12-го числа Января месяца, в квартире Боева, было второе собрание братчиков, посвятивших себя на защиту Окружного Послания, гонимого и уничтожаемого их Духовным Советом. На собрании этом призвали нужным обратиться с вопрошениями к противуокружническому Московскому епископу Иову: находит ли он в Окружном Послании какие либо ереси? если находит, то какие именно? а если не находит, то правильно ли он отделяется от них – окружников? Такие же точно вопросы решено подать и Кириллу Балтскому и прочим архиереям противуокружников. Надобно полагать, что Иов не примет вопросов, на том основании, что они исходят не от Духовного Совета, а от частных лиц. Или быть может, он ответит им: «обратитесь прежде к своему Духовному Совету, – спросите его, какое он имеет понятие об Окружном; если он скажет вам, что признает Послание справедливым, то спросите его, почему он уничтожает Послание; если же скажет, что признает Окружное несправедливым, то спросите, почему он находится в разделении с нами – отвергающими Окружное»? Вот каких вопросов должно ожидать братчикам от Иова. И что они ответят? У противуокружников возникают новые дела. Иову с его собором хотелось, как помнят читатели, окончательно поразить Иосифа произнесенным на него соборным извержением. Сначала Иосиф и его сторонники-попы очень смутились таким решением собора; но теперь ободрились. Они постарались склонить на свою сторону Тарасия Бессарабского, который лично на соборе не присутствовал, а прислал только письменную доверенность подавал за него голос на соборе Иову Московскому. Читателям уже известно из предыдущей «Летописи», как Иосиф и его сторонники воспользовались этим обстоятельством. Теперь Тарасий прислал им новое подтверждение, что он действительно отрицает законность соборного извержения Иосифу и отлучения его попам: немилосердно и бесчеловечно извергать того, – писал он, – от которого все архиереи получили благодать (!) архиерейства и от которого, незадолго до извержения, получил архиерейство сам Иов. Такой отзыв Тарасия поднял на ноги Иосифа и его сторонников.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Здравый национализм»: как теперь будет выглядеть история Белоруссии 17.03.2017 1496 Время на чтение 4 минуты В конце февраля, знакомясь с разработками, выдвинутыми в 2016 году на соискание Государственной премии в области науки и техники, президент Белоруссии Александр Лукашенко обратил внимание на цикл научных работ «Истоки белорусской государственности: Полоцкая и Витебская земли в IX - XVIII веках». Заведующая центром археологии и древней истории Белоруссии Института истории НАН Ольга Левко рассказала президенту, что «белорусская государственность начала формироваться в середине IX века - с созданием Полоцкого княжества и даже в последующем Полоцкие земли, входя в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой, развивались автономно». Лукашенко, в свою очередь, заявил, что сегодня идет работа над новыми учебниками, и указанные моменты становления белорусского государства в них обязательно надо отразить. «Надо прописать и внедрить в умы наших людей правду. Здесь если и есть какой-то национализм, то это национализм здравый», - подчеркнул белорусский лидер. Исходя из этого, можно сделать вывод, что скоро в белорусских учебниках истории появятся элементы националистической трактовки прошлого Белоруссии. В чём же состоит эта трактовка? Разберём по пунктам. 1) Проводится этногенетическое дистанцирование белорусов от великорусов при помощи теории балтского происхождения белорусского этноса, в рамках которой белорусы объявляются либо балтами, либо славянами, имеющими «балтский субстрат». Как пишет «свядомый» историк-любитель Вадим Деружинский, «белорусы - западные балты, а русские и восточные украинцы - славянизированные финны». 2) Полоцкое княжество позиционируется как полностью независимое от Киева государство, а не часть Древней Руси. Популярный у местечковых националистов историк Владимир Орлов называет общерусскую святую Евфросинию Полоцкую «знаменем борьбы полочан за независимость», а изготовленный по её заказу напрестольный крест - «символом древней государственности белорусов».

http://ruskline.ru/opp/2017/mart/17/zdra...

И. Е. Троицкий , в письме к которому (полученном 13 апреля 1896 г.) он изложил свои намерения и вместе соображения о вызывающих опасения сторонах своей темы и просил его совета, отклонил его от намерения связать так или иначе издание задуманного труда с получением докторской степени, советуя в то же время приступить немедленно к работе независимо от этого. 445 В действительности, докторская степень, как вполне верно замечает П. Н. Жукович, не могла ничего прибавить к ученой славе В. В. Болотова . «И без этой степени он давно уже был и для Академии, и для всех ученых кругов, – как бы прирожденный доктор! Но сама докторская степень как бы принижалась тем, что ее не имел Василий Васильевич». 446 Уже в 1890 г. вышедшие до этого времени его ученые труды получили частью должную оценку в отзыве И. Е. Троицкого , которому поручено было Советом Академии 22 сентября 1889 г. рассмотреть этюды В. В. Болотова «Несколько страниц из церковной истории Эфиопии», предложенные самим И. Е. Троицким на соискание академической премии митр. Макария. В отзыве эти этюды, с присоединением к ним вышедших ранее этюдов «Из церковной истории Египта» (1884) и «Описания, двух эфиопских рукописей, пожертвованных в библиотеку Санкт-Петербургской Духовной академии преосв. Анатолием, еп. Балтским», признаются «удовлетворяющими самым притязательным научным требованиям»; автору присуждена была Советом 7 февраля полная премия. 447 Через несколько времени после того, в 1894 г., ученые заслуги ·, В. В. Болотова , высоко ценимые и вне Академии, доставили ему звание члена-корреспондента Императорской Академии наук. Инициатива в этом случае принадлежала проф. В. Г. Васильевскому ; отзыв опять написан был И. Е. Троицким . 448 В 1896 г., после феноменального не только по объему, но более всего по своим внутренним качествам отзыва В. В. Болотова о сочинении А. И. Садова , И. Е. Троицкий вошел 21 мая в Совет с запиской (от 7 мая), в которой предлагал, «ввиду многочисленных и капитальных трудов В. В. Болотова в области церковной истории возвести его на степень доктора этой науки и ходатайствовать перед Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

28.02.1658 10.05.1663 Дионисий Валединский КРЕМЕНЕЦКАЯ 21.04.1913 в/у ХОЛМСКАЯ 03.1918 в/у ПОЛЕССКАЯ 03.1918 в/у ХОЛМСКАЯ, паки 03.1918 КРЕМЕНЕЦКАЯ, паки 14(27)02.1923 (ВАРШАВСКАЯ 14(27)02.1923 Дионисий Дьяченко ЧИКАГСКАЯ 04(17)12.1956 23.12.1956 (05.01.1957) АМЕРИКАНСКАЯ 23.12.1956 05.01.1957) 01(14)12.1958 САН-ФРАНЦИССКАЯ 01(14)12.1958 10.1960 Дионисий (Мелетий) Жабокрицкий ЛУЦКАЯ Дионисий Лукин РОТТЕРДАМСКАЯ 07(20)03.1966 05(18)08.1972 Дионисий Прозоровский ПЕТРОВСКАЯ 06.08.1912 16.12.1916 КУСТАНАЙСКАЯ 16.12.1916 17(30)09.1919 ЧЕЛЯБИНСКАЯ 17(30)09.1919 ОРЕНБУРГСКАЯ 16(29)11.1928 в/у ЧЕЛЯБИНСКАЯ ФЕОДОСИЙСКАЯ 16(29)11.1928 25.06(08.07)1930 в/у СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 16(29)11.1928 12(25)06.1930 ИРКУТСКАЯ 12(25)06.1930 03(16)06.1933 МИНУСИНСКАЯ 03(16)09.1933 21.12.1933 03.01.1934) АЧИНСКАЯ 21.12.1933 03.01.1934) 07(20)04.1934 УФИМСКАЯ 07(20)04.1934 01.1936 РОСТОВСКАЯ-НА-ДОНУ 01.1936 01(14)03.1936 Дионисий Сбируйский (Збируйский) в/у ХОЛМСКАЯ ХОЛМСКАЯ 09.10.1596 Дионисий Сосновский ЧЕЛЯБИНСКАЯ 14.09.1908 13.11.1914 в/у ТОБОЛЬСКАЯ 01.05.1912 15.05.1912 в/у ОРЕНБУРГСКАЯ 01.06.1913 01.08.1913 ИЗМАИЛЬСКАЯ 13.11.1914 Дионисий (в сх. Димитрий) Ушаков ВЯТСКАЯ 04.08.1700 07.02.1718 в/у ВЯТСКАЯ 07.02.1718 25.01.1719 Дионисий Хитров ЯКУТСКАЯ 09.02.1868 12.12.1883 УФИМСКАЯ 12.12.1883 08.09.1896 Св. Дионисий Цареградец ЯРОСЛАВСКАЯ 12.07.1418 18.10.1426 Дионисий Цветаев ПЕРМСКАЯ 15.07.1823 21.04.1828 Дометиан Горохов АРЗАМАССКАЯ 19.07(01.08)1928 20.09(03.10)1932 Донат Бабинский-Соколов БРЕСТСКАЯ 27.05.1879 14.05.1881 КОВНЕНСКАЯ 14.05.1881 06.03.1882 РИЖСКАЯ 06.03.1882 28.03.1887 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ 28.03.1887 13.12.1890 ВИЛЬНЮССКАЯ 13.12.1890 30.04.1894 ДОНСКАЯ 30.04.1894 12.11.1894 Донат Щеголев БИЙСКАЯ 01(14)06.1956 01(14)03.1957 ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ 01(14)03.1957 26.07(08.08)1957 в/у ПЕРМСКАЯ ВЕЛИКОЛУКСКАЯ 26.07(08.08)1957 13(26)12.1957 БАЛТСКАЯ 13(26)12.1957 25.08(07.09)1958 НОВОСИБИРСКАЯ 26.08(08.09)1958 22.04(05.05)1961 КОСТРОМСКАЯ 22.04(05.05)1961 22.06(05.07)1961 КАЛУЖСКАЯ 12(25)11.1965

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ЛУЦКАЯ Георгий Шрамков РЫЛЬСКАЯ, обн. 06(19)12.1922 03(16)02.1923 ЧЕЛЯБИНСКАЯ, обн. 03(16)02.1923 КАШИРСКАЯ 01.07.1906 01.02.1908 ПРИЛУКСКАЯ 01.02.1908 19.11.1910 КИНГИСЕППСКАЯ 19.11.1910 13.05.1913 КАЛУЖСКАЯ 13.05.1913 06.07.1916 МИНСКАЯ 06.07.1916 в/у ХАРЬКОВСКАЯ в/у ВАРШАВСКАЯ 28.09(11.10)1921 30.01(12.02)1922 в/у ХОЛМСКАЯ 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 ВАРШАВСКАЯ 30.01(12.02)1922 21.01(03.02)1923 Георгий Ящуржинский ПОЛТАВСКАЯ 24.08.1824 16.08.1830 АРХАНГЕЛЬСКАЯ 16.08.1830 30.06.1845 ТОБОЛЬСКАЯ 30.06.1845 01.04.1852 Герасим ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКАЯ 15.11.1416 Герасим ВЛАДИМИРСКАЯ (Суздальско- Владимирская) 03.1613 Герасим КОЛОМЕНСКАЯ в/у ВСЕРОССИЙСКАЯ 02.1378 Герасим КОЛОМЕНСКАЯ Св. Герасим ПЕРМСКАЯ 24.01.1447(1441) Герасим /СМОЛЕНСКАЯ 26.07.1435/ КИЕВСКАЯ 26.07.1435 Герасим (Григорий, Грицко) Босский (Бесский) Окушкович ХОЛМСКАЯ Герасим Грек ВИКАРИАТСТВО КИЕВСКОЙ ENAPXIU 27.12.1758 01.1759 СТАРОРУССКАЯ 10.03.1863 13.01.1864 ТАЛЛИННСКАЯ 13.01.1864 24.06.1865 ЛАДОЖСКАЯ 24.06.1865 25.01.1866 САМАРСКАЯ 25.01.1866 08.12.1877 АСТРАХАНСКАЯ 08.12.1877 24.06.1880 Герасим (Глеб) Корсак ПОЛОЦКАЯ 28.03.1558 Герасим Кремлев ТОБОЛЬСКАЯ 31.05.1640 16.07.1650 Герасим Смердков КОЛОМЕНСКАЯ 29.07.1481 16.05.1489 Герасим Строганов БАЛТСКАЯ МОЛДАВСКАЯ, обн. САРАТОВСКАЯ, обн. 05(18)02.1925 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 11(24)02.1925 ЧЕРКАССКАЯ, обн. КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. Гервасий ФЕОДОСИЙСКАЯ 29.05.1796 07.01.1798 Гервасий Линцевский ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ 27.07.1757 22.12.1769 Гервасий Малинин (иногда ошибочно Григорий Малинин) АРЗГИРСКАЯ 28.08(10.09)1923 07(20)10.1923 РЫБИНСКАЯ 07(20)10.1923 14(27)07.1925 РОСТОВСКАЯ 14(27)07.1925 17(30)07.1925 ЯРОСЛАВСКАЯ, обн. 18(31)08.1926 БУЗУЛУКСКАЯ, обн. 25.08(07.09)1926 КУРСКАЯ, обн. 18(31)08.1926 13(26)01.1928 в/у ЧКАЛОВСКАЯ, обн. ОРЛОВСКАЯ, обн. 13(26)01.1928 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн. 15(28)01.1928 АСТРАХАНСКАЯ, обн. 02(15)04.1931 САРАТОВСКАЯ, обн. 02(15)04.1931 КОКАНДСКАЯ, обн. 21.01(03.02)1932 ЧЕРЕПОВЕЦКАЯ, обн., паки 21.03(03.04)1932 Гервасий Мачавариани ЦИЛКАНСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

БАЛАХНИНСКАЯ 28.02.1888 02.03.1891 СУХУМСКАЯ 02.03.1891 17.07.1893 СТАВРОПОЛЬСКАЯ 17.07.1893 18(31)07.1919 Аггей Колосовский КУРСКАЯ 09.02.1774 28.11.1786 ЛЬВОВСКАЯ (XV–XVI в.) Адам Филипповский ФИЛАДЕЛЬФИЙСКАЯ и КАРПАТО-РУССКАЯ 1946(?) 17(30)07.1954 в/у АМЕРИКАНСКАЯ 08(21)08.1947 18(31)10.1947 в/у АМЕРИКАНСКАЯ, паки 17(30)07.1954 Адриан БЕЛГОРОДСКАЯ (Великобелгородская) (1197, 1198) в/у БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ (древ. ЮРЬЕВСКАЯ) (1197) Адриан КАЗАНСКАЯ 21.03.1686 24.08.1690 ВСЕРОССИЙСКАЯ 24.08.1690 15.10.1700 Адриан Анцино-Чекунский УШИЦКАЯ 15(28)03.1922 КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ КАМЕНЕЦ-ПОДОЛЬСКАЯ, обн. 06(19)08.1925 Адриан Компанийцев КОНОТОПСКАЯ, обн. 08(21)05.1924 23.06(06.07)1925 БЕЛГОРОДСКАЯ, обн. 04(17)07.1925 30.07(12.08)1925 ЮРЬЕВСКАЯ (Владимирск.), обн. 29.08(11.09)1925 07(20)11.1925 КАМЕНСКАЯ, обн 07(20)11.1925 08.1926 КОНОТОПСКАЯ, обн., паки 08.1926 21.10(03.11)1927 Акакий РЯЗАНСКАЯ (XVI в.) Св. Акакий ТВЕРСКАЯ 30.03.1522 14.01.1567 Акакий Заклинский БАЛТСКАЯ 07.04.1891 07.09.1891 КИРОВОГРАДСКАЯ 07.09.1891 30.04.1894 КРАСНОЯРСКАЯ 30.04.1894 28.10.1898 Александр АККЕРМАНСКАЯ, обн. (1924) Александр ВЕЛИКОУСТЮЖСКАЯ 08.02.1685 19.07.1699 Александр КОЛОМЕНСКАЯ 03.06.1655 05.12.1657 ВЯТСКАЯ 05.12.1657 08.01.1674 Александр НОВГОРОДСКАЯ 12.09.1576 26.06.1591 Александр ПАВЛОВСКАЯ (1925) (Св. Александр ПЕРЕЯСЛАВ-ХМЕЛЬНИЦКАЯ (XIII в.) Св. Александр ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКАЯ Александр УСТЬ-ВЫМСКАЯ, обн. (1928) Александр ЧИГИРИНСКАЯ (1932) Александр Авдентов НОВОСИБИРСКАЯ, обн. 15(28)10.1922 01(14)05.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн. 01(14)05.1923 28.06(11.07)1923 ВЕРХНЕУДИНСКАЯ, обн. 28.06(11.07)1923 18(31)08.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., паки 18(31)08.1923 20.09(03.10)1923 ТОМСКАЯ, обн. 20.09(03.10)1923 15(28)11.1923 БИЙСКАЯ, обн. 15(28)11.1923 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., 3-й раз 10(23)06.1925 АЛТАЙСКАЯ, обн. ВИКАРИАТСТВО НОВОСИБИРСКОЙ ENAPXIU, обн. 11.1927 ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ, обн. 11.1927 КРАСНОЯРСКАЯ, обн., 4-й раз 10.1934 МОРШАНСКАЯ, обн. 05.1935 09.1935 ВЛАДИМИРСКАЯ, обн. 09.1935 09(22)04.1936 в/у ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКАЯ, обн.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даниил ЗВЕНИГОРОДСКАЯ Даниил ? СМОЛЕНСКАЯ (XIII–XIV вв.) Даниил СМОЛЕНСКАЯ Даниил ХОЛМСКАЯ (1481) Даниил Громовенко ТОБОЛЬСКАЯ, обн. МИНСКАЯ, обн. 03.1926 05(18)02.1927 СМОЛЕНСКАЯ, обн. КРЕМЕНЧУГСКАЯ, обн. МИНСКАЯ, обн., паки 07.1929 13(26)01.1935 Даниил Доровских в/у ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 23.09(06.10)2001 29.10(11.11)2001 ЮЖНО-САХАЛИНСКАЯ 29.10(11.11)2001 Даниил Натток-Михайловский Мирдамский ЖИТОМИРСКАЯ 02.02.1806 06.07.1813 МОГИЛЕВСКАЯ 06.07.1813 31.05.1821 в/у МИНСКАЯ 07.02.1816 Даниил Троицкий ЕЛЕЦКАЯ 04(17)04.1921 до 09.1921 ВОЛХОВСКАЯ до 09.1921 в/у ОРЛОВСКАЯ ВОЛХОВСКАЯ, паки 08.1931(1930) (РОСЛАВЛЬСКАЯ 08.1931) ОРЛОВСКАЯ 08.1931 12.1931 БРЯНСКАЯ 12.1931 04(17)03.1934 Даниил Филимонов ЧЕБОКСАРСКАЯ, обн. 06(19)01.1924 ВИКАРИАТСТВО ЧУВАШСКОЙ ENAPXIU (?) (1926)) БУГУЛЬМИНСКАЯ, обн. 06(19)07.1932 Даниил Шерстенников ОХОТСКАЯ 05(18)11.1926 в/у ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ (КАМЧ.) 05(18)04.1927 в/у ЧИТИНСКАЯ 22.11(05.12)1924 22.05(18)11.1926 в/у ИРКУТСКАЯ 05(18)11.1926 05(18)04.1927 КИРЕНСКАЯ 05(18)11.1926 05(18)04.1927 Даниил Юзьвюк КОВНЕНСКАЯ 05.1942 17(30)12.1945 в/у ВИЛЬНЮССКАЯ 16(19)04.1944 06.1944 ПИНСКАЯ 17(30)12.1945 18(31)10.1950 Димитриан МОЖАЙСКАЯ, григ. Димитрий КИНЕШЕМСКАЯ, обн. Димитрий ЛУЦКАЯ (1450) Димитрий ЛУЦКАЯ Димитрий (в схиме Антоний), кн. Абашидзе АЛАВЕРДСКАЯ 23.04.1902 04.11.1903 ГУРИЙСКАЯ 04.11.1903 16.06.1905 БАЛТСКАЯ 16.06.1905 20.01.1906 АСТАНАЙСКАЯ 20.01.1906 25.06.1912 СИМФЕРОПОЛЬСКАЯ 25.06.1912 (1919) в/у ФЕОДОСИЙСКАЯ Димитрий Беликов ОМСКАЯ (ОМСКАЯ, обн. ОМСКАЯ, паки (24.08(06.09)1923) 18.06(01.07)1924 в/у ТОМСКАЯ 24.08(06.09)1923 18 06(01.07)1924 ТОМСКАЯ 18.06(01.07)1924 ТОМСКАЯ, григ. Димитрий Будько, см. Софроний Будько Димитрий Вербицкий УМАНСКАЯ 31.10.1910 в/у ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ в/у ЕКАТЕРИНОДАРСКАЯ БЕЛОЦЕРКОВСКАЯ УМАНСКАЯ, паки 04.1930 КИЕВСКАЯ 04.1930 01(14)02.1932 Димитрий Вознесенский ХАЙЛАРСКАЯ 16(29)03.1946 Димитрий Вологодский МИНУСИНСКАЯ 06(19)03.1923 28.05(10.06)1933 МИНУСИНСКАЯ, паки 11(24)07.1935 20.04(03.05)1937 Димитрий Галицкий СТАРОБЕЛЬСКАЯ

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В-четвёртых, если мы примем как данность то, что этногенез развивается по спирали, где каждый виток это временной отрезок в полторы тысячи лет, то есть жизненный цикл этноса как системы, то станет понятной цикличность истории. Её социальное и экономическое наполнение, подъёмы и спады в развитии цивилизаций. Зависимость технико-технологических прорывов от возраста этноса и влияния на него других этносистем. В-пятых, ещё одно важное дополнение. Пытаясь разобраться в хитросплетениях этногенетического и исторического, приходишь к выводу: полторы тысячи лет жизни этноса имеют свою периодичность. Жизнь этноса от момента рождения/регенерации до своего логического завершения совершенно не кажется однообразной дорогой эволюции от простого к сложному. Её, как и жизнь отдельно взятого человека, можно условно разделить на периоды. Есть у этноса детство и юность, возмужание, зрелость и старение. Чему соответствуют характеристики – биохимические и биофизические, плотность этногенетических связей, уровень энергетического напряжения процесса этногенеза или пассионарности и т.д. Обозначив общие положения, перейдём к русскому этносу или в просторечии народу. Что произошло в исторической перспективе? В 9 веке происходит регенерация или рождение новой этнической системы на основе финно-угорских, славяно-балтских, славянских племён. Этногенетической закваской послужили варяги-русь, пришедшие из-за моря. В «Повести временных лет» мы можем прочитать ясное свидетельство о рождении нового этноса/народа – РУСЬ (под 882 г.) Позже в русский этногенез широким потоком вливаются племена и народы алтайской группы языков – остатки печенегов, половцы, татары. Период «детства и юности» русского этноса характеризуется сложением первичной этногенетической матрицы от Карпат до Волги на востоке, от Белого моря до причерноморских степей; созданием первичного древнерусского государства Киевская Русь; обозначением и укреплением границ; кодификацией законов; и, что наиболее важно, принятием православного духовного окормления как стратегического целеполагания. В конце 12 – начале 13 вв. русский этнос испытывает момент бифуркации в этногенезе, надлома, что выразилось в так называемой феодальной раздробленности. Русское этногенетическое поле распадается на полтора десятка региональных этногенезов в границах русских княжеств. Этот процесс был оборван приходом монголо-татар.

http://ruskline.ru/special_opinion/2014/...

Литва опережала Москву в этом процессе. Для полноты картины можно проследить ещё амбиции Великого Княжества Тверского, Великого Княжества Рязанского и других осколков Древней Руси. Цель у всех этих русских княжеств была одна: объединение под своим началом всех русских земель (и тех территорий, которые осколки Древнерусского государства успели за время своего независимого существования присоединить). Литовское Княжество в этом процессе имело один недостаток: не совсем русских правителей. Современные споры учёных о том, кем были великие князья литовские, очень часто имеют политическую подоплёку. Однако стоит указать на то, что литовские монархи всё же представлялись условно православными. Например, великий князь литовский Миндовг изначально был язычником, великие князья литовские Гедимин и Ольгерд также видятся не слишком православными по убеждениям, родной брат Ольгерда Кейстут был откровенным язычником. Вряд ли русские по происхождению князья были бы язычниками, поэтому можно сделать вывод, что монархи Литовской Руси имели балтское происхождение. Православие было для них отчасти лишь необходимым элементом для получения статуса руководителя страны, большинство населения которой исповедовало православную веру, т.е. Православие было необходимым элементом нормы для правителя Литовской Руси. Для реализации общерусской идеи великим князьям литовским нужно было солидаризироваться с русской элитой Великого Княжества Литовского. Однако пусть формальное, но православие позволяло литовским князьям самоидентифицироваться как русские, наверное, также их идентифицировали и остальные. Поэтому проблема нерусскости была преодолена принятием русской веры – православия (Стоит напомнить, что на открытом в Великом Новгороде в 1862 г. памятнике тысячелетию России есть фигуры и литовских князей). Достоинства Литовской Руси как лидера объединительных процессов были к середине XIV в. достаточно значимыми. Во-первых, Литовская Русь не была зависима от Золотой Орды так, как остальные русские земли.

http://religare.ru/2_120017.html

В XIII – XVI вв. существовало государство Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское, которое часто сокращённо называют Великое Княжество Литовское. Это государство в XV в. распалось на непродолжительное время на две части. Западная часть называлась Великое Княжество Литовское, а Восточная – Великое Княжество Русское. Последнее проиграло междоусобную войну и Великое Княжество Литовское, Русское и Жемойтское опять возродилось. Русские земли, ходившие в состав этого государства, иногда называют Литовская Русь (иногда Литовской Русью называют всё государство в целом), в настоящее время под Литовской Русью в широком смысле чаще понимают все русские земли Литовского Княжества, а в узком – только земли современной Белоруссии. Синонимом понятия " Литовская Русь " выступает словосочетание " Западная Русь " . Западная Русь также понимается в широком смысле как русские земли Великого Княжества Литовского, Русского и Жемойтского, а в узком смысле как Белоруссию. Литовская Русь и Западная Русь в узком смысле могут называться Белая Русь. Земли, на которых в начале XXI в. располагается Белоруссия, большей частью входили в состав Древнерусского государства. Естественно, на этих территориях бытовали русские обычаи, культура, язык. Жившие по соседству с русскими балтские племена – жемойты, аукшайты, ливы, дайнова и др. -испытывали русское влияние, но полностью перенять его не могли. Культурные стереотипы балтов и славян различались по причине религиозных различий. Балты в подавляющем большинстве были язычниками, а славяне к тому времени стали христианами. Древнерусское государство изначально также было языческим, но великий князь киевский Владимир в 988 г. крестил Русь по византийскому обряду. Вместе с новой верой к русским пришла и новая культура, широко развилась письменность, появилось каменное градостроение, начала развиваться иконопись. Русь достаточно быстро приняла христианство. Однако Русское государство в XIII в. распалось на ряд мелких княжеств, которые враждовали между собой, ослабляя друг друга.

http://religare.ru/2_120017.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010