Lib. Add. 29987, ок. 1400), содержит ценную подборку инструментальной музыки (сальтареллы и др. средневековые танцы). К. н. имеет важное значение для церковной жизни, для изучения средневек. музыки и для развития совр. муз. исполнительства. В богослужении рим. обряда (примерно с посл. четв. XIII в. до II Ватиканского Собора) К. н. стала de facto канонической формой нотации григорианского пения. Не только «стандартные» певч. книги католиков (Антифонарий, Градуал, Гимнарий , Респонсориал и др. сборники), к-рые с одобрения Ватикана готовили ученые монахи Солемского аббатства (т. н. солемские издания), но и аналогичные орденские книги (напр., Антифонарии бенедиктинцев в Айнзидельне, цистерцианцев в Вестмалле, амвросианцев в Милане и т. п.) выпускались именно в К. н. То обстоятельство, что церковные распевы, записанные изначально безлинейными невмами, позже были переписаны квадратной нотой (то же неск. веков спустя случилось и в правосл. богослужебной музыке, когда песнопения знаменного и др. распевов, первоначально фиксировавшихся с помощью безлинейных нотаций, были переписаны в киевской нотации ), исследователи широко используют для ретроспективного изучения древнейших невменных манускриптов, к-рые сами по себе (вне сравнения с «квадратными» аналогами) не расшифровываются. Неопределенность ритма одноголосной (реже 2-голосной) светской и паралитургической музыки, записанной в К. н., дает основания для различных теоретических концепций и «аутентичных» исполнительских интерпретаций.

http://pravenc.ru/text/1684003.html

Однако в городе Беневенто считают, что мощи св. апостола Варфоломея, несмотря на угрозу и военный нажим, так и не были отосланы в Рим. В самом деле им поклоняются в местной базилике. И не просто поклоняются, но и ссылаются на неоднократное освидетельствование мощей, произведенное местным клиром. Последнее официальное заключение, XVIII века, гласит, что настоящие мощи - в Беневенто. Его подписал и папа Римский, Бенедикт XIII. Правда, есть и одна деталь, этот папа прежде был епископом Беневенто и понятно, защищал интересы этого города, где его помнят с благодарностью. Римляне остаются при своем мнении. Где же правда? Пока итог подвести не возможно, и я советую православному паломнику - у кого есть такая возможность - побывать в обоих базиликах св. Варфоломея и в Риме, и в Беневенто - это будет наверняка. http://www.radonezh.ru/analytic/16843.html Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

9 сентября этого года Совместное послание было зачитано во всех католических храмах Польши. В этот же день я огласил его за Божественной литургией, совершенной Святейшим Патриархом в  кафедральном Храме Христа Спасителя в Москве. Текст послания был распространен церковными средствами массовой информации, а его публичное обсуждение вызвало огромное внимание российских и зарубежных СМИ. — На прошлой неделе Вы встречались с главой Католической Церкви в Риме и выступали на пленарном заседании комитета ООН в Нью-Йорке. В чем Вы нашли поддержку в разговоре с Папой Римским? Какие темы вашего выступления в ООН были главными? — На встрече с Папой Бенедиктом XVI был затронут довольно широкий круг вопросов. Папа интересовался современной жизнью Русской Православной Церкви, и я познакомил его с последними важнейшими событиями, касающимися создания новых епархий и митрополий, расширения миссионерской и просветительской деятельности Церкви. Мною была поднята тема развития сотрудничества между Синодальной Библейско-богословской комиссией нашей Церкви и Конгрегацией вероучения Римско-Католической Церкви в области научно-богословских исследований. Особое внимание было уделено проблеме преследования христиан в разных странах. Перед личной встречей с римским понтификом я принял участие в пленарной сессии XIII Всемирного Синода епископов Римско-Католической Церкви: в своем выступлении я обратил внимание католических епископов на бедственное положение христианского населения стран Ближнего Востока, особенно Ирака и Сирии, и призвал к более тесному взаимодействию ради защиты прав христиан там, где они несправедливо ущемляются или игнорируются. В продолжение этой темы в беседе с Папой Римским был затронут вопрос осквернения христианских святынь в разных странах и, в частности, актов вандализма, имевших место в Храме Христа Спасителя. Проблематике дискриминации христиан я посвятил своё выступление на заседании III Комитета ООН, состоявшемся 23 октября в штаб-квартире этой международной организации в Нью-Йорке, а также на встречах с генеральным секретарём ООН Пан Ги Муном, председателем 67-ой Ассамблеи ООН Вуком Еремичем, президентом Фонда «Призыв совести» Артуром Шнайером. Обращаясь к представителям мирового сообщества, я выразил надежду, что столь авторитетная международная организация, как ООН, уделит должное внимание нарушениям прав христиан на свободное исповедание веры, поможет создать эффективный механизм противодействия дискриминации по религиозному признаку.

http://pravmir.ru/vera-protiv-smuty/

47 «A superioribus potestatibus vel a daemonibus». Ep. XI, 2. 48 «Omnem motum animi aliquid facere in corpore». IX, 3. 49 «Quae (vestigia) latenter cum agitata fuerint et contrectata... ingerunt nobis cogitationes et somnia». Ep. IX, 3. 50 «Ita quod suo motu animus fecit in corpore, ad eum rursus commovenum valebit». IX, 4 51 «Nam minus plene a te intellecta rescripto tuo mihi apparuit» M. IX, 5. 52 «At quod intellectum fugit, si saltem sensum non fugit, aestimare inde aliquid verisimiliter non usquequaque denegatur». Ep. XIII, 2. 53 «Ad hanc quaestiunculam indicimus ferias» (2); non ad nos istam pertinere quaestionem» (4). 54 «Nullam cum istis infernis umbris copules amicitiam». Ep. VII, 7. 55 Conf. IX, 6: «ipsum etiam fidelem catholicum... tibi servientem in Africa apud suos, cum tota domus eius per eum christiana facta esset...» 56 Ср.: Conf. V, 20. 57 «Nullo modo enim resistitur corporis sensibus, quae nobis sacratissima disciplina est, si per eos infictis plagis vulneribusque blandimur». Ер. VII (конец). 58 Впервые она была намечена в «De ordine». II, 16. 59 «Illa namque, quae de hoc mundo quaeruntur, nec satis ad beatam vitam obtinendam mihi videntur pertinere». Ер. XI, 2. 60 «Primo ut sit, deinde ut hoc vel illud sit, tertio ut in eo ipso, quod est, maneat». Ер. XI, 3. 61 De diversis qu. 83, 46. 62 «Ad eruditionem informationemque nostram gestum est». Ер. XII (конец). 63 Sheel. Die Anschauung Augustins uber Christi Persönlichkeit und Werk, S. 78. W. Thimmë «Doch ist es fraglich, ob man hier überhaupt von einer Erlosungslehre reden darf». L. c., 241. 64 Первые очерки учения об искуплении ( «юридически-павловского») находятся в позднейших частях «De libero arbitrio» III С.Х. «Admonitio» бенедиктинцев относит окончание этой книги к 395 г. 65 «Ne quaeras, cur ita sit: illa enim facilius, quibus impedior, quam cur impediar, exposuerim». Ер. XIV, I. 66 Possidius. Vita S. A. Aug. Cap. HI. Migne XXXII, 36. 67 «Magna secessione a tumultu rerum labentium... fiat in homine nihil timere». Ep. X, 2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3028...

По схожим причинам такая же система управления была введена у премонстрантов , к-рые относились к регулярным каноникам , а не к монахам в строгом смысле слова. Основатель этой конгрегации - католич. св. Норберт , в 1126 г. оставил руководство ею и занял архиепископскую кафедру Магдебурга. Его преемнику, аббату Гуго, пришлось принимать меры к тому, чтобы сберечь орден от распада. По этой причине генеральный капитул у премонстрантов стал своего рода инструментом в руках обладавшего единоличной властью генерального аббата. С 1177 г. в источниках упоминается помогающий в управлении и полностью подчиненный ему совет (definatorium). Генеральный аббат имел право на универсальную визитацию наряду с избираемыми генеральным капитулом разъездными визитаторами (circatores). В XIII в. епископские визитации премонстрантских обителей были запрещены орденскими статутами и папскими буллами. Хотя в лит-ре встречается утверждение, что нек-рые бенедиктинские конгрегации также проводили генеральные капитулы уже в 30-х гг. XII в. (в частности, в 1131 под влиянием деятельности Вильгельма из Сен-Тьерри имело место собрание аббатов Реймсского архиеп-ства, а в 1132 в Суасоне было проведено подобное совещание, на к-ром аббаты приняли решение о вступлении в молитвенное содружество с премонстрантами), их следует считать не капитулами, а конвентами, основной задачей к-рых было противостоять влиянию Клюни в отдельных регионах (см.: Vanderputten S. The First «General Chapter» of Benedictine Abbots (1131) Reconsidered//JEcclH. 2015. Vol. 66. N 4. P. 715-734). У картузианцев 1-й генеральный капитул состоялся в 1140/41 г. и регулярно стал проводиться с 1155 г. Поскольку у них не было системы филиации, обители были связаны между собой лишь общими consuetudines, введенными 5-м приором главной обители ордена Гвиго I († 1136). Вся полнота власти в ордене принадлежала 8 дефиниторам (definatores), избираемым на генеральном капитуле, хотя во время голосования приор Картузии (Ла-Гранд-Шартрёз) обладал правом «двойного голоса» (vox duplex).

http://pravenc.ru/text/2581489.html

Теологи «новой» школы, Э. Норис, Д. Л. Берти (1696-1766) и Ф. Беллелли (1675-1742), отрицали не только реальность, но и саму возможность изначального существования чистой человеческой природы, т. е. не испытавшей воздействия благодати или же греха. Они видели присутствие благодати как в людях до грехопадения (соответственно обладающих здоровой и сильной волей, позволяющей самостоятельно, без участия т. н. действенной благодати, желать добра и творить добро), так и в падших. После грехопадения человек нуждается в «действенной благодати», освобождающей его волю от сковывающих ее низменных желаний, и в «достаточной благодати» (gratia sufficiens), помогающей сохранить приверженность добру на деле. Учение «новой» школы вызвало обвинения в ереси янсенизма со стороны испан. инквизиции (1742). Несмотря на заступничество папы Бенедикта XIV (1748), и позднее взгляды теологов «новой» школы вызывали сомнения, в частности у Пия VI и Пия XII , прежде всего из-за недооценки ими значения добрых дел для спасения. Лит.: Rondet H. Gratia Christi: Essai d " histoire du dogme et de théologie dogmatique. P., 1948. P. 319-322; Rojo F. Ensayo bibliográfico de Noris, Belleli é Berti//Analecta Augustiniana. 1963. N 26. P. 294-363; Zumkeller A. Die Augustinerschule des Mittelalters: Vertret. und philos.-theol. Lehre//Ibid. 1964. N 27. P. 167-262; idem. Erbsünde, Gnade, Rechtfertigung und Verdienst nach der Lehre der Erfurter Augustinertheologen des Spätmittelalters. Würzburg, 1984; Wild B. Die Augustiner. Freiburg, 1968; Luijk B. v. Le monde augustinien du XIII au XIX s.: (Atlas). Assen, 1972; Wernicke M. K. Kardinal Enrico Noris und seine Verteidigung Augustins. Würzburg, 1973; Rano B. The Order of Saint Augustine. R., 1975; Gindele E. Bibliographie zur Geschichte und Theologie des Augustiner-Ordens biz zum Beginn der Reformation. B.; N. Y., 1977; Gavigan J. Le Monache Agostiniane Italiane nell " Ottocento//Analecta Augustiniana. 1978. N 41. P. 353-429; Ayape E. Breve noticia de las monjas Agustinas Recoletas//Recollectio. 1979. N 2. P. 333-350; Tack Th. Women in the Augustinian Order//The Tagastan. 1983. N 29. P. 87-100.

http://pravenc.ru/text/62636.html

В период Каролингского возрождения основанные в VII-VIII вв. мон-ри становятся центрами образованности. С мон-рем в г. Лоб связаны имена поэта св. Эрминия ( 737) и агиографа Анзона Лоббского ( 800); биограф Карла Великого Эйнгард был настоятелем мон-рей св. Петра и св. Баво в Генте, мон-рь в Стабло получил европ. известность благодаря скрипторию. При императорах Карле Великом и Людовике Благочестивом на территории Б. закрепилось то епархиальное деление, к-рое исторически сложилось в предшествующую эпоху; все 3 еп-ства подчинялись Реймсскому архиепископу. Христиан на юго-востоке страны окормлял архиепископ Трирский. Самым значительным еп-ством на востоке Б. было Моза-Траектское, епископы к-рого между 810 и 831 гг. перенесли кафедру в г. Леодий (совр. Льеж). После распада империи Каролингов по Верденскому договору 843 г. и в результате последующих разделов на территории Б. возник ряд самостоятельных гос. образований. В зап. части, отошедшей к Западнофранк. королевству, в IX в. сложилось графство Фландрия. Территория Вост. Б. стала частью герц-ства Лотарингия в составе Восточнофранкского королевства (с 962 г.- Римско-Германская империя). С сер. IX в. начинаются вторжения норманнов: Б. и Нидерланды, находящиеся на морском побережье и в нижнем течении крупных рек, оказались наиболее пострадавшими от морских завоевателей районами Европы. В IX-X вв. в стране приходят в упадок города и более мелкие поселения на побережье. Постоянная угроза внешних вторжений и необходимость обороняться постепенно приводит к росту влияния военного сословия - феодалов, к-рые строят замки, берут под свою защиту селения, города и мон-ри, одновременно присваивая мн. привилегии в управлении ими. Узурпация мон-рей светскими феодалами не способствовала расцвету христ. благочестия и образованности. Классическое средневековье (X-XIII вв.) После присоединения Лотарингии к Римско-Германской империи (925) еп-ства Льежа и Камбре оказались под прямым контролем императоров, к-рые сами назначают туда епископов; право назначения епископа Тарвенского сохраняли за собой графы Фландрии. В X - нач. XI в. возрастает политическая власть епископов (особенно Льежа), получавших от императоров различные привилегии (в т. ч. право чеканить свою монету). К этому времени относится возрождение монашеской жизни: бенедиктинский аббат св. Герхард Бронский ( 959) провел реформу фландрских мон-рей, центром монашеской реформы для Вост. Б. стал мон-рь Горц, откуда в X в. вышли св. Одилон , основавший в 937 г. мон-рь Жамблу, его преемник Эрдуин. В X в. в Льеже сложилась богословская школа, получившая благодаря деятельности Седулия Скотта и 2 епископов Льежа, Франкона (851-901) и Стефана (903-920), европ. известность.

http://pravenc.ru/text/77978.html

F. Fritzsche в Herzog, Theo!. EncycL, vol. xvii, pp. 422–460; статья на ту же тему, В. F. Westcott , в W. Smith, Dictionary of the Bible, 1863, vol. iii, pp. 688–718; Zöckler : Hieronymus, pp. 99 ff.; 183 ff.; 343 ff. Текст Вульгаты с течением времени оказался так же искажен, как текст Италы во времена Иеронима, так что при критическом его изучении необходимо быть внимательным к источникам и рукописям, как и при изучении textus receptus Греческого Завета. Авторизованные издания Сикста V и Климента XIII нельзя считать удовлетворительными. Мартиане в бенедиктинском издании трудов Иеронима проделал ценную работу, образцово восстановив Вульгату в ее оригинальной форме на основании рукописей. Недавно ученый варнавит К. Верчеллоне начал критическое ее издание в Variae Lectiones Vulgatae Latin. Bibliorum editionis, tom, i (Pentat.), Rome, 1860; tom. ii, Pars prior (to 1 Regg.), 1862. Уэсткотт в своей статье в основном использует этот труд, о котором можно сказать, что с него начался новый этап в истории Вульгаты. 2114 Его семь трактатов о псалмах x-xvi (вероятно, переведенных из Оригена ) и его краткие аннотации ко всем псалмам (commentarioli) утрачены, но, возможно, их фрагменты сохранились в pseudo-hieronymianum breuiarium in Psalmos, некачественном сборнике более позднего времени (Opera, vii, 1–588) 2115 Opera, tom. iii, iv, v, vi, vii. Иероним посвящал свои комментарии и другие произведения в основном тем высокородным римлянкам, которых он призывал вести аскетический образ жизни, таким как Павла, Евстохия, Марцелла и другие. Они весьма помогали ему в трудах – ибо в некоторых женских кругах той эпохи существовал живой интерес к вопросам богословия. За это его упрекали, и он защищается в предисловии к своему комментарию на Софонию (tom. vi, 671), упоминая о Деворе и Олдаме, Иудифи и Есфири, Анне, Елисавете и Марии, не забывая также о язычницах Сапфо, Аспазии, Фемисте и Корнелии из Гракхов как примерах образованных женщин. 2117 Он часто извиняется за это («dictare quodcunque in виссат venerit»), ссылаясь на недостаток времени и слабость зрения.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010