На место архимандрита Антония, по представлению митрополита, назначен 26-го февраля 1888-го года настоятель Тихвинского Большого монастыря, архимандрит Иннокентий. Сын священника Курской епархии, в мире Иван Александрович Данилов, он учился в Курской Семинарии. По случаю смерти отца, для содержания семьи, вышел из низшего отделения Семинарии, имея 20 лет от роду, и поступил в 1868-м году в диаконы. Овдовев, через 10 лет поступил в Киево-Михайловский Монастырь, здесь в 1870-м году принял пострижение и был рукоположен во иеромонаха. В 1874-м году переведен в Лавру, служил во флоте на фрегате Адмирал Грейг, был благочинным в Лавре соборным экономом, в 1879-м году возведен в сан архимандрита. Настоятелем в Тихвинском Монастыре он состоял с 1885-го года. Он выделялся крупною своею фигурой и имел 3 награды за распорядительность при пожарах: за самоотвержение и геройскую неустрашимость при выгрузке пороха во время пожара на фрегате Олаф в Копенгагене – драгоценный крест, поднесенный командиром и экипажем за распорядительность при пожаре лесопильного завода, угрожавшем кирпичному, лаврскому заводу – благословение от митрополита и, по представлению бывшего градоначальника Баранова, орден святой Анны 3-й степени. В 1899-м году архимандрит Иннокентий назначен был управляющим Алеутской епархией. По возврашении из Америки был настоятелем в Псково-Печерском Монастыре. Скончался в лаврской больнице и погребен в Лавре 4071 . После архимандрита Иннокентия назначен наместником 1-го марта 1890-го года эконом, архимандрит Исаия, в мире Иван Бунин, или Булин. Он был сын мещанина Опеченского посада Новгородской губернии, домашнего образования; поступил послушником в лаврскую Киновию 20-ти лет, в 1848-м году, в 1853-м году перешел в Лубенский Монастырь, но через год вернулся в Лавру и пострижен в 1856-м году, во иеромонаха рукоположен в 1865-м году и с 1867-го года был экономом и с 1871-го года архимандритом. Он имел драгоценный крест от великого князя Константина Николаевича, в церкви которого совершал Богослужения, крест Гроба Господня от патриарха Иерусалимского, орден святого Владимира 3-й степени, Греческий орден Спасителя, Черногорский Даниила 4072 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

687 До издания Требника П. Могилы были следующие издания этой руководственной книги в Западной России: стрятинское и острожское, оба 1606 года; виленские 1618, 1624, 1628 и 1644 гг.; львовские 1637, 1644 и 1645 и могилевское 1646 г. 689 «Напрвклад есть и самая Библия письма святого, около которой исправления южно от немалого часу подвизатися зезволяешь, а для того и о особливом коште и накладе, або яко найрыхлей з’друку была выдана, промыслу чинити не занехиваешь» (Строева Опис. старопеч. книг Царского, стр. 187). 691 В братской школе, до соединения ее с могилянской, учителями были: Мелетий Смотрицкий, Иов Борецкий, Исаия Копинский. Из воспитанников ее известны: Богдан Хмельницкий, Захарий Копыстенский, Феодосий Сафонович и др. 692 Иезуитская коллегия в Киеве учреждена в 1620 г. бискупом Богуславом Родошевским; потом перенесена в Фастово, а в 30-х годах снова переведена в Киев. Лукашев. Historia szkol, IV, 87. 696 Гетманская грамота к патриарху напечатана в описании Киевософ. собора, прилож. 17 и в А. 3. Р. V, 48. 697 По исследованию Генн. Карпова означенная гетманская грамота к патриарху относится к 1654 г. Прав. Обозр. 1874 г. ч. I стр. 105. 701 Мефодий Филимонович, епископ мстиславский и оршанский, Г. Карпова, в Прав. Обозр. 1875 г. т. I, стр. 58–75. 207–241, 605–652. Т. II, 231–267. III, 475–504, 629–660. 704 Местечко Корсунь в Каневском уезде Киевской губернии при р. Роси. В 7-ми верстах от него Онуфриевский монастырь, в котором проводил последние дни митрополит Дионисий Балабан. 706 Смутам и безначалию, или чему иному, нужно прпиписать, что в то же время и львовский епископ Афанасий Желиборский именовал себя «администратором митрополии киевской, галицкой и всея России». Уставная грамота его свято-пятницкому братству во Львове от 23-го августа 1665 г. в «Наук. Сборн.» 1870 г. Преемник его, Иосиф Шумлявский, предъявлял те же права. 716 Лазарь Баранович. Из истории южно-русской митрополии. С. Соловьева, Прав. Обозр. 1862 г., ч. III, стр. 171–181. 717 Самойлович был сын священника с польской стороны Днепра, но во время смут перешел на восточную сторону; начиная с должности сотенного писаря был сотником, наказным полковником черниговским и при гетмане Многогрешном генеральным судьей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Александр Б. (Бровкович А., Никанор). Описание некоторых сочинений, написанных русскими раскольниками в пользу раскола. Ч. 1: Сочинения исторические. – СПб., 1861. Андреев В.В. Раскол и его значение в народной русской истории: Исторический очерк. – СПб., 1870. Барановский В., Поташенко Г. Староверие Балтии и Польши: Краткий исторический и биографический словарь. – Вильнюс, 2005. Барское Я.Л. Памятники первых лет русского старообрядчества. – СПб., 1912. Барсов К.В. Новые материалы для истории старообрядчества XVII-XVIII вв. – М., 1890. Барсов Е.В. Описание рукописей и книг, хранящихся в Выголексинской библиотеке. – СПб., 1874. Безгодов A.A. Христиане-поморцы Украины: краткий обзор и постановка вопроса//Старообрядчество Украины и России: прошлое и современность. Материалы 11 Всеукраинской научно-практической конференции; 1–3 октября 2004 года, г. Киев. Киев, 2004. – С. 82–86. Безгодов A.A., Михайлов С.С. Подмосковная «Патриаршина»: страница истории староверия в Орехово-Зуевском районе. – М., 2003. Болонев Ф.Ф. Старообрядцы Забайкалья в XVIII-XX вв. – М., 2004. Бороздин А.К. Протопоп Аввакум: Очерк из истории умственной жизни русского общества в XVII веке. 2-е изд. доп. и испр. – СПб., 1900. Боченков В.В. П.И. Мельников (Андрей Печерский): Мировоззрение, творчество, старообрядчество. – Ржев, 2008. Бубнов Н.Ю. Памятники старообрядческой письменности: Сочинения Геронтия Соловецкого. История о патриархе Никоне . СПб., 2006. Бубнов Н.Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. – СПб., 1995. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика XI-XVII вв. – М., 1992. Воскресенская Т.А. Новгородские старообрядцы-беспоповцы во второй половине XIX – начале XX века: Мировоззрение. Быт. Культура. – Великий Новгород, 2008. Вургафт С.Г., Ушаков И.А. Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. – М., 1996. Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России: Сборник научных статей и материалов. – СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/kultura-...

В летописи также говорится о том, что «до 1874 года в церкви действовала церковно – приходская школа». Нам удалось опросить коренных жителей села. Мы обращались с просьбой рассказать о храме в Бобровке ко многим жителям села. По словам Ионова Валентина Михайловича, последняя церковь в Бобровке была построена в 1892 году. В 30-40 годах церкви разрушали во всех сёлах. Из всех церквей в Кинельском районе, уцелела только в Малой Малышевке, что от Бобровки в 30 километрах. Буквально в 10 километрах от нашего села, в селе Красная Самарка, до 90-х годов церковь была полуразрушена и заброшена. Мы не знаем точных причин и того, кто приказал сломать церковь в Бобровке, но она была разрушена в 1940 году. Валентин Михайлович называет также имена тех, кто активно участвовал в разрушении церкви: Баранов Кузьма Васильевич, Четвериков Василий Петрович, Маханова Анастасия Куприяновна, - были и другие, чьих имён не запомнили. Валентин Михайлович говорит: «Как разрушали церковь, не помню, тогда мне было ещё только 5 лет, единственное, что я запомнил – это плач женщин, крики детей и ругань мужчин…». Бобошина Евдокия Васильевна (1936 г.р.) вспоминала о том, что церковь была очень красивая и что в ней отпевали её брата перед похоронами. А когда её разрушали, то многие люди целыми семьями стояли на огородах и плакали, но ничего не могли сделать. Лебедева Нина Петровна (1932 г.р.) вспоминает о том, что церковь была красивая (деревянная), «наверху были крыльца, где певчие пели, а внизу молились. Я жила рядом и дружила с дочкой дьячка, мама торговала свечками, поэтому хорошо помню: мы играли часто рядом с церковью; особенно красиво было в праздники, когда открывались все двери, горели свечи, пели…». На вопрос о том, как разрушали храм, Нина Петровна рассказала вот что: «Ломали, было жалко, сбрасывали купола, грохот шёл на всё село, страшно было смотреть, как всё растаскивают. Около детдома (сейчас полуразрушенный пристрой к сельской библиотеке) развели костры и несли туда иконы, поджигали их и церковную утварь, думали, что в них есть золото. Да какое золото… так всё и уничтожили».

http://sobory.ru/article/?object=30439

По всем западным епархиям ежегодно приводилось в порядок и освящалось несколько десятков церквей. В 1867 г., когда начали приниматься масштабные меры по реализации программы церковной реформы, было сдано 107 церквей. 22 октября того же года в Вильно освятили Николаевский кафедральный собор, на восстановление которого, начавшееся в 1864 г., выделил 130 000 руб. из контрибуционной суммы еще М. Н. Муравьев 894 . В 1869 г. было освящено 92 церкви (7 – бывших костелов) и 7 молитвенных домов 895 . В 1873 г. – 86 церквей и 6 молитвенных домов 896 , и т. д. Быстрее дело продвигалось в Рижской епархии, где к 1874 г. из 146 приходов 125 имели «постоянные благоустроенные храмы 897 . Однако в целях ускорения и удешевления строительства многие постройки возводили из дерева, и по внешнему виду и убранству они не могли сравниться с костелами, которые представляли собой преимущественно каменные, добротные здания. Например, на Волыни к началу 1890-х годов насчитывалось 1821 церковь и 183 часовни, из них только 277 – каменных. Хотя программа строительства храмов в целом продвигалась 898 , ее темпы зависели от того, какой ориентации придерживался очередной генерал-губернатор. Так, начавшись в 1858 г., строительство ускорилось с 1863 г. при М. Н. Муравьеве. Его линии придерживались преемники – К. П. Кауфман и Э. Т. Баранов. Но с назначением А. Л. Потапова в марте 1868 г. храмов стало освящаться меньше, поскольку он не был сторонником наступательной политики и одергивал тех чиновников и духовных лиц, которые пытались действовать в прежнем духе 899 . Оставляла желать лучшего и организация работ. Много времени уходило на согласования, а уже существующие храмы ветшали, ведь по расчетам казны деревянная постройка могла прослужить всего 40 лет. Неудовлетворительным оставалось и качество строительства. По свидетельствам духовенства, новые деревянные церкви на второй-третий год начинали течь, а каменные сырели 900 . Ситуация нисколько не изменилась с созданием в 1867 г. под руководством МВД специальных организаций – губернских церковно-строительных присутствий. Мнения местных архиереев вносили диссонанс в бравые заявления чиновников министерства, ответственных за возведение церквей в Западном крае. Например, полоцкий епископ в отчете Синоду за 1869 г. отмечал просто «бедственное положение многих храмов... Из них в течение минувшего 1869 г., 128 церквей нуждались в более или менее капитальных починках и исправлениях, a S церквей, по совершенной ветхости и опасности к продолжению в них богослужения, запечатаны. Но запечатанных церквей... немало остается и от прежних, и при том весьма давних (от 10 до 20 лет) времен...» Следствия этого – крайне негативны: члены общин, потерявших таким образом храмы, «нередко привлекаются к ближайшим латинским костелам и даже увлекаются на распутия раскола 901 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Известий этих нет даже в «Хронике русского театра» Носова. М. 1883. 81 Соч. I, 453. Соображение о том, что Л. Б. был на освящении церкви, не имеет особых оснований («Св. Дмитрий», М. 1849, стр. 9). 82 У Евгения Оп. К. Соб. стр. 196, Чистовича, II, 145 и 146 и Аскоченского, I, 207, ошибочен год смерти – 1676 (26-го июля). У Амвросия, " Истор. Рос. Иер.», I, 61, Петрушевича, «Сводная галицко-русская летопись» (1600–1700), Львов 1874 стр. 180 и у Велички, II, 384, – 1675 г. Мелетий был судьей в щекотливом для Лазаря деле С. Адамовича («Акты Ю. и З. Р.», XII, стр. 848. Соловьев, XIII, 244). Ср. «Письма Лазаря Б.», 76 (Л. просит Мелетия посмотреть за корректурой своего сочинения), 211 и 214. 86 Автор книги «Св. Дмитрий», стр. 7, бездоказательно предполагает что Дмитрий был приглашен для борьбы с униатами и латинами. Это невероятно уже и потому, что Дмитрий был слишком молод (24 года), чтобы изучить обширную полемическую литературу, уже существовавшую, и внести в нее свой вклад, а главное – особой нужды в новом полемисте в Чернигове не было. 89 Сумцов, «Л. Б.», стр. 144–146, 157. Противоположного мнения держится В. Строев, «Лазарь Баранович» («Черн. Епарх. Изв.» 1876 г.). 91 Любопытно, что Лазарь, сам проповедник и писатель «Житий Святых» (в стихах, на польском), нигде не упоминает о Димитрии и его четьях-минеях. 94 Издание это известно только по указанию Сопикова, I, 1057. Полемисту XVII в. иеродьякону Дамаскину было известно издание только 1683 г. Я пользовался изданием 1683 года, вторым (стр. 6 «се второе издается»). В первом издании не было приложенных к каждому из 24 чудес бесед, нравоучений и прикладов (стр. 6, изд. 1683 г.). «Подобает прияти Вашему Святительству и мое убогое руно (послушание глаголю): з послушанья бо, якоже повелел ми еси, на честь и славу Честнейшой Херувимов и Славнейшой Серафимов сию малую книжку по силе моей написах» (стр. 5). Имя автора узнается из стихов: ИжЕ в Руне инОгда преобразованна//Мати сОтворшаго НАс всеХ зде написанна//Душевно И МыслИю Ту книжку пРИмете//САми е Внимающе И другим проЧтете.//При опечатках сказано, что вина их – «непритомность издателя книжици сея, отстояше бо далече в ином послушании.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

При этом священнике был в 1867 г. основан и освящен новый придел во имя свят. Арсения и муч. Татьяны; в 1874 г. при нем были построены два церковных дома на средства потомственного почетного гражданина И. И. Боброва и в одном из них в 1875 г. основана была церковно-приходская школа. При нем же в 1878 г. была надстроена колокольня, построенная в 1818 г., на целый ярус, настлан деревянный пол в холодной церкви на белокаменный, а вокруг церкви была построена каменная ограда с чугунною решеткою старостой Добринским. В 1878 г. на средства прихожан братьев Ивана, Степана и Алексея Борисовичей Барановых слит новый колокол весом в 311 пуд. 4 фун. и стоимостью в 6000 руб. Колокол этот был слит тверским мастером Клевуновым и по достоинству своему, по мягкости и гармоничности звука должен быть отнесен к числу лучших колоколов г. Твери. Особо памятным для прихожан является посещение Троицкого храма в 1858 г. Государем Императором Александром II и супругою его Государыней Императрицею Мариею Александровною, которые были встречены священником А. И. Пешехоновым. О визите Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны сохраняется медная доска, которая находится в храме на западной стене главного придела. В.И. Некрасов «Церковь Белая Троица в г.Твери». - Тверь. Типография Губернского Правления, 1900 г. Белая Троица — старейший храм и сооружение вообще во всей Твери. Памятник архитектуры федерального значения. Храм построен в 1564 году, а в течение 25 лет в 20 веке он был кафедральным собором Тверской епархии. Храм был построен московским купцом Гаврилой Андреевичем Тушинским в 1564 году. Находится в исторической части города Затьматьче, на пересечении улицы Троицкой с переулком Трудолюбия. Длина собора около 32 метров, ширина 20 метров. Предположительно в XVII веке храм был перестроен и стал семиглавым, в таком виде он сохранился до наших дней. После перепланировки города при Екатерине II собор оказался на краю города, но позже Тверь выросла и храм оказался в центре Затьмачья. До 1990 года Белая Троица была кафедральным храмом Тверской епархии и единсвенным действующим храмом в городе с населением 400 000 человек.

http://sobory.ru/article/?object=00015

Потом Шереметев же правил челобитье от матери царской, Марфы Ивановны. Филарет спросил о здоровье царя и о спасении его матери и потом пожаловал, благословил Шереметева и спросил его о здоровье. За Шереметевым подошел князь Мезецкий и правил челобитье от бояр и всего государства: «Бояре, князь Федор Иванович Мстиславский с товарищами, окольничие и вся царского величества дума и все великое Российское государство вам, великому государю, челом бьет и вашего государского прихода ожидает с великою радостию». Филарет благословил Мезецкого и спросил о здоровье всех послов. Третий уполномоченный, Измайлов, подошел к Шеину, спросил от государя о здоровье и говорил речь: «Служба твоя, раденье и терпенье, как ты терпел за нашу православную христианскую веру, за св. божий церкви, за нас, великого государя, и за все православное христианство московских великих государств, ведомы, и о том мы, великий государь, радели и промышляли, чтоб вас из такой тяжкой скорби высвободить». Дьяк Болотников спрашивал о здоровье Луговского и всех дворян. Филарет ночевал в острожке, потому что размен происходил поздно вечером. На другой день, июня 2, он приказал послать от себя жалованье польским людям конным и пехоте, корм в почесть – баранов, кур, вина, меду, калачей и пошел в Вязьму. В Можайске встретили его рязанский архиепископ Иосиф, боярин князь Дмитрий Михайлович Пожарский да окольничий князь Волконский; под Звенигородом в Саввине монастыре встретили: архиепископ вологодский, боярин Василий Петрович Морозов и окольничий Пушкин. В селе Никольском, что на Песках, от Звенигорода в 10 верстах – митрополит крутицкий, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой и окольничий Бутурлин. По переезде через речку Ходынку встретили московские власти, все бояре, дворяне и приказные люди: после бояр встречали гости, торговые и всякие жилецкие люди. 14 июня, не доезжая речки Пресни, встретил митрополита сам царь и поклонился отцу в ноги. Филарет сделал то же самое перед сыном и царем, и долго оба оставались в этом положении, не могши ни тронуться, ни говорить от радостных слез. Поздоровавшись с сыном, Филарет сел в сани, а государь со всем народом шел пешком напереди, за Филаретом шел Шереметев с товарищами. Патриарший престол после Гермогена оставался праздным: дожидались Филарета, дожидался его иерусалимский патриарх Феофан, приехавший в Москву за милостынею. Вместе с владыками русскими Феофан предложил патриарший престол Филарету, «ибо знали, что он достоин такого сана, особенно же потому, что он был царский отец по плоти, да будет царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидимым предстатель». После обычных отрицаний Филарет согласился и 24 июня был посвящен. Читать далее Источник: История России с древнейших времен/соч. Сергея Соловьева : В 29 т. - Изд. 5-е. - Москва : Унив. тип. (Катков и К°), 1874-1889. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

30 дес., сенок. 10 дес., под лесом 1,188 саж. и неудоб. 1 дес. 1,211 саж. – всего 48 дес. 269 саж. На эту землю имеется проект от 15 августа 1857 г., но плана нет. Земля вблизи церкви и малоурожайна. Причт: 1 свящ. с жалов. 300 p., диакон – 100 p., псаломщ. – 50 р. и просф. – 16 руб. Причтов. дома и хоз. постройки, кроме нового дома для диакона, требуют исправления. Одлокл. народ. училище МНП сущ. с 1873 г., с жалов. учителю 150 р. от казны и 200 р. от общества, а законоуч. 50 р. от казны в год; учеников – 80 д. об. п. Церк.-приход. школа сущ. в дер. Середах с 1880 г., с жалов. учителю 40 р. в год; учеников – 20 чел. м. п. Деревни прихода: Середы 4 вер. (есть школа грамотности), Мокляки 6 вер. (есть сельская школа), Хутор 5 вер. (есть сельская школа), Нараевка 8 вер. и Горбов в 7 вёрстах 183 . Дворов – 471, прихожан – 3,830 д. об. п.; р.-кат. 50 д. об. п., евр. 800 д. об. п. Копии метрич. книг хранятся с 1791 г. Опись церк. имущества составлена в 1806 г. Ярмарки бывают 2 февр., 23 апреля, 20 июня, 8 сентября, 18 октября, 21 ноября и в Крестопоклонную среду. В приходе имеется становая квартира (2-й ст.), волостное правление, суконная фабрика и смоляной завод. Крупная землевладелица – Анна Уварова. Свящ. – Григорий Яковл. Тиховский (с 1869 г.), диакон – Никанор Иерем. Осталовский (с 1874 г.) и псаломщ. – Иван Александр. Зилитинкевич (с 1885 года). Итого во 2-м благочинническом округе Новоград-Волынского уезда находится всего 26 церквей, из коих 18 самостоятельных приходских, 5 приписных и 3 кладбищенских. 3-й благочиннический округ Новоград-Волынского уезда Церкви этого округа расположены прямо к югу от Новоград-Волынска в расстоянии 90 и менее вёрст от него. 228. м. Барановка 184 (при р. Случи и рч. Душковке) волости Барановской, от Житомира 100 вер., от Новоград-Волынска 33 вер., от ближ. ж.-дор. и почт. ст. Полонное 22 вер., от ближ. приход. с. Жаборицы 1 вер. и с. Острожок – 13 вёрст. Приход 3-го кл. Церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Заложена в 1803 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Teodor...

Городище. Церковь Троицы Живоначальной. Троицкая церковь Церковь. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:приблизительно 1780 - 1785. построена как греко-католическая, в 1863 обращена в православную (перестроена в1874-1876); в 1919 передана католикам . Адрес: Брестская обл., Барановичский р-н, д.Городище, ул. Мицкевича Координаты: 53.327385, 26.006986 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В 1640 г. полоцким воеводой Яном Каминским в Городище был основан монастырь греко-католического ордена базилиан и при нём построен деревянный храм. В конце XVIII века на месте деревянного был построен каменный храм. После Польского восстания 1863 года власти закрыли все греко-католические монастыри на территории современной Белоруссии, а их церкви были переданы православным. Городищенский храм эта судьба постигла в 1867 г. Освящена как православная Свято-Троицкая церковь 19 марта 1868 г. В 1873 г. был составлен проект полной перестройки храма с тем, чтобы его облик более соответствовал православной традиции, но в итоге было решено ограничиться постройкой колокольни и пяти небольших главок. Работы были выполнены в 1874-1876 гг. В 1915-1916 гг. в ходе боевых действий храм получил серьёзные повреждения – были разрушены часть стены и апсида. В 1919 г. после перехода Городища в состав Польши церковь была возвращена католикам, в 1930 г. ещё раз перестроена с приближением к первоначальной архитектуре. После Второй Мировой войны храм был закрыт и использовался под мебельный склад. В 1990-х гг. возвращён верующим, отреставрирован и сейчас служит приходским католическим храмом Городища – костёл Пресвятой Девы Марии. Источник: ) Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=50878

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010