41 . Крестьяне на Руси, Исследование о постепенном изменении значения крестьян в русском обществе. 1860 г. 42 . Рассказы из Русской истории. 4 тома. 43 . Церковь и духовенство в древнем Пскове. 44 . Очерк Истории северо-западного края России. Вильно 1867 года. 45 . Жизнь преподобного Антония Печерского. Москва 1866 года. 46 . Преподобный отец наш Феодосий Печерский . 47 . Как понимали давность в разное время и русское общество в своей жизни и русские законы? 48 . Жизнь св. Кирилла и Мефодия учителей славянских. Москва 1865 г. 49 . О великорусском племени. 50 . Разбор соч. Осокина: о понятии промыслового налога и об историческом его развитии в России. 51 . Рецензия на Стоглав изд. Казанской Духовн. Акад. 1862 г. и Наказные списки соборного уложения 1551 года Ильи В. Беляева. 52 . Разбор соч. Лохвицкаго: Очерк церковной администрации в древней России 1857 г. 53 . Разбор соч. Забелина: Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетиях. 54 . Положение русского общества в царствование Михаила Феодоровича. Казань 1862 г. 55 . Краткое известие о племенах в разное время населявших нынешние губернии Московского учебного округа. Москва 1864 г. 56 . О новгородских пятинах. 57 . В 1863 году печатал в разных газетах и журналах: О народном образовании, О тысячелетии России, Об отмене телесных наказаний, О начале Новгорода, О русском обществе в царствование царей Михаила Феодоровича, Алексея Михайловича, Феодора Алексеевича в царевны Софьи Алексеевны. 58 . Латинская церковь в северо-западном крае до Брестской унии. (Рус. Вестн. 1870 г. 11). 59 . Русское общество при царе Алексее Михайловиче и его преемниках до самодержавия Петра. (Совр. Летоп. при Рус. Вестн. 1862 г.) Сверх того во Временнике, Чтениях Общ. Истории и Древ. Архиве Истор. юрид. свед. и других журналах помещено много разных историко-юридических документов, отысканных и определенных И.Д. Беляевым ; таковы: разрядные книги, книга сеунчей, поместные дела, писцовые новгородские книги, роспись полевой мере, письмо к князю Вас. Васильевичу Голицыну, иное сказание о Самозванцах, переписная книга домовой казны патриарха Никона , под его редакцией печатались официальные разрядные книги, жалованные грамоты, наказы, отводные грамоты и множество других юридических актов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Belyaev/i...

Но у нас переназначили всех выпущенных студентами за дурное поведение и то недостаёт людей. Александр Васильевич одобряет Ваши распоряжения по семинарии вследствие указа. Порядком дел у нас в академии он недоволен. 1862 г., ноября 29. Вы, конечно, знаете, что Тишендорф 339 на счёт Государя Императора напечатал Синайский кодекс Библии. Издание великолепное в трёх томах in folio. Порфирий Успенский 340 представил Государю записку, что этот кодекс испорчен еретиками и потому подносить православному Государю не должно. Вследствие сего прислано это издание в нашу академию, чтобы рассмотреть его текст и сравнить с принятым. Предложен ещё вопрос, как поднять значение языков латинского и греческого в духовных заведениях. Будет Государь, а когда – неизвестно. О. наместник сказал, что митрополит именины свои проведёт в лавре. 1862 г., декабря 17. Наконец положительно говорят, что завтра вечером будет Государыня с Великою княгиней Мариею Александровною, которая будет причащаться. Она дочь духовная митрополита. Будет ли Государь, неизвестно. Государыня ночует. О. Иоанн Казанский 341 на вопрос об отношении епископского сана к монашеству поставил монашество conditio sine qua non. Митрополит наш сказал, что он пересолил. Рассмотрение Синайского кодекса, изданного Тишендорфом, не подтверждает обвинения Порфириева. Есть пропуски, изменения, но злонамеренности их нельзя доказать. 1862 г., декабря 21. Александру Васильевичу 11 декабря высочайше пожалована из кабинета митра. Писал об этом Савва из Москвы, но обер-прокурор ничего не сказал, кроме „поздравляю“ и А. Васильевич отнёс это к ректорству. Обер-прокурор сказал Александру Васильевичу, что Вы писали о Корнилии, чтобы его оставить и он отвечал, что спорить с Вами не будет, но что не может иметь высокого мнения о человеке, которого может убить перевод по воле начальства. Видно, что ему хочется извиниться пред академическим начальством, что не исполняет его предписания. Просил он А. Васильевич а не исполнять даже предписаний его, если они покажутся нехорошими, но переписаться частно предварительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

324 Сборник правительственных сведений о раскольниках, составленный Кельсиевым. Лондон 1862 г. В этом сборнике помещена краткая записка о расколе в Костромской губернии состоявшего при министерстве внутренних дел народного советника Брянчанинова и коллежского асессора Арнольди. 325 В Духовном Вестнике помещена статья И. А. Сербинова, в которой говорилось, что Филарет в процедуре исследований мало обнаружил уменья пользоваться истинно-учёным образом богатством материалов. Дух. Вест. 1862 г. Т. 1. 326 Разумеется указ Св. Синода о 20 Марта 1862 г. об избрании настоятелей в общежительных монастырях. По этому указу: 1) Настоятель общежительного монастыря избирается преимущественно из братии того же монастыря, а в случае нужды из другого монастыря также общежительного. 2) Избрание настоятеля происходит при благочинном монастырей, по молитве, в собрании всех монашествующих. 3) Об избранных братией кандидатах на должность настоятеля, последует ли единогласное избрание одного лица или произойдёт разногласие, епархиальный преосвященный, с изъяснением обстоятельств и с присовокуплением своего мнения представляет на усмотрение Св. Синода. Правила об избрании настоятелей в общежительных монастырях составлены м. Филаретом и, с некоторыми изменениями, вошли в указ Синода 20 Марта. См. Собр. мн, и отз. м. Филарета. Т. V. Ч. I. 327 Попов был диаконом в селе Говыкине Костромской епархии, Деятельность его, по высказанному в приведённом письме П. С-ча суждению, не заключавшая в себе ничего вредного, подвергла его судебному следствию как вредного сектанта. 328 Мнение митрополита о церковном праздновании тысячелетия славянского просвещения см. в Собр. мн. и отз. м. Филарета. Т. V. Ч. I. Замечательно, что в своём минеи митрополит решительно высказывается против этого празднования. 329 Мнение м. Филарета об акафистах см. в Собр. мн. и отз.Т. V. Ч. I. Здесь высказывается такая мысль: „мы не довольно ревнуем установленное церковью богослужение исполнять так, чтобы ничто не было опущено и всё было пропето и прочтено неспешно и внятно. Не нужнее ли, не полезнее ли поревновать о сем, нежели расширять богослужение множеством акафистов, произвольно вновь составляемых из множества неопределённых, изысканных хвалебных выражений, мало способных вразумлять и назидать читающего и слышащего“.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В русской церковной публицистике тех лет призывы к возвращению имен Кирилла и Мефодия в церковную жизнь звучали достаточно часто. «Если церковь наша, – писал И.Д.Беляев , – ежедневно воспоминает Иоанна Златоуста , творца литургии, почему же бы рядом с Златоустом не вспоминать Кирилла и Мефодия, переложивших литургию и прочие церковные службы на наш родной славянский язык» [Беляев 1862: 363]. Первые практические шаги к возобновлению церковного почитания славянских первоучителей предпринял епископ Смоленский Антоний (Амфитеатров) . Летом 1861 года он обратился к обер-прокурору Синода с рапортом, в котором обращал внимание обер-прокурора на то, что в Минеях под 11 мая отсутствует служба Кириллу и Мефодию: в месяцеслове для них нет ни тропаря, ни кондака. То есть, в богослужебной практике стран, использовавших богослужебные книги, напечатанные в России (в Сербии, Болгарии и России), славянским первоучителям не совершалась специальная служба. Эту службу необходимо было составить и ввести в богослужебное употребление. Предложение архиепископа Антония поддержал митр. Филарет (Дроздов) . В своем отзыве он писал: «Прилично было бы в настоящем случае, чтобы составлен был канон, который бы заключал в каждой песне по три стиха, один во славу Пресвятой Троицы или Христа Спасителя, другой – в честь Кирилла и Мефодия и третий – в честь Божией матери, и чтобы сей канон на молебне по литургии между пением ирмосов внятно был прочитан» [Попов 2013: 305–306]. Сам святитель Филарет составил для этого канона песнь, о судьбе которой речь пойдет далее. При обсуждении новосоставленной службы сомнения вызывало наименование славянских первоучителей равноапостольными. Архиепископу Филарету пришлось составить специальную записку, в которой он обосновывал правомерность такого словоупотебления. Синод утвердил текст, и служба была напечатана, а затем в 1889 году включена в Праздничную Минею. В 1863 году имена славянских первоучителей были включены в богослужебные книги. Приводим текст соответствующего определения Синода:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

1862 г., февраля 15. Ахматов был в Москве и раза по два в день бывал у митрополита. Мне пишут из Москвы: говорят, что Ахматов, бывший здесь проездом в Петербург, ломается, но примет назначение. Я не возражаю против того, чтобы дела о преобразовании духовных училищ посылались к архиереям, но только то нехорошо, что чиновники будут из мнений архиереев выбирать себе только угодное. Другое дело, если бы собрали архиереев и они большинством решили бы вопросы, касающиеся церковного благоустройства. Кудрявцев из придворных вестей рассказал ещё об Алексии, что он, преследуя всюду императрицу, заехал куда-то без приглашения. Шувалов 305 сказал ему: „ведь Вас не приглашали?“ „Но я как архиерей должен быть здесь“, отвечал Алексий. „Так Вы хотите, чтобы Государыня отсюда уехала“? Дивлюсь его наглости и самоуверенности. Он, вероятно, надеялся одним появлением своим всё преклонить к своим стопам. Войцехович 306 на вечерах у Блудова и теперь отличается анекдотами об архиереях и духовных из времени своего управления делами Синода. 1862 г., февраля 19. Государь не утвердил предводителем Московского дворянства Воейкова, а кандидата Гагарина. Адрес Московского дворянства, возвращён, говорят, нераспечатанным. За этот адрес, которого содержание известно, Воейков и не утверждён, так как его и выбрали, чтобы провести адрес. Но вот что замечательно: вчера митрополит прислал следующие собственноручные вопросы, требуя на них ответа от Александра Васильевича и от меня: 1) Земский собор – употреблялось ли сие в старину буквально, как официальное выражение? 2) Когда является сие название в летописях? 3) Постоянное ли это повременное учреждение, или только чрезвычайное и часто ли можно встретить оное в истории? 4) В какой степени призываемо было к участию в сем духовенство? Гиляров говорит, что месяца через три будет уничтожена цензура. Ему принадлежит в газете День статья об Арсении Мацеевском 307 против Чистовича и митрополиту это понравилось. Синоду хочется к Пасхе отпечатать вторую часть Нового Завета. Митрополит перечитывает уже 7-ю главу из Апокалипсиса. H. A. Сергиевский писал вчера из Петербурга, что на этих днях будет подписано назначение Ахматова в обер-прокуроры. Об Ахматове говорят, что утром у обедни, а вечером в недобрых домах. A. Н. Муравьев думает иметь большое влияние на него, как на своего ученика.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Краснослободск. Успенский женский монастырь. /// Объект утрачен Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Краснослободский Успенский женский монастырь — 3-го класса, общежительный. Памятник градостроительства и архитектуры XIX в. Основан в 1810 г. купцом А.Д. Муромцевым как богадельня Пензенской епархии, на западной окраине города Краснослободска, в полуверсте от него, у городского кладбища. Находился на левом берегу Мокши, у дороги на город Темников. Наиболее полные данные о монастыре дает И. Беляев в книге «Краснослободский женский монастырь», изданной в Пензенской губернской типографии в 1878 году. В истории Успенского монастыря автор выделил четыре периода жизни. Сначала это было богадельня ведомства епархиального начальства (1810-1812 гг.), потом богадельня гражданского начальства (1812-1825 гг.), затем Успенская кладбищенская богадельня «введения попечительства о бедных духовного звания (1825-1861 гг.)» и, наконец, монастырь. В 1861 году, 21 ноября (по старому стилю) монастырь торжественно открыт архимандритом саранского Петропавловского монастыря - Иоанном. Первой была пострижена в чин ангельского образа сама настоятельница монастыря Надежда Никитина с именем Олимпиады (21 ноября 1861 года), а затем (17 октября 1862 года) возведена в сан игумении. За ней были пострижены и другие старшие сестры. С ними была пострижена и дочь Абрама Дмитриевича Муромцева, Матрена Абрамовна с именем Серафимы. Нужно упомянуть это имя именно потому, что она подобно отцу принимала самое активное участие в судьбе обители. Святыни обители — иконы Божьей Матери (Феодоровская и «Отрада и Утешение») и икона святого Пантелеймона. К концу XIX в. в монастыре жили 200 монахинь. Монастырь владел 500 десятинами земли, ценными бумагами на 1,5 тысячи рублей, приносящими ежегодный доход 88,5 рублей. Беляев И. Краснослободский Успенский женский монастырь//Пензенские епархиальные ведомости. — 1878. Основан в 1810 купцом А.Д. Муромцевым как богадельня Пензенской епархии, на западной окраине города Краснослободска, в полуверсте от него, у городского кладбища.

http://sobory.ru/article/?object=37553

Из всего этого, во всяком случае, видно, что открытая «Богом зданная пещера» была и самородная, и удобная для духовных подвигов, а потому, по указанию Промысла Божия, и привлекла к себе внимание благочестивых людей, как место, приготовленное для них самим Богом, а поселяясь в ней, после, мало по малу, распространили пещеру во все стороны, смотря по надобности. Время открытия «Богом зданной пещеры» положительно не известно, ибо летописец о сем умалчивает, но в рукописных записках монастырских 1821 г., на стр. 65, между прочим, говорится, что об открытии сей пещеры было написано, при входе в оную, на жестяной таблице: «открыся сия Богом зданная пещера 6900 (1392) года, при земце Иоанне Дементиеве». Вероятно, на сем основании и в главной монастырской описи церковному имуществу 1862 года, на стр. 6, говорится, что «пещера эта сделалась известною в 1392 году». Когда первоначально стали населять «Богом зданную пещеру» первые пустынножители, на это нет указания в летописи. Неизвестно также, кто именно были эти пустынножители, подвизавшиеся в ней; долго ли жили они здесь и как велико было число их. Только одно лицо того времени, по преданию, известно – это Марк, названный в летописи первым старцем Печерским. Так назван он, вероятно, потому что первый поселился в ней, или быть может, потому что был начальником неизвестных пещерников, и там, под его руководством, подвизавшихся. Но, так как это лицо становится известным чрез последующие события, то о нём подробнее будет сказано после (пред исчислением настоятелей монастыря). Основание и первоначальное устройство Псково-Печерского монастыря Первым пустынножителем Печерским, как сказано выше, почитается Преподобный Марк, первым же основателем монастыря, ныне здесь существующего, был Преподобный Иона (около 1470 г.), и самое основание вскоре было ознаменовано явлением в пещере Иконы Пресвятой Богородицы, именно в 1472 году 3 , как об этом говорится и в означенной монастырской описи 1862 года. О Преподобном Ионе и о начале сего Печерского монастыря летописец повествует следующее: в Юрьеве Ливонском (Дерпте), при храме Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Apollos_Belyae...

367 Инспектором Заиконоспасских училищ был А. А. Невский, кандидат XIV к. Московской духовной академии. 368 Серафим Протопопов, ректор Тверской семинарии, бывший инспектором Казанской духовной академии с 1854–1855 г. 371 Π. Е. Покровский, протоиерей Московского Архангельского собора, с 1871 г. главный священник армии и флотов. 372 Мысль почтить заслуги профессора протоиерея П. С. Делицина возникла среди бывших его слушателей, состоящих на учёной службе при Казанской академии. Это было передано в Московскую академию и отсюда распространилось по духовенству Московскому и других епархий. 378 Иоанн упал духом после следственного дела о политической панихиде студентов Казанской академии. Это дело сильно уронило репутацию Иоанна в глазах св. Синода. После этого дела он был, по словам историка Казанской академии, „в озлобленно разочарованном состоянии и бросал жестокие сарказмы направо и налево.“ Свою служебную репутацию Иоанн исправил сочинением „О монашестве епископов“. 380 Геттэ-Рене-Фравсуа до 1862 года занимал должность священника в Блуа. В 1862 году присоединился к православию, назван был Владимиром и был протоиереем православной церкви в Париже. Геттэ получил степень доктора за сочинение: схизматическое папство». 381 П. С-ч здесь не указывает источника, из которого он получил это сведение. В книге профессора П. И. Горского-Платонова „Голос старого профессора“ сделана характеристика Сергия как начальника, не любимого всей академической корпорацией. А. Ф. Лавров, впоследствии архиепископ литовский Алексий, выразил своё нерасположение к ректору в особенной форме. За обедом в день годичного академического акта он не снял салфетки с своего прибора и утолял голод только водой, объяснив П. Ивановичу Горскому, что он не хочет есть краденого. 382 Сергий Ляпидевский был ректором академии с октября 1857 г. по январь 1861. При отъезде из академии ректор Сергий выразил пред академическими профессорами благодарение Богу, что „вырвался, наконец, из этого омута.“ См. „Голос старого профессора“ Горского, стр. 31.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

В новом цензурном уставе мне не понравилась статья о том, что министр внутренних дел может делать замечания и по делам духовной цензуры. До сих пор духовная цензура не имела никаких отношений к главному управлению цензуры. Для светской огромное облегчение в том, что ей не нужно посылать по разным ведомствам статьи. Всё объяснит, впрочем, устав, какой составляется. Митрополит и много работает, и борется. Но что-то нет единства в действиях министров. Вынудят у одного меру охранительную, другой распустит. Совет министров может быть даст более единства всему. Но трудное дело и для правительства. Конечно, все это волнуется только на поверхности. Масса, огромное большинство спокойно; но эти кричат, а те молчат. И, пожалуй, подумаешь, что их крик есть крик всех. 1862 г., марта 26. Елагин хорошо обделывает свои дела. Он пишет, что продал почти все экземпляры второго издания жизни св. Тихона, частью в Синод, частью другим лицам. А он прежде писал, что хотел печатать их 14,000 экземпляров. За каждую часть взял по 30 копеек. Если ему стоило печатание и 4000, то он получит до 6000 барыша. О Дивеевском деле пишет, что хотя оно кончилось. но не кончились происки Иоасафовых приверженцев. Здесь работают дружно в желании вредить их противникам. Трёх главных вывели из обители. Служа преждеосвященную литургию, обращали ли Вы внимание на противоречие, какое существует в возгласе при выходе священника со свечою к народу: премудрость прости т. е. стойте прямо, и народ падает ниц. Потом по греческим служебникам священник должен говорить свет Христов обратясь к престолу, а потом к народу. Притом этот выход со свечою полагается со второй половины поста, когда начнётся в церкви моление о готовящихся к просвещению. Очевидно, и этот выход стоит в связи с молитвами о готовящихся к просвещению. 1862 г. Марта 29. Вы поставили меня в крайнее затруднение не представлять от Вашего имени рукописи брата. Я жду, что всякое имя, какое ни выставится, кроме Вашего и подобного, заставит митрополита потребовать рукопись к себе; если же этого и не будет, то по отпечатании, когда дойдут слухи до митрополита, что рукопись издана братом Михаилом, он будет привязываться и сердиться на него и на меня, что обманом, воровски, без его спроса провели рукопись. Хотя брат Михаил и выражает не боязнь придирок митрополита, но всё это ещё более будет раздражать его и сердить. Митрополит против него. Я могу только для представления отчёта митрополиту вписать Ваше имя, а потом заменить его именем брата Михаила. Рукопись скреплена, но я её буду держать. Здесь я объясню прямо, что напрокат беру Ваше имя, и Александр Васильевич соглашается в необходимости этого. Вам, отвыкшим от действий и взглядов нашего Владыки странным может всё это казаться, но мы иначе смотрим. На что невиннее дела – составления службы св. Тихону, а ведь досталось же за неё. Хотьковский протоиерей напечатал сказание о бывшем с ним чуде от богоявленской воды (в Страннике). Митрополит два раза вызывал его ругать.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Иннокентий (Беляев) Иннокентий ( Беляев Иван Васильевич), архп. Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии. Родился 23 сент. 1862 года в семье священника Владимирской епархии. Первоначальное образование получил в местном духовном училище, а затем во Владимирской духовной семинарии. В 1885 г. окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия и 16 авг. 1885 г. назначен преподавателем русской словесности и литературы в женском епархиальном училище в г. Тобольске, а затем преподавателем в Тобольской женской Мариинской гимназии. В 1887 году назначен инспектором классов той же гимназии. Он не имел в виду предаваться монашеским подвигам, а тем более мечтать о высоком служении Церкви Божией в сане епископа. Он думал дни своей жизни окончить в тихой семейной жизни, но Господь судил иначе. Он указал ему иной путь служения. В расцвете своей педагогической деятельности и мирной семейной жизни он лишается своей супруги и детей и остаётся совершенно одиноким. В марте 1895 года принимает монашество с именем Иннокентия, а 26 марта рукополагается в иеромонаха, возводится в сан архимандрита и назначается ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Здесь он, кроме ректорства, назначается председателем епархиального училищного совета, председателем комитета Свято-Духовского братства по изданию народных книг и брошюр, председателем комиссии по устройству народных чтений и т. п. Все эти учреждения, под его председательством широко развивали свою деятельность. Трудясь на общественной деятельности, он, однако, не оставлял научных занятий. В 1898 году он выпустил капитальный учёный труд, посвящённый вопросу «О пострижении в монашество», за который Совет Казанской духовной академии в 1899 году присудил ему учёную степень магистра богословия. 1 августа 1899 года хиротонисан во епископа Сумского, вик. Харьковской епархии. Хиротония состоялась в СПб., в Исаакиевском кафедральном соборе. 10 дек. 1901 года назначен епископом Нарвским, вик. СПб. епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010