Из библейского текста мы видим, что Крест – это не аллегория, не красивая метафора, а реальный путь Спасителя для «искупления многих» (Мк. 10:45). Это также мученический путь первых христиан до IV-ro века, это путь новомучеников в нашей стране после большевистского переворота, это современные гонения на каноническую Церковь от раскольников и заангажированных чиновников на Украине . Апостол Павел о своем времени пишет: «Все это происходило с ними как образы; а описано в наставление нам, достигших последних веков» (1Кор. 10:11). Но все это стало актуально и в наши дни. Апостол Иоанн о прообразе Креста говорит: «И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно быть вознесену Сыну Человеческому, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:14). О том же свидетельствует апостол Петр: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды; ранами Его вы исцелились» (1Пет. 2:24). Таким образом, крест есть орудие нашего спасения. Это прежде всего Божий Жертвенник, на котором была принесена самая совершенная Жертва, Жертва Крови Сына Божия. В новозаветных текстах упоминание о Кресте встречается 27 раз! Есть прообразы креста и в Ветхом Завете. Например, четырехчастное и четырехстороннее устройство полков Израилевых в пустыне. По три полка становились к востоку (знамя стана Иудина, они считались первыми), западу (знамя стана Ефремова, они считались третьими), югу (знамя стана Рувимова, они считались вторыми) и северу (знамя стана Данова, они считались четвертыми). В центре образовавшегося полками креста размещалась скиния с Кивотом Завета и левиты (Числ. 2гл.) Иосиф благословил собственных сыновей крестным сложением своих рук: «И взял Иосиф обоих сыновей своих, Ефрема в правую свою руку против левой Израиля, а Манассию в левую против правой Израиля, и подвел к нему. Но Израиль простер правую руку свою и положил на голову Ефрему, хотя сей был меньший, а левую на голову Манассии. С намерением положил он так руки свои, хотя Манассия был первенец. И благословил Иосифа и сказал: Бог, пред Которым ходили отцы мои Авраам и Исаак, Бог, пасущий меня с тех пор, как я существую, до сего дня, Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит отроков сих; да будет на них наречено имя мое и имя отцов моих Авраама и Исаака, и да возрастут они во множество посреди земли» (Быт. 48:13-16).

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/14/kr...

Книга Бытия, повествуя о сотворении мира (гл. 1 и 2), указывает на особое место в нем человека. Среди живых творений Господа он единственный являет собой образ и подобие Создателя. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему… И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» ( Быт.1:26–27 ). Однако после грехопадения Адама и Евы эти образ и подобие помрачаются. Так, в книге Премудрости Соломона сказано: «Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть…» ( Прем.2:23–24 ). Однако Бог не оставляет Своего попечения о нем, не отвергает впавшего в грех человека и не отнимает у него ни Своего образа, ни свободы воли, ни разума. Спаситель приходит на землю, чтобы взять на Себя грехи мира и крестною жертвой искупает род человеческий. «…Он явился для того, чтобы взять грехи наши…» ( 1Ин.3:5 ); «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие не имея пастыря, но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» ( 1Пет.2:24, 25 ); «Каков перстный, таковы и перстные; и каков небесный, таковы и небесные. И как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного» ( 1Кор.15:48–50 ). Повергнуть в прах ПОВЕРГНУТЬ В ПРАХ (НА ЗЕМЛЮ) см. также ВТОПТАТЬ В ГРЯЗЬ Убить, сразить врага (в бою); образно: одержать победу в каком-либо противостоянии, не оставив противнику шансов подняться; унизить. В тексте Библии понятия верха и низа составляют разветвленную образную систему, при этом низ обозначается как земля, грязь, прах, пыль. Повергнуть в прах, грязь, на землю — одержать верх над кем-либо (включая и физическое уничтожение). Иов, благоденствующий, праведный, всеми уважаемый, будучи низвержен с высоты своего положения, прибегает к этим понятиям, чтобы обозначить свое унижение: «Вретище сшил я на кожу мою, и в прах положил голову мою» ( Иов.16:15 ). У Псалмопевца обороты, включающие понятия праха и грязи, выражают прежде всего душевное состояние: «…если я платил злом тому, кто был со мною в мире… то пусть враг преследует душу мою, и настигнет; пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах» ( Пс.7:5–6 , ср.

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Хочешь ли узнать, что Крест Христов был жертвенником, на котором Сам Христос, как жертва непорочная, был принесен Богу ради Его умилостивления? Читай Послание к Евреям, главу 7: Таков и должен быть у нас Первосвященник: святой, непричастный злу, непорочный, отделенный от грешников и превознесенный выше небес, Который не имеет нужды ежедневно, как те первосвященники, приносить жертвы сперва за свои грехи, потом за грехи народа, ибо Он сотворил это однажды, принеся в жертву Себя Самого ( Евр. 7, 26–27 ), И снова, в Послании к Колоссянам: ибо благоугодно было Отцу (...) примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию Креста Его ( Кол. 1, 19–20 ), то есть, Кровью Его на Кресте, излившейся, как на жертвеннике. Это предзнаменовал камень, который Иаков поставил и полил елеем, и назвал домом Божиим ( Быт. 28 ). Хочешь ли узнать, что Крест Христов был лестницей Христовой в славу и царство? Послушай, что говорит Евангелист Иоанн: ныне князь мира сего изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе ( Ин. 12, 31–32 ). Также читай Послание к Филиппийцам: смирил Себя, был послушным даже до смерти, и смерти Крестной. Посему и Бог превознес Его ( Флп. 2, 8–9 ). Хочешь ли узнать, что Крест Христов был орудием нашего спасения? Смотри о проображениях Святого Креста, например, как в первой главе от святого Дамаскина, и у других святых Отцов. Провозвестниками Креста были древо жизни посреди рая, Ноев ковчег, спасающий от потопа, жезл Моисея, пресекающий море, дерево, услаждающее горькие воды, а особенно змей, на дерево вознесенный. Хочешь ли узнать, что Крест Христов был мерилом, которым измерялась цена искупления рода человеческого? Послушай, что говорит Апостол Петр: не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца ( 1Пет. 1, 18–19 ). И Апостол Павел говорит: и вы не свои, ибо вы куплены дорогою ценою ( 1Кор. 6, 19–20 ). Но где и чем измерить эту цену? Что может быть мерилом этой цены? Отвечает Святая Церковь : Посреди двух разбойников мерилом праведным станет Крест Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

" И Всечеловеку-Адаму, всем нам в нем была дана жизнь вечная неумирающая - в древе жизни. Древо жизни Древо Жизни " - не только символ, но и образ, икона. " Древо жизни " невозможно понимать буквально, как просто растущее посреди сада дерево, хотя и это - часть образа, но лишь часть его. Впервые " Древо жизни " упоминается в Священном Писании в самом начале книги Бытия (Быт.2:9). Вновь возникает оно в самом конце Библии, в книге Откровения св. Иоанна Богослова - Апокалипсисе (Откр.22:1-2). " И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его (горнего " Нового Иерусалима " , символа Рая), и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов " . После падения, разрыва, полета в бездну, спасительного обратного процесса - к утерянному совершенству, и, наконец, победы, " нового творения " : " се, творю все новое " - " Новый Иерусалим " . Но это - все тот же Рай: та же чистая река со святой водой жизни, светлой, растекающейся во все четыре стороны, обращающейся в четыре реки, и по обеим ее сторонам, среди четырех ручьев - победительное Древо Жизни, впитывающее в себя святую воду жизни - благодатной, исходящей от " престола " Бога и Агнца - Духа Святаго. Древо жизни упоминается и в следующих местах Писания. В притчах Соломона: " [...] (Премудрость) - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее... " (Притч.3:18). " Плод праведника - древо жизни, и мудрый привлекает души... " (Притч.11:30). " Исполнившееся желание - древо жизни... " (Притч.13:12). " Кроткий язык - древо жизни... " (Притч.15:4). У премудрого царя Соломона " Древо Жизни " - тоже образ, образ Премудрости Божией и мудрости человеческой, плод ее и добрые дела ее. Апостол Павел говорит, что Премудрость Божия - Христос, Сын Божий, Божественное Слово Его, " Логос " , о котором вдохновенно пишет в Прологе к своему Евангелию св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/188/...

Наименование др. райского дерева - «древо познания добра и зла» - есть букв. перевод древнеевр.        , где     (хорошее и плохое, добро и зло) является идиомой, к-рая переводится как «всё» (напр.: «…не могу преступить повеления Господня, чтобы сделать что-либо доброе или худое по своему произволу» (Числ 24. 13); «…господин мой, царь, как Ангел Божий, и может выслушать и доброе и худое» (2 Цар 14. 17); «...всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл 12. 14)). Поэтому 2-е дерево рая есть «древо познания всего», или просто «древо познания». Запрет вкушать его плоды может вызвать недоумение, поскольку все, что сотворил Бог, «хорошо весьма» (Быт 1. 31). Соответственно «хорошим» было и древо познания, плоды к-рого не содержали в себе ничего пагубного для человека. Разрешить это недоумение помогает символическая функция, какую древо выполняло по отношению к человеку. Воспринимать это древо символически имеются достаточные основания, т. к. оно в древности часто выступало как символ познания мироздания. Однако Бог не запрещает познавать окружающий мир. Более того, «рассматривание творений» (Рим 1. 20) стоит в прямой связи с познанием Самого Творца. О каком запрете в таком случае идет речь? Ответить на этот вопрос помогает древнеевр. глагол «познавать» (  ), нередко имеющий значения «владеть», «уметь», «обладать» (ср.: «Адам познал (  ) Еву, жену свою; и она зачала...» - Быт 4. 1). Заповедь запрещала не познание мира, а самочинное обладание им, достигаемое путем вкушения запретных плодов, что приводило к узурпации человеком власти над миром, независимой от Бога. С помощью заповеди человек должен был включиться в процесс воспитания, к-рое было для него необходимо, ибо он находился лишь в начале пути своего совершенствования. На этом пути послушание Богу как своему Отцу не только служило залогом верности человека Богу, но и являлось непременным условием, при к-ром только и было возможно всестороннее развитие человека, призванного жить не в эгоистической самоизоляции, а в любви, общении и единстве с Богом и с людьми.

http://pravenc.ru/text/166457.html

Блаж. Августин высказывает и еще одну своеобразную мысль – слова чтобы возделывать его и хранить его могут быть поняты в смысле отношения Бога к человеку. Бог поселил человека в раю, чтобы там возделывать и хранить его. Блаж. Августин: «Поэтому Бог, создавши человека, чтобы он был человеком, Сам и делает, и хранит его, чтобы он был праведным и блаженным. Отсюда изречение, что человек делал землю такою, чтобы она, уже будучи землею, стала обработанною и плодородною, равносильно изречению, что Бог делал человека, чтобы он, уже будучи человеком, стал благочестивым и мудрым, и хранил его» 235 . Адам, человек, был введен Богом в сад Эдемский, в рай, чтобы возделывать его и хранить его. С тех пор, в каждом человеке, и, в особенности, в мужчине, живет труженик и воин. Это земное призвание человека. Муж-человек должен трудиться и охранять Божий сад – сад души, сад семьи, сад земли, сад Царствия Божия. 4.5. Видение Еноха Праведного Некогда был восхищен в рай св. апостол Павел. Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет, – в теле ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, – восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке, – (только) не знаю – в теле, или вне тела: Бог знает, – что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:2–4 ). Видение апостола Павла отражает представление иудеев о семи небесах. На третьем из них – рай. На небо был взят праведный Енох ( Быт. 5:24 ). В «Книге Еноха Праведного» («Славянском Енохе») описано, как Енох восходил на небо, проходя все семь небес. На третьем небе он видел рай. «И взяли меня (Еноха) оттоле мужи те и возвели на третье небо; и поставили меня посреди Рая. Вид же места того красоты незнаемой есть: всякое древо цветами украшено, всякий плод наливается, всякое брашно кипит изобилием на всякое время, всякое веяние благовонно, и четыре реки мимотекущие, тихо шествующие. И Древо Жизни на месте том, где почиет Господь, когда входит Господь в Рай, и древо то отменно благовонием своим несказуемым. И другое древо подле, масличное, точащее елей непрестанно. И всякое древо благоплодно, и нет там древа бесплодного, и на всем месте том благословение. Ангелы же, хранящие Рай, светлые весьма, немолчными гласами сладкопения своего служат Богу на всякое время.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Посреди рая находилось древо жизни, вкушением плода его поддерживалось бессмертие тела человеческого (см. приложение 1). Находилось посреди рая и другое древо, древо познания добра и зла. Господь, введши первозданных в рай, заповедовал Адаму: От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь ( Быт. 2:16,17 ). Эта заповедь объясняет многое. Очевидно, что плоды дерев райских... гораздо тоньше и сильнее, нежели плоды земные, действуют не только на тело, но на ум и душу. Одно древо было древом жизни, а другое древодревом познания добра и зла. Познание этого хранилось, отлагалось, может быть, для усовершившихся деланием и хранением рая, – для новосозданных оно было преждевременно и смертоносно. Такое суждение заимствуем из опытного учения великих иноков. Они завещают новоначальным подвижникам немедленно отвергать всякую злую мысль, только что она явится уму, потому что ум новоначального еще слаб и неопытен, еще не разрушил вражды со грехом и, вступив в беседу с ним, непременно увлекается и низлагается им. Напротив того, отцы завещают преуспевшим подвижникам не тотчас отвергать злую мысль, нужно сперва рассмотреть, истязать, обличить и тогда уже отринуть ее: подобным образом действия доставляется особенная опытность в невидимой борьбе с духами злобы, изучаются их лукавство, их козни, сила веры, смирения и молитвы» (32: 163, 164 со ссылкой на «Достопамятные сказания», об авве Иосифе Панефосском, гл. 3). В дальнейшем людям неоднократно давались заповеди (заветы, уставы, законы, определения, постановления, повеления), в которых определялось: что надо делать и что нельзя; что ожидает людей, если они будут выполнять постановления Божии (волю Божию) (см., например, Исх. 15: 26 ; Лев. 25: 18; 26: 3–12 ; ; Мф. 7: 21; 19: 17 ; 1Ин. 2: 17 ) и что ожидает, если не будут (см., например, Лев. 26: 14–41 ; ). Заповедь, аналогичная по структуре заповеди, данной Адаму, приведена, например, во Втор. 30: 15–19 . В ней, в частности, говорится: «... жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое...» О наказании смертью за невыполнение заповедей Божьих сказано, например, во Втор. 8: 20; 30: 15, 17–19 . Глава 3. Грехопадение прародителей в раю (первородный грех)

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Я, однако, вижу другие «произрастения» земные и по-другому воспринимаю множество плодов. Ибо если моя «земля» принесет плод, если по благословению Господа «даст произрастения свои», я своим умом пойму и смогу объяснить, что представляет собой и какого рода эта земля, которая, приняв дождь с небес, дает плоды разумного «произрастения». Послушай свидетельство Евангелия, где говорится, как «вышел сеятель сеять; и иное [семя] упало при дороге, иное упало на места каменистые, иное упало в терние, иное упало на добрую землю». И то, которое «упало на добрую землю, принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» ( Мф.13:3 и далее). 4 . Сказано: «И дерева полевые дадут плод свой» ( Лев.26:4 ). В нас самих есть «дерева полевые», дающие «плод свой». Что же это за «дерева полевые», дающие «плод свой»? Возможно, слушающий воскликнет: «Что еще придумал этот сочинитель? Зачем он отовсюду собирает слова, лишь бы только не объяснять прочитанное? Как это он учит, что внутри нас “дерева” и растения?» Если не будешь бездумно возражать, то услышишь: «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые» ( Мф.7:18 ). Таким образом, в нас произрастают либо добрые деревья, либо худые, и добрые не могут «приносить плоды худые», а худые не могут «приносить плоды добрые». Хочешь, приведу тебе названия деревьев, которые растут внутри нас? Это не смоковница, не яблоня, не виноградная лоза, но одно дерево именуется праведностью, иное – рассудительностью, иное – стойкостью, иное – воздержностью. И если хочешь, узнай об еще более великом множестве деревьев, которыми, как подобает думать, был засажен даже рай Божий. Ибо там росло древо милосердия, и иное – древо мудрости, и иное – древо учения, и иное – «древо познания добра и зла». И над всеми ними – «древо жизни» (ср. Быт.2:9 ). Но не кажется ли тебе еще более великим, что «Отец», небесный «земледелец 85 » (ср. Ин.15:1 ), насаждает такие деревья в твоей душе и взращивает подобные растения в уме твоем?

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/gomilii...

1401 . 4 . Для постоянного подкрепления и освежения телесных сил первозданного человека, для поддержания жизни его навсегда, Бог насадил посреди рая древо жизни ( Быт. 2:9 ), плодами которого питаясь, человек и телом был бы безболезнен и бессмертен (Простр. Хр. Катех. о чл. 1, отв. на вопрос: что такое древо жизни?). Посему-то Священное Писание свидетельствует, что Бог смерти не сотворил ( Прем. 1:13 ), что Он создал человека в нетление (- 3:23), и что одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили ( Рим. 5:12 ). Равным образом святые Отцы единогласно учат, что человек создан был бессмертным или для бессмертия; 1402 и Православная Церковь на Карфагенском Соборе определила: “если кто скажет, что Адам, первозданный человек сотворен смертным, так что хотя бы согрешил или не согрешил, умер бы телом, т.е. вышел бы из тела, не в наказание за грех, а по необходимости естества: да будет анафема” (Прав. 123). Но, с другой стороны, из Писания же видно, что это бессмертие человека даже по телу зависело не от свойства самого тела его, созданного из земли, а от божественной благодати, и орудием этой благодати было насажденное в раю древо жизни: и теперь, сказал Господь по падении нашего праотца, как бы не простер он руки своей, и не взял от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт. 3:22 ). Древние учители Церкви также разумели под бессмертием Адама даже по телу не то, будто он не мог умереть по самому свойству своей телесной природы, а то, что он только предназначен был для бессмертия, 1403 что он мог не умирать по особенной благодати Божией, если бы оставался верным Богу, в награду за свою покорность, 1404 и что проводником этой благодатной силы Божией служило в раю древо жизни. “Если бы мы, говорит святой Григорий Богослов , пребыли тем, чем были, и сохранили заповедь, то сделались бы тем, чем не были, и пришли бы к древу жизни от древа познания. Чем же мы сделались? Бессмертными и близкими Богу”. 1405

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

«Вопрос XLIII. Если в Писании говорится, что мудрость есть древо жизни (Притч. 3: 18), а дело мудрости – различать и ведать дерево познания добра и зла (Быт. 2: 9), то чем же тогда отличается [последнее] от древа жизни? Ответ. Учители Церкви, в силу [обитающей] в них благодати могущие сказать многое на сей счет, сочли нужным скорее обойти молчанием это место, поскольку мысль [человеческая] не может достичь глубины многого из того, что начертано [в Писании], – поэтому они и удерживались от того, чтобы изрекать нечто глубокомысленное. А если некоторые [из отцов] и высказывались [по этому поводу], то прежде они определяли способность [восприятия своих] слушателей, а затем изрекали для пользы научаемых лишь некую долю [этой тайны], оставляя большую часть [ее] неисследованной. И я скорее бы рассудил обойти молчанием это место, если бы не догадывался, что [такое умолчание] удручит боголюбезную душу вашу. Поэтому только, ради вас я буду говорить то, что доступно всем и что полезно для разумения как малых, так и великих. Древо жизни и древо, не являющееся таковым; то, которое именуется “древо жизни” само по себе, и то, которое не есть древо жизни, но только древо познания добра и зла, – [эти оба древа] обладают многими невыразимыми различиями. Ибо древо жизни, разумеется, есть древо, созидающее жизнь, а древо не–жизни есть древо, созидающее смерть. Ибо очевидно, что древо, не созидающее жизнь, поскольку оно не называется “древом жизни”, будет созидающим смерть, поскольку ничто другое, [кроме смерти], не противопоставляется жизни в качестве ее противоположности. Кроме того, древо жизни, как мудрость, обладает величайшим отличием от древа познания добра и зла, которое не есть мудрость и не именуется ею. Мудрости свойственны ум и разум, а состоянию, противоположному мудрости, свойственны неразумие и чувство. Стало быть, поскольку человек был приведен в бытие состоящим из умной души и чувственного тела, постольку пусть будет древо жизни, по одному созерцанию, умом души, в котором и находится мудрость. Соответственно, древо познания добра и зла [тогда будет] чувством тела, в котором, как это очевидно, и происходит движение неразумия. И человек, принявший божественную заповедь – не прикасаться к этому древу опытным и действенным путем, не сохранил ее.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010