Во время Отечественной войны 1812 г. Калуга играла стратегическую роль. После захвата Москвы французами она стала важной тыловой базой, где располагались запасы продовольствия, были устроены госпитали, формировалось ополчение. В Тарутинском сражении рус. войска разгромили авангард франц. армии под командованием И. Мюрата. В губернии действовали партизанские отряды, в т. ч. армейские. В окт. 1812 г. Наполеон начал движение из Москвы на Калугу, надеясь пополнить здесь запасы, однако в ходе ожесточенного сражения за Малоярославец был остановлен и повернул на разоренный Смоленск. В 1897 г. в Калужской губ. проживали 1 132 843 чел., в 1916 г.- 1 567 242 чел.; население правосл. исповедания составляло ок. 96% жителей губернии. В 1920 г. Жиздринский у. вошел в состав новообразованной Брянской губ., в 1922 г. Юхновский у. Смоленской губ. был передан Калужской губ. В 1929 г. Калужскую губ. упразднили, ее территория была разделена между Московской и Западной областями. С 1934 г. Калуга входила в состав Тульской обл. В 1941 г. территория К. о. была оккупирована немецкими войсками. В ходе контрнаступления под Москвой 30 дек. 1941 г. Калуга была освобождена, некоторые районы К. о. были оккупированы до лета 1943 г. 5 июля 1944 г. была образована К. о., территориально отличавшаяся от Калужской губ. В К. о. вошел Юхновский р-н, бывш. Лихвинский у. отошел Тульской обл. К. о. при образовании была разделена на 27 районов: Бабынинский, Барятинский, Боровский, Высокиничский, Детчинский, Дзержинский, Дугнинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Калужский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Угодско-Заводский, Ульяновский, Хвастовичский и Юхновский. В нач. 50-х гг. XX в. были образованы Лев-Толстовский и Ферзиковский районы. Важнейшими событиями послевоенного времени в К. о. стали запуск в 1954 г. 1-й в мире атомной электростанции и строительство вокруг нее г. Обнинска - крупного научного центра, в 1956 г. получившего статус города обл. подчинения. В 1959-1974 гг. в территориально-адм. делении области происходили изменения. В настоящее время К. о. разделена на 24 района (Бабынинский, Барятинский, Боровский, Дзержинский, Думиничский, Жиздринский, Жуковский, Износковский, Кировский, Козельский, Куйбышевский, Людиновский, Малоярославецкий, Медынский, Мещовский, Мосальский, Перемышльский, Спас-Деменский, Сухиничский, Тарусский, Ульяновский, Ферзиковский, Хвастовичский, Юхновский) и 2 городских округа, имеет 22 города, 7 поселков городского типа, более 3 тыс. сельских населенных пунктов. Религия

http://pravenc.ru/text/1320159.html

«Сформирован был лейб-гвардии Кавказско-горский эскадрон и, чтобы более доказать горцам желание государя императора прекратить вражду, назначен в Собственный Его Императорского Величества конвой» - узнают посетители из помещенной здесь цитаты из донесения генерала А. Х. Бенкендорфа. Этот, действительно, царский жест доверия выражает суть русской колониальной политики: да, мы воюем с вами, но не считаем вас злом, подлежащим безусловному истреблению; мы хотим покорить вас, но не желаем вас унизить; мы не стремимся ограбить вас, но вы будете иметь долю во всем, что мы имеем сами; мы пришли покорить вас, но не с тем, чтобы воспользоваться вами и потребить вас, а с тем, чтобы приобщить вас к плоти и крови нашей империи. И это отнюдь не «единичный случай, используемый в пропагандистских целях». Кроме Кавказско-горского эскадрона существовала Кавказская милиция. Ранее, в войне с Турцией (1828 – 1829) были сформированы четыре Конно-мусульманские полка, а в 1835 г. при Отдельном Кавказском корпусе образован конно-мусульманский полк шестисотенного состава. Да и кроме того, назначение Шамиля, долгое время главного врага России на Кавказе, офицером русской армии, разве не должно ярчайшим образом характеризовать особенности русского империализма? Чтобы слова о плоти и крови империи не прозвучали простым уподоблением, присмотритесь к фотографиям, выложенным на этом стенде. Не возникает у вас впечатление, что эти «русские горцы» чем-то очень походят на наших казаков? Нет ли чего-то общего в самом облике и выражении лица? Так что не стоит нам и сегодня смущенно бормотать что-то о контртеррористической операции на Кавказе. Честность избавляет от необходимости оправдываться. Об этом на выставке напоминают неприметные солдатские медали, на которых указано: «За покорение Чечни и Дагестана», «За взятие штурмом Ахульго», «За покорение Западного Кавказа». Сабля Сабля князя Барятинского Сабля князя Барятинского Последний стенд выставки посвящен князю Александру Ивановичу Барятинскому. Среди прочих вещей победителя Шамиля мы находим его личную саблю. В музейной карточке прилагается описание: «золото, сталь, алмазы, изумруды; гравировка: «В память покорения Кавказа».

http://pravoslavie.ru/261.html

Муфтият был организован уже при советской власти в форме Духовного управления мусульман Сев. Кавказа (ДУМСК). Его учредил I съезд мусульман региона, собравшийся 20 июня 1944 г. в Буйнакске. ДУМСК сначала работал в Буйнакске, с 1975 г.- в Махачкале. Штат его состоял из муфтия и консультативного совета ученых-алимов. Они должны были регистрировать мусульм. джамааты и мечети, утверждать и смещать имамов, собирать закят и др. поступления от религ. инстанций, организовывать возобновившийся с 1944 г. хадж, выпускать религиозно-правовые разъяснения (фетвы) по вопросам шариата, следить за соблюдением советского законодательства о культах и поддерживать внешнеполитический курс СССР в период «холодной войны». Его деятельность контролировали уполномоченные СДРК-СДР в республиках. «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля кн. А. Барятинским 25 августа 1859 г.». Худож. Ф. А. Рубо. 1886 г. «Взятие аула Гуниб и пленение Шамиля кн. А. Барятинским 25 августа 1859 г.». Худож. Ф. А. Рубо. 1886 г. В юрисдикцию муфтията входили все 8 советских автономий и областей региона: Д., Осетия, Адыгея, Краснодарский и Ставропольский края, Кабарда, Черкесия, Грозненская обл. (с 1957 восстановленные после реабилитации депортированных народов Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия). Д. всегда занимал в нем ключевые позиции. Здесь находилось ок. 2/3 официально зарегистрированных мечетей (27 из 47 в 1985) и большинство «святых мест». 3 из 4 муфтиев были дагестанцами: кумык Хизри Гебеков (1944-1950) из с. Н. Казанище, аварцы Мухаммед-хаджи Курбанов (1950-1975) из с. Кульзеб и Абдалхафиз Омаров (1975-1978) из с. Охли. Последним муфтием стал балкарец Махмуд-хаджи Геккиев (1978-1989) из с. Н. Баксан Кабардино-Балкарии. С распадом СССР ДУМСК тоже раскололось в 1989-1992 гг. сначала на республиканские, а затем на этно-территориальные муфтияты. К 1992 г. в Д. возникли «аварское» Духовное управление мусульман Дагестана (ДУМД) и «Кумыкское ДУМ» (муфтий Б. Исаев) в Махачкале, Духовное возрождение лак. народа (председатель - Г. Гасанов) в Буйнакске, даргинский кадият (председатель - внук накшбандийского шейха Али-хаджи Акушинского А. Алигаджиев) в Избербаше. В 1993 г. на съезде мусульман Юж. Дагестана был избран еще один муфтий - имам мечети г. Дагестанские Огни М. Латиков. В 1999 г. появилось 6-е ДУМ Ногайского р-на Республики Дагестан (председатель А. Арсланов). Однако ни одно ДУМ, кроме ДУМД, не прошло государственную перерегистрацию 1994 г. Последнее добилось статуса республиканского муфтията.

http://pravenc.ru/text/168606.html

Записки императрицы прерываются одиннадцатого числа. Последнее зафиксированное в них впечатление Елизаветы Алексеевны о здоровье императора (она была у него в первой половине дня): «Он казался довольно бодрым, и голова была свежа». Последние фразы в записи 11 ноября (и последние в записках в целом) следующие: «Около 5 час. я послала за Виллие и спросила его о ходе болезни. Виллие был весел, сказал мне, что у него теперь жар, но что я могу туда идти, так как он в лучшем состоянии, чем накануне» 578 . Судя по освещению событий в записках предыдущих дней, императрица должна была бы затем подробно описать, как прошла вечерняя встреча с супругом. Она не стала писать об этом и вообще прекратила свои записи. Но вечером 11 числа она написала письмо своей матери, где говорится: «Где пристанище в сей жизни? Когда думаешь, что все устроилось к лучшему и можно это вкушать, приходит неожиданное испытание, лишающее всего хорошего, что вас окружает» 579 . Что имела в виду Елизавета Алексеевна под испытанием, которое внезапно лишает ее всего хорошего? 580 Состояние болезни императора отнюдь не было угрожающим. Кн. В.В. Барятинский и вслед за ним П.Н. Крупенский справедливо полагают, что именно в этот день между Александром Благословенным и императрицей состоялся «особо важный разговор» 581 . Другие обстоятельства, которые мы сейчас рассмотрим, подтверждают это предположение: государь вечером 11 числа сообщил своей супруге о решении тайно удалиться от власти в ближайшие дни и посвятил ее в то, как он думает это сделать. Именно поэтому Елизавета Алексеевна прервала свои записки о его болезни и в письме к матери имела в виду это тяжкое для нее испытание. Кн. В.В. Барятинский предполагал, что решающее объяснение между супругами произошло потому, что в этот день случилось что-то особенное. Но он не знал, что именно 582 . Из воспоминаний лейб-медика Д.К. Тарасова узнаем, что в ночь с 10-го на 11-е император тайно принял приехавшего к нему из Харькова с чрезвычайными сообщениями унтер-офицера И.В. Шервуда 583 . Надо сказать, что Иван Васильевич Шервуд, который впоследствии получил почетное добавление к своему имени – Верный, уже встречался ранее – в июле 1825 г. – с государем тайно по поводу готовящегося мятежа – деятельности тайных обществ и заговора. Он получил тогда приказание продолжить свое расследование 584 . Во время пребывания Александра I в Таганроге поступали и другие весьма тревожные сообщения по этому поводу 585 . Много лет спустя вагенмейстер полковник А.Д. Соломка напишет в своем прошении Александру II о доверии к нему, Соломке, Александра Благословенного: «При последней, роковой поездке Его в Таганрог Он осчастливил меня особенной доверенностью. Он мне указал на существовавшее в то время волнение умов молодежи, и сказал: «этого не знают ни мать, ни жена моя, я тебе доверяю…»» 586 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Признаю эту помощь ниспосланную Богом: ибо воды произвели во всем моем организме чудное потрясение, волнение и преобразование, которые продолжаются до сих пор, освобождая меня постепенно, хотя и при мучительном действии от золотушной материи, гнездящейся во множестве во всех членах тела моего. Если не могу признать себя вполне исцелевшим по причине застарелости моей болезни и произведенного ею истощания сил, то должен с глубоким чувством благодарности к милосердию Божию и к орудию этого милосердия признать себя значительно поправившимся. По возвращении моем в Ставрополь из епархии обширной, с населением редким, хотя и живущим в селениях многолюдных, видя, что вспомогательная тысяча рублей мне не высылается, отчего положение мое делается весьма затруднительным, я изобразил в покорнейшем прошении Святейшему Синоду от 25 сентября 1858 года за 200 особенность положения Кавказской кафедры и основанное на сей особенности мое затруднительное положение по содержанию. Такое положение православного епископа весьма естественно в стране инославной и иноверной, в которой он не имеет гражданского значения, неприменимо в стране православной, в России, где епископ необходимо должен сохранить повсюду соблюдающиеся обычаи, например, выезжать в карете, принимать посетителей прилично. А здесь, сверх того, надо особенно приласкать все сословия и все разнородные управления: ибо, по новости епархии, епископ имеет нужду в особой благосклонности всех сословий и всех управлений. Содержание, которое прежде получал епископ Кавказский, по скудости своей служило предметом соблазна для здешней публики. Теперь соблазн усилился, потому что полное прекращение содержания, считавшегося скудным, известно всем чиновникам Казенной палаты и Казначейства, а чрез них – всему городу. Тысяча рублей, высылавшаяся собственно епископу, не выслана ни в 1858, ни в 1859 году, а 1500 рублей, высылавшаяся на содержание дома, выслана в 1858 году, но в 1859 уже не высылается. Сведение о том, что Кавказский епископ поставлен в крайнее затруднение по содержанию, перешло при посредстве лиц гражданского ведомства чрез Кавказские горы, в Тифлис, сделалось там предметом разговора и соблазна. Кавказский наместник князь Барятинский писал к г. синодальному обер-прокурору, прося его исходатайствовать мне тысячу рублей, которую получали мои предместники в дополнение к своему жалованью. О сем я уведомлен формальным отношением. Мне очень жаль, что князь Барятинский должен был писать о сем графу Толстому, этому не следовало бы быть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Пришел и Лунин. Опять, как вчера, смеялся, шутил, болтал безумолку, и опять не понравился Голицыну: его утомлял и раздражал этот вечный смех, трескучий огонь мелких искр, похожих на те, что от сухих волос под гребнем сыплются. Когда говорил даже серьезно, казалось, что смеется над собеседником, над самим собою и над тем, что говорит. – Вы ничего не пьете, Барятинский, – заметил хозяин. – А еще сочинитель, – подхватил Лунин: – разве не знаете, что атаман Платов сказал, когда ему Карамзина представляли? «Очень рад, – говорит, – познакомиться, я всегда любил сочинителей: они все пьяницы». – Доктора пить не велят, – извинился Барятинский: – вот разве воды с вином. – «Кому воды, а мне водки!», как на пожаре некто кричал, должно быть, тоже сочинитель, – подхватил опять Лунин. Заговорили о политике. – Общее благосостояние России… – начал кто-то по-французски на одном конце стола. – А знаете, господа, – крикнул Лунин с другого конца, – как умный один человек переводил: le bien être général en Russie? – Ну, как? – «Хорошо быть генералом в России». Шутил, а между шутками, с видом серьезнейшим, доказывал Барятинскому, отъявленному безбожнику, истину католической веры; тот сердился, а Лунин донимал его с невозмутимою кротостью: – Но, мой милый, вы слишком упрямы. Четверти часа достаточно, чтобы убедиться во всем… И тут же – анекдот о вольтерьянце-помещике, думавшем, что Троица есть Бог Отец, Бог Сын и Матерь Божия; о ямщике, который, вольтерьянцев наслушавшись, на лошадей покрикивал: «ой вы, вольтеры мои!» – о графе Безбородке, глядевшем в лорнет на купальщиц и влюбившемся в одну из них, хотя лица ее не видал (она стояла к нему спиною), но коса была чудесная, и что ж оказалось? отец протодиакон Воздвиженский. После трех бутылок лафита и двух клико Лунин признался, что, хотя и пил «с воздержанием», так, чтобы на ногах держаться, как поэт Ермил Костров советует, но, должно быть, на Мошкином квасе отвык от вина; и, принимаясь за третью бутылку шампанского, затянул было пьяным голосом:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Вчера после концерта устроили наши власти ужин. Я там не присутствовал, так как концерт кончился поздно, а днем много было ходьбы, поэтому, уложивши мальчишек, лег спать. Константин Павлович и Гладкий уехали в Неаполь. Вернутся сегодня ночью или завтра утром. Поехать и мне было соблазнительно, но я сегодня дежурный, да и денег, пожалуй, много истратишь. Всего не пересмотришь. Хорошо и то, что пришлось увидать. Некоторые певчие (большие) после концерта тоже устроили пьянство и страшно всю ночь безобразничали, так что прокурор, как он сам заявил, всю ночь не спал. Сегодня, бывши у князя Барятинского, Данилин хлопотал о том, чтобы иметь счастье петь в присутствии папы в его апартаментах. Хлопоты не увенчались успехом: папа отказал, мотивируя свой отказ тем, что хор приехал на выставку, которую папа игнорирует, так как эта выставка есть праздник по случаю освобождения итальянцев из-под власти пап. Флоренция. 9 (22) мая. 6 часов вечера Дорогая Катя! В 2 1/2 часа приехали во Флоренцию; остановились в гостинице «Rome». На этот раз разместились не так удобно. Пришлось мальчиков разместить в двух этажах: в одном тридцать человек, а в другом остальные двенадцать, я с первыми, Константин Павлович со вторыми. Флоренция. 10 (23) мая. 2 1/2 часа дня Дорогая Катя! Вчера концерт кончился в 12 часов ночи. По приходе в гостиницу стали ужинать и кончили во втором часу, так что писать тебе было некогда. На концерте (прошел с блестящим успехом) была старая итальянская королева, которая почему-то приехала из Рима во Флоренцию, чтобы слушать пение Синодального хора, хотя это сделать она могла не выезжая из Рима, где Синодальный хор был целые десять дней. Кроме нее были великая княгиня Мария Павловна и дочь ее Елена Владимировна. Концерт был в присутствии самой отборной публики в довольно небольшом зале. Туалеты дам поражали своей красочной пестротой, режущей глаза. Королева с княгиней сидели на хорах, так что их не удалось рассмотреть. Сегодня с утра отправились рассматривать город. Погода второй день стоит не итальянская – дождливая, сумрачная. На улице нас застал дождик, и мы от дождя спрятались под навесом одной гостиницы. Во время нашего пережидания дождя около гостиницы и внутри ее вдруг произошло движение и суматоха. Оказалось, что в этой гостинице остановилась великая княгиня, которая вышла из гостиницы садиться в автомобиль. Она узнала нас, милостиво раскланялась с нами и удивилась, зачем мы отправились гулять в дождь. Данилин, который вел с ней беседу, объяснил, что мы вышли в предположении хорошей погоды, теперь же только пережидаем дождь. Но дождь все-таки не переставал, так что мы принуждены были послать за накидками для мальчиков и пальто для себя. Таким образом осмотр нам не удался, и мы принуждены были идти домой к обеду. Сейчас кончили обед и собираемся на вторичный осмотр, надеясь попасть в галереи (Флоренция – средоточие античного искусства и скульптуры и в этом отношении считается выше Рима).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

«Основы трезвости» имеет своей задачей указать и выяснить те резоны, по коим необходимо нужно вести жизнь трезвую, дать достаточные основания к решимости оставить совершенно употребление спиртных напитков. Сделать это существенно важно в виду того, ещё крепко держащегося, убеждения некоторых даже из врачей, что употребление вина в известных долях полезно для организма и здоровья. Д-р Соболевский не разделяет этого убеждения и горячо вооружается против него. Доказательства для этого он выставил и чисто теоретические – научные выводы и данные разных отчётов официальных лиц, и совершенно практические – рассказы и картинки с натуры. Поэтому и книга его разделяется на две части. В первой части (1–67 стр.), он сначала доказывает данными медицины, психиатрии и др. наук весь вред от вина для людей в физическом, экономическом и нравственном отношениях. Особенно останавливается на доказательствах вредности употребления вина для здоровья организма человека, по проистекающим от вина последствиям в нём, и приходит к выводу, уже разделяемому многими учёными врачами, что – и как медицинское средство – вино опасно, а потому должно быть оставлено. Из нынешних 20000 английских врачей 1000 не приписывает больным вовсе спиртных напитков. На медицинском конгрессе в Карлсруэ, в 1893 г., единогласно было принято предложение удалить алкоголь, как напиток, из немецких психиатрических заведений... Далее, приводится известный циркуляр министра финансов по поводу введения казённой продажи вина, трактующий об имеющем произойти от этого возвышении материального благосостояния и нравственного уровня общества. Приводится «Устав попечительства о народной трезвости» и в конце делается выдержка из министерской росписи доходов и расходов на 1899-й год, свидетельствующей цифровыми данными, что платёжные способности населения и мелкие вклады в сберегательные кассы существенно возвысились в течении четырёх лет, кои прошли по введении казённой винной монополии в четырёх заволжских восточных губерниях. Вторая часть (стр. 68–167) содержит разнообразные повести, рассказы, басни и стихи о вине и пьянстве, в коих раскрывается картинно – фактами самой жизни и опыта достоверных лиц, – вред от вина. Много здесь помещено произведений наших лучших писателей – Н. Некрасова, А. Толстого, Крылова, Барятинского, Григоровича, Салтыкова и др. Уже эти имена говорят о достоинстве этой части книжки д-ра Соболевского. Не напрасно поэтому д-р Соболевский назвал свою книжку «опытом руководства для школ»; она вполне может им быть. Она и пастырю приходскому даёт всё нужное для раскрытия и с церковной кафедры, и за внебогослужебным собеседованием, и в школе, и в доме вреда от вина. Может: служить она и просто для приятного чтения. Издана она чисто, красиво и аккуратно; цена её – даже и очень невелика.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В России до 1700 года было одиннадцать патриархов, а именно: 1) Иов,2) Гермоген, 3) Игнатий, которого, впрочем, не числят в ряду патриархов, потому что он был римско-католического исповедания, при Лжедмитрии, 4) Филарет, 5) Иоасаф, 6) Иосиф, 7) Никон, 8) Иоасаф, 9) Питирим, 10) Иоаким и 11) Адриан, умерший в 1700 г., после коего преемника ему нового не избрали и до сего времени. В 1689 году в Москве было сорок четыре боярина, или государственных советника разных родов, а именно: двое бояр Черкасских, трое Голициных, один Одоевский, трое Прозоровских, пять Салтыковых, трое Урусовых, трое Шереметевых, один Долгорукий, один Ромодановский, один Троекуров, один Репнин, один Волконский, один Козловский, один Барятинский, один Щербатов, двое Головиных, один Шеин, двое Бутурлиных, один Пушкин, один Хилков, один Стрешнев, один Собакин, двое Милославских, двое Нарышкиных, один Соковнин, один Юшков, один Матюшкин. Все они – царские советники и заведовали различными делами государства. Войска русского государя простираются обыкновенно до сорока шести или пятидесяти тысяч человек, кроме нескольких конных полков и копейщиков, получающих жалованье из царской казны ежегодно деньгами, хлебом и другими необходимыми вещами. В военное время призываются все русские дворяне, составляющие, таким образом, весьма солидное ополчение, доходящее до двухсот тысяч человек, включая в то число и их прислужников, которых многие из этих дворян имеют при себе по десять и даже двадцать человек, а менее значительные держат по три человека. Главнейшие доходы России, о коих было уже говорено выше, получаются от мехов, хлеба, кожи, поташу, вайдовой золы 48 , пеньки, рогож, щетины, дегтя или смолы, сала и проч., и проч. сырого товару. Много дохода приносят и кабаки, т. е. питейные дома, принадлежащие царю, в коих продаются водка, пиво и мед. Таможни также доставляют значительные доходы. Из Архангельска морем вывозят икру и карлек, т. е. пузырь рыбы стерляди, которая во множестве ловится в Астрахани и в других местах Волги. Этот карлек употребляют для очистки вина, но из него добывается и хороший клей. Он употребляется и красильщиками при окрашивании вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Еще через десять лет археолог-любитель, бывший капитан ранга 3. А. Аркас, оставивший одно из первых описаний древностей Гераклейского полуострова, уточнил, что окружность этого острова 60 саженей (около 128 м, 1304 м2 – 0,13 га) и он соединен с берегом насыпью, простирающейся не более 3 саженей (около 6,5 м): «берег его местами наравне с водой», а также сделал очень ценное наблюдение, о том, что остатки фундамента сложены на «цементе», то есть на цемянковом растворе, какой применяли в строительном деле римского и раннесредневекового Херсонеса 1024 . Рис. 329. План архитектурного комплекса (21,7x22,2 м) на островке в Казачьей бухте. Рис. М. И. Скубетова Лейтенант Черноморского флота, князь Виктор Барятинский, другой известный археолог-любитель, раскопал в 1845 г. юго-восточную часть островка, нашел остатки 9 средневековых помещений и маленькой церкви, причем в одном из помещений оказалась могила с четырьмя костяка-ми, накрытая каменной плитой в 1,4 аршина длины и ширины (0,9 х 0,9 м) с вырезанными на обоих сторонах по одному кресту и медная монета «с якорем» («ро»), то есть конца XI–XIII вв. 1025 . В углу, около алтаря находилась большая мраморная плита с рельефным крестом и маленькой круглой дырой почти в центре. Но она закрывала не могилу, как оказалось, а емкость-фиал с чистой пресной водой, что заставляет вспомнить представлявшееся исключительно легендарным свидетельство «Мучения св. Климента» о чудесах исцеления паломников от «тяжких болезней» посредством пития воды и окропления ею, то есть о наличии на месте мемория агиасмы 1026 . Результаты этих исследований нашли отражение в письме швейцарского путешественника де Бро в Одесское общество любителей истории и древностей (май 1847 г.), в котором он упомянул, что на земле, принадлежавшей К. Крузе, к тому времени уже инженеру в отставке, В. И. Барятинским были открыты куски мрамора, стены, которые были приняты за остатки укрепления и церкви 1027 . Доследования островка, проведенные в 1890 г., привели Κ. К. Косцюшко-Валюжинича и А.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010