На территории, занятой гепидами, везиготами и бастарнами, и в ближайшем соседстве с германскими пришельцами издревле обитали оседлые народы фракийской группы – карпы на южном склоне Северных Карпат, а южнее их геты и даки. Наконец, в по­коренных готами городах Северного Причерноморья господст­вовала эллинская речь, в то время как Дакия в этот период после переселения туда многочисленных колонистов из разных провин­ций Римской имерии подвергалась ускоренной романизации. Та­ким образом, территории расположения иранских, германских, славянских, сарматских и фракийских племен, а также поселе­ний грекоязычных и латиноязычных колонистов представляли собой причудливую мозаику, в которой к тому же, как в калейдо­скопе, происходили смещения, хотя народы Причерноморья, даже сарматы, в прошлом кочевники, постепенно привыкали к осед­лому образу жизни. Переселение готов на юг России оставило археологический след в виде артефактов Черняховской культуры. Ее название свя­зано с могильником, раскопанным В. В. Хвайко у села Черняхова Киевской губернии в 1900–1901 гг. Археолог вскрыл там 247 мо­гил. Впоследствии артефакты, подобные найденным под Черняховом, были извлечены из недр при раскопках на обширной терри­тории, охватывающей Украину, Молдавию и Восточную Румынию. Черняховская культура просуществовала в течение полутора сто­летий, до начала великого переселения на исходе IV века. Эта культура не была гомогенной, она отчетливо обнаружи­вает присутствие в ней разных компонентов, которые могут быть отождествлены с проживавшими в ее ареале разными этноса­ми: сарматским, фракийским, славянским, а также – в Среднем Поднепровье, на территории исчезнувшей к тому времени зарубинецкой культуры, – балтским. Но эти народы и племена были объединены политически господствующим элементом – герман­ским, готско-гепидским. Разные этносы опознаются по типам за­хоронения: для славян характерны поля погребальных урн, в ко­торые помещали пепел кремированных останков, причем урны клали в неглубоких ямах; сарматские племена ингумировали по­койников и вырывали для них глубокие могилы; готы сжигали останки умерших и помещали пепел в каменных ящиках, на ко­торые сверху ставили новые ящики или плиты, без какой бы то ни было наземной насыпи. Подобные захоронения обнаружены также в устье Вислы, в Скандинавии и Дании.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Ираноязычие всех вообще геродотовых скифовкочевников стоит вне сомнения. Очевидно также, что ко времени Геродота некоторые скифские племена, ализоны, а также борисфениты, подверглись некоторой эллинизации. Геродот определенно обозначает не скифский характер обитавших севернее людоедовандрофагов, меланхленов, будинов, йирков. Не называет он скифами и упомянутых им невров. Высказывались разные предположения об их действительной этнической принадлежности. Б. Рыбаков считает невров славянами, а М. Гимбутас отождествляет невров с восточными балтами, андрофагов – с финнами мордвинами, меланхленов – с поволжскими уграми, а будинов – с вотяками, то есть удмуртами (Гимбутас Мария. Балты. Люди янтарного моря. М., 2004, с. 101–105). Эти сближения, конечно, проблематичны, но не лежат за пределами возможного, во всяком случае, присутствие в Восточной Европе в век Геродота балтских и угро-финских племен – факт бесспорный. Особенно трудный характер имеет вопрос об этнической принадлежности скифовземледельцев. М. Нидерле, Гимбутас и Б. А. Рыбаков считают их славянами. Рыбаков (см.: Б. А. Рыбаков. Язычество древней Руси. М., 1988, с. 40–50) отождествляет со славянами скифовземледельцев, или пахарей, а также борисфенитов и даже однажды упомянутых у Геродота сколотов (см.: Б. А. Рыбаков, цит. изд., с. 188). Но Геродот писал: «Первым жителем этой еще необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена… А у него было трое сыновей: Липоксаис, Арпоксаис и самый младший Колаксаис… От Липоксаиса… произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата – племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев – царя племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами,  т.е. царскими» (Геродот, цит. изд., с. 188). Таким образом, сколоты, по Геродоту, не скифы-земледельцы, но царские скифы, то есть кочевники par excelence. Б. А. Рыбаков, равно как Л. Нидерле и М. Гимбутас, местом обитания праславян Геродотовой эпохи считали среднее Приднепровье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

О Вашем местопребывании я узнал в первые же дни после моего освобождения. Позже я знал уже о том, что Вы участвуете в работах по составлению церковного календаря. А еще позже, и сравнительно недавно, мне удалось чрез посредство нашего общего знакомого вступить с Вами и в некое общение, чему я очень рад. Я очень хотел бы встретиться с Вами и лично непосредственно, но осуществление этого желания связано с настоящим моим положением, обусловливаемым нахождением моем в монастыре. Жизнь и обстановка в Балтском монастыре мне не по душе, главным образом вследствие очень неудовлетворительного состояния в нем богослужений, небрежно и с дурным вкусом исполняемых. Раньше, до марта мес[яца] 1953 г., когда мое церковное служение вдруг оборвалось, я с увлечением работал на приходе, интересуясь всеми возможными по условиям нашего времени сторонами пастырской церковно-приходской деятельности. Теперь я не чувствую в себе достаточно сил для практической деятельности на приходе. Но интереса к литургике и к литургическому служению я не только не утерял, но, именно им-то и движимый и ожидая найти ему удовлетворение в монастыре, я и согласился на поступление в Балтский м[онасты]рь. Пробовать перейти куда-либо в другое место я и устал уже, да и не везде я могу быть прописан с своим паспортом. Поэтому-то меня и интересует Ваша работа. Какая именно эта работа? Мог бы я принять в ней участие? Возможно ли одновременное с нею совершение богослужений? А дальше возникают и практические житейские вопросы: можно ли поселиться недалеко от Вас? Пропишут ли? Мои материальные возможности для жизни после увольнения в заштат 740 могут определяться размерами моей пенсии, которую нужно будет исхлопотать. Прошу Вас, Преосвященнейший Владыко, не отказать ответить мне по содержанию моего письма. Как Вы чувствуете себя в смысле здоровья? Состояние моего здоровья в настоящее время вполне позволяет мне исполнять седмичные богослужения. Будьте здоровы. Прошу Ваших св[ятых] молитв и благословения. Недостойный архим[андрит] Стефан.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Топоров (О древних этнонимах, 14). Но Пт. вообще никогда не передает звук греческой бетой: II в. н.э. – слишком раннее время для перехода беты в виту в ученой традиции. Вставное t(th) при передаче неприемлемого в греческом звукосочетания (ср. вставное k в этнониме склавены) могло бы выглядеть убедительным, но здесь труднообъяснимо выпадение корневого в Птолемеевой форме Σταυανο (ср. все разночтения). Перечисляя народы Сарматии, Пт. выстраивает их в «цепочки» в направлении с севера на юг (сменяют они друг друга в общем направлении с запада на восток): первая заканчивается в верховьях Вислы, вторая в Прикарпатье, а третья завершается ставанами (ср. Ptol. Geogr. III.5.8), которые граничат с иранцами (аланами, уже вышедшими в Подунавье). Ставанам в их «цепочке» предшествуют галинды и судины – балтские племена (Трубачев. Ранние славянские этнонимы, 55). Мюлленхофф считал балтами и ставанов. Это – весьма правдоподобная гипотеза, поскольку именно на границе степи и лесостепи в Поднепровье, где локализуются ставаны, имели место контакты балтов и иранцев в начале христианской эры (Трубачев. Названия рек, 276, 288; Топоров, Трубачев. Лингвистический анализ, 173, 230–231; Седов. Ранний период, 101, рис. 9). О славянах же здесь в это время решительно ничего не известно. Против формальных аналогий и этимологии свидетельствуют еще два этнонима, сходных с реконструируемыми формами; ’Ασταβηνο ‘Υρκανας (Ptol. Geogr. VI.9.5 – Маргиана) и ’Ασταβηνο ’Αρεας, (Ptol. Geogr. VI. 17.3 – Азия). 6 . По представлению Пт., вельты жили на побережье Балтики в районе совр. Литвы. Славянами их считали Шафарик (Славянские древности, 1, 340–369), Браун (Разыскания, 252: вельты-венты), Удальцов (Племена, 49: вельты-венетские славяне), Ловмяньский (owmiaski. Pocztki, II, 44). Шахматов считал этноним кельтским (Schachmatov. Beziehungen, 74; ср.: Rospond. Urslawen, 159). В обоснование славянской этимологии Голомб (Gotqb. Veneti, 324–327) реконструирует этноним veleti, возводя его к славянской форме «гигант», считая ее синонимичной значению корня в этнониме veneti.

http://azbyka.ru/otechnik/6/svod-drevnej...

Главным источником знаний о балтах 6 в. служит материал археологических раскопок. Оружие, конская сбруя, орудия труда, керамические изделия, ювелирные украшения этого столетия сохраняли стилистику аналогичных артефактов предшествующей эпохи. По характеристике М. Гимбутас, особой изысканностью отличались изделия из серебра. «Неизвестно, – пишет она, – откуда поступало серебро для их изготовления. Слитки могли привозить по Днепру, по янтарному пути через Центральную Европу или через Балтийское море и Швецию. Выделяются массивные круглые серебряные браслеты, утончавшиеся к концам, и ожерелья, изготовленные из серебряной проволоки, с совмещающимися концами» 1093 . При этом импортировалось в Балтику серебро в виде слитков, но, за немногими исключениями, не самые изделия. На их местное происхождение «указывает их декор: полоски, круги, полукруги, спирали, точки, крошечные треугольники и ромб. Серебряные чехлы для рогов изготавливали из серебряных пластин с горизонтальными лентами с выгравированным орнаментом, иногда состоявшим из ряда схематично изображенных человеческих фигурок или оленей» 1094 . Одни только материалы раскопок при отсутствии вербальных документов не дают отчетливого представления о политической и социальной структуре балтского общества 6 в. Однако допустимо провести аналогию с другими народами этой эпохи, о которых у нас больше сведений – скандинавами или славянами, а также с народами иных исторических эпох, уровень развития которых имеет параллели с той стадией социальной и культурной эволюции, на которой находились балты, например, германцами, как они охарактеризованы у Тацита. Это позволяет сделать вывод, что пруссы, опередившие других балтов в своем развитии, в 6 столетии стояли на предгосударственной ступени, которую некоторые историки обозначают как военную демократию. Но и у других балтских народов имела место социальная дифференциация. В 6 столетии балтское общество было далеко не однородным в социальном отношении. Не только отсутствие хорошего вкуса, но и богатство позволяло владеть женскими серебряными украшениями непомерной тяжести. Так, некоторые из найденных серебряных «ожерелий отличались особой величиной – одно из них из западной Латвии весило около 1 кг, другое было сделано из переплетенной проволоки длиной 130 см» 1095 . Очевидно, что при всеобщей бедности и скудости средств демонстрировать роскошь столь наглядным образом могли лишь лица, выделявшиеся из среды не только частным богатством, но и статусом, более определенно судить о котором нет данных, но у балтов существовала родовая, военная, возможно, также жреческая аристократия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

561 Протока, соединяющая озеро Меларен с Балтикой, на самом деле тянется с запада на восток. Неправильная ее ориентация у Адама связана с его общим представлением о берегах Балтийского моря как вытянутых в широтном направлении. 562 Античный стадий равнялся 600 футам, т. е. составлял примерно 180 м с некоторыми колебаниями в ту или другую сторону; какую именно меру длины имел в виду под «стадием» Адам, сказать сложно. 565 Пруссов. Пруссы – балтский народ, населявший земли между Вислой и Неманом к северу от Мазурских лесов (ср. 3, примеч. 53; 8, примеч. 182). Из многочисленных прусских племен, хорошо известных по более поздним источникам, хронист знает только самбов, которых, как можно догадываться, отождествляет с пруссами в целом (IV, 18) (см. также примеч. 585). 566 «Скифами» хронист чаще всего именует население Восточной Европы в целом, которая представляется ему прилежащей к Балтийскому морю, тождественному с Меотийскими болотами древних. Таким образом, хороним Scithia в данном случае с большой вероятностью обнимает также и Русь – тем более, что связи Руси с Биркой для Адама не подлежат сомнению (см. примеч. 729). Надо заметить, что образ Бирки (ко времени написания «Хроники» уже не существовавшей) у Адама двоится, включая в себя иногда и современную ему Сигтуну. 567 Содержание термина «Славяния», как и многих других этно- и хоронимов, у Адама неоднозначно. Чаще всего он обозначает славянские племена, подлежащие юрисдикции гамбургского архиепископа, или всех прибалтийских и полабских славян до Одера; иногда к «славянам» прямо причисляются и чехи. При такой размытости словоупотребления для нас важнее всего установить, в каком отношении между собой находятся хоронимы Sclavania и Ruzzia. Они сопоставлены в перечислении, а стало быть, противопосталены в схолии 24 (фрагмент 3) и в главе IV, 32 (фрагмент 12). Вместе с тем этноним Winuli, который хронист время от времени использует в качестве синонима к Sclavi, однажды употреблен по отношению к Руси (см. примеч. 569). Тем самым, положение Руси в составе «Славянии» Адама, похоже, примерно такое же, как статус чехов и поляков: все они не входят в собственно географическое понятие Sclavania, но этнически тождественны населению «Славянии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

—286— Худо – когда поблажают духовенству своей слабостью, но худо когда и за мухой гоняются с обухом. Везде нужна мера, своя психология. Архиерей-чиновник не соответствует идеалу пастыря, который душу свою полагает за овцы своя. Вот после меня уже пятый архиерей в Подолии, – и, к сожалению, не хватает у моих преемников ни терпения, ни умения действовать по-архипастырски. Заменившие меня преосвященный Феогност, бывший мой викарий, Епископ Балтский, – по своему робкому характеру, формализму и нерешительности не мог управиться с Епархию Подольской и перепросился на Владимирскую. Мой же викарий по Холмско-Варшавской кафедре Епископ Маркелл, поступивши Епископом в Подолию, распустил все, и чуть не униатство вводил, – и надо его было убрать оттуда. Преосвященный Викторин покойный сразу круто поворотил, да и скоро скончался. Иустин крепко бранился, и пачкал духовенство всеми мерами перед Св. Синодом, хотя себе дозволял многое и неприличное; возбудил к себе в большинстве ненависть, и просил перемещения. Что сделает, как будет управлять Донат, – услышим. Выходит, что, всяк молодец на свой образец, – ищут себя, а не хотят работать с терпением и самоотвержением и немощи немощных носить. Много беспокойств вытерпел я в Подолии первые годы своего служения в борьбе с застарелыми нравственными болезнями духовенства. Но где борьба, там и тревога. Были священники, совершенно недостойные своего сана, бессовестные, сутяги и безнравственные люди; они и потерпели должное наказание – строгое. И было бы грешно из-за десятка негодных бросать грязь на всю массу духовенства, более чем на полуторатысячного. Большинство, при местных недостатках, более или менее неизбежных, – было хорошо. Были пастыри, и немало их, которые могли служить образцами пастырской деятельности. Такие пастыри много облегчали мне направление слабых и хромающих на обе плесни сослуживцев. При обозрении приходов и церквей Подольской Епархии, по обычаю я собирал в известном пункте целый округ благочиния, а иногда и два вместе, для отчетливости и наставлений с моей стороны. И наставления, устные собеседования, приносили громадную

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

16 октября 1893 года Святейший Синод назначил иеромонаха Амвросия заведующим училищем. В 1897 году он был поставлен начальником Корейской духовной миссии в Сеуле и возведен в сан архимандрита, в 1898 году отозван из Сеула, в 1899 году назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве, а в 1901-м — ректором Волынской духовной семинарии. 30 мая 1904 года архимандрит Амвросий был хиротонисан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии; в 1909 году назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии, в 1914-м — епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии. Есть церковные деятели, которым удается мирно проводить дни своей жизни, делая свое дело, и у которых не заводится каких-либо врагов. В крайнем случае, они всегда готовы отступиться от части своих требований и пойти на уступки. А есть церковные деятели, которые проводят церковную линию решительно и бескомпромиссно, не идя на уступки, и тем самым зачастую дают возможность проявиться и реальной обстановке, и действительным врагам. Таким был епископ Амвросий — мужественный воин Христов. В конце 1916 года епископ Амвросий отлучил двух мирян от причастия за безнравственный образ жизни. Один из отлученных, не оспаривая справедливости обвинения по существу, но не желая отказываться от церковной должности, которую занимал и которая была не совместима с выдвинутыми против него обвинениями, пожаловался на епископа Амвросия правящему архиерею Вятской епархии и просил выступить в свою защиту газеты либерального направления, что те с охотой исполнили. Давая объяснение причины столь недружелюбного отношения части тогдашнего общества и некоторых газет к епископу Амвросию, один из ижевских священников писал: «Преосвященный Амвросий больше всего вооружается против теплохладности в вере и жизни. Этой теплохладностью он объясняет и существование сектантства... и пороков вроде пьянства. Желая возбудить дух ревности о спасении и в пастырях, и в пасомых, епископ Амвросий при посещениях своих совершает вдохновенные богослужения, которые действительно способны разогреть сердца верующих и воспламенить их на все доброе. Коньком деятельности епископа Амвросия является борьба с пьянством... Понятное дело, кому-то речи епископа с призывом к абсолютной трезвости и... обличениями пьянства... приятны, а кому-то и неприятны».

http://foma.ru/kogda-mozhno-za-nego-post...

Пимен (Извеков; 27 июля 1910 г.— 3 мая 1990 г.), 17 ноября 1957 г. хиротонисан во епископа Балтского викария Одесской епархии. В июле 1960 г. назначен Управляющим делами Московской Патриархии. С 1 ноября 1959 г. временно управлял Костромской епархией. 23 ноября 1960 г. возведен в сан архиепископа и стал постоянным членом Священного Синода. С 16 марта 1961 г. архиепископ Тульский и Белевский с сохранением должности управляющего делами Московской Патриархии. С 14 ноября того же года митрополит Ленинградский и Ладожский. С 1959 по 1962 г. временно управлял Луганской, Смоленской и Тамбовской епархиями. С 9 октября 1963 г. митрополит Крутицкий и Коломенский. С 1963 г. член Всемирного Совета мира и Советского комитета защиты мира, член советского комитета по культурным связям с соотечественниками за рубежом. 18 апреля 1970 г. после кончины Святейшего Патриарха Алексия вступил в должность Местоблюстителя Московского Патриаршего престола. 2 июня 1971 г. избран Патриархом Московским и всея Руси. ? Иосиф (Чернов; 15 июня 1893 г.— 4 сентября 1975 г.), 14 ноября 1932 г. хиротонисан во епископа Таганрогского викария Ростовской епархии, с 16 февраля 1933 г. по 1942 г. управлял Донской и Новочеркасской епархией, с 1943 г. по осень 1956 г. епархией не управлял, неоднократно репрессировался. С 12 ноября 1956 г. епископ Петропавловский, викарий Алма-Атинской епархии, с 14 марта 1957 г. правящий епископ Петропавловский и Кустанайский. 25 февраля 1958 г. возведен в сан архиепископа. С 15 сентября 1960 г. архиепископ Алма-Атинский и Казахстанский. С 25 февраля 1968 г. в сане митрополита. Комментарии (1) Так в рукописи. Вероятно, следует читать «Советскую Россию». (2) Так в рукописи. (3) Так в рукописи. (4) Так в рукописи. (5) Так в оригинале. (6) Исправлено, в оригинале ошибочно: Ергиоген. (7) Так в оригинале. (8) Исправлено, в оригинале: покавшему. (9) Исправлено, в оригинале: намыливая. (10) В оригинале последняя цифра даты неразборчива, прочтение предположительное. (11) Так в оригинале. Рекомендуем

http://azbyka.ru/fiction/zapiski-svyashh...

Много ритуальных танцев было совершено прозападной националистической оппозицией католическо-пропольской ориентации вокруг названия самог белорусского государства как одного из трех государств триединого, но расчленяемого русского народа. Многие, даже патриоты, полагают эти пляски дурацкими и бессмысленными, однако, конечно же, это не так. Как известно, после развала СССР националистической партократией, идеологическая верхушка которой была, по преимуществу, ополячено-католического происхождения (во главе с печально известным Станиславом Станиславовичем Шушкевичем), Белорусская советская социалистическая республика была названа Республикой Беларусь, хотя прежде никогда термина «Беларусь» не встречалось. «Белоруссией» Белую Русь называли даже хлопоманы -сепаратисты конца XIX - начала XX вв . Откуда же возникла «Беларусь»? Из переложения названий Белой Руси (Белоруссии, Белой России) с русского языка на созданную хлопоманом Франциском Богушевичем «беларускую мову» по ее грамматике, созданной другим хлопоманом Брониславом Тарашкевичем (по «закону акання»). Официальное название было закреплено, однако в народе, в том числе среди чиновников вплоть до верховной власти, свободно ходило и пользовалось расположением (вместе с самим русским языком) название «Белоруссия», соответствующее и нормам самого русского языка. Каждое такое название озлобляло «свядомых» точно также, как и «на Украине» «свидомых» - по той причине, что те очень хотят превратить «Украину» из русского названия Окраиной пограничных регионов, которое применительно к Малороссии впервые применила (с переменой первой буквы) оккупировавшая ее Польша, в древнюю нацию (характерно, что западный край Сербии, оккупированный на многие столетия германцами, называется Краиной, на которой ныне расположено католическое государство Словения, в котором, естественно, также строится своя «украинская нация»). Конечно, стратегическая цель « беларусизаторов » заключается вообще в упразднении русского корня из названия государства и страны, прародины всех славян перед их расселением и серединой Древнерусского государства со столицей в Киеве, и заменой его именем Литвы ( Летувы ), якобы присвоенным себе южными балтами. Одновременно этими же «антибалтами» пропихивается фальшивая теория «балтского субстрата» белорусов как «неславян». Но в нынешних условиях им нужно побороться хотя бы против отождествления, безусловно, тождественных понятий Русь и Россия (греческого названия Руси в православной Византии) путем срастворения русского корня с прилагательным белый. Так сказать, « Республикабеларусь » - для вымывания из сознания белорусов их русского самосознания .

http://ruskline.ru/opp/2018/sentyabr/12/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010