В своем приветственном слове епископ Серафим отметил важность обсуждения семейных ценностей в широкоформатном диалоге и обратил внимание на то, что наибольшее количество многодетных семей проживает в Брестской области, которая лидирует по количеству зарегистрированных религиозных общин. В этом проявляется прямая связь между крепостью семьи и веры. «Богоустановленность и святость семьи, брака — это для Православной Церкви и других религий очевидный факт. Но в наше время он начинает подвергаться сомнению, поэтому очень важно, что в Конституции, в Основном законе нашей страны, утверждается эта божественная истина», — добавил архипастырь. Председатель Синодального отдела БПЦ по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Павел Сердюк в своем докладе подчеркнул, что обеспечение благополучного, чадолюбивого и многодетного образа жизни в православном христианском сообществе и за его пределами является одним из главных направлений служения Белорусской Православной Церкви. «Подготовленные и направленные Белорусской Православной Церковью предложения по изменению и дополнению Конституции Республики Беларусь, по нашему мнению, станут еще одной отправной точкой в дальнейшем взаимодействии Церкви и государства на благо семьи», — констатировал отец Павел. Заместитель министра труда и социальной защиты Валерий Ковальков проинформировал, что в Беларуси растет число многодетных семей: «Наблюдается очень хороший тренд по увеличению количества многодетных семей. За период с 2009-го по 2019 год их количество выросло на 69%». Участники круглого стола сошлись во мнении, что семья — величайшая ценность для человека и общества. Ее созданию и сохранению сегодня нужно придавать особое значение, так как крепкая и дружная семья — основа сильного и процветающего государства, опора и надежный тыл каждого человека. В обсуждении также затрагивалась тема необходимости правильного воспитания молодого поколения.  Выступающие отметили важность работы с молодежью на всех уровнях, и подчеркнули, что ответственность за воспитание детей возлагается на обоих родителей.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Меня эта ситуация просто поразила, ещё раз убедила в том, что Алексей Ильич - это явление. Я горжусь как член академической корпорации, что этот человек есть в Московской духовной академии. И хочу задать вопрос читателям РНЛ: на кого похож Алексей Ильич? Я долго думал, с кем его можно сравнить, и пришел к выводу - с Суворовым. Такая же молниеносность мысли, внутренняя собранность, ну и победы, которых я ему желаю и в дальнейшем! Биографическая справка: А.И.Осипов родился 31 марта 1938 г. в городе Белёве Тульской области в семье служащих. До 1952 года проживал в городе Козельске Калужской области, затем — в поселке Оптино Козельского района. С 1952 года жил в городе Гжатске (ныне Гагарин) Смоленской области. В 1955 году, окончив школу, отказался поступать в какой-либо вуз и дома три года изучал начала богословия под руководством игумена Никона (Воробьёва). В 1958 году, сдав экзамены за три учебных года, поступил в четвёртый (выпускной) класс Московской духовной семинарии. Через год продолжил своё обучение в Московской духовной академии, окончив её в 1963 году со степенью кандидата богословия. В 1964 году прослушал курс аспирантуры при Московской духовной академии. С 1965 года — преподаватель основного богословия в Московской духовной академии, с 1969 года — доцент, с 1975 года — профессор. В 1985 году присвоена учёная степень доктора богословия honoris causa. С 2004 года — заслуженный профессор Московской духовной академии. Читает лекции по основному богословию на пятом курсе семинарии и первом курсе академии. Интересы — основное богословие (апологетика), западные исповедания. Много выступает в различных аудиториях и на радио «Радонеж» с лекциями и беседами, значительная часть которых получила распространение на кассетах, дисках и в интернете. Награды: · Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира III степени (1971, РПЦ) · Орден святого Климента Охридского I степени (1978, БПЦ) · Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1979, РПЦ) · Орден святого благоверного равноапостольного князя Владимира II степени (февраль 1988, РПЦ) — в связи с 50-летним юбилеем

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/30/po...

С другой стороны, любой язык – это, в первую очередь, средство коммуникации. И наличие какого-то общего, единого языка открывает дополнительные возможности для общения людей, в том числе и в сфере науки. Если мы будем писать научные работы в своей научной области (которая интересна узкому кругу людей) только на национальных языках, то это уменьшит возможность знакомства с нашими разработками и достижениями. Знание языков, возможность общаться на разных языках способны только обогатить нас. Поэтому в языковой сфере важен разумный баланс. – Скажите, а в Минской духовной академии были учащиеся, которые писали свои работы на белорусском языке? – Кандидатских диссертаций на белорусском языке у нас не было. Но не потому, что мы выставляем искусственные ограничения. В большинстве случаев и в преподавании у нас употребляется русский язык. Однако отдельные преподаватели используют и белорусский язык. Здесь какая есть опасность? Когда студенты изучают узкие, специальные дисциплины, они одновременно воспринимают специфическую терминологию. Мне представляется, что обучающемуся целесообразно первоначально получать базовые знания на одном языке. Если студент еще не освоил русскую богословскую терминологию, то при попытке параллельно осваивать аналогичную белорусскую терминологию (особенно с учетом того, что белорусские богословские термины у нас еще не устоялись), могут возникать путаница и лишние сложности. Однако мы не создаем никаких искусственных препятствий в академии в плане использования белорусского языка. У обучающихся имеется в некоторых случаях и свобода выбора. Например, в нашем храме можно услышать студенческую проповедь на белорусском языке. Архимандрит Сергий на лекции в Минской духовной академии Что значит слово «автокефалия» для обычных прихожан  – Нередко языковые вопросы, как это заметно по многим странам бывшего СССР, увязывают с вопросами независимости, в том числе независимости церковной. Несколько лет назад на собрании духовенства Минской области прозвучала идея о том, чтобы повысить статус Белорусской Православной Церкви до уровня самоуправляемой, по образцу Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Правда, эта идея никакого дальнейшего развития не получила, но мне бы хотелось узнать ваше мнение: какой статус – Экзархата (как на сегодняшний день), автономии или даже автокефалии был бы наиболее полезен для БПЦ?

http://pravmir.ru/hotyat-sluzhby-na-belo...

  Сестричества и Союз сестричеств Возрождение братств и сестричеств открыло новые возможности для социальной, образовательной и благотворительной миссии Белорусской Православной Церкви. В стране росла религиозность, и возрождаемые организации пополнялись людьми, готовыми служить Церкви и обществу (в том числе оказывая помощь нуждающимся). Как правило, братства и сестричества стремились получить официальную регистрацию, приобрести статус юридического лица. Стремление объяснялось желанием иметь определённую степень автономности, в том числе в плане сбора пожертвований на социальные инициативы и участия в грантовых конкурсах международных фондов. Позднее на самых высоких уровнях БПЦ было решено структурировать и унифицировать процесс регистрации: юридический отдел Экзархата подготовил единый текст Устава братств и сестричеств. Также в Экзархате было принято решение, что регистрация будет позволена в случае реальной необходимости и при наличии хотя бы нескольких лет успешной работы братства или сестричества В ноябре 2000 года был учреждён Союз сестричеств милосердия (ССМ) , что позволило в некоторой степени формализовать деятельность сестричеств в Беларуси. С начала своей деятельности Союз не имел официальной регистрации, но в 2008 году получил статус «обособленного структурного подразделения» Белорусского Экзархата. Одна из главных целей Союза, закреплённая в официальных документах, заключалась в «возрождении и развитии социального служения Белорусской Православной Церкви на основе христианских ценностей и традиций» Обычно в Секретариате ССМ трудилось 3-4 штатных сотрудника, из них только двое работали на полную ставку. В основном деятельность организации строилась вокруг следующих направлений: (1) развитие сотрудничества и диаконического служения, (2) информационно-образовательная деятельность, (3) проектная деятельность и (4) организационно-административная деятельность. При этом наиболее успешной была проектная деятельность: ССМ принимал участие в ряде международных проектов, таких как «Без барьеров» (помощь людям с инвалидностью), «Женщины в действии», «Помощь жертвам домашнего насилия» и ряде других. В большинстве случаев финансирование осуществлялось за счёт грантов, предоставленных иностранными религиозными объединениями или международными организациями. Финансовая помощь от Экзархата практически отсутствовала, а добровольные пожертвования, собираемые в Беларуси, не всегда покрывали даже базовые расходы Союза сестричеств 5].

http://bogoslov.ru/article/6165122

На территории бывшего СССР церковнославянский язык выполняет ряд несвойственных языку функций. Первая из них – символическая: церковнославянский обозначает единство РПЦ, несмотря на вычленение из нее БПЦ (экзархата) и УПЦ (автономии). Вторая – фундаментальная: на этой основе, в частности, зиждется концепция «русского мира». Поэтому обсуждение использования церковнославянского в РПЦ должно рассматриваться еще и в этом символическо-фундаментальном контексте. Кроме того, со стороны РПЦ наблюдается явная монополизация церковнославянского языка. В обсуждении судьбы этого языка не принимается во внимание то, что церковнославянским пользуются и другие славянские народы, а потому изменение его в рамках лишь РПЦ (читай «русификация») выглядит странно. Ведь такой новорусский извод, кроме самих русских, никто применять в богослужении не захочет и не сможет. К примеру, это как если бы правила английского языка  решила самостоятельно поменять Австралийская академия наук, или правила испанского – Мексиканский институт испанского языка. В связи с этим в дальнейшем обсуждении того, что же делать с церковнославянским в будущем, необходимо: 1) провести – в первую очередь в головах дискутирующих – демонополизацию языка со стороны РПЦ; 2) освободить язык от несвойственных, навязываемых ему политикой функций; 3) помнить о том, что равноапостольные братья Кирилл и Мефодий выступали как раз против использования непонятного языка, они овульгаризировали – онароднили, т. е. сделали доступным широким массам – Священное Писание и богослужение. Поскольку, в виду вышеизложенного, русификация церковнославянского недопустима (ведь почему должна быль именно русификация, а не украинизация или болгаризация?), остается лишь редакционная работа по унификации и улучшению существующих переводов. Ведь приспособление церковнославянского языка только к одному из славянских языков приведет к образованию нового извода, еще более непонятного остальным славянам. Хорошо, если правкой займется смешанная межславянская межцерковная комиссия из богословов и филологов. Однако даже повышение качества церковнославянских текстов не сделает их гораздо более понятными. Вот пример хорошего дословного перевода с греческого на славянский: « поспешающим и вам по нас молитвою: да от мног лиц еже в нас дарование, многими благодарится о вас» («при содействии и вашей молитвы за нас, дабы за дарованное нам, по ходатайству многих, многие возблагодарили за нас», 2 Кор 1:11). Но дословный не значит понятный. Русскоязычный и украиноязычный читатель ведь мыслит в таких семантических структурах, которые разительно отличаются и от греческих и от калькирующих их церковнославянских. Нечто подобное осознали русскоязычные мусульмане, поэтому помимо блестящего в филологическом смысле перевода Корана Игнатия Крачковского существует и несколько «переводов смыслов Корана».

http://bogoslov.ru/article/2429255

Работа конференции продолжится 19 мая и будет работать по следующим тематическим направлениям:  Завершится конференция итоговым круглым столом. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Версія: російська Матеріали за темою У свято Входу Господнього до Єрусалиму Патріарший екзарх усієї Білорусі звершив Літургію в Свято-Духовому кафедральному соборі м. Мінська Патріарший екзарх усієї Білорусі взяв участь у VII Всебілоруських народних зборах Головний лікар церковної лікарні святителя Алексія взяв участь у форумі «Охорона здоров " я» у Мінську Білоруський екзархат, Білоруський фонд миру та архівний департамент Міністерства юстиції РБ підписали меморандум про співпрацю з метою увічнення пам " яті про в " язнів концтаборів Святіший Патріарх Кирил відвідав концерт на Червоній площі, присвячений Дню слов " янської писемності та культури Святіший Патріарх Кирил відвідав концерт на Червоній площі, присвячений Дню слов " янської писемності й культури Концерт на Червоній площі, присвячений Дню слов " янської писемності та культури У Храмі Христа Спасителя відбувся прийом з нагоди Дня слов " янської писемності й культури та тезоіменитства Предстоятеля Руської Церкви Відбулася церемонія нагородження переможців дитячо-юнацького конкурсу, присвяченого благовірному князеві Олександру Невському У Синодальному відділі релігійної освіти й катехизації підбили підсумки конкурсу, присвяченого святому князеві Олександру Невському У Махачкалі відкрилася виставка, присвячена 800-річчю від дня народження благовірного князя Олександра Невського Митрополитові Астанайському і Казахстанському Олександру вручено орден Олександра Невського Заступник голови Синодального відділу релігійної освіти та катехизації відвідав Луганську Народну Республіку Митрополит Ставропольський Кирил взяв участь у церемонії нагородження переможців Всеросійського огляду-конкурсу «Кращий козачий кадетський корпус» Заступник голови Синодального відділу із взаємин Церкви з суспільством і ЗМІ взяв участь у Міжнародному науково-практичному форумі «Право цифрової безпеки» Представник Синодального комітету із взаємодії з козацтвом взяв участь у міжнародній конференції «Козацтво на службі Вітчизни» Усі матеріали з ключовими словами Білоруський екзархат – – 800-летие блгв.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5810899...

Далеко не все голоса в сетях являются патологией, есть и вменяемые люди, правдивые голоса. И таких не мало. Эти голоса привлекают слух, но обычно ценой сопутствующего ущерба от идеологически «издерганных» людей и блуждающих по сети люмпенов. Утверждаю, что вход в эту «сеть» наносит ущерб и практически никогда не возвышает. В этих сферах человек оперирует преимущественно нижними этажами души, побуждаемый любопытством «впрыгнуть» в эпицентр какого-нибудь конфликта, чтобы показать себя, увидеть и победить. Там, где возникает спор о существенном, он заканчивается безразличием и крамолой. То есть без результата или с плохим результатом. И тогда какой смысл в такой встрече? Что случилось с «богословием карантина»? Предсказуемое разделение по идеологическому признаку. Европа и Варфоломей сказали – «на ключ». Консерваторы – «вход свободен». Священный Синод БПЦ рекомендовал нечто среднее, дал свободу выбора. Ретроспективно позиция выглядит разумной, может приютить и «боязливых», и «смелых». Но богословски исчерпывающий ответ еще предстоит, потому что его ожидают. От всех православных церквей и нашей включительно. Пандемия поставила вопрос об эпидемиологической безопасности в храме, о чем спорят, ссылаясь на церковную практику и исторические прецеденты. Цитируют св. Никодима Святогорца и другие авторитетные источники. Между тем, предпочитаю думать, что дилемма не в «очень верующий» и «мало верующий», а в ответственный и безответственный. Когда стандартный «маловерный» (кто не таков, пусть первым бросит в него камень) спрашивает, может ли он заразить свою жену, мать или просто соседа, ответ не должен быть формально догматичным и легкомысленно вдыхающим кураж, а реалистичным и ответственным, основанным на глубоком церковном осмыслении. Потому что вопросы имеют основание, а ответы морально обязывающими и пастырски неизбежными. Священнослужитель, который проходит мимо вопроса с триумфализмом храбрости и примерного верующего, враждует с реальностью и пренебрегает человеческой тревогой, чего, как мне кажется, не нужно делать. Версия, согласно которой вирус существует на экране телевизора и в воображении испуганных, мягко говоря, неполная. Это не есть истина вопроса.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/28/molitv...

. Да, Оля мы не будем с Вами позориться и швырять камни в этих священников БПЦ МП, потому как нам не верится в их " антигосударственную " , " сепаратистскую " , " автокефалистскую " и прочую какую-то там " либеральную " рузрушительную деятельность против блага Беларуси и Белрусской ПЦ МП ??!! Священник ОБЯЗАН публично или не публично осудить безвинное пролитие крови на улицах православных городов, как это осуждал Патриарх Тихон в своих посланиях к советской власти, где он анафематствовал и советскую власть, и Ленина, и всех большевиков. Политика чокнутой погони и репрессий за " ведьмами " в виде этих выдуманных властью и лже-консерваторами " либеральных " священников БПЦ МП, может привести к действительным крайне негативным последствиям в виде образования раскола в самом Экзархате. Как в свое время образовалась РПЦЗаграницей, не вытерпев издевательств большевистской изуверской власти и отколовшись от РПЦ МП, так может и в подполье на территории Беларуси или заграницей в Польше, Литве и так далее образоваться БПЦ в изгнании, по аналогии в своей время с непоминающей РПЦ священники БПЦ МП должны терпеть издевательства и убийства, и ложные обвинения в их какой-то " контрреволюционной " деятельности против режима Лукашенко в Беларуси ?! Нет , не должны. У власти и руководства Белорусского Экзархата нет никаких документальных и расследовательных сведений об антибелорусской и сепаратистской деятельности ряда священников БПЦ, архиепископа Артемия, гродненских священников, отца Сергия Лепина и других. Нет никаких расследований Синода БПЦ МП по этому поводу. На вопрос к новому Экзарху митрополиту Вениамину, который посещал в осенью Гродненскую епархию БПЦ МП--когда прекратится поток срамной лжи на архиерея и священство Гродненской епархии, Владыка Вениамин четко ответил --не будем обращать внимание на клеветников ! И все тут. Все это злобное накручивание лже-консерваторов и провокаторов, которые действительно хотят прямо, учинить по примеру украинского, новый раскол в РПЦ МП, теперь уже в Белорусском Экзархате. Святейший Патриарх Кирилл, Экзарх Беларуси митрополит Вениамин, Священный Синод РПЦ МП, Синод БПЦ МП не высказали никаких претензий Владыке Гродненскому Артемию, его подчиненному духовенству, ряду свящщенников БПЦ МП и не обвинили их в сепаратистской, раскольничьей, автокефалистской, а еще и " революционной " деятельности ???? И так называемым, лже-консерваторам надо прекратить будировать возникновения раскола в недрах канонического БПЦ МП.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/11/19/pr...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010