Так предстает перед нами вся важность евангельского предписания «любить врагов наших». «Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благослов ляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас... Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд...» ( Лк 6: 27–28, 35–36 ). Речь идет о том, чтобы разорвать адский круг насилия и мести, который, в свою очередь, порождает новое насилие, еще более жесткое, и так до бесконечности. Иисус не остановился на этом пути, Он сделал нас способными идти по нему, опираясь на Его Крест, Его Воскресение и дар Духа. И действительно, благодатью Креста даже поражение, даже смерть могут стать зарождением Царства. III. Осуществлять ли власть веры? Сегодня христиане повсюду в меньшинстве и не могут претендовать на управление обществом. Идеал, редко бывший осуществленным в истории, «святого князя», «христианского монарха», который монополизировал бы царское священство народа Божьего, принимал бы Церковь как внутреннее ограничение и вдохновение своей власти и, наконец, что самое главное, при необходимости «отдавал бы жизнь за друзей своих», – этот идеал принадлежит к отжившей символике. Или, лучше сказать, он должен быть внутренне углублен, осуществлен каждым христианином, предназначение которого быть «царем, священником и пророком». Я намечу здесь три пути служения и добровольного обязательства. Самобытный образ жизни в евхаристических общинах Причащаясь «дарованного» Тела Христова, Его «пролитой» Крови, христиане должны причащаться Его требованиям и Его пророческому примеру. С этого момента отказ от господства становится отличительным знаком их принадлежности ко Христу. Лука помещает в самый центр евхаристической трапезы спор между учениками о том, «кто самый больший». Ибо целью евхаристической трапезы было как раз внедрить среди учеников новую практику, противостоящую этой игре самолюбий. Иисус вовсе не отвергает величия, всякий мазохизм был бы излишним. Но «кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» ( Мф 20: 26 ). Настоящее величие не в том, чтобы властвовать, а в том, чтобы служить.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

усердного приготовления к принятию Святых Христовых Таин, состоящего в усилении поста и молитвы, в испытании своей совести и завершающегося Таинством Исповеди. О.Николай совершенно справедливо замечает, что как ни готовься, достоин этой великой Святыни не будешь, но делает из этого ложный вывод, будто и готовиться не надо. Вполне понятно, что если Царь пожелает быть в доме у нищего, то Он будет видеть его убожество. И нищий это понимает. Но старается все, что возможно, сделать: и пол помыть, и пыль обтереть, и паутину смести, и скатерочку, хоть изношенную и в пятнах, но постиранную, постелить. Иначе он рискует навлечь на себя гнев Высокого Гостя. О том, как этот гнев выражается в реальной жизни... говорит св. ап. Павел: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе» (1 Кор. 11, 27–29). Осуждение, о котором говорит Апостол, — вечное, но есть и временные последствия: «От того многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (1 Кор. 11, 30). Эта строчка из Апостола не­ожиданно проиллюстрирована в современной жизни. Я имею в виду напечатанную в газете «Православная Моск­ва» 39–42, декабрь 1998 г.) статью «Чашей держится мир», к 100летию со дня рождения архимандрита Тавриона (Батозского)... В этой статье говорится: «Многие, пожив в обители (у о. Тавриона — прот. В.П.), хотели и в миру жить так же, не понимая, что для этого нужно очень много трудиться, да и не дано это всем. Недолгое время существовал кружок молодых людей, которые решили в миру причащаться еже­дневно. Добились такой возможности, договорились со знакомым священником. Скоро на них напали такие искушения, каких и не ждали. Все они заболели, а их лидер сошел с ума, в больницу попал. Разбросало их в разные стороны, один даже от Христа отрекся» (4-й столбец внизу). Как видим, до коринфских смертных случаев дело не дошло, но картина в общем сходная...

http://ruskline.ru/opp/2021/06/05/istinn...

(Я должен оговориться, в моем распоряжении очень мало времени, и поэтому я вынужден говорить очень кратко.) Что творил в Своей жизни Спаситель? Он явил нам Свою бесконечную Любовь . Он пришел для того, чтобы призвать к Себе обремененных и страждущих. Для чего их призвать к Себе? Для того, чтобы упокоить их, для того, чтобы они обрели силу и могли нести свой крест дальше. Вся Его жизнь есть служение человеку. Это следует нам понять. Он учил Своей жизнью. К Нему приходили немощные, нищие, слепые, хромые, душевнобольные, и все от Него чаяли спасения. И Он всегда был с народом, всегда ему служил. Иногда Он удалялся на гору для совершения молитвенной беседы со Своим Небесным Отцом. Вы все помните, как однажды Он взял с Собой апостолов Петра, Иоанна и Иакова на высокую гору и там преобразился пред ними. Апостолы испугались, когда увидели, что с Ним – пророки Моисей и Илия. Они пали ниц и услышали с неба голос: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Он подошел к ним, коснулся их рукой и сказал: «Не бойтесь». И потом спустился с горы святой, с горы, которая сияла светом божественным, спустился вниз, где Его ждали люди, и сразу же пред Ним преклонил колени отец с мольбой: «Господи, помилуй сына моего; он в новолунии беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь, бросается в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его. Помоги, Господи!» Господь призвал бесноватого к Себе и исцелил его. Вот это противопоставление – слава Преображения на горе святой и мир страданий. С этим страдающим миром и был Господь и заповедал нам идти тем же путем. Апостольское время. Вы знаете, когда Дух Святой сошел на апостолов, то все были потрясены страхом велиим, но и радостию велиею они были охвачены. И тогда сильно увеличилось число христиан. Все они были вместе, все они имущество свое объединили, были единодушны, и всем это было на удивление. Вот вам еще свидетельство того, что такое святая Церковь . Труды апостолов. И о них мы знаем многое, особенно об апостоле Павле, апостоле народов, который прошел почти всю вселенную, утверждая веру Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Нет, конечно, притеснения были, было еще многое другое, но общая обстановка была иная для тех, кто уже избрал этот путь. У меня к тому времени воцерковление уже довольно серьезное произошло: я уже, как говорят, «перешел на 19-ю статью». Обрубил все прежние связи, и все! И мне было безразлично, как там и что… «Я – дома» В моем воцерковлении  архимандрит Таврион (Батозский)  сыграл, конечно, одну из ключевых ролей. Вообще говоря, два старца сыграли такую роль в моей жизни: отец Таврион (Батозский) и еще – был такой отец Амвросий из Балабаново. Очень интересный тоже старец... Получилось так, что в эти годы и я, и весь мой круг друзей метались между разными восточными течениями (например, дзен-буддизмом, йогой и т.д.). И вдруг как-то засветился у нас внутри огонек Православия… Вся обстановка вызывала такое чувство, будто дома очутился У меня был тогда довольно близкий друг Валерий (он сейчас проживает во Франции, недавно выпустил книгу о русском космизме). Он к тому времени был уже достаточно «крепкий» воцерковленный человек, мы с ним тогда много дискутировали на эту тему. И вот, он мне как-то говорит: «Знаешь, в общем, все это ерунда! Надо все бросать и просто ехать к старцу!..» И так получилось, что мы поехали. Поехали в начале Поста, а попали в Рижскую Пустынь на Масленицу. И когда я все это увидел в первый раз в жизни своими глазами, конечно, какой-то поворот в сознании у меня произошел. Впервые я услышал проповеди отца Тавриона, увидел эту службу удивительную... И вся обстановка вызывала такое чувство, будто дома очутился!.. У меня было очень недолгое общение со старцем, только уже перед самым моим отъездом мы с ним немного побеседовали. Он как раз дал мне совет: престать метаться, успокоиться… Поэтому он для меня явился как бы основоположником моего воцерковления. А потом, уже в Москве , у меня появился духовный отец… Но встреча с отцом Таврионом все же явилась неким ключевым моментом. Отец Владимир Рожков   Протоиерей Владимир Рожков – Но это не был ваш первый опыт в Православной Церкви? Когда вы приехали в Рижскую пустынь – это не было первым вашим посещением православной святыни?

http://ruskline.ru/opp/2021/12/29/kompoz...

– Он ответил так, что я готов был, наверное, сразу же взять билет и поехать обратно в Москву! Он сказал: «Понимаешь, какая история: в Белоруссии на сегодняшний момент так распространено чернокнижие и столь много колдовства! И мы часто всему этому подвержены, так что я приехал вот по этому вопросу…». Ну, тут я уж не знал, какой второй вопрос ему задавать, потому что я в детстве был пионером, сейчас комсомолец, да и вообще – «наука и религия», и все такое прочее… И вдруг преподаватель университета, который приехал Бог знает вообще куда, Бог знает зачем – и вот, он абсолютно серьезно говорит: «Столь много колдовства…». – Вас это испугало? – Я подумал про себя: надо поскорее как-нибудь отсюда уехать, и было бы это очень хорошо. Ну, а куда скорее уехать? Обратные билеты были только назавтра, вольно или невольно нужно было оставаться! – Вечером опять пошли на службу? Старец практически летал Архимандрит Таврион (Батозский) – Наступил вечер, опять вечернее богослужение: снова эти монахини, которые стояли за мной и истово молились, клали земные поклоны… Наступила суббота, следующий день, а на утреннее богослужение пришел сам старец Таврион! – Каким вы его увидели? – Да, я тоже все готовился: как я его увижу, что он из себя представляет? Столько людей стремятся с ним встретиться: что он? как он? Первое, что бросилось мне в глаза, – это его порывистость: он практически летал. Все движения его были порывисты: он прошел в алтарь летящей походкой, служил громко, возгласы были у него отчетливые, выходил иногда на клирос: что-то помогал, поправлял… – А много народу было на службе? – Наверное, еще приехали люди в субботу, так что народу было много. Было особенно много приезжих (а может, это были постоянные прихожане?) и немало женщин. Во время литургии отец Таврион исповедовал, а однажды стал почти кричать, очень эмоционально выговаривая одной из женщин. – А что он говорил? – Совсем удивительная вещь! Я-то думал, что тут, в храме, собираются одни фанаты какие-то, но вдруг от самого старца я слышу: «Вот, таскаешься по монастырям! Детей двоих дома бросила! За детьми надо смотреть! Надо детей воспитывать!» Меня, помню, тогда это поразило, какая-то потрясающая позиция: вроде люди сюда приезжают, и надо было бы, наоборот, их как-то поощрять за это, но нет – эту женщину он так строго отчитывал!

http://radonezh.ru/2018/05/30/arhimandri...

Посмотрим на их речи. Бог у них представляется как Всемогущий и как Справедливый, не более того. Причем, интересно, мы нигде не найдем личного обращения к Богу – они всегда говорят о Боге в третьем лице: «Он». Милосердие Божие, очевидное для Иова, для них почти ничего не значит. Для Иова Бог не есть только, как для его друзей, трансцендентная реальность, абсолют, который делает что хочет, когда хочет, и для человека его пути совершенно непознаваемы. В рассуждениях друзей Бог выступает неким механизмом, который осуществляет справедливость, невзирая ни на лица, ни на что. Согрешил – будешь наказан, сделал доброе дело – будешь благословен – все, никаких личных мотивов у Бога нет. Бог трансцендентный абсолют, совершенно непознаваемый, который функционирует по определенным законам. И даже друзья готовы признать, что Он вообще выше понятий добра и зла: «что Богу пользы от твоей праведности?». И, соответственно, что они предлагают Иову? Они как бы говорят: «ну зачем, что ты воюешь с ветряной мельницей? Зачем тебе судиться с Богом? Зачем тебе познавать Его действия? – вот есть такие правила, подчинись им, тебе будет хорошо, и живи, как хочешь. Бог сам по себе, ты сам по себе, всем хорошо. Бог лучше тебя знает, как и что делать. От твоих протестов ничего в мире не переменится, но тебе будет только хуже». Они предлагают Иову добровольно принять сложившуюся ситуацию. Более того, фактически они предлагают Иову с Богом всерьез никаких отношений не иметь. То есть вера и религия друзей – это религия внешнего авторитета, она для падшего человека очень удобна, потому что она не накладывает на него никакой личной ответственности. Вот есть такие правила, я по ним живу, и все. Я все, что положено от меня Богу, сделал, и Бог тоже, что мне положено, мне в ответ дает. Мы квиты. Никакой любви тут не требуется, никакого дерзновения, никакой дружбы с Богом. Такое вот автоматическое благочестие. Однако Иов – пророк. Он знает Бога, и не может принять тот ложный образ, который предлагают ему друзья. Именно его он хулит, а вовсе не Бога, как может показаться сначала. И это – подвиг веры. В одной проповеди архимандрита Тавриона (Батозского) есть такие слова: «Почему у людей бывает неверие? А потому, что они своего бога выдумывают. Никто своим умом не измеряй Бога!» с. 198].

http://sedmitza.ru/lib/text/431312/

Их угощали ястием и питием, давали в дорогу и “на дорожку”, и обычно таким образом устранялись какие-то сложности. Иногда “гости” злоупотребляли своим положением, и о. Таврион жаловался на слишком частые их визиты к “кормушке”. Отношение к властям у старца было осторожное. У него, прошедшего горнило лагерей и ссылок, познавшего систему в ее страшной сущности, иллюзий относительно коммунизма “с человеческим лицом” не было. Он до конца жизни был готов к новым гонениям и тюрьмам. Характерен такой эпизод. Году в 1975—1976 расследовалось одно финансовое дело, и подозреваемая дала какие-то показания о причастности о. Тавриона. Он был вызван в Москву для дачи показаний. Перед поездкой привел все дела в порядок и попрощался с монахинями, как могущий не вернуться. Но, слава Богу, обошлось. Опасаться в те времена было чего. Власти на любого верующего, тем более церковнослужителя, смотрели как на потенциально нелояльного строю гражданина. Священник мог запросто быть обвинен в религиозной пропаганде, что каралось законом. Определенные органы старались шантажом или подкупом склонить священнослужителей к сотрудничеству, либо, если это не удавалось, тотально контролировали деятельность. Рычагов давления у властей хватало: органы милиции, уполномоченный, часто и правящий архиерей. Пустынька для этих служб была объектом значительным. Сюда стекались верующие со всей страны, среди них было много интеллигенции. Кто только здесь не перебывал в те годы: профессора вузов, научные сотрудники институтов, художники, литераторы, врачи, учителя и т.д. (помнится, одну зиму истопником трудился физик-ядерщик с научной степенью.) Уже этого достаточно, чтобы быть под пристальным вниманием. А ведь в Пустыньке бывали и известные диссиденты, журналисты, иностранцы. Как осуществлялся контроль? Присылались кадровые сотрудники, вероятно, имелись осведомители и среди насельниц. Требовалась осторожность и в отношениях с церковными властями. Зная, что путь к высокому иерархическому положению часто был сопряжен с условием какого-либо сотрудничества в органах (о.

http://azbyka.ru/fiction/vospominaniya-o...

Я даже писал патриарху Пимену тогда: «Ваше Святейшество, я служу с радостью, но мои голосовые данные для дьяконского служения весьма скромные — должен быть хороший голос. Прошу, Ваше Святейшество, смиренный послушник…», – и так далее. На что вернули резолюцию: «Высокочтимый дьякон Александр, вы пишете, что ваши голосовые данные очень скромные, но размер храма, в котором вы служите, тоже скромный. Служите дьяконом. Я о вас помню». Я каждый год писал прошения, мне каждый год были такие ответы: «Пока вакансий нет. Служите дьяконом. Я о вас помню». Но настает перестройка, 1989 год. Наш настоятель, который был перед этим, уже был старенький, он ушел на покой, назначили нового. Такой крупный мужчина, отец Петр Рыйна из Белоруссии, участник войны, партизан, медали, там все. Но он был выездной, а понятно, какие люди тогда были выездные, тем не менее. Как-то он ко мне проникся, и когда скончался священник неожиданно довольно молодой, образовалась вакансия, он ходатайствовал, чтобы меня рукоположили на это место. Что и произошло в 1989 году, когда мне было 50 лет. Евангелие как бы для изучения русского языка Я, конечно, унывал, когда 16 лет служишь и никакого продвижения. Можно было проповедовать, сколько упущенных возможностей. Потом я уже понял, что это было не случайно, потому что тогда меня дети не видели бы. А тут выросли дети, все нормально. Так что все хорошо, я совершенно не жалею. Потом, знаете, для смирения дьяконское служение 16 лет очень полезно. Вспоминаются встречи с разными чудесными людьми. Замечательный старец отец Таврион Батозский, служил под Елгавой в Латвии, в церковочке. К нему пол-Москвы тогда верующих ездили. «Батюшка, никак меня не рукополагают». – «Ничего, ничего, вы ждите, с радостью ждите». У него в алтаре стояла маленькая скульптурка – горячее сердце Иисуса, вообще он был сторонник близости с католиками, за что его очень многие лягали. А он сидел 25 лет в свое время вместе с католиками. Был замечательный генетик, иезуит, священник из Намюра. Он приезжал сюда в Россию в 80-х годах как бы с научными целями, специально выучил русский язык, и возглавлял делегации верующих.

http://pravmir.ru/podhodim-k-tankam-stuc...

Но бессмертие всегда означало, что божественное начало проникало в человека и овладевало им. Бессмертие – богочеловечно. Бессмертие нельзя объективировать и натурализировать, оно экзистенциально. Мы должны стать совершенно по ту сторону пессимизма и оптимизма и утверждать героические усилия человека реализовать свою личность для вечности, независимо от успехов и поражений жизни. Реализация личности для вечной жизни имеет еще связь с проблемой пола и любви. Пол есть половинчатость, раздробленность, неполнота человеческого существа, тоска по восполнению. Целостная личность бисексуальна, андрогинна. Метафизический смысл любви в достижении целостности личности для вечной жизни. В этом есть духовная победа над безликим и смертоносным родовым процессом…» архимандрит Таврион (Батозский) Из проповедей в Спасо-Преображенской пустыни Избранное житие Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский Советы психолога После потери близкого человека нас переполняют сложные чувства. Иногда возникают настолько необычные переживания, что становится страшно, кажется, что ты сошел с ума. Но именно в дни катастрофы (а смерть близкого человека – и есть личная катастрофа) даже пугающие мысли, переживания, действия являются НОРМАЛЬНОЙ реакцией на боль от потери. В первые 48 часов после смерти близкого сознание сопротивляется реальности, отказывается признавать случившееся. Это – нормальная шоковая реакция, которая защищает психику от разрушающей боли. Многие люди говорят, что умом признают, понимают произошедшее, а внутри – словно не верят, не осознают трагедии. Некоторые вообще отказываются верить в смерть близкого человека, особенно если они не видели тело усопшего. Иногда шокированный тяжелым известием человек ведет себя так, словно ничего не случилось. Но в первые часы после смерти дорогого человека нормальным является даже поведение, которое в другое время было бы признаком сумасшествия: например, если человек ведет себя так, будто умерший человек по-прежнему жив, просит позвать его, передать ему что-то, разговаривает с пустым местом за столом, словно там находится усопший. Поэтому не пугайтесь собственных «ненормальных» реакций и не паникуйте из-за чудного поведения других скорбящих. Когда сознание будет готово принять произошедшее, не разрушив при этом личность, шок отступит, и нормальное восприятие реальности вернется. Изучите этапы переживания горя и условные критические фазы этого процесса. Стихотворение дня Уходят люди. Каждому черед , Шаховской Иоанн‚ архиепископ Видео дня Можно ли вымолить из ада? День 2й Христианское учение о смерти После смерти человека отделившаяся от его тела душа проходит испытание, по результатам которого определяется её дальнейшая участь: либо она попадает в Царство Небесное, либо в иное место. Считается, что это определение выносится на сороковой день после исхода души из тела, то есть после смерти (не имеем в виду особые случаи).

http://azbyka.ru/death/plan-na-40-dnej/?...

   ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 3, л. 62.    АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 12 марта 1952 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. Юоб.; Там же, д. 37, л. 2об.) "    АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1957 г.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова). Далее сведения о жизни о. Зосимы приводятся в соответствии с этим списком.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова).    АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного).    Там же.    Там же. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1956 г. В списке монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. указано, что Игнатий (Щастный) пострижен в монашество в 1904 г. (АУПЦ).    Там же. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного).    В послужном списке иеромонаха Игнатия (Щастного) сказано, что он рукоположен во иеромонаха в 1943 г. (АСЕУ), но в списках монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. (АУПЦ) и 6 апреля 1944 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6) он значится еще иеродиаконом и лишь в списке на 22 февраля 1945 г. иеромонахом (АУПЦ).    АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 12 марта 1952 г.    Там же. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г.    АУПЦ. Анкета служителя культа Хондошко С.Г.    Там же.    Там же.    Там же.    Там же.    АСЕУ. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) в Сумское епархиальное управление от 8 января 1958 г.    АСЕУ. Послужной список иеромонаха Феогена (Тарана). В АСЕУ сохранилось 3 послужных списка о. Феогена за разные периоды его жизни: иеромонаха, игумена и архимандрита Феогена. Поскольку ни один из них не объединяет всех сведений, содержащихся в других списках, использованы все эти документы.    Там же. Послужной список архимандрита Феогена (Тарана).    В послужном списке настоятеля и братии Глинской Рождество-Богородицко пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81) и за 1918 г. (Там же, д. 3, л. 55.) указано, что о. Феоген поступил в Глинскую пустынь в 1902 г., а в послужном списке архимандрита Феогена от 20 октября 1959 г. (АСЕУ) — в 1903 г.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010