Балякин Илья (упом. 1769), иконописец из Палеха 168, 310 Баранов Павел Дмитриевич (упом. 1873), иконописец из Холуя 183, 184 Барсков Я. Л. 90, 96, 108, 356, 459 Барсов Елпидифор Васильевич (1836–1917), фольклорист, историк литературы 72, 88, 122, 124, 148, 460 Барсуков С.Г. 96, 320, 407, 460 Бассано Якопо (ок. 1517–1529), итальянский художник 305 Баталов А. 460, 471 Батас Ф. (XVI в.) греческий иконописец 305 Бахрушин Алексей Александрович (1865–1929), театральный деятель, коллекционер 439 Бахтин Михаил Михайлович (1895–1975) литературовед, теоретик искусства 330, 459 Безмин Иван, живописец Оружейной палаты 365 Безобразов Владимир Павлович (1828–1889), экономист, публицист 19, 24, 32, 160, 166, 176, 193, 194, 206, 208, 211, 212, 236, 295, 449, 459 Бек Г. 7, 461 Бекенева Н.Г. 458 Белоброва О. А. 93, 461 Белоусов Василий Васильевич, иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Василий Евграфович (середина-вторая половина XIX в.), иконописец из Палеха, владелец мастерской 184, 249, 251 Белоусов Иван Васильевич (вторая половина XIX в.). иконописец из Палеха 184, 251 Белоусов Николай Фещорович (конец XIX – начало ХХ в.), иконописец из Палеха 300 Белусовых иконописная мастерская, в Палехе 168, 172, 175, 248 Беляев (XVIII в.), иконописец из Палеха 168 Бендеманн Эдуард (1811–1889), немецкий художник 295 Бенуа Александр Николаевич (1870–1960), художник, историк искусства 236, 350, 443, 459 Бердяев Николай Александрович (1874–1948), религиозный философ 237, 239, 459 Бессонов И., историк искусства 278, 279, 417, 423, 460 Бимингтон Дж. 31, 454, 460 Благовещенский Николай Александрович (1837–1889), писатель 460 Блинничев Михаил Викторович (начало ХХ в.), иконописец из Холуя 256, 443 Богатырев П.Г. 193, 208, 212. 292, 293, 433, 460 Богданов Д.И. (начало ХХ в.), иконописец, реставратор 270 Богомолов П.Г., художник 409 Богоявленский Сергей Константинович (1872–1947), историк, архивист 203, 214, 460 Божков А. 29, 460 Большаков Сергей Тихонович (1842–1906) торговец рукописями, старопечатными книгами и иконами, собиратель 38, 134, 136, 137, 141, 145, 283, 284, 460

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

Между тем, собираясь в путь, к месту моего назначения, я позаботился еще на прежнем месте собрать, от кого мог, предварительные сведения о высших административных лицах г. Харькова. И вот что узнал: 1) От Витебского Губернского Архитектора Ракова, служившего в Харькове – о Харьковском Губернаторе Князе Дм. Ник. Крапоткине 1893 : человек набожный и добрый; женат на Графине Борх Ольге Александровне, отличающейся также благочестием и многими другими добрыми качествами. Этот отзыв подтвердил и В. Н. Веревкин 1894 , бывший Витебский Губернатор. О Преосвященном Нектарии г. Раков сообщил мне, будто бы он не пользовался особенным расположением граждан по причине суровости в обращении. 2) От Жандармского Начальника, Генерала-Майора Князя Шаховского – о командующем войсками Харьковского военного округа, Генерал Адъютанте А. П. Карцове 1895 – (сверстнике по воспитанию с Шаховским): человек очень умный, образованный и благородный; о начальнике Артиллерии, Генерал-Лейтенанте А. И. Баранове 1896 (родственник Княгини Шаховской): человек простой и добрый. Он был в 1867 г. Московским Гражданским Губернатором и его-то последнего, в день своей кончины, принимал Московский Святитель Филарет 1897 . 3) От Витебского врача И. Исид. Рындо и от управляющего Витебской Казенной Палатой Η. Н. Чекалова – о старшем Председателе Харьковской Судебной Палаты Н. —7— 1874 г. И. Ланге: человек умный, добрый и в высшей степени скромный. 4) От Управляющего Витебской Контрольной Палатой И.В. Павлова – об Управляющем Харьковской такой же Палатой Вл. Андр. Морошкине: человек умный, образованный и в высшей степени симпатичный. 5) От Инспектора Витебской Врачебной Управы Ф.П. Купчинского – воспитанника Харьковского Университета – невыгодный отзыв о монашествующих Харьковских монастырей и благоприятный о местоположении Архиерейского дома. Но между тем, как я собирал в Витебске устные показания о высшем Харьковском персонале, 23-го ч. получаю из Харькова от какого-то Ивана Богоявленского (разумеется псевдоним) письменное сообщение о разных, как духовных, так и светских личностях, в неблагоприятном, конечно, смысле. – Вот чтò писал мнимый Богоявленский:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В церкви на иконах пишут лики святых, кои упоминаются на литургии на проскомидии и литургии верных, кои были провозвестниками и пророками веры нашей, кои запечатлели истину и спасительность веры кровью своею, тысячами мук и смертей и со дерзновением молятся о нас Богу – всегдашние свидетели истины, веры и животворности ее в самых мучениях и смерти, вечные столпы церковные, всегда ограждающие ее своими молитвами, слава и украшение Церкви. К чему мы готовимся или куда шествуем? К воскресению мертвых, к Страшному всеродному Суду, к встрече Христа, Сына Божия, во славе неизобразимой, к вечной жизни на небесах со Христом и со святыми. Как должно готовиться! Как непрестанно помышлять об этом! Как исправляться, очищаться, украшать себя добродетелями, чистотою, милосердием, любовию, простотою, незлобием, воздержанием, послушанием, терпением! Жестоко я пострадал вчера из-за своей жадности – из-за мясоядия и рыбы: голос был нечист, дребезжал, в горле начиналась боль; пища была для меня обременительным, вредным, мертвящим душу сором: душа была бессильна; паки 15 крайне действовал Велиар 16 . Едва потоками слез искупил я свою погрешность. Не нужно мне мясо – нужна одна похлебка, даже рыба не нужна. Всё растительное мне нужно. А какой смрад и зловоние издает чрево, наполненное мясом! От рыбы то же бывает, но гораздо меньше и сноснее; от растительной же пищи почти нет смраду. На богослужении воспоминаются дела Божии бесконечной важности: а) дела творения и промысла и б) сверхъестественные, чудные, поражающие своим величием, благостью, мудростью, всемогуществом дела искупления, совершенные нашим многомилостивым Господом и Спасителем Иисусом Христом. Посему к богослужению надо относиться всякому из нас с любовью, со вниманием, с благоговением, с постоянством, как к делу, касающемуся и лично каждого из нас. 16 октября Едва я не умер от чашки молока и кусочка пирога, а может быть, и лишних двух стаканов кофе и стакану чаю. Весь день я был в требах; у Баранова после крестин пил чай (три стакана), закусил копченого сига, икры паюсной довольно, портвейну рюмки три выпил, всё было хорошо; затем венчал свадьбу – бодро.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Границы от Балтийского моря до Румынии ощетинились русскими штыками. Эта подвижная, колючая дуга будет упруго сгибаться внутрь, и, пружинясь, выбрасывать пришельцев, выпячиваться и отступать; ни разу не разорвется. Не сдвинется таинственная, налитая царской волей, офицерским долгом и солдатской верой, линия – и через три года растворится, словно стертая резинкой с контурной карты, исчезнет вместе с Империей. …Ставка прибыла в Барановичи; два фронта – Северо-Западный и Юго-Западный – заняли свои позиции. Командующим 8-ой армией, куда входил 134-ый Феодосийский полк, был назначен Алексей Алексеевич Брусилов, генерал от кавалерии, отличившийся при взятии крепостей в последнюю Турецкую кампанию, военный педагог, обучавший будущего маршала Маннергейма. Генерал Брусилов освободит Галицию, выиграет Карпатскую битву, будучи назначен главкомом Юго-Западного фронта, развернет отступление, вытащит армию из ковельских болот; после позора самсоновского поражения восстановит славу русского оружия, отобьет Балканы, Литву, Буковину; к 1917 году Русская Армия будет стоять в 50 верстах от Вены. Прорвав позиционный фронт одновременным наступлением всех армий, Брусилов вырвет из немецкой пасти победу, которая будет уже никому не нужна… Российское законодательство, начиная с милютинского устава 1874 года, фактически избавило образованные классы от долга защищать Отечество. Патриотический подъем первых дней войны осел в кабинетах загородных ресторанов пеной шампанского и исполнением гимна стоя. Впрочем, не будем сбрасывать со счетов и щедрые посылки кисетов с табаком для «окопных героев». Феномен Большой войны, как называли Первую мировую современники, заключался в том, что правительству никак не удавалось вызвать «атмосферу 1812 года». Эх, не были потомки Рюрика эффективными менеджерами! Пустил бы Император немцев, ладно до Волги – хотя бы до Москвы, позволил бы обложить Санкт-Петербург (а! – уже Петроград) блокадой, сжечь белорусские деревни – и народная война (что там 1812, даже 1943!) – была бы обеспечена. Может, и скипетр бы удержал. Увы, Император и Русская Армия берегли не власть, а страну, защищая русскую территорию и мирных жителей. А мирные жители обворовывали свою армию, по три раза перепродавая одни и те же партии сапог, сшитые для солдат, которые стояли цепью по пояс в карпатском снегу. 3

http://azbyka.ru/fiction/na-reka-vavilon...

2) От Жандармского Начальника, Генерала-Майора Князя Шаховского – о командующем войсками Харьковского военного округа, Генерал Адъютанте А. П. Карцове 13 – (сверстнике по воспитанию с Шаховским): человек очень умный, образованный и благородный; о начальнике Артиллерии, Генерал-Лейтенанте А. И. Баранове 14 (родственник Княгини Шаховской): человек простой и добрый. Он был в 1867 г. Московским Гражданским Губернатором и его-то последнего, в день своей кончины, принимал Московский Святитель Филарет 15 . 3) От Витебского врача И. Исид. Рындо и от управляющего Витебской Казённой Палатой Н. Н. Чекалова – о старшем Председателе Харьковской Судебной Палаты Н. И. Ланге: человек умный, добрый и в высшей степени скромный. 4) От Управляющего Витебской Контрольной Палатою И. В. Павлова – об Управляющем Харьковскою такой же Палатой Вл. Андр. Морошкине: человек умный, образованный и в высшей степени симпатичный. 5) От Инспектора Витебской Врачебной Управы Ф. П. Купчинского – воспитанника Харьковского Университета – невыгодный отзыв о монашествующих Харьковских монастырей и благоприятный о местоположении Архиерейского дома. Но между тем, как я собирал в Витебске устные показания о высшем Харьковском персонале, 23-го ч. получаю из Харькова от какого-то Ивана Богоявленского (разумеется псевдоним) письменное сообщение о разных, как духовных, так и светских личностях, в неблагоприятном, конечно, смысле. – Вот что писал мнимый Богоявленский: «Харьковская паства с искренним восторгом и радостью приняла Высочайшее повеление о бытии Вам, Преосвященнейший, Харьковским Владыкою, с чем от души она и приветствует Вас. Ваши предместники – Преосвященные Макарий и Нектарий оставили по себе вековечную память, как во всех пасомых, так особенно в духовенстве, своим гуманным, ласковым обращением, какого они дотоле не видели ни в одном Архипастыре, за что и останутся им признательными до могилы. Но за то будут помнить до гробовой доски, как при первом торжествовала бездарность и поощрялось тупоумие и порок, если они имели протеже в лице золотого тельца, даже неграмотного скотопромышленника, и как, напротив, при явной клевете сознательна попирался им талант и добродетель смиренного иерея, если таковые имели несчастье не понравиться какому-либо безнравственному или сановитому неучу.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Муз. соч.: Херувимская//Xpecmoмamiя укр. дожовтневоï музики/Сост. и коммент.: O. Я. К., 1970. С. 45-53; Воскресенський канон//Партесний концерт/Упор. i авт. вступ. ст.: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 1976. С. 15-83; Xopobi твори: [Зб.]/Упор., ред., вступ. ст. та коммент.: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 1981; Дyxobhi твори/Загальна ред. та упор.: М. Гобдич; муз.-ред. консультант: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 2003. (Б-ка камерного хору «Киïв»); «Прийдите, концерти XVII-XVIII ст. з Киïвськоï koлekцiï/Сост., расшифр., науч. ред., вступ. ст. и коммент.: Н. О. Герасимова-Персидська. К., 2006. С. 19-58. Дискогр.: Дилецький М. Дyxobhi твори: 2 диска/Камерний хор «Киïв», дир. М. Гобдич. К., 2003. Лит.: Евгений (Болховитинов), митр. Новый опыт ист. словаря о Российских писателях//Друг просвещения. 1805. Авг. С. 153-154; Fetis F. -J. Biographie universelle de musiciens et bibliographie général de la musique. P., 1874. P. 22-23; Келдыш Ю. В. Рус. музыка XVIII в. М., 1965. С. 50-57; он же. Неск. соображений о Дилецком//Сов. музыка. 1968. 9. С. 107-112; Гошовский В. , Дурнев И. К вопросу о Дилецком//Там же. 1967. 9. С. 137-146; Цалай-Якименко А. С. Музыкально-теоретическая мысль на Украине в XVII ст. и труды Н. Дилецкого//MAAS: [Symp. 2]. Bydgoszcz, 1969. S. 347-363; она же. Киïвська школа музики. К.; Льbib; Полтава, 2002. С. 237-246, 311-401, 431-442; Герасимова-Персидська Н. О. Hoboзhaйдehi твори М. Дилецького//Музика. К., 1974. 6. C. 21-22; она же. Шляхи пошуку hebiдoмux mbopib М. Дилецького//Повернення культурного надбання Украïни. К., 1999. C. 16-19; она же. «Граматика» М. Дилецького як джерело ampuбyцiï його hebiдoмux mbopib//Наук. bichuk НМАУ. К., 2000. Вип. 7: Музикознавство: з ХХ у XXI ст. C. 34-45; Протопопов В. В. Николай Дилецкий и Марцин Мельчевский//MAAS: [Symp. 2]. Bydgoszcz, 1978. C. 589-605; Баранова Т. Б. Николай Дилецкий и зап. теория музыки//Музыкальная культура средневековья: Сб. науч. тр. М., 1992. Вып. 2. С. 152-156; Киняхина Т. Н. «Мусикийская грамматика» Н. П. Дилецкого в контексте отечественной муз. педагогики XVII ст.: Канд. дис. Од., 1992.

http://pravenc.ru/text/172032.html

Между петрашевцами были, в большинстве, люди, вышедшие из самых высших учебных заведений — и из самых высших специальных заведений. — Согласно сведениям, почерпнутым В. Р. Лейкиной из «подлинных дел» петрашевцев, университетское образование получили: Д. Д. Ахшарумов (1823–1910), П. И. Белецкий (1819-после 1859), И. М. Дебу (1824–1890), Н. А. Кашевский (1820—?), П. Н. Латкин, А. П. Милюков, А. М. Михайлов (1822—?), Н. А. Мордвинов, А. А. Сидоров (1821—?), К. И. Тимковский, В. В.Толбин (1823—?), Б. И. Утин, А. Д. Щелков (1825—?), Иван-Фердинанд Львович Ястржембский (1814-1880-е гг.). Александровский лицей окончили: Н. Д. Ахшарумов (1819–1893), А. П. Беклемишев (1824–1877), Н. Я. Данилевский, A. И. Европеус (1826–1885), Е. С. Есаков (1824—?), В. И. Кайданов, Н. И. Кайданов, Н. С. Кашкин (1829–1914), Е. И. Ламанский, О. Ф. Отт (1828—?), М. В. Петрашевский (1821–1866), М. Е. Салтыков-Щедрин. Училище правоведения окончили: А. Н. Барановский (1824—?), B. А. Головинский (1829 — после 1874). «Высшие специальные заведения» (инженерные училища, Институт корпуса путей сообщения, Институт корпуса инженеров, Педагогический институт) окончили соответственно: братья М. М. и Ф.М.Достоевские, К. М. Дебу (1810 —после1862), П. И. Ламанский, Ф. Г. Толль (1823–1867) (см.: там же. С. 345–355). 42 Было много преподающих… — В «Биографическом алфавите…», составленном В. Р. Лейкиной, отмечается, что П. И. Белецкий преподавал всеобщую историю во 2-м кадетском корпусе; Б. Е. Бернардский (род. 1819), окончивший Академию художеств, был учителем рисования и гравировал иллюстрации А. А. Агина к «Мертвым душам»; Ф. Н. Львов до ареста был репетитором химии в Павловском кадетском корпусе; А. П. Милюков «в 1849 году преподавал русскую словесность во 2-й петербургской гимназии и в Сиротском институте и до июня — в дворянском полку»; Ф. Г. Толль преподавал «русскую словесность в Главном инженерном училище»; И.-Ф. Л. Ястржембский с 1843 г. преподавал политическую экономию и был помощником инспектора классов в Технологическом институте (там же. С. 346–357). 43

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Дальнейшее наступление на интересы этой элиты под лозунгами русско-православной реконкисты стало рассматриваться правительством как фактическое нарушение привилегий дворянского сословия и римско-католического клира, которые касались священного права частной собственности и принципов веротерпимости. Демонстрировать прежний, столь явный приоритет правительственной политики в пользу экономических и социокультурных интересов крестьянского сословия, уже не представлялось целесообразным. Столь же политически нецелесообразным виделось и дальнейшее ограничение римско-католического присутствия в регионе. Поэтому деятельность русской национально-патриотической бюрократии перестала быть политически востребованной и начала восприниматься правительством как идейно-политическое препятствие, вставшее на пути к достижению монархической лояльности польско-католической элиты Северо-Западного края. Справедливости ради нужно отметить, что «муравьевская система» управления краем была, в основном, сохранена, однако из состояния динамической активности она была переведена в режим инерционного функционирования. 3. «Потаповщина» и её последствия для идейно-политического наследия М.Н. Муравьева. Преемники графа Муравьева на этой должности - генерал-губернаторы К.П. фон Кауфман и граф Э.Т. Баранов продолжили политический курс М.Н. Муравьева по реформированию и обрусению Северо-Западного края с целью интеграции его в состав России. Однако унаследованная ими целенаправленная и решительная политика, осуществляемая в интересах «православия и русской народности», окончательно перестала устраивать императора Александра II. Новым генерал-губернатором в марте 1868 г. был назначен бывший помощник М.Н. Муравьева по гражданской части генерал-лейтенант А.Л. Потапов. Его управление регионом (1868-1874) знаменовалось сворачиванием политики дальнейшего ограничения религиозно-культурного влияния и социально-экономического доминирования польско-католической элиты. Начались поиски компромиссов с местным польским дворянством и римско-католическим духовенством, еще недавно открыто и тайно поддерживавших вооруженный мятеж против власти российского императора.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/18/...

землею); 1887 г., 164 (празднование 50-ти-летия со времени возвращения м-ря в православие). 374. Покровский , женский, заштатный, в гор. Михайлове, Рязанской губ. Существует с 1838 г., когда были сюда переведены монахини оставленного Аграфенинского Покровского мон. Собор в 2 этажа. Ратшин, 463; Баранович, “Рязан. губ.”, 369; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1877 г., 29 (приют на 15 сирот павш. воин.); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 430, 8. 375. Покровский , женский, общежительный, в гор. Бугуруслане, Самарской губ. Учрежден под именем женской общины в 1860 г., для помещения в ней келейниц, оставшихся по закрытии Иргизских раскольничьих скитов. В 1874 г. община переименована в общежительный м-рь. С 1870 г. здесь существует училище. “Сенат. ведом.”, 1860 г., 66; “Собр. указон. и распор. правит.”, 1874 г., 81, ст. 1007; “Адрес-Календ. и Памят. кн. Самар. губ. на 1888 г.”, прилож. 40; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1860 г., 10 (учр. общ.); 1874 г., 83 (переим. в м-рь); 1884 г., 246 (училище). 376. Покровский , женский, общежительный, при гор. Балашове, Саратовской губ. В 1871 г. переименована устроенная в 1866 г. купцом Илар. Ивановым в принадлежащем ему доме богадельни в женскую общину с благотворительным при ней заведением для престарелых и безродных лиц жен. пола и училищем для малолетних сирот. В 1884 г. община возведена на степень общежительного монастыря. “Собран. узакон. и распор. правит.”, 1871 г., 43, ст. 412; 1884 г., 114, ст. 853; “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1871 г., 97 (учрежд.); 1877 г., 28 (приют для 10 сирот пав. воин.); 1884 г, 233 (переим. в м-рь). 377. Покровский , мужской, ныне архиерейский дом, в губерн. гор. Симбирске. Основан в 1698 г. Канцеляристом Петр. Ив. Муромцевым на собственной своей земле; по штатам 1764 г. положен в 3-м классе, а в 1832 г. обращен в архиерейский дом, штат же переведен в Вознесенский мон. в Сызрани. “Ист. Росс. Иер.”, V, 583; Ратшин, 491; “Опис. монаст.”, 1817 г., 88; “Полн. собр. Закон.”, 1832 г., VII, 5147; “Симбир. сборн.”, II, Отд. I, 48, 56; “Матер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРМСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Пермской и Кунгурской епархии Пермской митрополии), находится в г. Перми. Основан в 1873-1875 гг. как жен. община на юго-зап. окраине города, на т. н. Барановской заимке при р. Данилихе. Эти земли с постройками 21 июня 1872 г. выкупили для создания жен. обители купцы 1-й гильдии меценаты братья Г. К. (1814-1893) и Ф. К. (1810-1883) Каменские, ставшие главными попечителями общины. На содержание причта и сестер они внесли в Пермский Мариинский общественный банк капитал в 50 тыс. р. серебром «для приращения процентами» ( Остроумов. 1875. С. 3). Первыми насельницами стали прибывшие из Мотовилихинского Завода девицы. По ходатайству Каменских начальницей общины стала монахиня нижегородского в честь Воздвижения Креста Господня женского монастыря Руфина (Брезгук; 1825-1907), переведенная в Пермь по благословению свт. Иоанникия (Руднева) и старца еп. Иеремии (Соловьёва) . 15 авг. 1873 г. еп. Иеремия благословил ее иконой преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, освященной на их мощах. Мон. Руфина прибыла в Пермь вместе с нижегородскими инокинями Ниной (Хвальковской; 1831-1922), Никодимой и Павлой. В одном из деревянных домов на Барановской заимке была оборудована церковь (с востока пристроен алтарь, с запада - 2-этажный трапезный корпус с кельями) с 2-ярусным резным иконостасом работы пермского цехового мастера П. Д. Баталова. 1 окт. 1873 г. ее освятил в честь Казанской иконы Божией Матери архиеп. Пермский и Верхотурский Антоний (Смолин). На торжестве освящения присутствовал губернатор Н. Е. Андреевский. В нач. 1873 г. в общине проживали 18 сестер, к кон. того же года - 26, а к окт. 1875 г.- уже 60 сестер. По прошению Каменских решением городской Думы от 23 янв. 1874 г. общине отвели еще 8 дес. земли для строительства новых зданий. Первоначально сестрам благотворительствовали также пермский купец П. Ф. Камчатов и фабрикант П. Д. Дягилев (1808-1883), дед известного театрального деятеля.

http://pravenc.ru/text/2580036.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010