Яркая страница жизни о. Николая Бежаницкого приходится на 1905 - 1906 гг., когда он служил в Феллине. Это было время первой русской революции. Из-за серьезных беспорядков в Прибалтийском крае было объявлено военное положение, введена должность временного генерал-губернатора всей Прибалтики, а в декабре 1905 г. весь край был разбит на зоны действия карательных отрядов, присланных для усмирения революции. Вот тут-то, в самый разгар кровавого подавления бунта, раздался голос православного пастыря с призывом быть милосердными к невинным людям, оказавшимся втянутыми в революционное движение. Он отправляется в Ригу к правящему архиерею, докладывает обо всех неистовствах, учиненных в Феллине, умоляет владыку возвысить свой голос в защиту невинно истязуемых. Результатом этой встречи было появление послания владыки Агафангела (Преображенского), в котором иереям рекомендовалось " ... возвышать свой голос в тех случаях, когда под тяжкие карательные мероприятия подпадали лица невинные или заслуживающие снисхождения " . Это послание рижского архипастыря вызвало широкий отклик в столичных кругах. Петербургская газета " Колокол " писала: " Эта смиренная челобитная заслуживает самого живого внимания и должна быть признана не иначе, как добрым почином... Она напоминает о былых, давно забытых подвигах приснопамятных святителей, пастырей и иноков, мужественно стоявших на страже евангельской правды и милосердия к несчастным " . Мало кто знал тогда, что написана эта " челобитная " была под влиянием встречи архиепископа с феллинским батюшкой Бежаницким. Однако о. Николай искал милости к заключенным и у самих карателей. Участник событий М. Таэвере в своих воспоминаниях писал: " В Олуствереской области были взяты четыре бунтовщика. Трое были лютеране. Так как наступила ночь, то расстрел был отложен до утра. Адъютант полковника Маркова, неизвестно почему, сам от себя просил священника Н. Бежаницкого и пастора немецкого прихода Миквица прийти причастить приговоренных к смерти. Была уже полночь. Старый отец Бежаницкий не только причастил приговоренного, но посреди ночи пошел и разбудил полковника Маркова, чтобы заступиться за заключенных. Полковник очень удивился, что духовное лицо вызвано причащать бунтовщиков, так как по закону таких людей расстреливают без этой милости. В результате смертный приговор отменили и обещали начать расследование. Было приблизительно 4 часа утра, когда священник Бежаницкий пришел ко мне в квартиру, Он танцевал, плакал и смеялся. Я думал, что он сошел с ума. Он сказал, что это был самый счастливый день в его жизни - он спас от смерти четырех невинных заключенных. Я понял его состояние " .

http://pravicon.com/info-3063

В эти роковые минуты великой истории я услышал, как кто-то крикнул: «Красная гвардия уходит!» Я подбежал к окну. Неописуемое чувство счастья овладело мной: красные с поспешностью отступали! Они бежали в санях с такой быстротой, какую могли, выдержать лошади. Мы взяли дверь приступом. Стража исчезла и мы повалили в открытую улицу, в ветреный зимний день — снова свободные!” В книжке «Памяти новых мучеников за веру» — проповеди в стихах о. Михаила Блейве — добавлен еще рассказ очевидца: «Первой мыслью было проверить слух о расстреле. Я поспешил спуститься в подвал. Ужас объял меня. У самого входа я увидел окровавленный и страшно изуродованный труп мужчины и рыдающую над ним женщину. В первом отделении погреба были уже некоторые люди, у всех в руках были горящие свечи, освещавшие подземелье. Кто-то из них, указывая на дверь во второе отделение погреба, сказал: “Посмотрите, что наделали эти звери”. И, действительно, я увидел нечто ужасное, незабвенное… Гора еще теплых трупов с раздробленными черепами, на самом верху лежал несчастный о. Бежаницкий — с откинутою головою и изуродованным лицом. В каком-то полусознательном состоянии я вышел на воздух и стал ждать уборки трупов в надежде увидеть епископа еще живым. Вот стали выносить: все окровавленные, с пробитыми черепами, на лицах у некоторых так и застыл ужас. Вынесли о. Н. Бежаницкого, пастора Хаана, о. Михаила Блейве. У последнего от лица ничего не осталось, так как разрывная пуля была пущена в затылок и все лицо было вывернуто. Одним из последних вынесли епископа Платона. Белье на нем было обильно окрашено кровью, вместо затылка — одна сплошная рана — полное отсутствие в черепной коробке мозга (мозг вытек), персты правой руки сложены для крестного знамения. Всего из погреба было вынесено 19 трупов. Осмотр трупа епископа обнаружил 11 ран: семь штыковых на груди и четыре пулевых — две на груди, одна на левом плече и одна под правым глазом — последняя нанесена разрывною пулею. Кроме того на правом виске имеется ссадина, как бы от нанесенного кулачного удара. У о. Бежаницкого и о. Блейве — по одной пулевой ране (от разрывной пули, пущенной в затылок)”.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

Благодаря вмешательству архиепископа были спасены от преследований священник кокнеской церкви, будущий Елгавский епископ Иаков (Карп), волостной представитель Карл Рейкхард и др. Архиепископ Агафангел поручил духовной консистории образовать комитет для сбора пожертвований в пользу православных семей, потерявших кормильца в революционных событиях. Среди многочисленных свидетельств о событиях 1905 г. довольно часто упоминалось имя священника Николая Бежаницкого. Он чаще других заступался за крестьян, как за православных, так и за лютеран, и с этой целью ездил на прием к архиепископу Агафангелу и к генерал-губернатору в Ригу и добился помилования пятерым приговоренным к смерти в Вильянди. Когда он вернулся из Риги, распоряжение об отмене казни еще не поступило, и священник попросил задержать казнь на день, чтобы причастить обвиняемых. На следующий день получили указ об отмене смертного приговора учителям александровской школы Раамоту и Лииганду Отец Николай Бежаницкий укрывал у себя на квартире тугаланского псаломщика Иоанна Саабаса (выпускника Рижской семинарии), а позднее приговоренных к расстрелу адвоката Теллинга и семинариста Мокса, защищал также и ученика духовной семинарии Ивана Герускина. Его популярность в глазах народа росла, так как действительно он не делал различия, был ли страдающий лютеранином или русской веры, эстонец или другой какой национальности. Вильяндиский уезд послал протоиерея Бежаницкого в качестве выборщика в Ригу, когда избирали депутатов в Первую Государственную думу Самоотверженно заступался за осужденных на смертную казнь православный священник Михаил Суйгусаара. Священник Ряпинского православного прихода О.Н. Пяте также сумел добиться отмены смертного приговора. После подавления восстания на острове Эзель, где положение крестьян было еще тяжелее, чем на материке, священники православного прихода многих спасли от жестоких наказаний. По обвинению помещиков и пастора Эллера были арестованы и сурово наказаны церковный староста, два псаломщика и много православных в Мярьямаа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Епископ Платон, находясь в заключении, собрал своих близких на молитву, прочел тропари: “Благодарни суще...” и новогодний “Всея твари Содетелю...”, приветствовал всех с наступившим новолетием, сказав, что нужно благодарить Господа, подобно Златоустому, за все – и за то, что мы живы! Последнюю ночь своего земного странствования епископ Платон провел в молитвенном настроении и, лежа на нарах, часто осенял себя крестным знамением и глубоко вздыхал. В эту ночь заключенным пришлось очень мало спать, так как около полуночи стали отчетливо слышаться звуки приближающейся канонады... С девяти часов утра к узникам стали приходить родные и благожелательно относящиеся лица со своими приношениями, жаждущие хоть издали увидеть дорогих для них людей, ободрить их. Преосвященный заповедал, кто первый освободится, передать его и всех заключенных общую благодарность всем так усердно посещавшим узников за внимание, за сильное желание облегчить страдания. Спустя немного времени явился красноармеец и грубо приказал епископу одеться, забрать свои вещи и следовать за ним... Красноармеец до того торопил епископа, что даже близкие к нему духовные лица не могли принять его последнее святительское благословение, и только на ходу он сказал всем заключенным: “До свидания, братие!”» . «Через несколько минут мы услышали звуки выстрелов, которые, казалось, исходили откуда-то из-под нашей камеры. Снова через несколько минут тот же комиссар вернулся и выкликнул имена двух православных священников, которые ушли с ним, и опять мы услышали те же звуки…» .  Это были протоиереи Николай Бежаницкий и Михаил Блейве. В этот же день эстонские войска вошли в город, а большевики бежали. Осмотр подвала, где производились казни и где лежали казненные, позволил в точности восстановить всю картину мучений епископа и священников. На правом виске епископа осталась глубокая ссадина от нанесенного кулаком удара, на теле было семь штыковых ран и четыре пулевых. Одна из них осталась от разрывной пули, направленной в правый глаз. Протоиерей Николай был убит пулей, а все лицо его было изуродовано; протоиерей Михаил был убит разрывной пулей в затылок, отчего лица его нельзя было узнать. Отпевание священномучеников состоялось в юрьевском Успенском соборе. Тела протоиереев Николая Бежаницкого и Михаила Блейве были погребены в Успенском соборе города Юрьева, а тело первого эстонского епископа – в Спасо-Преображенском соборе в городе Ревеле. Игумен Дамаскин (Орловский) «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века.  Январь». Тверь. 2005. С. 4-16 Наверх © 2024 РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД «ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ» © Перепечатка материалов допускается только по письменному согласованию с Фондом

http://fond.ru/kalendar/31/platon/

Эстляндская трудовая коммуна постановила: попы всех вероисповеданий объявляются контрреволюционерами и врагами Через два дня вышло новое постановление, запрещавшее совершение вообще всех богослужений. И наши священники – отцы Димитрий и Александр – не захотели оставлять свою паству в эти дни. Действительно, нонсенс: оставить христиан без службы на Рождество Христово! – Вероятно, они думали, что безумию есть предел и новые власти поймут свою ошибку. – Не знаю. Возможно. Они были людьми своего времени, обладали здравым христианским рассудком: никто же тогда не представлял, что можно просто взять людей из их дома, погрузить на баржу и утопить. Или спокойно расстреливать женщин, детей, стариков. Или живьем закопать в землю – таких зверств еще просто не видели, не знали, о них и помыслить не могли и рассчитывали на сохранение хотя бы намека на свет Божий в душе человека, каких бы политических убеждений он ни придерживался. Священномученик Димитрий Чистосердов Поэтому, когда их вызвали в Нарвский ЧК, они совершенно спокойно, без всякого конвоя пришли туда. Их там начали допрашивать. Итог был понятно какой: они были обвинены в монархизме и приговорены к расстрелу. Но все декреты красных имели целью полное уничтожение христианства в Эстонии. На основании этих и других указов всё нарвское духовенство было арестовано. В обвинительной графе каждого значилось: «Православный поп, заложник». Помимо двух священников, о которых мы говорим сейчас, не был депортирован в Советскую Россию еще один – отец Владимир Бежаницкий, священник нарвской Кренгольмской Воскресенской церкви. Он просил власти оставить его дома, в Нарве, принять во внимание его преклонный возраст и болезненное состояние. Эстонские большевики «снизошли» к его просьбе: отца Владимира освободили, позволили жить в Нарве и дальше, но при условии, что он будет рыть ямы для расстреливаемых. Бедный пастырь, не выдержав такого издевательства, лишился рассудка. Старенькому и больному отцу Владимиру Бежаницкому разрешили остаться – с условием, что он будет рыть могилы для расстрелянных

http://pravoslavie.ru/126097.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР Семенович Гривский (25 мая 1874 г., погост Болчино Порховского уезда Псковской губернии (ныне деревня Дедовичского района Псковской области) – 24 октября 1918, местность «Пески» близ г. Порхова Псковской губернии), священномученик (пам. 11 октября, в Соборе Псковских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), священник. Из семьи протоиерея Симеона (Семена) Афанасьевича Гривского. Родной брат священномученика Никандра Семеновича Гривского . В 1899 г. окончил Псковскую духовную семинарию по второму разряду. С 12 октября 1899 г. служил псаломщиком в погосте Дубки Бежаницкого уезда Псковской губернии. 10 февраля 1900 г. переведен в церковь Рождества Христова в погосте Чирский Псковского уезда и губернии (ныне деревня Черская Паклинского района Псковской области) на ту же должность. В 1907 г. рукоположен во иерея к Никольскому храму в погосте Синяя Никола Опочецкого уезда Псковской губернии (ныне Красногорского района Псковской области). Около 1908 г. переведен в погост Подоклинье Порховского уезда Псковской губернии. До 1918 г. служил настоятелем в церкви Богоявления Господня, преподавал Закон Божий в земских школах уезда, в том числе в Подоклинье. Был членом правления Порховского духовного училища. Осенью 1918 г. был арестован большевиками и отправлен в тюрьму города Порхова. Чрезвычайной следственной комиссией Порховского уезда за «принадлежность к контрреволюционному направлению и погромные проповеди в церкви» приговорен к расстрелу. Казнен 24 октября, погребен в безвестной могиле. Постановлением Синода Русской Православной Церкви от 30 июля 2003 г. имя священникаАлександра Гривского включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Ист.: Епархиальные извещения//Псковские ЕВ. 1899. 21. С. 320. Лит.: Определения Свящ. Синода РПЦ от 30 июля 2003 г.//ЖМП. 2003. 8. С. 7; Святые новомученики псковские: Жития священномучеников Псковской епархии XX столетия. Псков, 2004. С. 8-17; Синодик пострадавших за веру Христову в годину гонений священнослужителей, монашествующих и мирян Псковской епархии ХХ столетия. М.; Псков, 2005. С. 38-39.

http://pravenc.ru/text/2057072.html

Он не знал, как поступить, дабы в этом добром деле не потерпеть ему неприятностей со стороны давно «известных противников и недоброжелателей Православия», свои опасения он подтверждал рассказом об аресте А. Пябо. В архивах Рижской духовной консистории сохранились подробные сведения о дальнейшем распространении движения за переход в Православие. Уже 6 мая 1883 г. на имя архиепископа поступило прошение от 124 жителей Гапсальского уезда, которые указывали, что через причетника михаэлиской церкви Ивана Каска познакомились с Православием, просили присоединить их к православной вере, построить храм во имя святого князя Александра Невского и открыть церковноприходскую школу. Они сообщили, что в их местности еще более 500 человек имеют твердое намерение присоединиться к Православию. Такое же прошение 1 мая 1883 г. было подано на имя эстляндского губернатора Поливанова с жалобами на леальского гакенрихтера Курселя, киркеншпильрихтера Грюнвальда и пастора Шпиндлера, препятствовавших переходу в Православие и угрожавших выгнать крестьян с арендуемых участков. Шестимесячный срок на обдумывание намерения присоединиться к Православию в это время был уже отменен, и архиепископ сделал распоряжения священнику Михаэлиского прихода Бежаницкому и священнику Аудернского прихода Дионисию Тамму (он же перновский благочинный) о порядке присоединения, с 15 мая 1883 г. присоединение началось в этих церквах, а 16 и 17 мая – в Леали, в школьном доме. Вместе с крестьянами в этом местечке принимал Православие местный ремесленный и торговый люд – всего 254 человека. Сразу были приняты меры по подысканию помещения для школьно-молитвенного дома, новоприсоединившимся было роздано около 500 экземпляров православных церковных книг на эстонском языке. Присоединение к Православию продолжалось все лето и осень, распространилось на окрестные волости и деревни: Мыйзекюла, Мецкюла, имение Вердер, местечко Метсапу, Поансе, Мацалу, деревню Коэру и Пийо. Всего к концу 1883 г. священниками Таммом и Бежаницким, как следует из рапорта от 9 января 1884 г., было присоединено к Православию 2062 человека, а в северной части уезда, в Мяэмыйза, Уймыйза, Вяйке-Ляхтра, священник Полетаев окрестил 404 человека, в августе в Леали, а в конце 1883 г. в имении Вердер были открыты новые приходы. Таким образом, в 1883 г. в Эстляндии приняли Православие 2469 лютеран и к концу года было еще более 500 записавшихся или выразивших желание перейти в Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Систематизированные сведения по местонахождению святынь Русской Православной Церкви можно найти в энциклопедическом по охвату информации Указателе местонахождения святынь, почитаемых Православной Церковью Для человека, не утратившего ощущение родной почвы, не безразлично знание о своих ближайших соотечественниках – земляках, воплотивших высочайшие положительные идеалы верности и любви, патриотизма, особенно в современную эпоху катастрофического дефицита этих идеалов. Поэтому любые усилия, направленные на достижение этих идеалов могут иметь первостепенное значение в духовно-патриотическом и культурном воспитании населения и, особенно, молодежи, актуальность которого в настоящее время как никогда велика. Тема Новомучеников и Исповедников Русской Православной Церкви объективно актуальна не только для сферы внутреннего туризма в России, но и для внутреннего туризма целого ряда независимых государств, ранее входивших в состав СССР (Украина, Белоруссия, Казахстан, Латвия, Эстония), а также для Израиля. Целый ряд Новомучеников и Исповедников включен в Соборы Белорусских и Эстонских святых, в состав Собора Новомучеников и Исповедников Казахстанских. Святые мощи священномученика Владимира (Богоявленского) находятся в Киеве на Украине; мощи священномученика Владимира Цедринского находятся в Талдыкоргане, священноисповедника Николая (Могилевского), преподобномучеников Феогноста (Пивоварова) и Серафима (Богословского) находятся в Алма-Ате, преподобноисповедника Севастиана (Фомина) в Караганде, а могила преподобноисповедника Ираклия (Мотяха) в поселке Сазоновка в Казахстане; мощи священномученика Иоанна (Поммера) находятся в Риге в Латвии; мощи священномученика Платона (Кульбуша) находятся в Таллине, священномученика Сергия Флоринского – в Раквере, а священномучеников Николая Бежаницкого и Михаила Блейве – в Тарту в Эстонии. Наконец, святые мощи преподобномученицы великой княгини Елизаветы (Романовой) и её келейницы инокини Варвары (Яковлевой) покоятся в храме святой равноапостольной Марии Магдалины на Святой Земле в Иерусалиме.

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Бардово. Церковь Тихвинской иконы Божией Матери. Карта и ближайшие объекты Михаил Тимофеевич Чистовский, сын дьякона Тимофея и Зинаиды Васильевны Чистовских, родился в 1891 году в городе Холм Псковской губернии. Учился в семинарии. По окончании семинарии был направлен служить дьяконом в г.Торопец. В 1914 г. он женился на дочери священника Анне Михайловне Кукиной. Семья Кукиных была из-под Пскова, вела самостоятельное и значительное хозяйство. Если в семье Чистовских росло двое детей - сын Михаил и дочь Александра, то в семье Кукиных своих детей было четверо, да еще взяли крохотную дочь умерших родственников и вырастили ее как родную. Отец Анны еще до ее замужества скоропостижно скончался от болезни сердца. Анна ,как и ее сестры, окончила Псковское епархиальное училище и поступила преподавать в начальные классы того же училища. После женитьбы Михаила сразу рукоположили в священники и направили в село Бардово Бежаницкого района Псковской губернии. Здесь в свое время по совету А.С.Пушкина обосновалась семья обрусевшего немца фон Мейера. Троицкая Церковь XVIII века, деревянная и ладная, обнесенная оградой из валунов, красовалась на высоком холме. Молодая семья была счастлива. Она поселилась в доме священника рядом с храмом и начала обустраиваться. Матушке Анне прислали овец и иную живность. Она была хорошей хозяйкой. Батюшка, наоборот, так и не приобрел крестьянской сноровки. Косил неправильно, не знал, как подойти к скотине, хотя очень любил животных. Поглаживая овцу, отец Михаил шутил: " Нюшенька, и зачем нам эти существа?! " Он предпочитал служить, исповедовать, общаться с людьми. После их приезда почти сразу по селам пошла молва о том, что в Бардово приехал умный красавец священник с красавицей матушкой. На службы потекли люди из соседних сел. Жизнь наладилась. В 1916 г. родился сын Николай, а спустя десять лет - 14 января 1926 г. родилась дочь Нина. За ревностное служение отец Михаил был награжден наперстным крестом. После революции 1917 г. настали тяжелые времена. Все, кто приходил сюда в это смутное время, грабили и отбирали у крестьян их имущество. Повальная коллективизация проходила с большими трудностями. Не избежала их и семья священника: во всем ограничения и запреты. Была корова, но за год требовалось сдавать по 400 литров молока. Для семьи это бремя оказалось непосильно. Корм брать негде. Подводу перевезти сено не давали, косить траву запрещали. Батюшка с матушкой по ночам ходили в лес косить. Через пару лет корову пришлось продать, хотя на иждивении семьи священника находился также старенький псаломщик Иван Иванович. И все же в ту пору верующих людей оставалось еще много. Кто-то приносил зерно, кто-то дрова, так и жили. Наиболее ревностные из прихожан продолжали понемногу посещать Церковь. Но вот Церкви стали закрывать.

http://sobory.ru/article/?object=10636

Благодаря милой и доброй Марте Германовне Клемент и милому моему сердцу троюродному племяннику — Александру Дормидонтову, снабжавшему меня материалами о дедушке, — я знаю теперь о Николае Степановиче Бежаницком гораздо больше. Я пользуюсь этим фактическим материалом. В Рижских Епархиальных Ведомостях 17 от 1 сентября 1892 г. помещен некролог о моем прадедушке: “Священник Стефан Ананьевич Бежаницкий. 21 июля, после продолжительной и тяжкой болезни, скончался один из старейших иереев Рижской Епархии священник Стефан Ананьевич Бежаницкий. Почивший пастырь церкви, по окончании курса в Псковской Духовной Семинарии, в 1846 году рукоположен был в священника в Оллустферской церкви и затем последовательно проходил свое служение в Нейенгофской Покровской церкви, в Зонтагской Висильевской, в Кастолецкой, Геймадрской, Тугаланской и Михаэльской. Во всех местах своего служения он был не только ревностным проповедником веры православной, но заботился о просвещении и даже о материальных нуждах прихожан. (Далее идет перечисление благодарностей: за упорядочение приходской школы, за попечение о бедных, говорится о том, что почивший был депутатом при принятии документов и денежных сумм по Аренсбургскому благочинию, членом строительного комитета (по постройке церковных зданий), депутатом и увещевателем по делам церковным, сотрудником журнала «Учитель благочестия»). Погребение почившего состоялось в воскресение 26 июля. После литургии, совершенной соборне семью иереями при пении местного церковного хора, вышли на отпевание десять священников, из которых пятеро были сыновья покойного и два зятя его. Перед отпеванием Мурровский священник П. Нездачин говорил проповедь. (…) Перед самым прощанием весьма прочувствованную речь произнес священник о. Васильков… Народу, как на литургии, так и на отпевании, было множество; прощание прихожан со своим бывшим духовным отцом продолжалось около часу; было немало лиц и из соседних приходов. Гроб вынесли на руках из церкви священники-сыновья почившего, затем, обойдя вокруг церкви, передали его прихожанам. На двухверстном пути между церковью и кладбищем совершено несколько литий.

http://azbyka.ru/fiction/ix-stradaniyami...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010