Женщины, имевшие грудных детей, были постоянно обременяемы тяжелыми работами. Святитель в своих вотчинах освобождал их от этих работ и других к тому же побуждал добрым словом. Нарушителей седьмой заповеди тогда было особенно много. Против этой нечистоты Святитель строго ополчался словом и делом. Помещик адъютант Выродов увез силой дочь священника и ее, обесчестив, держал у себя. Архипастырь отлучил его от церкви, опубликовал об этом везде и, хотя много перенес сам от Выродова неприятностей, подвергался доносам в Св. Синод от него, до конца настоял на своем: блудник горько поплатился за свое злоупотребление силой. Обличая незаконно живущих, Св. Иоасаф в заботах о создании прочной христианской семьи принимал меры к подъему жизни семейной с самого ее начала – с брака. Сохранился его указ о том, как должны православные люди готовиться к вступлению в брак. Он гласит следующее: «Его Преосвященство, разсуждая о тайне супружества, усмотрел в Белгородской епархии, что многие должнаго по правилам святых отец приготовления к тайне супружества не исполняют. Правилами св. отец, между прочим, повелевается: прежде венчания и благословения брачнаго иерей да наставит и повелит жениху и невесте принести исповедание всех грехов своих, и если возможно, приготовить себя постом и молитвами и приступить к святому Причастию, как приличествует православным христианам, святолепно и благочестиво. Поэтому повелено ныне впредь хотящим воспринять тайну законнаго супружества объявлять их духовным отцам и надлежаще увещевать, чтобы прежде сочетания браком приготовляли себя как жених, так и невеста к исповеди и Причастию за 3–4 дня, и по исполнении того венчать их после литургии». Обличая пороки и недостатки, Святитель Христов учил добродетельной жизни своими посланиями, указами, распоряжениями и живым своим словом во время поездок. Он одинаково строго обличал всех и всегда стоял небоязненно за истину. Когда нужно было, он строго наказывал духовенство. Но зато, когда видел, что светские, и военные в частности, обижают духовных, грозно давал себя чувствовать обидчикам. В Белгороде под караулом содержался генерал Б. И. Пассек. Святитель постоянно посылал ему от себя стол. Губернатор Г. М. Свистунов счел это делом противным гражданскому долгу и в таком духе начал говорить Святителю. На эту неуместную выходку Архипастырь отвечал предупреждением, что если в свое время Свистунов за свои проделки получит тоже, то и ему он станет посылать стол. Оскорбленному начальнику Святитель высказал горькую правду про его дела и обещал о них донести Государыне. Тогда последний просил владыку помиловать его и не только уже не осуждал действий архипастыря, но и сам стал сдержаннее.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Арх. М. Юст. Каз. Патр. Прик. кн. 97, л. 975. В городах, отходивших к Белгородской епархии от патриарха, церквей с приделами и часовнями насчитывалось больше 300. Замечательно, что эти церкви патриаршей области по грамоте об открытии кафедры в Белгороде передавались в управление тамошнему митрополиту Феодосию только по духовным делам. Окладные дани определено платить в патриаршую казну. Прочие доходы с этих церквей, каковых, кстати заметить, в Украине было едва ли много, отдавались на пропитание нового архиерея. По крайней мере в городах, образовавших Белгородскую епархию, кроме одного Оскола, нигде не было оброчных земель, т. е. пустошей, отдаваемых в аренду и составлявших доходную статью архиерейских домов. Украинские пустоши щедро раздавались поселенцам бесплатно самим правительством, озабоченным колонизацией края (И. И. Шимко. Патр. Казен. Прик... стр. 155). Доходы с церквей новых городов, бывших за чертой, полностью шли в потребу белгородскому митрополиту. (Мат. для истор. раскола II, 430). При таком соборном определении неизбежное двоевластие могло привести к неприятным столкновениям епархиальных властей, конечно, не в пользу, а во вред тамошней церкви. Поэтому, соборное определение, кажется, не имело места на практике. Указом 28 августа 1676 года, по докладной записке дьяка Ивана Калитина, п. Иоаким не велел спрашивать даже доимочных денег с попов тех церквей, которые поступили из патриаршей области в другие епархии, и больше не писать их. За 123 церквами Белгородской епархии, отданными м. Феодосию, доимочные деньги значились с 156 (1647 г.) по 175 г. (1667 г.) заезда и дани 338 руб. 28 алт. 4 ден., казенных пошлин – 26 р. 9 алт. 4 д., десятильничих – 47 р. 26 алт. 4 д., всего 426 руб. 31 алт. 4 д., да с трех церковных земель оброку и пошлин 11 руб. 1 алт. 2 ден. В 1667 году доимка значилась за 2 церквами в Белгороде, за 10 – в Короче, за 5 – в Верхососенске, за 11 церквами и 3 часовнями в Яблонове, за 11 церкв. и 2 часов. в Новом Осколе, за 4 цер. 3 часовн. в Ольшанске, за 6 церкв. 4 часов. в г. Коротояке, за 3 церк.– в Оскольской десятине, за 10 церкв. и 27 часов. – в Карпове, за 7 церкв. 2 часов. – в Хотмыжске, за 5 церкв. – в Вольном и за 5 церквами – в Недригайлове. В окладной ведомости за 1668 г. белгородских и украинских церквей уже нет. (Патр. Каз. Приказ. кн. 62; л. 140–160. 87 л. 192–199). Таким образом, в патриаршую казну до 1676 года с городов, отошедших в Белгородскую епархию, выбирались только доимки, а окладные деньги поступали в казну белгородского архиерея.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В приграничных епархиях продолжают работать церковные штабы помощи беженцам. В Белгородском церковном штабе помощи беженцам с марта приняли более 21 тысячи обращений, в Ростовском гуманитарном центре — более 12 тысяч обращений, в гуманитарных центрах Воронежской епархии — свыше 17 тысяч обращений. В церковный штаб адресной помощи в Москве с марта по август обратились свыше 23 тысяч беженцев, добавил В.Р. Легойда. Также представитель Церкви рассказал, что члены Синода имели суждение об учреждении при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению Центра по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях. «По итогам обсуждения Синод постановил преобразовать Комиссию по церковным приютам и вопросам церковного попечительства о детях при Патриархе Московском и всея Руси в Центр по вопросам семейного устройства детей и церковного попечительства о детях при Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению и одобрить задачи, предложенные для реализации упомянутым Центром», — отметил В.Р. Легойда. Глава Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ сообщил, что члены Священного Синода имели суждение об утверждении устава Ереванско-Армянской епархии. «Синод утвердил устав Ереванско-Армянской епархии, а также постановил Управлению Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья при необходимости оказать содействие в регистрации устава и осуществлять дальнейшее попечение о деятельности епархии в рамках, предусмотренных Положением об упомянутом Управлении», — сказал В.Р. Легойда. Кроме того, Синод заслушал доклад митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о состоявшемся заседании Синода Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии и о разработанных уставах Филиппинско-Вьетнамской и Корейской епархий. «По итогам обсуждения принято постановление утвердить журналы Синода Патриаршего Экзархата Юго-Восточной-Азии от 19 июля 2022 года 1–6), и уставы Филиппинско-Вьетнамской и Корейской епархий», — сообщил председатель Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ.

http://sinfo-mp.ru/v-moskve-zavershilos-...

—193— рые около 1756 г. насчитывают здесь около 16 своих селении с церквами. 2414 Таким образом, ко времени святителя Иоасафа Белгородская епархия имеет и в южной части многочисленное население. По ведомости 1782 г. в ней насчитывается до 1140 церквей, причем большинство последних (около 655) приходится на Слободскую Украйну. 2415 Правда, в половине XVIII в., при святителе Иоасафе, этот численный перевес несомненно был значительно менее, а может быть его и совсем не существовало, но и в таком случае Белгородских архипастырей все-таки точнее было бы назвать Слободско-Украинскими. Слободская Украйна представляла собою самую обширную область из образующих Белгородскую епархию и требовала от Белгородских епископов преимущественных забот в виду её сравнительно большей неустроенности. Среди раскинувшегося на обширной территории и пришлого из разных мест населения Слободской Украйны трудно было укрепляться гражданско-церковному порядку: ему приходилось действовать в среде еще неустановившейся, свободолюбивой. К этой духовной неустойчивости в XVIII в. присоединяется еще экономическая истощенность: участие в миниховских походах на Крым, выражавшееся в нарядах и доставке провианта, постройке укреплений и содержании на постое регулярных войск, ведших себя не лучше неприятеля, и, наконец, чума 1738 и 1741 г.г. в конец подорвали благосостояние края, доводя население до «изнеможения». Естественно, что религиозная и нравственная жизнь Белгородской епархии, не имевшая под собою твердой почвы ни в духовно-бытовом, ни в экономическом отношениях, представляла собою в половине XVIII в. далеко не светлую картину. —194— И, прежде всего, духовенство, призванное к тому, чтобы руководить темным людом на пути религиозно-нравственного просвещения, само, в преобладающем числе, стояло на очень низком уровне умственного и нравственного развития, почти не выделяясь в этом отношении из ряда своих пасомых. При скудости образовательных средств какими Белгородская епархия располагала в то, вообще небогатое ими, время, прямо невозможно было обойтись без мало ученых священно-церковно-служителей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Российской Федерации, исполнительные органа государственной власти заключают соглашения о сотрудничестве, основываясь на полномочиях, предоставленных им нормами административного права. Нередко в этих соглашениях указывается, что они заключены на основе действующего законодательства, определяющего, с одной стороны, полномочия органов управления, а с другой – права и обязанности граждан и религиозных объединений во взаимоотношениях с исполнительной властью. Так, например, в преамбуле Соглашения о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Московской Патриархией от 15 ноября 1999 г. говорится, что этот документ основывается на Конституции России, действующем законодательстве Российской Федерации, в том числе Федеральном законе " О свободе совести и о религиозных объединениях " , Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, других нормативных актах [xxxvi] . В Договоре о взаимодействии администрации Белгородской области Российской Федерации и Белгородской епархии Русской Православной Церкви в сфере образования от 15 сентября 2001 г. говорится, что он заключен «в объемах, не нарушающих Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон Российской Федерации «О свободе совести и о религиозных объединениях» [xxxvii] . В преамбуле к Договору о сотрудничестве между Министерством образования Московской области и Московской епархией Русской Православной Церкви от 22 октября 2002 г. говорится, что он заключен в целях наиболее полного использования возможностей, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральными законами " О высшем и послевузовском профессиональном образовании " , " О свободе совести и о религиозных объединениях " [xxxviii] . В соответствии со ст.2 приведенного выше соглашения, в Пермской области его правовую основу составили Конституция России, уставы Пермской области и МКК Пермской области, Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», другие законодательные акты [xxxix] .

http://pravoslavie.ru/5158.html

По другим отпискам Чугуевского архива видим, что Татары входили в этом году в Россию двумя сильными массами; одна, в числе более 2500, около 25 апреля перебрались через Донец ниже реки Айдара, «Апреля 26 (1643) года наехали они, Белгородский Станичный Голова с товарищами, за рекою Красною на Донских казаков Прокофья Басарченева да Алексея. И они сказали: перелезли Татарове через реку Донец с Крымской стороны на Нагайскую, промеж Ольгова Колодезя и реки Айдара; а сказал де им про Татар Чугуевский изменник Данилка писарь с товарищами, лежит де на перелазе под теми Татары и их громил; а сказывал, что по смете тех Татар с 2000; и он, Данилка, с теми Татарами погромя помирился и отдавал им борошен. Пошли те Татары вверх по реке Айдару».Другая отписка: «Валуйский Воевода Павел Леонтьев писал в Белгороде апреля 30 приехал в Валуйки из станицы от Святых гор Станичный Атаман: был де он в Святых горах апреля 27 и видел Донского казака Ивашку Голощанова; а тот Донской казак приехал в Святые горы с Дону из войска с Литовским Ясырем и сказывал: перелезли де реку Донец пониже Айдара Татар с 2500 и идут Татары войною в Русь». а другая, июня 12 прошла Мурафским шляхом мимо Карпова сторожевого городка, в числе 5000, «Белгородский Воевода Никифор Бабарыкин в Чугуев: «июня 12 прибежали сторожи из-за Мурафского шляху с реки Ворскла, с Карпова и сказали: того же числа прошли в Русь Мурафским шляхом мимо Карповой сторожи Татарове, многие люди, по смете с 5000 и больше». та и другая, соединяясь между собою и с партиями Черкасов в Курском уезде, опустошали этот уезд, От 17 июня Курский Воевода писал в Белгород: «Июня 14 приходили в Курский уезд Татаре, с 3000 и больше, и повоевав Курский уезд пошли на Калмиуский шлях». Он же от 17 июня: «Июня 14 в Курском уезде в Ямскую слободу пришли Татарове многолюдьем и почали воевать по Государевым Курским ратным людям, – учинился с теми Татарами бой». В августе Чугуевский воевода писал: «Государю Царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу всея России холоп твой Ивашко Бестужев челом бьёт.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1639 году Салтовское городище с его угодьями отдано было товарищам черкасского гетмана Якова Остряницы, и они тогда же завели было здесь пасеки и построили некоторые здания. Вот царская грамота, относящаяся к сему предмету. «От Царя и Великаго Князя Михаила Федоровича всея России на Чугуево. Били нам челом Чугуевские Черкасы Гетман Яцко Остренин и все рядовые: в прошлом 147 (1639) году, по нашему указу, Максим Лодыженский да подьячий Михайло Ключарев устроили их на Чугуев дворовыми и огородными месты и землею и сенными покосы и всяким угодьем; а угодья де Максим Ладыженский и подьячий Михайло Ключарев дал им из Белгородскаго уезду бортной ухожей Салтовской юрте со всем угодьем. И тот юрт Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев строенья своего в книги написал к Чугуеву. И в прошлом 148 (1640) году, по челобитию Белгородцев Семена Маслова с братьею и племянники, Князь Петр Щетинин в той бортной ухожей Салтовской юрте им, Черкасам, выезжать не велел. А он де, Черкасы, в том бортном ухожем Салтовском юрту почали строиться и пасеки завели. А свои строенныя книги Максим Ладыженский да подьячий Михайло Ключарев отдали в Чугуев Князю Петру Щетинину, и в тех де строенных книгах Салтовской юрт написан к Чугуеву в угодье им, Черкасом. И нам бы им пожаловать, того бортнаго ухожаго Салтовскаго юрту отымать у них невелеть. И буде так, как нам Запорожскаго войска Гетман Яцко Остренин и все рядовые Черкасы били челом: как к тебе ся Наша грамота придет, а бортной ухожей Салтовской юрт будет в строенных книгах Максима Ладыженскаго да подьячаго Ключарева из Белгородскаго уезда написан к Чугуеву и дан в угодья Чугуевским Черкасом, и ты бы Салтовским бортным ухожем велел владеть Гетману Яцку Остренину и всем Черкасом против строенных книг Максима Ладыженскаго и подьячаго Михайла Ключарева; а Белгородцам, Семену Маслову с братьею и племянники, тем Салтовским ухожьем владеть не велел бы, да о том к нам отписал бы. Пис. на Москве л. 7149 Октября 11 дня». В 1641 году черкасы Остреницы удалились из Чугуевскаго уезда, и Салтов опять назывался городищем, как назывался он и в Книге большаго Чертежа.(Так назывался Салтов в отписках Чугуевскаго воеводы 1643 года, в царской грамате 1650 года апреля 12, в отписках воеводы 1658–1660 года) В охранение от татар сюда посылались из Чугуева 35 человек стражи.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Минске прошел миссионерский семинар Белгород, 5 марта 2008 г. Рабочая группа преподавателей Белгородской духовной семинарии (с миссионерской направленностью) приняла участие в международном богословско-практическом семинаре " Современные миссионерско-катехизаторские методики " , проходившем в столице Белоруссии. Об этом сообщает официальный сайт Белгородской епархии РПЦ. Организаторами встречи выступили Христианский образовательный центр святых Мефодия и Кирилла, Институт теологии Белорусского госуниверситета имени святых Мефодия и Кирилла и Церковное миссионерское общество (Великобритания). Участники рабочих групп семинара выработали рекомендации, связанные с организацией миссионерства применительно к условиям БПЦ и Белоруссии. Они, в частности, констатировали стремление " к созиданию на каждом приходе евхаристических общин миссионерской направленности " . Отмечалась необходимость объединений прихожан под руководством священнослужителей с прицелом на миссионерское служение. В числе насущных вопросов – развитие совместного служения духовенства и мирян; организация специальных образовательно-миссионерских курсов для духовенства и мирян. Особо подчёркивалась необходимость совместно, с участием миссионерских епархиальных структур и руководства клинических стационаров, пенитенциарных учреждений, армейских подразделений, участвовать в формировании максимально адекватных и одновременно эффективных форм миссионерского служения в учреждениях, связанных с вынужденным пребыванием людей. В пункте документа о миссионерстве среди этих категорий населения особо подчёркиваются " первенство проповеди перед литургическим служением " и " включение новообращённых в общинную жизнь " . В принятом обращении участники семинара вместе с представителями духовенства белорусских православных епархий и членами общин города Минска предложили Синоду Белорусской Православной Церкви последовать примеру синодальных отделов РПЦ и УПЦ координационный орган вопросам миссионерства; создать соответствующие отделы при белорусских епархиях; проводить регулярные форумы миссионерского содержания в БПЦ; организовать действующий на постоянной основе семинар для миссионеров-практиков и провести презентацию Миссионерской концепции РПЦ по всем белорусским епархиям. Благовест-инфо 5 марта 2008 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/25974.html

Из-за военного конфликта на юго-востоке Украины сложилась бедственная ситуация с продовольствием: к началу 2015 года местные жители больше полугода не получали пособий, пенсий и зарплат, у них не было средств, чтобы купить самое необходимое. Епархии, храмы, монастыри из России регулярно направляли гуманитарную помощь мирным жителям Украины. По благословению Предстоятеля Русской Церкви сотрудники Синодального отдела по благотворительности начали совершать регулярные поездки в юго-восточные регионы Украины, куда с конца декабря 2014 года было передано более 573 тонн гуманитарной помощи. По состоянию на декабрь 2015 года продуктами питания и горячими обедами в церковных социальных столовых были обеспечены более 97 тысяч человек, многие из этих людей находились в крайне тяжелом материальном положении. Помощь Церкви получили нуждающиеся жители Горловской , Донецкой , Луганской и Северодонецкой епархий. Также по благословению Святейшего Патриарха Кирилла Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата разработал и реализовал проект «Гуманитарная благотворительная помощь пострадавшим в ходе вооруженного конфликта на востоке Украины на территории Российской Федерации». Он был реализован при содействии благотворительной организации «Сума самарянина» (Samaritan’s Purse) и Евангелистской ассоциации Билли Грэма при поддержке Донской и Белгородской митрополий. Помощь беженцам оказывалась на территории Ростовской и Белгородской областей с апреля по сентябрь 2015 года. В общей сложности в рамках проекта беженцам раздали более 63 тысяч наборов, в том числе 34 тысячи гигиенических и 10 тысяч продуктовых, более 14 тысяч наборов постельных принадлежностей и 5 тысяч детских подарков. Всего Синодальным отделом по благотворительности было собрано более 131 миллиона рублей на помощь мирным жителям Украины. Из этих средств более 128 миллионов уже израсходовано (отчеты о сборе и расходовании публикуются на сайте www.diaconia.ru ). Документальный фильм про церковную помощь мирным жителям Украины размещен на Youtube канале Синодального отдела по ссылке .

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4331297...

Белгородская епархия прокомментировала выступление правозащитников против введения в школьные программы курса «Основы православной культуры» 22 октября 2006 г. 12:22 В сентябре-октябре на сайте Славянского правового центра (юридической организации, занимающейся защитой прав граждан и организаций на свободу совести и вероисповедания) были опубликованы «Открытое обращение родителей по поводу насилия над верующими других конфессий в ходе обязательного внедрения предмета «Православная культура» в Белгородской области», «Обращение Совета глав протестантских церквей Белгородской области к Президенту России по поводу создания атмосферы нетерпимости в связи с преподаванием «Основ православной культуры»» и «Заявление родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области в защиту предмета «Православная культура»». Если в последнем из названных документов высказываются только добрые слова в адрес предмета «Основы православной культуры» и его преподавателей, то первые два содержат лишь негатив. В связи с широким резонансом, который вызвали данные публикации, пресс-служба Белгородской и Старооскольской епархии распространила заявление: 1. Содержание данного документа («Заявление родителей учащихся Белянской средней школы Шебекинского района Белгородской области в защиту предмета «Православная культура»») выражает мнение большинства родителей, исповедующих Православие (227 подписей), в отличие от опубликованного Славянским правовым центром 3 октября 2006 года в Интернете «Открытого обращения родителей по поводу насилия над верующими других конфессий в ходе обязательною внедрения предмета «Православная культура» в Белгородской области», подписанного всего 4 родителями, являющимися членами местных протестантских религиозных организаций. Это численное соотношение объективно отражает современную религиозную ситуацию в области, в которой более 80% населения идентифицируют себя с Православием или считают себя связанными с ним духовными и историческими корнями. С юридической точки зрения такая религиозная ситуация выглядит следующим образом: в настоящее время (по данным отдела по связям с религиозными организациями аппарата губернатора Белгородской области на 1 мая 2006 года) в Белгородской области официально зарегистрировано 228 местных религиозных организаций (приходов) Русской Православной Церкви и 54 местных религиозных организаций нехристианских и инославных христианских конфессий (мусульман, баптистов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы).

http://patriarchia.ru/db/text/153477.htm...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010