Митрополит Кирилл провел презентацию Основ социальной концепции Русской Православной Церкви в Белграде Белград, 24 марта 2007 г. 24 марта 2007 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл провел презентацию Основ социальной концепции Русской Православной Церкви в Белграде, сообщает Официальный Сайт Московского Патриархата . Представление сербского перевода этого фундаментального документа, принятого Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) и выражающего официальную позицию Московского Патриархата по отношению к важнейшим проблемам современности, прошло в актовом зале Православного богословского факультета Белградского университета, где собралось около 400 участников этого события, состоявшегося в восьмую годовщину начала бомбардировок Сербии силами стран НАТО. Среди присутствовавших были Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Сербии А.Н. Алексеев, министр по делам религий Республики Сербии М. Радулович, декан Богословского факультета епископ Бачский Ириней, епископ Враньский Пахомий, епископ Захумско-Герцеговинский Григорий, профессорско-преподавательская корпорация и студенты факультета, а также нунций Ватикана архиепископ Еудженио Сбарбаро, архиепископ Белграда Станислав Хочевар (Римско-католическая церковь), представители исламской общины. Вступительные обращения представили епископ Бачский Ириней, редактор перевода и автор предисловия к сербскому изданию, а также профессор канонического права Богословского факультета профессор протоиерей Зоран Крстич. При этом епископ Ириней выразил сердечную благодарность «отцам Юбилейного Архиерейского Собора Московского Патриархата, которые одобрили и обнародовали представляемый пастырско-богословский документ, а также его составителям и всем, кто потрудился для того, чтобы вынести нам ныне «новое и старое» (Мф. 13. 52), - древний и неизменный опыт Церкви в его встрече с вызовами и искушениями нынешнего времени». Отец Зоран сообщил, что Основы социальной концепции Русской Православной Церкви включены в настоящее время в список обязательной литературы для студентов Богословского факультета в Белграде.

http://pravoslavie.ru/21513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАШИЧ [серб. Душан (1.05.1914, Велики-Грджевац, Хорватия - 27.04.1990, Белград), прот., историк Сербской Православной Церкви (СПЦ). Окончил начальную школу в родном селе, затем гимназию в г. Бьеловар. В 1936 г. «завершил богословию» (семинарию) в Сараеве, а в 1941 г.- Богословский фак-т Белградского ун-та. В 1937 г. рукоположен во священника и направлен на приход свт. Николая Чудотворца в с. Горне-Средице близ Бьеловара. Во время второй мировой войны жил в Сербии, служил в ц. Сошествия Св. Духа в с. Корачица близ г. Младеновац. После войны вернулся в Хорватию, был настоятелем ц. Св. Троицы в Бьеловаре. С 1949 г. изучал историю на философском фак-те Загребского ун-та. В 1954 г. на Богословском фак-те Белградского ун-та защитил докт. дис. «Лепавинско-Северинская епархия». Решением Синода СПЦ в 1959 г. назначен профессором Белградской богословии, преподавал «Общую историю Церкви» и «Патрологию». В 1960-1977 гг. ректор Белградской богословии, в 1977-1988 гг. профессор церковной истории на Богословском факультете в Белграде. В 1979-1989 гг. старейшина ц. Рождества Пресв. Богородицы (Ружица) в Белграде. Был главным редактором ж. «Православие» Београд) (1984-1987) и ж. «Сербская Православная Церковь: Ее прошлое и современность» (Српска Православна Црква: прошлост и Београд). Входил в редакционные коллегии всех юбилейных сборников, изданных СПЦ с 1960 по 1990 г. Был членом делегаций СПЦ на международных конгрессах: на 6-м заседании II Ватиканского Собора (1965), на Всеправославной конференции в Белграде (1966), на IV в Уппсале (1968) и V в Найроби (1975) собраниях Всемирного Совета Церквей. Награжден орденом свт. Саввы Сербского 1-й степени (1988). К. собирал материалы по истории Православия в Славонии и Хорватии и издал монографии «Сербы и Православие в Славонии и Северной Хорватии» (Срби и у Cлabohuju и cjebephoj Xpbamckoj. Загреб, 1967), «Сербские монастыри в Хорватии и Славонии» (Српски манастири у Xpbamckoj и Cлabohuju.

http://pravenc.ru/text/1683979.html

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Научная делегация Сербской Патриархии посетила Россию Служба коммуникации ОВЦС, 05.12.2023. В соответствии с решением Священного Синода Сербской Православной Церкви в период с 22 ноября до 2 декабря 2023 года в России находилась делегация в составе декана Православного богословского факультета Белградского государственного университета протопресвитера Зорана Ранковича, директора Библиотеки Сербской Патриархии З. Недельковича и сотрудницы Библиотеки Сербской Патриархии Е. Славкович. 22-27 ноября делегация Сербской Православной Церкви посетила Санкт-Петербург, где 24 ноября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Российской национальной библиотекой и Библиотекой Сербской Патриархии. В ходе пребывания в северной столице России гости из Сербии посетили Казанский кафедральный собор, Александро-Невскую лавру и монастырь преподобного Александра Свирского, а также часовню блаженной Ксении Петербургский и могилу святого праведного Иоанна Кронштадтского в Иоанновском ставропигиальном женском монастыре на Карповке. 27 ноября делегация прибыла в Москву, где её встретил и сопровождал сотрудник Секретариата Отдела внешних церковных связей по межправославным отношениям А.Ю. Хошев. В Покровском женском ставропигиальном монастыре гости поклонились мощам блаженной Матроны Московской, а в Даниловом ставропигиальном мужском монастыре – мощам святого благоверного князя Даниила Московского и другим святыням прославленной обители. 29 ноября состоялось подписание соглашения о сотрудничестве между Российской государственной библиотекой и Библиотекой Сербской Патриархии. В тот же день члены делегации посетили Андреевский ставропигиальный мужской монастырь, где имели встречу с директором Синодальной библиотеки Русской Православной Церкви протоиереем Александром Троицким и наместником Андреевского монастыря, руководителем аспирантуры Московской духовной академии игуменом Дионисием (Шлёновым), которые ознакомили гостей из Сербской Православной Церкви с историей и современным состоянием Андреевского монастыря, Синодальной библиотеки и аспирантуры Московской духовной академии, обсудив перспективы взаимодействия с Православным богословским факультетом Белградского университета и Библиотекой Сербской Патриархии.

http://mospat.ru/ru/news/91094/

Статистика Василий (Зеньковский), протопресв. Василий Васильевич Зеньковский (4 июля (17 июля) 1881, Проскуров (ныне Хмельницкий) Подольской губернии — 5 августа 1962, Париж) — протопресвитер в юрисдикции Константинопольского патриархата. Философ, богослов, педагог. Семья, образование, учёные степени Внук кавалерийского офицера, после выхода в отставку ставшего священником. Сын педагога, директора гимназии, церковного старосты. Окончил гимназию в Киеве. Четыре года учился на физико-математическом факультете, окончил историко-филологический факультет Киевского университета (1909), был оставлен при университете для подготовки к профессорскому званию. В 1913—1914 находился в научной командировке в Германии и Италии. Магистр философии (1915; тема диссертации: «Проблема психической причинности»). Доктор церковных наук (1948; за труд «История русской философии»). В гимназические годы утратил веру в Бога под воздействием трудов Дмитрия Писарева, но, познакомившись с работами Владимира Соловьёва, снова стал верующим человеком. Уже в зрелые годы значительное влияние на его взгляды оказало знакомство с профессором, будущим протоиереем Сергеем Булгаковым, который, в частности, заинтересовал его творчеством Николая Гоголя как православного писателя (в «Истории русской философии» Зеньковский называл Гоголя «пророком православной культуры»). Учёный и министр В 1908 — один из учредителей и заместитель председателя, в 1911 — председатель Киевского религиозно-философского общества. В 1910—1911 читал курсы по философии и психологии на Высших женских курсах. Был директором киевского Института дошкольного воспитания и, с 1910, председателем киевского Общества по изучению религии и философии. С 1916 — экстраординарный профессор Киевского университета по кафедре психологии. В мае-октябре 1918 был министром исповеданий в правительстве гетмана Украины Павла Скоропадского. Жизнь в Югославии, Чехословакии и США В 1920 эмигрировал в Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1920—1923 — профессор философского и богословского факультетов Белградского университета, с 1921 был членом белградского кружка преподобного Серафима. В 1923—1926 — профессор экспериментальной и детской психологии в Высшем педагогическом институте в Праге, был директором этого института. В 1923 на Общеэмигрантском педагогическом съезде был избран председателем Педагогического бюро по зарубежным русским школьным делам. В то же году участвовал в первом съезде Русского социального христианского движения (РСХД) в Пшерове, на котором был избран председателем РСХД. Являлся членом братства святой Софии. В 1926—1927 находился в США, где изучал проблемы религиозного образования.

http://lib.cerkov.ru/authors/432

Статистика Киприан (Керн), архим. Архимандрит Киприан (в миру Константин Эдуардович Керн; 11 мая 1899, Тула — 11 февраля 1960, Париж) — православный священнослужитель (в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом, затем Константинопольского патриархата), богослов, церковный историк. Семья, молодость, образование Родился в дворянской семье. Отец был профессором и директором Лесного института в Санкт-Петербурге. Мать — из старообрядческой семьи. Учился в Александровском лицее и на юридическом факультете Московского университета. Участвовал в гражданской войне в рядах Добровольческой армии, в 1920 эмигрировал в Константинополь, затем в Сербию. Окончил юридический (1922) и богословский (1925) факультеты Белградского университета. Доктор церковных наук (1945; тема диссертации: «Антропология святого Григория Паламы»). Биография Участвовал в деятельности Белградского кружка преподобного Серафима, в работе первых съездов Русского студенческого христианского движения (РСХД) в Пшерове и Хопове, находился в юрисдикции Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Большое влияние на него оказал митрополит Антоний (Храповицкий). Однако затем архимандрит Киприан покинул РПЦЗ — он так вспоминал об этом своём решении и о своей жизни в Сербии в 1930-е годы: " С юрисдикцией митрополита Антония я решительно порвал. Его я не переставал любить и чтить, но всю «антониевщину», все «карловацкое» окружение не принимало мое сердце. С русскими архиереями и в русских церквах я не служил. Меня больно коробило все более крайнее политиканство карловчан, их невероятно провинциальное отношение к делам Русской Церкви. " С 1925 — преподаватель литургики, апологетики и греческого языка духовной семинарии Сербской православной церкви в Битоле, помощник инспектора семинарии. 2 апреля 1927 был пострижен в монашество. С 3 апреля 1927 — иеродиакон. С 7 апреля 1927 — иеромонах. С 1928 — архимандрит, начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме (до 1930). Не сойдясь характерами с архиепископом Анастасием (Грибановским) (Наблюдающий за делами Русской Духовной Миссии в Иерусалиме с 1924 года), возвратился в Сербию, где издал монографию о бывшем начальнике миссии, видном учёном архимандрите Антонине (Капустине).

http://lib.cerkov.ru/authors/172

Прошло осеннее заседание Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви Белград, 21 ноября 2003 г. C 18 по 20 ноября 2003 года в Белграде под председательством Патриарха Сербского Павла прошло очередное заседание Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. На соборе в рабочем порядке был рассмотрен ряд вопросов, касающихся осуществления внутренней и внешней церковной миссии. Одним из главных вопросов стало рассмотрение положения церковных дел в Македонии, в связи с чем был принят ряд решений, в соответствии с принимавшимися ранее на предыдущем заседании Собора в мае 2003 года. Особое внимание было посвящено также развитию системы духовного образования и улучшению планов и программ средних и высших церковных учебных заведений, а также условий работы этих учреждений. «Собор ожидает, - говорится в официальном коммюнике, - что со стороны соответственного государственного органа в ближайшее время будет упразднено противозаконное и антиконституционное решение правительства Сербии от 1952 года об исключении Богословского факультета из состава Белградского университета. Возвращением Богословского факультета в состав университета будет окончательно исправлена историческая несправедливость в отношении этого высшего учебного заведения, являющегося одним из его основателей». Собор остановился и на вопросе религиозного преподавания в начальных и средних школах, как и на проблемах, с которыми оно сталкивается. Предметом особой озабоченности сербских архиереев и на этот раз стал вопрос возвращения беженцев с территории Косово и Метохии и других краев некогда единого государства. В связи с этим, уже в который раз Собор обратился ко всем политическим и общественным деятелям государства и всего мира с призывом защитить элементарные права сербов и представителей других этнических групп и обеспечить их возвращение и достойную жизнь. «Анализируя духовное и моральный кризис нашего времени и его причины», Собор озаботился духовно вредными явлениями общественной жизни, «наподобие небольших групп ложных зилотов, черногорской патрийно-племенной секты и других идеологическо-сектантских общественных явлений», благодаря которым некоторые, «заблудшие или же обремененные идеологическими и партийными предрассудками и интересами люди, используя время всеобщего брожения в обществе, пытаются угрожать единству Церкви, ее вековому порядку и осуществлению ее спасительной миссии». В связи с этим, свидетельствуя свою верность святым Отцам и Единой, Святой, Соборной и апостольской Христовой Церкви и ее Преданию, Священный Архиерейский Собор призывает верный народ Божий неотступно идти путем правды и любви, и храниться ложных учителей и всех тех, кто, по словам Евангелия, «приходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные». Таковые ставят под угрозу и свое спасение, и спасение других людей, «соблазняя и увлекая легковерных и неутвержденных в вере и евангельском благочестии».

http://pravoslavie.ru/40505.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕЛГРАДСКИЙ БОГОСЛОВСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ [серб. Белградски Богословски факултет] Сербской Православной Церкви (СПЦ). Идея создания высшего духовного учебного заведения СПЦ возникла еще в 60-е гг. XIX в. Принятый в 1905 г. закон о Белградском ун-те предусматривал и организацию Б. Б. ф., но из-за недостатка преподавателей и экономических трудностей, связанных с участием Сербии в балканских, а затем и первой мировой войнах, он открылся лишь осенью 1920 г. Основу преподавательского коллектива составили эмигрировавшие в Югославию из России рус. богословы и профессора духовных академий, среди к-рых были такие видные ученые, как А. П. Доброклонский , Ф. Н. Титов , М. Георгиевский, А. П. Рождественский , Н. Н. Глубоковский и др. 6 сент. 1920 г., считающегося днем создания Б. Б. ф., состоялось первое заседание ученого совета под председательством проф. церковной истории Доброклонского. На заседании был избран декан фак-та - проф. истории СПЦ прот. Стефан Димитриевич . Занятия начались 15 дек. 1920 г. Первоначально количество студентов было сравнительно небольшим. В 1930/31 учебном году приписных студентов было 226 чел., из к-рых 98 учились на 1-м курсе. В 1938/39 учебном году - 340 чел., в т. ч. 32 студентки. При фак-те была сформирована б-ка, фонды к-рой пополнялись во многом благодаря помощи добровольных жертвователей и меценатов. В наст. время библиотечный фонд содержит более 30 тыс. наименований и свыше 100 тыс. экз. книг, а также богатое собрание периодики. В 1926 г. на Б. Б. ф. начал издаваться ж. «Богословие», к-рый регулярно выходит и в наст. время. В первые годы существования фак-т неоднократно менял место своего пребывания. Наконец стараниями Патриарха Гавриила (Дожича) было получено место для строительства Дома студентов по проекту проф. П. Анагностия, строительство его осуществилось в 1940 г. Во время оккупации Югославии в помещениях, принадлежавших Б. Б. ф., были расквартированы нем. военнослужащие, и учебный процесс был прерван на неск. лет. Сильному разорению подверглась б-ка. Благодаря стараниям митр. Скопленского Иосифа (Цвийовича) сохранились часть б-ки и архив фак-та. Дом студента сгорел во время бомбардировки 6 апр. 1941 г.

http://pravenc.ru/text/77884.html

Закрыть Епископ Бачский Ириней (Булович) Читательский рейтинг: 137 Родился 11 февраля 1947 года в семье Михаила и Зорки Булович, в селе Станишич в общине Сомбор, Югославия, и был крещен с именем Мирко. Начальную школу окончил в родном селе, а гимназию в Сомборе в 1965 году. Затем закончил Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Белграде в 1969 году. За время обучения принял монашеский постриг от своего духовного отца, архимандрита Иустина (Поповича), будучи наречен Иринеем в монашестве. В 1969 году епископ Рашско-Призренский Павел рукоположил его во иеродиакона, а потом во иеромонаха. Неполные два года (1969–1970) отец Ириней провел в Острожском монастыре, где преподавал в монашеской школе. Десятилетие с 1970 по 1980 год провел в Афинах в аспирантуре на Богословском факультете Афинского университета, где в июне 1980 года защитил докторскую диссертацию. После краткого пребывания в Париже в 1980-1981 годах, в русском Богословском институте святого Сергия, отец Ириней был избран доцентом на кафедру Священного Писания Нового Завета в Белградском богословском факультете, где сохраняет за собой эту кафедру и поныне в звании рядового професора. На очередном заседании Священного Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви в 1989 году был избран епископом Моравичским, патриаршим викарием. Хиротония его последовала в Печской Патриархии 20 мая 1990 года. Вскоре новопоставленный епископ был избран назначен на Бачскую кафедру и настолован в Новом Саду 24 декабря того же года. Владыка Ириней опубликовал много богословских работ, как научных так и популярных, а также ряд переводов. Десят лет редактировал журнал " Православный миссионер " , популярное издание Священного Архиерейского Синода. Ныне редактирует и издает " Беседу " , богословский журнал Бачской епархии. Член переводческой комиссии Священного Синода Сербской Православной Церкви; Всеправославной комиссии по диалогу с Римо-католической Церковью; Всеправославной комиссии по диалогу с лютеранами; Комиссии Священного Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви по диалогу с римо-католической Комиссией епископских конференций Хорватии, Сербии и Черногории. Затем состоял членом комиссии по организации и осуществлению религиозного образования при правительстве Республики Сербской; Содружества библейских богословов Греции; Содружества литераторов Сербии; Комитета движения за единство и сотрудничество духовно родственных восточнохристианских народов; Совета религиозных лидеров Европы " Религия за мир " .

http://ruskline.ru/author/_/bulovich_iri...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРОТИЧ [серб. Владета (род. 2.08.1924, Белград - 4. 09. 2018, Белград), психолог, правосл. богослов. В 1945-1951 гг. учился на медицинском фак-те Белградского ун-та, посещал лекции на Белградском Богословском факультете . В 1957 г. получил специальность нейропсихолога, в 1961 г.- специальность психиатра. Заведовал психотерапевтическим отд-нием в белградской больнице. С 1985 г. преподавал пастырское богословие и психологию на Белградском Богословском фак-те, из-за этого лишился места в больнице и был отправлен на пенсию. В 1997 г. возглавил пастырско-консультативный центр Белградско-Карловацкой архиепископии Сербской Православной Церкви. Член-корреспондент отделения языка и лит-ры Сербской академии наук и искусств (1994), академик (2001). Награжден орденом св. Саввы 1-й степени (2001). Исходя из богатой медицинской практики, Е. стремился показать влияние религ. переживаний человека на его психологическое состояние. В одной из первых статей на эту тему - «Необходимость и значение религии для человека» (Потреба и зhaчaj peлuruje за 1985. 1/2. С. 7-16) - Е. подчеркнул важную роль религиозности в жизни человека, сравнив психологическое состояние человека, крещенного в детстве, и человека, пришедшего к вере позднее, полагая, что 2-й глубже воспринимает религию. В кн. «Мистические состояния, видения и болезни» (Мистичка buзuje и болести. Милановац, 1991) Е. указал на близость мистики и религии и, опираясь на труды К. Юнга , выявил различие между духовным состоянием человека и болезнью. Е. занимался анализом психических особенностей знаменитых людей: напр., в кн. «Путешествие в два конца» у оба смера. Београд, 1992) он исследовал личность Ф. М. Достоевского. Вступив в полемику с основоположником индивидуальной психологии А. Адлером, для к-рого рус. писатель являлся прежде всего моралистом, Е. высказал мнение, что ключом к философии Достоевского являются религ. воззрения, составляющие суть его этики: «Достоевский - решительный поборник превосходства религиозных идей над социальными, особенно политическими, и утверждает, что идеальное социальное устройство - это результат морального совершенствования человека» (Там же. С. 205). Основу кн. «Духовные разговоры» (Духовни разговори. 1997) составил вымышленный диалог Е. со св. Николаем (Велимировичем) , еп. Жичским, а также отрывки его реальных бесед с иером. прп. Иустином (Поповичем) и митр. Сурожским Антонием (Блумом) .

http://pravenc.ru/text/190233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН VI [македон. Jobah] (Вранишковский Зоран; род. 28.02.1966, Битола, Македония, Югославия), архиеп. Охридский, митр. Скопский, глава автономной Охридской Православной Архиепископии (ОПА), к-рая входит в состав Сербской Православной Церкви (СПЦ). С отличием окончил математическую гимназию в Битоле. После службы в армии в 1985 г. окончил строительный фак-т ун-та в Скопье и в 1990 г. поступил на Белградский Богословский факультет . Совмещал учебу с работой инженером-строителем в Преспанско-Пелагонийской епархии (в юрисдикции не признанной Поместными Православными Церквами Македонской Православной Церкви (МПЦ)). В сотрудничестве с городскими гос. и университетской б-ками организовал церковную б-ку в Битоле во имя ап. Иоанна Богослова и стал ее первым сотрудником; в помещении б-ки полтора года читал курс лекций. В июне 1995 г. окончил богословский фак-т и поступил в магистратуру на отделение систематического богословия. В кон. 1995 г. прибыл в Грецию для изучения греч. языка и продолжения богословского образования. Работает над докт. дис. «Единство Церкви и современные экклесиологические проблемы». 7 февр. 1998 г. пострижен в монашество и рукоположен во диакона, на следующий день - во иерея. 5 июля 1998 г. возведен в сан архимандрита. 19 июля 1998 г. хиротонисан во епископа с титулом «епископ Дремвицкий» и назначен викарием Преспанско-Пелагонийской епархии МПЦ. Во время служения викарным епископом продолжал чтение богословских лекций, по его инициативе началась фундаментальная реконструкция собора вмч. Димитрия Солунского в Битоле. И. учредил церковную гуманитарную организацию «Воскресение». Со 2 нояб. 1999 г. преподает введение в теологию и гомилетику на богословском фак-те в Скопье. В марте 2000 г. назначен местоблюстителем Брегальницкой митрополии МПЦ, в нояб. того же года избран митрополитом Велесским и Повардарским, взошел на кафедру 4 дек. того же года. И. отозвался на обращение Патриарха Сербского Павла к МПЦ от 20 июня 2002 г. о воссоединении и стал единственным архиереем МПЦ, к-рый вошел в литургическое и каноническое общение с СПЦ. Первую совместную литургию, подтверждающую единство И. с СПЦ, он отслужил вместе с Патриархом Сербским Павлом 1 авг. 2002 г. в серб. мон-ре Копорин. 23 сент. того же года Архиерейский Собор СПЦ назначил его экзархом Македонии с титулом «архиепископ Охридский, митрополит Скопский». 25 дек. 2003 г. И. был избран Предстоятелем ОПА.

http://pravenc.ru/text/469750.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010