Райский сад и его насаждения Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 7 ноября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 61, 2011 Для достойного прославления святых угодников Божиих и молитвенного назидания обращающихся к ним гимнографы нередко используют различные образы 1 . В новозаветное время, когда Иисус Христос Своими страданиями открыл нам райские двери, тема рая становится важной и распространённой. В Библии говорится: И насади Господь Бог рай во Едеме на востоцех, и введе тамо человека, егоже созда (Быт 2:8). Образ рая и райских растений часто встречается в древнерусской литературе 2 . Образ рая и райского сада — устойчивый топос в богослужебных текстах. Гимнографы прославляют также произрастающее в нём райское Древо жизни, Крестное древо, так как в новозаветное время они связаны с Подателем жизни Христом Спасителем и Его искупительным подвигом. Наряду с Крестным древом творцы песнопений называют в составленных текстах и другие растения и цветы для прославления различных подвигов святых угодников Божиих. Священномученик Евсевий Самосатский (†380; пам. 22 июня): “Яко шипóк 3 , яко благовонен крин 4 , яко рай Божий, показался еси, посреде жизни имея древо, Самодетеля всех и Господа” 5 . Таким образом, уподобляясь розе и лилии, святой иерарх в центре своей жизни имел Господа Творца. В службе Происхождению Животворящаго Креста Господня говорится: “Иже посреде земли насадивыйся, Честный Крест и ныне ветви простирает… и вся осеняет, покланяющияся ему” 6 . Ученики Христовы несли слово Евангельское людям. Апостол Карп (I; пам. 26 мая), един от семидесяти, проповедовал: “Яко садоделатель изряден, показал еси людем Животное Древо, от Негоже ядый, жив будет… во веки” 7 . В службе преподобному Ферапонту Можайскому (†1426; пам. 27 мая) называется подлинный Садовник райского сада — “Всеблагий Вертоградарь, Христос” 8 . Покровителем огородничества и садоводства является святой мученик Конон градарь (пам. 5 марта) 9 , уроженец Назарета Галилейского, пострадавший за Христа при Римском императоре Декии (249–251). В древней службе ему говорится, что он привился добрей Маслине — Христу 10 . Его изображение имеется на фресках новгородского храма Спас на Нередице (XII в.) и отличается наличием красного ободка в нимбе. Предполагается, что “красный ободок мог мыслиться как предельно компактный символ красоты садов, предмета земных попечений Конона. Зритель с достаточно развитым символическим инстинктом мог легко угадать в красном компоненте фрески, находящемся в столь значимом месте как нимб, то есть в самом средоточии духовности, рефлекс того, чем красен сад — краснощёких яблок, спелых вишен, смородины, малины” 11 .

http://pravmir.ru/rayskiy-sad-i-ego-nasa...

Смирение святых Брат: Я бы еще спросил вас, преподобный отче, если вы не рассердитесь. Старец: Не рассержусь, брат Иоанн, спрашивай все что хочешь. Брат: Преподобный отче, а разве у святых было смирение? Старец: Об этом, брат Иоанн, думаю, излишне и спрашивать. Но поскольку ты подумал о них, то знай, что от начала мира и доныне, кроме прочих своих добродетелей, они имели и смирение. Потому что без этой великой добродетели никто не смог стяжать спасения, и нет другой двери, кроме двери смирения, через которую кто-нибудь смог бы войти в Царство Небесное. Потому святой Иоанн Лествичник и назвал смирение «дверью Царства Небесного» . А для закрепления сказанного доселе я приведу тебе несколько свидетельств из Священного и Божественного Писания. Начнем со святого и блаженного патриарха Авраама. Он был великий святой и большой друг Божий (см.: Быт. 15: 6; Иак. 2: 23), ради веры своей. Ибо он был столь послушлив Богу, что, получив от Него повеление, поспешил принести в жертву единственного сына своего, Исаака (см.: Быт. 2: 1–10). Потому ради таковой его правой веры и ради совершенного послушания Бог благословил его, чтобы род его умножался на земле, как звезды небесные и как песок морской, и чтобы через него были благословлены все народы земли (см.: Быт. 15: 5; 22: 17–18). И много раз он удостаивался говорить с Богом и спрашивал Его о погублении Содома и Гоморры (см.: Быт. 18: 20–33). И вот, сподобившись такой благодати и таких благословений Божиих, блаженнейший патриарх Авраам не превознесся в сердце своем, но с великим смирением исповедуется пред Богом и считает себя прахом и пеплом (см.: Быт. 18: 27). Однако не только в преблаженном Аврааме мы видим смирение, но и в потомках его. Например, в Исааке, сыне его, который явил великое смирение и послушание, неся на плечах своих дрова, на огне которых он сам должен был быть принесен в жертву Богу (см.: Быт. 22: 6). И через это послушание и смирение он стал прообразом Сына Божия, несшего на плечах Своих древо Креста, на котором Он принес Себя в Жертву для искупления всего рода человеческого.

http://pravoslavie.ru/43999.html

Ветхий Завет. Книга Притчей Соломона, сына Давидова. Главы 14, 15 27 Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 28 Во множестве народа — величие царя, а при малолюдстве народа беда государю. 29 У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость. 30 Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей. 31 Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся. 32 За зло свое нечестивый будет отвергнут, а праведный и при смерти своей имеет надежду. 33 Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе. 34 Праведность возвышает народ, а беззаконие — бесчестие народов. 35 Благоволение царя — к рабу разумному, а гнев его — против того, кто позорит его. 1Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. 2 Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость. 3 На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых 4 Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа. ______________ Вы можете поделиться своими мыслями в комментариях Страх Господень — источник жизни    Ключом к пониманию сегодняшнего отрывка оказываются стихи 27 и 3 (27. Страх Господень — источник жизни, удаляющий от сетей смерти. 3. На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых ). Книга Притчей опять возвращает нас к теме страха Божия, на этот раз называя его «источником жизни» (ст. 27). Именно он удаляет боящегося Бога от сетей смерти. Снова становится понятно, что страх Божий — не обычный страх наказания за совершенный грех. Хотя, конечно, иногда и страх наказания может удержать человека от чего-нибудь дурного. Но это слишком внешняя, слишком поверхностная защита.    Страх наказания сдерживает человека извне, но по-настоящему сдержать и направить человека можно только изнутри. Из той самой глубины, где пребывает «дыхание жизни», которое от Бога (Быт 2:7). Вот оно, это дыхание, и есть источник жизни для человека. Источник, которого сам человек часто вовсе не замечает, хотя только им и живет. А когда замечает, переживает тот священный трепет, который и называется в Библии страхом Божьим.

http://bible.predanie.ru/vypusk-dvadtsat...

Рассуждение двадцать четвёртое. О наготе Блажен бдяй и блюдый ризы своя, да не наг ходит и узрят срамоту его ( Откр.16:15 ). § I Нагота душевная есть, когда душа наша в разуме повиновения Христова не одеяна пребывает; ибо сия есть одежда наша, которою мы облечены в Крещении, как пишет Павел: елицы бо во Христа крестистеся, во Христа облекостеся ( Гал.3:27 ). Одел нас Христос одеждою спасения; спасение сие – Сам Он есть. Таковою наготой невинности и святости одеты были прародители наши, как объявляет Моисей: и беста оба нага, Адам же и жена его, и не стыдястася ( Быт.2:25 ). В сей то Адамовой наготе не вмещалось злое похотение и лукавое произволение. § II Нагота душевная есть, когда мы неправедны: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия ( Рим.3:23 ); когда присвояем мы себе правду и святость. В сем изобличая Бог Лаодикийского Епископа, говорит: глаголеши, яко богат есмь и обогатихся и ничтоже требую; и не веси, яко ты еси окаянен и беден, и нищ и слеп и наг ( Откр.3:17 ). В Ветхом Завете прокажённые ходили наги, не покрывая главы своей, как пишется: и прокажен, на немже есть язва, ризы его да будут раздраны, и глава его не покровена, и около уст своих да обвиется, и нечист прозовется ( Лев.13:45 ): мы все духовно прокажены есть, душа наша исполнена язвы греховной, одежда чистоты – раздрася, глава – Богомыслием непокровена, уста – злобою и клеветою обвиты, а следовательно и мы духовно нечисты должны именоваться. § III Плачевна человеческая нагота: 1) рождения. Древо с корою, животные с волною, птицы с перьями, волк и другие животные с одеждою, рыбы с чешуёй – один человек рождается наг и слаб. 2) Бедности, как Апостол Павел говорит: до нынешняго часа и алчем, и жаждем, и наготуем, и страждем, и скитаемся ( 1Кор.4:11 ). § IV Душевной наготе подобна телесная. Увеселения против бедственной наготы телесной: 1) Августин в книге утешений говорит к бедному человеку: „Бог тебе есть вся во всех, если ты алчешь – Он есть хлеб; если жаждешь – Он есть вода; следовательно и если ты наг – Он одежда будет во время Страшного суда, – одежда небесная» 34 . 2) Христос был наг. Не отречёмся убо, и мы следовать наготе Того, Который очистил наши грехи, загладил неправды, и одел нас в одежду святости, и Самому Себе нашу душевную наготу вменил. 3) Христос наг на поносном древе висел, и сия нагота Его была самопроизвольная: нас ради обнища богат сый, да мы нищетою его обогатимся ( 2Кор.8:9 ). Помышляй убо, о Христианине, Христа, тебя ради обнищавша, и горесть бедствия – сладостным терпением растворяй.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Lebed...

Адам устраняется от древа жизни, чтобы как-нибудь, по словам Бога, не прикоснулся он к древу жизни. Там жизнь подавляется и древо жизни удаляется от преступника заповеди; здесь воздвигается древо крестное и все желающие пожинают жизнь вечную. В раю после падения Адам, угрызаемый совестью, скрывается от Бога, а Тот, кто все испытует, привязывает его и говорит: «Адам, где ты» ( Быт. 3:9 )? Ты не знаешь, где он? Ты спрашиваешь: «Адам, где ты»? Нет, очевидно, в обличение его беззакония говорит Бог: где ты? – вместо того, чтобы сказать: каково твое состояние? Доставило ли тебе равенство с Богом обман змея? Видишь ли ты, что ты наг? «Бог ты»? «Голос Твой услышал я ...и скрылся», отвечает Адам ( Быт.3:10 ). Он в раю скрывается от Бога, а апостолы говорят: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу» ( 2Кор. 3:18 ). Видишь, какое дерзновение вне рая? Видишь, какое посрамление в раю? В раю после грехопадения Бог одел Адама в кожаные одежды. Сравним теперь и одежды. Адам там облачился в одежды, а здесь: «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» ( Гал. 3:27 ). Там по заключении рая херувим и обращающееся оружие, заграждающее доступ в рай; оно было как бы стеной и преградой для Адама, не позволявшей ему за преслушание войти в рай после грехопадения. Не в порицание раю говорю я это, но в пояснение, что то богоприличное место нисколько не принесло пользы тому, кто не пожелал пребывать в добре. И последствием явилась как бы огненная стена, окружавшая рай и не позволявшая преступнику войти туда. Но чтобы показать, что не огонь сам по себе, а исключительно преступление препятствовало Адаму пройти через огненную стену, огненная колесница вознесла Илию на небо. Не обманывается Церковь Божия, говоря: «облек меня Бог в ризу спасения... как невесту украсил красотою, как землю, растящую плод свой, и как великий вертоград истины» ( Ис. 61:10–11 ). Этот великий вертоград – Церковь вселенская. Христос царствует в ней и в Него верит Церковь , как в своего законоположника.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

...и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю ( Быт.1:27–28 ). Позднее Христос возвеличит его Своим святым пришествием, будучи на браке в Кане, и началом Своих чудотворений: Так, положил Иисус начало своим чудотворений в Канне Галилейской. Вот почему брак – это начало умножения и распространения людей на земле. Браком наполняется и удерживается весь мир, а без брака он бы опустел. Одним словом, брак – это естественная основа, корень всего человечества. Как только брак и корень станут святыми, освятится целиком и (древо) с ветвями, то есть рожденные в браке люди. Как говорит Павел, если корень свят, то и ветви ( Рим. 11:16 ). Если же брак в корне нечист, то и такими же негодными и нечистыми обязательно будут и ветви, рожденные в браке. Именно в этом я вижу причину того, что многие люди сегодня впадают в грех , потому что рождаются от порочных и нечестивых браков. Как в других таинствах не уместны игры и пляски, так не должно их быть и в таинстве брака Теперь уразумели ли вы, возлюбленные мои братья, почему на христианских свадьбах негоже играть, плясать и петь? Однако это станет для вас еще понятнее после моего дальнейшего рассказа. В нашей кафолической православной вере есть семь таинств: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Священство, Покаяние, Елеосвящение и Венчание. Итак, если было бы удобно и законно играть, плясать и петь во время венчания, которое является одним из семи таинств, тогда полагалось бы творить то же самое и на крещении, и на миропомазании, и на священстве, и на остальных тоже. Однако же этого нет, потому что христиане не играют на музыкальных инструментах, не пляшут и не поют песен ни во время крещения, ни во время миропомазания, ни во время причащения, ни при покаянии и елеосвящении. Так же не подобает им играть на инструментах, плясать и петь при вступлении в брак. Если же на свадьбе все-таки играют и устраивают пляски и песнопенья, наступает одно из двух неизбежных последствий: или брак перестает быть таинством, как и шесть остальных, или и на остальных шести надобно точно таким же образом играть, плясать и петь, поскольку все таинства равны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Исходище вод не может не напоить. И слово Божие не может измениться. Об этом говорит Христос: «доколе не прейдёт небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдёт из закона, пока не исполнится всё» ( Мф.5:18 ). В Священном Писании благодать Божия часто именуется живой водой, которая очищает, освящает человека (см. Ин.4:10 ). Праведник никогда не остаётся духовно бесплодным. Его жизнь, поступки воздействуют на окружающих. А если Бог дал ему дар слова – пророческий, проповеднический или просто способность излагать это, человек принесёт огромные плоды, которыми потом будут жить поколения людей. Священное Писание передавали пророки – и слова их остались на века. Дерево, питаемое чистыми водами источника, является символом духовности и праведности, имеющей начало от Бога. Праведники – дерево насажденное, а не случайно занесённое, оно возделано заботливой рукой. Это открывает, что не всякая духовность – от Бога. Господь не велел людям вкушать плоды от древа познания добра и зла – и исключил путь «всезнания» ( Быт.3:5 ). Есть в Библии и другие примеры, из которых видно: Творец решительно запретил приносить Ему чуждый огонь, самоличную форму богослужения (см. Чис.26:61 ). Подлинная духовность – от Духа Божия. «Не всякому духу верьте», – заповедали апостолы (см. 1Ин.4:1 ). На Древнем Востоке идея бессмертия часто передаётся словами «растение жизни», «древо жизни». В Новом Завете повторяется, что сила роста – во власти единого Бога. «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?» – говорит Спаситель ( Мф.6:27 ). И апостол Павел писал: «Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог» ( 1Кор.3:6 ). Любое дерево приносит только ему свойственные плоды: еже плод свой даст во время свое. Через семена, заключённые в плодах, воспроизводится жизнь природы. «Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые»; «Итак, по плодам их узнаете их», – учит нас Спаситель мудрости безошибочного различения доброго и злого ( Мф.7:18, 20 ). «Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа есть дух» ( Ин. 3: 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Breev/...

Но когда тело Его повесили на древо (креста), в котором (заключены) были сокровища жизни язычников, то (Господь) призрел на землю язычников, которая приняла эти сокровища. Иосиф также сказал: „вынесите кости мои отсюда ( Быт.50:25 )“, потому что пока это святое сокровище оставалось в той нечистой стране, Господь оказывал ей милосердие. По той же причине Иудеи возвращены были из земли Вавилонской. И если это должно сказать о святых, то тем более о Господе их. Гвоздями прибиты были руки, которые освободили нас от уз смерти. Прибиты были руки, которые разрушили наши узы и связали тех, кои связывали нас. Дивно, что мёртвые умертвили Живого и Умерщвлённый оживил мёртвых. Они умножили своё неистовство и увеличили до высшей степени, а Он умножил Свои великолепные дары и ниспустил даже до ада. Вот Мёртвый, которого —312— смерть похитила и умертвила и, по свидетельству Писания, ввела в гроб, и который воскрес и обнажил пещеру пленения Своего. Смерть похитила Его, умертвила и унесла, пока Он спал, но потом пробудившись Он исшёл и похитил хищника Своего. Вот Распятый, Который распял тех, кои возвели Его на крест, и вот – пленник, который пленил того, кто (ранее) сделал Его пленником. Крест Твоей смерти стал источником жизни для нашей смертности; все, кто пили из Твоего источника, произвели плоды, подобные твоему питию. Смерть поела жизнь, которая скрывалась в смертных телах, и не знала, что жизнь съедается под (видом) того же тела 2274 . Алчущая смерть поспешила поглотить Его, но поспешила и выпустить Его из своей власти. Так как смерть вошла посредством слуха Евы, то через слух Марии вошла жизнь, и поскольку человек впал в долги посредством древа, то Христос пришёл и посредством древа уничтожил их. Иудеи старались одно за другим устранить чудеса Его. „Сей, – говорят, – отверзший очи слепому не мог ли сделать так, чтобы и он не умер ( Ин.11:37 )?“ И когда и его 2275 также воззвал к жизни, то опять сказали: „сего оживил, а Сам Себя оживить не может (ср. Мф.27:42 )“. Насколько они ослабляли прежние чудеса, настолько большие (прежних) чудеса Христос показал им: вместо слепого – четырёхдневного умершего, вместо этого умершего – толпу мертвецов, которую вывел из гробов. Когда они осмеивали новые чудеса, говоря: почему Он не может сделать этого, то становились сви-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Из мёртвого Льва от колена Иудина (Быт.49:9) мы вкушаем сладкий источник жизни – здесь, на новой земле, под новым небом. Здесь обитает правда Его, встретившаяся с Его милостью (Пс.84:11). Здесь мы с ним – люди новые и Завет Его Новый написан Духом Его в наших сердцах, ставших из каменных плотяными (Иез.36:26-27) – ибо Он неложно и навсегда причастился нашей плоти и крови (Евр.2:14). Он, прорвавший уловом сети, был средь мертвых – и вновь живет. Навсегда знаменован смертью Он, вкушающий мед из сот…   Он, неузнанный – узнаваем по следам на Его ребре. Он не в ветхом городе с нами – на пути к Масличной горе.   Сухо древо, и свиток горек, но не смирны здесь аромат, и не спрятал Его садовник, и цветет Его виноград. +++ Святой Боже, Святой Крепкий, Святой Бессмертный – помилуй нас. Читайте также — Какого числа Радоница в 2018 году? Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 17 апреля, 2023 13 апреля, 2023 18 апреля, 2014 28 апреля, 2014 16 февраля, 2024 2 ноября, 2023 28 октября, 2023 25 апреля, 2023 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 13 апреля, 2023 18 апреля, 2014 28 апреля, 2014 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

http://pravmir.ru/radonitsa-myod-sampson...

20 . Делать все во имя и ради славы Господа: едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию ( 1Кор. 10, 3 ). – Все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа нашего Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца (Кор.3, 17). 21 . Жить и умирать для Господа, а не для себя: почитайте себя живыми для Бога во Христе Иисусе Господе нашем ( Римл. 6, 11 ). – Никто из нас не живет для себя, а живем ли, для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем ( – 14, 7 – 8). – Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего ( 2Кор. 5, 15 ). 22 . Жить в правде: Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды (Петр. 8, 24). – Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности; освободившись же от греха, вы стали рабами праведности ( Римл. 6, 20. 18 ). 23 . Жить миролюбиво: умоляем вас, братия, усердно стараться о том, чтобы жить тихо (1 Сол, 4, 10. 11). – Будьте мирны ( 2Кор. 13, 11 ). 24 . Поступать достойно Бога, чтобы угодить Ему: умоляем вас поступать достойно Бога, во всем угождать Ему; поступать достойно звания, в которое вы призваны. Живите достойно благовествования Христова ( 1Сол. 2, 12 ; Кол. 1, 10 ; Еф. 4. 1 ; Фил. 1, 27 ). 25 . Жить честно пред всеми: но всем желаем вести себя честно ( Евр. 13, 18 ). 26 . Проводить жизнь со страхом: со страхом проводите время странствования вашего ( 1Петр. 1, 17 ). 27 . Ходить пред Богом: ходил Енох пред Богом, и не стало его, потому что Бог взял его ( Быт. 5, 24 ). Ной ходил пред Богом. ( – 6, 9). Господь явился Аврааму и сказал ему: Я Бог всемогущий; ходи предо Мною, и будь непорочен ( Быт. 17, 1 ). – Иезекия молился Господу, говоря: о Господи! вспомни, что я ходил пред лицом Твоим верно и с преданным Тебе сердцем ( Ис. 38, 2. 3 ). 28 . Жить в Господе, в обновленной любви: как вы приняли Христа Иисуса Господа, так и ходите в Нем ( Кол. 2,6 ), во обновленной жизни ( Римл. 6, 4 ); и живите в любви, как и Христос возлюбил вас (Еффс. 5, 2).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010