Он писал к ним столь ласково и учтиво, что патриарх и другие некие отцы были письмом его довольны и склонялись на его сторону: но прибытие послов с Базельского собора в Константинополь остановило успехи папские; потому что базельцы и более, и ревностнее обещались взойти в дела греческие: да и послы папские обличены были тогда во лжи 14 . Ибо сии паписты, прибывши в Константинополь, распустили слух, будто бы собравшиеся в Базель на собор вступили в междоусобие, что всё там клонится к возмущению, и что никто никого не слушает, и много насказали прочего: но прибывшие из Базеля послы сей слух уничтожили, себя оправдали и правду слов своих засвидетельствовали особами, бывшими с ними в Базеле на соборе, из греков. И таким образом, базельцы восторжествовали и дело довели до того, что как духовных многих, так и светских, в числе коих находился и сам император, склонили на свою сторону; и греки уговорились в начале октября месяца к ним отправиться: а потому и начали поспешно готовиться на собор. Ибо и так уже в сих переговорах прошёл целый почти год. 15 Император Иоанн Палеолог Иосифу Цареградскому Патриарху, находившемуся тогда ещё 16 в нерешимости в рассуждении отъезда на собор, настоит, сколько возможно, поспешить послать письма к прочим патриархам и призвать или их самих на собор, или, ежели не благоволят сами, то чтоб прислали своих наместников и других священных особ. И когда патриарх один только был в нерешимости, то Иоанн, посланник Базельский, приметя, что патриарх честолюбив, приступил к нему с той стороны, с которой, как он не обманулся, мог уловить его 17 . Он ему часто говорил о путешествии по Галлии, представлял, колико-то он будет славен, ежели там себя покажет, колико-то его уважат отцы, сошедшиеся на собор, как-то все искать будут его благоволения, как-то все слова его с подобострастием принимать станут, и что его мнениям все последовать будут, и наконец, что он высокий свой разум 18 , достоинства, таланты и важность свою во всём сиянии покажет на соборе. Патриарх, сими приятными его честолюбию словами восхищён будучи, с охотою начал приуготовляться в путь, о коем прежде столь много сомневался.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Между тем как греки готовились на Базельский собор, толико опасный папе, папа с своей стороны не был не деятелен. Он в сие время многие делал покушения и обороты, дабы греков отвлечь от сего собора и склонить на свою сторону, но, не видя в том успеха, употребил, наконец, следующую хитрость: знал он, как посредством послов своих, так и тайных приятелей, что греки должны были отправиться на тот собор в начале октября, и что они должны туда ехать на галерах, кои пришлют для сего собравшиеся в Базель на собор особы, и потому прислал он в Константинополь в исходе сентября четыре свои галеры, на коих были посол папский, три епископа, его сопровождающие, и послы греческие, бывшие дотоле при дворе папском. Сии или будучи подкуплены папою 19 , или и подлинно ничего не ведая, донесли греческому императору, что папа с базельцами примирился, что собор уже там рушился; что иные епископы возвратились в места свои, а другие к папе; что всю власть и право имеет над ними папа по-прежнему; и что он для того нарочно и прислал в Константинополь галеры, дабы их, греков, взять и вести на собор в Феррару. Но не прошло ещё двух недель, как за папскими галерами прибыли и присланные от Базельского собора. О чём уведавши, Кондельмирий, начальник папских галер и внук папы, хотел вступить с оными в сражение, но император до того не допустил и объявил ему, что он во всяком другом месте учинить сие может, только не было бы то в его областях. Послы, бывшие на соборе, доносили, что отцы, собравшиеся в Базель, их ожидают и просят, чтобы они прибыть туда поспешили. Но император, чая получить от папы более помощи и будучи уже одолжен папою, взявши у послов его в сие время пять тысяч флоринов, склонялся отправиться к папе 20 . О чём уведавши, послы базельские в щедрости своей превзойти папу старались. Они греческим начальникам давали двадцать тысяч флоринов и говорили, что и ещё имеют десять тысяч оных и что, ежели нужда потребует, то имеют повеление занять у купцов своих денег столько, сколько будет надобно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Smirno...

Ряд общих соборов западной церкви начинает Латеранский собор 1123 г, за ним следуют: Латеранский II (1139), III (1179), IV (1215) Лионский I (1245), II (1274) Венский (1311), реформационные соборы XV в. – Пизанский (1409), Констанский (1414–1418) и Базельский (1431–1443) и собор Флорентийский (1439). Положение этих соборов до Венского включительно было проникнуто мыслью о папском самовластии, служившей основой средневекового церковного устройства. Соборы эти собирались только с целью утвердить своим согласием предначертания папы. Соответственно такому значению постановление этих соборов, они помещались в собраниях правил от имени папы, а не собора. Другою мыслью были проникнуты реформаторские соборы XV в.; они высказывали положение, что высший авторитет в церкви должен принадлежать общим соборам, а Базельский собор низложил самого папу и издал несколько постановлений, ограничивающих власть римского епископа. Результатом этих постановлений для Франции была м. пр. практическая санкция Карла VII (1437 г.), ставшая основным законом для Галликанской церкви. Но постановления реформаторских соборов XV в. не долго имели силу; в XVI в. папы снова заняли прежнее положение в церкви. Этому способствовало между прочим появление немецкой реформации. По поводу реформации созван был папой Евгением IV собор в Триденте в 1542 г., который закончил свои заседания в 1563 г. На этом соборе произнесено отлучение на реформаторов и их учение, пересмотрено и подтверждено догматическое учение католической церкви, а с другой стороны возобновлены, изменены и дополнены канонические нормы. Постановления касающиеся ц. дисциплины изложены особо в Decretum de reformatione. Особенного внимания заслуживают постановления о брачном праве, изложенный в XXIV Sessio собора. Постановления собора были представлены на утверждение папе, и этим опять восстановлено его прежнее положение, поколебленное соборами XV в. Последний западный собор, превосходящий своею важностью все предшествовавшие соборы западные, есть недавний Ватиканский собор, созванный папской буллой 29 июня 1869 г. Aaterni Partis Unigetus Filius. На этом соборе сделано постановление о непогрешимости папских постановлений и решений издаваемых им ex efficio или ex cathegra.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilya_Berdnikov...

– Феогност, митрополит Всероссийский Симеон I, Князь Московский Иоанн IV, Палеолог, император греческий Юбилейный год 50-тний Иоанн II, Великий Князь Московский Святитель Алексий, митрополит Московский Иоанн Палеолог, император греческий Димитрий IV, Великий Князь  (Донский) Папа из Авиньона переселяется опять в Рим Начало 50-летнего папского раскола Победа Димитрия Донского над Мамаем Святитель Киприан, митрополит Московский Ягайло, Великий Князь Литовский, принимает Римско-католическое вероисповедание Василий II, Великий Князь Московский Святитель Фотий, митрополит Московский Собор в Пизе. Папа Александр V, и кроме его Венедит XIII и Григорий XII Собор в Констанце, отвергнувший трех пап Григорий Самблак, митрополит Киевский (начало разделения митрополии Всероссийской) Иоанн VII, Палеолог, император греческий Василий III, Великий Князь Российский (Темный) Конец папского раскола Начало Собора Базельского Исидор, митрополит Киевский (отступивший от православия) Собор в Ферраре, потом во Флоренции. Собор Базельский, низложив Евгения III , избирает Феликса V Константин XI, император греческий (последний) Конкордат Венский для Церкви Германской Святитель Иона, митрополит Московский Взятие турками Цареграда Иоанн Васильевич, Великий Князь, свергнувший в России иго Татарское Геронтий, митрополит в Москве Михаил, митрополит в Киеве (окончательное разделение Российской митрополии) Собор в Москве о пасхальном круге Открытие Америки. Папа Александр VI Иудеи в Испании принуждаются к христианству Убиен Святитель Макарий, митрополит Киевский Василий Иоаннович, Великий Князь и царь Лютер, профессор философии в Виттенберге Лютер сожигает папскую буллу и декреталы Адриан VI, папа Климент VII, папа – Игнатий Лойола, Исп. Спейерский Сейм. – Протестанты Иоанн Васильевич Грозный, Великий Князь и Царь Российский Генрих VIII  объявляет себя главою Английской Церкви. Павел III, папа Макарий, митрополит Московский Начало Тридентского Собора Юлий III, папа 1551 или 55 Собор в Москве Стоглавый Договор Пассавский Авгсбургский мир Фердинанд I, император Елисавета, королева Англии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Против султана турецкого Мурада возбудили бунт в Малой Азии и тем заставили его отвлечь туда свои войска из Европы. В это время сильный флот Владислава явился в Геллеспонте, чтобы заградить султану обратный путь в Европу и отнять у него те города, которые здесь находились. Но Мурад успел переправиться из Малой Азии и разбил войско Владислава под Варною, причем погиб и сам Владислав (10 ноября 1444 г.) Других пособий такого рода от папы и от государей Европы более не было для греков и чрез несколько лет, хотя уже по смерти императора Иоанна, Константинополь взят был турками и Греческая империя окончательно пала (29 мая 1453 г.). А сам папа — достиг ли он своей цели: утвердил ли чрез Флорентийский Собор свою власть, колебавшуюся тогда на Западе, и подчинил ли себе греков? Нисколько. Противопоставив Ферраро-Флорентийский Собор, на котором присутствовали и представители Востока, Собору Базельскому, папа напрасно рассчитывал смирить тем отцов этого последнего Собора. Базельский Собор не переставал считать себя Вселенским, не прекращал своих занятий и, не более как за десять дней до состоявшегося и обнародованного во Флоренции (5 июля) соединения Церквей повторив свое прежнее постановление, что Вселенский Собор выше папы, осудил папу Евгения как еретика и объявил его низложенным (23 июня). Не утешили папу и греки: они решительно не хотели принимать привезенного из Флоренции соединения. И хотя на кафедру Константинопольскую по настояниям императора возводимы были один за другим два патриарха, преданные этой унии,— Митрофан Кизический и Григорий, духовник царский, но оба они ничего не могли сделать: и духовенство, и народ чуждались их. А прочие патриархи Востока — Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, узнав о состоявшемся на Флорентийском Соборе соединении с Римом, объявили этот Собор нечестивым и уполномочили митрополита Кесарийского Арсения всюду и пред всеми проповедовать против беззаконного соединения (1443). В то же время знаменитый Марк Ефесский своими окружными посланиями заклинал всех православных удаляться этого соединения как богоненавистного.

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

Некоторые прибыли лично: например, из Трапезунта — митрополит с послом от царя, из Молдавии — также митрополит со свитою, из Грузии — два епископа с послом царским. Но патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский отказались сами присутствовать на Соборе, а назначили вместо себя местоблюстителей. Кого же именно? Тех самых духовных особ, находившихся уже в Константинополе, которых указал императорский посол по воле самого императора. Этого мало. Патриархи прислали своим местоблюстителям грамоты, в которых представляли им утверждать на Соборе только то, что будет согласно с правилами древних Соборов и писаниями святых отцов; императору показались эти грамоты стеснительными для местоблюстителей, и по его требованию патриархи должны были выслать новые грамоты по образцу, им предложенному. Пред отправлением на Собор последовали перемены в назначении патриарших местоблюстителей, а пред самым открытием Собора по воле императора сделаны еще новые перемены . Наконец не без особенного намерения было и то, что в Россию пред открытием Собора назначен был в Константинополе новый митрополит Исидор, хотя из России был прислан для этого другой кандидат — Рязанский епископ Иона. Император знал Исидора еще в бытность его игуменом монастыря святого Димитрия и отправлял его (1434) в числе послов своих на Базельский Собор для предварительных переговоров о примирении Церквей, а следовательно, считал этого человека для себя благонадежным . Новому митрополиту поручено было, когда он отъезжал в Россию, всячески стараться, чтобы склонить русских к участию в предполагавшемся Вселенском Соборе. Исидор действительно вскоре после прибытия своего в Москву начал возвещать, что в Италии готовится Осьмой Вселенский Собор для примирения Церквей, в котором необходимо участвовать и представителю Русской Церкви, и даже начал сбираться к путешествию на Собор. Великий князь Василий Васильевич не хотел и слышать об этом, убеждал митрополита не ездить в латинскую землю, запрещал ему своею властию, но когда наконец увидел, что Исидор упорствует и не слушается, то сказал ему: «Если уже ты непременно желаешь идти на Осьмой Собор, то приноси нам оттуда наше древнее православие, которое мы приняли от предка нашего Владимира, а нового и чужого не приноси нам,— мы того не примем».

http://sedmitza.ru/lib/text/435945/

б) Постановления вселенских соборов (западных) уже в средние века рассматривались, как одна из торжественных форм папского же законодательства, так что и в канонических сборниках помещались под именами тех пап, при которых состоялись соборы (четыре лютеранских, два лионских и один венский). Епископальное направление, господствовавшее на реформационных соборах пизанском, констанцском и базельском, стремившееся подчинить папу авторитету собора, не увенчалось успехом. Постановления констанцского собора признаются в Риме лишь настолько, насколько они получили апробацию со стороны избранного им папы Мартина V; постановления же базельского собора до перенесения его в Феррару не признаются. По важности предметов, которых касались соборы, первое место занимают тридентский и ватиканский. Тридентский собор установил принципиальные догматические основы церковного устройства ясным формулированием католического учения о церкви и разные дисциплинарные нормы церковного порядка. Постановление о вере собор тридентский назвал canones, поскольку в них заключается краткое формулирование церковного догмата, с угрозой отлучения за ересь, самое же изложение церковного учения назвал doctrina. На основании этой доктрины составлен был потом катихизис, как символическая книга католической церкви (в 1566 г.). Постановления касательно порядка церковной жизни названы decreta de reformatione (так как тридентский собор все-таки не терял из вида реформации церкви во главе и в членах). Для аутентического истолкования декретов тридентского собора была установлена особая конгрегация cardinalium concilli Tridentini interpretum. Ватиканский собор возвел на степень догмата веры юридический принцип верховенства папы над вселенским собором. Состоявшеюся на этом соборе конституцией «Pastor aeternus» определены универсальная епископская власть папы и его непогрешимость в учении, которое есть вместе с тем законодательство по вопросам веры и нравственности христианской. в) Постановления соборов национальных и провинциальных, с развитием церковной централизации и с отнесением всех важнейших дел, особенно дел, касающихся епископов, к ведомству римского центрального правительства, могли двигаться лишь в весьма ограниченном круге предметов, и самое название таких соборов (по кр. мере в Европе) стало редким явлением. За постановлениями таковых соборов признается обязательная сила в пределах провинции или страны, насколько они проверены и одобрены центральным церковным правительством: для этой цели учреждена даже особая congregatio particularis super revisione synodorum provincialium.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

е. «ватиканские»), 43 аббатов (!) и орденского генерала, тогда как все реальное представительство наций, в числе нескольких сот, с остальными кардиналами заседало в Базеле. Поэтому, что касается западной церкви, Флорентийский собор не был вселенским и не признавался им на западе до 19 века, 59 причем штемпель вселенскости на него поставлен лишь Ватиканом. Правда, папа и тогда уверял греков, что одного его присутствия достаточно, чтобы обосновать вселенский собор, но в таком случае можно было бы и вовсе обойтись без собора одними переговорами с папою, как это и было инсценировано в 1274 г. тоже на т. наз. «вселенском» соборе Лионском, где посланцы имп. Михаила прочли перед папскими представителями требуемую confessio, и тем дело и кончилось. Однако, в данном случае, после того как греки вели переговоры со всей зап. церковью в лице ее двух центров, иерархического и соборного, так насиловать вопрос было невозможно. И сразу же стало ясно, что вселенский собор с греками не удался, ибо базельская сторона немедленно открыла военные действия, и в то время, когда во Флоренции у греков вырывалось признание папского главенства, в другой части католической же церкви в качестве догмата веры установлялось его отвержение. И только безнадежность положения греков, вместе с их действительным равнодушием к этому вопросу по существу, помешала им явиться в качестве супер-арбитров в великом церковном расколе зап. церкви и утвердить там начала православия, а тем предотвратить и гибель Византии и неизбежную реформацию... В то время, когда собрался Флорентийский собор, новый конфликт между папой и собором достиг полной зрелости. На буллу папы о перенесении собора из Базеля в Феррару, базельцы ответили судом над папой и запрещением его in temporalibus et spiritualibus. В ответ на объявление папы об открытии вселенского собора в Феррари базельцы в 32 зас. 24 марта 1438 г. вынесли торжественное осуждение Феррарского собора, как схизматического собрания, причем defide отрицалось за папой право перенесения собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Между тем и члены враждебного папе Базельского собора, заслышав о намерении греческого Императора присоединиться к римской Церкви, старались склонить его на свою сторону, и расточали пред ним щедрые обещания. Папская и базельская партии готовы были вступить в открытую борьбу из-за того, кому достанется честь присоединения греческой Церкви. Сам Иоанн Палеолог долго колебался, к какой стороне пристать. Наконец папа, надававший ему более льстивых обещаний, склонял его на свою сторону. Чтобы дать какой-нибудь ход своим замыслам в народе, предубежденном против латинства и всяких сделок с ним, Император всячески старался о том, чтобы предполагаемое соединение не представлялось делом его личного произвола и политических расчетов (как неудачная уния Михаила Палеолога), а свободным делом самой Церкви, вызванным искреннею ревностью о восстановлении мира Церковного. Император поэтому настаивал, чтобы это дело решено было на Вселенском Соборе, собранном со всею важностью и видимым беспристрастием, на подобие древних вселенских Соборов, из представителей Западной и Бостонной Церквей. А чтобы придать этому Собору более политического значения, Император просил папу пригласить на него и Западных государей или уполномоченных послов от них для соглашения о поддержании падавшей греческой империи. Папа соглашался на требования Императора тем охотнее, что для него представлялся случай созвать под своим председательством торжественнейший Вселенский Собор и противопоставить его авторитет авторитету базельского Собора. Долгое время шли переговоры о том, где собрать этот предполагаемый Собор. Греки не хотели, чтобы Собор был созван в Риме, где значение и самостоятельность представителей их Церкви могли быть совершенно подавлены влиянием Западной партии. Но так как нельзя было созвать Собора и в Константинополе, угрожаемом Турками, то они требовали, чтобы Собор созван был в каком-нибудь из итальянских городов, ближайших к Востоку. Решили наконец избрать для этого Феррару. Греки, при бедности своей, затруднялись тем, на что проехать в Италию и жить там. Папа взялся перевезти их на своих собственных судах и содержать на свой счет во время пребывания их в Италии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

Римские первосвященники Мартин V и Евгений IV весьма успешно воспользовались в своих интересах этими затруднениями Греческой империи и угодливостью тогдашнего константинопольского патриарха. Желая услужить папе, константинопольский патриарх посвятил в митрополиты русской церкви известного своей приверженностью к римскому престолу грека Исидора. Достигнув этого немаловажного, как казалось, успеха, папа Евгений IV, несмотря на то, что на открытом и действовавшем в то время Базельском соборе был поднят вопрос о соединении церквей, успел однако в 1439 году созвать для этой же цели собор, сперва в Ферраре, а потом во Флоренции, куда поспешили: Византийский император Иоанн Палеолог и константинопольский патриарх Иосиф, оба побуждаемые к тому обещанием папы оказать Византии содействие в борьбе ее с турками. На этот собор прибыл также и русский митрополит Исидор. История Флорентийского собора, провозглашенная в тогдашнем римском духовном мipe вселенским собором, слишком известна и в настоящее время документально доказано, что последовавшее на нем соглашение о соединении церквей, с явным принижением греко-российской церкви и с признанием главных догматов католической церкви: об исхождении св. Духа от Отца и Сына, о чистилище, и о главенстве папы, было исторгнуто силой от греческих епископов, действовавших в угоду императору. Этот император был подавлен страхом пред турецкой силой, искал во что бы то ни стало помощи у папы, и настаивал поэтому на принятии проекта римских богословов. Известно также что многие из греческого духовенства по возвращении на родину с сокрушенным сердцем говорили: «мы продали нашу веру», а один из лучших греческих богословов того времени, известный ревнитель православия, Марк Ефесский , не смотря ни на какие угрозы и принуждения, не подписал флорентийского соглашения: другой же греческий епископ Антоний Ираклийский, хотя и —327— подписал, но затем торжественно отрекся от этого соглашения и предал себя суду церкви. В России, по возвращении Исидора, сразу поняли его измену православию и флорентийское соглашение было тотчас энергично отвергнуто на местном Московском соборе, а Исидор принужден был тайком бежать из русских пределов. 423 Патриархи же, не бывшие в Италии, именно: Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский, созвали в 1443 году собор в Иерусалиме и объявили на нем флорентийское соглашение нечестивым. Даже в католическом мipy в лице членов, составлявших Базельский собор, осудили папу Евгения за его своевольные действия по созыву флорентийского собора, а последний признали незаконным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010