Закрыть itemscope itemtype="" > Живое и яркое свидетельство русско-сербского братства В Белграде завершила работу Летняя школа «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы», посвященная русским изгнанникам, нашедшим прибежище у сербов 02.09.2019 731 Время на чтение 5 минут С 25 по 31 августа в Белграде проходила Летняя школа «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы», сообщает сайт НИУ ВШЭ. Летняя школа была организована Международной лабораторией исследований русско-европейского интеллектуального диалога НИУ ВШЭ совместно с Белградским университетом, философским факультетом Московского государственного университета и Институтом гуманитарных наук Балтийского Федерального университета им. И.Канта. О Летней школе рассказывает в интервью «Русской народной линии» ее участник, кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ имени М.В.Ломоносова по научной работе, член Синодальной библейско-богословской комиссии Русской Православной Церкви Алексей Павлович Козырев: В Сербии прошла международная Летняя студенческая школа «Русская эмиграция в Сербии. Портреты и судьбы», организованная тремя университетами - Белградским (Кафедра славистики), МГУ (Философский факультет), ВШУ (Школа философии). Также в мероприятии участвовали преподаватели Балтийского Федерального университета им. И.Канта. Не случайно школа открылась приветствиями декана филологического факультета Белградского университета г-жи Лилианы Маркович и декана философского факультета МГУ имени М,В.Ломоносова чл.-корр. РАН В.В.Миронова (в видеозаписи). Каждая институция привезла своих студентов, кроме Балтийского университета. К сожалению, калининградские студенты не смогли прибыть. В Летней школе с русской стороны принимали участие 10 студентов и аспирантов, а также представители сербов - цвет историков и филологов, занимающихся русской эмиграцией. Например, проф.Ирина Антанасиевич особо занимается визуальными формами русской культуры - карикатурами, комиксами, газетными рецензиями, творчеством русских архитекторов и художников.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/09/02/zh...

I. Югославия Студенческие годы (1921–1925) 1. Встреча с новой страной (Н.М. Зернов) 14 октября 1921 года, в день Покрова по старому стилю, наша семья, состоявшая из шести человек, погрузилась в Константинополе в товарный вагон, предоставленный Красным Крестом для русских беженцев. Мы, вместе с другими путниками, были счастливыми обладателями виз для въезда в Югославию. Получили мы их после долгих, казавшихся безнадёжными, хлопот. Перед нами открывался ещё один этап нашего беженства. Оно началось в феврале 1920 года, когда мы покинули наш дом в Ессентуках на Кавказе, накануне захвата станицы Красной армией. Нам удалось годом позже вторично вырваться из большевистского окружения и бежать из Грузии в Турцию. Теперь, в третий раз мы искали убежища в новой стране. Нелегко было начало нашей зарубежной жизни, но, благодаря нашим дружным усилиям, мы не только смогли просуществовать в течение шести месяцев в Константинополе, но даже скопить немного денег, достаточных по нашим расчётам на несколько недель пребывания в Белграде. Выбрали же мы родственное нам по духу православное королевство, надеясь найти там возможность получить высшее образование молодым членам нашей семьи. Белград был особенно привлекателен, так как моя младшая сестра и я хотели изучать богословие, а там был недавно открыт православный богословский факультет. Мы также слыхали, что в Югославии имеются целебные воды, и наш отец, – опытный курортный врач, стремился вернуться к этой, столь любимой им, деятельности. С такими надеждами, но и с сильными опасениями, двинулись мы в путь. Мы уже привыкли кочевать по миру нищими и бесправными беженцами, всё имущество наше умещалось в нескольких мешках. Мы были знакомы и с холодом, и с голодом, и у нас были причины думать, что и в Югославии нас могут ожидать новые испытания. Положение русских изгнанников там ухудшилось, а первая волна их была тепло встречена сербским правительством и народом. Эмигранты получали работу по специальности, учащимся давались стипендии, одно время даже русские деньги обменивались на динары. Но эта идиллия длилась недолго. Вновь прибывающие не могли рассчитывать на подобную помощь. На визах, полученных нами, было указано, что мы не имели права на государственное пособие. Всё же наши планы как раз строились на том, что нам удастся попасть в число студентов стипендиатов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

Белградский центр «Похоронные услуги» распространил информацию, что тысячи сербов годами не оплачивают обслуживание могил своих родственников на белградских кладбищах. За это захоронение перенесено в общую могилу, а место на кладбище предоставлено другому лицу. Белград. 14 мая. ПРАВМИР — Белградский центр «Похоронные услуги» распространил информацию, что тысячи сербов годами не оплачивают обслуживание могил своих родственников на белградских кладбищах. За это захоронение перенесено в общую могилу, а место на кладбище предоставлено другому лицу. Согласно сербским законам, перед захоронением между похоронным агентством и родственниками умершего заключается договор на 10 лет. За обслуживание каждой могилы необходимо платить в год 860 сербских динаров. Если плата не вносится своевременно, договор может быть расторгнут, захоронение перенесено в общую могилу, а место на кладбище предоставлено другому лицу. Однако, как сообщил глава информационной службы центра «Похоронные услуги» Зоран Маркович, на настоящий момент около 24 000 сербов задолжали плату центру за захоронения. Таким образом, совокупный долг сербских граждан перед центром «Похоронные услуги» на настоящий момент составляет 415 миллионов динаров. «У нас есть 24 000 должников, которые не заплатили за обычные могилы, могилы на несколько человек или за захоронения урн. Требуется заплатить всего 860 динаров в год, люди иногда платят за пять лет вперед, а потом забывают про могилу. При этом адреса людей часто меняются, поэтому иногда наши уведомления просто возвращаются назад. Мы предпочли бы избежать перезахоронений, но у нас есть обязательства», — прокомментировал ситуацию Зоран Маркович. Бывший декан богословского факультета в Белграде Дмитрий Калезич считает, что это, скорее, проблема нравственного характера, нежели экономического. «Сумма в 860 динаров является небольшой, и просто необъяснимо, как можно было прийти к такой ситуации! Христианство учит, что тело является священным. Люди обязаны не просто похоронить своих усопших, но и заботиться об их могилах», — считает ученый.

http://pravmir.ru/24-tysyachi-serbskix-p...

Статистика Николай Афанасьев, протопресв. Н. Н. Афанасьев родился 4 сентября 1893 г. в г. Одессе. Отец его, Николай Григорьевич Афанасьев, присяжный поверенный, скончался, когда его дети, Николай и Зинаида, были еще в гимназии. Воспитали его мать, Прасковья Яковлевна, и бабушка Афанасьева. Окончил Н. Афанасьев гимназию в 1912 или 13 г., с опозданием по болезни. По окончании гимназии поступил в Новороссийский Университет, на медицинский факультет, где пробыл один год, затем перешел на физико-математический факультет. С 15 ноября 1915 г. по 15 мая 1916 года был в Сергиевском Артиллерийском училище в Одессе. С 16 мая 1916 г. по ноябрь 1920 г. проходил военную службу в Томской Береговой Артиллерии (по флоту). Во время немецкой войны 1914 г. был в Ревеле, а в период гражданской войны жил в Одессе, Новороссийске, Севастополе. В перерыве, в 1918 г., вновь поступил на Математическое отделение и служил в банке. После эвакуации в ноябре из Севастополя, Н. Н. Афанасьев прямо из Константинополя попадает в Королевство С.Х.С. и весной 1921 года поступает на только что открытый Богословский факультет в Белграде и принимает участие в Белградском Православном Кружке. По окончании Богословского Факультета в октябре 1925 г. венчается в Праге в ноябре того же года. С этого же времени состоит преподавателем Закона Божия в женской гимназии в Скоплье (временно в гор. Штине). Становится (негласным) советником митр. Варнавы, будущего патриарха. Готовит докторскую диссертацию на тему «Государственная власть на вселенских соборах». Диссертация одобрена проф. А. П. Доброклонским. Осенью 1929 г. получает стипендию Русской Академической Группы в Белграде для подготовки докторских экзаменов и для дополнения (по желанию Богословского Факультета) диссертации. Диссертация не была защищена и экзамены не были сданы, так как в октябре 1929 г. Н. Н. должен был уехать по болезни из Белграда в Давос и Ментону и в Югославию не вернулся по семейным обстоятельствам. В марте 1930 г. получает стипендию Православного Богословского Института в Париже и осенью этого же года получает место в Религиозно-Педагогическом Кабинете при Православном Богословском Институте, руководимом В. В. Зеньковским. В октябре этого же года, после вступительной лекции в Богословском Институте, назначается с 1930 по 1931 г. в Институт для чтения одной лекции в неделю на тему: источники церковного права.

http://lib.cerkov.ru/authors/1189

28-30 октября 2011 года в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве состоится международная научная конференция «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты». 28-30 октября 2011 года в рамках IV Международного научного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве состоится международная научная конференция «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты». Конференцию проводят: Киевская духовная академия и семинария, Институт философского образования и науки Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, Православный богословский факультет Белградского университета. Работа основных секций конференции будет вестись в следующих направлениях: — богословские основания традиции исихазма; — философское осмысление феномена исихазма; — исторические аспекты исихазма. В качестве основного докладчика для участия в конференции приглашен ведущий российский исследователь исихазма С.С. Хоружий. Патриархия.ru Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024.

http://pravmir.ru/v-kieve-sostoitsya-kon...

Розинская М. М. " Русские пути сербского богословия "   В конце 2017 г. в Белграде вышла давно ожидаемая исследователями истории Сербской Православной Церкви и сербской богословской мысли XIX–XX вв. книга преподавателя Православного богословского факультета Белградского университета Владислава Пузовича «Русские пути сербского богословия: Обучение сербов в русских духовных академиях с 1849 по 1917 гг.». История обучения в русских духовных школах юношей православного вероисповедания из Османской империи, прежде всего сербов, болгар и греков, и ранее привлекала многочисленных исследователей, как из России, так и других стран. Интерес к этой теме в основном был вызван тем, что многие из этих молодых людей, вернувшись на родину после обучения в России, становились частью местной научной и культурной элиты, занимали видные церковные должности, вплоть до патриарших престолов, и оказывали заметное влияние на историю своих Церквей и государств. Их деятельность на родине была крайне многогранной и способствовала укреплению российского влияния на самых разных уровнях — от политического, до церковно-обиходного. Они служили проводниками различных российских идей и традиций, иногда выполняли дипломатические миссии, распространяли российские книги, предметы церковной утвари и искусства, переводили с русского на местные языки произведения как церковной, так и художественной литературы, направляли семинаристов на обучение в Россию и проч. Влияние русских духовных школ на православный мир в XIX в., по сути, имело вселенский характер, так как в них получали высшее духовное образование православные самых разных национальностей. Оценить масштаб и уровень этого влияния пытались многие исследователи, но, как правило, их попытки ограничивались отдельными персоналиями, прежде всего видными церковными иерархами, и основывались на общей оценке их биографий и деятельности. В обширной (более 800 страниц) монографии В. Пузович представил результаты своих многолетних изысканий, проведенных в архивах России, Украины, Сербии и других стран бывшей Югославии относительно обучения в русских духовных школах сербских юношей. Он изучил личные дела всех студентов-сербов духовных академий (Киевской, Московской и Санкт-Петербургской), обучавшихся в период с 1849 г. — года официального направления на обучение в Киевскую духовную академию двух сербов (хотя сербы учились в России и ранее, но в основном это была их частная инициатива, а не направление от Церкви), до 1917 г., когда после Октябрьской революции духовным школам пришлось приостановить свою деятельность, а студентам-сербам вернуться на родину. Таким образом, сформировался «Азбучник» — алфавитный список из 234 имен. Каждое имя сопровождает справка с указанием места и периода обучения, с информацией об архивных данных личного досье, предыдущем образовании, теме, рецензентах и месте публикации кандидатского сочинения, краткой заметкой о последующей судьбе студента.

http://sedmitza.ru/lib/text/8067895/

Серафим (Иванов Леонид), ЕВ von Chicago-Detroit und Mittelamerika Окончил богословский факультет Белградского университета. В 1940 году был наместником Почаевской Лавры. Во время Отечественной войны эмигрировал в Соединенные Штаты Америки. Друг архиепископа Виталия, возглавляющего Карловацкую группировку. Проживает в Соединенных Штатах в Джорджоговском мужском монастыре. Время хиротонии во епископа и название кафедры неизвестны. В 1952 году Иерусалимский Патриарх Тимофей не допустил его к священнодействию в священных местах Святой земли, как карловацкого епископа. Литература: «ЖМП» 1960, 12, стр.68. ФАМ. Er wurde am 1.8.1897 in Kursk geboren; sein Taufname war Leonid. Hier beendete er das Gymnasium, 1915 begann er das Philosophiestudium an der Moskauer Universität. 1916 meldete er sich freiwillig an die Front und wurde bei Kursk verwundet. Während des Bürgerkrieges diente er in der Weißen Armee, dann emigrierte er nach Jugoslawien, wo er zuerst die philosophischen Studien beendete und danach an der Theologischen Fakultät in Belgrad studierte. Dann trat er ins Panteleimon-Kloster auf dem Athos ein, wo er am 1.8.1926 die Mönchsweihe empfing. Er kehrte nach Skoplje zurück und erhielt von M Varnava, dem späteren Patriarchen, die Priesterweihe. 1934 trat er der Iov-Bruderschaft in Ladomirova bei. Bald wurde er die Seele dieser Missionsbruderschaft. Als ihr Gründer, Archim. Vitalij (Maksimenko), Bischof in Amerika wurde, übernahm Vater Serafim die Leitung des Klosters, seit 1935 als Archimandrit. Unter seiner Amtsführung wurden Kloster und Druckerei ausgebaut. Am Ende des Krieges flohen die Brüder in die Schweiz, wo Serafim 1946 von M Anastasij und EB Ieronymos von Detroit am 22.2./13.3· zum Bvon Santiago geweiht wurde. Im Herbst 1946 wanderte er mit seinen Mitbrüdern in die USA aus und übernahm die Leitung des Dreifaltigkeitsklosters in jordanville, wo nun die Zeitung H Pravoslavnaja Rus 1 « wiederbegründet wurde. Im Oktober 1957 wurde er zum Bvon Chicago und Detroit ernannt, 1959 zum EB erhoben; seit 1976 trug er den Titel EB von Chicago-Detroit und Mittelamerika.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

[серб. Леонтий (в миру Драгомир; 13(26). 08.1914, с. Бродац близ г. Биелина (ныне Республика Сербская, Босния и Герцеговина) - 9.04.1997, г. Смедерево, Сербия), серб. богослов, историк. Начальную школу окончил в родном селе. Учился в младшей гимназии в г. Биелине (1925-1929) и в Торговой академии в Сараеве (1929-1933). В 1937 г. принял монашеский постриг с именем Леонтий в мон-ре Студеница , до 1945 г. исполнял в этой обители послушание ризничего. В 1945 г. хиротонисан во иерея. В том же году окончил ДС в г. Битоле (ныне Республика Сев. Македония), в 1949 г.- Белградский богословский факультет , в 1957 г.- отд-ние истории искусств философского фак-та Белградского ун-та. В 1950 г. ушел из мон-ря, стал жить как мирянин, но продолжал именоваться Леонтием. Работал стажером в б-ке, потом ассистентом на кафедре литургики и христ. археологии на богословском фак-те (1949-1956), преподавал в ДС свт. Саввы в мон-ре Раковица . В 1956-1959 гг. преподавал в дер. Азаня близ г. Смедеревска-Паланка (Сербия). В 1959 г. стал директором музея в г. Смедереве, с 1977 г. до выхода на пенсию в 1989 г. служил старшим научным сотрудником этого музея. В 1964 г. защитил докт. дис. «Культовые лица сербов и македонцев: Историко-этнографическое исследование» (Култови лица код Срба и Македонаца: Ист.-етногр. расправа. Смедерево, 1965). В 1991 г. завещал свою личную б-ку Народной б-ке в Смедереве: она включает 2027 публикаций на разных языках, старые и редкие книги, журналы, фотографии, картины, плакаты, фильмы, вырезки из газет и журналов, рекламные и туристические проспекты, географические карты, рукописные записи и проч. Собрание П. признано культурным богатством, имеющим первостепенное значение для Республики Сербии. Научный советник САНУ, почетный член Сербского медицинского общества. Участвовал в многочисленных конференциях в Югославии и в др. странах. Владел русским, греческим, немецким, латинским и древнегреч. языками. Был награжден Октябрьской наградой г. Смедерева (1972), медалью в память об освобождении г. Смедерева (1974), золотым значком Культурно-просветительского об-ва Сербии (1985), орденом с золотым венком Президиума СФРЮ (1986), золотым ключом г. Смедерева (1987), золотой медалью Общества консерваторов Сербии (1995), Святосавский повелей г. Смедерева (1995). Похоронен на Старом кладбище в Смедереве.

http://pravenc.ru/text/2578614.html

В репертуаре коллектива ранние монодические песнопения, многоголосные сочинения сербских, русских и болгарских композиторов. Творческое кредо хора — синтез различных христианских певческих традиций. 8 июля. ПРАВМИР. 11 июля в рамках V Международного Фестиваля «Академия Православной Музыки» впервые в России выступит Белградский мужской хор под руководством диакона Владимира Руменича. Об этом сообщается на сайте Государственной академической Капеллы Санкт-Петербурга . В репертуаре коллектива ранние монодические песнопения, многоголосные сочинения сербских, русских и болгарских композиторов. Творческое кредо хора — синтез различных христианских певческих традиций. Коллектив, сформированный из профессиональных певцов, существует уже более 30 лет. Его участники стремятся к изучению и сохранению певческих традиций восточного христианства. Коллектив даёт концерты и мастер-классы, участвует в хоровых фестивалях, богослужениях Сербской, Русской, Греческой и Румынской Православной Церкви. Хор выступал в Бирмингеме (Англия), Аделаиде, Сиднее и Мельбурне (Австралия), Окленде (Новая Зеландия), Дубровнике, Загребе и монастыре Крка (Хорватия), Босанском Броде, Требинье и Мостаре (Босния и Герцоговина), Цюрихе, Нойшатле, Бадене и Шафхаузене (Швейцария). Регент Белградского мужского хора Владимир Руменич — исследователь традиций сербской церковной музыки. Выпускник семинарии имени свв. Кирилла и Мефодия в Призрене (Косово) и богословского факультета имени свт. Саввы в Либертвиле (США). Первые навыки хорового дирижирования и основ певческого искусства приобрел в священническом хоре Жичской епархии. В семинарии начал систематическое изучение истории сербского церковного пения. Организовал ансамбль, а впоследствии хор из числа учащихся. Руководил двойным октетом священников Шумадийской Епархии в городе Крагуевце (Сербия). В 1998 году назначен регентом хора семинарии имени св. Иоанна Златоуста. С 2005 года возглавляет Белградский мужской хор, продолжая систематическое изучение церковного хорового пения с целью дальнейшего сближения различных певческих традиций.

http://pravmir.ru/belgradskij-muzhskoj-x...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Ириней (Булович), еп. Бачский. Фотография. 2010 г. [серб. Upuhej] (Булович Мирко; род. 11.02.1947, с. Станишич близ г. Сомбор), еп. Бачский Сербской Православной Церкви (СПЦ), богослов, библеист. Начальную школу окончил в 1961 г. в родном селе, в 1965 г.- гимназию в г. Сомбор. В 1965 г. поступил одновременно на философский и богословский фак-ты Белградского ун-та, 17 июня 1969 г. с отличием окончил богословский фак-т. 6 апр. 1968 г. в мон-ре Челие духовником архим. Иустином (Поповичем) пострижен в монашество. По благословению еп. Рашско-Призренского Павла (Стойчевича ; впосл. Патриарх Сербский) вступил в братию мон-ря Дечаны. Еп. Павлом 11 сент. 1968 г. в храме вмч. Георгия Победоносца в Призрене был рукоположен во диакона, 15 сент. в монастыре Св. Троицы близ Призрена - во иерея. В 1969-1970 гг. преподавал в Монашеской школе при мон-ре Острог . С осени 1970 г. (с перерывом на 1974/75 уч. г., когда преподавал в Призренской семинарии) учился на богословском фак-те Афинского ун-та, где 7 июня 1980 г. защитил докт. дис. «Тайна различия Божественной сущности и энергии в Св. Троице по св. Марку Эфескому» (Τ μυστριον τς ν τ γα Τριδι διακρσεως τς θεας οσας κα νεργεας κατ τν αγιον Μρκον Εφσου τν Εγνικον. Θεσσαλονκη, 1983). Во время проживания в Афинах служил на различных приходах и в мон-рях. С 1971 г. сотрудничал с ж. «Богословские взгляды» (Теолошки погледи), с 1980 г.- с ж. «Богословие» с 1983 г. до нач. 90-х гг. ХХ в. был главным редактором ж. «Православный миссионер» (Православни мисионар). Преподаватель греческого языка и доцент (апр. 1980), экстраординарный профессор кафедры Свящ. Писания НЗ (1990), декан Белградского Богословского фак-та (май 2006). Входил в комиссию Св. Синода СПЦ по переводу НЗ на совр. серб. язык. В июне 1989 г. на Архиерейском Соборе СПЦ избран епископом Моравичским, викарием Патриарха Сербского Германа (Джорича) . Из-за болезни Патриарха Германа хиротония И. состоялась через год, 20 мая 1990 г., в Печской Патриархии. Был назначен администратором Бачской епархии , епископом которой был избран 6 дек. 1990 г., взошел на кафедру 23 дек. В янв. 2010 г. был одним из 3 кандидатов, избранных Архиерейским Собором СПЦ на Сербский Патриарший Престол, но по жребию Патриархом Сербским стал еп. Нишский Ириней (Гаврилович) . И. исполняет обязанности офиц. представителя и пресс-секретаря Св. Синода СПЦ. Возобновил монашескую жизнь в неск. обителях епархии, в т. ч. в монастыре Ковиль и при епископской резиденции в г. Нови-Сад. Много внимания уделяет развитию духовного образования не только в своей епархии, но и в др. епархиях СПЦ, выступает за введение вероучительного предмета во всех серб. учебных заведениях; часто посещает Богословский факультет Белградского ун-та.

http://pravenc.ru/text/674005.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010