ред. А.А. Титов Указатель имен личных, названий географических и предметов 20 А. Авдеев (Овдеев), Алексей, дьяк судн. дворцов. прик. 312, 318. Авраамий , старец посельский 297, 314, 330. Авраамий , старец, чашник 310. Александровская слобода 321. Александр , старец 306. Александр , старец домовый, учужник-промышленник 320. Алексеевы : Василий, подьячий патриарш. дворцов. прик. 308; подьячий патриарш. дворцов. разр. 323. Гавриил, дьяк сыскн. прик. 305, 318, 324. Иван, дьяк пушкарск. прик. 323. Петр Григорьев, подьячий патриарш. дворцов, прик. 319, 322. Алексей св. митроп-т Всероссийский 25. Андреев , Яков, конюх стремянной 332. Андрей Первозванный , апостол 68. Андроник , старец, закощик 330. Анна , Матерь Пресв. Богородицы 75. Анна Михайловна , боярыня 61. Анофриев . См. Онуфриев . Антоновы : Влас, подьячий печати, прик. 316. Григорий, подклюшник. Уп. часто. Ардабьев , Василий, старый подьячий казен. дворца 323. Арнаутов , Иван, с. бояр. 322. Артемьев , Лука, подьячий поместн. прик. 321, 331. Астрахань , гор. 305. Афанасий , игумен Песочнаго м-ря 314. Б. Баженов , Афанасий, подьячий суднаго владим. прик. 324. Базыкины : Андрей, стряпчий домовых дел 60, 64, 65, 296, 306. Василий, подклюшник 52, 83, 130, 300. Байсаренов , Илья, конюх стряпчий 320. Баскаков , Матвей Григорьевич, дворецкий 51, 56, 60, 64, 65, 68, 120, 128, 130, 146, 149, 198, 226, 231, 233, 236, 239, 244, 278. Батыщики 180. Березицкий , Сергей, двор. патриарш. домов. 300. Берешковская слобода 115, 334. Бестужев , Иван Петрович, стольник 307. Бобынин , Терентий, молодой подьячий житнаго двора 305, 330. Богданов , Иван, подьячий судн. владим. прик. 323. Болдырева пустынь 331. Борисов , Степан, подьячий патриарш. разр. 335. Борняков , Иван, стольн., судья земск. прик. 310, 313, 325. Боровитиновы ; Козма, двор. патриарш. домов. 301, 309, 321, 327. Осип, двор. патриарш. домов. 300. Бронницы , село 335. Брянск , гор. 328. Бужениновы : Аксинья, вдова дворянина 301. Кондратий, двор. патриарш. домов. 301, 311, 327. Иван Иванович, двор. патриарш. домов. 301. Лукерья, вдова дворянина 301. Михаил 304. Булгаковы : Иван Степанович, двор. патриарш. домов. 301. Иосиф, монах, конюшенный 55, 79. Иосиф, монах, судия дворц. прик. 1, 209, 244, 251, 296, 303, 329, 331. Матвей, клюшник 53, 97, 300, 305, 306, 308. Бурков , Кирилл 331. Бутурлин , Иван Иванович, стольн. 65. Беляевы : Иван Васильевич, двор. патриарш. домов. 301. Семен Васильевич двор. патриарш. домов. 300.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Кремль. Церковь Николая Чудотворца (Николы Гостунского). Церковь Николы Гостунского, Никола Льняной, Никола Мокрый /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:1506. Год утраты:1817 (разобрана из-за ветхости) Адрес: Россия, г. Москва, Кремль, Ивановская площадь Координаты: 55.751354, 37.620566 Изменить описание объекта Вид в Кремле у Спасских ворот на Архиерейский дом и церковь Николы Гостунского, работа художника Ф.Я. Алексеева и его учеников, 1800-е годы. Источник: альбом " Допожарная Москва " . Елена Григорьева 1 июня 1800 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Храм во имя свт. Николая Чудотворца " Гостунского " в Кремле, Собор Николая Чудотворца Гостунского. Собор был построен супругой Ивана III, Софьей, на месте подворья ханских баскаков близ Спасских ворот с целью выжить татар из Кремля. Церковь сперва была деревянная и носила название Николы Ельняного, так как построена была из елового леса. В 1506 году великий князь Василий Иванович построил на ее месте церковь каменную, перенеся в нее из села Гостуни Лихвинского уезда икону Николая Чудотворца, и церковь стала известна под именем Николы Гостунского. В конце XVI века был здесь дьяконом Иван Федоров - первый Московский типографщик. В 1812 собор был опустошен неприятелем, но оставался в целости. В 1817 г. Николо-Гостунский собор " как обветшавший и по местоположению своему и по бедности архитектуры " был разобран до основания. Часть мощей, древняя резная деревянная икона свт. Николая Гостунского (ныне находится в церкви Ризоположения) и вся утварь были перенесены во второй ярус Успенской (Петроковской) звонницы колокольни Ивана Великого. Прежде там помещалася собор Рождества Христова. Николаева Т.Е., Судариков В.А., Чапнин С.В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М. Издательство братства святителя Тихона. 2001 Расположена между Соборной и Ивановской (Царской) площадями Московского Кремля, почти вплотную примыкая с севера к Колокольне Ивана Великого. Входя в единый архитектурный ансамбль колокольни, составляют с ней композиционный центр Кремля. Храм Николы Гостунского в Успенской звоннице ныне числится приделом колоколенной церкви Иоанна Лествичника.

http://sobory.ru/article/?object=42595

М., 1980. С. 181–195; Григорьев А.П. Золотоордынские ханы 60–70-х годов XIV в.: хронология правлений//Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Л., 1983. Вып. 7. С. 20–32. 472 Там же. Т. 15, вып. 1. Стб. 74; Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой//Куликовская битва. С. 62–64. 473 Григорьев А.П. Указ соч. С. 37–38, 41–43, 46–47; Кучкин В.А. Ханы Мамаевой Орды//90 лет Н.А. Баскакову. М., 1996. С. 118–120. 475 См.: Сафаргалиев М.Г. Указ соч. С. 124–133; Егоров BJI. Указ. соч. С. 191–192, 199–203; Григорьев АЛ. Указ. соч. С. 32–54. 477 См.: Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 226. 479 По мнению В.А. Кучкина, Василий отправился за ярлыком на великое княжение владимирское (Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой. С. 66; Он же. Дмитрий Донской. С. 65). Это представляется маловероятным, так как к этому времени у Дмитрия Константиновича уже были союзнические отношения с Москвой, и все усилия он направлял на овладение Нижним Новгородом. 482 Ранее имели место только успешные оборонительные бои (Даниил Галицкий против Куремсы), победы (Дмитрия Александровича в 1285 г., Даниила Александровича в 1300 г., Михаила Ярославича в 1317 г.) над татарскими отрядами, сопровождавшими войска русских князей, избиение ордынских контингентов в ходе городских восстаний (Ростов – 1289 г., Тверь – 1327 г.). 483 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 87; Приселков М.Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. 496 ДДГ. М.; Л., 1950. О дате грамоты см.: Кучкин В.А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой. С. 89–91. 501 По мнению А.И. Плигузова и А.Л. Хорошкевич, в конце 60-х – начале 70-х гг. «Дмитрий Московский задумал нечто подобное Куликовской битве», а «Ольгердово нашествие сорвало эти планы» (Плигузов А.И., Хорошкевич АЛ. Русская церковь и антиордынская борьба в XIII-XV вв. (по материалам краткого собрания ханских ярлыков русским митрополитам)// Церковь , общество и государство в феодальной России.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Басенок, Басенковы : Федор Васильевич Басенок, воевода вел. кн. Василия Темного; его сын Никифор Басенков, окольничий вел. кн. Ивана III, 1485 г. [см. Брех, Верещага] Баса – краса; басенок – красавец; ср. басалай, басена и басиха (Даль) Басины Гаврила Григорьевич и Тимофей Васильевич, 1587 г., Тула Басиха Степан Сергеев, крестьянин, 1490 г., Переяславль Басиха – 1) басалай, 2) лекарка, баба-шептунья (Даль) Баскаковы , в XV в. и позже несколько служилых родов в разных уездах Московского государства [см. Албыч, Будай, Залешепин, Кудаш, Севрин, Тутан] Баскалин Григорий, крестьянин, 1624 г., Курмыш Баско , крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басков Иван, бортник, 1608 г., Нижний Новгород Баскрыга Дружина [см. Дружина], крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Басман, Басмановы : Данило Андреевич Басман Плещеев [см. Плещей], взят в плен под Оршей в 1514 г.; от него – Басмановы; Басман Григорьевич Кислянский [см. Кисленский], 1596 г., Тула Басман – дворцовый, казенный хлеб; в Москве Басманная слобода дворцовых пекарей; басман – круглый хлеб с басмой (отпечатком) на верхней корке; ср. «вяземские пряники» Басневы Гридя [см. Гридя] и Гавриил, крестьяне, 1496 г., Обонежье Басовы : Александр Третьяков [см. Третьяк], недельщик, г., Новгород; Василий Рудаков [см. Рудак], г., Тула; в XVI–XVII вв. Басовы – несколько родов в Туле, Новгороде и Дмитрове Бастановы : Власий Володин Бастанов, холоп кн. Ивана Юрьевича Патрикеева, 1499 г.; Бустман [см. Бустман] Бастанов, Адаш [см. Адат] и Бедырь [см. Бедырь] Тутмановы-Бастановы, помещики, 1564 г., Новгород [см. Енаклыч, Темеш, Тутман] Бастрыга Еремеев, крестьянин, 1584 г., Заонежье Бастрык, бастрюк – 1) приблудный сын, 2) дрюк, притуга для воза сена (Даль) Басун Василий, крестьянин, 1545 г., Ярославль Батаванов Петр Власьевич, умер в 1580 г., Торжок Батаков Семен, торговый человек, 1638 г., Вологда Батало , крестьянин, 1545 г., Новгород; Дмитрий Баталов, подьячий, 1614–1617 гг., Тотьма [Ср. Боталов] Батальщик Якушка, крестьянин, 1608 г., Нижний Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Свиблой, швиблой – шепелявый, косноязычный Свиницын Якуш, крестьянин, 1564 г., Олонец Свинка, Свинкин : Яков Иванов Свинкин, 1584 г., Кашин; Савва Свинка, крестьянин, 1600 г., Юрьев Свинья, Свиньин : Маркелл Свинья, старец Троицкого монастыря, начало XVI в.; Юрий Григорьевич Свиньин, посланец в Казань, 1538 г. Свинья Лысая см. Лысая Свинья Свирепов Василий, крестьянин, 1619 г., Чердынь Свиридов Свистун, Свистунов : кн. Иван Романович Неблагословенный Свистун Ярославский, конец XV в.; Иван Богданович Свистунов, 1643 г., Торопец Свитин Евсевий, крестьянин, 1495 г., Олонец (Обонежье? – С. В.); Михаил Богданов Свитин, сторож, 1614 г., Арзамас Свищов Бурнаш [см. Бурнаш] Алферович, 1571 г., Владимир; Свищовы, вторая половина XVI–XVII в., Мещера Свиязевы Иван Дмитриевич Писк [см. Писк], Иван Пуляй [см. Пуляй] и Карп Васильевичи, помещики, конец XV в., Новгород Свияга, свиязь – дикая утка красноголовка, белобрюшка Свойтин, Свойтинов : Елизарий Свойтин Калитин [см. Калита], конец XV в.; Иван Юрьевич Свойтин Чевкин [см. Чевка], 1560 г., Рязань; Неупокой [см. Неупокой] Свойтинов, конец XVI в., Арзамас; Свойтиновы, помещики, конец XVI в., Арзамас [см. Рупос] Своробоярский Степан Федорович, 1613 г., Арзамас Святиковы , несколько помещиков, 1568 г., Ярославль Святухин Афанасий, холоп, 1562–1592 гг., Новгород Сгибнев Фома, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Сдобник Ларион, посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Северга Василий, крестьянин, вторая половина XV в., Соль Галицкая; Северга Иванович Палицын [см. Па лица], конец XVI в., Арзамас Северга – торопыга, нетерпеливый (Даль) Севетюковы Прокофий и Андрей Кайсаровы [см. Кайсаров], убиты в 1578 г. под Кесью Севрин Васильевич Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г.; Севрин Михайлович Уваров [см. Уваровы], 1606–1625 гг. Севрюга Кирилл, посадский человек, 1623 г., Гороховец Севрюк Темирев Корякин [см. Темир, Коряка], 1578 г., Москва; Севрюк Пивцов, вторая половина XVI в., Новгород; Севрючко Панов [см. Пановы], казачий атаман, 1614 г.; Севрюк Дементьев, помещик, 1600 г., Арзамас [см. Беленицын, Клавшев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Крячко, Крячков : Иван Чемоданов [см. Чемодан] Крячко Воропанов [см. Воропанов], 1541 г.; Верещага [см. Верещага] Крячков, крестьянин, 1545 г., Вологда [см. Бобарыковы, Бобоедовы, Мамлей, Пополутов, Сухан] Крячка – чайка-рыболов; кряква – дикая утка Ксен кн. Афанасий Васильевич Шаховской [см. Шаховские], XVII в. Ксень – налимья икра Кубас, Кубасов : Кубас Мерлин [см. Мерль], 1551 г., Кашин; Кубас Константинович Мижуев [см. Мижуй], 1565 г.; Захарий Карпович Кубасов, убит в 1578 г. под Кесью; Кубас Никитич Козлятев [см. Козлятев], 1584 г. [см. Голостеневы] Кубона Федор, крестьянин, 1627 г., Курмыш Кубыш Иван Данилов, 1495 г., Новгород Кубыш – вязанка хвороста Кубышка, Кубышкин : Кубышка Василий, крестьянин, 1593 г., Арзамас; Кубышкин Иван, крестьянин, 1634 г., Нижний Новгород Кувака, Кувакин : Кувака, крестьянин, 1545 г., Новгород; Семен Кувакин, мясник, 1585 г., Псков Кувака, кувяка – 1) кувалда, 2) непропеченное тесто, 3) баба-плакса (Даль) Кувалда, Кувалдин : Иван Кувалда Семичев [см. Семичев], умер в 1532 г., Дмитров; Юрий Кувалдин, целовальник, 1630 г., Вязьма Кувалда – большой молот; переносное – увалень, неуклюжий человек Кувшин, Кувшинов : Иван Иванович Кувшин Заболоцкий [см. Заболоцкий], 1500 г.; Иван Дементьевич Кувшинов, 1634 г.; Балобон Кувшинов, дьяк вел. кн., 1521–1525 гг. [см. Проселок] Кудай, Кудаев : Кудай Захарьевич Лупандин [см. Лупанда], 1545 г., Новгород; Гридя [см. Гридя] Кудаев, крестьянин, 1530 г., Рязань; Петр Внуков [см Внук] Кудаев, помещик, 1624 г., Дмитров Кудаш Григорьевич Вердеревский [см. Вердеревские], 1545 г., Рязань; Кудаш Михайлович Секирин [см. Секира], 1534 г.; Осип Александрович Кудаш Ододуров [см. Ододуровы], начало XVI в.; Кудаш, крестьянин, 1545 г., Новгород; Кудаш Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г.; Василий Андреевич Кудаш Измайлов [см. Из майлов, Капкун, Мамыш, Обернибесовы, Чепай] Кудель Иван Михайлович Скрипицын [см. Скрипица], середина XVI в. Кудель – шерсть или льняное волокно, приготовленное для пряжи Куделька ; крестьянин, начало XVI в., Новгород

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Загибалов Потап, крестьянин, 1636 г., Устюг Заглуздин Семен, 1624 г., Нижний Новгород Загорский Лаврин, помещик, 1606 г., Арзамас Загоска, Загоскин : Загоска, крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Тихомир] Загреба Тарас, крестьянин, 1498 г., Новгород; Гаврило Загреба, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Загребин Иван, 1595 г., Арзамас Загряжские , известны со второй половины XV в.; несколько человек на поместье в Бежецкой пятине 41 [см. Ашихта, Бекляш, Копос, Курбат, Мижуй, Мосол, Паскуха, Полосуха, Саврас, Худяк] Загуста, Загустин : Загуста, крестьянин, 1539 г., Новгород; Ефим Загустин, 1638 г., Тихвин Загуста – заваруха, крутая саламата, ржаная каша (Даль) Задонский Василий, подьячий, 1601 г., Новгород Задора, Задорин : Иван Задора, староста, 1634 г., Белоозеро; Задорины, московские гости, XVII в. Зажигало , крестьянин, 1570 г., Дмитров Зажога, Зажогин : Андрей Михайлович Зажога Меликов [см. Мелик], начало XVI в.; Васюк Зажогин, крестья нин, 1564 г., Олонец Зазирка, Зазиркин : Парфений Зазирка, слуга митрополита, середина XV в.; Давид Зазиркин, великокняже ский подьячий, 1536 г.; Зазирка Тимофеевич Ошанин [см. Ошаня], 1675 г. [см. Тургень] Зазирка – от глагола «зазрить», «пристыдить» Заиграев Юрий, царский ситник, 1573 г.; Заиграев Иван, подьячий, 1613 г., Москва Заика, Заикин : Никита Константинович Заика Вельяминов, вторая половина XVI в.; Алексей Нежданов [см. Неждан] Заикин, помещик, 1587 г., Тула Зайков Афанасий, 1537 г., Кострома Зайцевы см. Заяц Закала Иван Григорьевич Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в., Новгород Закалихин Якуня, крестьянин, 1579 г., Шуя Заколотка Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Закоркин Мартин, посадский человек, 1630 г., Гремячий Закуса , крестьянин, 1545 г., Новгород Закусиха Третьяк [см. Третьяк], посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Залеж Сысоев, приказный, 1587 г., Новгород Залесский Степан Астафьевич, иноземец, 1621 г., Углич Залешенин Никифорович Волохов [см. Волох], 1583 г., воевода; Залешенин Иванович Баскаков [см. Баска ковы], 1596 г., Кострома [см. Френев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Но от дикого завоевателя нельзя ожидать покоя побежденному; у него религия – произвол его. Если он вздумал потребовать поклонения богам его, горе тому, кто не выполнял его воли; а хану-Монголу и народная религия его давала простор в произволах. «Бог на небе, я – на земле», говорил повелитель монгольский 10 . «Нечестие и высокомерие их, говорит очевидец-современник, простирается до того, что они Государя своего – хана называют сыном Божиим, и поклоняются ему вместо Бога земного; они говорят и показывают делами, что небо принадлежит Господу неба, а земля сыну Божию – человеку» 11 . При таком религиозном убеждении естественно, что имя тех, которые знали одного Бога неба и земли, было для них предметом недоверия и отвращения 12 . Естественно и то, что они иногда принуждали покоренных христиан следовать их суевериям, как о том и говорит очевидец 13 . У дикого властителя страсти, как у зверя, люты и безотчетны, – особенно корысть и жажда власти. От сих-то страстей Монгола особенно страдала Церковь Русская 14 . Митрополит, так же как и князь, должен был отправляться в Орду и покупать ярлыки на отправление должности 15 . Жестокость Монгола и дикий произвол его в отношении к покоренным понятны лишь тому, кто видел их на деле. Они «губят душу, изнуряют тело невероятными мучениями», говорит очевидец 16 . Каждый баскак, каждый чиновник татарский грабил и бил, кого хотел, лил кровь и губил христиан безнаказанно. «Если жители города или страны не выполняют, чего хочет баскак: то баскак объявляет, что они неверны Татарам, и город или страну разоряют, жителей предают смерти сильною рукою Татар, которые по воле правителя являются неведомо для жителей и неожиданно нападают на них... Так истребили они великое число Руссов, обитавших в земле Команской (Половецкой). И не только Татарский князь, завладевший землею, но и правитель его и каждый татарин, особенно знатный, проезжая чрез сей город или землю, властвует тут, как государь». Так говорит современник-очевидец 17 . «Мы оставшиеся, – говорит Пастырь страждущей Церкви Серапион, – не порабощены ли горьким рабством от иноплеменников? Вот уже почти сорок лет продолжаются томление и мука… Мы и хлеба не можем есть в сладость.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Не трудно заметить из приведенных примеров умозаключений Ивана Григорьева, что его проповедь не отличалась стройностью мыслей и ясностью изложения. Но она произносилась человеком горячего и пылкого воображения, человеком хитрым и бывалым, произносилась властительным и страстным тоном. Это и послужило одною из причин того изумительного успеха, какой имел Иван Григорьев среди молокан Новоузенского уезда в течение нескольких месяцев. Из орловских молокан и из некоторых других сел Новоузенского уезда он менее чем в год основал свою монтано-молоканскую секту. Но вот, по каким-то причинам, Иван Григорьев стал собираться обратно к двоюродному брату в Турцию. В последних прощальных беседах он изрек своим последователям великие обетования. «Благодать Христова, – проповедывал он, – устроенная Апостолами по воскресении Христову от мертвых, исчезла с лица земли, так что тьма бысть после того по всей земле, то есть, – неведение Божие. Теперь отчасти возобновляется эта благодать в вашем роде. Но денница солнца правды еще не воссияла в вас вполне. Вы не будьте якоже Сарра в сени, но будьте яко Дева Мария. Как она изрекла: се раба Господня, буди мне по глаголу твоему, – так и вы приимите слово благовествования моего: в сердцах ваших преобразится Дух Христов, и будут в среде вашей пророки и апостолы; также народится у вас сам Сын Божий. Но только гоните, дóндеже постигнете 7 . «Что сотворим, – спросило его собрание, – да живот вечный наследуем?» Григорьев отвечал: «Како писано есть: имеяй две ризы, неимущему дай, и брашна такожде имейте вся обща. Сердце и душа едино да будет нам, писано бо есть: Бог вселяет в дом свой единомышленные; тако и вы будьте дом Божий и церковь Бога жива». Кроме того, Иван Григорьев заповедал своим последователям продолжительные и строгие посты (некоторым дня по два ничего не велел есть); а также к женам запретил прикасаться. В заключение, он велел своим последователям присылать ему в Турцию денег, «как в Писании сказано: за грехи нужно во Иерусалим посылать». Затем, Иван Григорьев оставил своих последователей и отправился в Турцию.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lzhehris...

Именно эстетически Григорьев воспринимает известного инока Парфения, и в его книге Григорьева привлекает свежесть образов, яркость впечатлений, художественная выдержанность и законченность, «торжество души..». Григорьев очень ценил старших славянофилов, Хомякова и Киреевского, как носителей «органическаго» начала. Очень ему понравилась книга архим. Феодора (Бухарева) «О Православии». Но всюду его привлекает сила жизни, которую он ощущает у писателей, а не их убеждения... В 50-х годах Григорьев примыкал к т. наз. «молодой редакции Москвитянина». Из других членов кружка нужно назвать Островского, Писемского, Тертия Филиппова. С Филипповым позже Леонтьев был близок. Бывал здесь и Зедергольм, впоследствии оптинский постриженник, иеромонах о. Климент, аскетический друг и собеседник Леонтьева. Для всех было характерно это сочетание изощренной романтической эстетики с самым реалистическим чувством живого быта, с увлечением русской песнью. С этим связано открытие мира русского купечества для русской литературы. У Филиппова именно отсюда и с тех пор внимание и интерес к русскому старообрядчеству. Меняется само понятие «народа». Иначе поворачивается и вопрос о быте, становится более историчным и образным, менее поддается пасторальному опрощению. «Город» ведь есть более историчная категория, чем «село» (почти что синоним для «природы»)... Григорьев на примере Москвы прочувствовал эту историчность. «Мне старый собор нужен, старые образа в окладах, с сумрачными ликами, следы истории нужны, нравы нужны, хоть, пожалуй, и жестокие, да типические..». Свое мировоззрение Григорьев называл органическим, и связывал его с Шеллингом прежде всего. У него – «громадная руда органических теорий... Основным у Григорьева было именно это чувство творческой неисчерпаемости и непрерывности жизни, – «чувство органической связи между явлениями жизни, чувство цельности и единства жизни..». Жизнь шире логики. Скорее поэма, чем система (так Гайм в своей известной книге о «романтической школе» поясняет различие романтизма и гегелизма)... Григорьев противопоставляет «историческое чувство» и «историческое воззрение». Иначе сказать, интуицию и понятие, живое художественное восприятие и – «деспотизм теории…»

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010