Не удалось извлечь искомое из базы (((

Так, наконец, организовалось епархиальное устройство Киевской митрополии под властью Москвы. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович еще при жизни в 1691 г. выпросил себе помощника игумена Выдубецкого монастыря, Феодосия Углицкого, возведенного по этому случаю в архимандрита черниговского Елецкого монастыря 1138 . В следующем 1692 г. Баранович писал: «сия нощь преспевает мне и страх смерти нападает на мя, оставляет мя сила моя. Убо да имею в безсилии моем и трудах моих способствующа ми». Поэтому он просил патриарха Адриана поставить архимандрита Феодосия сослужителем себе с тем, чтобы после оставить его своим преемником. Гетман обращался с более определенной просьбой. Он просил посвятить Феодосия в епископа Черниговской епархии, потому что «в малороссийской стране Черниговския архиепископии епархия нынешнего времени зело требует в чинах церковных и во всех своих делах духовных должнаго ей управления». В Москве сначала усомнились ставить Феодосия на занятую кафедру. Называть его черниговским, пока Баранович не оставил кафедру, было не пристойно, а без названия именем города нельзя было и ставить епископа. Кроме того боялись, что новому епископу без вражды и смущения при старом жить невозможно. Решили списатья с Барановичем. Между тем Баранович сам уже просил поставить Феодосия прямо архиепископом. Вернее всего, старец архиепископ обещался оставить кафедру. Дело пошло быстро. 13 ноября 1692 г. известили гетмана и Барановича, что Феодосий, давно прибывший в Москву, поставлен в архиепископа черниговского. 12 марта 1693 г. Баранович благодарил п. Адриана за данного ему помощника. При этом на своем письме он по-прежнему подписался архиепископом черниговским и новгород-северским 1139 . Патриарх любезно ответил Барановичу. Феодосию Углицкому, называя его архиепископом черниговским и новгород-северским Адриан написал, что при жизни старого владыки ему нельзя дать утвердительной грамоты на звание черниговского архиепископа и только похвалил за послушную помощь старцу. Об утвердительной грамоте просил было гетман, но получил ответ от 26 мая, что «прошение о грамоте не у время исполнити». В сентябре 1693 г. Баранович «усне о Господе вечно». В январе следующего 1694 г. Феодосию дана утвердительная грамота, в которой Черниговская архиепископия поставлялась первой по степени среди русских архиепископий. Будущие черниговские владыки обязывались ставиться в Москве. О грамоте известили Феодосия и гетмана 1140 . Таким образом на черниговской кафедре почти год было два архиепископа с одним и тем же титулом. Феодосию Углицкому в 1697 году наследовал Иоанн Максимович , также игумен черниговского Елецкого монастыря 1141 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Еще 15 октября 1691 г., была выстроена Димитрием новая келья для писания житий святых, 18 она уже была освящена, а 14 февраля 1692 Димитрий оставил игуменство Батуринское «для спокойнейшего писания житий святых», и поселился в своей келье. 942 В Батурине было слишком шумно в это время. В Киеве появились подметные письма о намерении Мазепы отдать Малороссию Польше, митрополит по этому поводу присылал допрашивать в Батурин игуменью Фроловского монастыря, соседку отца Димитриева, Саввы Григорьевича, туда же в декабре 1691 г. приехала сестра Мазепы Войнаровская, подымались волнения в Сече, куда отъехал гетманский канцелярист Петрик и т. п. 943 На место Дмитрия въехал на игуменство 6 марта о. Пахомий Ходорович. 944 Но видимо это не совсем нравилось митрополиту Варлааму, давнему покровителю Димитрия. 29 апреля 1692 г. митрополит сделал гетману письменное предложение чрез о. Иннокентия Монастырского учредить в Батурине чести ради гетманской протопопию, а в монастыре архимандрию, и архимандритом сделать пречестного отца Димитрия, с подчинением ему монастырей Глуховского, Максаковского и других. 945 Что отвечал Мазепа, занятый делом Петрика, не знаем. Между тем по слабости здоровья Лазаря Барановича, при его жизни и по его просьбе, 13 сентября 1692 т. был выбран новый епископ Черниговский Феодосий Углицкий, который, возвращаясь по посвящении своем из Москвы, был проездом в Батурине. 946 Димитрий усердно работал над минеями. Великим постом 1693 г. были привезены ему из Гданьска (Данцига) Acta Sanctorum болландистов: до тех пор он мог пользоваться только сборником житий святых Сурия (Surius, Vitae sanctorum), далеко не полным и не обработанным, и великими минеями митрополита Макария. Надо думать, что хотя второй том миней (декабрь, январь и февраль) был почти окончен, но Дмитрий пред печатанием проверял его с Acta sanctorum, может быть, при чтении корректур. 947 Для печатания миней он переселился в типографию лавры, в Киев, куда и прибыл 9 мая, но печатание началось только 10 июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В 1688-1689 гг. в связи с шедшими в Москве с кон. 60-х гг. XVII в. спорами о времени преложения Св. Даров (см. в ст. Евхаристия ) патриарх Иоаким послал грамоты Киевскому митр. Гедеону (Святополк-Четвертинскому), Черниговскому архиеп. Лазарю (Барановичу) и киево-печерскому архим. Варлааму (Ясинскому) с предписанием изложить свою позицию по этому вопросу. В 1688 г. царевна София Алексеевна отправила гетману Мазепе посвященную данной теме «Книгу о манне Хлеба животного» Сильвестра (Медведева) . Вместе с сочинением Сильвестра на Украину была послан содержавший иную т. зр. труд греков Лихудов «Акос, или Врачевание, противополагаемое ядовитым угрызением змиевым». В письме Мазепе от дек. 1688 г. И. высоко оценил «Книгу о манне...»: «Пречестнаго монаха Медведева веру, труды, разум хвалю и почитаю» (цит. по: Шляпкин. 1891. С. 178). Труд Сильвестра, с к-рым И. состоял в переписке, давал ответ на вопрос о времени преложения Св. Даров в духе католич. богословия. Эту т. зр. разделяло большинство малороссийского духовенства. В нач. 1689 г. И. включился в дискуссию о времени пресуществления Св. Даров, видимо по благословению Киевского митрополита написав «Книгу о пресуществлении, словесы Христовыми с действием Святаго Духа совершающомся». Главными оппонентами И. и Сильвестра (Медведева) в Москве выступили братья Лихуды. Для решения спора в авг. 1689 г. в Москву была направлена делегация Киевской митрополии, в состав которой входил И. Во время дискуссий взгляды И. были признаны «латинницкими», и его выслали из Москвы. На Московском Соборе 1690 г. книга И. попала в число сочинений, на распространение к-рых налагался запрет. «Книга о пресуществлении...» сохранилась в неск. списках, обнаруженных И. А. Шляпкиным (см.: Там же. 1891. С. 195. Примеч. 1). И. принимал деятельное участие в церковных, общественных и политических событиях в Киеве и Юго-Зап. Руси в кон. XVII в. В мае-июне 1690 г., во время выборов Киевского митрополита, И. являлся маршалком Собора. 25 июля 1687 г. И. присутствовал на избрании И. С. Мазепы гетманом, подписал избирательный акт. Вскоре Мазепа пожертвовал крупные средства на ремонт монастырской Кирилловской ц. 29 апр. 1692 г. Киевский митр. Варлаам (Ясинский) поручил И. провести с Мазепой переговоры об учреждении в Батурине архимандритии во главе со св. Димитрием (Савичем (Туптало)) . Об ответе Мазепы, занятого в 1691-1692 гг. борьбой с восстанием под рук. Петрика, неизвестно. 26 июля 1692 г. Мазепа издал универсал о передаче Кирилловскому мон-рю озер, ранее принадлежавших Ржищевской обители, «иж просил нас превелебный господин отец Инокентий (Монастырский), игумен свято-кирилский киевский, з братиею» (Там же. 239).

http://pravenc.ru/text/468735.html

В грамоте об утверждении архимандрита Феодосия Углицкого в звании помощника Черниговского архиепископа патриарх Адриан сделал намек, что ему известно тайное желание Лазаря Барановича иметь своим преемником того, кого он просил себе в помощника. Так оно произошло и в действительности, с тою только особенностию, что архиепископ Лазарь пожелал передать своему преемнику Черниговскую архиепископию еще при своей жизни. Какими соображениями руководился в данном случае престарелый архипастырь – это для нас неизвестно. Несомненно только то, что главнейшим побуждением к этому были – слабое здоровье архиепископа Лазаря, которому уже было не по силам управлять делами епархии, и та любовь, то глубокое уважение, какие он питал к своему сотруднику, архимандриту Феодосию. Но как бы то ни было, только, по предложению архиепископа Лазаря Барановича и с согласия малороссийского гетмана Ивана Мазепы, в 1692 году было назначено собрание для выбора Черниговского архиепископа. В назначенное время (вероятно в июле месяце) собрались гетман, представители духовенства, сановники Малороссии и уполномоченные от народа для обсуждения предложения уважаемого старца-архипастыря. Никаких особых прений и продолжительных рассуждений не происходило при этом. Все единодушно приняли предложение своего архиепископа и единогласно «избраша в таковое церкве Божия служение мужа благочестива и в духовном жительстве известна и суща им на пользу, Черниговского Пресвятые Богородицы Елецкаго монастыря архимандрита Феодосия Углицкаго, иже в помощи бысть правительства Черниговския тоя епархии преосвященному Лазарю Барановичу, архиепископу Черниговскому и Новгородка, ради престарения и немощи его». Единогласно избранный всеми в сан Черниговского архиепископа – архимандрит Феодосий тогда же лично был отправлен в Москву к царям и к патриарху, которому была подчинена Черниговская архиепископия. Новоизобранный вез с собою несколько писем на имя царей и патриарха. Ему были вручены письма от архиепископа Лазаря Барановича, от гетмана, от представителей духовенства и даже от представителей малороссийского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель киевской митрополии, еще в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы »имя его написано было на небесах«. Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиепископ Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13 сентября 1692 года в сан архиепископа; до самой кончины преосвященного Лазаря († 3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который (сказано в том же документе) своими добротами может украсить церковь и благорассмотрением устроить дел правление». До какой высокой степени нравственного совершенства святитель Феодосий достиг в своем святительском звании, – видно из того, что Господу Богу было угодно сохранить нетленными его мощи после погребения его тела в Борисоглебском соборе. Так по истине нужно сказать о свитителе Феодосии: исполнил он в совершенстве завет святого апостола Павла, был «образец для верных в вере и в житии», и доселе остается тем же «образцем» для верных чад Церкви Православной. в) На основании приведенных в тексте слов святого апостола Павла (из его 1-го послания к Тимофею) нужно восполнить образ святителя Феодосия углицкого еще некоторыми высокими нравственными чертами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

При том, не только устроял прежние монастыри, но заботился об устроении и новых обителей; так, в 1680 году он устроил скит на монастырской земле Выдубицкого монастыря в Мозырском уезде; а при управлении Черниговскою епархиею положил основание для двух монастырей: Печеницкого и близ Любеча. Святая подвижническая жизнь Феодосия Углицкого доставила ему великое уважение сначала со стороны Киевлян, а потом и от жителей Черниговской области. Ему давали важные поручения, наприм., отправляли в Москву к царям Иоанну и Петру Алексеевичам с ходатайством об утверждении епископа Луцкого Гедеона на кафедре митрополита Киевского. Черниговский архиепископ Лазарь Баранович, блюститель Киевской митрополии, еице в 1674 году в письме своем пророчески передавал Феодосию желание свое, чтобы «имя его написано было на небесах». Когда тот же архиепископ Лазарь Баранович сблизился с Феодосием и узнал его высокие нравственные качества, то пожелал иметь его своим постоянным помощником. Самый добрый отзыв дал об архимандрите Феодосии патриарху Адриану архиеп. Лазарь, когда вместе с гетманом Малороссии просил патриарха назначить Феодосия помощником ему, Лазарю, в управлении Черниговскою епархиею. Вместе с гетманом преосвященный Лазарь Баранович засвидетельствовал, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни, которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещен, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою». За свои высокие нравственные качества Феодосий и был возведен в Москве патриархом Адрианом 13-го сентября 1692 года в сан архиепископа и до самой кончины преосвященного Лазаря (3 сентября 1693 года) был у него ревностным помощником, а после смерти Лазаря Барановича «с отрадою и утешением» для паствы (как говорится в одном донесении от гетмана Малороссии из Батурина) «восприял архиерейский Черниговский престол преосвященный Феодосий Углицкий, который своими добротами может украсить Церковь и благорассмотрением устроить дел правление».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Желая в лице Феодосия приготовить достойного по себе преемника, архиепископ Лазарь Баранович в 1687 году вызвал его в Чернигов и определил архимандритом тамошнего Елецкого монастыря. Старец святитель поручал ему на рассмотрение дела по епархии и, увидев в нём хорошего помощника себе, с согласия гетмана Малороссии в 1691 г. отправил его в Москву к Патриарху Адриану с просьбою назначить его помощником ему в управлении епархией. Патриарх Адриан исполнил желание преосвященного Лазаря и святительскою грамотою своею уведомил гетмана Малороссии в таких знаменательных выражениях: «Мы слышали о добродетельной жизни архимандрита Феодосия, о том, что по управлению епархией Черниговской он способный и послушный помощник преосвященному архиепископу Лазарю, уже исполненному дней, опытный в делах и в отношении к нашей мерности возлюбленный сын. Потому мерность наша благословляет его, архимандрита, иметь попечение о том, дабы все дела, поручаемые ему архиепископом, исполнять благочестиво о имени Господа и угождать архиепископу, как старцу в духе послушания Христова. Если, творя доброе, окажется он терпелив в перенесении скорбей случайных и в исполнении должности явится непорочным, то, когда угодно будет Богу, получит и высшее достоинство архиепископа.» Престарелый архиепископ Лазарь, исполненный признательности к своему помощнику за ревностное участие Феодосия по управлению паствою, пожелал еще при жизни своей видеть архимандрита Феодосия в сане святительском. В 1692 году архиепископ Лазарь и гетман Малороссии Мазепа писали о сем прошение к царю и Патриарху, при чем свидетельствовали, что «пречестный архимандрит Феодосий – муж благий, украшенный добродетелями монашеской жизни», которую ведет с молодых лет, опытен в управлении монастырями, исполнен страха Божия и духовной опытности, просвещён, весьма усерден к церковному благолепию, способен управлять домом кафедры и епархиею Черниговскою. Ходатайство это было уважено, и архимандрит Феодосий летом 1692 года путешествовал в Москву, где 11 сентября было совершенно наречение его в епископа, а 13-го того же сентября он был рукоположен в архиепископа Всероссийским Патриархом Адрианом. Возвратившись из Москвы в Чернигов, архиепископ Феодосий и в новом сане продолжал оставаться послушным помощником преосвященного Лазаря, оказывая ему сыновное послушание и любовь и ничего не предпринимая без согласия и воли его. Но не долго было суждено Господом черниговской пастве с духовной радостью видеть двух архиереев предстоящими у престола Божия. Не истекло еще года по возвращении Феодосия, как не стало святителя Лазаря, – 3-го сентября 1693 года он отошёл ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Грамотою утверждались за игуменом Димитрием все владения и угодья на реках Сейме, Ромне, Кущ, Ушуруна, присвоенные монастырю разными гетманами, пущи с бортями, сенными покосами, озерами и лесами, до 10 мельниц, поля, острова, сады, пчельники: Старое, Заборошное, Кривое, Лозовица, Осечье, село Обмачев, Красный Борок, Лицетовщина, Хмилово, сельца в Овручском повете Торчинка и Могильная земля, вотчины Любетово, Заболотово, Озаричи, село Спасского поля с Божком. Все эти вотчины угодья и оброчные статьи требовали внимания и умелого управления со стороны игумена. Жизнь близ гетманской резиденции не позволяла Димитрию быть замкнутым. К нему приезжали разные духовные лица Украины, являвшиеся гетману и имевшие нужду до него. Благодаря этому, он был в курсе всех политических и церковных событий Украины. Так в 1692 году он ждал к себе архимандрита Новгород-Северского монастыря Феодосия Углицкого, поставленного во епископа в Москве на черниговскую епархию вместо престарелого Лазаря Барановича и по просьбе последнего, так как новый епископ обязан был после посвящения в Москве явиться к гетману. Между тем события стали тревожными. Поговаривали уже о политическом отделении Украины от Москвы, чтобы отдаться Польше. На Мазепу составляли доносы. В Батурин приезжали узнавать о положении дел даже лица духовные. Киевский митрополит Варлаам Ясинский тоже был встревожен ходившими слухами о грядущих переменах. От него в Батурин приезжала игуменья киевского подольского Фроловского монастыря для проверки слухов в самой столице гетмана. С одной стороны, тревожное течение событий, обстоятельств, а с другой, – понуждения митрополита Варлаама продолжать составление Четьи Минеи заставило Димитрия оставить, ради книжных занятий, управление обителью. 14 февраля 1692 года последовал его новый отказ от игуменства. Хотя митрополит Варлаам и назначил другого игумена, Пахомия Ходоровича, но не желал и Димитрия оставить без повышения. Он подал гетману проект, чтобы в виду важности Батурина, как местопребывания гетмана, учредить там протопопию, для монастырей же сделать архимандрию и архимандритом поставить пречестного отца Димитрия, вверив ему власть над Батуринскими монастырями: Глуховским, Максановским и другими 173 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010