Практическим руководством при создании кальварий стали описания, карты и архитектурные обмеры Св. земли, сделанные во 2-й пол. XVI в. францисканцами, имевшими постоянное представительство в Иерусалиме. В печатных копиях сведения о Св. земле широко распространялись в Европе и были доступны, в т. ч. христианам правосл. Востока. Т. о. Палестина постепенно превращалась для них из анагогического, воображаемого понятия в географически реальное. Эти источники, часто весьма точно отражавшие реальность, а также собственную, рус. традицию хождений в Иерусалим и описания Св. земли использовали патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, преобразуя замысел в действительность. Новый Иерусалим стал (географически) самой восточной из Святых Гор Европы. В качестве предшественников Н. В. м. в традиции переноса священной топографии в Москву могут рассматриваться недостроенный комплекс Святая святых царя Бориса Феодоровича Годунова в Кремле, а также собор Покрова Пресв. Богородицы, что на Рву, на Красной пл. и храм Вознесения Господня в Коломенском, архитектура к-рых содержит ясные указания на связь с традицией воспроизведения форм иерусалимского храма Гроба Господня . В конкретизации замысла Н. В. м. (возможно, и в самом его появлении), по всей видимости, принимали участие художники из Центр. Европы, знакомые с практикой создания кальварий (их массовое «переселение» в Русское гос-во стало возможным с сер. 50-х гг. XVII в.). Среди этих мастеров были иноки Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери мужского монастыря , в прошлом подвизавшиеся в оршанском Кутеинском в честь Богоявления мужском монастыре , а также выходцы из Речи Посполитой (Мстиславль, Шклов, Копысь, Витебск, Вильно) и западноевропейских стран, включая Свящ. Римскую империю. Эти художники и ремесленники, книжники и музыканты внесли значительный вклад в создание Н. В. м. Особенно заметно влияние мастеров проявилось в развитии архитектурной керамики: они принесли новую технологию глухих эмалей белого, желтого, бирюзового и темно-синего цветов, применяли также прозрачную эмаль коричневого цвета, к-рая на красно-кирпичном черепке давала разнообразные глубокие оттенки. Руководителем работ по украшению Воскресенского собора до 1665 г. был выходец из Великого княжества Литовского «премудрый ремесленный изыскатель» Петр Иванович Заборский. С ним работали уроженец Мстиславля Степан Иванович Полубес, Игнатий Максимов из г. Копыси; после смерти Заборского мастерами руководил старец Ипполит, позднее много сделавший для украшений храмов Московского Кремля. Один из самых выдающихся мастеров Н. В. м., выходец из московской Кадашевской слободы Сергий (Турчанинов), отлил практически все колокола обители XVII в. (к 1681 стал строителем мон-ря и ведал всем монастырским хозяйством).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Первого декабря 2000 года, накануне храмового Праздника, произошло радостное и долгожданное событие — воздвижение позоло­ченного креста на колокольню. А 7 декабря 2004 года впервые, за долгие десятилетия после закрытия храма был отслужен молебен святой велико­мученице Екатерине в освобо­жденной части церкви под куполом. Была произведена полная реставрация скульптуры Ангела с крестом на куполе храма. В 2022 году начались работы по демонтажу перекрытий в основной части храма. На время восстановления храма богослужения будут проводится во временной часовне. Описание [ править править код ] В плане храм имеет форму четырёхконечного креста, увенчан большим куполом на высоком барабане, декори­рованном 24-мя колоннами коринфского ордера. На куполе возвышается фигура Ангела на шаре, держащего медный крест. Первоначально крест и шар были позоло­ченными, купол храма обит белым железом, а кровля окрашена зелёной масляной краской. Стены интерьера были расписаны на Евангельские сюжеты, а своды выполнены в виде розеток. На северной стене находилась композиция «Поклонение волхвов», на южной – «Крещение Господне», на западной – «Вход в Иерусалим», в куполе была изображена Богородица, на столбах – четыре Евангелиста. Пол во всём храме был деревянный окрашенный жёлтой краской в алтарях, на амвонах и клиросах. В церкви было три придела и три престола: главный, освящённый в честь святого Иоанна Крестителя, второй — в честь Святого Иоанна Богослова и третий – в честь Святой Велико­мученицы Екатерины. Над главным престолом на четырёх тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Беляева в Чесьму. В 1907 году святые Престолы и жертвенники во всех трёх алтарях были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрус­тациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертво­вателей. За святым престолом в главном алтаре находилась икона Воскресения Христова, работы К. П. Брюллова, в золотой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В. И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников Ф. П. Брюлло и академику Г. К.Угрюмову. Деятельность прихода [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_велико...

В 1835 году было освящено место для постройки храма и заложен фундамент. Одновременно шла заготовка кирпича и белого камня. Несмотря на нехватку мастеровых и чернорабочих, строительство шло быстро. По правилам того времени работы велись только с мая по октябрь и только в сухую погоду. На зиму объект укрывался слоем соломы. К осени 1838 года были возведены стены и колоннады. Летом 1837 года были закончены все каменные работы и оштукатурены наружные стены. Интерьер отделывался мрамором разных оттенков, украшался мозаикой, росписью. В 1838 году велась внутренняя отделка храма. Тогда же была возведена кровля, установлены главы и кресты. 24 октября 1838 года Синьков докладывал начальству: «Возводимая в крепости Илецкая Защита каменная церковь постройкою окончена. Постройка произведена чисто, прочно и совершенно правильно. Материал употреблен лучшей доброты». В августе 1839 года управляющий соляным правлением сообщил губернатору о полном окончании отделочных работ. 12 сентября 1839 года новая церковь была торжественно освящена в честь Воскресения Господня. Вскоре она стала Собором, т.е. главной церковью Илецкой Защиты. Центральная площадь крепости стала называться Соборной. Главная часть собора представляла собой куб, крышу которого венчали круглый световой барабан с куполом и крестом, и 4 такие же, но меньших размеров угловые башенки. Со всех сторон к кубу примыкали могучие восьмиколонные портики с фронтонами. Северный и южный фасады имели по 2 ряда окон. Стены заканчивались мощным фигурным карнизом. Плоскости стен были окрашены в жёлтый цвет, выступающие детали – в белый. Собор значительно возвышался на фоне преимущественно одноэтажных построек. Карнизы его стен находились примерно на высоте четырех этажей современного дома, выше поднимался барабан с куполом сферической формы; общая высота церкви равнялась примерно семи современным этажам. Колокольня имела две звонницы: большую и малую. В большой было 2 колокола - один весом 100, второй - 200 пудов. Звон был слышен на 20-30 верст. В зимнюю пургу он служил маяком, по нему ориентировались путники и целые обозы, попадавшие в непогоду в необозримых оренбургских степях. Изящный собор стал украшением города, его главной вертикалью и композиционным центром. Внешней отделке храма соответствовало его внутреннее благолепие.

http://sobory.ru/article/?object=40296

Наружный декор церкви выполнен в духе раннего классицизма. Куб храма с севера и юга традиционно завешен фронтонами. Карнизы под фронтонами поддерживаются шестью парами массивных белокаменных кронштейнов, фланкирующих прямоугольные входные и оконные проёмы. Верх фасадов декорирован профилированным карнизом. Снаружи церковь была оштукатурена и побелена. Важнейшие элементы декора – замковые камни, кронштейны, углы карниза – выполнены из белого известняка. Переход от четверика храма к восьмерику светового барабана осуществлялся посредством парусов. Храм перекрыт сомкнутым восьмилепестковым сводом. Стены храма внутри были оштукатурены и окрашены синей краской. Пол устроен из кирпичей. Стены храма покрыты хорошо сохранившимися росписями с изображениями библейских сюжетов, архангелов, евангелистов и православных святых. Под куполом храма изображён Дух Святой в виде голубя, окружённого золотистым сиянием. Ниже, на гранях свода, – семь архангелов и Господь Саваоф – Бог Отец в окружении ангелов. На гранях восьмерика – изображения четырёх евангелистов: Иоанна, Марка, Матфея и Луки,а также «Распятие Христово» и «Воскресение Христово». На стенах алтаря стоящие в молитвенных позах Мария Магдалина и Иоанн Креститель. На стенах четверика храма – эпизоды из земной жизни Христа: «Воскрешение дочери Иаира», «Разговор с книжниками и фарисеями», «Нагорная проповедь», «Моление о чаше», «Суд у Каифы», «Суд у Пилата», «Несение креста» и другие, а также «Воздвижение Креста Господня», «Епископ Черниговский». Статья с сайта http://ulpressa.ru/ Храм каменный, построен в 1818 г. коллежской советницей Марией Николаевной Максимовой. Престолов в нем три: главный холодный – в честь иконы Знамения Божьей Матери, в приделах теплых: в правом – в честь Тихвинской иконы Божьей Матери и в левом – во имя святителя и чудотворца Николая. На месте явления Тихвинской иконы Божьей Матери построена деревянная часовня. Церковной земли: 2 дес. усадебной и 33 дес. пахотной и сенокосной. Причт состоит из священника и псаломщика. Жалованья от казны: священнику 300 руб., псаломщику 100 руб. Дома у причта собственные, на церковной земле. Капитал причта 886 руб.

http://sobory.ru/article/?object=31629

Слова архиерея оправдались. Несмотря на бурные препятствия воинственно настроенных депутатов облсовета, всевозможные отказы и проволочки, верующие УПЦ вскоре получили земельный участок по адресу Коновальца, 1. Вера паствы посрамлена не была. …Длился Великий пост 1994 года. В Крестопоклонное воскресенье состоялась закладка камня будущего собора. Вспоминая этот период, владыка Сергий рассказывал об одном удивительном эпизоде. «Мы паломничали на Святую землю и молились о благополучном начале строительства нового кафедрального собора, у которого еще не было названия, и не знали, в чью честь он должен быть наречен. Ко мне подошла насельница одного из монастырей Святой Земли и предложила пожертвование на строительство собора в Тернополе. Я спросил ее: «Как ваше святое имя?» «Вера», – ответила она. «Ну, конечно же! Вера, Надежда и Любовь! В их честь и Премудрости Божией – Софии будет назван наш собор!» Так Господь указал нам святых мучениц, имена которых олицетворяют главные христианские добродетели».      С тех пор минуло 22 года. И прекрасный собор Веры, Надежды, Любви и матери их Софии стал настоящим украшением города. Как белая свеча, сияет он золотыми куполами, радует удивительными внутренними мозаичными росписями, чудесными иконами, писанными афонскими мастерами по заказу владыки Сергия, чудными службами Божьими. Служба уже закончилась. В соборе было пусто, лишь одна матушка на скамеечке читала Псалтирь. В храмовой тишине разглядываем это чудо, прикладываемся к иконам. Как узнали мы, здесь трудились художники-мозаичисты из Украины, России и Белоруссии: храм украшен мозаичным полом из белого, кофейного, малахитового мрамора, беломраморным иконостасом, мозаичными изображениями Тайной вечери и Богородицы Оранты в апсиде, мозаикой Спаса Вседержителя под главным куполом.      Сюда ежедневно к 8 утра приезжает уже поседевший, но такой же молодой душой, сухопарый и стремительный в движениях митрополит Сергий, одаривая спешащих к нему за благословением прихожан и паломников своей улыбкой и теплом добрых, искрящихся любовью глаз. В течение службы, если он ее не возглавляет, молится о здравии своих многочисленных чад, вынимая частички на Проскомидии, а также о тех, кто ушел уже в жизнь вечную. И лишь затем уже направляется в соседнее здание епархиального управления. Так начинается каждый день известного иерарха.

http://pravoslavie.ru/92393.html

Победитель конкурса – эскизный проект Дмитрия Смирнова Высота храма – 61 метр. В его строительстве применены самые современные технологии. Для обеспечения микроклимата оборудована система вентиляции и кондиционирования воздуха. Управление светом, отоплением, системами аудио- и видеотрансляции обеспечивается с помощью цифрового оборудования. Вид на Москву с высшей точки храма В то же время храм очень традиционен. В его внешнем архитектурном убранстве присутствует русский стиль, во внутреннем убранстве – элементы византийского искусства. Собор облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного же камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля, Москвы. Для выполнения такой резьбы потребовалось изготовить 29 000 деталей общим объемом 910 м 3 . Храм украшен резьбой не только снаружи, но и внутри. Для внутренней отделки использовано 4500 деталей камня объемом 230 м 3 . Каменная надвратная резьба храма Храмовый комплекс имеет несколько этажей. Верхний храм – в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Роспись необычайной красоты завораживает взгляд входящего. В центральном куполе – Господь Вседержитель, вокруг – сонм святых, среди которых не только новомученики, но и другие любимые в России святые. Роспись купола Нижний храм нового собора не случайно посвящен святому Иоанну Предтече и двенадцати апостолам. В его центре баптистерий – купель для крещения, украшенная уникальными по исполнению мозаиками по образцу древних византийских храмов. Здесь, вокруг купели, будут проходить занятия по основам православной веры для готовящихся ко крещению. Лекции о христианской жизни в Сретенском монастыре уже давно пользуются популярностью среди студентов светских вузов и столичной молодежи. В актовом зале Сретенской семинарии, расположенной в монастыре, еженедельно собирается до 350 слушателей. Каждую лекцию просматривает через интернет около 35 тысяч человек. Нижний храм На двух этажах в нижней, стилобатной части нового храма откроются аудитории просветительского и молодежного центров. При храме будут созданы два музея: новомучеников и Туринской плащаницы.

http://pravoslavie.ru/103626.html

С 1761 года в соборе хранится Шумаевский крест работы Григория Семёновича Шумаева. Иконостас собора создан в 1995 году по проекту архитекторов Д. П. Журавлева, А. Б. Котова, В. М. Чемериса при участии Л. Н. Шеховцевой. Иконы местного и деисусного рядов были написаны Л. Н. Шеховцевой, Н. А. Денисюк, А. В. Калининой в 1995—1997 годах, иконы праздничного, пророческого и праотеческого рядов созданы в 1995—1996 годах мастерской А. В. Вахромеева, образ Владимирской Божией Матери написал иеромонах Алипий в 1995 году. На нижнем этаже собора устроена крипта с освящённым в 2008 году приделом Воскресения Христова, созданная по образу кувуклии храма Гроба Господня в Иерусалиме. Крипта оформлена белым мрамором и украшена мозаикой с древней символикой в стилистике древнехристианских катакомбных храмов. В ней хранится точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину, освящённая патриархом Алексием II. В соборном храме покоятся мощи архиепископа Илариона (Троицкого). В монастыре имеются также частицы мощей преподобной Марии Египетской, святителей Николая Чудотворца, Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и других святых. Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской с нижним храмом в честь святого Иоанна Предтечи и Двенадцати апостолов с баптистерием: Собор облицован каменной резьбой из белого известняка. Шестидесятиметровый храмовый комплекс венчают семь золотых куполов. Верхний храм освящён в честь Воскресения Христова и новомучеников и исповедников церкви Русской, нижний — святого Иоанна Предтечи и двенадцати апостолов, в нём расположен баптистерий. Согласно проектной документации, площадь храма для проведения служб составляет всего 5 % нового здания, основная же часть строения отведена под музей и различные служебные и технические помещения: казначейство, экономический отдел, переговорную, архив и склад, швейный цех и другие. Собор оформлен в русском стиле с элементами византийского искусства. В центральном куполе изображён Господь Вседержитель. Над алтарём верхнего храма находится фреска Тайной вечери.

http://azbyka.ru/palomnik/Сретенский_муж...

В 1859-1862 по проекту Л.Бонштедта возведена каменная, высотой 27 саж. колокольня. В последующие четыре года акад. Ф.И.Нестеров выстроил трапезную, ограду со сторожкой и часовню, где находился образ Святой велико­мученицы Екатерины, спасённый при пожаре первона­чальной церкви. В дальнейшем внешний облик храма почти не менялся. В плане храм имеет форму четырёхконечного креста, увенчан большим куполом на высоком барабане, декори­рованном 24-мя колоннами коринфского ордера. На куполе возвышается фигура Ангела на шаре, держащего медный крест. Первоначально крест и шар были позоло­ченными, купол храма обит белым железом, а кровля окрашена зелёной масляной краской. Стены интерьера были расписаны на Евангельские сюжеты, а своды выполнены в виде розеток. На северной стене находилась композиция «Поклонение волхвов», на южной – «Крещение Господне», на западной – «Вход в Иерусалим», в куполе была изображена Богородица, на столбах – четыре Евангелиста. Пол во всём храме был деревянный окрашенный жёлтой краской в алтарях, на амвонах и клиросах. В церкви было три придела и три престола: главный, освящённый в честь Святого Иоанна Крестителя, второй — в честь Святого Иоанна Богослова и третий – в честь Святой Велико­мученицы Екатерины. Над главным престолом на четырёх тумбах, украшенных позолоченной резьбой, была устроена сень из балдахина, стоявшего над гробом Императрицы Елизаветы Алексеевны во время следования её праха из Беляева в Чесьму. В 1907 году святые Престолы и жертвенники во всех трёх алтарях были обложены благолепною одеждою из белого каррарского мрамора с инкрус­тациями. На верхних досках у жертвенников были высечены слова: «Помяни, Господи, во царствии Твоем» и имена жертво­вателей. За святым престолом в главном алтаре находилась икона Воскресения Христова, работы К.П. Брюллова, в золотой раме. Скульптурная работа по оформлению иконостаса производилась профессором В.И. Демут-Малиновским. Иконы в большом иконостасе принадлежали кистям знаменитых художников Ф.П. Брюлло и академику Г.К.Угрюмову.

http://sobory.ru/article/?object=00739

Благоговею пред Создателем, Пастырем и Промыслителем моим и перед вами, святители Божии, ибо взираю на предлежащий подвиг (ср.: Евр. 12, 1) и труды по продолжению соделанного в этом крае ревностно потрудившимся Преосвященным епископом Даниилом. Не могу умолчать ныне и о том, что укрепляет меня, вселяет надежду и упование. Родитель мой, перед тем как оставить земной мир, пострижен был в схиму, восприяв имя преподобного Савватия Соловецкого. Никто и не помышлял из нас, что епископ Даниил отправится для продолжения архипастырских трудов в Архангельск, епархию, славную сонмом подвижников и знаменитой твердыней веры — обителью Соловецкой. Так и в наших судьбах незримыми нитями связуема островная епархия Российской Церкви с землей русских поморов: на их кочах отважные первопроходцы дошли до Сахалина и Курил. Путь же из первопрестольного града Москвы к берегам Белого моря — Архангельский тракт — проходит через город, возникший у стен древней обители Сергиевой. Не могу умножать словеса. Умолкает язык мой в благоговении пред Промыслом Божиим и, припадая к стопам Святейшего владыки, уповаю на молитвы тех, в деяниях коих зримо всеблагое действование Спасителя нашего и Бога. Ваше Святейшество и милостивый отец! Смиренно приемлю жребий сей и нимало вопреки глаголю, вступая на жертвенное, крестное и славное поприще, призываемый к тому чрез Вашу мерность Пастыреначальником нашим Господом Иисусом Христом. Епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон (Доровских) родился в 1959 г. в Воронеже. В 1978 г. окончил Воронежский монтажный техникум, а в 1983 г. — Воронежский политехнический институт. 10 апреля 2003 г. епископом Южно-Сахалинским и Курильским Даниилом пострижен в монашество с именем Тихон в честь святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца. 13 апреля 2003 г. рукоположен во иеродиакона, 20 апреля 2003 г. — во иеромонаха. В апреле — июле 2003 г. — штатный священник Воскресенского кафедрального собора г. Южно-Сахалинска. В июле — декабре 2003 г. — и.о. настоятеля прихода свт. Иннокентия, митрополита Московского, г. Южно-Сахалинска. С 29 декабря 2003 г. — секретарь Южно-Сахалинской и Курильской епархии.

http://e-vestnik.ru/church/sostoyalas_hi...

Живописец Карп Иванов с товарищами писал разными красками новые деревянные переходы, которые были сделаны около церкви, а Дорофей Ермолаев позолотил и прописал разными цветными аспидами то место, на котором читалось поучение в день Рождества Христова 23 . Для более же наглядного представления страстей Христовых, благочестивый царь повелел устроить между церковью Воскресения Христова и пределом Верхоспасского собора в честь св. Иоанна Белоградского «голгофу, где быть страстям Господним». Для сей цели живописец Дорофей Ермолаев сделал в узком коридоре, который разделял эти церкви, алебастровый свод или пещеру из белого камня 24 , которую затем расписали черепаховым аспидом, т.е. под мрамор, и разными красками живописцы: Иван Салтанов, Иван Безмин и Иван Мировский с мастерами и учениками 25 . В этой пещере, по каменной горе, расписанной также красками, было поставлено на большом белом камне кипарисное распятие, рельефно вырезанное старцем Ипполитом, искуснейшим резчиком своего времени. Живописец же Карп Золотарев позолотил, красками расписал и расцветил два деревянных резных креста из кипариса, сделанных для «Евдокиинской» церкви и на Голгофу, причем самые изображения на них были написаны Иваном Салтановым 26 . Пещера была украшена алебастровыми колоннами на тумбах и вверху с гымзом, т.е. карнизом, а против голгофской горы и посредине колонн был поставлен гроб Господень, сделанный из алебастра Степаном Заруким при содействии алебастрового дела терщиков Ивана Андреева с товарищами в числе 30 человек 27 . Над гробом было повешено на проволоках 70 алебастровых херувимов, расписанных красками «по подобию», с золочеными «нетленными венцами и крыльями». На покупку красок для росписи этих херувимов дано было живописцу Дорофею Ермолаеву 16 р. 28 алтын и 4 деньги 28 . Около же гроба Господня висело 12 стеклянных лампад, а у стен стояли живописные картины, изображавшие евангельские притчи: сошествие во ад, Воскресение Христово, «Христос явися Марии Магдалине» и Вознесение Господне».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Izveko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010