В 1951 г. В. определено быть епископом Монтевидеоским, викарием Сан-Паульской епархии РПЦЗ (Бразилия), хиротонию совершили 12 июля того же года Женевский еп. Леонтий (Бартошевич) и Брюссельский и Западноевропейский еп. Нафанаил (Львов) в Успенском храме Лондона. 23 авг. В. прибыл в Бразилию и получил в ведение Троицкий приход в Сан-Паулу. Через нек-рое время В. создал при Троицком храме монашескую общину, к-рая опекала детский приют и типографию, издавала ж. «Православное обозрение». Большое внимание уделялось миссионерской деятельности как среди рус. эмигрантов, так и среди местного населения. Трудами В. и братии Троицкой общины были основаны приходы в г. Гояния и в мест. Педрейра (близ Сан-Паулу). В 1955 г. В. был назначен викарием Канадской епархии РПЦЗ с кафедрой в Эдмонтоне (пров. Альберта) с поручением управления западноканад. приходами. В том же году в мест. Гранада, в 75 км от Эдмонтона, В. основал Успенский скит для размещения братии и типографии Троицкой общины, переведенных из Сан-Паулу. В 1958 г. возведен в сан архиепископа с присвоением титула Монреальского и Канадского, включен в Архиерейский Синод РПЦЗ. Стараниями В. в Монреале было приобретено здание для кафедрального собора, обустроено архиерейское подворье, в Оттаве основан Покровский храм, в Мансонвилле (пров. Квебек) построен Преображенский муж. скит. По инициативе В. в епархии неоднократно проходили всезарубежные съезды рус. молодежи. С 1976 г. В. являлся одним из заместителей первоиерарха РПЦЗ митр. Филарета (Вознесенского) . После кончины митр. Филарета († 21 нояб. 1985) для избрания нового главы РПЦЗ был созван Архиерейский Собор, открывшийся 20 янв. 1986 г. После 2 туров голосования В. и архиеп. Женевский и Западноевропейский Антоний (Бартошевич) получили равное и наибольшее количество голосов, вслед. чего было принято решение избрать митрополита жребием. 22 янв. В. возглавил РПЦЗ, 25-26 янв. в Знаменском синодальном соборе Нью-Йорка состоялся чин настолования и возведения его в сан митрополита Восточноамериканского и Нью-Йоркского. При В. в РПЦЗ были проведены канонизации мн. святых, в т. ч. архиеп. Иоанна (Максимовича) (1994).

http://pravenc.ru/text/158840.html

Русские выпускники Православного богословского факультета в Белграде сыграли позже значительную роль в жизни российской эмиграции, в то время как некоторые из них стали важными деятелями православного богословия. В первом поколении выпускников (1924/1925) из одиннадцати дипломантов – пятеро были русскими . Среди первых выпусников белградского Богословскго факультета числятся: Николай Николаевич Афанасьев (позже известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже), Николай Михайлович Зернов (позже профессор в Оксфорде), Леонид Георгиевич Иванов (позже Серафим, архиепископ Чикагско-Детроитский и Средне-Американский Русской Заграничной Православной Церкви), Константин Эдуардович Керн (позже архимандрит Киприан, известный православный богослов и профессор в Богословском институте Святого Сергия в Париже) и Михаил Борисович Максимович (позже святитель Иоанн, епископ Шанхайский, а затем архиепископ Сан-Францисский Русской Заграничной Православной Церкви). Русскими выпускниками Православного богословского факультета в Белграде также являлись: Андрей Юрьевич Бартошевич (позже Антоний, архиепископ Женевский и Западно-Европейский Русской Заграничной Православной Церкви), Лев Юрьевич Бартошевич (позже Леонтий, епископ Женевский Русской Заграничной Православной Церкви), Иван Алексеевич Гарднер (позже Филипп, епископ Потсдамский Русской Заграничной Православной Церкви), Никодим Васильевич Ефимов (позже Спиридон, архимандрит Русской Заграничной Православной Церкви в США), Флор Козмич Жолткевич (позже протопресвитер Русской Заграничной Православной Церкви в Венесуэле), Митрофан Константинович Зноско (позже епископ Бостонский Русской Заграничной Православной Церкви), Михаил Иоаннович Кухтин (позже Иоанн, митрополит и первоиерарх Чехословацкой Православной Церкви), Владислав Григориевич Неклюдов (позже протоиерей Русской Заграничной Православной Церкви, а затем Московского Патриахата в Белграде), Владимир Васильевич Пронин (позже Василий, архимандрит в Закарпатье), Феодор Федорович Раевский (позже Савва, архиепископ Сиднейский и Австралийский Русской Заграничной Православной Церкви), Владимир Александрович Родзянко (позже Василий, епископ Сан-Францисский и Калифорнийский Американской Православной Церкви), Александр Федорович Сенькевич (позже Антоний, архиепископ Лос-Анджелесский и Южно-Калифорнийский Русской Заграничной Православной Церкви), Георгий (Савва) Евгеньевич Советов (позже архиепископ Польской Православной Церкви – цареградская юрисдикция), Виталий Васильевич Тарасьев (позже протоиерей Московского Патриархата в Белграде), Викентий Флорианович Фрадынский (позже профессор Православного богословского факультета в Белграде) .

http://bogoslov.ru/article/4825605

Димитрий (Биакай), мон. София (Крылатова), игуменья Тамара, архим. Антоний (Бартошевич) будущий архиеп. Женевский, епископ Женевский Леонтий (Бартошевич). Константин Студенцов, художник из Брюсселя, Гефсиманская игуменья Мария (Робинсон) Игуменья Мария опасалась за судьбу общины и вверенных ей гробниц с останками новомучениц Елисаветы и Варвары. Для обсуждения создавшегося положения она в сопровождении монахини Варвары отправилась в Лондон, оттуда – в Мюнхен, к митрополиту Анастасию. Связь с руководством РПЦЗ восстановилась, и вскоре на Святую Землю был прислан архимандрит Димитрий (Биакай), назначенный духовником Вифанской общины, а позже начальником Миссии. Вместе с ним прибыло и пополнение – группа сестер из Европы. Именно из Гефсиманской женской общины под руководством игуменьи Марии вышла и знаменитая настоятельница Русского Елеона игуменья Тамара (Великая княжна Татьяна Константиновна Романова-Багратион-Мухранская). С момента образования общины «нижний» дом на участке Русской Гефсимании перестали сдавать в аренду – в нем разместили игуменскую, сестринские келлии и канцелярию. Чуть выше возвели еще одно здание с четырьмя большими келлиями (ныне это гостиница), в которых тоже разместились сестры. Кроме того, сестры жили и в нижних помещениях под храмом. После 1948 года материальное положение иерусалимских женских обителей, оставшихся под омофором Русской Зарубежной церкви, осложнилось тем, что они лишились части дохода, выручаемого прежде от сдаваемых в аренду русских построек – теперь они отошли государству Израиль. Община в то время существовала на средства Синода РПЦЗ, частные пожертвования паломников, а также на заработок сестер иконописью, вышиванием, ткачеством, переводами и уроками. Основой же по-прежнему оставались личные средства игуменьи Марии и монахини Марфы. Гефсиманская, она же Вифанская, обитель продолжала свое благородное и богоугодное дело евангельских Марфы и Марии, а также Великой княгини Елисаветы Федоровны. Молодые образованные сестры – русские и арабки — вместе работали в монастырской школе для арабских девочек, трудились на миссионерском поприще, защищая Православие на Святой Земле, издавали миссионерский листок на арабском языке, который, с благословения Иерусалимского Патриарха Тимофея, рассылался по местным приходам и православным храмам других государств Ближнего Востока.

http://pravoslavie.ru/140398.html

1002 ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1.Д. 10. Л.30. См. также: Кратък животопис на Светител Серафим, архиепископ Богучарски, Софийски чудотворец. Православно слово. 2002. 1. С. 18. 1003 См.: Определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1951. 1. С. 2. 1011 ОбозрениежизниЗар[убежной] ЦерквипослеСобора 1938 г. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 3. Folder 8. 1013 Б.М. О единой и единственной спасающей Церкви Христовой. Церковная жизнь. 1961. 57. С. 99101; Заявления Архиепископа И ак о ва. Церковная жизнь. 1962. 16. С. 40. 1014 См.: Слова, вызывающие у верных большое смущение и требующие более точных выражений. Церковнаяжизнь. 1960. 34. С. 5758. 1015 См.: Viscuso P. A quest for reform of the Orthodox Church: the 1923 Pan-Orthodox Congress. Berkeley, 2006. P. 185186, 189191. 1016 См.: Определения Собора Архиереев Русской Православной Церкви заграницей. Церковные ведомости. 1923. 1314. С. 12. 1020 См.: Владыка Иоанн – святитель Русского Зарубежья. С. 201203, а также: Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви Заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 12. 1027 См., напр.: Старостильники в Греции. Церковная жизнь. 1951. 2. С. 31; Преследование старостильников. Церковная жизнь. 1951. 56. С. 63. 1032 Антоний (Бартошевич), архиеп. Письмо протопр. Г. Граббе 25.07.1975. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box 1. Folder 7. 1034 См.: Корнилов. Монах от Оптины до Платины: Жизнь епископа Сеаттлийского Нектария (Концевича). С. 3132. 1035 См.: Определения Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 25. 1038 Серафим (Иванов), архиеп. Письмо митр. Анастасию 10.06.1963. C. I. HTSA. F. «Maevskii». В. 36. F. 5. 1043 См.: Определения Собора Епископов Русской Православной Церкви заграницей. Церковная жизнь. 1964. 16. С. 1213. 1044 Антоний (Бартошевич), архиеп. Письмо протопр. Г. Граббе 25.07.1975. Stanford University, Special collections Librarian. F. «Grabbe». Box I. Folder 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Указ от 19 апреля утверждал протоиерея Иоанна Сокаля настоятелем Свято- Троицкой церкви в Белграде и временно исполняющим обязанности благочинного русских приходов на территории Югославии. В нем же епископ Сергий (Ларин) писал о. Иоанну Сокалю: «Поручаю Вам принимать в общение с Московской Патриархией клириков и монашествующих т[ак] называемой] «Карловацкой группировки», через принесение покаяния, о чем составляйте акты и препровождайте в Управление делами Московской Патриархии. По всем вопросам обращайтесь за указаниями к Московской Патриархии непосредственно. По вопросам о Св. мире, Антиминсах и утверждению постановлений по бракоразводным процессам, а также по всем делам, требующим архиерейской каноническ[ой] санкции, обращайтесь в Священный Синод Сербской Церкви». 262 20 апреля епископ Сергий утвердил рапорт протоиерея Иоанна Сокаля о составе клира Свято-Троицкой церкви. В него входили: протоиерей Владислав Неклюдов, протоиерей Виталий Тарасьев, священник Владимир Мошин, протодиакон Александр Качинский, исполняющий обязанности псаломщика А.Д. Охотин, исполняющая обязанности псаломщика В.Н. Лучинская, приписной, вне штата, иеромонах Антоний (Бартошевич), староста церкви – Г. В. Бартошевич, секретарь благочиния – В.Ф. Фрадынский. Равным образом была включена вся церковная община при Свято-Троицкой церкви в состав Белградского подворья Московской Патриархии. 263 Была составлена подробная, хотя и небрежная с историко-церковной точки зрения, опись имущества и утвари храма. Обращает на себя внимание запись о наличии 12 комплектов архиерейских облачений. Однако в Белграде не было уже ни одного русского епископа, кто мог бы их носить. 27 апреля Владыка Сергий подписал список священнослужителей, принятых в общение с Московской Патриархией. В него, кроме уже перечисленных лиц, входили: протоиерей Сергий Ноаров, сверхштатный священник в Св. Троицкой церкви; протоиерей Виталий Лепоринский, настоятель церкви в Земуне; протоиерей Иоанн Гандурин, настоятель церкви св. царя Лазаря; протоиерей Алексий Ефремов, иеромонах Иларион (Скляр), игумен Лука, настоятель братства «Святого Креста».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самым дорогим местом был для меня в Белграде Свято-Троицкий храм с его уставными службами, прекрасным хором. Из чтецов особо выделялся Лева Бартошевич, в то время студент. Бывало, стоишь в храме, на первой седмице Великого поста, за утренней великопостной службой. Служба длинная, а усталости не чувствуешь. Быстрое четкое чтение на клиросе заставляет тебя невольно участвовать в богослужении, обогащая сердце все новыми и новыми переживаниями. Так мог читать только Лева Бартошевич, музыкально одаренный, любимец Митрополитов Антония и Анастасия, в котором Митрополит Анастасий видел своего преемника на великой свещнице Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Об этом говорил мне уже в США сам владыка Анастасий. Лева – епископ Леонтий – в молодом возрасте скоропостижно скончался в Женеве. Чудотворный образ Курско-Коренной, знамена Российской Императорской Армии, служение Митрополита Антония и его проповеди , состав духовенства во главе с незабываемым о. Петром Беловидовым – все это влекло в Троицкий храм молодое сердце, ищущее в жизни не видимости счастья, а счастья реального, непреходящего. Все в храме дышало любовью, на лицах молящихся – устремленность ввысь, к подлинной реальности. Передо мной и сейчас трогательная картина верности в любви к России, павшей по милости американо-европейского капитала под натиском марксова интернационала: входят в храм бывшие военные в своих старых шинелях и мундирах; приложившись к святым образам, подходят к знаменам и, осеняя себя крестным знамением, целуют древка знамен; на их лицах слезы покаяния и боли за Россию. Нередко, возвращаясь после вечерних лекций восвояси, при виде открытых дверей храма или света в окнах заходил я в храм. Там гроб, в нем неизвестный мне почивший, ставлю свечу и читаю над покойным Псалтирь. Курсовые экзамены проходили довольно успешно. Готовился я к педагогической деятельности, поэтому особое внимание уделял курсу психологии, педагогики и методики преподавания. Педагогику и методику слушал у проф. Йордана Илича. Он был моим любимым профессором, несмотря на то, что по русскому языку, который он же преподавал в Университете, получил я всего лишь 8 из 10. А ведь я отлично окончил русскую гимназию!

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Архив: Послужный список о. Д. Барсова (19211925). АЕУА Приходы: Вена – Баден (19211924). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Бартенев Герман Викторович (1.3.1880, СПб. 28.9.1969, Шелль, Франция), протоиерей. Из семьи интеллигенции. Окончил Псковское реальное училище и С.-Петербургский технологический институт (1907), инженер на судостроительном заводе в Николаеве (19071920), эмигрировал через Константинополь во Францию (1920), работал на заводах в Нильванже, активный член местного прихода и местного отделения РСХД, состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (18.3.1932), священник (20.3.1932), рукоположение совершил митр. Евлогий в Св. Александро-Невском соборе в Париже, настоятель Св. Александро-Невской церкви в Крезо (1.4.19321.7.1949), духовный руководитель при девичьем лагере РСХД (19321939), протоиерей (7.1.1943), священник церкви при Покровской обители в Бюсси-ан-От (1.7.194922.1.1952), настоятель церкви при старческом доме в Монморанси под Парижем (22.1.195231.1.1953), настоятель Рождественской церкви в Монруже под Парижем (31.1.19531964), после увольнения за штат по старости жил в старческом доме Русского Красного Креста в Шелле (19641969). Архив: Послужный список о. Г. Бартенева (19321969). АЕУА. Лит.: Евлогий, митр. Путь моей жизни. Бартошевич Андрей Юрьевич см. Антоний, архиепископ. Бартошевич Лев Юрьевич см. Леонтий, епископ. Батенко Анатолий (1904, станция Попутня Кубанск. обл. – 26.1.1971, Статен-Айленд, Нью-Йорк, США), протоиерей. Сын казака. Эмигрировал через Константинополь в Сербию (1920), священник, состоял в юрисдикции РЗЦ, эмигрировал в Австрию (1945), настоятель церкви при лагере для перемещенных лиц «Шпиталь» под Инсбруком, переселился во Францию и принят в клир Русского Экзархата КП (10.7.1951), помощник настоятеля прихода в г. Бельфор с поручением окормления церковных общин в Монбеляре, Безансоне, Страсбурге, Мюлузе, Нанси и Форбахе (10.7.1951), уволен из состава клира Экзархата в связи с переездом в США (16.12.1952), уехал в США и принят в клир Северо-Американской Русской Митрополии (1953), служил на приходах в штате Нью-Джерси.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на конфликт, приведший к выходу из подчинения Синоду РПЦЗ «Православной Католической Церкви Франции», часть французской паствы и духовенства не разорвала связи с Русской Зарубежной Церковью. В результате этого в составе Женевской епархии РПЦЗ, возглавлявшейся архиепископом Женевским Антонием (Бартошевичем), была образована «Французская Православная Миссия» западного обряда. Наиболее активным клириком Миссии был священник Амвросий (Фонтрие) 660 . Его трудами в 1960–1982 гг. была проведена большая работа по переводу на французский язык святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Кроме того, были образованы новые приходы в Париже, Лионе и других местах Франции. Во второй половине 1980-х гг. священниками «Французской Миссии» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы , целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и противостояние экуменизму 661 . В 1986 г. архимандрит Амвросий (Фонтрие) заявил о своем несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), и объявил о выходе «Французской Православной Миссии» из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем) 662 , который с большим недоверием относился к старокалендаристам, не препятствуя существованию в своей епархии новостильных приходов. Более того, архиепископ Антоний являлся единственным иерархом РПЦЗ, не подписавшимся в 1969 г. под синодальным постановлением о признании «флоринитского» Синода Церкви ИПХ Греции 663 . Отделение французских приходов от РПЦЗ проходило одновременно с выходом из юрисдикции РПЦЗ Бостонского Спасо-Преображенского монастыря. Все ушедшие церковные структуры были сразу же приняты в юрисдикцию «авксентьевского» Синода Церкви ИПХ Греции. В 1988 г. «Французская Православная Миссия» была преобразована во Французский Экзархат «авксентьевского» Синода ЦИПХ Греции. В 1988–1995 гг. на должности Экзарха пребывал клирик бывшей «Французской Миссии» иерей Патрикий. Начиная с 1986 г. для Французского Экзархата регулярно совершались хиротонии священнослужителей, проводимые архиепископом Афинским Авксентием (Пастрасом) 664 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соч.: Положение Церкви в Советской России. Очерк бежавшего из России священника. Иерусалим, 1931 Каноническое положение Высшей Церковной власти в СССР и за границей. Дж., 1948 Американская митрополия и Лос-Анджелесский процесс. Ответ противникам мира церковного. Дж., 1949 Очерк положения Русского Экзархата вселенской юрисдикции. Дж., 1952 Новые мученики российские. Дж., 1947. Т. 1, 1957; Т. 2. Архив: Дело о. М. Польского (1939). ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, д. 343. Лит.: Иларионова М. К юбилею о. М. Польского . ПР. 1955. 19 Константин (Зайцев), архим. Памяти протопр. о. М. Польского . ПР. 1960. 10 Андреев И.М. Светлой памяти друга и соузника по Соловецкому концлагерю протопр. о. М. Польского . ПР. 1960. Поляк Илия (31.1.189224.6.1966, Кламар, Франция), протоиерей. Эмигрировал во Францию, окончил Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1930), состоял в юрисдикции МП, диакон (1947), священник (1947), рукоположение совершил митр. Серафим (Лукьянов) в Париже, настоятель церкви Св. Иоанна Воина в Медоне (19471966), настоятель Св.-Духовской церкви в Кламаре (нач. 1960-х гг.1966), протоиерей. Поляков Александр (даты рождения и смерти не установлены), священник. Жил во Франции, принял священство в юрисдикции РЗЦ, рукоположение совершил архиеп. Антоний (Бартошевич), приписан к Воскресенской церкви в Медоне, настоятель Св.-Николаевской церкви в Лионе (23.1.19731976), запрещен в священнослужении и лишен сана Архиерейским Синодом РЗЦ (23.3.1976), больше сведений о нем не имеется. Поляков Владимир (дата рождения не установлена – сконч. после 1935), протоиерей. Из семьи духовенства, сын священника. По окончании духовной семинарии и духовной академии со степенью кандидата богословия принял священнический сан, после революции эмигрировал в Бессарабию, где испытал большие неприятности за отказ от подчинения Румынской Православной Церкви, состоял в юрисдикции РЗЦ, переселился во Францию (1928), настоятель Св.-Михайловской церкви в Риве (13.10.19281929), настоятель храма Христа Спасителя в Сан-Ремо (19291935), больше сведений о нем не имеется. Архив: Журналы заседаний Архиерейского Синода. ГАРФ, ф. 6343, оп. 1, 19221941, ед. хр. 24199. Поляков Захарий (даты рождения и смерти не установлены), священник. Из семьи духовенства, эмигрировал в Германию (1944) и оттуда в Великобританию (1949), священник (1949), рукоположение совершил еп. Нафанаил (Львов) , состоял в юрисдикции РЗЦ, настоятель церкви в Суитоне (19491953), исключен из клира Западно-Европейской епархии РЗЦ (1953), больше сведений о нем не имеется.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Несмотря на то, что традиция совершения западного обряда в Русской Зарубежной Церкви была упразднена, приходам бывшей Сен-Денийской епархии было дозволено совершение византийского богослужения на французском языке. Кроме того, из осколков Сен-Денийской епархии была образована «Французская Православная Миссия», имевшая особый церковный статус и по-прежнему ориентированная на православное миссионерское служение в западном мире. Наиболее активным клириком Миссии был священник Амвросий (Фонтрие) 607 . Его трудами в 1960–1982 годы была проведена большая работа по переводу на французский язык святоотеческой литературы, изъяснению богослужений, написанию икон и православной катехизации. Кроме того, были образованы новые приходы в Париже, Лионе и других местах Франции. Во второй половине 1980 годов священниками «Французской Миссии» были основаны церковный приход западного обряда в Великобритании и братство имени святого Григория Паламы , целью которого было свидетельство западному христианству о Православии и «противостояние экуменизму» 608 . В 1986 году в Русской Православной Церкви Заграницей произошло большое смущение, вызванное громкими обвинениями насельников Бостонского Спасо-Преображенского мужского монастыря в адрес священноначалия, которое, якобы, было подвержено «ереси экуменизма» 609 . Ригористичный архимандрит Амвросий (Фонтрие) заявил о своём несогласии с внутрицерковной политикой, проводимой Первоиерархом РПЦЗ митрополитом Виталием (Устиновым), и заявил о выходе «Французской Православной Миссии» из канонического подчинения Синоду Русской Зарубежной Церкви. Одной из побуждающих причин ухода архимандрита Амвросия было его недовольство правящим архиереем Западно-Европейской епархии архиепископом Антонием (Бартошевичем). Испытывая большие симпатии к греческим раскольникам-старокалендаристам, начальник «Французской Православной Миссии» обвинил своего правящего архиерея в недоверии греческим «собратьям», а также в потворстве открытию на территории епархии церковных приходов, совершающих богослужения по новому календарному стилю.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010