Архиепископ сильно опечалился из-за клятвы именем Господним и говорит ему: «жив Господь! если ты не разрешишь клятвы, которою ты связал меня, я отчуждаю тебя всякого общения с христианами в веке сем и будущем». Тогда апа Афу повергся [пред ним] и сказал: «ты побе- дил меня. Это было бы позором для меня и скорбью во веки. Вот я пред тобою: если я нужен тебе, делай со мною, что тебе угодно». И [еще раз] повергшись [сказал]: «прости мне, господин мой, отче!» И он рукоположил его и отправил его в город его. 17 . Сделавшись епископом, [он завел] такую практику (πρακτικν τς πισκοπς), что во все дни свои ни разу не позволил себе ни успокоиться в городе ночью, ни вкусить в нем хлеба днем, но жил один в загородном монастыре... В субботу приходил он в церковь , собирал народ и до вечера проповедовал ему слово Божие; ночь [с] субботы [на воскресенье проводил он] в молитвах и псалмах..., вставал... на [служение] святой литургии и опять поучал (κατχει) их до шестого часа воскресенья и опять удалялся в монастырь до [следующей] субботы. 18 . A того пресвитера, который был избран к поставлению во епископа, он поставил над счетною частью 41 всей церкви. Раз в год он отдавал отчет по церкви, и все, что оставалось за покрытием расходов 42 по церкви, он разделял бедным в городе и своим ближним, так что благодаря ему... забыли о [существовании] нищеты... И случалось, что... другой начальник помогал ему кроме... имущества церковного и... ему пожертвование по обету или дар... и он разделял их между всеми, смотря по нужде каждого. 19 . [Если случалось, что] в субботу [обращались к нему] нуждающиеся и обиженные, то он занимался их нуждами и расследовал их дела до девятого часа. A с девятого часа до вечера он пребывал в святой молитве и собирал их и выходил... и проводил ночь в бодрствовании до утра. 20 . Ни одна женщина не смела приступить к нему приобщиться, если на ней было что-нибудь золотое. Он сделал такое распоряжение, чтобы ни одна женщина с золотыми украшениями или в цветной одежде не подходила к нему приобщаться тела и крови Христовой. Ибо диаконы боялись его и стояли по [его] приказу 43 y дверей и не дозволяли входить никому кроме прилично (σεμνς) одетых, т. е., тех, y кого покрывала на лице и на руках и прочия одежды были не цветные, вышли не из рук красильщика, но светлые, белого цвета. 21 . Равным образом и диаконы шли по стопам его: никто из них не позволял себе несправедливостей ни... но те одни... народ Божий. – И он не раз говорил в поучениях (κατχησις), что его сердце скорбит не столько об обиженных, как об обижающих: обиженным расширяется [путь в] царство небесное, a обижающие сами себя лишают его и расширяют себе [путь в] погибель. – Нередко случалось, что он был в экстазе, и ему было возвещаемо, что делалось в городе. И он увещавал народ покаяться и [таким образом] отвращал грядущий на них гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Ведь фактически Христос им сказал, что для того, чтобы иметь вечную жизнь, Его надо есть. Поэтому реакцией на Его слова было возмущение и разочарование, о чем и свидетельствует Евангелие. Многие из учеников Его говорили: какие странные слова, как можно это слушать. «И сказал им: для того-то и говорил Я вам, что никто не может прийти ко Мне, если только не дано будет ему от Отца Моего. С этого времени многие из учеников Его отошли от Него, и уже не ходили с Ним. Тогда Иисус сказал Двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни. И мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живаго». Да, как тогда, так и сегодня учение Христа о небесном хлебе, которым является Он Сам, Его плоть и кровь, у многих вызывает сомнение и неприятие. Причащение тела и крови Христа для многих людей является тем камнем преткновения, преодолеть который у них не хватает веры. Все остальное принимают, и нравственное учение Спасителя, и умиляются от Его искупительной миссии, сопереживают Его страданиям и радуются Его воскресению. А вот принять на веру, что маленький кусочек белого хлеба, пропитанный красным вином, есть подлинные тело и кровь Спасителя, причащение которым соединяет нас с Богом. Вот такая вера дана не каждому. Здесь должно быть абсолютное доверие слову Божию. Вопреки тому, что видят твои глаза, и что ощущаешь на вкус, вопреки человеческой логике и представлениям, что может быть, а чего быть не может. Вообще сама идея причащения вкушением пищи не была новой. Это то, что широко практиковалось в богослужебной традиции ветхозаветного Израиля. И смысл этой традиции сводится к следующему. Человек чувствовал свою вину перед Богом. Как у каждого из нас после совершенного греха, даже если никто не знает, что мы совершили что-то дурное, но совесть покоя не дает. Чувство вины за содеянное присутствует в нас. И чтобы избавиться от этого тревожного не дающего успокоения состояния люди обычно идут в храм, и в таинстве исповеди приносят Богу покаяние.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-pro...

Ибо мы видим Христово воскресение; очистив чувствие, мы зрим Христа блистающего и приступаем исходящу Христу из гроба яко Жениху. Мы тогда теряем сознание того, где мы находимся, выходим из себя самих; в остановившемся времени в сиянии белого луча пасхального погасают земные краски, и душа зрит только неприступный свет воскресения. Ныне вся исполнишася светом, небо и земля, и преисподняя. В пасхальную ночь дается человеку в предварении увидеть жизнь будущего века, вступить в Царство славы, в Царство Божье. Не имеет слов язык нашего мира, чтобы выразить в них откровение пасхальной ночи, это радость совершенная. Пасха — это жизнь вечная, состоящая в боговедении и богообщении. Она есть правда, мир и радость о Духе Святом. Было первое слово воскресшего Господа в явлении женщинам — «Радуйтесь!» (Мф.28:9) И слово Его в явлении апостолам — «Мир вам» (Лк.24:36).    Это, повторяю вам, слова не ребенка, не простачка, еще не достигшего вопросов и доказательств, — это слова того, кто уже после вопросов, после доказательств. Это не доказательство Пасхи — это свет, сила и победа самой Пасхи в человеке.    Поэтому в эту светлейшую и радостнейшую ночь нам нечего доказывать. Мы только можем всему миру, всем дальним и ближним, из полноты этой радости, этого знания сказать: «Христос воскресе! — Воистину воскресе Христос!». 5. В неделю Антипасхи     (Фомино воскресение)    Не поверил ученик Христа Фома, когда сказали ему другие ученики, что они видели воскресшего Учителя. «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25). И, конечно, то же самое вот уже веками повторяет человечество.    Разве не на этом — увижу, прикоснусь, проверю — основана вся наука, все знание? Разве не на этом строят люди все свои теории и идеологии? И не только невозможного, но как будто и неверного, неправильного требует от нас Христос: «Блаженны не видевшие, — говорит Он, — и уверовавшие» (Ин.20:29). Но как же это так — не видеть и поверить? Да еще во что? Не просто в существование некоего высшего Духовного Существа — Бога, не просто в добро, справедливость или человечность, — нет.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2628...

Остальная часть Кирилло-Белозерского монастыря - это музей. Многие храмы стоят в лесах, и небесно-голубые фрески под серым ветром - XVI век, круг Дионисия - трогают детской наивностью и небесной красотой. В Ферапонтовом монастыре действует только один крохотный храм, а собор Рождества Богородицы, расписанный Дионисием, принадлежит музею. Но, несмотря на это, собор остаётся живым. Даже человеку, ничего не смыслящему ни в живописи, ни в иконописи, ясно: росписи Дионисия - прекрасны и совершенны, как рассвет или закат. Трудно сойти с того места, где прямо на тебя, из купола, взирает Господь Вседержитель, и звёзды проступают сквозь Его лик. Неподалёку от Кирилло-Белозерского и Ферапонтова монастырей, там, где разливается река Шексна, стоит куда менее счастливая обитель - Воскресенская Горицкая. С ней связан, может быть, самый чудовищный эпизод эпохи репрессий. В 1929 году около семидесяти престарелых монахинь Горицкого монастыря погрузили в баржу, вывели её в Белое озеро и там потопили. А в 1937 году около ста сестёр и священников монастыря, в то время живших уже за его пределами, были расстреляны в Левашовской пустыни под Ленинградом. С 1999 года монастырь начал оживать. Молятся матушки в очень маленьком Покровском храме, в котором уже появилась своя чтимая святыня - Тихвинская икона Божией Матери. В храм её принесли совсем тёмной - а она обновилась, потом замироточила, и теперь по молитвам перед ней многие женщины разрешаются от неплодия. Больно смотреть на два могучих монастырских храма в лесах - они похожи на кости, поднятые из земли. Но над ободранными стенами, прикрывающими пустоту, уже высятся новые купола, а над ними взлетают сияющие кресты. «Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь» ( Иез. 37, 5-6 ). «Кости сухие! Слушайте слово Господне!» Но кто поднимет тех, кто погребён на дне Белого озера? Или всё-таки вода под твердью и над твердью - одно и то же, и в небе надо искать то, что оказалось на дне?

http://pravoslavie.ru/56401.html

«Приступили к Иисусу ученики Его, чтобы показать Ему здания храма». Этот стих Евангелия следует сразу же после обличения Господом религиозных вождей Израиля, Его плача над Иерусалимом и уходом из храма, в который Он больше никогда не возвратится. Его гневный, восьмикратно произнесенный приговор: «Горе вам», был как раскаты грома и «се, оставляется дом ваш пуст» – как удар молнии. Но, выйдя, ученики не могли сдержать восхищения перед великолепием храма. Господь обращается к ним со словами, которые ясно показывают, что то, что Он говорил в Храме, не должно быть забыто. «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено». Иерусалимский храм был выдающимся явлением зодчества в древнем мире. Он был построен из белого мрамора и обложен золотом. Он так сиял на солнце, что на него с трудом можно было смотреть. У паломников, восходящих на Сионскую гору, он вызывал священный трепет и благоговение. Как были высечены и подняты на высоту эти колоссальных размеров камни, каждый весом в сто тонн, – остается загадкой для современных исследователей. И ученики – в большинстве своем простые галилейские рыбаки – не могли не быть потрясены величием храма. Но Господь говорит им о скором и полном его разрушении, ибо наступает конец всему, что освящается этим храмом. Время созидаться новому Храму из живых камней. Народ Божий будет Храмом Божия присутствия в мире, где бы он ни собирался. И ученики, естественно, задают вопрос: «Когда это будет?» Вернее, на горе Елеонской они приступают ко Господу с тремя вопросами: «Когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» Господь отвечает, но в Евангелии не сказано, в каком порядке. По всей видимости, Он начинает с последнего вопроса. Христос дает новое видение глубинного смысла истории. Трудность для учеников заключается в том, что Господь говорит одновременно о самых близких и о самых далеких событиях – о скором разрушении Иерусалима и о конце мира. Еще труднее для них увидеть будущее пришествие Сына Человеческого как завершение Его искупительного служения, которое должно совершиться уже через несколько дней в Распятии и Воскресении. Нам раскрывается непостижимое вечное присутствие со Своей Церковью Бога, ведущего человечество ко спасению. Потому нельзя смешивать скорое разрушение Иерусалима с Последним Судом в далеком будущем. Грозные катаклизмы, такие как войны, землетрясения и голод, ученики так же не должны принимать за признаки конца мира. Эти события – только родовые муки близящегося Царства Небесного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Согрешил – на отца тестя обиделся за неправое, ложное против меня слово, а может быть и справедливое, но неприятное мне, будто я деру облачения церковные. И на мать озлобился за то, что мой кусочек белого хлеба взяла. О, безумие, о, зловоние страстей! Июля 15 д. 1866. Всем нам, христианам, бесконечно много благ даровано в Господе Иисусе Христе чрез вочеловечение, страдания, смерть и воскресение Его, и нам не в чем друг другу завидовать, и нет нужды алкать благ земных, преходящих, тленных, относительных и растлительных для души и тела, потому что нам даны блага вечные, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ). Итак, да живем во взаимной любви, ожидая явления Спасителя нашего и жизни будущего века и исполняя заповеди Его: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга... Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [ Ин. 15, 12; 13, 34 ]. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Дьявол из-за негармонии голоса брата возмущает нас во время службы, окаянный, и тут о внешности понуждает нас слишком заботиться, преходя внутреннее и дисгармонию поющего употребляя в повод к злобе на него. О, льстец! Дары любви Божией к людям: деньги, пищу, напитки, почести, власть и пр. – дьявол или мы сами употребляем в повод к вражде на ближнего, к зависти, презорству. Окаянные мы! Как оправдимся пред праведным Судиею? Да вменяем всё за сор! А друг друга да любим прилежно, ибо мы братия во Христе, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Ежедневно окаянный поджигает меня к страстям различным, ежедневно трудится во мне, насилуя меня ко грехам и хотя меня погубить. Прочь, окаянный! Господи! Помоги ми! Господи! Спаси мя. Восприемники! Воспитывайте в вере своих воспринятых! С вас взыщет Господь за них! Господи! Помилуй мя, яко братию мою осуждал в жестокосердии и немилосердии и роптал на то, что я один подаю милостыню! Не дело ли свободы милостыня? Не всякий ли о себе даст ответ Тебе, Богу нашему? Не всяк ли свое бремя понесет [ Гал. 6, 5 ]?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Белый цветок: Праздник дела, без которого вера мертва В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белого цветка. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл 19 мая, 2014 В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белого цветка. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл Голос Патриарха из динамиков легко перекрывал тихие бытовые диалоги о белых цветах и погоде. Есть подозрение, что в Марфо-Мариинской обители в этот день собрались люди, уже регулярно кому-то помогающие – хотя бы собственному храму в его инициативах милосердия. В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белый цветок. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл. Подробнее — в нашей статье! Белый цветок В воскресенье к входу в Марфо-Мариинскую обитель от метро тянулся тонкий, но непрерывный людской ручеек. После службы прохожих начнут привлекать юные сестры милосердия с гитарами и поппури из известных песен, утром – идут те, кто уже знает, зачем. Через рамку металлоискателя мы прошли под слова Святейшего Патриарха Кирилла (после литургии в своем храме мы как раз подошли к проповеди): он как раз связывал сегодняшнее Евангельское чтение о самарянке у колодца, заповедь поклоняться Богу «в духе и истине» – и милосердное служение ближним. Собственно, ради милосердия – организованного службой «Милосердие» праздника Белого цветка – большинство пришедших и собрались. Фото: patriarchia.ru Этот день еще до революции был посвящен одновременно общению и помощи тем, кому плохо. Именно поэтому «краудфандинговое мероприятие» становится праздником и одновременно ступенькой на духовной лествице. Если забота о скорбящих и больных будет делом всей Церкви и каждого ее члена, если все будут в этом участвовать, заражая окружающих идеей жертвенного служения ближним, «тогда это жертвенное служение и будет поклонением Богу в духе – в духе Его учения, в духе Его истины», – сказал Святейший Патриарх. – Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного – осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, – это и есть поклонение в духе, – пояснил Предстоятель Церкви.

http://pravmir.ru/belyiy-tsvetok-prazdni...

Можем ли мы назвать тот мир, в котором живем, безопасным и спокойным местом? Безопасным – едва ли! Террористы захватывают школы и взрывают. Детей похищают ради выкупа чуть ли не на глазах их родителей. Беспомощных женщин и стариков грабят среди белого дня. Экологический кризис становится жестокой реальностью в жизни каждого человека. Во многих крупных городах воздух становится настолько загрязненным, что им просто невозможно дышать. Экономика планеты превращается в откровенный грабеж. Крупные транснациональные корпорации разоряют мелкий бизнес, обваливают экономику целых стран. Нищих и голодающих становится на планете все больше и больше. Приблизительно 900 миллионов человек по всему миру ложатся спать голодными. Военных конфликтов становится все больше. За прошедшее столетие в разных войнах погибло более 100 миллионов человек. Тот потенциал ядерного, бактериологического и химического оружия, который накоплен к нашему времени, может в XXI веке увеличить эту цифру во много и много раз. Не снижается количество людей, умирающих от сердечных, раковых и иных заболеваний. СПИД – чума нашего времени – по-прежнему остается нерешенной проблемой. Но наша молодежь живет так, как будто все это их не касается. Они лихо отплясывают на дискотеках, они проваливаются в компьютерную, наркотическую, сектантскую и даже сатанинскую реальность. То, что их не так много в наших храмах – это показатель здоровья наших приходов и нездоровья нашей российской молодежи. Итак, мы верим в Воскресение из мертвых, духовное воскресение. Оно имеет для нас огромное значение. Воскресение плоти имеет значение только для тела. Как я часто вам говорю, тело в этой жизни не спасается, тело спасается в момент Воскресения из мертвых, когда, пройдя через смрад тления, оно воскреснет для нетленной вечной жизни. В этой жизни мы можем спасти только свою душу. Это очевидная истина. Далее Христос называется «владыка царей земных» . Почему Он владыка царей земных? Господь является источником всякой законной власти. Повторяю – законной. Это значит, что Он не является источником беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ангелы в белых ризах или, как говорит греческий текст, «в белом» ν λευχο 703 , при чем внимание останавливается на цвете, а не на одежде. Эта одежда есть светлая блистающая оболочка, которая для очей человеческих потемнела до белизны, чтобы око земное могло созерцать ее 704 . Пророку Даниилу предстал Ангел, но в более грозном блистающем виде, и потому пророк упал без чувств 705 . Ангелы Божии, по выражению Псалма (103, 4), «слуги Божии огнь палящь», но здесь, в гробнице Господа, явление Ангелов кроткое, успокаивающее, и потому они для зрения людей облекаются в ризы лишь на столько светлые, чтобы свет, в форме белого цвета, был доступен зрению без ужаса. 13. И глаголаста ей она: жено, что плачешися? Глагола има, яко взяша Господа моего, и не вем где положиша его. 14. И сия рекши, обратися вспять и виде Иисуса стояща: и не ведяше, яко Иисус есть. В видении пророка Даниила (X, 6, 9) он слышит глас Ангела, «как глас множества людей». Но в гробнице Господней Мария слышит кроткий и тихий ласковый глас Ангелов, с участием и соболезнованием вопрошающий: «жено, что плачешися»? Мария Магдалина, вся углубленная в своей горесть, не только не ужасается, даже не удивляется видению, ибо мысли её у Господа. Она отвечает Ангелам те же слова, которые она говорила Петру и Иоанну: «унесли Господа моего и не знаю где положили Его»; она ничего другого и не может сказать, она ни о чем другом мыслить не может, она вся в том горе, которое она в этих словах высказывает. Моего Господа взяли, говорит она, забывая о всем мире и вся поглощенная в одну мысль. Но Марии Магдалине, этому любящему и страждущему сердцу, которому много и прощено за то, что она возлюбила много 706 готовится великая радость. Страдание её воспомянуто Богом, и Он, милосердый ко всем немощам и страданиям, ранее всех других является близкому к отчаянию слабейшему существу. Мария Магдалина в полузабытьи своего горя говорила с Ангелами, как с простыми людьми и высказав им свое горе, оборачивается в тоске назад и видит человека, которого она сначала не узнает, ибо чтобы познать Господа, надо чтобы на то была Его святая воля. При том Мария Магдалина не была еще приготовлена к уверенности в воскресение Господа, ибо и самые ученики не могли понять всех совершавшихся событий, пока не были научены Богом 707 . И так, Мария Магдалина от Ангелов обращается в другую сторону, в естественном движении человека, которого сердце изнывает тоскою и который бессознательно ищет на чем остановить взор свой, ищет предмета, который бы заставил его хотя на мгновение забыть его тоску. Может быть также, что она того не сознавая, но чувствовала приближение Господа в человеческом образе. Взор её останавливается на Господе, кротко и милостиво смотрящем на нее, но она еще не узнает Его: глаза её удержаны, по прекрасному выражению в Евангелии Луки употребленному 708 Господь взывает ее к Себе (ниже ст. 16), «назвав ее по имени».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

11 . Неискренно, холодно, раздвоенным сердцем, иногда в смятении и тесноте молимся мы на панихидах и на самой литургии, и всё из-за пристрастий житейских, из-за пристрастий к плоти, к деньгам, к различным вещам мира сего и оттого, что мирское пристрастие, самолюбие, злоба наша искоренили из сердец любовь Божию, любовь к ближним и поставили в нашем сердце кумир, называемый я, или всё для плоти моей, для сластолюбия и ничего для бессмертной души. Так грех, или самолюбие плотское и мирское пристрастие, всё извратили в нас, поставили всё вверх дном, наизнанку. Десять часов вечера. Благодарю Господа, многократно меня избавившего от смерти сердечной по молитве покаяния моего, особенно на панихиде (или пред нею в доме Прокофьева). Слава правде и святыне Твоей, Господи, слава святой ревности Твоей о нас, яко ревниво исправляеши нас, не попуская царствовать в нас грехам и порокам. 12 . Воскресение. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить добре благодатию Его всенощное и раннюю обедню и сказать слово, Им же мне данное, и причаститься Святых Таин неосужденно, хотя и при внутренней борьбе от супостатов. Благодарю Господа, помиловавшего меня в квартире вдовы Фредерики Христофоровны Ивановой, избавившего от тесноты и даровавшего с дерзновением совершить молебен. Благодарю Господа, даровавшего мне победу в великой и тяжкой борьбе по случаю приезда с свояченицею Анною К. гувернантки для ее детей. Да будет так – пусть живет у меня: мир Божий назначен не для меня одного. Но смири, Господи, свояченицу мою и возложи на нее дело и труд, да не живет столько дней без дела, питаясь от моей трапезы (паче же Твоей) туне. 13 . Благодарю Господа за пренебесный, животворящий дар – служение мною литургии и причащение Святых, пречистых, животворящих Таин. По причине значительного количества белого виноградного вина, выпитого мною вчера вечером, и запивки сегодня красным вином по причащении, чувствовал себя сегодня тяжело, вечером с трех часов разболелась сильно голова, а после яблок и чаю вечернего в семь часов боль сдалась очень слабая, малая. Благодарю Господа за исцеление. Боль была от того, что закрепило сильно живот действием вина и вино било нервы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010