В 1917 г. прекратилась правительственная помощь русским приходам в Эстонии, и М. стал изыскивать средства для содержания причта. Положение с продовольствием в Юрьеве становилось все тяжелее, и из Успенского собора стали уходить псаломщики в сельские храмы, потому что в селах еще сохранялись какие-то запасы продовольствия. Вместо ушедших М. нашел благочестивых верующих людей, к-рые согласились исполнять эти обязанности бесплатно, и организовал сбор пожертвований и подписные листы, что позволило приходу существовать. В нач. 1918 г. Юрьев был занят нем. войсками. В это время в городе располагалась резиденция Ревельского еп. сщмч. Платона (Кульбуша) , временно управляющего Рижской епархией. 20 июня 1918 г. еп. Платон по ходатайству приходского совета назначил М. настоятелем Успенского собора и возвел его в сан протоиерея. Успенский собор стал рус. духовным центром в Юрьеве. По благословению еп. Платона было положено начало воскресным чтениям, которые проходили каждое воскресенье после вечернего богослужения. Чтения сопровождались пением хора, состоявшего из самих прихожан, этому хору М. уделял большое внимание. С 1917 и до лета 1918 г. М. приходилось отстаивать Свято-Исидоровскую церковноприходскую школу, против существования к-рой выступали нем. власти. В дек. 1918 г. Юрьев был взят Красной Армией. Начались обыски и аресты. 2 янв. 1919 г. был арестован еп. Платон. Родственники уговаривали М. скрыться, но он эти предложения отверг. 5 янв. 1919 г. М. был арестован в алтаре Успенского собора. Вместе с ним были арестованы прот. сщмч. Николай Бежаницкий и 15 чел., известных в городе как видные религ. и общественные деятели. Они были заключены в помещение цокольного этажа Дворянского кредитного банка. 13 янв. к Юрьеву приблизились эст. войска. 14 янв. 1919 г., прежде чем оставить город, большевики жестоко убили мн. заключенных, в т. ч. М. вместе с еп. Платоном и прот. Николаем Бежаницким. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела прот. Николая Бежаницкого и М. были погребены в Успенском соборе.

http://pravenc.ru/text/2563482.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИЙ Александрович Триумфов (1848 - 26.02.1919, Новоржевский у. Псковской губ.), сщмч. (пам. 13 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых), прот. По окончании Псковской ДС рукоположен в 1870 г. во священника к ц. Покрова Богородицы в с. Бежаницы Новоржевского у. Огромный приход, насчитывавший до 30 деревень, требовал от пастыря непрестанных трудов. Помимо богослужебной деятельности В. преподавал Закон Божий в церковноприходской школе. Когда ввиду старческой немощи 2-го священника практически все приходские дела легли на плечи В., ему пришлось отказаться от преподавательской деятельности, к к-рой он привлек священника соседней дер. Хряпьево о. Симеона Мутовозова. В 1904 г. Бежаницы посетил Псковский и Порховский еп. Арсений (Стадницкий) , к-рый после экзамена учащихся церковноприходской и земской школ остался недоволен ответами по Закону Божию и сделал замечание В., являвшемуся к тому времени настоятелем храма. В 1905 г. В. вернулся к преподавательской деятельности и вскоре был назначен заведующим церковноприходской школы. Впосл. был избран членом уездного отд-ния епархиального училищного совета, состоял членом благочиннического и попечительного советов. В 1911 г. возведен в сан протоиерея. Для борьбы с чрезвычайно распространенным в регионе пьянством В. в 1894 г. по примеру св. прав. Иоанна Кронштадтского организовал в приходе первое в губернии об-во трезвости. На средства местных помещиков Философовых, ставших почетными членами об-ва, была открыта народная чайная, в к-рой каждое воскресенье священник проводил беседы с крестьянами на религиозно-нравственные темы. При об-ве существовала б-ка для крестьян, в к-рой помимо религиозно-нравственной лит-ры выдавались книги, посвященные сельскому хозяйству. Пример Бежаницкого прихода способствовал образованию в Псковской губ. сети об-в трезвости, в 1911 г. в Пскове был создан губ. комитет об-в трезвости.

http://pravenc.ru/text/150627.html

14 января Сщмч. Платон, епископ Ревельский 1919 год – Зверски убит епископ Ревельский Платон (Кульбуш). 20 декабря 1918 г . красноармейцы арестовали владыку Платона во время всенощной, прямо в алтаре храма. Владыку (а с ним еще 17 человек) бросили в подвал бывшего Кредитного банка г. Юрьева (Эстония) и там подвергли издевательствам. 12 дней претерпевал владыка Платон надругательства. 1 января 1919 г . его вызвали на допрос, принуждали отречься от учения Христова. «Как только меня выпустят на свободу, я буду вновь повсеместно славить Господа», — сказал владыка Платон. Икона сщмч. Платона, епископа Ревельского и иже с ним в Юрьеве убиенных сщмчч. Николая Бежаницкого и Михаила Блейве († 1919) В ночь на 14 января владыка Платон принял мученическую кончину. Он был убит вместе с соузниками (среди них – протоиереи Николай Бежицкий и Михаил Бейве). 1920 год – Архиепископ Сильвестр (Ольшевский) призвал паству к подчинению власти. Архиепископ Омский и Павлодарский Сильвестр вместе с членами епархиального совета призвал церковных пастырей своей епархии к исполнению окружного послания Святейшего Патриарха Тихона от 8 октября (25 сентября) 1919 г ., «дабы они были в удалении от политической борьбы, ибо дело Церкви есть дело мира». Обращаясь «к братьям православным христианам Омской епархии», архиепископ Сильвестр особо подчеркивал, что «ныне у нас народно-государственная Советская власть, и мы все имеем долг законного подчинения ей». Лжемитрополит Феофил (Булдовский) 1923 год – Протоиерей Феофил Булдовский, священник кладбищенской церкви Полтавы, рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского. Его хиротония была совершена с большой торжественностью. Епископ Полтавский Григорий (Лисовский), совершивший хиротонию, обращался по этому поводу к экзарху Украины митрополиту Михаилу (Ермакову) и получил согласие на архиерейскую хиротонию Феофила, несмотря на то, что последний был женат. После развода с женой и пострижения в монашество 1 (14) января 1923 г . Феофил был рукоположен во епископа Лубенского и Миргородского.

http://pravoslavie.ru/5326.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Николай Юрьевский (Бежаницкий), сщмч. - житие Бежаницкий Николай Степанович (1859 -1919), протоиерей, священномученик. Память 1 января, 18 ноября (в Соборе Эстонских святых) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских. Родился 14 декабря 1859 г. в Соонтагской волости Лифляндской губернии в семье протоиерея Стефана Бежаницкого. Четверо братьев были священниками Рижской епархии, среди них - прот. Александр (+ 1926). После окончания Рижской духовной семинарии в 1883 г. Н.С. Бежаницкий женился на дочери священника М.И. Казариновой, был рукоположен во иерея и назначен в Воронейский приход (Варнья). Через два года о. Николай был переведен в Керкау (Кергу) Перновского (Пярнуского) уезда, в 1891 - 1904 гг. служил в Екатерининской церкви в Верро (Выру), в 1904 - 1908 гг. - в Феллине (Вильянди), с 1908 г. до своей мученической кончины был настоятелем эстонского православного прихода св. Георгия в Юрьеве (Тарту). Сменив за 36 лет своего священства пять приходов, о. Николай всей душой привязывался к месту своего служения, быстро располагая к себе паству, и с большой неохотой уезжал на новый приход. Главными чертами его личности были отзывчивость, исключительная доброта и снисходительность. Если он мог хоть чем-нибудь помочь, он без долгих раздумий устремлялся к действию. " Мне вспоминается, - писал один из близко знавших его, - как из Верроского уезда несколько батрацких семей из-за острой нужды решили переселиться куда-то в глубь России. Были у них какой-то жалкий скарб и какие-то гроши. Бросали они свою родину, естественно, не с легким чувством. Но вместе с тем слыхали что-то о льготах для переселенцев. Было им известно, что в Верро есть добрейший батюшка Бежаницкий, и они смело пошли к нему. Он раздобыл им льготы на проезд, сам с ними в присутственные места ходил и на вокзал поехал. Подумайте, какой это характерный факт, хотя, быть может, и не столь значительный, Мне представляется, что, уезжая в неведомую даль, эти переселенцы уносили с собой образ приветливого батюшки, скрасившего последние дни пребывания их на родине. Какая близкая установилась связь между ними и его паствой, показывает тот факт, что даже по уходе его с какого-нибудь прихода его приглашали совершать требы в прежнее место служения. Надо знать все трагические перипетии жизни Эстонии, чтобы понять, в каких разнообразных случаях местное население, особенно в периоды острого бесправия, искало защиты и помощи, иногда просто совета или слова утешения у своего батюшки, которому доверяло " .

http://pravicon.com/info-3063

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОЛАЙ Братья: Виктор, Владимир, Александр, Николай Бежаницкие. Фотография. 10-е гг. XX в. Братья: Виктор, Владимир, Александр, Николай Бежаницкие. Фотография. 10-е гг. XX в. Стефанович Бежаницкий (2.12.1859, приход Прийпалу на мызе Сонтаг (Сонтак) Дерптского у. Лифляндской губ. (ныне дер. Прийпалу, Эстония) - 14.01. 1919, г. Тарту, Эстония), сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых земли Эстонской и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот. Сын прот. Стефана Ананьевича Бежаницкого (1821-1892), известного в Эстонии миссионера и просветителя. Окончил Рижское ДУ в 1877 г. и Рижскую ДС в 1881 г., после чего был назначен псаломщиком в Николаевскую ц. с. Чёрного Дерптского у. (ныне г. Муствеэ, Эстония). Одновременно был учителем в местной церковноприходской школе. 25 нояб. 1883 г. рукоположен во иерея и назначен священником ц. Сретения Господня в с. Воронья (ныне Варнья) того же уезда. 27 авг. 1885 г. перемещен священником в храм во имя мц. Зинаиды Тарсийской на мызе Керкау Перновского у. Лифляндской губ. (ныне Кяргу , Эстония), назначен благочинным Керкауского окр. 28 июня 1891 г. приступил к служению в Екатерининской ц. г. Верро Лифляндской губ. (ныне Выру, Эстония). Одновременно был законоучителем Верроского жен. городского начального уч-ща и духовником Верроского благочиния (с 30 окт. 1902). 1 янв. 1904 г. назначен на служение в храм во имя св. Иоанна Предтечи в г. Феллин Лифляндской губ. (ныне Вильянди, Эстония). Одновременно состоял в должности законоучителя Феллинского городского уч-ща. Был членом местного тюремного комитета и попечительства о народной трезвости. С 8 апр. 1904 г. благочинный Феллинского благочиннического окр. Сщмч. Николай Бежаницкий. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Николай Бежаницкий. Фрагмент иконы. 10-е гг. XXI в. Сохранились воспоминания о Н. как о священнике, к-рый много сил отдавал делу народного просвещения, благотворил нищим и обездоленным, проявлял большое милосердие. Во время революции 1905-1907 гг., когда в крае действовали правительственные карательные отряды, Н. удалось добиться помилования 4 приговоренных к расстрелу. С целью облегчения участи др. арестованных Н. обратился за помощью к Рижскому и Митавскому архиеп. священноисп. Агафангелу (Преображенскому ; впосл. митрополит), и тот со своей стороны оказал необходимое содействие. 1 янв. 1908 г. Н. был назначен настоятелем Георгиевской ц. в г. Юрьеве (до 1893 Дерпт, с 1919 Тарту). Возведен в сан протоиерея. В это же время состоял в должности законоучителя начального уч-ща при Юрьевской учительской семинарии, городского уч-ща (с 1 февр. 1908), являлся духовником Юрьевского благочиния (с 1908), духовным следователем Юрьевских 1-го и 2-го благочиннических округов (с 16 окт. 1908). Избирался депутатом епархиальных съездов Рижской епархии в 1887, 1888, 1890 и 1899 гг. В 1908 г. избран председателем епархиального съезда.

http://pravenc.ru/text/2565660.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Василий Бежаницкий (Триумфов), сщмч. - житие Священномученик Василий Бежаницкий(Триумфов)(1919) Память совершается 13/26 февраля в день мученической кончины, 2/15 мая в день прославления в лике святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Псковских святых. Святой священномученик Василий Триумфов родился в 1848 г. Место рождения и кто были его родители, установить не предоставилось возможным. Закончил Псковскую Духовную семинарию. Был рукоположен во священника и назначен к Покровской церкви погоста Бежаницы Новоржевского уезда. Сначала был вторым священником, затем стал настоятелем. Ревнуя об искоренении в народе пьянства, по примеру св.прав.Иоанна Кронштадского, первым в епархии организовал общества трезвости (всего их было 5 в разных деревнях прихода). При содействии благотворителей, местных помещиков их рода Философовых, открыл в Бежаницах народную чайную как альтернативную питейному заведению. При ней организовал библиотеку, в которой кроме духовной, была также и литература по передовым приемам сельского хозяйства. Преподавал Закон Божий, заведовал церковноприходской школой, состоял в епархиальном училищном Совете и был членом благочиннического и попечительского Совета округа. Имел многочисленные церковные награды, сан протоиерея. На Бежаницком приходе служил 49 лет. Расстрелян постановлением Временного военно-революционного комитета как контрреволюционер и заложник при подавлении вооруженного народного восстания в Новоржевском уезде 26 февраля 1919г. Мученическую кончину принял в возрасте 71 года. Был расстрелян в один день со своим собратом, священномучеником Гавриилом Преображенским. Похоронен в безвестной могиле. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Василий Бежаницкий (Триумфов), сщмч. " .

http://pravicon.com/info-1928

Однажды, когда ходатайствовать перед кем-либо было невозможно, он попросту скрыл у себя человека, которого искали власти. Вскоре после того, как 21 декабря 1918 г. в Юрьев вошли красные, все помещики и священнослужители были объявлены вне закона. Приказом от 29 декабря совершение богослужений воспрещалось под страхом смерти. Распоряжение от 31 декабря предписывало всем " попам " оставить город, чему православное духовенство не подчинилось. 4 января 1919 г. был обнародован приказ о конфискации всего имущества церкви. В этот же день объявлялось, что " православному попу " Бежаницкому разрешено, ввиду преклонного возраста, оставаться в городе до 20 января, однако уже на следующей день он был арестован в Георгиевской церкви. День был воскресный, и о. Николай совершал богослужение, вероятнее всего, без разрешения властей. Его отвезли в здание Кредитного банка, где к тому времени уже находились епископ Платон (Кульбуш) со своим секретарем протодиаконом Константином Зориным, протоиереи Успенского собора Михаил Блейве и Александр Брянцев. Заключение было недолгим. В камере в эти предсмертные дни много было тех, кто нуждался в поддержке и ободрении. На двухъярусных нарах, а также на немногих столах и скамьях не только нельзя было лечь, но и сесть. Большинство узников сидели прямо на полу. К 14 января в Кредитном банке находилось около 230 арестованных. 14 января 1919 г. комиссар увел сначала владыку Платона, вслед за ним отца Михаила Блейве, а затем и отца Николая. В большом серединном зале о. Николая заставили снять одежду и положить ее на стол. Босого и без верхней одежды, его вывели под конвоем ко входу в погреб банка. Через несколько минут был дан приказ спускаться вниз, затем раздались выстрелы. Протоиерей Николай Бежаницкий был причислен к лику новомучеников российских в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в Москве. Использованные материалы По материалам официального сайта Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта.

http://pravicon.com/info-3063

Окончание строительства В 1905 году, когда стены строящейся церкви были возведены до сводов, деньги закончились. Положение исправил председатель строительного комитета действительный статский советник И. М. Богданов, который пожертвовал на строительство 50 тысяч рублей. Также 3 тысячи выделил Николай II. В результате строительство храма удалось закончить в 1907 году. Освящение главного придела 23 сентября 1907 года митрополит Антоний освятил главный придел верхней церкви, а через три дня - её левый придел преподобного Серафима Саровского. Верхний храм Освящение нижней церкви 30 марта 1908 года епископ Гдовский Кирилл освятил нижнюю церковь во имя святого Николая Чудотворца. Освящение придела апостолов Петра и Павла 4 мая 1908 года был освящён правый придел апостолов Петра и Павла. В начале ХХ века Службы в новой церкви проводились ежедневно, на эстонском и церковно-славянском языках. Фирмой Франка был изготовлен запрестольный витраж. Иконостасы в стиле барокко были исполнены в мастерской П. С. Абросимова по рисункам Полещука. Образа для них были написаны Василием Перминовым. В 1910—1912 годах в мастерской К. О. Гвиди престолы были облицованы белым каррарским мрамором. Хиротония во епископа Павла Кульбуша В начале декабря 1917 года синод вынес решение о пострижении Павла Кульбуша в монахи, возведении его в сан архимандрита и хиротонии его во епископа Ревельского Платона. 31 декабря 1917 года хиротония состоялась. Новый настоятель В первые дни января 1918 года, священник Александр Пакляр стал настоятелем храма, а диакон Карп Эльб - вторым священником. Убийство епископа Платона 14 января 1919 года, накануне оставления Тарту, красные зверски убили епископа Платона и двоих, арестованных с ним протоиереев - Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. 30-е года XX века C 1923 по 1927 год в здании храма функционировали Богословские курсы Центрального района (Петрограда - Ленинграда), которые в 1925 годы были преобразованы в Высшие Богословские курсы, ректором которых был назначен протоиерей Николай Чуков.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_сщмч._...

Первый эстонский Епископ Рижской епархии мученик Платон (Кульбуш) зверски замучен красногвардейцами. Его арестовали в алтаре храма в Юрьеве, вместе с ним были арестованы протоиерей Николай Бежаницкий, протоиерей Михаил Блейве, сослужившие Владыке, и еще 15 человек. Их допрашивали с 8 января, а расстреляли 14 января 1919 года. Очевидец событий вспоминает: после того, как отступили красные отряды из Тарту, «в подвале Дворянского кредитного банка лежали убитые, была гора трупов, окровавленных, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых застыл ужас… Вынесли отца Николая Бежаницкого, пастора Хаана, отца Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была выпущена в затылок… Одним из последних вынесли епископа Платона. Он был страшно изуродован, но персты были сложены для крестного знамения. На теле Епископа обнаружили одиннадцать ран от штыка и четыре — от пуль. Отпевали убитых в Тарту». Светлый, любвеобильный владыка Платон (Кульбуш) похоронен в Таллине. В 1937 году был расстрелян в Ленинграде уроженец Эстонии протоиерей Карп Эльбе. История Православия на земле Эстонской достаточно драматична. Современные эстонцы по вероисповеданию лютеране, но семена христианства были принесены на эту землю в начале XI столетия, после Крещения Руси. Уже в XIII столетии началась оккупация Эстонской земли немецким орденом меченосцев, который предпринял крестовый поход на земли эстов и ливов. Немногочисленное православное население подверглось гонениям, которые продолжались вплоть до Реформации, когда в XVI столетии в Эстонии утвердилось лютеранское вероисповедание. Но Православие в Эстонии не исчезло, благодаря подвижничеству православных на приграничных территориях Руси. В знаменитой битве с немецкими рыцарями на льду Чудского озера в апреле 1242 года Благоверный князь Александр Невский защищал не только русские земли и княжества, но и веру Православную. Поэтому Русская Православная Церковь чтит его в Соборе эстонских святых, как покровителя Православия Эстонии и всего Прибалтийского края.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1204085...

Однако митр. Стефану почему-то не захотелось обратить внимание на местное православное исповедничество и мученичество во время гонений со стороны инославных. Конечно, такое «политкорректное обхождение углов» со стороны владыки Стефана можно понять, но одобрить – вряд ли. Упоминая гонения начала прошлого века, митр. Стефан справедливо фокусирует наше внимание на первом православном епископе-эстонце – сщмч. Платоне (Кульбуше). Однако считаю важным отметить, что, во-первых, гонения на веру происходили не в 1920-х гг. (впрочем, если владыка Стефан имеет в виду выдворение властями Эстонии летом 1920 г. ряда православных священников в Советскую Россию, то я готов согласиться…), во-вторых, владыка Платон, в хронологическом отношении все же не является первым среди эстонских новомучеников. Он был убит 14 января 1919 г., год спустя после своей архиерейской хиротонии, состоявшейся 31.12.1917 г. (13.01.1918 г. по новому стилю). Вместе с ним красные комиссары Кулль, Оттер и Рятсепп расстреляли протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве. Однако несколько раньше от большевиков пострадали сщмч. Сергий Флоринский (30.12.1918), затем сщмчч. Александр Волков и Димитрий Чистосердов (08.01.1919). Не могу отделаться от подозрения, что владыка Стефан под «эстонскими новомучениками» понимает, скажем так, «новомучеников эстонской национальности», фокусируя свое внимание на них намеренно. Может быть символичность принятия мученических венцов русским (отцом Николаем) вместе с эстонцами (владыкой Платоном и отцом Михаилом) плохо вписывается в его историческую картину? И уж совсем неудобно ему обращать внимание на этот факт потому, что в указанный исторический период эстонское православие было едино в каноническом отношении, находясь под омофором священноисповедника Патриарха Московского и Всероссийского Тихона? А вот нам представляется не лишним подчеркнуть, что все новомученики Эстонской Церкви: и эстонцы – владыка Платон (Кульбуш), отцы Михаил Блейве и Иоанн Петтай, и русские – отцы Николай Бежаницкий, Сергий Флоринский, Александр Волков и Димитрий Чистосердов – все были едины между собой в исповедании верности не только Богу и Его Церкви, но и, в частности, Русской Православной Церкви-Матери. Кровь новомучеников эстонских – семя единства эстонского православия. Попытки разрушить это единство – не что иное, как попрание их памяти.

http://mospat.ru/ru/authors-analytics/87...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010