Отправились мы с Фадеем Иудичем в Полосу; пробыли у Илариона Егоровича три дня, и про многое с ним беседовали: как Антоний возбраняет за царя из просфоры частицу вынимать и какие распространяет чипоприемные книжки, по которым строго требует принимать от Великороссийской Церкви приходящих. Иларион Егорович распоряжения епископские признал неправильными и сказал об Антонии и прочих епископах: «Они только золотые шапки на себя надели, а дело править не знают; я давно слышал об их неправильных действиях и написал на этот предмет книгу листов в триста; ещё добавим кое-что и тогда в Москву поедем». Он ещё спросил нас, согласны ли мы стоять с ним заодно, если он будет опровергать незаконные распоряжения епископов. Мы изъявили согласие. При прощании Иларион Егорович сказал нам между прочим: «Если судить по чистой совести о Церкви Великороссийской, то нам не за что больше обвинять её, как разве только за одно перстосложение». Эти слова тогда же глубоко запали в мою душу. В 1861 году по просьбе наших старообрядцев я свозил в Москву ещё одного крестьянина для поставления к нам в попы. Антоний и этому попу стал приказывать, чтобы царя на проскомидии не поминал. Новопоставленный поп, по моему совету, решительно отказался исполнять это его приказание, и Антоний по сему случаю тогда же запретил ему священнослужение. Я обратился к другим старообрядческим бывшим тогда в Москве епископам: Пафнутию коломенскому, Пафнутию казанскому и Варлааму балтскому, – просил их рассудить об этом распоряжении Антония. Они крепко осуждали Антония как нарушителя святоотеческих уставов; говорили ему это в глаза, но уврачевать его не могли. Впрочем, по их настоянию, Антоний разрешил нашего попа, – сказал ему: «Ну, служи, как знаешь!» В Москве мы пробыли более месяца (с 5 февраля по 10 марта), и для меня это пребывание в Москве имело важное значение, ибо тогда запали в мою душу первые сомнения относительно старообрядчества и первые семена правильных понятий о Православной Церкви. Пока мы жили в Москве, прибыл туда инок Павел Прусский , известный беспоповский наставник.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskaz-...

История с белорусским паспортом Кондрусевича по-своему уникальна. Официальный Минск не признаёт двойного гражданства, но непризнание своего паспорта было в практике новым. Условием возвращения Кондрусевича стало отстранение его от должности главы белорусских католических епископов. РКЦ выполнила пожелания официального Минска и оформила архиепископа «на покой» примерно по такой же схеме. Папа Франциск в сентябре 2021 года назначил митрополитом и архиепископом Минско-Могилёвским Юзефа Станевского. Стремление к примирению стороны явили по линии своих внешнеполитических ведомств. Ватикан вручил Александру Лукашенко верительные грамоты в тот период, когда западные послы и даже послы ряда постсоветских республик демонстративно отказывались это делать. Католиков в Белоруссии около 10% от общего количества верующих, а верующими в постсоветской республике, которую одно время называли «самой атеистической», являются ныне почти 2/3 от общего количества населения. И чиновники, и религиоведы, и клирики сходятся в оценке географии влияния католической церкви в Белоруссии. Традиционно это западные и северо-западные области республики с заметным удельным весом польского, литовского и других балтских меньшинств. Весьма прочны позиции РКЦ и в приграничной с Россией Могилёвской области. Официальный Минск не оставляет надежд использовать Ватикан в налаживании отношений с пресловутым коллективным Западом. Причём упор делается именно на этот вектор белорусской внешнеполитической « многовекторности », а не на Латинскую Америку или Африку, где католиков давно уже больше, чем в секуляризированной Старой Европе. Долгое время проводниками этой линии были Владимир Макей и влиятельный ватиканский секретарь Пьетро Паролин. Последний был нунцием (папским послом) в Белоруссии, а с 2013 года он является госсекретарём (премьер-министром) Ватикана. В этом статусе он посещал Белоруссию, где его принимали на высшем уровне . Находящийся под персональными западными санкциями А. Лукашенко неоднократно посещал Ватикан.

http://ruskline.ru/opp/2023/01/09/vatika...

Статья Актуальность рассмотрения вопроса притязаний Константинопольского Патриархата на территории исторической Киевской митрополии представляется очевидной в контексте современного кризиса межправославных отношений. В конце 2018 г. заявления и действия Вселенской патриархии привели к резкому обострению взаимоотношений между Поместными Церквями по вопросу украинской автокефалии. Предпосылки возникшего кризисного напряжения коренятся в разности подходов к вопросу юрисдикционной подчиненности исторической Киевской или Западно-Русской митрополии. Применительно к современным реалиям речь идет о территориях Украины, Беларуси, Литвы, Польши и даже западных регионах Российской Федерации (Брянской и Смоленской областях). Возникновение тезиса о якобы неканоничном характере присоединения Киевской митрополии к Московскому Патриархату, произошедшего на Константинопольском Соборе 1686 г., тесно связано с развитием украинской национальной идеи в конце XIX – начале ХХ в. В 1904 г. один из крупнейших теоретиков концепции украинства профессор М. С. Грушевский опубликовал статью «Звичайна схема " " й справа укладу слов " янства» («Обычная схема " русской " истории и вопрос рационального упорядочения истории восточного славянства»), в которой утверждал отсутствие исторического преемства Московского государства от Киевской Руси. Согласно его концепции, в XIII в. киевская традиция продолжилась в Галицко-Волынском княжестве, а в XIV–XVI вв. – в Великом княжестве Литовском и Речи Посполитой . Более того, М.С. Грушевский весьма категорично отрицал представление о единой истории русского, украинского и белорусского народов: « " Общерусской " истории и не может быть, как и нет " общерусской " народности. Может быть история всех " русских народностей " , кому охота их так называть, или же история восточного славянства. Она и должна занять место нынешней " русской истории " » . Прямым следствием подобных рассуждений явилось отрицание существования единого древнерусского культурного пространства для украинских, российских и белорусских земель. Подчеркивая культурное превосходство древнего Киева над северными и северо-восточными землями, М.С. Грушевский объяснял это заселенностью великоросских земель не славянами, а славянизированными инородцами финно-угорского происхождения. Белорусские земли он рассматривал как пространство культурного смешения славянского и балтского этнических элементов, также культурно чуждое как украинским, так и российским территориям . Подобный подход к оценке исторического прошлого вводит украинскую и белорусскую национальные идеи в прямое противоречие с идеей единства трех восточнославянских народов.

http://bogoslov.ru/article/6192171

Только Сильвестр Балтский, известный друг Ксеноса, да Паисий Саратовский, считавшийся также почитателем Окружного Послания, поддерживали Братство. Но теперь оказалось, что и Паисий был не искренним почитателем Окружного: он издал в своей епархии циркулярное повеление старообрядцам, чтобы никто не смел записываться в братчики и иметь с ними сношение, как ослушниками своих пастырей: ибо пастыри уничтожили Окружное Послание, а они его защищают и распространяют. Не знаем, что вызвало Паисия на такой поступок. Не хотел ли он этим заслужить благоволение Савватия и других не благоволящих к нему властей, чтобы вместе проложить себе путь к занятию московской кафедры, чего так хочется и ему и его московским почитателям? Во всяком случае для окружников измена Паисия большое поражение, а для нас этот случай служит новым свидетельством о происходящих в расколе шатаниях и нестроениях. Понятно, что искренние старообрядцы, пекущееся о своем спасении, не могут без смущения смотреть на все эти нестроения и шатания, не могут не тяготиться своим положением в расколе. Поэтому-то в тех местах, где есть усердные, опытные и искусные собеседники, раскрывавшие старообрядцам истину православия, и где щедрой и умелой рукой распространяются книжки о церкви и расколе, так не редки теперь присоединения из раскола к православию, о которых с разных сторон получаем мы известия. Не можем отказать себе в удовольствии сообщить некоторые из них нашим читателям. Вот что пишет нам с Дону достопочтенный ревнитель православия о. Савва Спиглазов: «Благодарение Богу! Многие из наших старообрядцев, с тех пор, как стали брать в руки изданные вашим Братством противораскольнические книги и проверять их по старопечатным, заметно оставляют прежнюю вражду к церкви, начинают беспристрастно рассматривать истину, а иные и совсем оставляют раскол. В течение первой половины настоящего года и меня сподобил Господь присоединить к церкви сорок душ обоего пола, – некоторые присоединились целыми семействами, другие поодиночке, но, надеюсь на Бога, могут со временем склонить к тому же и свои семейства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Итак, если беспристрастно посмотреть на историю человечества, то мы увидим, что межкультурный и межконфессиональный мир возможен только при доминирующей роли Православия, при условии, что большинство людей будут искренне Православными Людьми. Чем все закончится, мы знаем, какие будут промежуточные результаты, посмотрим. Александр Ярош 8 октября 2013, 20:06 Поволжье вошло в сферу влияния Русского царства только в XVI веке, а с учетом смуты начала XVII века проникновение русской культуры более глубоко началось, только со второй половины XVII века, при этом сработал защитный механизм для местных народов. Иноверцев предлагалось приводить в Православие только мирными способами, то есть поощрениями разного характера, те же, кто не хотел вливаться в русскую культуру, отселяли подальше от городских центров и именно поэтому не городское население Татарии сохранило и несет свои национальные традиции довольно объемно и широко, но скорее всего по прошествии определенного количества времени, трудно точно сказать, сколько десятилетий это займет в связи с повсеместным увеличением темпа жизненных ритмов, произойдет дальнейшее объединение этносов в единый суперэтнос и в Поволжье. Но такое развитие событий будет возможно только при условии, что великоросский суперэтнос будет возвращаться к Православной Вере. Потому что только языковая среда и общая культура не справится с объединительными процессами. В подтверждением выше сказанного служит то довольно большое количество этнических татар, которые искренне принимают Православие и в связи с этим полностью инкорпорируются в великоросский суперэтнос, при этом, не теряя свои этнические особенности. Александр Ярош 8 октября 2013, 20:04 В X – XIV веках славянское Православное население сначала постепенно ассимилировало большое количество финно-угорских, балтских племен, потом после реформы хана Узбека, объявившей ислам государственной религией Золотой Орды, приняло довольно большую волну тюрок и монголов, которые были либо язычниками, либо христианами – несторианами и спокойно без надлома сформировало великорусский суперэтнос.

http://pravoslavie.ru/64754.html

16 окт. 1887 г. Н. назначен ректором Ставропольской ДС, 25 окт. того же года возведен в сан архимандрита. Во время управления семинарией показал себя талантливым администратором. 11 марта 1890 г. Н. хиротонисан во епископа Новомиргородского, первого викария Херсонской епархии. 8 июня 1891 г. назначен епископом Алеутским и Аляскинским, однако из-за болезни не смог выехать в Америку. 7 сент. того же года Н. был переведен на Балтскую кафедру викарным епископом Подольской епархии, где основное внимание уделял развитию народного просвещения. 22 окт. 1895 г. Н. возглавил обширнейшую Оренбургскую и Уральскую епархию, в ее состав помимо Оренбургской губ. входили Уральская и Тургайская области. Приехал в епархию в нояб., 6 дек. того же года служил литургию в Казанском соборе. Н. с первых дней пребывания на кафедре занимался благоустройством епархии, заботился о порядке церковного богослужения. Он не любил пышных приемов и обильных угощений, вел подвижнический образ жизни, имел обыкновение без свиты с одним помощником посещать храмы и наблюдать за ходом богослужения. Зимой Н. служил редко ввиду тяжелой болезни - застарелого плеврита. Будучи знатоком церковного пения, Н. особенно заботился о выборе церковных напевов во время богослужений, хотел, чтобы они «проникали в душу молящихся», приложил немалые усилия к усовершенствованию архиерейского хора. Множество богомольцев привлекали красота богослужения, возглавляемого Н., и его красноречие. Проповеди архиерея были просты и убедительны, впечатление от них усиливалось благодаря его литературному таланту и знанию истории Оренбургского края. Н. предполагал составить историко-статистическое описание церквей и приходов Оренбургской епархии и распорядился о возобновлении ведения летописей церковных приходов. В проповедях Н. обличал неблаговидные поступки как мирян, так и духовенства, высказывал правду о них, невзирая на лица. Всякая ложь его волновала, усиливая и без того болезненное состояние. Его настойчивость в достижении целей порождала различные слухи, о нем говорили как о человеке с тяжелым характером. Строгий к себе, Н. требовал исполнительности и добросовестного отношения к делу и от окружающих, не терпел ссор среди духовенства, часто оставлял жалобы одного священника на другого без разбирательств, а настаивавших на рассмотрении наказывал наравне с теми, на кого подавалась жалоба. Если Н. делал выговор подчиненным, то всегда наедине, без свидетелей, он никогда не оскорблял и не унижал достоинства державших перед ним ответ. За короткий срок пребывания в Оренбургской епархии Н. снискал любовь и уважение народа за свои прямоту, искренность и простоту.

http://pravenc.ru/text/2565958.html

в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ 04(17)03.1950 01(14)03.1957 в/у КУРГАНСКАЯ ПЕРМСКАЯ 01(14)03.1957 22.04(05.05)1957 Трифиллий Инихов НИЖЕГОРОДСКАЯ 17.01.1697 20.07.1699 КРУТИЦКАЯ 20.07.1699 28.06.1702 в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 16.10.1700 16.12.1701 в/у МОСКОВСКАЯ 16.10.1700 16.12.1701 Трифон ЛУЦКАЯ 06.12.1331 (1335) Св. Трифон ЯРОСЛАВСКАЯ 13.05.1462 06.08.1467 Трифон (Митрофан) Дубина КРУТИЦКАЯ 14.07.1499 Трифон Ступишин ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 10.03.1549 ПОЛОЦКАЯ 06.04.1563 Трифон, кн. Туркестанов ДМИТРОВСКАЯ 01.07.1901 02.06.1916 в/у МОСКОВСКАЯ 26.04.1910 26.06.1910 в/у МОСКОВСКАЯ, паки 01.06.1914 01.09.1914 Трофим Якобчук БИРСКАЯ 04(17)11.1922 29.07(11.08)1923 в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 29.07(11.08)1923 06(18)11.1923 СЫЗРАНСКАЯ 06(18)11.1923 22.04(05.05)1924 в/у ЯРОСЛАВСКАЯ 22.04(05.05)1924 ХАБАРОВСКАЯ 03.1926 Сщмч. Уар Шмарин ЛИПЕЦКАЯ 17(20)08.1926 26.05(08.06)1935 Сщмч. Фаддей Успенский ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 21.12.1908 28.02(13.03)1922 в/у ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ 09.1916 28.02.1917 в/у ЖИТОМИРСКАЯ 031918 28.02(13.03)1922 АСТРАХАНСКАЯ 28.02(13.03)1922 13(27)06.1927 ПЯТИГОРСКАЯ 13(27)06.1927 14(27)10.1927 САРАТОВСКАЯ 14(27)10.1927 11.1928 ТВЕРСКАЯ 11.1928 24.11(07.12)1936 Феогност ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ КРУТИЦКАЯ (1269)1279 Феогност I РЯЗАНСКАЯ 15.08.1388 Феогност II РЯЗАНСКАЯ Св. Феогност Грек ВСЕРОССИЙСКАЯ 11.03.1353 Феогност Гузиков в/у СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ 28.02(13.03)2002 17(30)03.2002 СЕРГИЕВО-ПОСАДСКАЯ 18(31)03.2002 Феогност Лебедев I ОСТРОГОЖСКАЯ 23.05.1848 13.06.1852 ВОЛОГОДСКАЯ 13.07.1852 31.07.1856 ТОБОЛЬСКАЯ 31.07.1856 27.09.1862 ПСКОВСКАЯ 27.09.1862 22.04.1869 Феогност Лебедев II БАЛТСКАЯ 22.01.1867 27.06.1870 АСТРАХАНСКАЯ 27.06.1870 07.12.1874 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 07.12.1874 09.12.1878 ВЛАДИМИРСКАЯ 09.12.1878 21.11.1892 НОВГОРОДСКАЯ 21.11.1892 13.08.1900 КИЕВСКАЯ 13.08.1900 22.01.1903 Феодор БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1147, 1148) Феодор ВЕРХОТУРСКАЯ, обн. (1926) Св. Феодор ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 26.11.1286 Феодор I ЛУЦКАЯ Феодор II ЛУЦКАЯ (1398) Феодор ЛЬВОВСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИКОН (БЕССОНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Еп. Никон (Бессонов) 26 февраля 1906 года хиротонисан во епископа Балтского , викария Подольской епархии . Хиротония состоялась в Александро-Невской лавре в Троицком соборе . С 27 февраля 1909 года - епископ Кременецкий . Проявил себя как активный участник черносотенного движения на Волыни . С 15 ноября 1912 года - член IV Государственной думы . В Думе он присоединился к самой консервативной группе - фракции правых, среди лидеров которой были такие известные черносотенные вожди как А.Н. Хвостов, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич , Г.Г. Замысловский и другие. Его избрали почетным членом Совета фракции, рассчитывая, что владыка своим авторитетом сумеет объединить думское духовенство и значительную часть крестьян, интересы которых он с горячностью отстаивал и, тем самым, усилит правое крыло российского парламента. Но надежды монархистов стали рушиться буквально с первых дней. Епископ Никон неожиданно для всех повел собственную политику, нацеленную на выделение думского духовенства в отдельную " поповскую " фракцию. Однако ни духовенство, ни крестьянство за Никоном не пошло. А публичные выступления владыки вскоре принесли ему в церковных кругах репутацию чуть ли не эсера, собирающегося отнимать землю у помещиков для наделения ею крестьян. " Его фигура замечена была всей Думой и заинтересовала ее, - писала " Енисейская мысль " , - но осталась какой-то загадочной и ни для одной партии в Думе не подходящей. В то время как правые испугались радикализма, народничества и уклона в сторону социалистических воззрений еп. Никона, левые увидели в нем фанатика, реакционера, " правого народника " , " полицейского социалиста " , " самодержавного конституционалиста " . Епископ Никон обратил на себя внимание даже В.И. Ленина , отмечавшего " темный мужицкий демократизм " волынского епископа, который, по его мнению, был " самый грубый, но и самый глубокий " .

http://drevo-info.ru/articles/13678897.h...

Вместе с тем этнокультурные процессы этого периода определялись связями с балтским населением В. Поднепровья и Подвинья и опосредованно - с населением расположенных южнее территорий. В последние века I тыс. до Р. Х. культурно-демографическое влияние на Центр. Приильменье и Поволховье (вплоть до Приладожья и бассейна р. Мсты) оказала днепро-двинская культура. Следующий этап появления в регионе балтского населения отмечен находками керамики, орнаментированной по срезу венчика и имеющей сходство с памятниками «типа среднего слоя Тушемли», грузиками «дьякова типа» и др. находками, известными южнее и юго-восточнее Н. о. На финальном этапе раннего железного века (III-V вв.) выявляются следы еще одного появления в регионе балтов. Связанные с ним памятники определяются для В. Подвинья как восходящий к киевской культуре «тип Заозерье - Узмень». В сер. I тыс. по Р. Х. сложилось единое культурное пространство от В. Подвинья до бассейна среднего течения р. Мологи, на к-ром развивалась культура длинных курганов, получившая название от характерной формы погребальных насыпей. На территории Н. о. она представлена псковско-новгородской группой. Эти памятники часто встречаются восточнее линии рек Ловать и Волхов, прежде всего в боровых ландшафтах Валдайской возвышенности. Сложение культуры знаменовалось распространением курганного погребального обряда, изначальными носителями к-рого считаются небольшие военизированные группы, проникавшие с юго-запада (вероятно, носители культуры восточно-литов. курганов). Вместе с тем в длинных курганах прослеживаются элементы, восходившие и к местной погребальной традиции, представленной т. н. домиками мертвых. Культура длинных курганов пережила расцвет в 3-й четв. I тыс. по Р. Х., а затем вступила в период глубокого упадка вслед. климатических изменений, повлекших за собой экономический кризис. В наст. время наиболее обоснованной представляется связь культуры длинных курганов с дославянским, финно-угорским в своей основе населением. В 3-й четв. I тыс.

http://pravenc.ru/text/2577771.html

Митрополит Киевский Владимир совершил чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского 22 октября, 2009. Редакция " Правмира " 20 октября в ходе пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил г. Балту, где в Свято-Успенском соборе совершил Божественную литургию и чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского († 9 марта 1845 года). 20 октября в ходе пребывания в Одесской епархии Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир посетил г. Балту, где в Свято-Успенском соборе совершил Божественную литургию и чин прославления в лике святых праведного Феодосия Балтского († 9 марта 1845 года). За Божественной литургией после малого входа была отслужена последняя заупокойная лития по усопшему праведнику. Затем митрополит Агафангел зачитал журнал 29 заседания Священного Синода Украинской Православной Церкви от 18 апреля 2008 года, на котором было принято решение о причислении к лику святых праведного Феодосия Балтского. Архиепископ Ионафан зачитал житие подвижника благочестия. Затем под пение тропаря и величания новопрославленному святому Блаженнейший митрополит Владимир, другие иерархи и служащее духовенство совершили первое молитвенное поклонение перед ракой со святыми мощами Феодосия Балтского. По окончании Литургии в Свято-Успенском соборе перед ракой с мощами св. Феодосия Балтского состоялся праздничный молебен. В память о торжестве Блаженнейшему владыке была подарена икона праведного Феодосия Балтского с частицей мощей. По благословению митрополита Агафангела летом 2006 года из Никольской кладбищенской церкви г. Балты мощи местночтимого (на протяжении уже более 100 лет) священника Феодосия Несторовича Левицкого (1791-1845) были перенесены в городской Свято-Успенский собор. Нетленность мощей была подтверждена выездной комиссией во главе с наместником одесского Свято-Успенского мужского монастыря архимандритом Алексием. Источники: «Православие в Украине» , Патриархия.ru Поскольку вы здесь...

http://pravmir.ru/mitropolit-kievskij-vl...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010