Второй этап – черновая работа. Любая ошибка певчего – не его вина, он же сделал это не специально. Должна существовать технологическая причина ошибки, и регент должен найти эту причину и включить технологию, которая ее исправит. Чтобы проиллюстрировать второй этап, Евгений Сергеевич попросил хор спеть песнопение еще несколько раз, поправляя и направляя звучание: «Вторые, высокие полутона! Слушаем. Самое главное успеть адаптироваться в неожиданной модуляции». Произведение было разучено. Далее место регента занял Илья Красовицкий. Он предложил вновь созданному хору исполнить Страстную стихиру первого гласа. Особое внимание регент обратил на пропевание читка. Читок – такое состояние напева, при котором слова исполняемого богослужебного текста пропеваются на одной высоте и одинаковыми длительностями. В партесном церковном пении (не в смысле пения партесных концертов, а при пении по партиям) читок содержится в основных жанрах церковной музыки – стихирных, тропарных, ирмологических распевах и несет формообразующую нагрузку. Мастер-класс московских регентов В стихире, которую исполнял хор, как раз была фраза, которую нужно было пропеть читком, и Илья Красовицкий сделал важное замечание: несмотря на то, что читок безразмерный, то есть не имеет собственной протяженности и ритмичности, он не должен исполняться всегда в одном темпе: «Активность читка должна реагировать на содержание слов», – отметил Илья Александрович.  Алексей Пузаков выбрал для исполнения довольно сложное многоголосное произведение – «Свете тихий» А. Д. Кастальского – показав прекрасную работу с хором: – В основе произведения киевский распев, который проходит у теноров и басов. Нюанс – пиано. «Тихий» – сразу тише. «Прешедше на запад солнца» – вам хочется сделать динамическое развитие, а делать этого не нужно. Все также тихо, все пиано. На слове «вечерний» звук собрать и сфилировать, тогда будет образ вечера и тихого света. Не прибавляйте звук, по руке крещендо, потом диминуэндо. Басы, прибавьте текст, ритмично. Пианиссимо! Все должно перетекать одно в другое, снимаем без «т». Звук стихает, как растворяется последний луч.

http://pravmir.ru/master-klass-moskovski...

На весь мир оказала влияние классическая живопись, подарив нам произведения исторической значимости. Творчество мастеров И.И. Шишкина, В.Д. Поленова, Б.М. Кустодиева и других, принадлежавших к школе реалистической живописи, определило направление и положило границы в развитии этого искусства. Мне понадобился бы не один час, чтобы рассказать о ценном вкладе русских иконописцев, таких как Андрей Рублев и многих других, представляющих собой яркие примеры развития византийской иконописи. Они положили начало целым школам и направлениями, основанным на манере их письма, что является доказательством плода духа добротолюбия и православной духовности, украшающего ваш народ. Русская классическая музыка проложила себе путь по всему миру. Она и в наши дни продолжает приводить в умиление всех нас. Вневременная, она способна закалять и облагораживать дух. Считаю своим долгом привести несколько великих имен, таких как М.И. Глинка, М.П. Мусоргский, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков и С.В. Рахманинов. В заключение своего краткого выступления, посвященного известной во всем мире культуре вашей прекрасной страны, я хотел бы сказать о великих научных открытиях, которые вы подарили миру, тем самым навсегда изменив нашу жизнь. Д.И. Менделеев открыл периодическую систему химических элементов, являющуюся основой современной химии. П.Н. Яблочков и А.Н. Лодыгин — пионеры в области электротехники, изобрели первую электрическую лампочку. А.С. Попов — один из изобретателей радио. Н.Г. Басов и А.М. Прохоров совместно изобрели лазер. К.Э. Циолковский — отец теоретической космонавтики. Его труды вдохновили выдающихся инженеров-ракетостроителей С.П. Королева, В.П. Глушко и многих других, кто способствовал успешному развитию советской космической программы на первых ее стадиях. В 1957 году вы первыми вывели на орбиту искусственный спутник. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин с успехом совершил первый полет человека в космос. Список достижений вашей страны невозможно уместить в нескольких строчках. Я попытался лишь с похвалой описать судьбу вашей культуры и в этих нескольких словах выразить вам нашу общую благодарность за все, что вы для нас сделали, а также сообщить, что мы ожидаем от вас намного больше как естественное продолжение и развитие вашего прославленного народа во славу Божию.

http://patriarchia.ru/db/text/2241732.ht...

Хор у меня остался маленький – человек 7-8, но часто могли петь и втроем. Владыка среди недели часто служил самые ранние 7-часовые литургии обычным иерейским чином, на них мы даже вдвоем с сестрой пели несчетное количество раз. Владыка нас любил. Хоть денег нам и не платили, нам это было и не нужно. Я не вылезала с клироса. Спевки были каждый день – сводные, по партиям, индивидуальные. Я переписывала ноты от руки в огромных количествах – партитуры и отдельные голоса. Делала переложения для нашего состава, гармонизировала одноголосие, снимала песнопения с кассет, переводила топоры в круглую ноту, изучала пособия по дирижированию и расстановке голосов в хоре (хотя никаких басов у нас и в помине не было, это было страшно необходимо). Мы самостоятельно учили гласы. С сестрой сидели дома, брали подряд любые книги, стихи и пели тексты на выбранную мелодию, с разметкой и без, менялись голосами, разучивали подобны. Мама не сильно возражала и даже подпевала нам. Вообще с мамой тогда отношения несколько обострились. В основном из-за того, что в школе успеваемость резко поползла вниз. Посещала уроки я через пень-колоду, в четвертях появились четверки. Помню, в школе какой-то мальчишка меня спросил, правда ли я пою в церкви? Я на секунду задумалась, но отрицать не стала, хотя и ожидала всяческих «гонений» и издевательств. Однако ничего подобного не случилось. Ко мне по-прежнему относились довольно ровно, наверно потому что я, как и раньше, спокойно давала списывать. Только учителя как-то косились на мою черную юбку до пят. Впрочем, на фоне декольтированных блузок моих одноклассниц черный тяжелый шелк юбки выглядел вполне приемлемо. К тому же я почему-то не пускала маму к себе на клирос, ругала ее, что она фальшивит, ну и вообще всячески проявляла бессовестную «самостоятельность». Мама обижалась. И правильно делала. Примерно в это время отлились мне все слезы бывшей регентши-монахини! Я была не самой старшей девочкой в хоре – авторитет появился не сразу; бывало, над нами потешались архиерейские пономари – правда довольно скоро мы крепко сдружились.

http://pravmir.ru/radosti-i-skorbi-regen...

Оператор Паша Лебешев меня поддерживает: «Действительно, он всё интереснее и интереснее делается». И Басов согласился: «Да, с каждой секундой хорошеет, мы его утверждаем». В том же 1968 году вышел ещё один фильм с Олегом Янковским. Он исполнил главную роль красноармейца Андрея Некрасова в фильме Евгения Карелова «Служили два товарища». Несмотря на то, что все реплики героя заняли не более половины одной странички, это была глубокая и вдумчивая роль, с которой блестяще справился Олег Янковский. Сценарист Валерий Фрид: «Как же так, главная роль и столь мало текста? Может, добавите? Не надо, сказали мы режиссёру, пусть молчит, пусть Быков разговаривает, а у Янковского и так всё ясно, без текста, и молчит он так выразительно, так много говорит его молчание». Янковский в этой картине встретился на одной площадке с двумя звёздами – Роланом Быковым и Владимиром Высоцким. За Быковым молодой артист ходил в немом восхищении, учился. …Два кинобестселлера в один год – потрясающий дебют для провинциального актёра. Казалось бы, все двери открыты, столичные театры сами выстроятся в очередь с предложениями. Но Ролан Быков, с которым Янковский подружился на съёмках, дал совет: «Ты не рвись сразу в Москву, Олег. Москва задыхается, ей не хватает талантливых людей. А ты будешь популярным, как только выйдет этот фильм». Янковский послушал коллегу и не спешил покидать Саратов. Он продолжал активно сниматься, но и работу в драмтеатре не забросил. На спектаклях с его участием в зале всегда были аншлаги. В эти годы Янковский сыграл свои лучшие роли на саратовской сцене – Мешем в «Стакане воды», Мелузов в «Талантах и поклонниках», Чешков в «Человеке со стороны». И вершина – князь Мышкин в спектакле «Идиот» (1971). Во многом автобиографичный фильм Андрея Тарковского «Зеркало (1974) положил начало сотрудничеству режиссёра и Олега Янковского (позже они вместе работали в «Ностальгии»). В эту картину Тарковского Янковский попал благодаря своей внешности: он очень походил на отца режиссёра. Кстати, тот тоже принял участие в работе над картиной – Арсений Тарковский читал стихи. Специально для Янковского роль отца была расширена.

http://ruskline.ru/opp/2024/02/26/olegu_...

Возвращаясь к XVIII веку, следует сказать, что кроме Императорской капеллы были капеллы частные, в которых пели крепостные и купленные музыканты, среди которых были певчие-мальчики. О том, что таких певчих брали в наем или покупали, говорит, ссылаясь на «Московские ведомости» за 1795 год, музыкальный историк и критик Н. Ф. Финдейзен в «Очерках по истории музыки в России» : «Продается музыкант и певчий, который играет на скрипке и поет баса, он же и хороший подлекарь»; «потребны тенорист и альтист, которые пели б своим голосом»; «потребен дышкантист, умеющий петь по партесной ноте» . Другое положение дел было в Патриаршем хоре, где певчие оставались в своем неизменном составе (тенора и басы) вплоть до времени учреждения Святейшего Синода в 1721 году. Были ли детские голоса в первой половине XVIII века в Синодальном хоре? Доподлинно неизвестно. Историк церковного пения священник Василий Металлов предполагает, что в 1752 году в Синодальном хоре уже пели мальчики: «На том выражении ключарей, что к Богослужениям часто приходят только старые да м а л ы е, можно полагать с вероятностью, что около того времени (1752 г.) в Синодальном хору были уже маленькие певцы – дисканты и альты» . Но официально певчие-дети были введены в Синодальный, бывший Патриарший хор, только в 1767 году, когда был утвержден императрицей Ekamepuhoй II (1762-1796) и Московской синодальной конторой новый штат Синодального хора. Хор увеличился до 26 человек, мальчиков было четверо – два альта и два дисканта. В 1772 году в хоре было уже 14 мальчиков. В статье «Из истории Московскаго Синодального Училища церковного пения» за 1911 год говорится, что начальное учреждение Синодального училища связано с появлением первых малолетних певчих в составе Синодального хора: «О первой, ранней поре училища может быть речь лишь с того времени, когда малолетние певчие впервые появляются в составе Синодального хора, ранее состоявшего только из одних взрослых певчих – теноров, баритонов и басов» . Но обучение было поставлено плохо из-за отсутствия достаточного финансирования и плохо разработанного учебного плана. Поэтому с годами все больше и больше назревала необходимость реформы образовательного процесса Синодального училища. В 1818 году, спустя 50 лет после утверждения первого штата Училища, синодальные певчие жаловались о своих нуждах министру народного просвещения и духовных дел, князю Александру Николаевичу Голицыну, о том, что малолетние певчие после обучения в Синодальном училище «кроме пения и музыки остаются ничему другому не научены, даже порядочно писать не выучиваются» . В связи с чем, вырастая, остаются без средств к существованию и возвращаются к своим бедным родителям, в то время как в Придворной певческой капелле после «спадения с голоса» певцы определяются «в службы чинами классными, а из архиерейских хоров – во священники» .

http://bogoslov.ru/article/6192535

3. Басов А. План для Косово//Гудок, 3 февраля 1999 года. 4. Сафрончук В. США ведут дело к мировой войне//Советская Россия. 23 февраля 1999 г. 5. ОАК, «Освободительная армия Косово» (алб. Ushtria Çlirimtare e Kosovës - UÇK) - марионеточная террористическая организация албанских сепаратистов, со времени формирования (1994-1996 гг.) находившаяся под контролем западных спецслужб. Цель ОАК - создание «Великой Албании» путём изгнания и уничтожения неалбанского населения на территории сербского автономного края Косово и Метохия, общин Прешево, Медведже, Буяновац (Сербия), в Ульцине и Гусинье (Черногория), в Северном Эпире (Греция) и Северной Македонии - с последующим объединением этих территорий и переходом их под контроль Тираны. Имела обширные связи в криминальной среде албанской диаспоры Австрии, Италии и Швейцарии, получала финансирование и логистическую поддержку от террористических организаций «Серые волки» (Турция), «Братья-мусульмане» (Египет), «Аль-Каида» (Афганистан), спецслужб Саудовской Аравии. В 1999 году переформирована и легализована под видом «Корпуса защиты Косова» с ведома представителя ООН в оккупированном НАТО Космете Б. Кушнера. Практически все влиятельные политики албанского псевдогосударства «Республика Косова», созданного Западом в 2008 году на оккупированных территориях южного сербского автономного края, являются выходцами из разных фракций и групп ОАК. С 2011 г. и по настоящее время бывшие члены ОАК и её филиалов участвуют в террористической деятельности на территории Сирии. 6. Роланд Фрайзлер (1893-1945) - своего рода символ попрания всех принципов правосудия, президент так называемого «Народного суда», высшего судебного органа нацистского режима по политическим уголовным делам. 7. Артемьев О. На Балканах льётся кровь//Гудок, 30 марта 1999 года. 8. Милица Ракич и Саня Миленкович - дети, ставшие жертвами бомбардировок НАТО в 1999 году. 9. Панто (Пантелеимон) Дакич - 13-летний подросток, убит албанскими террористами в августе 2003 года только за то, что был сербом.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Жизнь постепенно входила в нормальное русло. В Крым и Алупку с конца 50-х годов начнут приезжать к Люсе знаменитые люди из ее прошлого: артист А. Кторов, певец А. Доливо, балерина М. Семенова, издатели и писатели М. Довлатова, Ю. Либединский, О. Форш, И. Сельвинский, К. Паустовский... Ирина знает все эти годы Таисию Михайловну Корнилову как мать первого мужа Люси. Но только после смерти матери она узнает, что у нее был когда-то другой отец и Таисия Михайловна приходится ей бабушкой. Свекровь и невестка затрагивали этот вопрос в своей переписке, но Людмила Григорьевна ни на какие уступки не шла. Она писала матери Корнилова, что только благодаря Якову Басову ее дочь «вместо сиротской доли, стала во всех отношениях счастливой девочкой, которую нежно любили. И вот эти их отношения я ни за что не захочу разрушить. Мне Ирушкино счастье слишком дорого, чтобы даже ради истины я смогла бы разрушить его, лишив ее второй раз отца». Несомненно, была еще одна причина, заставлявшая Люсю снова и снова скрывать от окружающих истинную биографию своей старшей дочери. Жизнь научила ее, что репрессии никогда не уходят навсегда, они только затихают на время. В числе друзей Бориса Корнилова были люди, которых сначала осудят в 1937 году, затем - в 1949-м, а потом - в 1953-м. Впрочем, за примерами поломанных судеб не надо было обращаться в прошлое. Этими примерами было вполне заполнено настоящее. С конца 1958 года развернется травля Бориса Пастернака, связанная с присуждением ему Нобелевской премии по литературе. На себе испытав гонения, страх друзей, забывавших былую человеческую близость, Басовы не сломались, а укрепились в своей готовности защищать талант, который пытались оболгать и затравить. Пастернак и Корнилов когда-то были близки. И Басовы снова решатся на отважный и опасный поступок: они пошлют Пастернаку письмо с приглашением приехать и пожить в это трудное для него время у них в Алупке. Нобелевский лауреат этим приглашением не воспользуется. Испытывая гигантское давление властей не только на себе, но и на своих родных и близких, он пошлет в Стокгольм официальный отказ от премии, которой его наградили. Впрочем, в судьбе Пастернака это уже ничего не изменит. Травля продолжится своим чередом.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/15/...

По безчисленным свидетельствам историков во главе с монахами-богословами, в крещенскую купель входили кривичи, дреговичи, поляне, вятичи и другие восточнославянские племена, а выходил единый русский народ. И правда в том, что не только многообразная русская культура в единстве ее самобытных ветвей, но и русский язык – в единстве всех его наречий – до самых глубин пропитались благодатью Крещения, православной верой и богословскими смыслами. И передавалась в таком виде многим другим народам: передавалась, а не навязывалась, как от тех же тевтонцев, англосаксов или поляков! Все мифы о «насильственной русификации» кого бы то ни было не имеют никаких исторических подтверждений. Имевшие место дискретные случаи подобного рода при внимательном их рассмотрении никак не были связаны с русскими государственными деятелями-патриотами и, тем более, священнослужителями, но совершались евроориентированными бюрократами, часто нерусского происхождения. Известны слова Ф.М.Достоевского : «Русский без православия – дрянь, а не человек». Хотя бы в той или иной степени расположенности к Православию! Это – сердце и высший критерий Русского мира. Никто в здравом уме к Русскому миру не отнесет русских по крови и языку западников, западопоклонников и особенно «русских янычар». Русский дух и русская культура не могут быть секулярными по определению. Разве является частью Русского мира мейнстрим нынешней российской эстрады? Или сборище «иностранных агентов»? «Русский либерализм», «русский нацизм», «русский марксизм» – такие же оксюмороны, как белая тьма или бородатая женщина. Чтобы определить, что есть Русский мир, нужно видеть его как историческое целое в единстве множества поколений. И здесь-то мы и подходим к камню преткновения! Суть Русского мира заключена в понятии Святой Руси. Именно против этого-то содержания Русского мира – как его самосознания, так и его практических идеалов и целей, – и направлено всё беснование а капеллы «критиков» – от басов коллективного Шваба и Байдена до фальцета коллективного Варфоломея и ПЦУ-банды Думенко.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/03/ru...

Без противопоставления Преподаватель Нижегородской духовной семинарии священник Андрей Логинов обратил внимание, что в раннехристианских текстах отсутствует противопоставление «священники-миряне», а самого термина «миряне» нет вообще: предполагается, что Церкви служат все её члены. Исходя из этой парадигмы, надо определять, какие будут чины и какие потребуются молитвы, полагает отец Андрей. Должность и посвящение Преподаватель Коломенской духовной семинарии протоиерей Дионисий Басов подтвердил, что в древней Церкви клириками считались все её служители, поставляемые епископом. Термин «причетники», возникший в Синодальную эпоху, не соответствует канонической практике, хотя законодательно положение причетников было приведено в соответствие с церковными установлениями. Однако в советскую эпоху и это условие было нарушено — обязанности церковнослужителей сплошь и рядом стали исполнять миряне, не входящие в клир. В современной ситуации отец Дионисий полагает необходимым отделить лиц, занимающих церковные должности, от клириков, имеющих посвящение, определив условия вступления в должность, обязанности ее обладателя и санкции за их неисполнение. В частности, отец Дионисий призвал определить порядок прислуживания в алтаре пожилых женщин в исключительных случаях, а также порядок ношения мирянами церковных одежд — как богослужебных, так и внебогослужебных — и поступления певчих в церковные хоры. Докладчик напомнил, что 15-е правило Халкидонского собора разрешает монахиням входить в алтарь только для его метения. При этом в нынешних обстоятельствах отец Дионисий считает правильным оставить исполнение пономарских послушаний монахинями на усмотрение правящего архиерея.      Клирик Троицкого храма подмосковного Реутова священник Михаил Конюхов напомнил, что служение иподиакона, которое требует от церковнослужителя наибольшей ответственности (к иподиакону предъявляются повышенные требования, он не имеет права жениться, если еще не женат), сегодня часто исполняется лицами, не имеющими этого сана, — как чтецами, так и диаконами. Чин свещеносца сохранился в Русской Православной Церкви, но только в единоверческих приходах. В женских монастырях – например, Серафимо-Дивеевском – обязанности свещеносиц и посошниц исполняют монахини.

http://pravoslavie.ru/86643.html

 Слабо понимая, в чём сущность вопроса, о. диакон направляет против меня следующее рассуждение (ф. 108) «Если бесспорно, что никто не был свидетелем самого воскресения, то это обязывает нас только не забывать традиционного различения в вопросе о воскресении Христовом двух сторон, каковыми являются действительность воскресения и образ его, или, как выражаются немецкие богословы: die Tatsachlichkeit und das Wie der Auferstehung. Как произошло воскресение Христа, это и традиционная апологетика всегда относила к числу истин сверхъестественных, непостижимых, но по выражению Грюцмахера, die Unvorstellbarkeit der Auferstehung Jesu beweist ihre Unwirklichkeit noch nicht и, поскольку может быть речь о воскресении Христовом с точки зрения его действительности, оно в евангельских повествованиях избыточествует признаками не только необычайного чуда, но и, в полном смысле, события исторического; указываются: время события, место его, условия и обстановка его, обстоятельства, предшествовавшие ему и непосредственно следовавшие за ним»... Но эти рассуждения не идут против меня: я именно сам так рассуждаю. Я именно различаю действительность, реальность, соматичность воскресения от его исторической, чувственной являемости. Моё различие от о. диакона единственно в том, что я историческую сторону воскресения (время, место и т. д.) не считаю самой действительностью воскресения, ибо всё это не есть то, чем было воскресение само по себе, но то, в чём оно переживалось апостолами, ибо не только условия и обстановка воскресения, обстоятельства предшествовавшие и последовавшие, не составляют самого воскресения, но духовное тело стояло также выше пространственно-временной ограниченности. Что воскресение Христа само по себе было действительными реальным, соматичным, и что оно в обстоятельствах пространства и времени, в обстановке, сопровождавшей его, становилось историческим фактом, исторической являемостью. внешним событием – это я принимаю всеми силами своей души. Стр. 345: «Духовностью не исключается соматичность, но ею исключается земной, душевный характер телесности, её чувственность как со стороны собственных земных интересов, так и со стороны доступности внешним чувствам. Божественная действительность доступна лишь очам веры и становится для этого мира действительностью под условием веры». О. диакон Басов, очевидно, философски не образованный человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010