Справка: В соответствии с пунктом 19 Положения о Высшем Церковном Совете Русской Православной Церкви Священный Синод раз в полгода подводит итоги работы этого органа высшего церковного управления. Во второй половине 2014 года состоялось два заседания Высшего Церковного Совета, в ходе которых обсуждались координация деятельности синодальных учреждений, текущие вопросы церковной жизни, а также исполнение определений Архиерейского Собора и Священного Синода, Патриарших указов и распоряжений. Высший Церковный Совет обсудил темы: развитие работы с мигрантами, реформа церковного образования, создание общественной экологической организации, становление института военного духовенства, подготовка внутрицерковного реестра объектов культурного наследия. Высший Церковный Совет утвердил или принял за основу следующие документы: ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Одобрить решения Высшего Церковного Совета, принятые во второй половине 2014 года.   ЖУРНАЛ 117 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата 54-65 от 19 ноября 2014 года. 2. Журнал Синода Белорусского Экзархата 66 от 19 ноября 2014 года принять к сведению. 3. Учебному комитету представить к следующему заседанию Священного Синода доклад об учебно-методическом обеспечении Минской духовной академии в связи с предложением об открытии в ней аспирантуры.   ЖУРНАЛ 118 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Псковского и Великолукского Евсевия с предложением образовать новую епархию в Псковской области. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Великолукского, Новосокольнического, Куньинского, Локнянского, Усвятского, Себежского, Невельского, Опочецкого, Пустошкинского, Бежаницкого, Новоржевского, Пушкиногорского и Красногородского районов Псковской области — Великолукскую епархию, выделив ее из состава Псковской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/3891448.ht...

«Училище благочестия». Рига, 1860. Тит. л. По желанию преосвященного Платона указом разрешалось прилагать русский перевод к латышскому и эстонскому текстам журнала. Для перевода статей с русского языка на эстонский преосвященный Платон назначил сотрудниками журнала священников церквей: ильмьярвской — Полетаева, толистферской — Чихачева, дерптской — Чичкевича, зонтагской — Бежаницкого, каркуской — Цветкова, менценской — Лебедева, гарьельской — Розанова, иоанновской — Юргенса, лаймьяльской — Тишинского и гелламской — Бойкова. На издание журнала семинарским правлением было определено 1028 руб., и по распоряжению Святейшего Синода эту сумму отпустили из казны 28 августа 1852 г. с условием возврата ее по мере распродажи журнала. Годовая цена журнала была определена в 50 коп. Однако только в феврале 1856 г. вышел первый номер журнала. Редактором его был архимандрит Никанор (Бровкович), с 1859 по 1866 г. журнал редактировал архимандрит Ефрем (Рязанов), а последний год архимандрит Модест. Помощниками редактора являлись сначала иеромонах Иосиф (Дроздов), затем иеромонах Вениамин (Карелин) и священник М. Дрекслер (впоследствии ректор Рижской духовной семинарии). Никанор (Бровкович), архиеп. Херсонский и Одесский. Фотография. Кон. XIX в. Представление о журнале можно составить по содержанию одного из номеров за 1857 г. На 89 страницах помещены переводы бесед святителя Иоанна Златоуста, блаженного Августина, разъяснение обрядов, поучение о том, как проводить праздничные дни,— все это заимствовано из журнала «Воскресное чтение», также приведены некоторые выдержки из книги «Беседы сельского священника с прихожанами». По действовавшим в то время цензурным правилам все издания подлежали петербургской духовной цензуре. Однако, по представлению князя А. А. Суворова, такой порядок был признан неудобным, и прибалтийские православные издания передали в ведение главного начальника края, а он поручил это дело чиновникам своей канцелярии — немцам Крузенштерну и Шмидту. Как и следовало ожидать, эти чиновники всячески тормозили, а то и вовсе запрещали печатать оригинальные и живые статьи. Так в журнале «Училище благочестия» не дозволяли печатать сообщения о присоединении к православию лютеран или статьи о духоборцах, заимствованные из русских духовных журналов, причем запрет мотивировался тем, что подобного рода материалы могли невыгодно отразиться на состоянии лютеранства в крае.

http://sedmitza.ru/lib/text/430298/

Хромолитография нач. ХХ в. (частное собрание) с поясным изображением Н.- скорее всего сокращенный вариант иконографии святого в молении, где нет ни пустынной местности, ни мон-ря. Н. обращен вправо, взгляд устремлен вверх, откуда исходит луч света. Среди памятников декоративно-прикладного искусства в иконографическом варианте прямоличного поясного изображения известен только финифтяный образок 2-й пол. XIX в. (частное собрание). Н. представлен в островерхом куколе, правой рукой благословляет, в левой держит раскрытый свиток; вверху надпись: «Пр: Никандръ Пустж». Прямоличное изображение Н. было и в картуше на серебряной раке святого 1792 г. (ГА Псковской обл. Ф. 416. Оп. 1. 2. Л. 10 об.). Иконы XIX в. с изображением Н. находятся в действующих церквах Псковской епархии: Иверской Божией Матери дер. Морино Дновского р-на, Покрова Богородицы в пос. Пава Порховского р-на, Покрова Богородицы в дер. Болотово (бывш. погост Знахлицы) Псковского р-на, вмч. Георгия в д. Сысоево Бежаницкого р-на, вмч. Георгия в погосте Камно (ныне дер. Камно Псковского р-на). Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье) Преподобные Никандр и Евфросин Псковские. Икона в окладе. XIX в. (ц. свт. Николая Чудотворца в Виделебье) Н. был изображен на запрестольном выносном кресте, а также на выносных иконах, находившихся в алтаре Благовещенского собора Никандровой пуст.: «Крест мерою в длину 1 арш., шириною 12 и 3/4 вершка с живописным изображением Распятаго Христа Спасителя, Божией Матери, Иоанна Богослова и Господа Саваофа, а на обороте прп. Никандра, обложен вокруг серебряным 84 пробы окладом, с позлащенными венцами, укреплен на бронзовом вызолоченном шаре, ручка медная, вызолоченная. Пожертвован новгородским купцем Еремеевым в 1870 г. По сторонам креста две иконы написанныя на кипарисных досках мерою каждая 1 арш. 3 вершка длины, ширины 13 вершков, на них изображения Благовещения Пресв. Богородицы, прп. Никандра, Благовернаго князя Александра Невскаго, Неопалимой купины и св. Первоверховных Апостол Петра и Павла, обложены серебряными ризами 84 пробы чеканной работы с позлащенными серебряными венцами, поля позлащены червонным золотом; кресты поверх икон осмиконечные из кипариса, позлащенные. Пожертвованы тем же Еремеевым в 1874 г.» (Сведения о Свято-Благовещенской Никандровой пустыни. 1880. С. 18).

http://pravenc.ru/text/2565254.html

VI. Более мирно идет течение «Эстонской Апостольской Православной Церкви» (Eesti Apostlik Oigeusk Kirik), как «союза всех находящихся в пределах Эстонской республики апостольских православных приходов (вероисповедных обществ)», каковых там имеется теперь около 110 и из них русские составляют одну треть (с количеством верующих свыше 60,000), а всех православных (по переписи 1922 г.) начитывается до 209,094 душ, т. е. до 1/5 (или 20%) всего населения страны. Главная кафедра – в г. Ревеле (Tallina, древне-русская «Колывань»). В Эстонии прежде было простое викариатство, не всегда даже замещавшееся (напр., с 2 марта 1870 г. до 22 марта 1880 г.) или значившееся лишь номинально, – при общем управлении архиепископа Рижского и Митавского; но государственная самостоятельность Эстонии потребовала и нового церковного устройства. Ход событий был таков. В момент февральской революции 1917 г. в г. Юрьеве (Дерпте, Tartus), проживал архиеп. Рижский Иоанн (Смирнов) , которому была церковно подведома и эстонская православная паства. По его благословению, 6−7 апреля было частное совещание в Ревеле, а 25−26 мая состоялось и епархиальное собрание в Юрьеве, где решено добиваться самостоятельной Эстонской епархии с архиереем Эстонцем, но – по обстоятельствам времени – ограничились просьбою пред Всероссийским Синодом об особом викарии из эстонцев. Ходатайство было удовлетворено 26 июля, а на епархиальном собрании 8−10 августа желательным викарием был признан долголетний и авторитетный С.-Петербургский пастырь, настоятель тамошней Эстонской православной церкви протоиерей Павел Петрович Кульбуш, который с именем Платона и был хиротонисан 31 декабря (ст. стиля) 1917 г. в г. Ревеле митр. Петроградским Вениамином (Казанским). Весь 1918 г. преосвящен. Платон посвятил трудной работе среди тяжелых условий немецкой оккупации. По окончании ее и после провозглашения в ноябре самостоятельной Эстонской Республики открывались лучшие возможности для церковной деятельности, но захватившие 22 декабря Юрьев большевики пред своим уходом (1−14 января 1918 г.) оттуда зверски расстреляли в погребе кредитной кассы помещиков больного епископа Павла и некоторых других духовных лиц (напр., православных протоиереев Юрьевских Михаила Бийве и Николая Бежаницкого, пастора Университетской кирки проф. Гана), сколько успели захватить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Демянский Усть-Узский в честь Рождества Христова (мужской, на левом берегу Шелони, при впадении в нее Демянки, ныне дер. Демянка Порховского р-на Псковской обл.; впервые упом. под 1352), Преображенский (мужской, в Порхове; возможно, существовал в 1399), Омучская Успенская Феофилова пуст. (мужская, на р. Омуге (Омучи), ныне дер. Феофилова Пустынь Струго-Красненского р-на Псковской обл.; по преданию, основана в 1396, документально известна с 1577), Удомельский Иоанно-Богословский (мужской, на полуострове между озерами Песьво и Удомля, ныне урочище Троица Удомельского городского окр. Тверской обл.; известен с 1486), Николаевский Пустынный (мужской, близ Торжка (ныне в черте г. Торжка Тверской обл.); известен с XV в.), Ильинско-Воскресенский (мужской, в г. Устюжне Вологодской обл.; известен с 1545), Ругойская Троицкая пуст. (мужская, ныне дер. Ругуй Тихвинского р-на Ленинградской обл.; известна с 70-80-х гг. XVI в.), Забережская Преображенская пуст. на р. Молога (мужская, ныне дер. Спас-Забережье Максатихинского р-на Тверской обл.; известна с 1581), Посолотин Успенский «Новые Печеры» (мужской, ныне дер. Посолодино Плюсского р-на Псковской обл.; известен с 1581), Сяберский в честь Спаса Нерукотворного образа (мужской, ныне дер. Сяберо Лужского р-на Ленинградской обл.; документально известен с 1581), Чернозерский Николаевский в Щирском погосте (мужской, на острове оз. Чёрного, ныне на границе Струго-Красненского и Плюсского районов Псковской обл.; известен с 1581), Удомельский Пятницкий (женский, у оз. Песьво близ г. Удомля, ныне Удомельский городской окр. Тверской обл.; впервые упом. в 1551), Николаевский Плёсский (мужской, ныне дер. Плёссы Бежаницкого р-на Псковской обл.; известен с 1583), Рождества Пресв. Богородицы (женский, на левом берегу Шелони, в г. Порхове Псковской обл.; как мон-рь известен с 1584), Бежецкий Введенский (мужской, в г. Бежецке Тверской обл.; по преданию, основан в сер. XV в. прп. Нектарием Бежецким; документально известен с 1588, в 1722-1727 и в 1730-1744 приписан к Антониеву Краснохолмскому мон-рю), Городецкий Георгиевский (мужской, ныне дер.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

То есть в то лето во Пскове был голод от Ильина дня и до Крещения, а во время пожара, случившегося весной, сгорело 40 дворов, и наконец, в том же году литовский князь Витовт расторг мир со Псковом и пришел с татарами завоевывать псковские волости. Ближайший храм к месту обретения известной чудотворной иконы «Призри на смирение» находится в деревне Бардово Бежаницкого района (бывший Новоржевский уезд) Псковщины — это церковь Тихвинской иконы Божьей Матери (1998), построенная на месте сгоревшей церкви Параскевы Пятницы, закрытой в 1937 г. Погост Бардово — одно из древ­них мест на Псковщине, впервые упоминается в 1406 г.      Сначала икона хранилась в Свято-Троицком соборе — главном храме Пскова, в Довмонтовом городище, но в советское время следы ее затерялись. К сожалению, следует отметить, что о многих иконах, особенно древних, сохранилось очень мало сведений, или же они отсутствуют вовсе. Это связано прежде всего с тем, что летописи или другие источники, в которых могли бы встретиться упоминания об этих иконах, в силу ряда причин не дошли до наших дней. Но, тем не менее, если даже сохранилось хотя бы только одно название, то и в этом случае «...всякая святая икона должна быть благоговейно чтима, по возведению сего почтения к первообразу» — писал святитель московский Филарет (Дроздов). Сегодня же два знаменитых списка иконы «Призри на смирение» находятся в Киеве. Один из них, конца XVII в., — во Флоровской Вознесенской женской обители, а другой, проступивший ныне на стекле, — в Свято-Введенской мужской. Свято-Введенский монастырь в Киеве был учрежден ходатайством капитанской вдовы Матроны Александровны Егоровой, пожертвовавшей в пользу общины свои дома и капитал. Скончалась она в Санкт-Петербурге, тайно приняв перед смертью постриг с именем Димитра (†9 марта 1878 г.). В том же году ее останки были перевезены в нижний храм Введенской общины. В 1878—1879 гг. были освящены оба храма, в 1882 г. построена колокольня. В 1901 г. община была преобразована в общежительный женский монастырь.

http://pravoslavie.ru/142067.html

Церковным старостой с 1898 года был крестьянин деревни Орехов Брод Ермолай Яковлев. Он купил в церковь американскую циркуляционную печь, жертвовал деньги на украшение церкви. Ему преподано архипастырское благословение, награжден серебряной медалью для ношения на груди, за участие в деятельности Российского Императорского общества Красного Креста награжден медалью общества. О дальнейшей судьбе священника Пятницкого, псаломщика-дьякона Архангельского неизвестно. В приходе были следующие населённые пункты: сёла Иваньково, Заскачиха, деревни Бор, Борок, Бородино, Васьково, Гвезданово, Гришино, Дрехово, Дрисливицы, Еремеево, Иевлево, Исаково, Козино, Кушаново, Кушково, Морозово, Наволок, Орехов Брод, Орешково, Плотки, Пыплино, Решетниково, Рожницы, Ручьи, Стихирево, Субботкино, Царево, Ямы, а также деревня Луковищи Бежаницкой волости Новоржевского уезда, Веретье и Задорожье Локонской волости Холмского уезда. В 1915 году в приходе проживало 1579 мужчин и 1629 женщин. В годы советской власти церковь закрыта, превращена в клуб. В годы Великой Отечественной войны разрушена колокольня. В 2004 году церковь попытались восстановить. Имение Иваньково в XIX веке принадлежало Софье Александровне Зыбиной (урожденной Алединской). Она известна как пианистка, автор романсов, брала уроки у М.И. Глинки. В Петербурге её дом посетил Ф. Лист, в юности она дружила с поэтами Н.Ф. Тютчевым, А.Н. Апухтиным, была знакома с Я.П. Полонским, Великим князем Константином Константиновичем Романовым (поэтом К.Р.), композиторами А.Г. Рубинштейном, Ц.А. Кюи. Музыкальный талант Софьи Александровны перешел к её детям и внукам. Её внук Лев Альфонсович Остен-Сакен слу- жил на яхте Императора Николая II, принимал участие в музыкальных вечерах императорской семьи. В погосте Иваньково были похоронены С.А. Зыбина, её дочь Екатерина Кирилловна с мужем Альфонсом-Эрнстом Рудольфовичем Остен-Сакен. После 1917 года в имении был организован агропункт, земля поделена между крестьянами. В 1924 году семью Остен-Сакенов решили выселить из имения: «Остен-Сакена Льва и Варвару выселить как дворян и содержащихся в концлагере». По свидетельству жителей Лев, как офицер царской яхты, был расстрелян вместе со своими детьми в окрестностях Иваньково. Могилы Зыбиной и Остен-Сакенов осквернены и разрушены.

http://sobory.ru/article/?object=15193

Российские парапланеристы совершили очередную попытку привлечь внимание общественности к Рдейскому монастырю Псков, 19 марта 2007г. Очередной перелет в Рдейский монастырь (Новгородская область), цель которого - привлечь внимание общественности к этому памятнику архитектуры, совершили российские парапланеристы. Как рассказал " Интерфаксу " руководитель Псковской областной общественной организации " Клуб парапланеристов " 7000 " Мирон Антипов, в этом году впервые организацией перелета занимались не псковские парапланеристы, а их коллеги из города Холма Новгородской области. Рдейский монастырь расположен на границе Бежаницкого (Псковская область) и Холмского районов (Новгородская область), на полуострове, на стыке двух озер. Высота Успенского собора Рдейского монастыря достигает 50 метров. Добраться до монастыря возможно почти исключительно по воздуху: обитель расположена на берегу Рдейского озера и окружена непроходимыми болотами. Успенский собор Рдейского монастыря. Фото сайта Русская линия Величественный Успенский храм до сих пор поражает своей архитектурой и инженерными решениями, примененными при строительстве. Так, например, подвалы под собором расположены ниже уровня озера, но даже сейчас они не затоплены. В соборе сохранились фрагменты мраморного иконостаса. Монастырь основан как мужской во второй половине XVII в. В то время все строения были деревянными. Первой каменной постройкой стала церковь Успения, возведенная в 1710 г. В 1764 г. монастырь упразднили, а к концу XVIII в. местный приход был переведен из бывших монастырских построек в деревню Наволок. Возрождение обители (уже в качестве женской) произошло в конце XIX в. благодаря стараниям купца А.Н. Мамонтова. В это время были построены деревянная часовня, различные хозяйственные постройки и ограда (с восточной стороны - каменная). В 1898-1902 гг. вместо прежнего возведен новый Успенский собор. Храм был закрыт в 1932 г., хотя, по рассказам местных жителей, последние насельники обители жили здесь до начала Великой Отечественной войны. 20 марта 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/21368.html

Как поет душа: в Пскове прошла Первая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих Источник: Псковская Лента Новостей      «Голос в России - это основной музыкальный инструмент», - говорил знаменитый российский дирижер и педагог Виктор Попов. На Псковской земле эти слова звучат особенно: с давних времен наш край известен своей хоровой школой, неслучайно именно в Пскове в мае 1911 года прошел первый в России певческий праздник. Сегодня традиции, заложенные многими поколениями, продолжают сохраняться и развиваться: в регионе создан Сводный хор, собравший под своим крылом ведущие хоровые коллективы области, как народные, так и академические. Любуясь выступлением наших земляков на 39-х Международных Ганзейских днях Нового времени в Пскове, конечно же, все понимали: за любым прекрасным концертом стоит сложный интересный труд, прежде всего, педагогов. Первая научно-практическая конференция регентов, руководителей хоров воскресных школ и церковных певчих, прошедшая на днях в Печорах и Пскове, в очередной раз доказала профессионализм наших хоровиков и вокалистов, и вместе с тем дала ориентиры дальнейшего развития, став одним из кирпичиков в повышении творческого мастерства. Всегда учиться Как оказалось, подобной встречи руководители хоров и педагоги вокала Псковской области ждали давно. Два дня насыщенной программы: доклады о певческих традициях и специфике церковного пения, открытая репетиция хора Псково-Печерского монастыря, мастер-классы, экскурсии, семинар, посвященный особенностям постановки детского голоса - все это создавало живую, доброжелательную, насыщенную практическими знаниями атмосферу конференции.      Замечательным украшением пленарных заседаний и встреч стали видео- и аудиозаписи выступлений детских хоров: казалось, даже дыхание замирало, когда по залу Дома офицеров плыли отрывки из концертов - Рахманинов, Римский-Корсаков, Шуберт, народные песни, произведения для исполнения в церкви... «Спасибо, что нас позвали! - говорит преподаватель Бежаницкой школы искусств Анна Бурнасова. - Нам очень понравились выступления всех участников. Особенно впечатлил рассказ врача-фониатра Натальи Владимировны Оленчик о детском голосе, о том, как работать с детьми, как донести до детей и слушателей музыку, то, что хочет передать автор, как важно привить любовь к искусству и музыке». По мнению хоровиков из Бежаниц, такие мероприятия стоило бы проводить в регионе почаще - педагогам не хватает новых знаний и практических пособий.

http://pravoslavie.ru/126012.html

Человек присягает перед Крестом и Евангелием в Таинстве исповеди и в особом чинопоследовании молебного пения при изъявлении обета трезвости. Этот шаг нами приветствуется - при отсутствии каких-либо противопоказаний. Задолго до дачи обетов трезвости рекомендуется ежедневно читать молитву о даровании трезвости. Давшему торжественное обещание, вручается обетная грамота. В дальнейшем настрой на трезвость регулярно подкрепляется церковными беседами, ежедневным чтением 60-го псалма (в его русском переводе содержится упоминание об обетах), благодарственного тропаря Спасителю ( " Благодарны суще, недостойнии, раби Твои, Господи... " ). Кстати сказать, с целью противодействия пьянству мы рекомендуем молиться не только мученику Вонифатию, но и Пророку, Предтече и Крестителю Господню Иоанну, апостолу Иакову (брату Господню по плоти), святым Праотцам пророку Самуилу и Сампсону, мученикам Маккавеям, святителям Василию Великому, Иоанну Златоусту, Димитрию Ростовскому, Тихону Задонскому, преподобным Феодосию Киево-Печерскому, Арсению Коневецкому, Корнилию Комельскому, Нилу Столобенскому, Пахомию Нерехтскому, Серафиму Вырицкому, священномученикам митрополиту Киевскому и Галицкому Владимиру (Богоявленскому), архиепископу Астраханскому Митрофану (Краснопольскому), пресвитерам Феодору Московскому (Грудакову), Григорию Кронштадскому (Поспелову), Философу Петербургскому (Орнатскому), Василию Бежаницкому (Триумфову), Николаю Верхне-Гнутовскому (Попову), Мокию Амфипольскому, преподобномученице Великой Княгине Елизавете, святому праведному Иоанну Кронштадскому, страстотерпцу царю Николаю. Все они были поборниками и ревнителями трезвости. Что такое обет трезвости по существу своему? Это - добровольный срочный или пожизненный пост христианина. А страсти, как известно из Евангелия, изгоняются молитвой и постом. С подобными обетами мы встречаемся в Библии. Вспомним Сампсона, Самуила, Иоанна Крестителя. Не последнее место в их способности к восприятию даров Святого Духа занимала трезвость. Обеты трезвости получили в России очень широкое распространение с конца XIX века.

http://ruskline.ru/analitika/2008/09/15/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010