Посылая учеников на проповедь , Христос сказал: «Идите и проповедуйте Евангелие всей твари». Потом Он говорит: «Вы свет мира, вы соль земли». Вот какой должна быть наша христианская вера и христианская жизнь! Так вот постараемся! Так, чтобы не стыдно было нам носить наше христианское звание. Да поможет нам Бог! А эти благодатные минуты нашего предстояния на Литургии будем переживать именно как благодарение Господу за все минувшее, за настоящее, за будущее. Лучше всего благодарить Господа! А благодарение Господа, как некоторые святые говорят, это новый, больший сосуд для большей благодати. Если мы будем благодарить Господа, значит, мы будем спокойны, мы будем надеяться, будем считать себя обязанными, нужными быть благоговейными и благодарить перед Богом. Особенно каждый из нас. Знаете, по делам достойны мы чего! А вот Господь долготерпит и сколько великих милостей показывается на вас. Так вот, будем внимательны. Аминь. «Но Богу благодарение, Который всегда дает нам торжествовать во Христе, благоухание познания о Себе распространяет нами на всяком месте» ( 2Кор. 2, 14 ). Вот видите? Благоухание Христово, как апостол Павел говорит, распространяется через них, через апостолов. Так точно и мы. Должно быть в нас усердие. Мы являемся благоуханием Христовым. Апостол дальше говорит: «Для одних запах смертоносный как смерть, для других запах живительный как жизнь». Вот видите? Мы, христиане, призваны к тому, чтобы стать благоуханием Христовым и в погибающих и в спасаемых. Вот видите – мы должны стать благоуханием! Благоухание – это прекрасный, дивный, чудный аромат. Вы должны быть ароматом. А вы знаете, аромат не требует никакой борьбы, никаких усилий. Он как-то вообще разносится, человек своим обонянием чувствует прекрасный аромат. Точно так и мы должны действовать, мыслить в распространении христианства и утверждении нашей веры. Благоухание мы должны источать! Бывают прекрасные плоды, очень вкусные и на вид приятные, и в то же время они благоухают. Так вот, благоухание – такое свойство, которое без всякой борьбы как-то особенно увлекает, привлекает человека. Апостол Павел сравнивает христиан с благоуханными плодами. Такова должна быть наша жизнь христианская.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

На глубину Андрей Борисович Ефимов: Не помню точно, где и как, но мы познакомились с Андреем в начале 70-х годов, еще при жизни отца Тавриона. Я в то время начал преподавать в МИЭМ, институте электронного машиностроения, с которым Андрей был тесно связан. В начале нашего общения Андрей был увлечен дзен буддизмом. Причем, очень основательно и глубоко. Везде, куда бы он ни окунался, он погружался основательно и глубоко. И в дзен-буддизме он на некоторое время завяз. Но довольно скоро стал вылезать и, конечно, пришел в христианство, в православие, где так раскрылся. Андрей был талантлив во всем, во всех самых разных областях, куда бы он ни погружался. Однажды мы с ним оказались в Пустыньке у архимандрита Тавриона (Батозского). У него в то время все занимались строительством, потому что огромное количество приезжих требовалось размещения, устройства. И вот, насколько я помню, мы с ним вместе работали: я учился плотничать, а он тоже чему-то учился. Прежде всего, конечно, азам духовной жизни. На этом строительстве мы встретили одного человека, о котором не могу не рассказать. Это был худенький невзрачный человек, который приехал из Белоруссии, у него был рак пищевода. Ему хотели сделать операцию, но, разрезав, сразу зашили, сказав, что сделать уже ничего нельзя.   Мама его направила в Пустыньку: «Поезжай, перед смертью придешь в себя». Болезнь его была совершенно безнадежна. Приехал, пошел к отцу Тавриону в келью. Тот его принял, побеседовал, а потом говорит: «Иди на трапезу, поешь» — «Я могу только молочка немножко попить, больше не могу ничего есть». — «Бог благословит! Иди на трапезу!». Он пошел, ему налили пиалочку борща постного, он попробовал, проглотил одну ложку, вторую, третью… Три недели он в Пустыньке прожил и все встало на место, он полностью исцелел. Потом он приехал домой, мама говорит: «Давай я тебе молочка налью» — «Мама, я все ем теперь». И она прямо рухнула к иконе на колени от благодарности. Так и мы с Андреем так жили в Пустыньке… Как попасть к старцу? А потом Андрей оказался в Николо-Кузнецком храме. В это время отец Всеволод Шпиллер уже начал болеть, Андрей направлен к отцу Александру Куликову. И вот здесь начался его серьезный духовный путь.

http://pravmir.ru/ob-ukradennyih-moshhah...

— Расскажите про деревню? — Про деревню сказать особо нечего, она была ничем не примечательна. В магазине продавался только шпротный паштет и хлеб пополам с отрубями. На наших глазах в первый раз привезли помидоры. Бабушки, которые пришли «за товаром», всерьез обсуждали, что с ними делать: варить варенье или есть с сахаром. А вот наш погост… Дом священника отчего-то был не готов, и ночевали мы в сторожке. Мы с папой ждали маму с остальными тремя детьми, и я решила подготовиться – все же мне было целых 11 лет: сварила на печке свои первые щи и оставила их там же. А утром я собственным носом учуяла, почему мясной суп в тепле не хранится. Стирала я у колодца, готовила на уличной печке…. На первое храмовое венчание мы с Катей (теперь матушка отца Алексея Емельянова) нарвали цветов на кладбище — в деревне их никто не выращивал. Однажды приехал тот священник, что папу рекомендовал, с помощницей. Та огляделась, и чуть ли не заголосила: «Да как же вы пьете воду из-под мертвецов?!» Мы делали в церкви все – разбирали печь, потом заново клали ее, мыли полы, пекли просфоры, читали на клиросе и — гуляли. У нас было дерево, которое напоминало профиль графини, был «русалочий пруд» – мы придумали к нему целую историю. Я же говорю, важно, что ты помнишь. Таня, Даша и Маша с мамой Натальей. Фото из личного архива Свешниковых У того, что я была старшей, имелись свои плюсы и минусы. С одной стороны на мне лежала постоянная ответственность, с другой – доставалось больше других. Например, тому, кто идет первый раз в школу, папа устраивал путешествие-подарок. Мы ездили по разным монастырям и городам, что было очень интересно. Так я побывала в Пскове. Новгороде, Псково-Печерской лавре, где встретилась с архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) . В Пюхтицах с нами гулял старенький отец Алексей, он все знал про это место. В Пустыньке под Ригой мы застали отца Тавриона (Батозского) . Мое путешествие кончилось, но потом меня брали с остальными детьми. Так что я ездила больше остальных. А еще были папины друзья, и мне всегда позволяли слушать, о чем они говорили.

http://pravmir.ru/maria-sveshnikova/

По моим наблюдениям, владыка не жаловал наушничества. Если кого-то пытались очернить, то он спокойно говорил: «Весьма достойный человек, весьма». И, естественно, пристыженный наушник немедленно исчезал. Владыка любил юмор. Шутил всегда с серьезным лицом. В один из осенних епархиальных объездов он обедал в нашем доме. Входя, он сказал моей сестре, встречавшей его с хлебом и солью: «Мамонтов не хочет меня кормить». На что сестра ответила: «Не беспокойтесь, владыка, Вас Моисеевы покормят». Анастасия Ивановна Цветаева, зная владыку по моим рассказам, имела к нему глубокое уважение. Она передала ему через меня свои «Воспоминания» с теплой дарственной надписью. Книгу он принял с искренней благодарностью, и она хранилась в его большой библиотеке. А меня благословил на духовное творчество. С того времени я стараюсь исполнять его завет. В вышедшей в Москве моей книге «Сердце пустыни» (2001) о трех старцах — схиархимандрите Косме (Смирнове), архимандрите Таврионе (Батозском), архимандрите Серафиме (Тяпочкине) отмечено это: «По благословению Высокопреосвященнейшего Леонида, митрополита Рижского и Латвийского». Я знал, что Аркадий Райкин был одноклассником владыки, и они сохранили дружбу на всю жизнь. Иногда он приезжал на отдых к владыке. Однажды я спросил владыку: «Об Аркадии можно молиться?» Он ответил: «Можно». Владыка Леонид был открыт людям всех конфессий. Он встречался не с конфессией, а с человеком, образом Божьим, который имеется в каждом из нас. Любил общаться с покойным кардиналом Вайводсом, лютеранским епископом Турсом. На официальных приемах у владыки были представители разных конфессий: католики, лютеране, баптисты, старообрядцы. Однажды на прием пришел раввин из хоральной еврейской синагоги. В то время приехал из Нью–Йорка старший раввин. Приглашая владыку, он сказал: «Меня и Вас ждут в синагоге». Уполномоченный по делам религии, находившийся на приеме, заметил владыке: «Знаете, нет согласованности в том, чтобы Вы посетили синагогу». Но потом вдруг сказал переводчице: «Можете с Бородиным туда его привезти». Владыка приехал. В синагоге было много молящихся. Раввин говорил на английском языке, его слово переводили на русский. Владыка внимательно выслушал проповедь.

http://azbyka.ru/fiction/gospod-pastyr-m...

1100 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 12 марта 1952 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 34, л. Юоб.; Там же, д. 37, л. 2об.) " 1101 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни на 1 января 1957 г. 1102 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова). Далее сведения о жизни о. Зосимы приводятся в соответствии с этим списком. 1103 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Зосимы (Примакова). 1104 АСЕУ. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г. 1105 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного). 1106 Там же. 1107 Там же. Список насельников Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1956 г. В списке монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. указано, что Игнатий (Щастный) пострижен в монашество в 1904 г. (АУПЦ). 1108 Там же. Послужной список иеромонаха Игнатия (Щастного). 1109 В послужном списке иеромонаха Игнатия (Щастного) сказано, что он рукоположен во иеромонаха в 1943 г. (АСЕУ), но в списках монахов Глинской пустыни на 6 мая 1944 г. (АУПЦ) и 6 апреля 1944 г. (ГАСО, ф. Р2196, оп. 12, д. 6) он значится еще иеродиаконом и лишь в списке на 22 февраля 1945 г. иеромонахом (АУПЦ). 1110 АСЕУ. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 12 марта 1952 г. 1111 Там же. Список монахов Глинской пустыни Шалыгинского района на 1 января 1957 г. 1112 АУПЦ. Анкета служителя культа Хондошко С.Г. 1113 Там же. 1114 Там же. 1115 Там же. 1116 Там же. 1117 АСЕУ. Рапорт архимандрита Тавриона (Батозского) в Сумское епархиальное управление от 8 января 1958 г. 1118 АСЕУ. Послужной список иеромонаха Феогена (Тарана). В АСЕУ сохранилось 3 послужных списка о. Феогена за разные периоды его жизни: иеромонаха, игумена и архимандрита Феогена. Поскольку ни один из них не объединяет всех сведений, содержащихся в других списках, использованы все эти документы. 1119 Там же. Послужной список архимандрита Феогена (Тарана). 1120 В послужном списке настоятеля и братии Глинской Рождество-Богородицко пустыни за 1910 г. (ГАСО, ф. 454, оп. 1, д. 2, л. 81) и за 1918 г. (Там же, д. 3, л. 55.) указано, что о. Феоген поступил в Глинскую пустынь в 1902 г., а в послужном списке архимандрита Феогена от 20 октября 1959 г. (АСЕУ) — в 1903 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3276...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей архимандрит Таврион (Батозский) Проповедь в Неделю 13ю по Пятидесятнице " loading="" decoding="" srcset="" sizes="" title=""/> Мф.21:33-42 1976 г. Братья и сестры! Из Евангелия вы знаете, что все мы — виноградник Божий, и в этот Свой виноградник Господь призывает делателей. Мы с вами — делатели в винограднике Христовом. Каждый человек должен хорошо осознавать: он трудится в винограднике Христовом. Каждый человек должен прекрасно знать, какое дело ему поручено, а поручается, конечно, человеку по способностям. Какие у него способности, такие у него и труды. Каждый человек должен знать себя сам. Кто же еще может лучше знать, как не сам человек, какие у него способности, какие природные качества, какие недостатки? Когда человек думает о спасении, у него появляется желание изменить свою жизнь. И он тогда должен крепко испытать свою жизнь, понять, что же она собой представляет. А вот когда он это поймет, то осудит ее, начнет жить по-новому, станет делателем в винограднике Божием, где каждому поручено свое дело. Господь нам даровал таланты по нашим силам, и в Евангелии сказано, что мы должны их приумножить. Тот, кто получил десять талантов, должен приобрести еще десять. Тот, кто получил два таланта, должен прибавить к ним еще два. Труженики, умножившие то, что им было дано, заслужили похвалу Господа. Лукавый раб и ленивый получил всего один талант, да и тот закопал в землю. И отнят был у него за лень и неверность этот единственный талант. Братья и сестры! Так может случиться и с нами, а может быть, уже случилось с кем-то из нас. Если человек думает о духовной жизни, хочет жить духовной жизнью, он должен крепко подумать, в каком состоянии он находится, не спрятана ли у него совесть. А для того, чтобы это проверить, возьмите Слово Божие, откройте, почитайте, посмотрите, такова ли ваша совесть, не в противоречии ли она с тем, что говорит Господь. Вот у тебя есть способности (у кого же их нет?), а используешь ли ты их? Как употребил ты эти способности? Если человек не почувствует в себе врожденных эстетических, красивых качеств, то, скажите, чего можно от этого живого существа ожидать? И в нравственном отношении такой человек не может расти, пока он сам себя не испытал.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Полнота жизни может быть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени, во времени жизнь остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок через бездну именуется смертью. Есть другой выход из времени в вечность – через глубину мгновения, не составляющего дробной части времени и не подчиненного категории числа. Но этот выход не бывает окончательным и целостным, он постоянно опять выпадает во время. Реализация полноты жизни личности предполагает существование смерти. К смерти возможно лишь диалектическое отношение. Христос смертью смерть попрал, поэтому смерть имеет и положительный смысл. Смерть есть не только разложение и уничтожение человека, но и облагораживание его, вырывание из власти обыденности. Метафизическое учение о естественном бессмертии души, основанное на учении о субстанциональности души, не решает вопроса о смерти. Это учение проходит мимо трагизма смерти, раздробления и распадения целостного человеческого существа. Человек не есть бессмертное существо вследствие своего естественного состояния. Бессмертие достигается в силу духовного начала в человеке и его связи с Богом. Бессмертие есть задача, осуществление которой предполагает духовную борьбу. Это есть реализация полноты жизни личности. Бессмертна именно личность, а не душа как естественная субстанция. Христианство учит не о бессмертии души, а о воскресении целостного человеческого существа, личности, воскресении и тела человека, принадлежащего личности. Бессмертие частично, оно оставляет человека раздробленным, воскресение же интегрально. Отвлеченный спиритуализм утверждает лишь частичное бессмертие, бессмертие души. Отвлеченный идеализм утверждает лишь бессмертие идеальных начал в человеке, лишь идеальных ценностей, а не личности. Только христианское учение о воскресении утверждает бессмертие, вечность целостного человека, личности. В известном смысле можно сказать, что бессмертие есть завоевание духовного творчества, победа духовной личности, овладевшей душой и телом, над природным индивидуумом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

Из этого родился ошибочный взгляд на священное служение не как на «образец добродетели, – по слову св. Григория Богослова , – а как на средство к пропитанию; не как на служение, подлежащее ответственности, но начальство, не дающее отчета» (Слово 3-е. Собрание творений. Москва, 1889, ч. I, стр. 16) Пастыри – левиты по духу – ревностно охраняют свою кастовую замкнутость и не терпят нарождения священства не их касты. Характерной чертой «левитства» служит также и его бытовой отпечаток. Он создался и вырос в этой кастовой обстановке. Нам, русским, особенно близок и знаком этот бытовой налет. Крепкая, неподвижная вековая установка русской общественной жизни способствовала бытовому укладу всюду, во всех слоях общества. В священническую среду он особенно глубоко проник и укрепился. Все мы помним, или во всяком случае понаслышке знаем этот густой, очень ароматный, круто замешанный быт нашего духовенства. Кому не милы те ушедшие в прошлое и невозвратимые картины, нигде ни на Западе, ни у единоверных братьев на Балканах и на Ближнем Востоке неизвестные?.. Он ушел, этот милый сердцу, спокойный бытовой уклад. О нем можно жалеть, его можно вспоминать, но искусственно воссоздавать его как якобы необходимый атрибут священнической жизни и деятельности нельзя и ненужно. Быт свидетельствует о степени воплощения и врастания в жизнь известного духа, но быт, искусствен но создаваемый, не может, не в силах воссоздать утерянный дух. Быт поэтому бесплоден: он боится новизны и способен усыпить настоящий порыв и заменить сущность формой. Вот поэтому-то полагать необходимым свойством священнического служения какой бы то ни было узко-бытовой уклад – значит погрешить против самой сущности евангельского понимания пастырства, значит смешать пастырство живое с левитством формальным. Быт личный создался в рамках общесоциального быта и крепко с ним связан. И вот тут еще одна характерная черточка в левитстве. Это – подчинение определенным формам жизни, может быть, прислуживание известному строю, конформизм с известным социальным злом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

– Где-то птицею стала земная моя суета... На каком языке мне беседовать с Богом?.. Может быть, он знаком только зверям и детям, Да еще тем худым погорельцам убогим, Что с постылой сумою бредут на рассвете. Может быть, только птицам знакомо то слово, Что Христу-птицелюбу на душу ложится, И тогда загорается сердце Христово – И в беззвездной ночи полыхает зарница. И я помню, что мама порой говорила Те слова, что ребенку совсем непонятны, А потом в поднебесьи стыдливо парила, А я маму просил: – Возвращайся обратно. Когда бы так заплакать радостно, Чтобы слеза моя запела И, пребывая каплей в радуге, Светилось маленькое тело. Чтобы слеза моя горчайшая Была кому-то исцеленьем, Была кому-то сладкой чашею И долгой муки утоленьем. Когда бы так заплакать бедственно, Чтобы смешались в этом плаче Земные вздохи и небесные, Следы молений и палачеств. Заплакать с тайною надеждою, Что Бог услышит эти звуки – И сыну слабому и грешному Протянет ласковые руки. Сергей Аверинцев: Из редакционной почты Многоуважаемая Редакция, дорогие друзья, братья и сестры! Всегдашняя радость, какой бывает для меня чтение вашего – дерзну ли я как один из авторов сказать «нашего»? – журнала, была для меня на этот раз горько омрачена тем местом в прекрасной статье архимандрита Виктора («Православная община», 33, с. 104), где ваш покорный слуга ни с того, ни с сего назван «праведником». Положим, досточтимый архимандрит может по недостаточному знанию моей персоны и по чрезмерной доброте ко мне обретаться в столь странном заблуждении, но вы-то меня знаете – почему же вы не уговорили автора снять это слово? В какое положение вы меня ставите? Как я буду дальше в журнале печататься, как мне в наш храм придти, на людях показаться? Каждый может с насмешкой – а какой-нибудь простец, не дай Бог, всерьез – подумать или хоть сказать: «А, наш-то праведничек опять тут!» Как мне теперь людям в глаза глядеть? Этого нельзя было пропускать потому, что это неправда; и такой довод – самый главный. Но ведь даже в применении к людям, которые совсем не мне чета, лучше при их жизни не спешить употреблять такие слова. Мы живем в пору страшной инфляции слов, но должен же быть журнал, этой инфляции не потакающий! Особенно болезненно выглядит обмолвка на фоне статьи, повествующей о настоящих подвижниках и принуждающей каждого из нас про себя задуматься, до чего строги к себе были они и как много поблажек делаем себе мы. И наконец, все это особенно недопустимо именно потому, что это наш журнал, что я для вас – лицо, не совсем незнакомое. Христианское сообщество есть сообщество взаимной любви и помощи, следовательно, взаимного вразумления – и как раз потому не может быть обществом взаимного восхваления. Насколько трезвым было очень доброе слово о моей персоне, сказанное несколько лет назад в одном интервью нашего о. Георгия Кочеткова: «Опыт таких людей надо учитывать, даже когда он недостаточен... Этим опытом не надо порабощаться " («Новая Европа», 1, с. 79–80). Тут же совсем иной тон.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

блестяще написанную, хотя и очень неполную историю антропологических учений: Bernhard Groethuysen: «Philosophische Antropologie») Ренессансный христианский гуманизм преодолевал границы патристически-схоластической антропологии, но был еще связан с религиозными основами. Он, во всяком случае, был ближе к истине, чем антропология Лютера и Кальвина, унижавшая человека и отрицавшая истину о богочеловечестве. В основе самосознания человека всегда лежало два противоположных чувства – чувство подавленности и угнетенности человека и восстание человека против этой подавленности, чувство возвышения и силы, способности творить. И нужно сказать, что христианство дает оправдание и для того, и для другого самочувствия человека. С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге. Этому соответствуют двойственность человеческого самосознания и возможность говорить о человеке в терминах полярно противоположных. Бесспорно, христианство освободило человека от власти космических сил, от духов и демонов природы, подчинило его непосредственно Богу. Даже противники христианства должны признать, что оно было духовной силой, утвердившей достоинство и независимость человека, как бы ни были велики грехи христиан в истории. Когда мы стоим перед загадкой человека, то вот что прежде всего мы должны сказать: человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира (см. замечательный опыт христианской антропологии Несмелова «Наука о человеке»). Человек – великое чудо, связь земли и неба, говорит Пико делла Мирандола (см. Pico della Mirandola. Ausgewaehlte Schriften. 1905.) Человек принадлежит и природному миру, в нем весь состав природного мира, вплоть до процессов физико-химических, он зависит от низших ступеней природы.

http://azbyka.ru/otechnik/Tavrion_Batozs...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010