Структурно циклы блаженн повторяли песню гимнографического канона. Цикл из трёх-семи тропарей-блаженн (последний был богородичен, а иногда и троичен) метрически и мелодически следовал образцу-самоподобну. Так выглядел цикл блаженн на Попразднство Рождества Христова (30 декабря), составленных Германом на подобен “Отвергша, Христе, заповедь Твою” на 3-й глас: «Звездою умною, ведомии с верою Христовой Вифлеему приблизихомся и Сего, в яслех таинственных выну предлежащего видяще, с верою взываем: “Помяни…”», “С волсви и вси мы дары да приносим Христу избавителю, от Девы воплощенному: веру, надежду и любовь крепкую, вернии, и злато, и смирну, и ливан: Помяни…”, “Бесплотных служителей божественными песньми подражающе, людие, с пастырьми да возопиим: Слава в вышних Богу, во объятьях Отца сущему и мир на земли стяжавшему, днесь нас ради непреложно воплощенному”, “Радуйся, двере Божия, Еюже пройде воплощься Создатель, сохранив Тя. Радуйся, облаче легкий, Божественный дождь носяй, Христа, радуйся, престоле и лествице небесная, радуйся, горо Божия, несекомая” (Sinait. Gr. 578. X-XI вв. Л. 96) и т. д. 38 . Из немногих византино-палестинских, а также южноитальянских Миней XI-XII вв. известны “молебные каноны” (греч. paraklhtikOj kanen), посвящённые как широко известным, так и местночтимым святым: “мученикам Христовым и венценосцам Георгию и Феодору, Димитрию, Прокопию, Меркурию, Евстафию и севастийским сорока мученикам, святой Февронии” (25 июня, автор – Иосиф); преподобному и чудотворцу Луке Стериоту Элладскому (7 февраля, автор – Евфимий). Вероятно, молебные каноны появляются в Минее под влиянием книги песнопений седмичного круга Параклита (греч. Paraklhtik?), в которой зафиксирована практика включения в круг седмичных памятей молебных канонов особо чтимым святым (например, в Параклите XI в., Sinait. Gr. 778 39 , есть восемь молебных канонов Феофана севастийским мученикам и восемь канонов Иосифа святителю Иоанну Златоусту ). Однако в Минеях, как правило, под заглавием “молебный” помещали обычный канон. Так великомученику Георгию (23 апреля) в Sinait. Gr. 614 (X-XI вв.) выписан тот канон Феофана, который в других рукописях идёт как основной.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Тропари к евангельским блаженствам присоединяются на обычной воскресной, не осложненной другими свящ. памятями, литургии не с 1-го стиха, а как стихиры на Господи воззвах, с одного из дальнейших, именно с 3-го, чтобы всех их было 10, а без Славы и ныне — 8, на два более, чем на будничной литургии. При совпадении с воскресеньем какой-либо памяти, имеющей свои Блаженны, количество воскресных Блаженн сокращается до 6 и 4, а общее число Блаженн может увеличиваться до 12, начинаясь с 1-го стиха. Но Блаженны в собственном смысле имеет только Октоих. Для всех других памятей Блаженнами служат песни канона, именно 3 и 6 песни, или одна 3-я. Такие песни в каноне выбраны, должно быть, потому, что соответствуют нумерацией 3 и 6 часам, с коими совершается литургия, или по соответствию в содержании лежащих в их основе библейских песней Блаженнам (утешение в страдании) [ 917 ]. Если в воскресенье приходится одна память, имеющая песнь канона на Блаженнах, то воскресные Блаженны поются на 6 и 3-я песнь канона на 4; если две таких памяти, то воскресные Блаженны на 4 и каждая из песней канона — 3-я и 6-я — на 4 (об этом в главах 3, 4, 5 Тип., в месяцеслове, например 1, 9 сентября, в Четыредесятнице, Пятидесятнице). Песни канона, должно быть, нужно петь без ирмоса, так как его заменяет первая блаженна Октоиха (когда на Блаженнах поются только песни канона, то — с ирмосом, см. Нед. Антипасхи вечера, 2-ое «зри»). Приидите поклонимся Заключением Блаженн, являющихся как бы песнью малого входа на литургии, собственно «входным» стихом служит песнь: «Приидите поклонимся и припадем ко Христу», стих, открывающий собою и другие службы (литургия по идее и начинается отсюда, со входа, почему до него архиерей не принимает в ней участия) и так идущий ко входу, с припевом: «Спаси ны, Сыне Божий, (в воскресенье:) воскресый из мертвых (в будни: «во святых дивен сый», в Богородичные праздники: «молитвами Богородицы»), поющия Ти: аллилуиа». Аллилуиа — однажды, как об этом выразительно сказано в Служебнике и как делается на соответствующем праздничном припеве ко 2 антифону, а не трижды, потому что песнь относится к одному Спасителю, а не к Св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

2 См. в четверг 5й седмицы Великого поста (17 марта). 3 «Тогда церквонастоятель раздавает свещы братии, ихже вжигают ко всякому Евангелию» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 4 «Сии ектении глаголются от диакона, или от иерея пред седальными до 8го Евангелия» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). 5 Произносится перед чтением каждого Евангелия. 6 В приходской практике тропари антифонов зачастую исполняются без повторений. 7 «Седален… поется посреде церкве от канонарха. Слава: конец, И ныне: паки весь. На нихже не седим, но стояще поем, за еже кадит тогда иерей или диакон святую трапезу» (Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). «Не седим же на сицевых седальнах, за еже священнику кадити святый олтарь, но стояще поем я» (Постная Триодь, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Четверток вечера»). 8 См.: Никольский К. , прот. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви. С. 611; Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 193, 349; Службы на каждый день Страстныя седмицы: в 6ти кн. Кн. 5: Пяток. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. С. 41; Великопостный служебник. В 3х ч. М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2021. Ч. 3. С. 190. 9 Стихи блаженн и тропари следует петь. В тех храмах, где выполнение этой уставной традиции представляется затруднительным, допускается стихи блаженн петь, а тропари к ним – читать. Пение блаженн с тропарями является особенностью утрени Великого канона и утрени Великой Пятницы (с чтением 12-ти Евангелий), а потому ни в коем случае не должно опускаться. 10 По 7м Евангелии каждения и малой ектении нет. В Типиконе сказано: «От зде же диакон престает кадити, и ектении седальнов не глаголются» (см.: Типикон, гл. 49, «Последование Святых и спасительных Страстей…», «Во Святый и Великий Пяток утра»). Ср.: Службы Страстной седмицы Великого поста. М., 1994. С. 350.

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Пречистая сама изумляется таинству: «Носящи Еммануила на руку Твоею, Чистая, якоже Младенца, Богообрадованная, вопияла еси: Чадо Мое сладчайшее, како подам Тебе сосец, питающему всяческая? Како повию Тебе пеленами, мглою повивающаго море?» (служба в честь иконы «Млекопитательница», 12 января, утреня, канон, песнь 1). «Величаем Тя, Богородице Дево,... благостию Творца, всельшагося в Тя плотию, иже питашеся от сосец Твоих яко младенец, сый предвечный Бог, спасаяй присно Тя величающия» (та же служба, стихира на «Господи воззвах»). 10 . Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Во все века архангельски ублажают Богородицу: «Благословенна Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего!» Об этом чреве и божественном его Плоде воспевает Соломон: Живот твой – круглая чаша, (в которой) не истощается ароматное вино; чрево твое – ворох пшеницы, обставленный лилиями. Во чреве Пречистой от девственных кровей восприял Свою спасительную кровь, сие неистощимое ароматное вино , Богочеловек Христос. И соделал Он тем самым живот Ее – круглой чашей, в которой неистощимое ароматное вино нашего спасения. Святой потир евхаристии, святая чаша с евхаристическою Кровью – образ чрева Пречистой, от него же неистощимое ароматное вино . Воплотился Бог – и чрево Пречистой явило ворох пшеницы, обставленный лилиями, ибо во чреве Ее восприяло плоть Свою превечное Слово и произросла Божественная Пшеница, Небесный Хлеб плоти Христовой. Воплотился Бог – и чрево Пречистой стало долиной , произрастившей Небесную Лилию , Человека, прекраснейшего из сынов человеческих ( Пс. 44:3 ). Восторгается Жених: Живот твой – круглая чаша ... Но и вся тварь восторгается вместе с Ним: «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, Ангельский собор и человеческий род... девственная похвало, из Неяже Бог воплотися и младенец бысть... и чрево Твое пространнее небес содела» (Из литургии св. Василия Великого ). Стало чрево Ее круглою чашею, пространнейшею небес, вместившею Невместимого. «Бысть чрево Твое святая трапеза, имущая небесного хлеба, Христа Бога нашего, от Негоже всяк ядый не умирает, якоже рече всех, Богородительнице, Питатель» (молитва после вечерней трапезы). Воистину – чрево твое – ворох пшеницы , питающий алчущего жизни вечной.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

(об. 8) Икон на болших тяблех, у деисуса над царьскыми дверми, пядниць, обложеных серебром и золочены, на нижнем тябле: икона Иван Богослов, икона святых седмь отроков, икона явление пречистые Богородици Сергию чюдотворцу, икона пречистые Богородици, да у ней три гривны серебрены. Икона пречистые Богородици к лицу же, Феодосей поставил, да у ней три гривны серебрены, да круг её жемчюгом осажено, да в венце три камени да два жемчюга; да у Младенца гривна маленка да в венце жемчюжек, а венци оба сканные. Икона пречистые Одигитриа, в венце у Пречистые три камени, да у Младенца три ж камени, да гривна не велика басмянная, да цатка маленка с каменем. Икона образ Спасов седячей. Икона Спасов же образ, ве (л. 9) нец у него сканьной. Икона Спасов же образ на престоле, с сторону Пречистая, а з другую Прдтечя, письмо старое. Да две иконы: распятие Христово да въскресение Христово, обе Дионисьева письма. Икона образ Спасов Нерукотворенной. Икона Никола чудотворец седячей. Да на середнем тябле обложеных же икон серебром пядниц и золочены: икона Иван Предтечя седячей, икона образ Пречистые Рублева письма, да у ней гривна серебрена, а другая золо (об. 9) тая, на лице сель. Икона образ Спасов Нерукотворенной, да у него в венце два жемчюга да камень. Икона преображение Христово. Икона Спас на престоле, с сторону Пречистая да Предотечя, да за ними архааггелы. Икона образ Пречистые Владимерская, да у нее в венце пять каменей. Икона образ Пречистые ж. Икона О тебе радуется. Икона Феодор да Андрей Стратилаты, венци у них у обеих сканные: поставил тое икону княз Феодор Борисович. Да туто ж поставил икону, образ пречистые Богородици, Герман Слепушкин, обложена серебром и золочена. И по лета 7055 маиа 16 всех пядниц икон, обложенных серебром и золочены, 39. (л. 10) Да на правом столпе обложеных же икон серебром и золочены, что ставил Марко старець, в верхней ряду: икона об- —191— раз Пречистые, Тихвиньской образец: икона-образ Спасов седячей; икона-образ Спасов Еммануил, манастырская, а Марков оклад; икона въскресение Христово; икона Иван Предтечя седячей, а вверху Троица святая, а поставил и обложил тое икону Тит Кандратовской. Да в другом ряду обложеных же икон, Марко ставил: икона Макарей чюдотворец Калязинской; икона пречистые Богородици, Тихвиньской образец, болшая пядница, манастырская, а Марков оклад, венци у Пречистые и у Младенца сканные. Икона-образ Пречистые, болшая ж пядница; икона Ни (об. 10) кола чюдотворец стоячей; икона Варламей, чюдотворец Футыньской.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Многие разумеют под этой книгой очень многое, но подробно рассказывать о всем время не велит, ибо беседа наша затянулась бы без меры. Другие же дают нам нечто подходящее для нашей беседы. Та книга знаменовала собою слово Божие, сошедшее на землю из любви к людям и желающее любовно обитать в душах человеческих. Книга сия подается возлюбленному ученику не для чтения, ибо «безвестная и тайная премудрости Своея» Господь уже открыл ему; он уже знает, что в ней написано. Дается же книга на съедение как хлеб, ибо слово Божие и любовь Божия являются хлебом духовным, и как мед, ибо она сладостию превосходит и мед, и соты; дается для того, чтобы как пища проглоченная претворяется в человеческое естество, так и слово Божие претворилось бы в человеческое естество. Вот как премного возлюбил Господь человека: «Тако возлюби Бог мир»! Под Иоанном Богословом разумеется не одно только его лицо, но и вся существующая на земле церковь Христова, в которой есть и уста, и чрево. Угодники Божий и праведные люди — эхо уста церковные, согласно написанному: «Аще кто обратит грешника от заблуждения его, будет яко уста Моя». А кто же чрево? Это суть грешники, работающие чреву, о которых написано: «Ихже бог чрево, и слава их в студе». Итак, мы видим, кому слово Божие сладко, и кому горько. Устам сладко, а чреву горько, то есть, добрым сладко, а злым горько: (Флп. 3:19). Видите, как сладок был для них Господь. Но вот Христос говорит и юноше богатому: (Мф. 19:21, 22). О, чрево, чрево, ненасытное чрево! Не лучше ли иметь Бога, чем многие богатства? Но чреву не это лучше: ему лучше богатство, нежели Бог; для него хлопоты и житейские заботы слаще сладчайшего Иисуса. О, блаженные уста, для которых сладко любезное слово Божие! О, проклятое чрево, для которого Бог является горечью! Итак, всякий пусть знает, как можно любовию соединиться с Богом. Постарайся быть устами, а не чревом, тогда поистине ты насладишься любовью Божественной и возлюбишь Бога сладко и сильно. Но пора уже приступить и к другой апостольской двоице и от нее научиться правым путям, ведущим за Христом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Иоанн далее пишет: «Будь господин над своим чревом, прежде нежели оно тобою возобладает, и тогда будешь принужден со стыдом воздерживаться. Впадшие в ров беззаконий, о которых я не хочу говорить, понимают, что я сказал; целомудренные же опытом сего не познали». Лествичник говорит, что лучше обуздать свое чрево, чтобы не впасть в блуд. Далее он описывает, как укрощать чрево: «Будем укрощать чрево помышлением о будущем огне. Повинуясь чреву, некоторые отрезали наконец сокровенные свои члены и умерли двоякою смертию. Будем внимательны, и мы увидим, что объедение есть единственная причина потоплений, с нами случающихся». Некоторые от чревоугодия впадали в блуд и кастрировали себя, притом погибая и для этой жизни, и для будущей. До сих пор сохранилась секта скопцов. Такие люди, по Господнему слову, обречены вечному огню, потому что скопящий себя отлучается от Церкви, как противник создания Божия. «Ум постника молится трезвенно; а ум невоздержанного исполнен нечистых мечтаний. Насыщение чрева иссушает источники слез; а чрево, иссушенное воздержанием, рождает слезные воды». У чревоугодника не будет слезного покаяния, если же человек обуздывает свое чрево, то он может плакать со слезами, сопереживать другим. Человек, который объедается, не сможет нормально молиться, поэтому и святой Силуан Афонский учил различать признак сытости: если после еды человек хочет молиться, то он съел достаточно, а если молиться не хочет, значит, объелся. «Кто служит своему чреву и между тем хочет победить духа блуда; тот подобен угашающему пожар маслом. Когда чрево утесняется, тогда смиряется и сердце; если же оно упокоено пищею, то сердце возносится помыслами». Человек, который смирил себя пищей, ограничил свое чрево, становится смиренным. А кто предается чреву, тот часто забывает о Боге, как это неоднократно случалось даже с целыми народами: «И утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его, и презрел твердыню спасения своего» ( Втор. 32:15 ). «Испытывай себя в первый час дня, в полдень, за час до принятия пищи, и узнаешь таким образом пользу поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

125. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XXI века; 126. Фрагменты резьбы: конец XVIII — начало XIX века; 127. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 128. Фрагменты резьбы: конец XVIII — середина XIX века; 129. Фрагменты резьбы иконостасов и киотов: конец XVIII — вторая половина XIX века; 130. Скульптура «Иоанн Богослов» из распятия. Размеры: высота 21 см X 7,5 см; 131. Пара декоративных накладок. Размеры: 19 см X 12 см каждый; 132. Икона «Избранные святые: святитель Феодор, архангел Михаил, пророк Илия»; 133. Икона «Богоматерь Толгская»; 134. Икона двухчастная: «Деисус трехфигурный»; «Воскресение — Сошествие во ад с двунадесятыми праздниками»; 135. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 136. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 137. Икона «Архангел Михаил» в резной раме; 138. Икона «Архангел Гавриил» в резной раме; 139. Икона «Богоматерь с Младенцем и Ангелом» с резной рамой; 140. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская»; 141. Икона «Богоматерь Владимирская»; 142. Икона «Крест-Распятие, с предстоящими и избранными святыми на полях»; 143. Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками и евангелистами в углах»; 144. Икона «Архангел» в резной раме; 145.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 146. Икона «Святая Троица Новозаветная» (фрагмент); 147. Икона «Рождество Христово (Поклонение пастухов)» в фигурной раме; 148. Икона «Архангел Гавриил из композиции Благовещения» в резной раме (фрагмент царских врат иконостаса); 149. Икона «Святитель Николай Чудотворец» в окладе и раме от киота; 150. Икона «Святитель Николай Чудотворец»; 151. Икона «Богоматерь Неопалимая Купина»; 152.Икона «Воскресение — Сошествие во ад, с двунадесятыми праздниками»; 153. Икона «Господь Вседержитель» в окладе; 154. Икона «Собор Архангела Михаила» в окладе; 155. Икона «Преображение Господне»; 156. Икона «Богоматерь Владимирская с восемью избранными святыми на полях»; 157. Икона «Троица Ветхозаветная (с гостеприимством Авраама)»; 158. Икона «Богоматерь Казанская»;

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209536...

О Пресвятой Деве Марии, Которая по Божественному определению должна была послужить таинству воплощения Сына Божия, св. Ефрем говорит: а) что Она как действительно есть, так и должна быть почитаема Материю Бога. Эту истину св. Ефрем высказывает когда говорит, что Мария родила Бога 112 , что Бог Слово сошёл во чрево Девы Марии, что Мария, зачав Сына соделалась небом, носящим Бога, чертогом в котором обитал Царь царей, ветвью, износящей гроздь, источником, из которого истекла вода живая для жаждущих... «Того, Которого носят Херувимы, носят длани Марии; Бога, Который ни чем не объемлется, объемлет и носит Мариам; Царь, пред Котором трепещут Ангелы, лежит на персях Девы и она объемлет Его и лобызает, как младенца. Небеса – престол Его славы, и Он покоится на коленах Марии» 113 , В молитвах к Пресвятой Деве св. Ефрем везде называет Её Богородицею, Богородительнецею, Матерью Божиею 114 . б) Учит, что рождение Сына Божия Пресвятою Девою преестественно; ибо Она зачала бессеменно, пребыла Девою в зачатии, безболезненно родила и по рождестве пребыла Девою. «Зачала неразтленно Дева, – говорит св. Ефрем, – и родила безболезненно... Сын родился не от семени плотского, и чрево плодоносило отроча без мужа, который бы содействовал деторождению... Едина жена родила без мужа, потому что Раждаемый был чужд повреждения. Родила Дева, ибо Рождаемый Ею есть источник чистоты; не познавшая сласти служила рождению Сына, ибо родила победителя страстей... Не страдала Мария, как жена, и не имела болезней рождения; как Дева... не человек требовал рождения от Девы, но Бог» В другом месте св. Ефрем говорит, что как Иисус Христос восстал из гроба, не разрушив печати гроба, так вошёл во чрево Девы и исшёл из него не нарушив девства. «Воскресением Своим Ты уверяешь не верующих о рождестве Твоём; потому что пребыло заключённым чрево Матери Твоей, как запечатан остался гроб. Чист во чреве и жив во гробе... Преестественно чрево родило Тебя и гроб отдал Тебя. Гроб, в котором положили Тебя мёртвого, запечатан был, чтобы стеречь; девственно было чрево, которое не познало мужа» 115 , подобным образом и в других местах св.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/ne...

Это тело, с помощью Божьй и силою божественной переживающее даже смерть, однако может ещё в телесной жизни потерпеть тяжелый вред. Никакой внешний грех не может нанести действительного вреда телу (вырос) – внутреннему формирующему принципу телесности, – можно даже сказать, что вообще грехи прямо не касаются тела Однако приносит такой вред один грех , от которого, с этой точки зрения, особенно предостерегает Апостол – «блудодеяние» 1Кор. 6, 18 : «бегайте блуда; всякий грех, какой делает человек, есть вне тела ( το σματο); а блудник грешит против собственного тела» ( ε τ ι ωμα). Таким же вполне неисцельным влиянием на тело ( ωμα) сопровождаются и неестественные плотские грехи Римл. 1, 24 : «предал их Бог в похотях сердец их нечистот, так что они сквернили сами свои тела» ( τ σματα). Взгляд Апостола будет для нас понятнее, если мы воспользуемся его параллелью между ωμα (тело) и κοιλαv (чрево), при чём по случаю мы научимся понимать понятие «чрево» ( κοιλαv), которое должно иметь в этой части нашего рассуждения своё место. В 1Кор. 6,13 Ап.Павел по случаю недоразумений, касающихся иудейского закона о пище, – говорит: «пища для чрева и чрево для пищщ но Бог уничтожит и то, и другое; тело же не для блуда, но для и Господа, и Господь для тела». Лютер переводит слово κοιλαv словом Bauch (чрево). K οιλαv есть вместилище чрева ( Галат.1.15 : «избравший меня от утробы матери моей»), – главные органы его назначены для принятия пищи и усвоении её на пользу тела. Св.Павел говорит о тех, которые, ради угождения чреву, делают для массы Евангелие более приятным Римл. 16, 18 : «также люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву», – о тех, которые живут скверно по плоти («земная мудрствуют») говорит он в Филип. 3, 19 : «их Бог чрево». Это чрево имеет только цель для земного бытия человека, – в той жизни оно является бесцельным. Здесь на земле живёт человек во плоти ( σρξ), в преходящей материальной телесности, которая нуждается в новом восполнении для существования земного тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/psiholo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010