Архиепископ сильно опечалился из-за клятвы именем Господним и говорит ему: «жив Господь! если ты не разрешишь клятвы, которою ты связал меня, я отчуждаю тебя всякого общения с христианами в веке сем и будущем». Тогда апа Афу повергся [пред ним] и сказал: «ты побе- дил меня. Это было бы позором для меня и скорбью во веки. Вот я пред тобою: если я нужен тебе, делай со мною, что тебе угодно». И [еще раз] повергшись [сказал]: «прости мне, господин мой, отче!» И он рукоположил его и отправил его в город его. 17 . Сделавшись епископом, [он завел] такую практику (πρακτικν τς πισκοπς), что во все дни свои ни разу не позволил себе ни успокоиться в городе ночью, ни вкусить в нем хлеба днем, но жил один в загородном монастыре... В субботу приходил он в церковь , собирал народ и до вечера проповедовал ему слово Божие; ночь [с] субботы [на воскресенье проводил он] в молитвах и псалмах..., вставал... на [служение] святой литургии и опять поучал (κατχει) их до шестого часа воскресенья и опять удалялся в монастырь до [следующей] субботы. 18 . A того пресвитера, который был избран к поставлению во епископа, он поставил над счетною частью 41 всей церкви. Раз в год он отдавал отчет по церкви, и все, что оставалось за покрытием расходов 42 по церкви, он разделял бедным в городе и своим ближним, так что благодаря ему... забыли о [существовании] нищеты... И случалось, что... другой начальник помогал ему кроме... имущества церковного и... ему пожертвование по обету или дар... и он разделял их между всеми, смотря по нужде каждого. 19 . [Если случалось, что] в субботу [обращались к нему] нуждающиеся и обиженные, то он занимался их нуждами и расследовал их дела до девятого часа. A с девятого часа до вечера он пребывал в святой молитве и собирал их и выходил... и проводил ночь в бодрствовании до утра. 20 . Ни одна женщина не смела приступить к нему приобщиться, если на ней было что-нибудь золотое. Он сделал такое распоряжение, чтобы ни одна женщина с золотыми украшениями или в цветной одежде не подходила к нему приобщаться тела и крови Христовой. Ибо диаконы боялись его и стояли по [его] приказу 43 y дверей и не дозволяли входить никому кроме прилично (σεμνς) одетых, т. е., тех, y кого покрывала на лице и на руках и прочия одежды были не цветные, вышли не из рук красильщика, но светлые, белого цвета. 21 . Равным образом и диаконы шли по стопам его: никто из них не позволял себе несправедливостей ни... но те одни... народ Божий. – И он не раз говорил в поучениях (κατχησις), что его сердце скорбит не столько об обиженных, как об обижающих: обиженным расширяется [путь в] царство небесное, a обижающие сами себя лишают его и расширяют себе [путь в] погибель. – Нередко случалось, что он был в экстазе, и ему было возвещаемо, что делалось в городе. И он увещавал народ покаяться и [таким образом] отвращал грядущий на них гнев.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Согрешил – на отца тестя обиделся за неправое, ложное против меня слово, а может быть и справедливое, но неприятное мне, будто я деру облачения церковные. И на мать озлобился за то, что мой кусочек белого хлеба взяла. О, безумие, о, зловоние страстей! Июля 15 д. 1866. Всем нам, христианам, бесконечно много благ даровано в Господе Иисусе Христе чрез вочеловечение, страдания, смерть и воскресение Его, и нам не в чем друг другу завидовать, и нет нужды алкать благ земных, преходящих, тленных, относительных и растлительных для души и тела, потому что нам даны блага вечные, ихже око не виде, и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша ( 1Кор. 2, 9 ). Итак, да живем во взаимной любви, ожидая явления Спасителя нашего и жизни будущего века и исполняя заповеди Его: Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга... Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга [ Ин. 15, 12; 13, 34 ]. Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [ Мф. 7, 12 ]. Дьявол из-за негармонии голоса брата возмущает нас во время службы, окаянный, и тут о внешности понуждает нас слишком заботиться, преходя внутреннее и дисгармонию поющего употребляя в повод к злобе на него. О, льстец! Дары любви Божией к людям: деньги, пищу, напитки, почести, власть и пр. – дьявол или мы сами употребляем в повод к вражде на ближнего, к зависти, презорству. Окаянные мы! Как оправдимся пред праведным Судиею? Да вменяем всё за сор! А друг друга да любим прилежно, ибо мы братия во Христе, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его [ Еф. 5, 30 ]. Ежедневно окаянный поджигает меня к страстям различным, ежедневно трудится во мне, насилуя меня ко грехам и хотя меня погубить. Прочь, окаянный! Господи! Помоги ми! Господи! Спаси мя. Восприемники! Воспитывайте в вере своих воспринятых! С вас взыщет Господь за них! Господи! Помилуй мя, яко братию мою осуждал в жестокосердии и немилосердии и роптал на то, что я один подаю милостыню! Не дело ли свободы милостыня? Не всякий ли о себе даст ответ Тебе, Богу нашему? Не всяк ли свое бремя понесет [ Гал. 6, 5 ]?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ин 4:7. Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить. Ин 4:8. Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи. В это время пришла к колодцу одна самарянская женщина, быть может, из близлежащего города Сихаря. Христос обращается к ней с просьбой дать Ему воды, чтобы утолить жажду. Ин 4:9. Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются. Самарянка, вероятно, узнала в Христе иудея и по чертам лица, и по одежде, и, наконец, по произношению. Путешественники говорят, что самаряне имеют тип, не похожий на тип иудейский. Одежда самарян имела на себе кисти голубого цвета, а у иудеев — белого. Наконец, и в произношении некоторых гласных и согласных звуков самаряне отличались от иудеев. Так, например, они не могли произнести звука «с» (Эдершейм, с. 516). «Ибо иудеи…» Это, конечно, замечание самого евангелиста. Ин 4:10. Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Христос отвечает самарянке, что Его просьба, обращенная к ней, действительно не соответствует Его положению. Но Он это говорит не в том смысле, что Он иудей, а в том, что Он по отношению ко всем людям — Дающий, а не принимающий от них. Он раздает несравненно высший дар, чем какой ему могли бы дать люди, именно настоящий дар Божий. Этот дар Божий, который может людям по их просьбе давать Христос, Он образно обозначает как «живую воду», очевидно, для того, чтобы сравнить его с тем даром (водой), какого Он просил у самарянки. Под этим даром Христос подразумевал, без сомнения, благодать Святого Духа, которую Он должен был преподать верующим в Него (ср. Ин 7:37–39) и которую верующие отчасти должны были рассчитывать получить еще до смерти и воскресения Христа (Лк 11:13). Ин 4:11. Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Так как и колодец Иакова у самарян считался даром Божиим, данным патриарху, и так как в нем тоже вода живая (ср. стих 6), то самарянка полагает, что Христос хочет освободить ее от труда самой доставать воду из глубокого колодца. Но сейчас же она сама себе возражает, что этого страннику-иудею нельзя сделать, так как у него для этого нет необходимого приспособления.

http://bible.predanie.ru/nedelya-5-aya-p...

Белый цветок: Праздник дела, без которого вера мертва В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белого цветка. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл 19 мая, 2014 В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белого цветка. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл Голос Патриарха из динамиков легко перекрывал тихие бытовые диалоги о белых цветах и погоде. Есть подозрение, что в Марфо-Мариинской обители в этот день собрались люди, уже регулярно кому-то помогающие – хотя бы собственному храму в его инициативах милосердия. В Марфо-Мариинской обители милосердия прошел традиционный праздник Белый цветок. Впервые его открыл Святейший Патриарх Кирилл. Подробнее — в нашей статье! Белый цветок В воскресенье к входу в Марфо-Мариинскую обитель от метро тянулся тонкий, но непрерывный людской ручеек. После службы прохожих начнут привлекать юные сестры милосердия с гитарами и поппури из известных песен, утром – идут те, кто уже знает, зачем. Через рамку металлоискателя мы прошли под слова Святейшего Патриарха Кирилла (после литургии в своем храме мы как раз подошли к проповеди): он как раз связывал сегодняшнее Евангельское чтение о самарянке у колодца, заповедь поклоняться Богу «в духе и истине» – и милосердное служение ближним. Собственно, ради милосердия – организованного службой «Милосердие» праздника Белого цветка – большинство пришедших и собрались. Фото: patriarchia.ru Этот день еще до революции был посвящен одновременно общению и помощи тем, кому плохо. Именно поэтому «краудфандинговое мероприятие» становится праздником и одновременно ступенькой на духовной лествице. Если забота о скорбящих и больных будет делом всей Церкви и каждого ее члена, если все будут в этом участвовать, заражая окружающих идеей жертвенного служения ближним, «тогда это жертвенное служение и будет поклонением Богу в духе – в духе Его учения, в духе Его истины», – сказал Святейший Патриарх. – Если бы Господь сказал самарянке: «В истине надо поклоняться», тогда наша вера была бы неким интеллектуальным изыском. Конечно, развивалась бы богословская мысль, совершенствовались бы формулировки, и вся наша деятельность сводилась бы к тому, чтобы эта истина становилась понятной людям. Но тогда не было бы, может быть, самого главного – осуществления этой истины в жизни. Добрые дела, к которым Господь нас призывает, – это и есть поклонение в духе, – пояснил Предстоятель Церкви.

http://pravmir.ru/belyiy-tsvetok-prazdni...

Можем ли мы назвать тот мир, в котором живем, безопасным и спокойным местом? Безопасным – едва ли! Террористы захватывают школы и взрывают. Детей похищают ради выкупа чуть ли не на глазах их родителей. Беспомощных женщин и стариков грабят среди белого дня. Экологический кризис становится жестокой реальностью в жизни каждого человека. Во многих крупных городах воздух становится настолько загрязненным, что им просто невозможно дышать. Экономика планеты превращается в откровенный грабеж. Крупные транснациональные корпорации разоряют мелкий бизнес, обваливают экономику целых стран. Нищих и голодающих становится на планете все больше и больше. Приблизительно 900 миллионов человек по всему миру ложатся спать голодными. Военных конфликтов становится все больше. За прошедшее столетие в разных войнах погибло более 100 миллионов человек. Тот потенциал ядерного, бактериологического и химического оружия, который накоплен к нашему времени, может в XXI веке увеличить эту цифру во много и много раз. Не снижается количество людей, умирающих от сердечных, раковых и иных заболеваний. СПИД – чума нашего времени – по-прежнему остается нерешенной проблемой. Но наша молодежь живет так, как будто все это их не касается. Они лихо отплясывают на дискотеках, они проваливаются в компьютерную, наркотическую, сектантскую и даже сатанинскую реальность. То, что их не так много в наших храмах – это показатель здоровья наших приходов и нездоровья нашей российской молодежи. Итак, мы верим в Воскресение из мертвых, духовное воскресение. Оно имеет для нас огромное значение. Воскресение плоти имеет значение только для тела. Как я часто вам говорю, тело в этой жизни не спасается, тело спасается в момент Воскресения из мертвых, когда, пройдя через смрад тления, оно воскреснет для нетленной вечной жизни. В этой жизни мы можем спасти только свою душу. Это очевидная истина. Далее Христос называется «владыка царей земных» . Почему Он владыка царей земных? Господь является источником всякой законной власти. Повторяю – законной. Это значит, что Он не является источником беззакония.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь: Он воскрес, как сказал; подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот, я сказал вам ( Мф.28:1-7 ). Чем больше смотришь на Белого Ангела (так зовут его в Югославии), тем больше им восхищаешься. Без сомнения, это шедевр средневековой фресковой живописи. Здесь все совершенно: и поворот головы Ангела, и его глаза, и асимметричный размах крыльев, и движение руки, и его легкая, изящная, как бы невесомая фигура. Вид Ангела радостен, сияющ, трепетен — да и как же может быть иначе: ведь он возвестил людям самую восхитительную, самую жгучую, самую невероятную весть из всех вестей на свете, — что Христос воскрес из мертвых и Его нет больше во Гробе!!! Отойдешь немножко назад — взгляд Ангела с тобой, приблизишься к гробнице — он властно держит тебя, этот взгляд, и ты никак не можешь освободиться от него, ты во власти сообщенной Ангелом потрясающей, неземной вести. Таким увидел Божиего посланника средневековый безымянный мастер — и оставил его нам: для восхищения и благоговейного созерцания, чтобы мы остановились, пораженные, и простояли на одном месте и час, и другой, и третий, не замечая ни времени, ни пространства, ни самих себя… Белый Ангел стал духовным символом Югославии. Его изображение встречаешь везде: и в гостинице, и в салоне междугородного автобуса, и в студенческой аудитории, и в келлии монаха, и в кабинете министра. Югославская авиакомпания «ЮАТ» летает как бы на крыльях Белого Ангела, — взяв в руки авиабилет, каждый пассажир встречается с завораживающим взглядом Небесного посланника. Почему это произошло? Почему Белый Ангел начертан в книгах и журналах, а точнее, в сердце каждого серба? Потому что он возвещает Воскресение Иисуса Христа, а значит, и воскресение каждого верующего серба, каждого верного последователя Христа, воскресение всей прекрасной Сербии. Слободна вожня

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/belyj-an...

Ангелы в белых ризах или, как говорит греческий текст, «в белом» ν λευχο 703 , при чем внимание останавливается на цвете, а не на одежде. Эта одежда есть светлая блистающая оболочка, которая для очей человеческих потемнела до белизны, чтобы око земное могло созерцать ее 704 . Пророку Даниилу предстал Ангел, но в более грозном блистающем виде, и потому пророк упал без чувств 705 . Ангелы Божии, по выражению Псалма (103, 4), «слуги Божии огнь палящь», но здесь, в гробнице Господа, явление Ангелов кроткое, успокаивающее, и потому они для зрения людей облекаются в ризы лишь на столько светлые, чтобы свет, в форме белого цвета, был доступен зрению без ужаса. 13. И глаголаста ей она: жено, что плачешися? Глагола има, яко взяша Господа моего, и не вем где положиша его. 14. И сия рекши, обратися вспять и виде Иисуса стояща: и не ведяше, яко Иисус есть. В видении пророка Даниила (X, 6, 9) он слышит глас Ангела, «как глас множества людей». Но в гробнице Господней Мария слышит кроткий и тихий ласковый глас Ангелов, с участием и соболезнованием вопрошающий: «жено, что плачешися»? Мария Магдалина, вся углубленная в своей горесть, не только не ужасается, даже не удивляется видению, ибо мысли её у Господа. Она отвечает Ангелам те же слова, которые она говорила Петру и Иоанну: «унесли Господа моего и не знаю где положили Его»; она ничего другого и не может сказать, она ни о чем другом мыслить не может, она вся в том горе, которое она в этих словах высказывает. Моего Господа взяли, говорит она, забывая о всем мире и вся поглощенная в одну мысль. Но Марии Магдалине, этому любящему и страждущему сердцу, которому много и прощено за то, что она возлюбила много 706 готовится великая радость. Страдание её воспомянуто Богом, и Он, милосердый ко всем немощам и страданиям, ранее всех других является близкому к отчаянию слабейшему существу. Мария Магдалина в полузабытьи своего горя говорила с Ангелами, как с простыми людьми и высказав им свое горе, оборачивается в тоске назад и видит человека, которого она сначала не узнает, ибо чтобы познать Господа, надо чтобы на то была Его святая воля. При том Мария Магдалина не была еще приготовлена к уверенности в воскресение Господа, ибо и самые ученики не могли понять всех совершавшихся событий, пока не были научены Богом 707 . И так, Мария Магдалина от Ангелов обращается в другую сторону, в естественном движении человека, которого сердце изнывает тоскою и который бессознательно ищет на чем остановить взор свой, ищет предмета, который бы заставил его хотя на мгновение забыть его тоску. Может быть также, что она того не сознавая, но чувствовала приближение Господа в человеческом образе. Взор её останавливается на Господе, кротко и милостиво смотрящем на нее, но она еще не узнает Его: глаза её удержаны, по прекрасному выражению в Евангелии Луки употребленному 708 Господь взывает ее к Себе (ниже ст. 16), «назвав ее по имени».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Фото: tver24.com Нырять или не нырять? Священники — о крещенских купаниях Суеверие или христианский обычай? 25 января, 2022 Суеверие или христианский обычай? Фото: tver24.com После гибели женщины в купели на реке Оредеж разгорелся спор о том, нужны ли православным крещенские купания. «Правмир» спросил у священнослужителей, как они относятся к этой традиции. «Купания — это замечательный миссионерский повод» Протоиерей Максим Первозванский: — Я считаю, что в крещенских купаниях есть глубокий, серьезный смысл, и причем вполне литургический. В этот день Господь входит в Иордан и Собой освящает воду. Собственно, смысл литургии — это наше соучастие в жизни, страдании, смерти и воскресении Иисуса Христа. Это очень важное мироощущение, когда мы не просто стоим в храме и о чем-то своем молимся Богу, а переживаем Евангельские события как события своей собственной жизни. Поэтому именно с такими мыслями и чувствами мы сходим в воду на Крещение — и не обязательно в нашу русскую прорубь, это может быть море где-нибудь в Австралии. Купание, конечно, не является обязательным ни в коем случае. И по-моему, я не встречал ни одного человека, который бы считал, что это какое-то обязательное действо, без которого человек не может стать настоящим христианином. Это чушь. Но есть очень ярые противники купаний, которые, видимо, желают достичь совершенства в православии. Я сравниваю их психологию с движением Black Lives Matter и вообще с логикой левой западной повестки, когда сам факт присутствия белого цисгендерного мужчины-христианина уже оскорбителен. Так и с купаниями: «Мы не купаемся, поэтому будем бороться с теми, кто купается». Более того, на мой взгляд, купания — это замечательный миссионерский повод.  Люди приходят на купель, видят крест, священника. Я знаю тех, кто в этом году у крещенской купели раздавал Евангелие, говорил о Боге. Стоит громадный крест, замечательное освещение, от храма идет крестный ход — что может быть лучше, красивее и выразительнее для человека, далекого от Церкви?

http://pravmir.ru/nyryat-ili-ne-nyryat-s...

Но это все только украшенный и привлекательный фасад, а что внутри? Это людская, а что такое сами палаты? Ничего, Феодул, ровным счетом ничего. Не только сейчас ничего, но и тогда, в апогее новизны и неведения, ничего. Гнусный теленок с двумя головами! В пустых каменных храмах стояло по одной каменной статуе, перед которой жрец воскурял благовония и собирал деньги, чтобы поделиться с художниками, каменотесами, мастерами и золотильщиками. Это все. Ни света для этой и для той жизни, ни утешения, ни исцеления, ни радости, ни истины, ни здоровья, а более всего нет боголюбия и человеколюбия. В этих каменных зданиях люди примиряли рассерженных богов с помощью денег. Не богов-людей, что куда еще ни шло, а людей-богов. Тут все олимпийские окаменевшие боги стояли друг рядом с другом. Окаменевший стан врагов. А народ приходил, чтобы дать подачку богам и чтобы они оставили его в покое. Под величественными аркадами из белого позолоченного мрамора прогуливались и самые мудрые греки: Сократ, Платон, Аристотель 476 и Перикл 477 – и восхищались скорлупой и, вероятно, гнушались молча ее гнилым ядром. Никогда еще в этом мраморном загоне для звероподобных богов не слышно было сияющего слова истины, пока согбенный Павел-еврей не заговорил перед жрецами, художниками и вельможами афинскими о неведомом Боге и о воскресении мертвых 478 . 479 . Пойдем теперь в Дельфы, самое известное святилище древних греков. Встань на вон тот опрокинутый столб, а я встану на этот. Какое удивительное художество – этот мрамор под нашими ногами! И посмотри, сколько его еще вокруг! Все опрокинуто и разбито. Это строительный материал бывшего знаменитого храма Аполлона 480 , оракула дельфийского. Короли и полководцы из Афин и Спарты 481 , народ со всех островов греческих и из Азии толпами валил в это святилище, чтобы услышать предсказание о том, что произойдет в будущем. И пророчицы, пифии, сидя на треногом стульчике 482 над паром и в дыму благовоний, прорицали, всегда двусмысленно, что кому принесет будущее. Храм был снаружи чудом, по красоте подобным белому лебедю, но внутри не было ничего, и хуже, чем ничего: в пустом пространстве обитала одна змея 483 , заботливо лелеемая! То есть нечто еще более отвратительное, чем двухголовый теленок. К счастью, сейчас эта приукрашенная ложь лежит в руинах и пепле, а вокруг Дельф виднеются маленькие белые церковки, посвященные имени Спасителя мира, Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

12 . Севириане. Некто Севир, следуя также Апеллесу, отвергает вино и виноград, баснословя, будто они произошли от драконовидного сатаны и земли, совокупившихся между собою. И от женщины отрекается, говоря, что она имеет начало от злой силы. Вводит какие-то наименования князей и некоторые тайные книги. Подобно другим ересям, отвергает воскресение плоти и ветхий завет. 13. Татиане. Татиан был сверстником святого мученика и философа Иустина. А по кончине мученика и философа Иустина, сделавшись учеником Маркиона, растлился догматами его и учил одинаково с ним, приложив и иное сверх Маркиона. Говорили, что он происходил из Месопотамии. О маркосианах, четырнадцатой, а по общему порядку тридцать четвертой, ереси Гл. 1. Некто Марк, от которого получили название маркосии, изрыгнул миру зло, начав с того же, чему учили предшествующие еретики, но дерзнув и на иное сравнительно с ними. Ибо был преемником Секунда, Епифана, Птолемея и Валентина, но превзошел их изобильнейшим сборищем обманутых. Будучи весьма искусен в чародейской ловкости, этот жалкий привлекал обманываемых им жен и мужей, потому что был принимаем за исправителя обманщиков, о которых говорено было прежде. Обманув же всех вышеупомянутых мужей и жен, убедил их внимать ему, как обладающему наибольшим ведением и получившему величайшую силу из незримых и не именуемых мест, чем доказал, что поистине есть предтеча антихриста. Смешав игры Анаксилая с проделками так называемых чародеев, и также обморачивая и чародействуя, видящих это и доверяющих ему приводил в изумление, как еще и доселе исполняют то его последователи. А видящие действия этих ухищрений думают, что какие-то силы совершаются руками его и тех, которые у них делают тоже самое. Ибо, потеряв ум, не умеют разведать и не видят того, что его игры получают состоятельность, сказать правду, при помощи чародейства; потому что, увлекшись каким-то худым образом мыслей, сами сделались во всех отношениях отупелыми. Говорят, что у них приготовляются три чаши из белого стекла, наполненные белым вином, и при совершении им ворожбы, почитаемой евхаристией, цвет чаш вдруг превращается: у одной в алый, как кровь, у другой – в багряный, у третьей – в синий. Впрочем, чтобы не вдаваться во вторичный труд, признал я, что должно удовольствоваться тем, что изложено блаженнейшим и святейшим Иринеем о сем самом Марке и его приверженцах. Это я постарался предложить здесь слово в слово, и вот что именно: сей святой Ириней, передавая, что они говорят, говорит так:

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010