В 1575 г. иезуиты выпросили у папы Григория XIII цензуру книг и перечистку библиотек. Юрий Радзивил, вступив после Протасевича в управление виленской епархией, начал свое служение торжественным сожжением запрещенных книг. В 1581 г. целые костры книг сожигаемы были на площади пред Свентоянским костелом рукой палача. Николай Сиротка истратил более 5000 червонцев на то, чтобы скупить экземпляры Библии , изданной отцом его и предать их пламени. 161 В то же время иезуиты уничтожали православные и реформатские храмы или обращали их в свою собственность. 162 VII. Образование в Польско-Литовском государстве до иезуитов и при иезуитах Первые школы в Польше, после распространения в ней христианства западного исповедания, были, как на всем западе, монастырские и кафедральные (при епископских кафедрах). Монастырские учреждались при монастырях бенедиктинцев – первого монашеского ордена, вызванного в Польшу еще при Болеславе Храбром в первой половине XI века. Кроме монастырских школ, были школы при епископских кафедрах. В XI–XII в. были такие школы в Познани, в Гнезне, в Тынце у бенедиктинцев, 163 в Смогоржеве и Кракове. В XIII в. было уже несколько таких школ. С XIII в., с введения в Польше города магдебургского права, появились школы местные или приходские (парохиальные). Кроме предметов, обозначавшихся техническими названиями trivium и quadrivium, в них преподавались катехизис и латинская обрядность. Преподавание шло на латинском языке, а в местных школах обучали, сверх того, уже в XIV в. языкам польскому и немецкому. Не нужно прибавлять, что высшее управление и наблюдение над школами принадлежало духовенству. С XIII в. молодежь польская начала посещать заграничные академии и университеты – парижский и итальянские – боннский и падуанский. В половине XIV в. основана была в Польше собственная академия. Краковская академия. – В 1364 г. Казимир Великий основал академию в Кракове, по образцу Пражской в Богемии, учрежденной императором Карлом IV в 1347 г. Папа Урбан V утвердил основание этого училища, наименовав краковского епископа постоянным его канцлером. Король построил для академии великолепные здания, дал важные преимущества как профессорам, так и студентам, и обеспечил содержание этого рассадника просвещения. Но преемник его, Лудовик Угорский, не поддержал юного училища, а невежество со всех сторон ставило ему преграды. Академия быстро склонялась к упадку и лучшие из молодежи направились, по-прежнему, в заграничные университеты. Честь возобновления академии принадлежит внучке Казимира Великого, королеве Ядвиге. В 1397 г. она выпросила у папы Бонифация XI подтверждение прав академии; обеспечила ее содержанием и на собственные бриллианты купила для нее дом и исходатайствовала у короля – супруга привилегию новому университету. Ягайло подарил ему значительные имения и пригласил в него профессоров – Иеронима из Праги и других преподавателей. С той поры краковская академия стала во главе образования в Польше и великом княжестве Литовском. 164

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Говорят, что Иннокентий XIII, по получении этого сочинения, задумал совсем уничтожить орден иезуитов, но он скончался два месяца спустя (1724 г.), а приемник его, Бенедикт XIII, не наследовал его взглядов. Избранный в папы в 1730 году Климент XII относился к иезуитам менее благосклонно. Когда пекинский епископ разрешил в 1733 году некоторые церемонии, допущенные самим Меццо Барбой для успокоения беспорядков, Климент XII отменил в 1735 пастырское послание пекинского епископа. Но этот поступок не положил конца давнему спору. Бенедикт XIV попробовал прекратить его торжественной буллой. 11 июля 1742 он издал буллу Ex quo singulari, в которой перечислял главнейшие распоряжения папского престола, относительно этого вопроса, подтверждал их и предписывал всем миссионерам новый формуляр. Но и этот торжественный акт был оставлен иезуитами без внимания. Они оставили в руках христиан те пасквили, которые были написаны специально против буллы Ex illa die, а пропаганда отправила 8 октября 1743 года письмо к папским викариям, приказывая отобрать у народа все эти скверные книги. Впрочем, сопротивление, оказанное иезуитами булле Бенедикта XIV, подтверждается самыми достоверными документами. 12 декабря 1743 года епископ Макао писал префекту пропаганды, что иезуиты словно взбунтовались по получении буллы и кричали: «Это конец, это конец китайской миссии! невозможно исполнить эту буллу»! Тот же епископ замечает, что иезуиты, считавшие, что они одни могут быть в Китае, суть единственные из миссионеров, которых там не должно быть, потому что они мешают другим проповедникам Евангелия и злоупотребляют некоторыми привилегиями, основываясь на которые, не хотят признавать над собой никакой духовной власти. В том же духе писал он и 12 декабря 1744 года. Пекинский епископ-иезуит счел долгом обнародовать для формы эту буллу, сожалея, в то же время, в своем послании о печальных и плачевных последствиях этого акта. Последствия были плачевны только, вследствие непокорности иезуитов; это доказывается письмами папских викариев и большинства епископов; укажем только на одно из них, а именно, на письмо почтенного Петра Санца, погибшего за веру в 1747 году; но епископ-иезуит не видел для веры иного спасения, как только в терпимости к язычеству. В 1740 году Бенедикт XIV прислал ему грамоту, в которой укоряет его в неповиновении булле Ex illa die. В римских архивах хранится письмо этого епископа к папе, написанное в 1744 году в ответ на обвинение в неповиновении булле Ex quo singulari. Не покоряясь папе, он дает сколько угодно клятвенных обещаний исполнять папские повеления. Его товарищи поступали так же и, таким образом, к возмущению прибавляли клятвопреступление. Все письма и записки, адресованные папскими викариями на имя Пропаганды, служат доказательством того, что они упорствовали в своем непокорстве до уничтожения иезуитского ордена папой Климентом XIV.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

Папа Бенедикт XVI встретился с украинским спикером Владимиром Литвиным 25 октября 2005 г. 11:18 Как сообщил журналистам пресс-секретарь председателя Верховной Рады Украины Игорь Сторожук, свое мнение о будущем Украины Бенедикт XVI высказал в воскресенье в ходе встречи с украинским спикером Владимиром Литвиным, который находится с двухдневной рабочей поездкой в Италии. По словам В. Сторожука, во время беседы Понтифик и председатель Верховной Рады обсудили религиозную и межконфессиональную ситуацию на Украине. В. Литвин подчеркнул, что на законодательном уровне на Украине обеспечены равные права для представителей разных конфессий. В ходе поездки В. Литвин принял участие в торжественном папском богослужении в присутствии членов священной коллегии по случаю завершения процедуры канонизации римско-католического архиепископа Иосифа Бильчевского (1860-1923) и отца Зигмунта Гораздовского (1845-1920), беатифицированных Папой Иоанном Павлом II во Львове в июне 2001 года. Патриархия.ru Справка: Иосиф Бильчевский и Зигмунд Гораздовский были поляками по происхождению, и основная часть их жизни прошла во Львове. Иосиф Бильчевский в декабре 1900 года был назначен папой Львом XIII архиепископом Львовским. Особой заслугой Иосифа Бильчевского считались его проповеди во время первой мировой войны, в которых он призывал к человеколюбию. Его слова часто шли вразрез с официальной пропагандой, ведущейся в условиях войны. Кроме того, архиепископ Иосиф Бильчевский являлся автором фундаментального труда «Евхаристия», изданного в 1897 и переизданного в 2004 году. Зигмунд Гораздовский стал священником в 1871 году и получил известность благодаря широкой и активной благотворительной деятельности. В 1884 году он основал общество Сестер св. Йосифа — орден монахинь—сестер милосердия. Сестры ордена ухаживали за тяжелобольными. Зигмунд Гораздовский был первым священником на Западной Украине, который организовал массовое проведение ритуала первого причастия для детей. Календарь ← 5 мая 2024 г. 5 мая 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54414.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ XIII (ок. 1327, Ильюэка, Арагон - 23.05.1423, Пеньискола, Арагон; мирское имя - Педро де Луна), антипапа (28 сент. 1394 - 26 июля 1417), последний авиньонский понтифик. После смерти антипапы Климента VII авиньонские кардиналы собрали конклав и, проигнорировав призыв франц. кор. Карла VI отложить выборы, избрали Педро де Луну, кардинала-диак. ц. Санта-Мария ин Козмедин. При избрании он пообещал содействовать прекращению схизмы и отречься от престола, если так решит большинство кардиналов. Де Луна род. в знатной арагонской семье; учился и получил степень д-ра канонического права в ун-те Монпелье, затем преподавал там. Стал кардиналом при Григории XI в 1375 г., после его смерти участвовал в выборах Урбана IV . Был в числе кардиналов, к-рые избрали в 1378 г. Климента VII, что привело к Схизме в католической Церкви 1378-1417 гг. Будучи легатом Климента VII, де Луна подчинил авиньонскому папе Кастилию (1381), Арагон (1387), Наварру (1390), но потерпел неудачу во Франции, Брабанте, Фландрии и Англии (1393). До своего избрания на престол он выступал за восстановление единства Церкви путем отречения обоих соперничающих пап, но, будучи избран понтификом, твердо уверовал в свою легитимность и занял авиньонский престол под именем Б., несмотря на давление со стороны Франции, церковных кругов и университетов. В 1395 г. послы франц. кор. Карла VI потребовали отречения Б., но тот отказался, призывая к переговорам между двумя папами об окончании схизмы и утверждая, что отречение законного понтифика было бы грехом. Не принесли успеха и последующие англо-франц. (1397) и герм. (1398) миссии. Переговоры Б. с папой Бонифацием IX также были безрезультатными, и сначала Франция, а затем Кастилия и Наварра вышли из подчинения Авиньону (1398). После осады, к-рой войска франц. короля подвергли Б. в Авиньоне в 1398-1403 гг., он бежал в Прованс, где добился поддержки значительной части кардиналов; в лоно Авиньонской церкви вернулись Франция и Кастилия.

http://pravenc.ru/text/78050.html

Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Донаторская композиция с аббатом Бернардом I. Роспись апсиды в ц. Сан-Либераторе-а-Маелла (пров. Пескара). 2-я пол. XIII в. Для возрождения монашеской жизни в М.-К. аббат Бернард I составил комментарий на Устав св. Бенедикта ( Bernardi I... In regulam S. Benedicti expositio. 1894), получивший распространение среди бенедиктинских монахов и в 1340 г. переведенный на франц. язык (Paris. fr. 17250). По просьбе монахов М.-К. он написал также «Монашеское зерцало», где объяснялись значения обетов неизменности места монашеского подвига (stabilitas), верности призванию (conversio) и послушания (oboedientia), к-рые Бернард I считал основой бенедиктинской духовной традиции. Stabilitas, как первостепенное качество монаха и необходимое условие аскетического подвига, понималась как духовное постоянство (mentis perseverantis constantia) и как неотлучное пребывание в монастыре. Указывая на важность общежития, аббат уподоблял мон-рь не только райскому саду, где цветут добродетели, но и саду Гефсиманскому, где люди вслед за Христом отрекаются от мира и вступают в борьбу со страстями. С т. зр. Бернарда I, для монахов, соблюдающих обеты, в монастыре открываются врата спасения. Аббат М.-К. пытался обосновать духовную ценность бенедиктинской традиции в условиях кризиса «старого» монашества; при этом он черпал вдохновение из сочинений цистерцианца католич. св. Бернарда Клервоского и из доминиканской лит-ры ( Bernardi I Speculum monachorum. 1901) (подробнее см.: Tosti. 1888-1890. Vol. 3. P. 4-33; Saba. 1931; Mosher. 1973; Landry. 1982). Об изучении Устава св. Бенедикта в М.-К. свидетельствуют канонические комментарии монахов Николы да Фраттуры и Риккардо ди Сант-Анджело, составленные в нач. XIV в. (Cassin. 441, 445), и сделанный в XIV в. перевод устава на итал. язык (Cassin. 629). Учитывая историческое значение М.-К., «колыбели» бенедиктинского монашества, папская курия пыталась «реформировать» мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2564138.html

Последним римским папой периода Великого раскола был венецианец Григорий XII (1406-1415). Он искренне желал ликвидировать раскол и уже при вступлении на престол заявил, что готов отказаться от престола, если так же поступит и авиньонский папа. В это время авиньонская курия снова отличалась блеском и роскошью, но в политическом и материальном отношении в еще большей степени находилась под властью французского короля, чем в XIV веке. Авиньонские кардиналы после Климента VII избрали папой под именем Бенедикта XIII (1394-1423) испанца Педро де Луна. Но если Климент VII действительно пользовался поддержкой со стороны французского двора и высокоавторитетного Парижского университета, то его преемник в лучшем случае мог рассчитывать лишь на герцога Орлеанского и испанцев. После убийства в 1407 году герцога Орлеанского - под воздействием стремления Парижского университета к достижению церковного единства - французский король стал также приверженцем согласия. В таком духе в 1407 году в Савоне должны были пройти личные переговоры между римским и авиньонским папами о восстановлении единства церкви. Оба папы вошли в город во главе своих войск; одну часть города занял Григорий, а другую - Бенедикт. Святые отцы хотели сесть за стол переговоров с оружием в руках, но именно из-за этого их личная встреча так и не состоялась. Савонский спектакль однозначно показал, что папы, исходя лишь из добрых побуждений, не смогут договориться. Французский король осадил Авиньон, и Бенедикт XIII сначала бежал в Прованс, а затем к испанцам. Инициативу взяли в свои руки университеты и духовные ордена. Все более ширилось соборное движение, к которому примкнуло также большинство кардиналов обоих пап. Уже хотя бы потому, чтобы это движение не добилось успеха без них и тем паче - против них. Тогда Парижский университет, находившийся в зените своего авторитета, разработал четыре законных пути для преодоления кризиса. Папский престол окажется незанятым, если: римский и авиньонский папы по своей доброй воле взаимно откажутся от престола,

http://sedmitza.ru/lib/text/441638/

страны. В XIV в. появляются стационарные литейные мастерские. Тогда же мастера-литейщики получали заказы на изготовление не только К., но и пушек, т. к. технологии литья тех и других были схожи. Эволюцию формы европ. литого К. можно разделить на 4 пересекающихся во времени этапа. 1) До нач. XIII в. была распространена чашеобразная округлая форма с равномерной толщиной стенок. Примером этого вида является К. из тосканского г. Канино (VIII-IX вв.), хранящийся в рим. Латеранском музее (см.: Rossi. 1890; Lehr. 1981). Для укрепления боевой части К. с X в. на нее снаружи стали накладывать металлический обруч. 2) С XI до сер. XIII в. бытовала форма К., близкая к цилиндрической («улей»), с толстыми отвесными стенками, лишь немного расходящимися и утолщающимися книзу. Этот вид К. и технологию литья при помощи формы, наращиваемой на горизонтальный деревянный шпиндель, описал монах-бенедиктинец Феофил Пресвитер (возможно, греч. происхождения) в трактате «Записки о разных искусствах» (ок. 1125). 3) В кон. XII - нач. XIII в. была разработана форма К., приближенная к конусу, с вогнутой для улучшения акустических свойств талией («сахарная голова»); верх К. сохранял форму чаши или улья; обруч, укрепляющий губу, стал частью отливаемого К., что увеличило резонанс его звучания. Горизонтальный шпиндель как основа для литейной формы был заменен вертикальным; усовершенствованная технология изготовления К. впервые описана итал. литейщиком В. Бирингуччо в кн. «Пиротехния» (1540). 4) В кон. XIII - 1-й пол. XIV в. появилась форма совр. европ. К., промежуточная между «ульем» и «сахарной головой», с более короткой по сравнению со 2-м видом талией. Звон этого К. стал богаче и звучнее. В сер. XV в. в Нидерландах пропорции К. были усовершенствованы с целью обеспечить октавные соотношения между основным тоном и главными обертонами: звуковой пояс был постепенно заужен в верхней части; голова приобрела плоскую верхушку и плечи, а его высота была уменьшена до размера максимального диаметра. Точное повторение удачных экземпляров К. стало возможным благодаря использованию шаблона их профиля. В 1642-1680 гг. в Нидерландах братья Ф. и П. Хемони выработали форму, профиль и пропорции К., необходимые для их точной звуковысотной настройки.

http://pravenc.ru/text/1841774.html

Филипп Шафф (протестант) Глава XIII. Церковная литература доникейской эпохи и биографические очерки об отцах Церкви §159. Литература I. Общие патриотические сборники Бенедиктинские издания, неоднократно выходившие в Париже, Венеции и т.д., – лучшие в своем роде, но они неудовлетворительно отражают современное состояние критики. Иезуиты (Petavius, Sirmond, Harduin) и доминиканцы (Combefis, Le Quien) также издавали труды некоторых отцов церкви. Эти и более поздние издания упомянуты в соответствующих разделах. Основные сборники трудов отцов церкви: Maxima Bibliotheca veterum Patrum, etc. Lugd. 1677, 27 tom. fol. Содержит менее объемные труды, и только в латинском переводе. A. Gallandi (Andreas Gallandius, ораторианин, умер в 1779): Bibliotheca Graeco–Latina veterum Patrum, etc. Yen. 1765–88, 14 tom fol. Всего 380 церковных авторов (на 180 больше, чем в Bibl. Max.), на греческом и латинском языке, с ценными диссертациями и примечаниями. Аббат Migne (Jacques Paul, родился в 1800, основатель ультрамонтанского издания V Univers religeux и католической типографии в Монруже, сгоревшей в 1868): Patrologiae cursus completus sive Bibliotheca universalis, intégra, uniformis, commoda, oeconomica, omnium SS. Patrum, Doctorum, Scriptorumque ecclesiasticorum. Petit Montrouge (близ Парижа), 1844–1866 (Gamier Frères). Самая недорогая и полная библиотека патристики, но изданная небрежно и часто неточно, доходящая до XIII века, 222 тома латинских авторов, 167 – греческих, репринт с бенедиктинского и других хороших изданий, с вступлениями, биографиями, диссертациями, дополнениями и т. д. Некоторые листы, уничтоженные пожаром 1868 г., были заменены. Пользоваться очень осторожно. Аббат Horoy: Bibliotheca Patristica ab anno MCCXVI usque ad Concilii Tridentini Tempora. Paris 1879 sqq. Продолжение издания Миня. Относится к средневековой истории. Новое критическое издание латинских отцов церкви было предпринято Венской Императорской Академией в 1866 г. под заглавием Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Первый том содержит труды Сульпиция Севера, ed. С. Halm, 1866; второй – Минуция Феликса и Юлия Фирмика Матерна, издатель тот же, 1867; Киприан – Härtel, 1876; Арнобий – Reifferscheid; Коммодиан – Dombart; Сальвиан – Pauly; Кассиан – Petschenig; Присциллиан – Schepss, etc. Пока 18 томов, 1866 – 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

[Ангеликум; итал. Pontificio Ateneo Angelicum; совр. назв. Pontificia Università di S. Tommaso d " Aquino], папский ун-т св. Фомы Аквинского в Риме (офиц. название с 1963). Находится под управлением ордена доминиканцев . Берет свое начало от основанного доминиканцами центра томистских исследований Studium Generale при мон-ре св. Сабины, где в 1265-1267 гг. работал св. Фома Аквинский , и Коллегиума св. Фомы, основанного 4 авг. 1577 г. Хуаном Солано, бывш. епископом Куско в Перу, при мон-ре Санта-Мария Минерва. В задачу Коллегиума входила подготовка миссионеров и разработка норм международного права для защиты и просвещения индейцев Америки (под влиянием идей испан. гуманиста Б. де Лас Касаса). В 1580 г. папа Григорий XIII утвердил его как теологический Коллегиум св. Фомы (лат. Collegium Divi Thomae de Urbe) для обучения студентов-доминиканцев, а в 1727 г. Бенедикт XIII разрешил присваивать академические степени учащимся, не принадлежавшим к ордену. В 1882 г. Лев XIII учредил фак-т философии, призванный стимулировать философские исследования в русле томизма, а в 1896 г.- фак-т канонического права. 2 мая 1906 г. Коллегиум получил от Пия X титул Pontificum (папский) и был преобразован в Pontificum Atheneum A. с правом присвоения академических степеней и степеней католич. ун-тов. В нояб. 1909 г. преобразован в Международный папский ин-т А. (итал. Pontificio Istituto Internazionale «Angelicum»); в соответствии с апостольской конституцией Пия XI «Deus scientiarum Dominus» (24 мая 1931) было подтверждено право на существование его 3 фак-тов. В 1950 г. при теологическом фак-те был учрежден Ин-т духовности (лат. Institutum Spiritualitatis), существование к-рого 25 нояб. 1955 г. было канонически закреплено декретом конгрегации по делам семинарий и ун-тов; при философском фак-те в 1955 г. был открыт Ин-т общественных наук (лат. Institutum Scientiarum Socialium) с правом присвоения соответствующих академических степеней. 7 марта 1963 г. Иоанн XXIII Моти Proprio «Dominicianus Ordo» присвоил А. статус папского ун-та и его совр. название. Ун-т ведет преподавательскую и исследовательскую деятельность в области традиц. и совр. наук в свете Евангелия, на основе учений Фомы Аквинского, Альберта Великого, Екатерины Сиенской и теологических и философских традиций ордена доминиканцев. В 1972 г. конгрегация католич. образования основала при теологическом фак-те Высший ин-т религ. наук «Mater Ecclesiae» (с правом присвоения степени магистра богословских наук) для подготовки мирян для церковных должностей и преподавателей религии в гос. учебных заведениях. 25 нояб. 1974 г. Ин-т общественных наук был преобразован в одноименный фак-т. Для проведения специализированных исследований в области томизма в 1983 г. был учрежден межфакультетский Томистский ин-т. Канцлером А. является генеральный предстоятель ордена доминиканцев. В соответствии с новым уставом ордена доминиканцев, принятым 25 нояб. 1974 г., А. сотрудничает с др. орг-циями и ин-тами ордена.

http://pravenc.ru/text/115056.html

Деятельность В. по повышению образовательного уровня клира (создание школ, предсеминарий и семинарий) имела большое значение для укрепления авторитета католич. Церкви. В 1633 г. В. вместе с св. Луизой де Марийак основал «Конгрегацию дочерей милосердия». Он стал своего рода «министром благотворительности» Франции и, имея благодаря своим связям доступ к высшим гос. должностным лицам, охотно пользовался их поддержкой при создании благотворительных учреждений. В. был с кор. Людовиком XIII в последние часы его жизни, а после его смерти кор. Анна Австрийская ввела В. в состав регентского совета при малолетнем Людовике XIV . Нахождение на столь высоком посту позволило ему значительно расширить благотворительную деятельность и развернуть миссионерскую работу за пределами Франции. Важным направлением деятельности В. была борьба с янсенизмом и квиетизмом . 21 авг. 1729 г. В. был беатифицирован папой Бенедиктом XIII , папа Климент XII 16 июня 1737 г. провозгласил его святым. 19 июля стало днем литургической памяти В. В конгрегации лазаристов отмечалось также и 27 сент.- день кончины В. После литургической реформы 1969 г. днем памяти святого оставили только 27 сент. В 1885 г. папой Львом XIII св. В. был объявлен небесным покровителем всех благотворительных начинаний в католич. Церкви. Члены конгрегации дочерей милосердия св. Венсана занимались образованием бедняков, обеспечивали опеку сиротам и старикам, каторжникам на галерах, оказывали помощь раненым на полях сражений. За пределами Франции дома этой конгрегации впервые появились в Польше (1652). На 1 янв. 2002 г. численность конгрегации составляет 22 736 сестер и 2603 обители в 93 странах. В мае 1833 г. в Париже студенты Сорбонны во главе с А. Ф. Озанамом основали Конференции св. Венсана де Поля. В 1835 г. это движение структурно оформилось в Общество св. Венсана де Поля. Э. Байи, первый председатель об-ва (до 1844), составил его устав. До революции 1917 г. оно активно действовало в России. В наст. время численность об-ва превышает 600 тыс. чел. в 123 странах мира.

http://pravenc.ru/text/150345.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010