По мере углублённого изучения положения на местах и накопления информации о земских делах у Мещерского нарастало разочарование в " самоуправлении " . Он с огорчением замечает в деятельности земства ненавистные черты той самой бюрократии (волокита, показуха, коррупция и т.п.), могильщиком которой в сфере общественной инициативы они должны были стать. Например, из Курской губернии князь сообщал цесаревичу (20 августа 1868 г.): " Каково здесь земство Вы будете иметь понятие по следующим фактам из жизни земства Обоянского уезда, в коем я нахожусь: земское собрание ассигновало 6 тысяч рублей на народные училища; открыто 7 школ, в них учащихся 9 мальчиков и никого более. Земство ассигновало 10 тысяч рублей на народное здравие; в уезде один земский врач, ни разу не бывший ни в одной деревне и ни у одного больного и получающий 1000 р. жалованья. Сломался в деревне мост. Член Земства доносит, что нужно на исправление моста 480 рублей; пока о том производится переписка, крестьяне сами починяют мост и ремонт этого моста им стоил 40 рублей. Земская управа, узнав об этом, приходит в ярость, ибо ей помешали взять себе 440 рубл. в карман, и жалуется на самоволие станового пристава, распорядившегося с крестьянами починить мост. Вот образцы земской жизни в Курской губернии; почти во всех уездах они одинаковы... " Однако вину за названные и прочие беспорядки князь в то время возлагал не на сами принципы земской реформы, а на дурное исполнения замысла законодателя и ещё конкретнее - на местную дворянскую элиту, не способную отрешиться от крепостнических привычек и замашек, от барского пренебрежения общественными обязанностями, от косности и инерции. " Причина этих грустных явлений, - утверждал Мещерский в том же письме, - жалкий нравственный уровень здешнего дворянства, издавна прославленного с самой дурной стороны; волосы дыбом становятся от всех тайн здешнего дворянского внутреннего мира, и не веришь всему тому, что так больно оскорбляет не столько дворянское, сколько русское ухо. Замечательно при этом, что ни одна губерния так не богата именами наших знатнейших родов, как Курская: Барятинские, Шереметевы, Юсуповы, Салтыковы и т. под., а между тем где следы их присутствия в Курской губернии? Вот в этом-то равнодушии нашей знати к общественным местным делам и заключается объяснение, почему за отсутствием их так всемогуще здесь мелкое, грубое и необразованное дворянство, которого имя - легион! В такой среде, на такой почве может ли земское учреждение пустить свежие корни и приносить добрые плоды!.. "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Интересно, что было бы, если бы памятник все же поставили, а потом вскрылось это письмо! Это еще один явный пример того как можно одурманить, оболванить собственный народ если моделировать историю под свои политические цели и дозировать информацию, выдавая только то, что соответствует твоим задачам. Но вернемся к нашей теме. Хочу отметить особо: ни в одной из версий речь об уничтожении всех черкесов не шла. Более того, одним из существеннейших причин и целей высылки адыгов генералы считали... сохранение адыгам жизни. В переписке немало говорится о том, что оставшиеся племена являются самыми непримиримыми и будут воевать до конца, следовательно, чтобы не уничтожать их, необходимо не доводить их до отчаяния, а дать им возможность выбора и ухода с Кавказа. Члены Особого комитета понимают, что предложенное решение жестоко и приводят в пример как раз колонизацию европейцами Америки, которая вылилась в «истребление почти всех первобытных там жителей», говоря, что такого исхода нужно избежать. Эта мысль всячески и постоянно подчеркивается генералами и также всячески и постоянно вымарывается адыгскими историками, которые выбирают из переписки только то, что может хоть как-то подчеркнуть саму жестокость происходящего. Так, Александр II требует, «чтобы это развитие (русского населения в Закубанском крае - А.Е.) было соразмерно с поземельным довольствием, которое можно доставить вновь водворяемым казакам без крайнего стеснения туземцев», Д.А. Милютин несколько раз пишет, что «наши обязанности к человеческому роду требуют, чтобы мы заблаговременно приняли меры для обеспечения существования даже враждебных к нам племен» в какой-то момент даже созревает ссора - Барятинский посчитал себя оскорбленным тем, что члены Комитета, по его мнению, выставили его предложения так, как будто он «предлагает систему действий для покорения кавказских горских племен, основанную на истреблении всего туземного населения». Он пишет, что ему «приписывают» «бесчеловечное намерение» и по этой причине даже не считает нужным оправдываться.

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/13/kavk...

Почему же, спрашивают противники версии геноцида, в смерти индейцев от болезней обвиняют белых колонистов? Как можно приравнивать к жестокому убийству смерть человека от эпидемии? Ведь европейцы не целенаправленно занесли страшные болезни в Америку и, за исключением всего одного известного случая, не заражали ими индейцев специально. Ведь не обвиняем же мы сейчас жителей Африки в том, что на их континенте зародился СПИД? И не обвиняем индусов в том, что, по одной из версий о происхождении проказы, индусы заразили ею солдат армии Александра Филипповича Македонского, а те уже принесли этот страшный недуг в Европу. Если где-то от умирает человек, мы же не обвиняем в убийстве его соседа! Можно ли отнести вышесказанное к ситуации на Кавказе? «Из более чем миллиона адыгов (черкесов) в войне погибло свыше 400 тыс. человек», говорится в обращении адыгов в Европарламент. Огромная цифра! Сколько же из них погибло в ходе боевых действий? Сколько человек было убито русскими? 10%. Только десятая часть из этих 400 тысяч погибла непосредственно в боестолкновениях с русскими войсками. Интересные в этом отношении записки оставил генерал Фадеев Р.А. - прекрасный русский офицер, бывший одинаково смел и умен как при личном участии в атаках, так и при планировании боевых действий. Фадеев, кстати, был офицером штаба при генерале Барятинском и лично планировал операцию взятия аула Гуниб, где был пленен Шамиль. Он же и составил вошедший в историю лаконичный приказ Барятинского, ознаменовавший конец войны на Восточном Кавказе: «Гуниб взят. Шамиль в плену. Поздравляю Кавказскую армию». Это был человек, который среди множества наград считал самым ценным личное знамя Шамиля, подаренное ему тогда князем Барятинским. Так вот, генерал Фадеев считал, что «не более десятой части погибших пали от оружия; остальные свалились от лишений и суровых зим, проведенных под метелями в лесу и на голых скалах...» Кстати, адыгские историки и общественные деятели очень любят цитировать генерала Фадеева. Правда, из всего немалого литературного наследия генерала, считающегося кроме всего прочего и военным историком, они почему-то выдергивают лишь 2-3 фразы, забывая обо всем остальном. Здесь и далее я буду не раз цитировать те фразы Фадеева, на которые они странным образом не ссылаются. Но давайте обо всем по порядку...

http://ruskline.ru/opp/2018/iyul/13/kavk...

Ибо средства к содержанию оного так скудны, что никто из доброкачественных и удовлетворительно образованных лиц духовенства не изъявляет желания на занятие священнических мест в Моздоке и Кизляре, за исключением моздокской Успенской церкви, более других доходной. По сей причине в Кизляре и Моздоке священники самого умеренного образования, далеко уступающего сельским священникам епархии, а потому обращение горцев в христианство не может быть ими совершаемо с успехом. Искренне желал бы я, чтоб Ваше сиятельство чрез кого-либо из доверенных лиц удостоверились в положении кизлярского и моздокского духовенства. Бедность, под игом которой они тщетно стонут, невероятна. Представление в Святейший Синод о назначении жалования моздокскому и кизлярскому духовенству сделано мною от 2 мая 1859 года за 2058. Копия с сего представления при сем прилагается. С чувствами отличного уважения» и проч. В этом же вышеупомянутом сообщении Департамента общих дел Главного управления наместника Кавказского от 13 апреля 1860 года за 2283 департамент сообщил епископу, что и на ходатайство князя наместника об увеличении окладов содержания Кавказскому епархиальному управлению обер-прокурор Синода отозвался о постоянном имении Святейшим Синодом сего обстоятельства в виду и о невозможности в настоящее время увеличить оклады по недостаточности денежных способов. Указывая на это уведомление, епископ пишет князю Барятинскому от 10 июня 1860 года за 20: 228 «Из этого усматривая, что Святейший Синод находит записку, представленную мною Вашему сиятельству, основательною, я признаю себя обязанным представить на благоусмотрение Вашему сиятельству нижеследующее. С самого учреждения Кавказской епархии гражданское начальство Кавказа ходатайствовало (как это видно из переписки, сохранившейся в гражданском ведомстве и в Консистории) о том, чтоб доставлено было вновь учрежденному епархиальному ведомству потребное количество денег – как на обзаведение, так и на содержание. Вследствие таких ходатайств отпускаемо было моим предместникам преосвященным Иеремии и Иоанникию по 1000 рублей серебром в дополнение к их личному жалованию и 1500 рублей серебром на содержание дома. На обзаведение же ничего не было отпущено. В такой крайности предместники мои должны были прибегнуть к единственному средству: к приглашению к пожертвованиям. С особенною деятельностию занимался устройством епархии преосвященный Иеремия. С отбытием его деятельность очень ослабела, и многие дела пришли в запутанное положение. Все, что ни сделано для епархиального Кавказского ведомства, сделано на сумму, приобретенную пожертвованиями. Епархия учредилась без всякого денежного содействия со стороны правительства. Между тем, капиталист из купечества Волобуев, очень поддерживавший преосвященного Иеремию, скончался. С кончиною Волобуева пожертвования уменьшились гораздо более, нежели наполовину, а впоследствии, при ослаблении деятельности духовного начальства, и вовсе прекратились.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

— Почему вообще Пушкин думал, что личности простительно все? Он так же имморален, как Ленин? — До разночинцев в России проблему нравственности не заостряли. Нравственность в чистом виде — категория искусственная, она чревата жутким насилием над человеком. Тема насилия нравственностью для русского — важный вопрос. Здесь лучше держаться швейцеровской позиции: чистая совесть — это выдумка Сатаны. Для Пушкина совесть — это не нравственность. Собственно пушкинская тема в совести — насколько ты личность? Он каждого испытывает на единственное, чем можно устоять на поприще пространства России — пожирательницы времени. Кто в ней сумел что-то содеять, тот личность. 41. Пушкин защищает авантюристов и едких вольтерьянцев XVIII века — Отчего поздний, «николаевский» Пушкин всегда защищал XVIII век? Почему так отстаивал его в полемике с Лажечниковым и с Чаадаевым? Ведь XVIII век бедственный для России. За петровские реформы страна платила долго и страшно, повторением разора в людях после державного первотолчка Ивана Грозного. Но вместе с тем то были люди с резко очерченной индивидуальностью. Целый век прорабатывал русскую индивидуальность. Всплеск индивидуальностей у власти ведет к взлому старобоярской России. Какие судьбы! Алексашка Меньшиков в творцах победы под Полтавой, а после в ссылке в Березове. Гениально неграмотная картина Сурикова точна: если его Меньшиков встанет в этой избе во весь рост, он проломит крышу — такова масштабность индивидуума в тесноте эпохи. Полускоморошья-полугениальная фигура Суворова. Едкие вольтерьянцы XVIII века, так о них говорили. В пространственном модусе (который на деле — особый антропологический масштаб России) оценки поступков идут по иной шкале. На расстоянии утверждая достоинство личностей, Пушкин прощал им все. И я понимаю, почему он всех в XVIII веке защищал, возводя в достоинство личностей, — их не было рядом. 42. Кто такие индивидуалисты XVIII века? Князь Барятинский и русский портрет — Уже с начала XIX века Пушкин вступил в спор со своим веком. Это объясняет его настойчивую реабилитацию русского XVIII века в его подробностях, деталях и исторических фигурах. По воспоминаниям Лажечникова: ну никого Пушкин не уступает, даже Бирона! Все ему хороши, все — крупные индивидуальности.

http://predanie.ru/book/220783-tretego-t...

Уничтожение «контрреволюционного элемента» осуществлялось по всей территории Крымского полуострова, превращенного властями в один большой концентрационный лагерь. Расстрелу подлежали не только те, кто принимал участие в вооруженной борьбе против большевизма, но и имевшие непролетарское происхождение мирные жители - преподаватели и учащиеся, сестры милосердия, священники, предприниматели, инженеры, врачи. В числе казненных были сын писателя Ивана Шмелева Сергей, брат выдающегося политика и публициста Василия Шульгина Дмитрий. Жертвами репрессий стали и такие известные личности, как управляющий Таврической казенной палатой, экономист и финансист А.П. Барт; бывший министр продовольствия, торговли и промышленности второго Краевого правительства, А.А. Стевен; заместитель министра юстиции России, И. Е. Ильяшенко; уполномоченный Комитета призрения и Всероссийского Общества Красного Креста, И. М. Бич-Лубенский, потомки знатных дворянских родов - князей Трубецких и Барятинских. По свидетельству поэта Максимилиана Волошина, из каждых трех крымских интеллигентов в эти суровые годы погибло двое. Вскоре террор распространился и на рабочих. Так, железнодорожников, ушедших из Курска вместе с отступающими частями Добровольческой армии, обосновавшихся в походном лагере неподалеку от Феодосии, в ночь с 19 на 20 ноября вывели вместе с семьями на мыс Св. Ильи и там расстреляли. В Севастополе казнили около 500 портовых рабочих за то, что они обеспечивали погрузку на корабли врангелевских войск. Для выявления как можно большего количества «классово чуждых» властями использовались различные методы - от организации облав до поощрения доносительства. Весьма показателен, в этой связи, приказ Крымревкома от 3 января 1921 г. «Об оказании помощи Крымской чрезвычайной комиссии в борьбе с остатками контрреволюции», призывавший крымчан «исполнить свой гражданский долг» и сообщать чекистам «всякие сведения о скрывающихся белогвардейцах, контрреволюционерах и примазавшихся к Советской власти, пролезших в советские учреждения».

http://ruskline.ru/analitika/2009/11/13/...

Его спросили: — А в чем ваш долг природы заключается? А он отвечает: — Таков мой долг благодарной природы, что князю здесь в казенной неопрятности нехорошо отдыхать, а у меня как раз отсюда визави дом, свой дом с мезонином, и жена у меня из немок, дом наш содержится в чистоте и опрятности, то у меня для князя и для вас есть на мезонине комнаты светлые, чистые, везде на всех окнах занавески белые с кружевами, и на чистых постелях тонкое белье полотняное. Я желаю с большим радушием принять у себя князя, как отца родного, потому что я всем в жизни ему обязан и без того отсюда не пойду, чтобы ему не было доложено. Так он настойчиво на этом стоял и не хотел уходить, что фельдмаршал из другой комнаты услыхал и спрашивает: — Какой это шум? Нельзя ли мне доложить: о чем такой разговор слышно? Тогда Фаддеев все доложил, а князь пожал плечами и говорит: — Решительно не помню, какой такой это человек ичем он мне обязан; а впрочем, посмотрите его комнаты, которые он предлагает, и если они лучше этой лачуги, тоя приглашение его принимаю и за беспокойство ему заплачу. Узнать — сколько хочет? Фаддеев пошел мезонин у интенданта осмотрел и докладывает: — Помещение очень спокойное и чистота необыкновенная, а про плату хозяин и слышать не хочет. — Как так, и отчего? — спросил фельдмаршал. — Говорит, что он много вам обязан и голос природы его побуждает за счастье выразить вам долг благодарности. А иначе, — говорит, — если платить хотите, то я и дверей своих открыть не могу. Князь Барятинский засмеялся и этого чиновника похвалил. — Однако, я замечаю, — говорит, — он молодец и с характером — это в нашей стороне стало редко, и я таких людей люблю: вспомнить, чем он мне обязан, я не могу, но к нему перейду. Давайте вашу руку и идем отсюда. Глава третья Перешли улицу и… во двор; а у калитки уже фельдмаршала встречает сам смотритель — припомажен, приглажен, на все пуговицы застегнут и с лицом самым радостным. Князь как оглянулся вокруг — видит, все чисто, светло сияет, за палисадником зелень веселая и розы в цвету. Князь и сам развеселился. Спросил:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— Как хозяина зовут? Тот отвечал что-то вроде Филипп Филиппов Филиппов. Князь продолжает с ним разговор и говорит: — Очень у тебя хорошо, Филипп Филиппыч, — и мне нравится; только одного я никак припомнить не могу: где и когда я тебя встречал или видел, и какое я тебе мог одолжение сделать? А смотритель отвечает: — Ваша светлость меня очень видели, а когда — это если забыли, то после объяснится. — Зачем же после, когда я сейчас тебя хочу вспомнить. Но смотритель не сказал. — Прошу, — говорит, — у вашей светлости прощения: если вы сами этого не вспомнили, то я сказать не смею, но голос природы вам скажет. — Что за вздор! какой «голос природы», и отчего ты сам сказать не смеешь? Смотритель отвечает: «так, не смею», и глазами потупился. А тем временем они пришли на мезонин, и здесь еще лучше чистота и порядок: пол весь мылом вымыт и хвощом натерт, так что светится, посередине и вдоль всей чистенькой лестницы постланы белые дорожки, в гостиной диван и на круглом переддиванном столе большой поливанный кувшин с водою, и в нем букет из роз и фиалок, а дальше — спальная комната с турецким ковром над кроватью, и опять столик и графин с чистой водой и стакан, и снова другой букет цветов, а еще на особом столике перо, и чернильница, и бумага с конвертами, и сургуч с печатью. Фельдмаршал сразу окинул все это глазом, и очень ему понравилось. — Видно, — говорит, — что ты, Филипп Филиппыч, человек полированный, знаешь, что как следует, и я тебя действительно как будто где-то видел, но не могу вспомнить. А смотритель только улыбается и говорит: — Не извольте беспокоиться: через голос природы это все объяснится. Барятинский рассмеялся: — Ты, — говорит, — братец, после этого и сам не Филипп Филиппович, а «голос природы», — и очень этим человеком заинтересовался. Глава четвертая Лег князь в чистую постель — ноги и руки вытянул, и так хорошо ему стало, что он сразу же задремал: проснулся через час в прекрасном расположении, а перед ним уже стоит прохладный шербет вишневый, и этот самый хозяин просит его выкушать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Хочу также сообщить профессору Мироненко, что в 1921 году П. Быков об «остатках» писал иначе, ближе к истинному положению вещей относительно «захоронения»: «Около часу ночи (верно: в три часа ночи по декретному времени. – В.К.) трупы казненных были отвезены за город в лес, в район Верх-Исетского завода и дер. Палкиной, где и были на другой день (верно: 18 июля. – В.К.) сожжены» [Быков П.М. Последние дни последнего царя//Рабочая революция на Урале. Эпизоды и факты. Екатеринбург, 1921]. В 1921 году Быков с должности председателя Екатеринбургского губернского ревтрибунала был переведен заведующим уральским областным отделением РОСТА. Выполняя партийное задание по написанию новой книги, П. Быков мог, как я полагаю, воспользоваться помощью заведующего Центрархивом М.Н. Покровского, в рукописи которого к «Записке» говорилось о захоронении в «братскую могилу» недалеко от переезда, после чего внес поправки в свой текст уже книги (1926), которая была издана и за рубежом. Быков был знаком и с книгой Н.А. Соколова (1925) и «получил партийное задание написать книгу на ту же тему, но с большевистских позиций» (Википедия). Именно эта книга 1926 года, а не ранняя его работа 1921 года, заняла основное место в «советских источниках» об убийстве и сокрытии останков Царской Семьи. Часть V. «На этом черепе невозможно было найти следы этого удара». По мере своих возможностей историка, попытался С.В. Мироненко помочь и в разрешении спорного вопроса о принадлежности черепа, приписываемого «бывшему царю». При этом основное внимание было уделено моменту вскрытия захоронения: «Единственное, что сделали, и это конечно ужасно, во многом, видимо от того, что солдаты простые все это вскрывали… Но кости были грязные, была очень такая мокрая погода, шел дождь, глина. И там они эти кости щеточкой промыли, что ни в коем случае, как выяснилось потом, делать нельзя… Одна из проблем, которая стояла для экспертов, что на этом черепе невозможно было найти следы этого удара. Невозможно потому, что вот этой щёточкой все кости тщательно обработали, а потом не было известно, а что это был за удар. Проломил он голову? Скользнул, и может быть до кости не дошел? Может быть только кожа была снята? В конце концов нам удалось найти письмо флигель-адъютанта и князя Барятинского: “Слава Богу, благодаря Джорджи (как звали Георга Греческого), палаш этого полицейского скользнул и срезал часть кожи и в папиросную бумагу, вот череп повредил”. То есть это абсолютно ну такая очень-очень маленькая вещь, которую, к сожалению, при вот этой вот обработке щеточками стерли с черепа. Или, может быть, она вообще не сохранилась, поскольку все-таки 70 лет пролежали останки в этом Поросенковом логу».

http://ruskline.ru/news_rl/2018/08/29/op...

Общество восстановления православного христианства на Кавказе. Было открыто в 1860 г., действовало до 1917 г. Основателями общества были князь А.И.Барятинский и Высокопреосвященный Исидор (Никольский) , экзарх Грузии. Сначала оно имело светский характер и состояло под председательством наместника Кавказа, но вследствие необходимости содействия духовной власти в 1865 г. при нем открыт был духовный комитет под председательством экзарха Грузии, а в 1885 г. по новому уставу оно было вверено экзарху и подчинено Св. Синоду. Задачами общества были: восстановление, умножение и содержание православных храмов на Кавказе, назначение к ним и содержание причтов; открытие школ для образования горских детей; учреждение в духовных школах классов изучения горских языков; командирование в горы миссионеров; содействие переводам на горские языки Св. Писания и богослужебных книг. Общество действовало весьма продуктивно. Общество распространения Священного Писания в России. Было основано в апреле 1863 г. Основатели – 8 человек различных конфессий и национальностей, которые решили максимально распространить синодальный перевод Библии . Эта интернациональная группа, включавшая двух русских, двух немцев, поляка, датчанина, голландца и англичанина, постановила также, что продажа Библии будет происходить по самым доступным ценам, а бедным раздаваться бесплатно. Продажу начал обрусевший датчанин О. Форхгамер. Историк Н.А. Астафьев свидетельствует об успешном распространении книг «то на Волгу, то в земли Войска Донского, то на Кавказ». В состав общества вошли сотни человек. Общество стало печатать отчеты о своей деятельности. Книг Священного Писания Общество не издавало, сохранив свою первоначальную задачу – распространять по всем областям огромной Российской империи Слово Божие. За годы своего существования Общество распространило и раздало безвозмездно сотни тысяч экземпляров Библии. Пакистанские духовные миссии (современные). С 2004 г. в Пакистане действует миссия Константинопольского Патриархата, которая включает в себя крупные общины в Лахоре, Вазирабаде и Хафизабаде, а также небольшие общины в Гуджранвале, Навабшахе и Фейсалабаде. Их окормляет один священник, число верующих – 550 человек, все пакистанцы. Также в стране с 2011 г. действует миссия Русской Зарубежной Церкви, которая включает общины в Саргоде, Хайдарабаде и Карачи. В ней трудятся три священника-пакистанца. Численность верующих – 400 человек, в основном пакистанцы, но также есть несколько обратившихся иранцев и афганцев. Обе миссии довольно интенсивно развиваются, строятся первые православные храмы, переводится и издается православная литература на языке урду. В Исламабаде открыт приход Русской Православной Церкви, который окормляется клириком Московского Патриархата, приезжающим в страну по большим церковным праздникам. Этот приход ориентирован на русских, проживающих в столице Пакистана, в основном на сотрудников Российского посольства.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/nastol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010