Остальные христианские культовые сооружения датируются 2-й пол. XIII-XV в. Их архитектурный облик близок к строительной традиции, существовавшей на северо-востоке М. Азии, в пределах Трапезундской империи XIII-XV вв. На территории Нижнего города раскопано 5 храмов. Храм на консолях расположен на сев. склоне Крепостной горы. Это однонефная 2-апсидная церковь, сев. апсида выступает за линию фундамента и опирается на 3 висячие консоли. Неф был перекрыт коробовым сводом с одной подпружной аркой посередине. В сев.-вост. углу постройки раскопками 1973 г. зафиксировано каменное основание купели с вмонтированной керамической трубой для отвода воды за пределы храма. По всей видимости, храм относится к типу 2-алтарных поминальных. Однонефный одноапсидный храм 1971 г. располагался в сев.-вост. углу городища. Исследованы часть зап. и сев., а также сев.-вост. стены. Сев. стена включена в субструкцию генуэзской оборонительной стены. Храм на участке куртины XV расположен с юж. стороны, недалеко от подковообразной башни; это однонефная одноапсидная постройка, в которой алтарная часть отделялась от основного объема невысокой каменной преградой с проходом в центре. Вдоль стен располагались каменные скамьи. В генуэзский период (1365-1475) после пристройки гавита храм использовался армянской общиной города. Часовня в башне 1385 г. Джакомо Торселли, расположенная на 1-м этаже башни, также использовалась, вероятно, арм. общиной города. Часовня в т. н. Георгиевской башне - небольшое помещение во внутренней части нижнего яруса башни, квадратное в плане, с хорошо сохранившейся конхой в вост. стене. При раскопках было выявлено основание каменной алтарной преграды и неск. уровней полов. На стенах сохранились остатки фресок. Вход в часовню расположен в юж. стене башни ( Гавриил (Айвазовский). 1844. С. 326; Фронджуло. Раскопки Судакского. 1974. С. 354-355; Фронджуло. 1975. С. 367; Баранов. 1988; Майко. 2007. С. 230-245, 250-252). В портовой части Сугдеи раскопано 4 храма. Храм 1995 г. расположен в зап.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

1378 Точкой отсчета может служить либо время правления Феодосия (715–717), либо время патриаршества Германа (715–730), который рукоположил Стефана в епископы. И тот, и другой указаны в старославянской и в армянской редакциях Жития, тогда как греческий синаксарный вариант сообщает, что при них Стефан прибыл из своего родного каппадокийского села Моривас в Константинополь, где вступил в монастырь. Ср.: Труды В.Г. Васильевского . Т. 3. – С. 72–98; Иванов С. А. Житие Стефана Сурожского... – С. 43. Наиболее близкие к указанным основные хронологические вехи биографии Стефана Сугдейского в свое время предложил Фридрих Всстберг на основе критики греческого и славянского текстов Жития (О жизни св. Стефана Сурожского//ВВ. – 1908. – Т. 14. – Вып. 1. – С. 228–233). 1379 DarrouzesJ. Listes episcopales du concile de Nicee (787)//REB. – 1975. – T. 33. – P. 62–63; Деяния Вселенских соборов: В 4 т. – СПб., 1996. – Т. 4. – С. 390,480,586,693; ср.: Кеппен П. О древностях южного берега Крыма... – С. 63–64,123–124; Труды В.Г. Васильевского . Т.З. – С. CLXIII, CCVIII, CCXVI; Rochow I. Kaiser Konstantin V. – S.62; Айбабин А.И. Этническая история... – С. 206; Науменко В.Е. К вопросу о характере византийско-хазарских отношений... – С. 562, прим. 24. Об этом епископе Стефане как одном из последующих после св. Стефана Сугдейского см.: AuzepyM.-F. Gothie et Crimee... – P. 326; Могаричев Ю.М. Крымская агиография... – С. 266; Могаричев Ю.М. О некоторых вопросах истории Восточного Крыма... – С. 245. Если принять во внимание указание старославянской редакции Жития, что «предстоятеля славного города Сугдеи», которого сменил Стефан Сурожский, тоже звали Стефан, тогда мы имеем случай последовательной сменяемости на одном престоле в течение ста лет трех епископов с одинаковым именем. 1381 Ср.: Моця А.П. Население Хаэарского каганата в Юго-Восточном Крыму//Сугдейский сборник. – К.; Судак, 2004. – С. 277. 1382 Баранов И А . Сугдея VII–XIII вв. – С. 20–21 ; Айбабина Е.А., Бочаров С.Г. Раскопки на территории Судакской крепости в 2001 г. – С. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В завершение отец Вячеслав рассказал об известном эпизоде из истории Серафимовского храма во время войны. В 1930-е годы безбожные власти запретили колокольный звон, во всех храмах колокола снимались на переплавку. Но в Серафимовской церкви они уцелели - прихожане закопали их в землю под полом храма. 27 января 1944 года, в день освобождения от блокады, их извлекли, подняли на звонницу, и люди целый день звонили в них. Прихожанка Марина Ержемская посвятила сообщение истории храма преподобного Серафима Саровского на Серафимовском кладбище. В XVIII веке канцлер граф Алексей Бестужев-Рюмин для постройки загородной резиденции на Каменном острове вывозил из своих малороссийских поместий рабочих. Поселения, в которых они жили, получили названия Старая и Новая Деревня. В Новой Деревне в 1742 году была сооружена Благовещенская церковь , при ней организовано кладбище. В конце XIX века возникла необходимость в строительстве нового кладбища за Приморской железной дорогой. Старое кладбище было закрыто и постепенно исчезло. Горожане обратились в Святейший Синод с прошением о строительстве храма на новом кладбище. Строительство было разрешено с условием освятить храм в честь недавно прославленного преподобного Серафима Саровского, и кладбище тоже назвать Серафимовским. Деревянный храм был построен Александром Барановским под руководством епархиального архитектора Николая Никонова. Серафимовский храм уникален с точки зрения сохранности. До 1923 года был приписан к Благовещенской церкви. Марина Ержемская рассказала о драматических страницах в жизни храма, когда он был захвачен обновленцами. Первый настоятель протоиерей Павел Пашский (1862-1939) ушел из храма, сказав: " В красной церкви православным делать нечего " . Всю войну в храме служили обновленцы. Докладчица отметила, что во время войны было около 25 священников на весь город. Весной 1943 года в Ленинграде, как и во всей стране, началось возвращение обновленческих приходов в патриаршую Церковь. Митрополит Алексий (Симанский) рукоположил диакона Николая Артемьева по пресвитера и назначил настоятелем Серафимовского храма. Марина Ержемская упомянула некоторых выдающихся настоятелей храма: в 1948-1958 годах настоятелем был протоиерей Николай Ломакин (1890-1965), выступивший свидетелем на Нюрнбергском процессе. В 1970-1972 годах настоятелем служил протоиерей Михаил Гундяев (1907-1974), отец Святейшего Патриарха Кирилла . 1975-1981 годы относятся к настоятельству протоиерея Владимира Лютика (1923-1981), который был одно время секретарем Русской духовной миссии в Иерусалиме.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

Э. Лаута 43 « Иоанн Дамаскин : традиция и новизна в византийском богословии», одна из трех глав которого полностью посвящена «Трем словам об иконопочитании», работы И. А. Андреева и Л. Ламцы 44 о свт. Германе. Жизнь и труды прп. Феодора Студита были рассмотрены И. И. Соколовым , А. П. Доброклонским 45 , чья книга, несмотря на прошедшее столетие, не утратила своей актуальности, Т. Дамианом 46 , T. Пратшем 47 , свт. Никифора Константинопольского – П. Александером, чья работа о жизни и творчестве святого до сих пор остается самым подробным исследованием о нем 48 , свящ. Дж. Трэвисом, который изложил богословие Никифора в виде системы, П. О’Коннелом, сосредоточившим, впрочем, своё внимание на экклезиологии святителя 49 . Значимые обзорные исследования теории изображений проведены кардиналом К. Шёнборном 50 и К. Пэрри 51 , причем у Шёнборна богословие образа рассмотрено в исторической перспективе, от оснований будущей теории иконы в эпоху тринитарных споров (IV в.), а Пэрри предлагает систематическое изложение доктринальных тем, характерных для отцов иконопочитателей. Для того, чтобы рассмотреть исследуемые жития в контексте эпохи, в которую они были созданы, необходима опора на труды по истории этого времени. В основе традиции изучения истории византийских споров об изображениях лежат сочинения К. Шварцлозе 52 , Л. Брейе 53 , Е. Мартина 54 , К. Н. Успенского 55 . Вопросами происхождения иконоборчества занимались Г. Ландер 56 и Л. Барнард 57 , особенностями иконоборческой идеологии П. Александер 58 и М. Анастос 59 , частными вопросами политики императоров иконоборческой Исаврийской династии и С. Геро 60 и П. Шпек 61 . По итогам работы посвященного истории эпохи иконоборчества симпозиума 1975 г. в Бирмингемском университете был издан сборник статей, дающий всестороннее представление об этом времени 62 . Для М. Ф. Озепи интерес к иконоборческой эпохе 63 связан с особым вниманием к агиографической традиции, а именно житию прп. Стефана Нового 64 . В последние годы появились обзорные труды Л. Брубейкер и Дж. Хэлдона, в которых систематизированы результаты изучения истории иконоборчества ко второму десятилетию XXI в. 65 В России этой тематикой на данный момент занимаются Д. Е. Афиногенов 66 , В. А. Баранов 67 , Л. В. Луховицкий 68 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

В отношении истории исследования агиографических памятников можно сказать, что большая часть житий второго иконоборческого периода издана во второй половине XIX–XX вв. и хорошо систематизирована. Х. М. Лопарев в 1914 г. опубликовал монографию о греческих житиях святых VIII и IX вв. 69 Жития по преимуществу второго иконоборческого периода как исторические источники охарактеризовал А. Пападакис 70 . Обзор житий древних святых, написанных в иконоборческое время, и святых, живших во времена иконоборчества, был представлен в докладе И. Шевченко, опубликованном в упомянутом выше сборнике бирмингемского симпозиума византинистов 1975 г. 71 В 1998 г. была составлена агиографическая база данных, содержащая сведения о греческих житиях святых VIII–X вв. 72 В 2015 г. вышел сборник русских переводов житий византийских святых второго иконоборческого периода с комментариями 73 . В отношении использования житийного материала для реконструкции теории образа иконопочитателей следует отметить небольшой раздел очерка истории иконоборчества IX в. Т. А. Сениной в этом сборнике, однако, этот раздел носит общий характер и не основан на результатах подробных изысканий 74 . Также существует ряд статей, авторы которых обращаются к вероучительным темам в отдельных памятниках. Так, догматические взгляды одного из агиографов, патриарха Мефодия, выраженные в житии свт. Евфимия Сардского, рассмотрены в статье Д. Краусмюллера, однако эта работа отражает лишь триадологическое учение святителя 75 . Жития свт. Евфимия Сардского с точки зрения содержащейся в нем теории образа также отчасти касается издатель этого памятника Ж. Гуйяр, выделивший в тексте жития «трактат об образе» – отрывок полностью, посвященный обоснованию существования иконы 76 . Необходимо также отметить статью В. А. Баранова о житии патриарха Тарасия в качестве источника сведений о богословии иконоборцев, которая обращается к противоположной стороне спора, и исследует памятник, описывающий жизнь святого, скончавшегося до начала второго иконоборческого периода 77 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopoc...

Анциферов Павел Григорьевич (1851– 1897), отец Η. П. Анциферова Анциферов Павел Николаевич (1918– 1919), сын Η. П. Анциферова Анциферов Сергей Николаевич (1921– 1942), сын Η. П. Анциферова Анциферова Екатерина Максимовна (урожд. Петрова; 1853 – март 1933), мать Η. П. Анциферова Анциферова Наталья Николаевна (1915–1919), дочь Н.П. Анциферова Анциферова Татьяна Николаевна (по мужу – Камендровская; 1924 – 9 июля 2013), дочь Н.П. Анциферова Аристотель (384–322 до н. э.), древнегреческий философ Аронкин, врач ДПЗ Арсений (Смоленец Александр Иванович ; 1873 – 19 декабря 1937), архиепископ Семипалатинский. Арестован в сане епископа Ростовского и Таганрогского в марте 1922 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Артемьев Иоанн Яковлевич (1871–?), священник. Арестован в январе 1923 г., приговорен к трем годам лишения свободы и отправлен на Соловки Аскольдов Сергей Алексеевич (наст. фам. Алексеев; 1871 – 23 мая 1945), философ Ася, воспитанница Т. Н. Гиппиус Б Багиров Мир Джафар Аббасович (1895 – 26 мая 1956), народный комиссар внутренних дел Азербайжанской ССР (1921–1927) Базаров Владимир Александрович (наст, фам. Руднев; 1874 – 16 сентября 1939), социал-демократ, экономист, философ Балмашов, заключенный сотрудник лагерной администрации Баранова Мария Александровна, заключенная сотрудница лагерной администрации Баратынский Евгений Абрамович (1800– 1844), поэт Бахтин Всеволод Владимирович (1901 – 7 февраля 1951), историк. Арестован в декабре 1928 г. «по делу A.A. Мейера», приговорен к трем годам лишения свободы и оправлен на Соловки Бахтин Михаил Михайлович (1895 – 7 марта 1975), философ, культуролог Белобородов Александр Георгиевич (1891–9 февраля 1938), один из организаторов расстрела царской семьи. Расстрелян Белозоров (Белозёров) Константин Семенович (1894–1930), заключенный сотрудник лагерной администрации. Расстрелян Бергсон Анри (1859–1941), французский философ Бердяев Николай Александрович (1874 – 23 марта 1948), философ, публицист. В эмиграции с 1922 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме него, мы знаем еще тринадцать колоколов этого мастера, из которых сохранилось шесть Еще два колокола связаны с именем его сына (или брата) Ивана и один колокол - для храма святителя Николая на реке Варзуге (где у Антониево-Сийского монастыря были, как мы помним, земляные наделы) - отлили «Иван да Яков Ладыгины». Кем приходился последний прославленному мастеру, установить пока не удалось. Данными о дальнейшем изменении в составе подбора мы не располагаем. Кроме двух упомянутых, в подбор входили еще колокола голландского литья, привезенные из Амстердама старцем Паисием вместе со знаменитым часовым механизмом (см. выше). Среди них два колокола работы Франциска Гемони (1650 и 1661 годов), один - Геварда Костера (1657 год), и один 1717 года Как мы видим, благолепием своего звона колокольня Антониево-Сийского монастыря была во многом обязана своему казначею. К середине XIX столетия в подбор входили 20 колоколов, которые «были подведены под музыкальное согласие» (хорошо подобраны по тону) Самый большой колокол имел вес 315 пудов; второй – 95, третий – 73; четвертый – 40; пятый – 25 пудов О древней архитектуре храма-колокольни Антониево-Сийского монастыря мы можем судить на основе фотографий XIX столетия и обмеров нижнего яруса, сделанных в 1975 году, так как вскоре после закрытия обители в 1923 году верхние ярусы были взорваны В 1920 году здания монастыря обследовал Петр Дмитриевич Барановский в ходе Северодвинской экспедиции по памятникам северного народного зодчества научно-реставрационных мастерских НКП по беломорскому берегу и Северной Двине, но эти данные до сих пор не опубликованы. Тот вид, какой храм имеет сейчас, это (за исключением нижнего яруса) результат реставрационных работ 2000-2002 годов. При восстановлении реставраторы могли опираться на многочисленные описания, обмеры и фотографии. На них хорошо видно, что церковь имела три яруса, шедших уступами. Нижний объем – двухэтажный четверик, окруженный двухъярусной галереей. Ее проемы, первоначально открытые, впоследствии заложили.

http://sobory.ru/article/?object=08674

Табынская икона Божией Матери – чудотворная святыня Русской Православной Церкви. Ее почитание наибольшее распространение получило в епархиях Башкирии, Оренбуржья, Поволжья, Сибири, Казахстана. Первоначально икона явилась на соленом ключе при Вознесенской пустыни (современный Башкортостан) в 1570-х гг., в 1579 г. помещена в собор Уфы и названа Казанской. В 1593 г. собор сгорел, а икона вновь явилась на соленом ключе. С 1597 г. образ находился в Пречистенском монастыре, с 1692 г. в Солеварном городке, а с 1741 г. в крепости Табынской (впоследствии село Табынское в Гафурийском районе Башкортостана), отсюда происходит и ее название. Варсонофий (Гриневич; 1875 г. – 13 марта 1958 г.), 30 декабря 1945 г. хиротонисан во епископа Гродненского и Барановичского (впоследствии Гродненский и Лидский), с 18 ноября 1948 г. епископ Семипалатинский и Павлодарский. Епископ Чкаловский и Бузулукский с 31 октября 1950 г. 16 ноября 1953 г., согласно прошению, уволен на покой. С 29 июля 1954 г. епископ Калининский и Каширский, временно управлял Великолукской епархией, в феврале 1956 г. возведен в сан архиепископа. С 8 февраля освобожден от временного управления Великолукской епархией. Михаил (Воскресенский; 27 декабря 1897 г. – 21 октября 1976 г.), хиротонисан во епископа Чкаловского и Бузулукского 1 декабря 1953 г. (с 7 декабря 1957 г. епископ Оренбургский и Бузулукский); с 15 августа 1959 г. по 1960 г. временно управлял Челябинской епархией; с июня 1960 г. временно управлял Казанской епархией; с 23 ноября того же года епископ Казанский и Марийский; с июня 1961 г. управляющий Ижевской епархией, 25 февраля 1963 г. возведен в сан архиепископа; с 7 октября 1967 г. архиепископ Уфимский и Стерлитамакский; 23 октября того же года назначен вторично архиепископом Казанским и Марийским и временно управляющим Ижевской епархией. 25 июля 1975 г. уволен на покой, согласно прошению. Гурий (Егоров; 1 октября 1891 г. – 12 июля 1965 г.), 25 августа 1946 г. хиротонисан во епископа Ташкентского и Среднеазиатского, с 25 февраля 1952 г. архиепископ; с 26 января 1953 г. архиепископ Саратовский и Сталинградский, временно управляющий Астраханской епархией; с 31 июля 1954 г. архиепископ Черниговский и Нежинский, с

http://sedmitza.ru/lib/text/4511062/

512       В 1786 г. аль-Джаззар вымогал у православного шейха Юнуса Никулы, который тогда занимал пост начальника бейрутской таможни, деньги, а поскольку у него их не было, поручителем за уважаемого шейха выступил османский офицер Усман Ага (см.: Из бейрутской церковной летописи... С. 85; Mukhtasar trkh al-asifa... Р. 119). 513       Хронист употребляет словосочетание «зимние ночи» ( ), хотя описываемые события происходили ранней весной. В связи с этим интересно следующее замечание А. Е. Крымского: «Слово ‘шыта’... означает и зима, и дождь, потому что для прибрежного сирийца, не имеющего понятия о снеге и морозе и не видящего дождя во время лета, зима и дождь – одно и то же. Специальное слово «матар» (дождь) малоупотребительно в Сирии» (см.: Крымский А. Е. Письма из Ливана: 1896–1898. М., 1975. С. 293). Тем не менее ранее в тексте слово ‘матар’ () употребляется в рассказе о странном дожде, похожем на белую пыль. 516       Употребляемое в летописи слово (мн. ч. ) в данном контексте, по всей вероятности, означает ‘отрез материи’ (см.: Баранов X. К. Арабскорусский словарь. М., 2001. С. 649). Следовательно, термины и могут являться названиями видов материи. 519       Имеется в виду широко распространенная в то время практика скупки урожая по сниженным ценам до его созревания. Скупщики платили крестьянам деньги вперед, а когда урожай был собран – забирали его. 520       Кантар, или кынтар, – ближневосточная мера веса. По разным источникам, один кантар равнялся в Египте 44,9 кг, в Дамаске – примерно 190,5 кг, в Алеппо – около 256 кг, в Триполи – 48,83 кг. 521       Ардеб – мера сыпучих тел, которая варьировалась от местности к местности. Сегодня в Египте и Судане он равняется примерно 197,6 л. 523       Начиная с 1708 г. дамасские правители постоянно назначались на пост предводителя каравана паломников в Мекку. 524       Летописец использовал выражение . По всей видимости, речь идет о вещах, которые чужеземные купцы скупали за бесценок у местных христиан.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

77Для благодарственной жертвы привел он двух быков, пять баранов, пять козлов и пять ягнят годовалых. Таков был дар Пагиэля, сына Охрана. 78В двенадцатый день пришел вождь потомков Неффалима Ахира, сын Энана. 79Его дар – это и серебряное блюдо весом в сто тридцать шекелей, и серебряная чаша–кропильница весом в семьдесят шекелей (имеющих хождение в Святилище). Блюдо и чаша были наполнены лучшей пшеничной мукой, политой оливковым маслом, как то полагалось для хлебного дара. 80 Он же подарил и большую (в десять шекелей) чашу из золота, полную благовонных курений, 81а для того, чтобы совершить всесожжение – молодого быка, барана и годовалого ягненка, 82и как жертву за грех – козла. 83Для благодарственной жертвы привел он двух быков, пять баранов, пять козлов и пять ягнят годовалых. Таков был дар Ахиры, сына Энана. 84В день помазания жертвенника, при его освящении, в дар от вождей Израилевых было отдано двенадцать серебряных блюд, двенадцать серебряных чаш–кропильниц и двенадцать чаш из золота. 85Каждое блюдо весило сто тридцать шекелей, и чаша–кропильница каждая – семьдесят. Всего серебра на эти сосуды ушло две тысячи четыреста шекелей (имеющих хождение в Святилище). 86Каждая из двенадцати чаш для благовонных курений весила десять шекелей. Всего золота в них было сто двадцать шекелей (имеющих хождение в Святилище) . 87Всего скота, который привели для всесожжения, было: двенадцать быков, двенадцать баранов и двенадцать ягнят годовалых; в жертву за грех привели — двенадцать козлов; 88 и в благодарственную жертву – двадцать четыре быка, шестьдесят баранов, шестьдесят козлов и шестьдесят годовалых ягнят. Таковы были дары, принесенные при освящении жертвенника после его помазания. 89 И всякий раз, когда Моисей входил в Шатер Откровения, чтобы говорить с Господом, он слышал Голос, обращавшийся к нему оттуда, где над златым Покровом, что на ковчеге со скрижалями Закона , стояли два херувима, и так Господь говорил с ним. Лампы для светильника 8 Господь повелел Моисею 2дать такое указание Аарону: «Когда будешь расставлять лампы, позаботься о том, чтобы все семь ламп светильника освещали пространство перед ним».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010