Этот инцидент оказался единственным неприятным эпизодом путешествия. Любезно встреченный на землях Прибалтики и властями Ордена и городскими магистратами, митрополит 14 мая 1438 г. благополучно прибыл в Любек . Документы, посланные митрополитом весной 1438 г., показывают, что он считал в силе договоренность, которая была достигнута при его участии, и направлялся в Базель для работы в давно заседавшем там Соборе католической Церкви . Лишь в Любеке от местного епископа Исидор узнал о важных изменениях в отношениях между папой, Базельским Собором и греками . Попытки отцов Собора лишить папскую власть традиционного авторитета в решении церковных дел привели к обострению, а затем и к разрыву отношений между папой и Собором. Буллой от 18 сентября 1437 г. папа заявил о переносе Собора из Базеля в Феррару. Сторонники папы покинули Базель и отправились в Феррару. В Константинополь прибыли две враждебные эскадры: генуэзская — от Собора и венецианская — от папы, чтобы перевезти через море императора и собравшееся в Константинополе греческое духовенство. Император и патриарх отдали предпочтение Собору с участием папы. Греческие представители погрузились на венецианские суда и в начале февраля 1438 г. прибыли в Венецию . Известие о прибытии греков в Италию не могло не повлиять на планы митрополита Исидора. Изменив маршрут, он со свитой направился в Италию и прибыл в Феррару 15 августа . Деятельности Ферраро-Флорентийского Собора посвящена обширная литература. Еще в 40–50-х гг. XX в. были предприняты небезуспешные попытки собрать и издать все касающиеся деятельности Собора латинские и греческие источники. Удачным обобщением результатов проделанной работы стал фундаментальный труд Дж. Джилла, в котором главные аспекты деятельности Собора получили всестороннее освещение. Мы ограничимся общей характеристикой происходившего на Соборе, которая нужна, чтобы понять, какую роль сыграл при этом Киевский митрополит и какова была реакция на происходившее членов «русской» делегации. Ряд факторов, относящихся как к идейно-культурной, так и к политической сфере, препятствовал развитию продуктивного диалога между сторонами, несмотря на то, что к нему стремились многие православные и католические участники Собора.

http://sedmitza.ru/lib/text/443006/

Мы переводим, подражаем, изучаем чужие словесности, следим за их малейшими движениями, .... Богословы-ораторы, посланные (из Польши) на Базельский Собор, заняли там первое место после Боннонских Туллиев. .... Казимир Ягайдович завел множество Латинских школ и очень заботился о распространении языка Латинского в Польше; он даже издал строгое постановление, чтобы каждый, кто ищет какую-нибудь значительную должность, умел хорошо говорить на языке Латинском. С тех пор и вошло в обычай, что каждый Польский шляхтич говорил по-Латыне... Даже и женщины ревностно занимались Латинским языком. Яноцкий говорит, между прочим, что Елисавета, жена Казимира ИИ-го, сама написала сочинение: De institutione regii pueri. .... Как прежде математика, юриспруденция, так в это время расцвели в Польше науки изящные, и быстро поднялось изучение Латыни. Иор. Луд. Дециус (современник Сигизмунда I-ro) свидетельствует, что у Сарматов редко встретишь человека из хорошей фамилии, который бы не знал трех или четырех языков, а по-Латыне знают все. .... Королева Варвара, жена Сигизмунда, не только совершенно понимала Латинских классиков, но и писала к королю, своему мужу, по-Латыне.... .... И среди Лациума, говорит Кромер, не нашлось бы столько людей, могущих доказать свое знание Латинского языка. Даже девушки, как из шляхетных, так и из простых семей, и по домам и по монастырям, равно хорошо читают и пишут по-Польски и по-Латыне. – А в собрании писем от 1390 г. по 1580 гг. Камусара, современный писатель, говорит, что из ста шляхтичей едва ли можно отыскать двух, которые бы не знали языков: Латинского, Немецкого и Итальянского. Они научаются им в школах, и это делается само собою, потому что нет в Польше такой бедной деревеньки, или даже корчмы, где бы не нашлись люди, владеющие этими тремя языками, и в каждой, даже и самой маленькой деревеньке есть школа (см. Mémoires de F. Choisnin). Этот важный факт имеет в глазах наших весьма глубокое значение. А между тем, продолжает автор, язык народный по большей части оставался только в устах простолюдинов     

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Епископская кафедра в Санто-Доминго была учреждена в 1511 г. Она является старейшей католич. кафедрой в Новом Свете. В 1512 г. 1-й епископ Санто-Доминго заложил собор, строительство к-рого завершилось в 1541 г. В 1546 г. кафедра получила статус архиепископской и ей были подчинены все кафедры Нового Света. Открытие новых земель на континенте привело к тому, что мн. колонисты переселились с острова на континент, а новые переселенцы из Испании отправлялись напрямую в Мексику или Перу, минуя остров. В 1561 г. Испания сконцентрировала всю торговлю в едином охраняемом караване судов, центром формирования к-рого стала Гавана. В результате Эспаньола оказалась фактически оторвана от внешнего рынка, что нанесло удар по производству сахарного тростника. Общее обеднение населения острова, включая белых колонистов, привело к процессу мулатизации, т. к. белые не чувствовали большой социальной разницы между собой и цветным населением острова. В 1605 г. испан. правительство, недовольное контрабандной торговлей, которую вели жители Эспаньолы с иностранными судами, буквально опустошило сев. и зап. районы острова, принудительно переселив местных жителей в район Санто-Доминго. В ходе этой операции мн. жители погибли от болезней и голода. С этого времени опустевший запад острова стал заселяться франц. буканьерами. В 1697 г. Испания была вынуждена признать по Рисвикскому миру зап. часть владением Франции, его граница почти совпадала с совр. границей между Д. Р. и Гаити. После 1737 г., когда Испания отменила монополию на торговлю, экономика колонии стала постепенно возрождаться, а численность населения расти (6 тыс. в 1737, 125 тыс. в 1790), возобновился ввоз чернокожих рабов. Но по сравнению с франц. колонией Сан-Доминго в зап. части острова, к-рая в это время превратилась в богатейшую колонию Нового Света, испан. колония оставалась бедной. В 1795 г. испан. войска были разбиты франц. республиканской армией во главе с чернокожим ген. Ф. Д. Туссеном-Лувертюром и вся испан. часть острова отошла по Базельскому миру Франции, а епископская кафедра была ликвидирована. В 1801 г. Туссен-Лувертюр, фактически независимый правитель острова, объявил об отмене рабства в испаноязычной части острова. В 1802 г. на острове высадилась армия наполеоновского ген. Ш. В. Э. Леклерка, восстановившего рабство.

http://pravenc.ru/text/178847.html

В.В. Симонов Глава 11. Организационный кризис папства. Концилиаризм После изучения данной главы студент должен: знать • исторические предпосылки «Авиньонского пленения пап» и историю папства в авиньонский период; • историю и решения Вьеннского собора; • содержание организационно-экономических и пастырских реформ католической церкви в азиньонский период; • историю «великой католической схизмы» и ее историческое значение; • историю и историческое значение Пизанского собора 1409 r.; • исторические предпосылки, деяния, последствия и историческое значение Констанцского собора; • историческое значение Базельского собора в спорах о концилиаризме и папской супрематии; • историческое значение XVII Вселенского собора католической церкви в спорах о концилиаризме; • историческое значение V Латеранского собора; уметь • доказать политическую подоплеку и экклезиологическую преемственность идей, сформулированных в булле Onam Sanctam; • объяснить сущность организационного кризиса папства; • сформулировать основные принципы богословия концилиаризма; • показать идейную и практическую сущность конфликта между богословскими теориями концилиаризма и папской супрематии и ее отражение в деятельности «реформаторских соборов» XV в.; • доказать решающее значение XVII Вселенского собора католической церкви в историческом поражении богословия концилиаризма; владеть • статистическим материалом, характеризующим положение католической церкви в XIV – начале XV в.; • терминологией, связанной с теориями концилиаризма и папской супрематии. § 1. Авиньонское пленение пап (1309–1378 годы) 1. Политическая подоплека Авиньонского пленения В конце XIII в. назревает новый конфликт между папским Римом и светскими властями Европы. И вновь его основой становится желание расширения властных полномочий: Святой престол претендует на власть над светскими правителями, а те стремятся не только освободиться от притязаний Римской церкви, но и поставить ее в подчиненное положение. Фактически это была первая конфронтация между находившимся в стадии становления средневековым монархическим государством и позднесредневековым папством, которая привела к крушению прежней григорианской системы церковного управления. В этом конфликте проявляются не только растущие амбиции европейских правителей и их секулярные представления о политической власти; в ходе полемики впервые озвучиваются такие новые идеи, как светский суверенитет, этатизм и антиклерикализм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Каждая попытка унии сопровождалась определенным числом богословских споров, и в защиту или против нее писалось множество трактатов и речей. Споры эти были бесплодными, ибо они никогда не доходили до обсуждения основного вопроса. Действительным препятствием к объединению было то, что на Востоке и Западе чувство религии было различным; о чувствах же спорить трудно. Более того, на какой высший авторитет могли сослаться обе стороны? Решили, что это должны быть Св. Писание, постановления тех соборов, которые обе стороны считали Вселенскими, и творения тех отцов Церкви, которые считались православными и Богодухновенными. Поэтому спорящие стороны проводили время в том, что забрасывали друг друга цитатами из текстов. Тексты эти зачастую цитировались неточно и в плохих переводах и редко были убедительными. В Священном Писании и правилах соборов подчас не было ничего по вопросам, которые дискутировались; и хотя отцы Церкви и были вдохновлены свыше, вдохновение не всегда приводило к согласию. Они часто не были согласны или даже противоречили друг другу. Некоторые из трактатов и речей были более основательными. Но и они, к сожалению, были слишком надуманно политическими. Только если изучать те произведения, которые предназначались для чтения внутри каждой из Церквей, можно понять действительные различия между ними. Весь вопрос о мистицизме и мистической теории, который был столь важен для византийцев и по которому на Западе придерживались другого мнения, оставался за пределами споров. На Флорентийском соборе это было сделано умышленно, ибо вопрос не мог быть решен теми методами, которые применялись при дискуссиях. Бесплодность споров также обусловливалась тем, что избегали прямого обсуждения существенного практического вопроса, т. е. претензии папы на главенство над всей Церковью. Это настоятельно требовало обсуждения, потому что все знали, что уния на практике означала подчинение Православной Церкви господству Рима. Даже самые крайние сторонники латинства не ожидали, чтобы греки подчинились власти папы без обсуждения на соборе догматических и богослужебных различий. Но, хотя западные богословы и получили большую подготовку на Базельском соборе, реальные отношения с папой не затрагивались на соборах, созванных по поводу унии. Незатронутой оставалась и дискуссия об отношениях императора и папы. Кроме того, спор о различиях в вероучении и церковной практике был беспредметным, когда одна сторона должна была добиться полного подчинения себе другой. Если средний византиец не доверял авторитету собора касательно унии, то это происходило от того, что он видел в этом посягательство на свою религиозную жизнь со стороны иностранной власти, домогательства которой были неканоничны, догматы ошибочны, а ее последователи проявили себя враждебными и нетерпимыми. Самое большее, на что он мог надеяться, чтобы собор милостиво разрешил ему сохранить часть его богослужебных традиций.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Наконец, стороны договорились о его созыве в 1437 г. Был еще ряд нюансов, повлиявших на ход последующих событий. Желая продемонстрировать свою окрепшую власть, но при этом не вступать в новый конфликт с оппонентами, Евгений IV в 1437 г. издал буллу «Doctoris gentium» о перемещении Базельского Собора, все еще продолжавшего свою работу, в Италию, в городок Ферраро. Таким способом он одновременно устранял оснований для возможных претензий Константинополя. Имея кое-какую информацию о церковном расколе на Западе, император в переписке с Евгением IV настаивал, чтобы переговоры велись не с частью Западной церкви, т.е. с папой и его сторонниками, а со всей. Некоторое время папа увиливал от ответа, убеждая царя, что не следует обращать внимания на схизматиков. Теперь же он заявил, что отцы Базельского Собора вскоре прибудут в итальянский городок Ферраро, который и предложил в качестве места будущего Вселенского Собора. Император подумал и согласился 825 . Это была серьезная уступка Риму со стороны Византийского царя. Видя глубокую заинтересованность понтифика в достижении унии с Восточной церковью, василевс согласился на проведение объединительного Собора в Италии. Но и со стороны Рима имело место не менее существенное отступление от старых позиций: папа согласился на диалог и соборное обсуждение спорных вопросов. Ранее, как известно, он допускал лишь присоединение Константинополя к своему решению 826 . На самом деле папа получил больше василевса, убивая одной пулей сразу несколько зайцев. Он настоял на облюбованном им месте Собора, продемонстрировал всему Западу свою власть, выступил в достойнейшей роли объединителя Церквей, а заодно кассировал решения Базельского Собора, собрав в Ферраро еще до прибытия греков параллельный Собор. Разумеется, письменное согласие Византийского царя прибыть в Италию прибавило политического веса папскому собранию за счет, разумеется, Базельского Собора. Чтобы укрепить Uoahha VIII в принятом решении, он обещал взять на себя все расходы византийской делегации на период проведения Вселенского Собора в Ферраро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Поучительно наблюдать степень папистического гипноза в католической догматике: для нее в такой мере решающее значение получил штемпель папской апробации, что утрачивается уже интерес к самому первоисточнику утверждаемых положений, к Собору. Оказывается, что Собор, состоящий из явных еретиков в одном отношении, является утверждением правоверия в другом – из одного источника текут здоровые и отравленные воды. Или же Собор просто превращается в папскую канцелярию заготовления проектов по догматической части. III Это колебание и противоречивость сказывается еще с большей ясностью на истории Собора Базельского, с которым в течение десятилетий происходит настоящая борьба со стороны папы, склоняющаяся то в ту, то в другую сторону. Базельский Собор после победы папства естественно вовсе выключен из числа Вселенских Соборов, признаваемых Западной Церковью (хотя на нем, между прочим, был выражен католический догмат непорочного зачатия Богоматери, провозглашенный в 1854 году папой Пием IX). Для нас интересно и значительно не это его позднейшее отвержение, но продолжительные колебания в отношении к нему, которые были бы невозможны, если бы Церковь содержала тогда догмат о папской непогрешимости. Напротив, Базельский Собор твердо стоял на почве догматического определения Констанцского Собора и несколько раз его подтверждал. Базельский Собор, открывшийся 23 июля 1431 года вскоре после избрания (по смерти Мартина V) на папский престол Евгения IV, сразу впал в конфликт с папой, желавшим распустить его, чтобы собрать новый (Соборы должны были теперь, согласно постановлению Констанцского Собора, собираться периодически, через 10 лет) в Болонье, в пределах Италии. На это Собор ответил постановлением, отрицающим за папой право на роспуск Собора (а, следовательно, и plena potestas (полная власть (лат.) – Прим. ред.). Через некоторое время папа пошел на уступки непокорному Собору и предложил ему через епископа Тарентского (речь которого на Соборе была возвеличением папского примата и plena potestas) пойти на компромисс и перенести Собор или ограничить его компетенцию.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Тем временем, как византийское государство бедствовало, а Римский папский престол находился в водовороте антиклерикальных и феодальных притязаний средневекового варварства, Папство приняло предложение о созыве Вселенского Собора. Этот Собор должен был осуществить соединение Церквей с соблюдением древних святоотеческих правил. Как только Папа Евгений узнал, что Базельский Собор отправил в Константинополь посланников на триерах, чтобы забрать на Собор Императора и епископов, то попытался силой перевести Собор из Базеля в Италию. Это Папа и прежде пытался сделать, но не имел достаточных политических возможностей. Вооружив свои триеры, он отправил их навстречу базельским кораблям. Командовал папским флотом племянник Папы – Кутлумера, которому был отдан приказ гнаться за базельскими триерами и потопить их как можно скорее (преосвященный Евгений думал о войне, а не о мире). Затем папские посланники, прибыв в Константинополь, должны были любыми способами заставить Императора и местный Собор отправиться в Италию. Папский флот шёл строго по фарватеру, но нигде не встретил базельские триеры и прибыл в Константинополь. Здесь папские посланники сообщили ложные сведения, что якобы Папа изменил свою позицию и присоединился к Собору в Базеле. По их сообщению, Собор уже закончил работу, и поэтому Папа не заинтересован в созыве нового Вселенского Собора. Но вскоре стало известно, что они лгали, ибо разнесся слух, что базельские триеры прибывают с о. Хиос. Триеры вошли в Константинополь и по императорскому повелению бросили якорь в Ипсомафиях. Папские триеры наверняка вступили бы в бой с базельскими триерами, если бы не вмешалась византийская власть. И папские посланники рассказали Императору, что они получили от Папы распоряжение: где бы они не застали базельские триеры, потопить их 16 . «По словам наших историков, почти все говорили, что не следует царю отправляться в Италию, становясь заложником либо той, либо другой стороны. Ибо есть законная и благословенная причина нашего отказа от папского предложения: так как мы согласны с тем, что Папа и Собор всегда вместе, то как мы можем прийти на Вселенский Собор, если Папа и Собор находятся в расколе и сражаются друг с другом? Идите и сперва примиритесь и объединитесь, и тогда придём и мы» 17 . Это же посоветовал через Мануила Дисипата и король Германии Сигизмунд 18 . На том же самом настаивал и отправленный в Базель фратор Иоанн, муж разумный и весьма правый, о чём мы сказали выше. «Если ты просишь совета у меня, Царь, советую тебе остаться у себя, ибо ты видишь, что мы в разногласиях и сражениях. На какое добро ты надеешься, если прибудешь в Италию?» Но Император Иоанн, не слушая этих советов и поверив ложным обещаниям Папы Евгения, держался, прости меня Господи, за свою мантейку. Он попрощался с посланниками Базельского Собора, а сам стал готовиться к путешествию в Италию и созыву Собора вместе с Папой, в надежде получить от Папы обещанную помощь.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

В 1425 году Мартин V взял в свои руки решение вопроса о реформах. Он провел целый ряд мероприятий по управлению церковью, в первую очередь - по реорганизации курии. Он ввел в кардинальскую коллегию наряду со своими родственниками наиболее авторитетных, гуманистически настроенных представителей высшего духовенства тогдашней Европы, таких, как кардиналы Капраника, Чезарини и Доминичи, решительных сторонников реформ. Во время понтификата Мартина кардинальская коллегия все еще сохраняла интернациональный характер, но чем дальше, тем больше в ней складывалось итальянское большинство. В последние годы пребывания Мартина на папском престоле началась война Сигизмунда с гуситами. Папа назначил легатом крестового похода против гуситов кардинала Джулиано Чезарини. На седьмой год после Сиенского собора, в 1431 году, в Базеле собрался очередной вселенский собор. К последним распоряжениям папы относится назначение кардинала Чезарини полномочным папским легатом на Базельском соборе. Вскоре после этого Мартин V скончался. Конклав возвел на престол племянника Григория XII, венецианца по происхождению, принявшего имя Евгения IV (1431-1447). Перед избранием нового папы он также подписал капитуляции, в которых его обязывали провести куриальные реформы. У нового папы отсутствовали политическая энергия и дипломатическое чутье, присущие его предшественнику. Первую тактическую ошибку он совершил, изгнав из Рима и со всех занимаемых ими должностей родственников предшественника, тем самым превратив род Колонна в своих смертельных врагов. При колеблющемся и бессильном Евгении IV на последнем крупном реформаторском соборе XV века, заседания которого то и дело прерывались, конциляризм достиг своей вершины. Когда кардинал Чезарини открыл Базельский собор, в город не прибыл еще ни один епископ. Дискуссии медленно собиравшихся отцов собора начались в более радикальной антипапской атмосфере, чем это было даже на Констанцском соборе. Участники собора начали с того, что объявили себя однозначно стоящими над папской властью. В конце 1431 года папа Евгений IV довольно поспешно и необдуманно распустил собор своей буллой «Quoniam alto». Однако собор воспротивился решению папы, остался на месте и потребовал прибытия Евгения IV на собор. Базельский собор стал под защиту короля Сигизмунда: между папой и собором произошел открытый разрыв. Но кардиналы тоже хотели избежать церковного раскола, поэтому вместе с Сигизмундом они настойчиво стремились к компромиссу. Тем временем Базельский собор добился серьезных успехов в деле примирения с умеренным крылом гуситов. На заседания Базельского собора пригласили вождей чашников, двух братьев Прокопов, которые в конце концов в 1433 году приняли условия Пражского соглашения. Этим компромиссом в историю католической церкви впервые вошла религиозная терпимость!

http://sedmitza.ru/lib/text/441644/

Он низлагает троих соперников-пап. Констанцкий собор, кроме того, задаётся целью осуществить назревшую потребность в коренных церковных реформах и своими определениями решительно потрясает папскую систему в её основных положениях. Он формально провозглашает принцип верховенства над папой вселенского собора. Постановленный на 4 и 5 заседаниях этого собора декрет гласил: «каждый, законно созванный, вселенский, представляющий церковь , собор имеет свой авторитет непосредственно от Христа и в делах веры, искоренения раскола и реформирования церкви во главе и членах ему обязан повиноваться каждый, не исключая и папы» 1708 . И против этого определения на соборе не было ни одного голоса. Вселенские же соборы, по определению констанцкого собора, необходимо должны быть созываемы через каждые десять лет 1709 . Дело констанцкого собора продолжает собор базельский. Он повторяет и подтверждает основные определения собора констанцкого и в свою очередь постановляет несколько декретов, направленных к ограничению разных папских полномочий. Как бы в дополнение к основным постановлениям констанцкого собора собор базельский со всей решительностью утверждает, что никто (следовательно и папа) не имеет права прерывать или распускать всеобщий собор 1710 . Настроение умов западного мира в описываемый момент было таково, что папы находили нужным считаться с ним. Мартин V и Евгений IV официально признают основные декреты констанцкого собора. Констанцкий и базельский соборы вследствие соперничества между собой западных наций не осуществили, правда, своей задачи, не реформировали на деле церкви. Но идеи этих соборов живут в сознании отдельных западных церквей и некоторые из соборных декретов не остаются без влияния на действительную жизнь западных церквей. Так, во Франции на соборе в Бурже вырабатывается и более или менее продолжительное время сохраняется «прагматическая санкция», признающая высший авторитет в церкви вселенского собора, свободу церковных избраний и некоторые другие декреты базельского собора 1711 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sobor-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010