4 Ипатск. Летоп. под 1243 г.. Даниил Романович, услышав, что Батый идет назад из Венгрии, поехал из Холма, в который перенес свою столицу из Угровска, к брату своему Васильку во Владимир и взял с собой Кирилла (нареченного) митрополита. 5 Кроме епархии Угровской в области Галичско-волынской были еще три епархии: Галичская, Перемышльская и Владимирская. Тогдашние епископы Галичский и Владимирский известны нам во имени (I тома 1-я половина, стрр. 552 и 573; епископ Перемышльский неизвестен по имени, но его нельзя предполагать, потому что он был враг Даниила (Ипатск. лет. под 1241 г. sub fin., 2 изд. стр. 527 fin., точно так же, как и епископ Галичский, ibidd. непосредственно выше). После собственных епископов области Галичско-волынской не невозможно впрочем думать еще на двух епископов, это – Юрьевского и Белгородского, епархии которых прекратили свое существование, нет сомнения, в нашествие Монголов, но которые могли пережить свои епархии и имена которых неизвестны. – Предполагать, чтобы митр. Кирилл был тот печатник Даниила Романовича, который является при нем в 1241 г. (Ипатск. лет. под этим 1241 г.), мы не видим никакого действительного основания. Печатник Кирилл представляется нам как человек военный почти одновременно с тем, как избран был митрополит. 6 Ипатская летопись говорит о путешествии Даниила в Орду под 1250-м годом. Но Плано-Карпини, бывший у брата Даниилова Васильки в начале 1246-го года, ясно свидетельствует о Данииле, что он был тогда у Батыя. Да и сама летопись говорит, что во время проезда Даниилова к Батыю через Киев в последнем сидел боярин Владимирского великого князя Ярослава Всеволодовича, а Ярослав умер в 1246-м году (О путешествии Кирилла летопись говорит как об имевшем место после путешествия Даниилова в Орду; но в 1250-м году Кирилл но только уже возвратился из путешествия, но и прибыл уже во Владимирскую Русь). Что Даниил возвратился от Батыя в Феврале-Марте 1246-го года, см. ниже в речах об его сношениях с папой. 7 Что Ипатская летопись говорит совершенную неправду, будто Кирилл отправился к патриарху на поставление в 1250-м году, это видно из сказанного сейчас выше. Пошед на поставление через Венгрию, он настоятельно прошен был Венгерским королем принять на себя старания об устроении брака между дочерью его – короля и сыном Даниила, на что согласился и для чего возвращался и Галицию, – Ипатск. лет. ibid. Венгерские историки относит этот брак к 1215-му году, – Geschichte von Ungarn Фесслера, в обработке Клейна, I, 392; но это также несправедливо.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Одни из московских городов, вновь построенных на белгородской черте, больше тяготели к патриаршему городу Белгороду и белгородскому краю, другие к рязанскому городу Воронежу и воронежскому краю 440 . Этим тяготением к разным центрам можно объяснять то обстоятельство, что далеко не все из новых городов поступили в патриаршую область. После патриарха Филарета до 1655 года в состав её из южно-окраинных городов вошли: Коротояк с 6-ю церквами, Усерд – с 8-ю, Ольшанск с 4-мя, Яблонов – с 12-ю, Верхососенск – с 4-мя, Царев Алексеев или Новый Оскол – с 10-ю, Короча с 8-ю и Волхов – с 3-мя церквами 441 . Города, построенные на старой черте между Валуйками, Белгородом и Путивлем, присоединенные к патриаршей области, слишком мало увеличили юго-западную часть её территории. Они увеличили только число городов и церквей её. Яблонов, самый южный из городов, если не считать Чугуева, очень недалеко ушел в степь, сравнительно с прежней линией. Впрочем, теперь линия московских городов уже перешла за р. Оскол. Присоединенная к патриаршей области в 1648 г. Трубчевская десятина после возвращения её от Польши (по Деулинскому перемирию Трубчевск до 1644 г. оставался за Польшей) также мало увеличила западную территорию патриаршей епархии 442 . В 1655–1656 гг. южные пределы её значительно расширились. Патриарху пришлось присоединить к своей области малороссийские города Слободской Украины 443 . История этого присоединения тесно связана с попыткой вывести на Украину кафедру подмосковской Сарской и Подонской (Крутицкой) митрополии. Ко времени Никона (1652 г.) патриаршая область успела расшириться на все четыре стороны до крайних пределов русского европейского государства. Этого Никон не мог не заметить. Патриарх заметил и то, что города его епархии слишком далеко раскинулись по окраинам России, тогда как города и уезды, прилегавшие к Москве, принадлежали другим епархиям и находились в ведении особых архиереев. Такая ненормальность в распределении городов по епархиям возбудила в нем мысль округлить свою епархию, присоединив к ней все ближайшие города и уезды. Простая мысль при осуществлении оказалась сложным делом. Чтобы округлить и точнее разграничить патриаршую область от соседних епархий, потребовалось одну из архиерейских кафедр закрыть, другую перевести подальше от Москвы, с третьей произвести мену городов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Особенно торжественно 200-летие со дня рождения Святителя Иннокентия (Вениаминова), Митрополита Московского и Коломенского, было встречено в тех епархиях, городах, обителях и храмах, которые были связаны с миссионерским служением Святителя. Многие епархии, возрождая традиции миссионерского делания, заложенные Святителем Иннокентием, отметили это общецерковное событие миссионерскими поездками в отдаленные районы, где нет православных приходов. Там, где долгие годы не ступала нога священнослужителя, вновь, а в некоторых местах и впервые, совершались Божественные Литургии, крестные ходы, служились молебны, освящались жилые дома и учреждения, кладбища. Так, например, за время миссионерских поездок священнослужителями было крещено: жителей Благовещенской епархии – 501 человек, во время миссионерского плавания на теплоходе “Миклухо-Маклай” по Амуру, в пределах Благовещенской и Амурской епархий - 367 человек. жителей Якутской епархии – 1500 человек. Миссионерами проводились катехизические беседы, бесплатно раздавались православные иконы, книги, газеты. В городах и центрах Сибирских и Дальневосточных епархий в течение года проводились духовные, культурные и благотворительные мероприятия (беседы, лекции, передвижные выставки, посвященные служению Святителя). Особое значение имела подготовленная Миссионерским отделом научно-богословская конференция, прошедшая в июне 1997 г. в Москве и Троице-Сергиевой Лавре, “Евангелие в контексте мировой культуры”. Во образ этой конференции при участии сотрудников Миссионерского отдела в 1997 г. прошли Иннокентьевские чтения в Петропавловско-Камчатской, Владивостокской, Южно-Сахалинской и других епархиях. 1.2. Сотрудники Миссионерского отдела постоянно участвуют в миссионерских поездках по регионам России и выступают перед самой разнообразной аудиторией. Эта работа проходит в рамках возобновления исторической практики региональных миссий (Якутская, Камчатская, Чукотская, Калмыцкая и т.д.), внутренних миссий (среди нехристиан, раскольников, язычников). При этом во многих регионах главы и представители администраций отмечают, что акции Миссионерского отдела являются показательными примерами конструктивного взаимодействия представителей Церкви и государственных органов.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

1.5. Особо хотелось отметить развитие миссионерского служения на Украине. Здесь возрождение миссионерского служения осложняется наличием расколов и сильного католического прозелитизма, частым проявлением религиозной нетерпимости, покровительством местных властей, особенно в западных областях Украины, раскольникам и униатам. Если в Восточной Украине, где преобладает русскоязычное население, нет проблем с духовно-просветительской литературой, то на Западной Украине ощущается нехватка православных изданий на украинском языке, что используют в свою пользу противники канонической Церкви. Двойственная позиция к Украинской Православной Церкви интеллигенции, находящейся под влиянием политических настроений, затрудняет доступ священнослужителей в высшие учебные заведения. Однако, несмотря на эти и другие осложняющие обстоятельства, во многих епархиях Украинской Православной Церкви появляются свои формы и методы миссионерского служения. Пожалуй, самым действенным здесь является организация паломнических поездок к Православным Святыням Востока, Греции, Святой горы Афон, по древним монашеским обителям России. Паломнические поездки, осуществляемые по благословению епархиальных архиереев, а иногда при их личном участии, способствуют созиданию евхаристических общин, устранению надуманных националистических разделений, духовному единству православных. Заметную роль в миссионерском делании играют епархиальные средства информации, некоторые из них, например, “Харьковские епархиальные ведомости”, епархиальная газета Херсонской епархии и другие выходят на двух языках, что сразу же снимает всякое обвинение в русификации. Днепропетровский журнал “Спасите наши души” нашел способ и язык общения с широкой аудиторией, что, несомненно, оказывает свое положительное воздействие. С помощью Миссионерского отдела образуются миссионерские центры, например, в Крымской епархии. А опыт по организации миссионерских детских летних лагерей успешно опробован в Херсонской епархии. Вместе с тем, мы осознаем недостаточность усилий Миссионерского отдела в осуществлении миссионерских программ на Украине. Однако, для успешного взаимодействия необходимо создание Миссионерского отдела Украинской Православной Церкви и института епархиальных миссионеров.

http://sedmitza.ru/lib/text/429433/

C февраля 2022 года при координации общецерковного штаба помощи при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению и на базе епархиальных штабов помощи организована помощь беженцам с Украины и Донбасса, а также пострадавшим мирным жителям, оставшимся в зоне конфликта. Предыдущий отчет о проделанной работе был представлен Священному Синоду в его заседании от 27 мая 2022 с.г. ( журнал 30 ). В Синодальном отделе по благотворительности к 15 августа собрано свыше 225 миллионов рублей для помощи беженцам и людям, пострадавшим в зоне конфликта. Гуманитарная помощь закуплена и направлены в российские регионы и зону конфликта на 188,5 миллионов рублей (из них за отчетный период с 27 мая 2022 года — более 100 миллионов рублей). В епархиях на территории России к 15 августа было собрано, закуплено и передано беженцам и пострадавшим мирным жителям свыше 2150 тонн (из них за отчетный период — более 700 тонн) гуманитарной помощи. В том числе 1300 тонн (из них за отчетный период — 550 тонн) направлено в Бердянскую, Горловскую, Донецкую, Запорожскую, Луганскую, Северодонецкую, Харьковскую, Херсонскую епархии. В Крымской митрополии организован Центр гуманитарных чрезвычайных операций для доставки гуманитарной помощи в зону конфликта. Всего епархиями России была оказана помощь около 105 тысячам беженцам и 185 тысячам мирным жителям в зоне конфликта. В приграничных епархиях продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. В Белгородском церковном штабе помощи беженцам с марта приняли более 14 000 обращений, в Ростовском гуманитарном центре — более 10 000 обращений, в гуманитарных центрах Воронежской епархии — свыше 11 000 обращений, в гуманитарных центрах Шахтинской епархии — более 7000, в Симферопольском гуманитарном центре — около 9000 обращений беженцев. В церковный штаб адресной помощи в Москве с марта по август обратились свыше 18 200 беженцев (в том числе за отчетный период — 13 700 человек). Многие монастыри и храмы России, Украины и Донбасса, а также некоторые монастыри и приходы Русской Православной Церкви в Германии и Великобритании приняли беженцев на проживание (всего беженцы были размещены в 55 церковных учреждениях).

http://radonezh.ru/2022/08/26/svyashchen...

Фото: beleparh.ru В большинстве своем дети после ужина сразу же, помолившись, просто падают [в кровать], потому что знают, что рано вставать. Требования остаются серьезными для детей и со стороны санстанции, и так далее. Поэтому здесь важно, чтобы сознание детей сегодня было бы образно наполнено человечностью, радостью, созиданием, и чтобы картины из прошлого были вытеснены. Это очень сложно сделать, но это возможно с любовью. Все надо делать с любовью, даже ругаться — Часто ли вы сейчас встречаетесь с кризисом веры? В адрес Церкви много упреков в том, что недостаточно молятся, недостаточно призывов к изменению ситуации, с одной стороны. С другой стороны, люди, которые прошли через многое, конечно, всегда задаются вопросом: почему, за что? Где Бог, если такое происходит с нами? — Это московская тема, вы сами там обсуждайте это. Нам некогда это обсуждать. Нам сегодня важно здесь, на земле святого Белогорья организовать детские лагеря, организовать помощь раненым и так далее. Какой кризис веры, когда люди делами являют свою любовь к ближнему, значит, они любят Бога. Значит, они раскрывают в себе то, о чем раньше даже не подозревали.  Все остальное вы оставьте в своих ток-шоу, которые никто не смотрит, потому что некогда. Мы уж тут займемся делами милосердия, любви и будем приносить детям радость.  — Я знаю, что оказывается помощь людям на территории Харьковской епархии. Что сейчас делается и в каких направлениях нужно содействие? — Я не хотел бы сейчас говорить о Харьковской епархии, в силу того, что это особая зона, где войска стоят. Туда невозможно проехать без специальных пропусков. Туда закрыт доступ для простого населения. Существует 20-километровая зона со стороны Харьковской епархии и Белгородской земли, где люди живут в других местах. Эта территория не безопасна. Было время, когда один из священнослужителей раздавал гуманитарную помощь прямо с борта военной машины. Приехали московские корреспонденты, начали это всё показывать. Для них это был очень горячий материал, а ночью батюшки не стало. Как тут быть?

http://pravmir.ru/lyudi-zhivut-obychnoj-...

Важность этих распоряжений говорит сама за себя, а посему особые комментарии излишни... Со времени окончательного сформирования Киевской епархии сохранились более подробные и цельные сведения о деятельности митрополита Иерофея в отношении улучшения богослужебных «нестроений». Деятельность эта приурочивается к известному нам путешествию, предпринятому митрополитом в мае 1798 года с целью непосредственного ознакомления с нуждами своей обновленной епархии. Приведенные выше замечания протоиерея Леванды подтвердились весьма наглядно: по личному освидетельствованию митрополита оказалось, что «все почти обратившиеся из унии к благочестью священники порядочно священнослужения отправлять, проскомисать, Высочайшей фамилии на великом входе и, где следует, на ектениях вспоминать, хотя на сие печатные формы изданы, не умеют, произнося во всех частях служения слова не по ударениям, в книгах напечатанным, а странным голосом». 157 Такими словами начинался приказ, отданный митрополитом на имя Киевской дикастерии 6 сентября 1798 года, т.е., месяц спустя по приезде его из путешествия и издания первого (выше изложенного) приказа 7 августа. Но прежде, чем излагать дальнейшее содержание этого нового, не менее важного, приказа, регулирующего печальное состояние богослужения, считаем необходимым сделать небольшое отступление в объяснение и дополнение сейчас приведенных слов митрополита. Не имея возможности отметить в богослужении новоприсоединенных церквей Киевской епархии всех особенностей, остававшихся в нем со времен недавно бывшей унии, укажем те из них, на которые сохранились некоторые намеки. 158 Все они относятся большею частью к главному христианскому богослужению – литургии, которая (как сказано выше) подверглась исключительному влиянию католицизма. Так, при совершении проскомидии: 159 1) некоторые священники употребляли не точное, положенное по уставу православной церкви, число просфор: вместо пяти, служили на четырех, допуская пятую лишь в тех только случаях, когда кто-либо из прихожан предлагал особое вознаграждение; 160 2) св. Агнец был небольшой величины и плоской формы, так что напоминал своим видом католическую оплатку; 3) число вынимаемых частиц было крайне ограничено. В последней особенности сказался, может быть, католический обычай приготовлять определенное количество гостий, строго соответствующее числу желающих причаститься, а в случаях отсутствия совсем причастников освящать только одну великую гостью. Обычай этот усвоен был униатами, которые также или вовсе не вынимали частиц, если не было причастников, или же вынимали их «елико будет на потребу». 161

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Границы малороссийских епархий во второй половине XVIII века отличались особенной неустойчивостью. Каждое новое территориальное приобретение Российского государства на юге и западе России сопровождалось учреждением новых и размежеванием старых губерний. Несовпадение границ епархий и губерний еще более усиливало затруднения в их распределении и порождало чрезвычайно важные неудобства в управлении. Разобраться во всех запутанных и сбивчивых разграничениях и точно представить себе границы малороссийских епархий в это время представляется делом в высшей степени нелегким. Да и для самого правительства того времени это распределение и разграничение новоприсоединенных областей по губерниям и епархиям долго составляло большое затруднение и едва закончилось только к самому концу прошлого столетия. 41 Указом от 4 августа 1799 года император Павел I повелел границы всех вообще епархий сообразовать с границами губерний и «самые названия епархий для большего однообразия переменить по званию тех губерний, в коих кафедры их состоят». 42 Соответственно этому Высочайшему повелению, Святейшей Синод представил всеподданнейший доклад, который и была, утвержден государем 16 октября 1799 года. 43 С этих пор епархии стали сохранять более или менее устойчиво свои территориальные границы. Киевской епархии пришлось испытать, преимущественно пред всеми другими малороссийскими епархиями, особенно частые перемены своих пределов. На протяжении почти всего XVIII века мы видим, что при каждом митрополите, и при том иногда по нескольку раз, менялись границы её территории. Постепенно сокращаясь все более и более, объем Киевской митрополии к концу этого столетия стал почти вдвое менее, сравнительно с прежним. Никаких официальных бумаг, которые бы давали ключ к точному представлению всех этих территориальных изменений, не сохранилось в местных архивах до нашего времени, а показания, существующие в печати, отличаются сбивчивостью и запутанностью. Вследствие всего этого, если не легко ориентироваться во всех территориальных изменениях других малороссийских епархий, то это в гораздо большой степени нужно сказать относительно Киевской. Иногда единственно-возможным и надежным путем к точному установлению границ Киевской епархии служит определение тех духовных правлений и благочиний, которые были подведомы Киевской дикастерии, и названия которых встречаются в различных делах Консисторского архива.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

437 Д. И. Багалей. История Колонизации. I, 428–437. И. И. Срезневский , автор «Историч. изображения гражд. устройства Слободской Украины», насчитывает три важнейших малороссийских переселения в Слободскую украйну: 1-е при Михаиле Феодоровиче 1640–1645 г., 2-е в начале царствования Алексея Михайловича, около 1645–1647 г. 3-е – в 1650–1651 г.; Преосвящ. Филарет насчитывает 7 переселений: 1-е в 1617 г., 2-е 1648 г., 3-е – 1645 г., 4-е – 1650–1651, 5-е – 1659, 6-е – 1675 и 7-е при Петре Великом 1711–1715. Проф. Багалей в переселениях малороссиян в слободы за белгородской чертой различает несколько периодов: первый с 1651–1658; второй с 1659–1663; с 1663 г. начинается 3-й период, наиболее сильные движения относятся к 1674–1675 и 1679–1680 гг. (Истор. стат. опис. Харьков. епархии I, 6–8. Багалей. Истор. Колонизации. I, 379, 431–433). 438 Д. И. Багалей. История Колонизации I, 60, 481. Сохранилось описание городов, вошедших в состав новой черты. Некоторые из них возникли очень давно, но от внутренних смут и внешних татарских нападений почти разорились, так что пришлось отстраивать их вновь. Другие недавно были построены, потому размеры их были не велики, а укрепления очень слабы. К ним принадлежали города: Царевоборисов, Соленый (Славанск), Савинск (ныне местечко Савинцы), Балаклея, Лиман, Бишкин, Змиев, Соколов, Валки, Новый Перекоп, Ольшанское, Золочев, Водолага (Багалей – 481 стр). 439 Окраинные монастыри строились в городах и уездах. Напр., в Воронежском крае было 9 монастырей, из них три в Воронеже и шесть в уезде. В Воронежском уезде были монастыри: Арачунский, Борщевский, Задонский, Тешевский, Дивногорский, Шатрищеговский и наконец Больничный Спасский Семилуцкой пустыни. В последнем постригались выходившие из плена, а также раненые и увечные. В белгородском крае возникло тоже немало монастырей. (Д. И. Багалей – История Колонизации, I, стр. 116–117.) 440 Там же, стр. 58. Воронеж всегда принадлежал Рязанской епархии (Труды Рязанской Ученой Арх. Коммисии, VI, 6, стр. 126–129).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В Приднестровском государственном институте развития образования проходят курсы православной педагогики 15 мая 2008 г. 14:47 13 мая в Приднестровском государственном институте развития образования открылись курсы православной педагогики. Подготовка преподавателей проходит в рамках программы-эксперимента по факультативному изучению в школах предмета «Основы православной культуры». Организацией данной программы-эксперимента на территории Приднестровья занимается Координационный совет в составе Министерства просвещения ПМР и Тираспольско-Дубоссарской епархии . Об этом сообщили 14 мая корреспонденту ИА Regnum в Министерстве информации и телекоммуникаций ПМР. По словам члена Координационного совета Светланы Турчак, «специальную подготовку в Институте развития образования пройдут 26 педагогов — это историки и учителя младших классов из 13 школ республики». «Именно от подготовленных кадров будет зависеть успех преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательных учреждениях ПМР», — подчеркнула Турчак. Лекции на курсах будут читать представители духовенства Приднестровья, приглашенные специалисты из Белгородской области Российской Федерации, преподаватели из Приднестровского госуниверситета. Контролировать учебный процесс будут представители Министерства просвещения ПМР и Тираспольско-Дубоссарской епархии. В заключении слушатели курсов, успешно сдавшие экзамен, получат сертификаты на право преподавания. Как ранее сообщало ИА Regnum, 30 января 2008 года Советом по образованию Министерства просвещения Приднестровья было принято решение о том, что с 1 сентября 2008 года в учреждениях общего образования в качестве эксперимента введут факультативный курс «Основы православной культуры» (ОПК). Всего по республике определено 13 школ, в которых учащиеся по желанию смогут изучать новый предмет. Новый факультативный курс будет введен в рамках договора о совместной работе Министерства просвещения ПМР и Тираспольско-Дубоссарской епархии в области духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания учащихся. Договор был подписан 17 мая 2002 года. Длительность эксперимента рассчитана на один учебный год. По истечении данного периода будет решено, вводить ОПК в качестве базового предмета в школьную программу или нет. ИА Regnum /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/407290.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010