Учителя по основам религии средних и старших классов должны иметь образовательную степень бакалавра или магистра богословия. Назначение учителей по основам религии в школы должно согласовываться со Священным Синодом БПЦ и его подразделениями. Они будут назначаться директорами школ по предварительному согласованию, для чего будут готовиться списки лиц, получивших одобрение, или же им будет выдаваться специальный документ епархиальным архиереем, который поможет им при их назначении. Учебное содержание обучения основам религии Учебное содержание предмета «Основы религии» должно быть изготовлено согласно требованиям МОН, стандартам Государственных образовательных требований (ГОТ) и учебным программам комиссией, составленной из специалистов по благословению Священного Синода БПЦ. Священный Синод БПЦ является единственным компетентным институтом, который предлагает строить учебное содержание на базе церковно-педагогических принципов религиозного обучения и целях обучения на соответственном этапе обучения. ГОТ для данного предмета готовятся комиссией по благословению Священного Синода. Вся учебная документация – учебники, учебные пособия для учеников, методические руководства для учителей – может быть написана лицами с высшим богословским или педагогическим образованием, получившими на то благословение Священного Синода БПЦ. Это осуществляется через получение соответствующего письменного документа. Кадровое обеспечение обучения основам религии Имея ввиду количество параллельных классов в младшей школе и требования учительских нормативов, предлагается следующее кадровое обеспечение предмета «Основы религии». На 2008/2009 учебный год будет необходимо около 600 учителей по основам религии, которые будут преподавать в 4000 школ при нормативе в 21 час. К сентябрю 2008 года Болгария будет располагать следующим количеством квалифицированных кадров по предмету «Основы религии»: – около 250 богословов-магистров из болгарских богословских факультетов. Между 1 февраля 2008 года и 1 апреля 2008 года могут быть проведены курсы по переквалификации богословов, которые не имеют права вести педагогическую деятельность и желают получить квалификацию учителя основ религии, – около 150 человек.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/4...

Период управления К. ознаменовался признанием автокефалии БПЦ К-польским патриархом в 1962 г. В 1961 г. БПЦ вошла во Всемирный Совет Церквей, в 1968 г. перешла на григорианский календарь в богослужении. Благодаря усилиям К. Болгарское государство начало ежегодно выплачивать субсидии БПЦ, а с сер. 60-х гг.- пожизненные пенсии священнослужителям. Поддерживал тесные связи с РПЦ: в 1953 г. разрешил 13 монахиням во главе со схиигум. Марией и с духовником иером. Ираклием из Леснинского Богородицкого мон-ря поселиться в Болгарии. Неоднократно посещал СССР: впервые - в июле 1948 г. в составе делегации БПЦ по случаю 500-летия автокефалии РПЦ, в Москве на Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей выступил с докладом «Рим и Болгария» (Совещание, 1948. Деяния. Т. 1. С. 194-220). С коммунистическими властями Болгарии у К. складывались сложные отношения. Он пытался отстаивать интересы Церкви, но из-за опасения репрессий часто был вынужден идти на уступки. В Комитете безопасности Болгарии на него было заведено дело - в конце его жизни оно состояло из 4 томов. В молодые годы научная деятельность К. была связана с богословием и философией: он перевел с нем. языка на болгарский и издал сочинения нем. философа Т. Пеша ( Пеш Т. Християнска философия на живота. София, 1934 ( Pesch T. Christlische Lebensphilosophie: Gedanken über religiöse Wahrheiten. Freiburg i. Br., 191112)) и статьи Тихамера Тота, католич. епископа Веспрема ( Тот Т. Сред природата. София, 1938). Составил экзегетический анализ евангельской притчи о сеятеле (Излезе сеяч. Пловдив, 1940), издал сборник проповедей по содержанию Деяний апостольских и Посланий ап. Павла (Слово на живота. 1953). Затем К. обратился к изучению болг. церковной истории, работал в архивах Москвы, Ленинграда, Белграда, Берлина, Будапешта, Вены, Парижа, Праги. Составил биографии своих предшественников на Пловдивской кафедре: митрополитов Паисия (Зафирова) (Паисий, митр. Пловдивски, в църковно-народната борба, 1810-1872. Пловдив, 1948), Панарета (Мишайкова) (Панарет, митр. Пловдивски, 1805-1883. София, 1950), Нафанаила (Бойкикиева) (Натанаил, митр. Охридски и Пловдивски, 1820-1906. София, 1952) и экзарха Болгарского Анфима I (Чалыкова) (Екзарх Антим, 1816-1888. София, 1956). По поручению Болгарской АН подготовил монографию о Кресненско-Разлогском восстании (1878-1879), поднятом против решений Берлинского конгресса, следствием которого стало объединение в 1885 г. княжества Болгария и Вост. Румелии (Съпротивата срещу Берлинския договор: Кресненското въстание. София, 1955). Исследование К. по истории Болгарского Экзархата в Адрианополе и Македонии осталось незавершенным (Българската екзархия в Одринско и Македония след Освободителната война (1877-1878). София, 1969. Т. 1. Кн. 1: 1878-1885). Личный дневник в неск. томах и архив переписки К. хранились в кабинете его преемника, патриарха Болгарского Максима (Минкова) , после смерти к-рого (2012) были переданы в Церковно-исторический музей при Болгарской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/1840309.html

«На тот момент это было единственно возможным вариантом юридического оформления данной гуманитарной помощи при соблюдении интересов БПЦ. Позднее этот автотранспорт был безвозмездно передан в долговременное пользование БПЦ в лице Издательства Белорусского Экзархата для обеспечения православных храмов литературой и предметами культа. В качестве главного обвинения В.В. Грозову вменялось то, что указанная гуманитарная помощь была оформлена на РОО РУВПО, чем, по мнению некоторых заинтересованных лиц из ближайшего окружения митрополита Павла, якобы, и был нарушен закон. Фактически все средства транспорта использовалась Издательством Белорусского Экзархата, как подразделением БПЦ», - говорится далее в документе. «Только за это нарушение В.В. Грозов был снят со своей должности, в отношении его было возбуждено уголовное дело, арестовано имущество его семьи и близких родственников. Позднее он был заключён под стражу с 14 декабря 2016 г. - в СИЗО 2 в г. Новозыбков Брянской области и с 27 августа 2017 г. переведен уже в СИЗО 1 г. Минска, где и находится по сей день. К моменту перевода В.В. Грозова в г. Минск основное обвинение по статье 231 УК РБ с В.В. Грозова уже было снято в силу его изначальной несостоятельности и предвзятости и заменено другой статьёй 210 УК РБ. Тем не менее, до сих пор В.В. Грозов содержится в СИЗО, движения по делу нет, следователи один за другим отказываются вести дело и делать какие-либо заключения из-за сложности, запутанности и ангажированности ситуации, связанной с поместными церковными структурами», - сказано далее. «Высокопреосвященный владыка Павел также не имеет возможности остановить начатый процесс и запущенный механизм судебного разбирательства, хотя он изменил своё первоначальное решение и попросил прощения за необоснованность предъявленных обвинений, банкротство Издательства и упразднение церковно-государственной программы " Семья-Единение-Отечество " и одноимённого благотворительного фонда. Получается порочный и замкнутый круг, который никто не решается разорвать. А в это время уважаемый всеми честный человек оклеветан. С 2014 г. испытывает на себе все тяготы системы правосудия и уже более года пребывает в местах лишения свободы. Здоровье Владимира Всеволодовича Грозова, несправедливо оклеветанного, ухудшается», - отмечается в обращении.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/04/28/uv...

Патриарший экзарх всея Беларуси принял участие в итоговой встрече в рамках духовно-просветительского проекта «Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество» 23 февраля 2023 г. 11:05 21 февраля 2023 года в городе Минске в храме-памятнике в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, состоялся круглый стол, посвященный подведению итогов духовно-просветительского проекта «Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество». Участниками собрания стали священнослужители Белорусской Православной Церкви , представители Минского городского исполнительного комитета, Комитета по образованию Мингорисполкома, администраций районов города Минска, руководители учреждений образования города Минска, представители Благотворительного фонда поддержки семьи, материнства и детства «Покров». В состав президиума вошли Патриарший экзарх всея Беларуси  митрополит Минский и Заславский Вениамин , председатель Синодального отдела БПЦ по сотрудничеству со светскими учреждениями образования протоиерей Феодор Повный, заместитель председателя Мингорисполкома А.Н. Цуран, первый заместитель председателя комитета по образованию Мингорисполкома Л.М. Борисенко. Духовно-просветительский проект «Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество» стал плодом сотрудничества Белорусской Православной Церкви с Комитетом по образованию Минского городского исполнительного комитета и ГУО «Минский городской институт развития образования». В ходе его реализации прошли родительские собрания на базе всех административных районов города Минска. Такие диалоговые площадки были организованы для обсуждения современных проблем, с которыми сталкиваются семья, школа и общество. Общение Предстоятеля Белорусской Православной Церкви, священнослужителей, педагогов и родителей учащихся проходило в формате дискуссий. По итогам состоявшегося итогового круглого стола было внесено предложение о распространении опыта реализации проекта «Диалоги с родителями: семья, воспитание, общество» в регионах Белоруссии, а также высказана инициатива продолжить работу проекта в формате «Городского родительского университета» с приглашением представителей БПЦ для проведения онлайн-конференций и встреч с педагогами и родителями. Завершилась встреча выступлением сводного хора Заслуженного любительского коллектива Республики Беларусь «Лира» ГУО «Средняя школа города Минска» и Образцового любительского коллектива «Журавинка» ГУО «Гимназия города Минска». Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Состоялось итоговое заседание Издательского совета Белорусской Православной Церкви 11 декабря 2013 г. 14:42 9 декабря 2013 года под председательством епископа Борисовского Вениамина состоялось итоговое заседание Издательского совета Белорусской Православной Церкви . К участию были приглашены представители православных издательств Белорусского экзархата. В ходе встречи были подведены итоги деятельности Издательского совета за 2013 год по различным направлениям; приведены статистические и содержательные сведения о работе Коллегии по рецензированию и экспертной оценке, о внесении изменений в систему грифования. Так, с апреля 2013 года введены три грифа, которые присваиваются изданиям, поступившим в Издательский совет Белорусской Православной Церкви: «По благословению митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего экзарха всея Беларуси», «Рекомендовано к публикации Издательским советом Белорусской Православной Церкви» и «Допущено к распространению Издательским советом Белорусской Православной Церкви». Было отмечено, что в октябре 2013 года создана рабочая группа по рецензированию детской литературы, возглавляемая иереем Иоанном Задорожиным. Всего в группе 15 человек, среди которых детские писатели, педагоги вузов, в том числе кандидаты наук, учителя воскресных школ и школы катехизации Минской епархии , библиотекари. Одной из задач членов рабочей группы стала разработка критериев и принципов оценки детской книги, предлагаемой для издания и распространения в церковных книжных магазинах. В 2013 году продолжалась работа по наполнению официального сайта Издательского совета БПЦ. Систематически пополнялась база данных книг, получивших гриф Издательского совета БПЦ (в рубрике сайта «Каталоги»), а также оперативно представлялись на сайте выписки из протоколов заседаний Коллегии по рецензированию и экспертной оценке о присвоении грифов. Велись актуальные рубрики, посвященные 1150-летию создания святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием славянской азбуки и к 1025-летию Крещения Руси. В 2013 году заключены договора о взаимном сотрудничестве с Виленской епархией и Издательским советом Польской Православной Церкви . Также подведены итоги деятельности Исторической комиссии, возглавляемой протоиереем Александром Романчуком, и работы в области церковного библиотечного дела. Особое внимание было обращено на проблемы, связанные с деятельностью Коллегии по рецензированию и экспертной оценке, касающиеся, в частности, взаимоотношений с издателями, проведения процедуры рецензирования и другими. По предложению издателей на заседании Издательского совета была создана рабочая группа по распространению православной литературы по епархиям. Затем состоялось заседание Коллегии по рецензированию и экспертной оценке под руководством епископа Борисовского Вениамина. Издательский совет БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 8 мая 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Митрополит Филарет ещё 3 года назад подал прошение освободить его от обязанностей Патриаршего Экзарха в связи с достижением 75-летнего возраста, однако в связи с его высочайшим авторитетом решение откладывалось. В итоге решение было принято - я думаю, что митрополит Филарет заслужил право в конце жизненного пути меньше заниматься суетными делами и дать возможность своей душе сосредоточиться на молитвах и размышлениях. К тому же он остаётся почётным экзархом, что наряду со званием Героя Беларуси лишний раз подчёркивает огромную и решающую роль митрополита Филарета в становлении и развитии БПЦ. Так поступил и папа Бенедикт XVI. Как видим, приход более молодого и энергичного Франциска I позитивно сказался на РКЦ. Никто ведь не упрекает Ватикан за то, что папа из Аргентины, а не из Италии? То же можно сказать и о нашей ситуации в Белоруссии. Теперь о митрополите Павле. Он - сравнительно молодой православный иерарх, имеющий достаточно физических сил, получивший опыт служения в самых различных регионах мира - в Северной Америке, России, Средней Азии. Думается, что человек с таким огромным опытом и широкими международными связями сможет принести немало пользы Белорусскому Экзархату. К тому же он избран не вопреки мнению Синода БПЦ, а по представлению этого самого Синода. Что касается того, что митрополит Павел не знает белорусского языка... Ну, если бы он участвовал в митингах белорусских националистов - это, вероятно, было бы некоторой проблемой. Если говорить всерьёз, то у нас два государственных языка, и русский является, безусловно, основным, и как раз им митрополит Павел владеет превосходно. Я, к слову, вообще против использования в богослужениях в БПЦ белорусского языка - православная традиция Белоруссии предусматривает использование для этой цели церковно-славянского языка. То же могу сказать и о проповедях и частных беседах - для этого больше подходит русский язык, которым владеет всё население Белоруссии. Церковные термины и жизнь и так плохо понятны многим верующим, а если всё это разъяснять ещё и на белорусском языке, то будет только больше проблем. Поэтому не стоит менять устоявшийся ход церковной православной жизни ради успокоения кучки националистов (тем более, что только на вопросе языка они не успокоятся). Поясню: при создании того языка, который сейчас преподносят как " белорусский " , в начале XX века активно использовали полонизмы и католические термины, а в наше время всё это разбавили постмодернистским новоязом. Сейчас нас пытаются заставить называть Рождество каким-то " раством " . Т.е. уже " Нараджэнне Божае " (калька с польского) и " Каляды " конструкторов " белАрускасти " не устраивают. Но их меньшинство, а нас как представителей православной культуры и Русской цивилизации, не устраивает бескультурное вмешательство политиканов в нашу жизнь. Странны и обвинения митрополита Павла в непринятии гомосексуализма - с учётом мнения ряда " комментаторов " он, вероятно, должен был бы вступить в ряды лиги поддержки сексменьшинств?

http://ruskline.ru/opp/2014/01/09/beloru...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Следует отметить, что ССМ никогда не обладал формальной контролирующей функцией. Даже после придания Союзу статуса обособленного структурного подразделения Экзархата сестричества продолжали функционировать в качестве структурных подразделений приходов либо в тесном сотрудничестве с приходами, под патронажем приходских священников. В апреле 2019 года, по решению Синода БПЦ, Союз сестричеств был преобразован в Ассоциацию сестёр милосердия Белорусской Православной Церкви. В некоторой степени это решение понизило статус организации, поскольку Ассоциация стала структурным подразделением одного из отделов Экзархата — Отдела церковной благотворительности и социального служения По мнению протоиерея Кирилла Шолкова, руководителя отдела, «Ассоциация для нас — лучший вариант, поскольку сестричества подчиняются священникам и архиереям, и у нас нет необходимости в централизованной организации» Однако в настоящий момент неясно, как будет функционировать ассоциация и будут ли у неё возможности для реализации международных проектов, аналогичные возможностям Союза сестричеств. Например, Елена Зенкевич не в полной мере разделяет оптимистический взгляд на будущее ассоциации. Следует отметить, что за последние двадцать лет произошёл существенный количественный рост сестричеств: речь идёт о почти семикратном увеличении (см. таблица 1). Таблица 1. Число сестричеств Белорусской Православной Церкви. Источник: 5]. Год              Количество сестричеств 1999 около 200   Сведения, приводимые в таблице, учитывают как зарегистрированные, так и незарегистрированные организации, поэтому расходятся с официальными данными. Согласно информации, размещённой на сайте Уполномоченного по делам религий и национальностей, в Беларуси зарегистрировано 15 братств и 10 сестричеств . При учёте незарегистрированных организаций количество сестричеств достигает почти 200, а братств — 35 . Отсутствие формальной регистрации объясняется тем, что в большинстве случаев социально-благотворительная деятельность осуществляется без регистрации, в качестве структурных подразделений приходов. Поскольку число членов братств/сестричеств колеблется от 3 до 200, можно утверждать, что в данную работу сейчас вовлечено несколько тысяч человек, при доминировании Минска и западных регионов Беларуси (особенно Брестской области). Как было отмечено митрополитом Павлом (Пономарёвым), занимающим пост предстоятеля БПЦ с декабря 2013 года, «Долгие годы социальное служение в Белорусской Православной Церкви осуществлялось почти исключительно силами сестёр милосердия»

http://bogoslov.ru/article/6165122

Технически это могло быть похоже на подозрение в «участии в политике» — то есть в воспрещенной канонической дисциплиной форме вовлеченности в политический процесс, где духовные особы участвуют в борьбе за светскую власть, либо против нее. Плюс дизайнерское решение было выполнено в концепции бело-красного-белого флага (он был официальным символом Беларуси до 1995 года, но затем стал символом оппозиции) и, опять же, разрекламировано одной независимой эксперткой, общество которой, с точки зрения консервативно и, тем более, провластно настроенных представителей церковных властей (такие есть, конечно же) выглядело не очень подходящим для «хорошего батюшки».  Безусловно, официально БПЦ выступает за все честное — в том числе и выборы. Фальсификация выборов является и уголовным преступлением с точки зрения Уголовного кодекса нашего государства и, разумеется, это грех — обмана, лжесвидетельства и воровства. «Неверные весы — мерзость пред Господом» (Притчи 11:1). О Церкви и агитации — Мы говорим о недопустимости участия духовенства в политической агитации, но хорошо известно, что некоторые священники БПЦ публично высказывались в поддержку Лукашенко, в том числе в период проведения предвыборной кампании. Принимались ли священноначалием меры по недопущению подобных случаев? — Да, такие случаи имели место. Во время предвыборной кампании никаких мер предпринято не было. Во всяком случае, мне об этом неизвестно.  К сожалению, такое бывает часто: провластные выступления игнорируются, а прооппозиционные или даже просто кажущиеся кому-то таковыми могут провоцировать достаточно суровые реакции со стороны чиноначалия. Такое не так сложно было заметить и на прошлых президентских выборах в соседней с нами Польше — там мы тоже видели немало провластных выступлений.  К сожалению, на практике принцип «невмешательства в политику» толкуется только как неучастие в поддержке оппозиции. Да и публично высказывающиеся за власть могут иметь очень серьезную поддержку среди представителей власти, в то время как за «оппозиционное» поведение клириков, напротив, от этих же лиц легко получить ноту в адрес епархии или экзархии. Такого неравенства быть не должно, но я председатель информационной службы, а не церковного суда. 

http://pravmir.ru/nashi-svyashhenniki-by...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010