Этот адрес и ответ на него министра, кажется, объясняет без того необъяснимую выходку 13 лиц, служащих по мировым учреждениям Тверской губернии 310 . Кандидат на звание губернского предводителя Московского Гагарин, утверждённый в этом звании, говорят, не примет его. С одной стороны видно, что правительство сознаёт, что манифестации дворянства не имеют важности, как не встречающие ни малейшего сочувствия в других сословиях, с другой дворянство, вероятно, более и более будет выступать из границ умеренности. 1862 г., марта 1. Митрополит, благодаря нас чрез Ректора за ответы на его вопросы о земском соборе, прибавил: „может быть что-нибудь будет и у нас и тогда пригласят и вас“. Сказывают, что Государь, обложенный изложениями разных конституций, всё пишет, так что за вероятное полагают обнародование новых положений 26 августа в день празднования 1000-летия в вольном Новгороде. Только препятствия встречают со стороны министров. Но я всё-таки остаюсь при своём мнении, что теперь ещё рано делать эти перемены для России. Митрополит очень доволен Ахматовым и говорит: „надеюсь, что дела пойдут лучше“. Слухи есть, что Государь утверждение его отлагает до того времени, когда найдёт преемника ему в Харьков. Елагин пишет мне, что Ахматов знакомится с делами Синода. Говорят, что его имели в виду назначить ещё на место Протасова. О Дивеевском деле Елагин пишет, что оно кончено. От преосвященного Нектария потребованы Синодом ответы о нарушении им правил. Двадцать приверженных к Иоасафу сестёр – Лукерью, Глафиру, Прасковью и других велено выгнать из обители на четыре стороны, куда хотят идти. Ушакова во всём оправдана. От Иоасафа требуется отчёт в употреблении им денег, собранных для Дивеевой и запрещено строго иметь сношения с Дивеевскими. На сих днях Елагин выпускает 2-ю часть жития Тихона. Ho пишет, что в конце увеличил заключение, т. е. вероятно, что-нибудь напортил и наглупил. Оставил l-ю часть в том виде, как я приготовил и вышло хорошо, а тут к концу с своими друзьями Кульжинскими, Барковыми и Аскоченскими что-нибудь и проврётся 311 .

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

205 Савва Тихомиров , по окончании курса в Московской академии в 1850 г. синодальный ризничий; с 1859 г. ректор Московской семинарии; с 1861 г. ян. 21 ректор Московской академии; с окт. 1862 г. епископ Можайский; с 1866 г. Полоцкий; с 1874 г. Харьковский; с 1879 г. Тверской. Скончался в сане ерхиепископа Тверского в 1896 г. 208 Твёрдость характера Саввы расположила митрополита Филарета представить его на должность ректора. В письме к обер-прокурору св. Синода графу Толстому митрополит писал 15 декабря 1860 г. „При многолетнем наблюдении моём над академиею, в настоящее время замечаю в её состоянии некоторые черты, не представляющие неприятных видов и не озабочивающие много, требующие, однако внимания, предусмотрительного для будущего времени. Посему полагаю, что в настоящее время, паче прежнего требуется, чтобы ректор академии имел характер твёрдости в управлении. По сим соображениям с достоинством лиц и с пользою службы сообразно было бы ректором академии и профессором богословских наук назначить ректора Московской семинарии архимандрита Савву“. Собр. мн. и отз. м. Филарета. Т. IV. 209 Здесь разумеется коллективное решение студентов академии к исправляющему должность обер-прокурора князю С. Н. Урусову, в котором они выражали желание, чтобы ректором академии назначен был инспектор архимандрит Порфирий. Об этом случае в автобиографических записках преосв. Саввы сообщается следующее: „Академическая молодёжь, насквозь пропитанная современными либеральными идеями, не знала меры своему произволу. Моим предшественником студенты были недовольны, и вообразив, что его преемником будет ректор Вифанской семинарии архимандрит Игнатий – близкий родственник митрополита и след. человек опасный, они единогласно решили: не быть сему. И вот, составивши коллективное письмо, в котором почти настоятельно требовали назначения на ректорскую должность инспектора академии арх. Порфирия, человека в высшей степени доброго, но болезненного и крайне робкого, отправили оное к исправляющему тогда должность обер-прокурора св. Синода, князю Сергию Н. Урусову. Князь препроводил это дерзкое письмо к Московскому владыке, а владыка показал его мне. Не трудно вообразить, какое впечатление это письмо произвело на меня – нового ректора академии и какое понятие внушило мне о духе и направлении моих будущих питомцев“. Хрон. моей жизни. Т. II, стр. 560.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

• Злопамятность Продолжу цитату из аввы Дорофея , в которой он сравнивает гнев с огнем и углями. «Как горящее уголье, – говорит он, – когда оно угаснет и будет собрано, может лежать несколько лет без повреждения, и даже, если кто польет его водою, оно не подвергается гниению, так и гнев, если закоснеет, обращается в злопамятность, от которой человек не освободится, если не прольет крови своей » 527 Под последним святой отец разумеет великие подвиги – сердечные воздыхания к Богу и телесные труды до пределов возможного, но более всего молитву от всего сердца о своих врагах: Боже, помоги брату моему и мне, ради молитв его. «Таким образом человек и молится за брата своего, – а это есть знак сострадания и любви, – и смиряется, прося себе помощи, ради молитв его. А где сострадание, любовь и смирение, что может там успеть раздражительность, или злопамятность, или другая страсть?» 528 В качестве иллюстрации много можно почерпнуть материала из письма знаменитого «непротивленца» графа Льва Толстого к графине А. А. Толстой от 1862 года, августа месяца. Письмо вызвано тем обстоятельством, что в его отсутствие был произведен обыск в Ясной Поляне. И вот граф пишет: «...Дела этого оставить никак не хочу и не могу. Вся моя деятельность, в которой я нашел счастье и успокоение, испорчена... Народ смотрит на меня уж не как на честного человека, мнение которого я заслуживал годами, а как на преступника, поджигателя или делателя фальшивой монеты, который только по плутоватости увернулся. – Что, брат? Попался? Будет тебе толковать нам о честности, справедливости, – самого чуть не заковали. О помещиках – что и говорить: это стон восторга. Напишите мне, пожалуйста, поскорей... как мне написать и как передать письмо Государю. Выхода мне нет другого, как получить такое же гласное удовлетворение, как и оскорбление (поправить дело уже невозможно), или экспатриироваться, на что я твердо решился... Я и прятаться не стану, а громко объявлю, что продаю имение, чтобы уехать из России, где нельзя узнать минутой вперед, что тебя ожидает.

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Конечно, не скоро дела эти двинутся; но при известном упорстве Корчевского уроженца едва ли это может окончиться благоприятным образом. Кланяется тебе мать Мария 26 и желает от Господа помощи и укрепления. На прошедшей неделе отправилась она в СПб. недели на две, а потом обещала опять быть здесь. Наперекор газетным пророкам у нас дождливое время и это слава Богу не во вред полям и лугам здешним. Более не пишу теперь, мой друг, к тебе, потому что спешу на экзамен. Прости твой А. Г. Академические тебе кланяются. Вчера был здесь граф А. П. Толстой. Приезжал как обыкновенно на час. Побывал в соборе, у Владыки и уехал. Кажется, он едет за границу. Долго идут письма твои. От 22 написанное получил здесь 10 июня. Я скорее получал письма из Лондона. – Nicolas наш выезжает оттуда в Париж“ 27 . Спасибо тебе, любезнейший Пётр Симонович, за то, что ты дал о себе весть. После телеграфической депеши, о которой дал сюда знать Пр. Платон, мы долгое время ничего не знали о твоём пребывании в Самаре. Да и теперешнее письмо твоё не очень удовлетворительно разрешает наш главный вопрос, вопрос о том, какую пользу доставило тебе Самарское лечение. О многих днях, протекших после последнего письма моего в Самару, не пишу: потому что вероятно о. инспектор всё более важное перескажет. А после тех дней, или после отъезда отсюда Владыки, наступило у нас затишье. Пожалуй, и писать не о чем. Я занят теперь работами по своей библиотеке. Для имеющих увеличиться наших учёных сокровищ созидаю новые хранилища. Между тем провожу время и с гостями. У меня гостит Капитон Иванович. Сюда приехал для занятий старый наш знакомый Μ. И. Сухомлинов, который намерен отыскать и тебя, мой друг, в Костроме. Чудная служба! Не даром деньги дают! Правду сказать, почему же профессорам не брать денег, когда сверх настоящего ещё от министра народного просвещения такое получают щедрое жалованье. Прости мой друг. Твой А. Г. 1862 г. Благодарю тебя. любезнейший друг, что не оставил ты меня своими известиями. Поручение твоё о. эконому я передал, и он обещал исправлять всё как следует. Никакого запроса в здешней Академии о преобразовании цензурного устава от Обер-прокурора без тебя не получено. Но здесь слышно было только от Иванцова, что в этом роде предложение дано было конференции СПб. Академии и там для рассмотрения этого вопроса составили комитет преимущественно из членов опытно знакомых с делами цензурными.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Институт оглашенных ушел. А он занимал особое место в Церкви. В прошлом веке один выпускник КДА (1899) Евфимий Петрович Диаковский, ученик профессора А.А. Дмитриевского и по кратким биографическим данным помощник архивариуса Киевского центрального архива написал небольшое исследование о чине тритекти. Это древний чин совершался только в соборах. В Константинополе он, по свидетельству очевидцев, совершался еще в X-XI веках. Самое название чина, – по-гречески τριτοκτη или τριθκτη, т. е. τρτη κα κτη, – объясняется различно. Кто-то считал, что оно обозначает третью и шестую песни утреннего канона, положенные по уставу пред малым входом на Литургии. Ближе к истине проф. Д.Ф. Беляев, отожествляющий τριτοκτης (подразумевается ρα) со службою часов. Диаковский пришёл к выводу, что тритекти ближе всего по своему чинопоследованию к Литургии оглашенных, или даже можно считать, что это и есть Литургия оглашенных. Древний институт оглашенных нуждался в особом, исключительно для него приспособленном и более или менее постоянном богослужебном последовании. Конечно, это необычно для современного сознания: для оглашенных совершается специальная литургия, перекликающаяся с постовой службой. И, разумеется, это материал для литургистов. Для нас же важно понять, насколько внимательно относились в древности к оглашенным. Россия в конце прошлого столетия оказалась в сходном положении с Древней Церковью: было много людей, не просвещённых христианским учением, и предстояло практически новое крещение Руси. Еще совсем недавно современный канонист протоиерей Владислав Цыпин писал: «Чин оглашения у нас соединяется с самим таинством Крещения. Поэтому " оглашенных " в точном смысле этого слова у нас нет. Однако взрослые люди должны проходить в течение определенного срока подготовку к принятию Таинства. Согласно указу Св. Синода от 22 января 1862 г., иноверцы, не достигшие гражданского совершеннолетия (21 года), но достигшие совершеннолетия церковного (14 лет), перед Крещением обучались Закону Божию в течение 6 месяцев, а для лиц, которые перешли через рубеж гражданского совершеннолетия, оставлен был древний канонический 40-дневный срок». Протоиерей Владислав напоминает, что оглашенные были фактически в России еще в XIX веке, и кроме того, даже самую незначительную подготовку приравнивает к оглашению. Но, с момента написания книги многое изменилось, и священноначалие большое внимание обратило на подготовку к Таинства Крещению.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/05/26/og...

Ваши мысли о проекте преобразования народных училищ А. Васильевич вполне разделяет и в таком виде даёт своё мнение. Он заметил против проекта то, что здесь говорится о том, чтобы сделать человека, а не христианина, что не говорится о говении и даже времени для этого не назначается, что увольнение учителей училищ городских зависит от попечителя, который может быть мужик. Об Ахматове я передавал Вам как-то и такие слухи, какие слышали Вы от генерала. Он холостой человек и в юности друг A. Н. Муравьева. 1862 г., апреля 5. Получил я от о. Ректора из Москвы следующее известие: „Владыка разрешает Вам войти прошением в академическое Правление, а Правлению дозволяет ходатайствовать о денежном награждении Вам. Он обещал тотчас утвердить это представление. Он думал, что уже дал ответ. Память наконец стала ему изменять и притом он совершенно подавлен делами. С участием он расспрашивал меня о Вашей болезни и удивлялся, почему Вы до сих пор не предпринимали радикальных мер к излечению Вашей болезни. Но лучше поздно, чем никогда“. Академическое Правление представляет меня к годовому окладу жалованья. Ныне А. Васильевич повезёт в Москву представление, и я прошу Ректора, чтобы он просил Владыку от себя ходатайствовать об увольнении и награде меня. Елагин прислал мне выписки из дел консистории Воронежской за время управления Св. Тихона. Есть не мало любопытного. Ему нужно это для третьего издания. Я хочу в нашем журнале поместить о сем статью. Но вот в чём прошу у Вас объяснения. В деле о суеверах села Мечетки Бобровского уезда упоминается Григорий Селиванов. Пишется так: села Мечетки однодворцы Павел Бодягин, Исай Безпопов, женки Варвара, Ефимия и учители их Димитрий Пагромов, Михаил Жабин, Григорий Селиванов и привозивший его, Селиванова, Леон Сугробов. Дело подписано Авг. 16, 1765 г. Но знаменитый ли это Селиванов? Нельзя ли справиться в имеющейся у Вас книге, не был ли он тут или не мог ли быть? Сущность суеверия не объяснена, только встречается выражение: за принятие и исполнение Богопротивного учения. Выписано только решение консистории и резолюция Тихона, а донесения священников нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Статья о лекциях Станлея прислана H. К. Соколовым из Лондона. Другая статья о влиянии христианства моя 286 . Обер-прокурор и за ним Урусов выходят по случаю решения отобрания у монастырей и церквей денег. К этому присовокупили и просьбу митрополита об отставке по тому же делу. Митрополит теперь не знает, куда употребить миллион серебром Иверской часовни. Преемниками Толстому назначают, кроме Ахматова, Оболенского и Адлерберга, Муравьева 287 же не поминают. Ректор из Москвы ещё не совсем утвердительно пишет об выходе Толстого, а только говорит: слухи есть. Ho H. А. Сергиевский писал брату об этом ещё прежде. А этот источник верен, ибо Толстой друг Путятина. Касательно присутствия Филофея в совете министров узнал я следующее из рассказа, слышанного от митрополита. На вечера, в которые собираются министры, двукратно был приглашаем Исидор. Когда Валуев поехал в Москву, Государь поручил ему спросить митрополита, кого из членов Синода укажет он для присутствования в заседаниях этих, которые большею частью сбираются у министра внутренних дел. Митрополит указал на Филофея. И потом в оправдание, что он отстранил Исидора, говорит, что если принята будет в совете министров какая-либо мера, не полезная для церкви в присутствии второстепенного члена Синода, то первенствующий член может остановить её. Но большинство объясняет характером взаимного расположения митрополитов. Московское дворянство на выборах сбирается предложить, чтобы выборные были губернаторы и прочие чиновники. Только Московскому дворянству и может прийти в голову подобная нелепость. Свои нужды, свои практические вопросы оставляют в стороне, а гоняются за утопиями, которые не осуществимы ни в одном обществе. Примите на себя инициативу в уничтожении штатов семинарий в годовом отчёте. Всё духовенство скажет великое спасибо. Общий голос высказан в Православном Обозрении в Ноябре 288 . 1862 г. января 15. Об обер-прокуроре ничего не знаем верного. Сергиевский от 4-го числа писал, что вероятно будет Ахматов. Тертий Филиппов прибавляет ещё в кандидаты Адлерберга 289 . Но мне всё сдаётся, что Урусов достигнет этого места. Тогда Соломон выйдет из Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

298 Говорится об изданной братом П. С-ча М. С. Боголюбским книге: Православный священник при постели больных и умирающих. 306 А. И. Войцехович заведовал синодальной канцелярией, с званием старшего чиновника за обер-прокурорским столом, при обер-прокуроре св. Синода графе Протасове. 307 В 16 газеты День помещена критическая заметка на статью об Арсении Мациевиче Чистовича, напечатанную в той же газете. В этой заметке говорилось, что Чистович стоит на ложной дороге, проводя в своей статье суровый взгляд на Арсения. В заслугу Арсению ставится требование им устройства русских школ; признаются справедливыми его жалобы на умаление церквей, на безверие тех, которых ставят в надзиратели духовенству. В 25 газеты День появилась ответная статья Чистовича, в которой он писал: „мы не запрещаем отобрания церковных имений и не оправдываем Арсения. Отобрание церковных имуществ есть факт совершившийся и притом не в духе совершенной юридической и нравственной правды. Но прав ли Арсений, выступая против него с угрозами и проклятиями от лица церкви?“ Вопрос об Арсении возбудил интерес потому, что в это время в обществе ходили слухи об отобрании в государственную казну церковных денег. 308 A. М. Иванцов-Платонов (см. прим. выше) напечатал в январской книжке Православного Обозрения за 1862 г. статьи: „по вопросу об улучшениях в быте духовенства», подписанную фамилией Троицкий. Писана эта статья по поводу вопроса о замещении причетнических мест окончившими курс семинаристами. В этой статье Троицкий высказывается против высказанной в печати мысли о замещении семинаристами причетнических мест, затрагивает и другие вопросы, касающиеся быта духовенства. Так он решительно высказывается против протекционизма при замещении церковных должностей, выражает желание, чтобы зачисление мест за сиротами заменено было другой мерой и высказывает – как общее чаяние духовенства, чтобы традиционный, но унизительный способ собирания доходов с прихожан был устранён, как зло всеми сознаваемое. Статья Троицкого, вполне благонамеренная, писанная убеждённым и спокойным тоном вызвала недовольство в охранителях сложившегося строя церковной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Беляев Александр,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Егор Иоаннов, дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Корочарово, Троицкая церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1492. Л. 320; Оп. 3. Д. 20. Л. 15 об., 16). Беляев Алексей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Сергий Васильев, священник; Москва, Никитский сорок, Благовещенская в Петровском саду церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 10 об., 11). Беляев Андрей,родился около 1847 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Андрей Георгиев († до 1867 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Космодамиановская в Садовниках церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 1 об., 2). Беляев Егор,родился около 1846 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Александр Георгиев († до 1867 г.), священник; Москва, Замоскворецкий сорок, Духосошественская на Даниловском кладбище церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 5 об., 6). Беляев Иван,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1856–1862 гг.). Отец: Иван Михайлов († до 1861 г.), дьячок; Московская губерния, Московский уезд, село Дьяково, Предтечевская церковь (ЦГА Москвы. Ф. 229. Оп. 5. Д. 568. Л. 5). Беляев Николай,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1862–1870 гг.). Отец: Беляев Петр, диакон; Москва, Казанский у Воскресенских ворот собор (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1645. Л. 5 об., 6). Беневоленский Владимир,родился около 1842 г.; Московская духовная семинария (1858–1864 гг.). Отец: Павел Игнатьев, протоиерей; Москва, Пречистенский сорок, Николоявленская на Арбате церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1471. Л. 10). Благовещенский Александр,родился около 1848 г.; Московская духовная семинария (1862–1868 гг.). Отец: Константин Иоаннов Благовещенский, священник; Москва, Ивановский сорок, Введенская, что в Семеновском, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 1. Д. 1565. Л. 8 об., 9). Богданов Николай,родился около 1845 г.; Московская духовная семинария (1860–1866 гг.). Отец: Алексий Васильев, священник; Москва, Никитский сорок, Димитрие-Селунская, что у Тверских ворот, церковь (ЦГА Москвы. Ф. 234. Оп. 3. Д. 20. Л. 8 об., 9; Оп. 1. Д. 1492. Л. 264).

http://sedmitza.ru/lib/text/10324916/

протоиерей Андрей Беляев (XIX век–1918) История Русской Православной Церкви Отзывы и рецензии протоиерей Андрей Беляев Настоятель Московского Троицкого храма на Грязех, историк Русской Православной Церкви. Биография Родился в семье московского священника Андрея Георгиевича Беляева, клирика церкви Косьмы и Дамиана в Садовниках. С 1862 по 1868 год обучался в Московской Духовной семинарии, с 1868 по 1872 год являлся студентом Московской Духовной Академии. После окончания Академии А.А. Беляев был назначен преподавателем Всеобщей и Русской Церковной истории в Черниговскую Духовную семинарию. В 1873 году он назначается смотрителем Кинешемского Духовного училища. В 1875 году А.А. Беляев был назначен преподавателем Всеобщей и Русской Церковной истории Вифанской Духовной семинарии. В декабре того же года ему поручается преподавание также и немецкого языка. В 1879 году вступил в брак с дочерью священника Ермолаевской в г. Москве церкви, протоиерея Сергия Сергеевича Модестова, Елисаветой. Имел двух дочерей и трех сыновей. Старшая дочь София была замужем за священномучеником Георгием Извековым (память его - 27 ноября; в 1937 г.  расстрелян на Бутовском полигоне), известным духовным композитором. В 1895/1896 учебном году А.А. Беляев временно преподавал Историю Русской Церкви в Московской Духовной Академии. Это было связано с тем, что проф. Е.Е. Голубинский вышел на пенсию, а избранный его преемником Сергей Иванович Смирнов, выпускник Вифанской семинарии, только что окончил Академию и был назначен  профессорским стипендиатом, следовательно, не был еще готов возглавить кафедру и читать лекции. В 1899 году Андрей Андреевич Беляев назначается ректором Вифанской Духовной Семинарии, принимает священство, возводится в сан протоиерея. После освобождения в 1908 году от должности ректора Вифанской семинарии о. Андрей был назначен настоятелем Троицкой на Грязех церкви в Москве. Будучи настоятелем, он жил в приходском доходном доме — известном как «дом со зверями» (Чистопрудный бульвар д. 14) в бельэтаже.  Когда в конце 1917 года большевики стали “уплотнять” квартиры, многие старались “уплотниться” родственниками и знакомыми. Известный адвокат Евгений Сергеевич Левашев был выгнан большевиками на улицу вместе с женой и детьми. Отец Андрей Беляев поселил семью своего друга в своей квартире.  Кончина протоиерея Беляева последовала в 1918 году. На глазах Евгения Левашева отец Андрей умер с голоду, отдавая ближним последний кусок хлеба. Похоронен о. Андрей на Пятницком кладбище (14 участок). Протоиерей Андрей Беляев известен как автор нескольких трудов о митрополите Платоне (Левшине) и об истории Вифанской семинарии. Протоиерей Андрей Беляев являлся также цензором изданий типографии Троице-Сергиевой Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010