Пора ли канонизировать о.Тавриона (Батозского) Скачать epub pdf Конференция, посвященная памяти архимандрита Тавриона (Батозского) (1898–1978), состоялась 18 июня в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете (ПСТГУ). В преддверии 30-й годовщины со дня кончины (13 августа) замечательного подвижника ХХ века его собрались вспомнить те, кто близко знал старца, кто неоднократно приезжал к нему в Латвию, в Спасо-Преображенскую пустынь. В 1960-е – 1970-е гг. имя архимандрита Тавриона было известно всей православной России, к нему приезжали сотни паломников из всех концов Советского Союза. Благодаря о.Тавриону приходили к вере и начинали церковную жизнь молодые люди, оказавшиеся сегодня в центре церковного возрождения – клирики, преподаватели, активные миряне. Конференцию открыл ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьев, который неоднократно бывал в пустыньке у о.Тавриона, общался с ним лично. О.Владимир отметил основные вехи биографии о.Тавриона: его стремление к монашеству с детства, постриг в годы гражданской войны, служение в Москве, Курске, Перми, Уфе, Витебске, Ярославской области. За 26 лет, проведенных в лагерях и ссылках, о.Таврион сохранил «непобедимую энергию», подчеркнул выступавший. Еще в 1925 г., когда Таврион стал иеромонахом, епископ (впоследствии священномученик)  Павлин (Крошечкин) благословил его совершать литургию каждый день, и этому правилу о.Таврион старался не изменять всю свою жизнь, до глубокой старости.  По воспоминаниям о.Владимира, старец совершал также ежедневно вечерние богослужения, проповедовал трижды в день, ежедневно принимал для личной беседы и размещал в пустыньке множество паломников (до 600 человек в церковные праздники), отвечал на письма со всего Советского Союза (до 300 писем приходило в день). О.Таврион вел аскетическую жизнь, очень много работал, в том числе – физически, на строительстве помещений для паломников, а также, по словам докладчика, имел дар исцеления и прозорливости. «Ему была свойственна необыкновенная широта, он был чужд всякого формализма, обладал святой свободой. Было очевидно, что перед тобой – святой человек», – старался передать свое впечатление от старца о.Владимир.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Духовная жизнь – это не интеллектуальные интересы, не литература, не театр, не консерватория Фрагменты традиционной ежегодной беседы ректора Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета протоиерея Владимира Воробьева со студентами-первокурсниками. – Что такое духовная жизнь?   – Как понять – есть ли Дух Святой в человеке или нет? В 1978 году в конце января я ездил к замечательному старцу, архимандриту Тавриону Батозскому. Он был тяжело болен раком, и я не знал, увижу его или нет. От автобусной остановки нужно было идти через лес. Было совершенно темно, блестит снег, горят звезды. Когда вошел в скит, казалось, что все спят. Но в храме было уже много паломников. Те, кто приезжал в скит, причащались каждый день. Отца Тавриона за это многие осуждали. Вхожу в храм и слышу, что-то читают, через некоторое время понимаю, что это – гомилии Симеона Нового Богослова. Читали то место, где преподобный Симеон объясняет: если кто-либо говорит, что в нем Дух Святой, хотя это и незаметно, то это – неправда. Потому что присутствие Духа Святого в сердце ни с чем нельзя перепутать. Это как благоухание в ноздрях или свет для глаз. Вдруг из алтаря вышел отец Таврион и сказал: «Вы знаете, что я благословлял всех часто причащаться. Когда я приду на Страшный суд, Бог меня спросит: «Как ты мог всех причащать каждый день, откуда у тебя такое дерзновение»? А я Ему отвечу: «Я их предупреждал». Слова преподобного Симеона – это вам предупреждение». Это значит: не обманывайте себя, – если не чувствуете присутствия благодати Святого Духа, значит ее и нет у вас. И часто причащаться в этом случае нельзя – вы не готовы жить благодатной, духовной жизнью. Немного по-другому об этом говорит апостол Павел: «Тот, кто Духа Святого не имеет, тот не Его» (Рим. 8:9). Духовная жизнь – это не широкие интеллектуальные интересы, это не литература, не театр, не консерватория, это – жизнь с Духом Святым в сердце. Присутствие Духа Святого узнается по тем признакам, которые приводит апостол Павел, потом Серафим Саровский. Это – сердечный мир. Это – радость о Господе, это – любовь к Богу и к людям, это – благочестие, целомудрие, чистота.

http://pravmir.ru/duhovnuyu-zhizn-nelzya...

архимандрит Таврион (Батозский) (10.08.1898–13.08.1978) Письма Проповеди и слова архимандрит Таврион (Батозский) Духовный наставник, проповедник, иконописец, духовник Спасо-Преображенской пустыни Свято-Троицкого женского монастыря (г. Рига). Биография Родился в семье казначея городской управы. Был шестым ребёнком в многодетной семье (всего в ней было десять сыновей). Получил образование в земской школе в 1906—1909 годы, затем в учительской семинарии. С восьми лет прислуживал в церкви, с детства мечтал о поступлении в монастырь. В январе 1913 года ушёл в Глинскую пустынь, где трудился в иконописной мастерской под руководством о. Серафима (Амелина), учился на миссионерских курсах. Во время Первой мировой войны был призван в армию, после её окончания вернулся в Глинскую пустынь. В 1920 году был пострижен в монашество. В 1922 году Глинская пустынь была закрыта, и монах Таврион уехал в Москву, где поселился в Новоспасском монастыре. С 1923 — иеродиакон, с 1925 года — иеромонах. Окончил в монастыре школу рисования и росписи. В 1925 году, после закрытия властями Новоспасского монастыря, был иеромонахом в Рыльском монастыре Курской епархии. С 1926 года — настоятель Маркова монастыря в Витебске в сане игумена. С 1927 года служил в Перми, где в 1929 году был настоятелем Феодосьевского храма, активно боролся против обновленческого движения. В том же году епископ Павлин (Крошечкин) возвёл его в сан архимандрита. Аресты, лагеря, ссылки Осенью 1929 года был арестован. 3 января 1930 года приговорён к трём годам лишения свободы, работал на строительстве Березниковского химического комбината в Вишерских лагерях. В 1935 году был освобождён, жил в Калуге, Курске, Липецке, работал художником. Окормлял тайные православные общины. 27 декабря 1940 года вновь арестован, находился в тюрьме в Казани. 14 марта 1941 года приговорён к восьми годам лишения свободы. Срок отбывал в Туринском лагере на северо-востоке Свердловской области, неподалеку от Тавды. Вначале находился на общих работах на лесоповале, затем был лагерным художником в культурно-воспитательной части.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Архимандрит Таврион (Батозский): «Креститься-то можно... Надо веру иметь!» 30.05.2018 15:57:54 Николай Бульчук   Рассказ и о старце, и о том времени, которое переживала наша Церковь в годы, называемые ныне «безбожным семидесятилетием». В то время к музыке многие относились как к религии Архимандрит Таврион (Батозский) – К сожалению, я, наверное, не могу себя назвать духовным чадом отца Тавриона, потому что встреча с ним у меня была всего одна. И состоялась она следующим образом… Это был 1978-й год, мы тогда были еще совсем юные люди. А что касается меня, я был совершенно нецерковным человеком (как и большинство моих сверстников). Скажу вам больше даже: я, наверное, к 19-и годам ни разу не зашел в православный храм!.. У нас была тогда музыкальная компания, и в плане музыки, в плане московских всяких течений музыкальных все наше общение представляло для нас колоссальный интерес. Об этом можно тоже, наверное, поговорить, но это – совсем другая тема… Но почему я упомянул о музыкальных вещах? Не знаю, покажется вам это странным или нет, но музыкальные какие-то искания тогда помогли мне прийти к Богу, как потом оказалось. Дело в том, что в то время к музыке многие люди относились как к религии. Осознанно или неосознанно, но люди тогда искали какую-то высшую красоту, какую-то правду в музыке. Может быть, эти искания многих людей из нашей компании тоже привели в Церковь, а некоторые из них стали даже и священниками, и монахами… – Но расскажите, пожалуйста, о себе. Что у вас была за жизнь?.. Страдал я в то время каким-то недугом – Я в то время страдал каким-то странным недугом, не могу точно сказать даже, каким. Врачи не могли поставить точный диагноз. А проявлялось это в том, что периодически у меня начинались какие-то непонятные приступы. Я жил в Московской области, на работу и учебу в Москву мне нужно было добираться на электричке. Зачастую наступало у меня такое состояние (не знаю даже, как лучше его охарактеризовать), – становилось настолько плохо, что я вынужден был выходить из электрички. И если дело было летом, садился на полустанке, дышал воздухом, приходил в себя…

http://radonezh.ru/2018/05/30/arhimandri...

«Надо постепенно вводить в свою жизнь элементы святости» Памяти протоиерея Геннадия Нефедова († 2017) В субботу, 28 июля – год со дня преставления ко Господу протоиерея Геннадия Нефедова , настоятеля храма Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, благочинного храмов Иверского благочиния Москвы. О своем духовном отце вспоминают те, кого батюшка привел ко Крещению, а тем самым, можно сказать, и к монашеству, а также к порогу Церкви Христовой и созданию своей малой домашней Церкви. Протоиерей Геннадий Нефедов «Как хорошо верить в простоте!» Монах Севастиан, насельник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря: – Лет за пять до Крещения, в начале 1980-х годов, будущая моя крестная Вера Горохова привела меня в Леоново, где в храме Ризоположения тогда служил отец Геннадий. Я ничего в ту пору в религии не смыслил, может быть, и веры у меня как таковой еще не было. Но батюшку я там уже увидел… увидал его лицо… И про себя отметил, что таких светлых небесно-голубых глаз, глядящих на тебя с каким-то умиротворяющим спокойным бесстрастием, я не встречал еще ни у одного человека. Нас познакомили позже, в 1984 году, на освящении квартиры наших друзей – супружеской пары Виктора Леглера и Наташи Богдановой. Они жили в Ясенево. И несколько раз мне звонили: «Приходи на освящение квартиры, познакомим тебя с отцом Геннадием». А я робел: интуиция подсказывала, что просто знакомством общение с таким батюшкой скорее всего не закончится… Но все-таки пришел, и за стол после освящения нас посадили рядом. Во время трапезы отец Геннадий вдруг говорит: – Может быть, нам Володя (мое имя до пострига) что-нибудь расскажет? – Да мне рассказать-то, собственно, нечего людям церковным… Разве что могу передать о том, что слышал или читал. – Ну, расскажите! – Лет десять назад я услыхал о старце Таврионе (Батозском) как о священнике, который тогда, в 1970-е годы, чуть ли ни единственный проповедовал с церковного амвона Господа Иисуса Христа так, как будто в стране вовсе не бушевало безбожие. Летом 1978 года я поехал к нему в Латвию, где в Преображенской пустыньке под Елгавой он настоятельствовал уже второй десяток лет. Но мне пришлось его только провожать. В ночь накануне моего приезда он умер. На прощание со старцем собралось несколько сотен человек. Говорили, что за спиной у него было 27 лет тюрем и лагерей и что он в тех условиях ни на день не прекращал свою священническую службу. Меня тогда потрясло: вот я добрался до форпоста веры, а в полку христиан убыло…

http://pravoslavie.ru/114707.html

Отметим, что Патриарх Кирилл еще в бытность архиепископом, а затем митрополитом Смоленским ввел у себя в епархии практику чтения Апостола и Евангелия, а также Великого покаянного канона прп. Андрея Критского на русском языке. Но и «снизу» дух обновленчества оказался не изжитым. Например, в те же 60–70-е годы в самиздате, а затем перепечатанные на Западе, стали появляться статьи заштатного священника Сергия Желудкова, учившегося в конце 20-х годов в обновленческой академии. В статьях о. С. Желудкова «Литургические заметки», помимо критического отношения к литургической практике и традициям Православной Церкви (резкая критика «устаревшего» Типикона, высказывания об отрицательной роли иконостаса, предложения о сокращении богослужений и т. п.), предлагалась программа обновленческих богослужебных реформ и развивалась идея о некоем «внецерковном христианстве», в котором преуспевшие в деле общественного прогресса «люди доброй воли» — так называемые «анонимные христиане» – также принадлежат к Церкви Христовой, ибо «Дух дышит, где хочет». «Литургические заметки» были опубликованы в самиздате в 1973 г. Тогда же их начал печатать парижский «Вестник РХД», но из-за протестов православных христиан публикация была прервана. Однако в то время все эти обновленческие идеи и течения не проявлялись открыто в Русской Церкви. Народ церковный молился в немногочисленных храмах, где шла традиционная православная служба на привычном церковнославянском языке, а экуменические статьи в ЖМП и самиздатские обновленческие публикации были малочисленны. Правда, в 60–70-е годы были отдельные случаи совершения богослужения (полностью или отдельных его частей) на русском языке: в Троицком храме Ленинградской Духовной академии митрополитом Никодимом (Ротовым), а также в Спасо-Преображенской пустыньке под Елгавой архимандритом Таврионом (Батозским ; † 1978 ), на которого в 20-е годы оказали немалое влияние обновленческие богослужения епископа Антонина (Грановского) в Заиконоспасском монастыре в Москве (см.: Литургия отца Тавриона. Беседа со священником Георгием Кочетковым//«XPICTIAHOC». Рига. 1998, VII. с. 62, 63).

http://ruskline.ru/opp/2023/12/20/sovrem...

– Ну, я думал, если уж ты попал сюда, то это, конечно, обязательно! Было бы странно оставаться, если уж пошли – то все пошли! Я вам сейчас не скажу, сколько точно мы пробыли в монастыре: или это было богослужение вечернее, а в пятницу мы приехали, или иначе. Но, скорее всего, так… На службе старца не было, я не помню, кто служил тогда, да и как вообще служили. Потом был день, и его надо было как-то занять. И он занялся сам собой – мы с этими людьми, о которых я упомянул выше, гуляли вокруг монастыря… – А что представлял собой монастырь в архитектурном плане? Власти считали: чем хуже для насельников – тем лучше! – Это была такая деревянная стена вдоль автомобильной дороги, а три остальные стены практически были открыты. С одной стороны – поле какое-то, с другой – что-то еще… Причем ходили там люди, которых мы теперь называем «бомжами», что-то там просили, и даже к старцу заходили, и он им чем-то помогал… В нашем сегодняшнем представлении монастырь – это стены, это закрытая территория, свой устав жизни и т.д. Тогда там всего этого не было! – Рижская Пустынька еще не начала восстанавливаться? – Да нет, что вы: это был 1978-й год! Наверное, со стороны власти было такое отношение: чем хуже для насельников – тем лучше! И им удавалось создавать эти условия невероятные… Ну, и как раз в этот день (по-моему, это была пятница) мы пообщались с этими тремя людьми. Особенно удивили меня два человека. Мужчина из Архангельска держался как-то сам по себе, у него были какие-то свои задачи. Мы поговорили с ним, но ничего такого особенного в разговоре не было. Но поразило меня (40 лет с тех пор прошло, а я все это вспоминаю!) общение с человеком, который приехал из Белоруссии. Он имел какую-то ученую степень, преподавал чуть ли не в университете. Внешне он был очень благообразен, с бородой, с очень умными глазами, с очень хорошей речью и т.д. И я обратился к нему: «Скажите, пожалуйста, а вот вы приехали сюда из Белоруссии – не ближний свет все-таки… А какие у вас вопросы, собственно?» – И что же он вам ответил?

http://radonezh.ru/2018/05/30/arhimandri...

В 1954 году на служение в пустынь митрополит Вениамин (Федченко) благословил игумена Кирилла (Смирнова). Скромный и искренний о. Кирилл (схиархимандрит Косьма) пользовался большим уважением верующих, которых окормлял до лета 1968 года. После его кончины духовником в пустынь был назначен архимандрит Таврион (Батозский). Здесь прошли последние десять лет трудов праведного старца. В годы его духовничества в пустыньке царила атмосфера раннехристианской общины. Подвижническая жизнь о. Тавриона, его молитвенный подвиг, ежедневные богослужения и проповеди привлекали в пустыньку тысячи паломников со всех концов Советского Союза. Материальное положение пустыни улучшилось. За активной жизнью обители пристально следили власти, но, несмотря на это, о. Тавриону удалось расширить и благоустроить помещения для приема приезжающих, построить паломническую кухню. Последнюю службу в храме о.Таврион совершил на Троицу 18 июня 1978 года. После его смерти пустынька продолжала материально укрепляться, число насельниц увеличивалось, но уникальность духовной жизни обители уже не повторялась. В 80-е годы XX века стараниями благочинной м. Сергии (Конковой) были построены трапезная и двухэтажный сестринский корпус с домовой церковью во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Маленький храм украшен одноярусным иконостасом. В 90-е годы XX века в связи с новыми государственными границами число паломников сократилось. Сегодня пустынь живет молитвенно-трудовой жизнью. Посильные послушания выполняют и паломники. Сельскохозяйственные угодья возвращены, есть ферма и огород. Но главным остается молитва. Богослужения совершаются каждый день. Уже более ста лет неукоснительно соблюдается установленный порядок жизни -молитвенное правило, неусыпное чтение Псалтири. Каждый год накануне праздника Преображения Господня из Риги в пустыньку идет православный крестный ход с иконой Божией Матери «Достойно есть». Рядом с Преображенским храмом находится монастырское кладбище, где покоятся духовные лица и благочестивые миряне. Здесь похоронен митрополит Леонид (Поляков), основательница монастыря игуменья Сергия (Мансурова), останки которой были перевезены в пустынь из Царского Села в 1985 году. Можно помолиться на могилах сестер, настоятельниц и духовников монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=16139

В те времена нередко бывало, что священник служил Литургию, а причастников не было. Под влиянием проповедей отца Тавриона я очень часто призывал молящихся к более усердному причащению. Многим тогда казалось, что это какое-то новшество, и людям было трудно изменить свое отношение к таинству Причащения. Даже монастырские сестры говорили обо мне: «Батюшка нас всё зовет, а мы не идем». Когда отец Таврион заболел, митрополит Леонид послал меня в Пустыньку к нему на помощь. Это было в 1978 году после праздника Воскресения Христова. Я был в то время начинающим священником, и потому мне было нелегко там служить. К тому же, к архимандриту Тавриону приезжало очень много людей, а когда узнали о его тяжёлой болезни, паломников стало приезжать ещё больше. Но молитвенную поддержку старца я ощущал постоянно. Теперь, оглядываясь назад, понимаю, что болезнь батюшки была явно по Промыслу Божию, хотя, наверно, он сам в то время не предполагал, что его жизненный путь уже заканчивается. Несмотря на то, что старец дожил до восьмидесяти лет, у него ещё было много сил служить, благодать Божия его укрепляла. Зная жизненный путь архимандрита Тавриона, я не представлял, что он мог бы не совершать Литургию из-за немощи. Как бы тяжело он ни болел, он всегда служил. Но теперь у отца Тавриона обнаружили рак пищевода, и какое-то время его поддерживала только Святая Кровь Христова, которой он причащался, а есть он ничего не мог. Старец стал заметно слабеть, и совершать богослужения ему с каждым днем становилось всё труднее. Поэтому ему был необходим помощник. У отца Тавриона в Елгаве был дом, приобретенный, видимо, для того, чтобы совершать там богослужения, когда он почему-либо не сможет служить в Пустыньке. Тяжелые жизненные испытания научили его быть предусмотрительным. Но поскольку старец знал, что Господь рано или поздно призовёт его к Себе, он договорился с митрополитом этот дом переписать тому, кого определят ему в помощники. Впоследствии я передал дом Церкви. Предусмотрительность архимандрита Тавриона была видна во всём. Например, дрова и уголь у него в монастыре всегда были заготовлены заранее и с запасом. Вина и муки для служения Литургии всегда было вдоволь. К сожалению, надежных помощников у отца Тавриона было немного, а самому во всё вникнуть и всё предусмотреть трудно. Однажды он обнаружил, что в его запасах испортилось много вина. Помню, как он огорчился на праздник Св. Троицы (это была его последняя Литургия): я не проверил вино, которое нам подали на службу, и оказалось, что оно кислое. Было горько услышать упрек отца Тавриона: «У нас вина — хоть пожар туши!»

http://pravoslavie.ru/5291.html

Ведь человеческое сознание всегда привлекается красотой, любовью, человек всегда стремится найти красивое. Христос, Спаситель, сказал: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе». В Евангелии написано, что «сие говорил Он, давая разуметь, какою смертью Он умрет». И разве Христос только чудесами нас привлекает? Господь наш, поруганный, названный обманщиком, прободенный копьем, распятый в немощи, жив силою Божией, жив великой божественной Любовью, которой Он нас и привлекает к Себе. И эта великая божественная Любовь все побеждает. Две тысячи лет побеждает! И еще Он сказал ученикам Своим: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся». Крепко, глубоко, истинно надо чувствовать, что в этих словах — прощение грехов. Такая радость! «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» — вот повеление Божие. Так почему же люди не так живут? Сколько же у нас мелочи, напрасных трат, непонимания! Наше невежество, наша беспечность, наше неверие хоронят последние остатки веры. Человек стремится к высокому служению, а сам не хочет осознать дары, полученные им для работы в винограднике Божием. А Господь призвал нас к великому служению. Вот посмотрите, как трудились во славу Божию наши предшественники. У них ведь, кроме виселицы, плахи, пожизненного заключения, ссылки, ничего не было. Кровь христианская реками лилась… Теперь же у нас с вами совсем другие условия. Но пользуемся ли мы этим? «Отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его», — сказано Господом. Сколько прекрасных возможностей мы имеем! Надо ценить их, братья и сестры! Господь дал нам так много замечательных даров по великой милости Своей, по великой божественной Любви к нам. И как Он беспокоится о нас! С какой заботой, с какой лаской Он говорит, что с головы нашей ни один волос не упадет без Его воли! А сколько блаженств Он дает нам уже здесь, на земле, в этом мире! Если мы будем искать Царство Божие, то не только сами спасемся, но тысячи вокруг нас спасутся. В этом жизнь Церкви Божией, и это надо понять. В Церкви мы получаем благодать святости для служения великому делу Христову, порученному нам. Так вот, братья и сестры, будем пробуждаться! Все это я говорю не для того, чтобы вас укорять, а лишь для того, чтобы напомнить о нашем великом призвании трудиться в винограднике Божием. И да поможет нам в этом Господь! Архимандрит Таврион (Батозский) (1898–1978). Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни (1976 г.)//“Православная община». 1996 г. Другие проповеди Самое популярное Сейчас в разделе 34  чел. Всего просмотров 5.8 млн. Всего записей 375 Подписка на рассылку ©2024 Православные проповеди к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010