В настоящее время в обители пять храмов: соборный, во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы, холодный; во имя Знамения Божией Матери, теплый с приделом на правой стороне во имя 3 святителей; в храме находится древняя икона Владимирской Божией Матери, перенесенная из Шаровского монастыря в 1776 г.; во имя Рождества Св. Иоанна Предтечи, во имя Вознесения Господня и во имя. прп. Макария, Жабывского чудотворца, с двумя приделами: правым во имя Св. Николая и левым во имя Св. кн. Александра Невского. В Макарьевской пустыни имеется много достойного внимания благочестивых поклонников и любителей древностей. По особенно примечательны и чтутся боголепным поклонением следующие святыни: мощи преподобного Макария, восстановителя пустыни, почивающие под спудом за правым клиросом Макариевского собора. Над мощами в настоящее время устроена металлическая высеребренная рака с иконой угодника Божия на верхней доске; над ракой резной золоченый балдахин со множеством лампад; балдахин красиво задрапирован фестонами из розовой ткани, с золотой бахромой и кистями. Близ раки стоит чудотворная икона Богородицы «Знамение» почти 200 лет назад принесенная в обитель по благословению митрополита Иллариона. Она литая; медная, мерой в 1 вершок, вделана в особый старинный серебряный складень, который, в свою очередь, врезан в икону с изображением ангелов Божиих, додерживающих складень. На престоле Макариевского собора находится старинный «крест благословящий с мощьми», обложенный чеканным вызолоченным серебром. Пожертвован неким Томилиным, при игумене Тихоне, в 1718 году. В нем частицы мощей Св. апостола Матфея, святителей Григория Богослова , Иоанна Златоустог о, Игнатия Богоносца и Св. Василия Амафунтского; вмуч. Георгия, Димитрия, Прокопия, Феодора Стратилата и Феодора Тирова и мч. Сергия и пр. отцов Антония и Феодосия Печерских . Крест сей употребляется при водоосвящении. На левом клиросе Знаменского храма помещается чтимая икона Божией Матери «Владимирская», принесенная в 1776 году иноками Шаровкина монастыря. Икона прекрасного древнего византийского письма, мерой в 5 вершков, украшена сребропозлащеной ризой с жемчугом, в день празднования приносится в Макариевский собор. В алтаре сего же храма замечательна старинная запрестольная икона Богоматери, именуемая «Блаженное Чрево», которая носится во всех крестных ходах.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

1 февраля 1854 года, по окончании Литургии в семинарской церкви, вдруг прибежал причётник к иеромонаху Исайе, бывшему тогда экклесиархом, и говорит с испугом: «Плачет икона Божией Матери». Все бросились в церковь и действительно увидели ясные следы слез, тёкших из обоих глаз иконы. Донесли о том ректору семинарии, епископу Филарету Скрибану, который поспешил в церковь и увидел слезы на глазах иконы. Тогда он вынул её из киота, внимательно осмотрел её, вытер полотенцем и опять поставил в киот. Потом всем велел выйти из церкви, которую сам осмотрел и запер на ключ. С нетерпением все ждали вечерни, когда профессора и воспитанники с ректором во главе отправились в церковь, и все увидели слезы, текущие из глаз иконы; тогда же был отслужен молебен с акафистом Божией Матери. По всей Румынии разнеслась весть об этом чудесном явлении; народ во множестве стекался на поклонение чудотворной иконе. Слезы текли то ежедневно, то дня через три-четыре, так что не все удостоились видеть слезы на иконе Божией Матери и многие видели только следы засохших слез. Известие об этом явлении произвело сильное волнение, особенно в обществе учёных. В это время, по случаю Крымской войны, княжество Молдавия было занято австрийскими войсками. Главнокомандующий войсками генерал Паар сильно заинтересовался этим событием и послал своего полковника тщательно расследовать это чудо и донести ему. Полковник внимательно осматривал икону, которая в это время не проливала слез, вынимал её из киота, вытирал полотенцем – ничего не виделось на ней. Когда икона была опять положена в киот, полковник со свечою в руках стал всматриваться в неё, и вдруг, как два бриллианта, заблестели две капли слез на глазах иконы, и затем слезы начали обильно течь. Полковник в ужасе отскочил и воскликнул: «Плачет! Это великое чудо! Отцы, молитесь Богу!» Много есть и других свидетельств, и притом таких людей, которых нельзя заподозрить в неискренности. «С тех пор прошло более 35 лет (1854–1890), – говорил преосвященный Мелхиседек, – и я постоянно задавался мыслью, что означают эти слезы Божией Матери, и пришёл к убеждению, что и в древние времена существовали чудотворные иконы, по временам проливавшие слезы, что всегда предвещало тяжкие испытания для Церкви Христовой и отечества...» Последствия показали, что слезы Божией Матери предвещали тяжёлые испытания для молдовлахийских княжеств и те несчастья, которые обрушились на Сокольский монастырь и находящуюся при нем семинарию: по королевскому повелению семинария была переведена в Яссы, монахи и воспитанники распущены; монастырь, некогда цветущий, обращён в пустыню, а на месте славной исторической семинарии, в течение почти века служившей местом образования молдавского духовенства, ютится маленькая школа... Скорбь преосвященного Мелхиседека станет для всех понятною, если принять во внимание, что Сокольский монастырь и семинария при нём имеют такое же значение для румын, как Сергиева Лавра с Академией при ней – для нас, русских. Чудесно Изобразившаяся

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

В конце VIII века настоятельницею Сайданайского монастыря была преподобная Марина, прославившаяся благочестием и святостью своей жизни. Случилось египетскому иноку Феодору, отправлявшемуся в Иерусалим на поклонение его святыням, остановиться в странноприимнице Сайданайского монастыря, так как его путь был чрез Сайданай. Игуменья Марина просила его приобрести в Иерусалиме икону Божией Матери на данные ею деньги. Но в Иерусалиме инок Феодор забыл о данном поручении и собрался в обратный путь; но недалеко от города он был остановлен незнакомым голосом: «Не забыл ли ты чего-нибудь в Иерусалиме? Что сделал с поручением игуменьи Марины?» Он тотчас вернулся в Иерусалим и приобрёл икону Божией Матери, поразившую его своим светлым лучезарным ликом. На обратном пути инок Феодор был поражён совершавшимися от иконы Божией Матери чудесами: в первый раз она спасла его и товарищей от разбойников; во второй – от дикого зверя. Это возбудило в нем желание завладеть драгоценною иконою. Побывав у св. мест, он пришёл в Акру, чтобы, миновав Сайданай, морем отплыть в Египет, но не успел он войти на корабль, как поднялась такая сильная буря, что гибель казалась неизбежною. Совесть в нем заговорила, и он поспешил оставить корабль и возвращаться сухим путём чрез Сайданай. Там опять останавливается он в странноприимном доме Сайданайского монастыря; но тут им снова овладело непреодолимое желание присвоить себе икону Божией Матери, оказавшую ему столько знамений своего чудесного милосердия. Четыре дня прожил он в Сайданае, не показываясь на глаза игуменье Марине из боязни, чтобы она не узнала его. Собравшись тайно уходить из монастыря, он отправился к выходу, но крайне был удивлён, что никаким образом не мог уйти из монастырской ограды: подойдёт к воротам – и вдруг видит пред собою сплошную каменную ограду. Тут он понял своё преступление и, раскаявшись, поспешил вручить игуменье Марине приобретённую на её деньги икону Матери Божией и тут же с раскаянием сообщил ей все чудеса и знамения, от иконы бывшие. Игуменья со слезами благодарности прославила Господа и Пречистую Матерь Его. Слава о чудотворной иконе пронеслась по всему востоку христианскому и магометанскому; тысячи богомольцев стали прибегать под покров Матери Божией, где получают больные исцеление, печальные – утешение, нуждающиеся – полезные и назидательные уроки благочестивой жизни. Своё духовное влияние монастырь приобрёл благодаря многочисленным знамениям и чудесам от Сайданайской иконы Пресвятой Богородицы, которая находится в небольшой, богато украшенной часовне по правой стороне от монастырской церкви. Чудотворная икона помещается на восточной стене в золотом киоте на мраморной доске, на которой видно небольшое углубление в виде блюда, для истекающего по временам от иконы святого мира. Беловежская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Имя прекрасное и глубокое, строгое и величественное. Несколько холодноватое. Ни в жизни русской, ни в литературе не привившееся. Глава 4. Икона Божией Матери «Целительница» (1 октября) Хвала Богоматери (отрывок). Максимилиан Волошин Херувимов всех честнейшая, Без сравнения славнейшая, Огнезрачных серафим, Очистилище чистейшее! Госпожа всенепорочная, Без истленья Бога родшая Незакатная звезда. Радуйся, о благодатная! Ты молитвы влага росная, Живоносная вода! Объяснение праздника Явление одной из древнейших икон Божией Матери «Целительница» произошло во времена святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии (IV век). Икона находилась в Цилканском храме в местности Карталинии. Икона изображает Божию Матерь, стоящую у постели больного клирика. Иконографическим сюжетом для чудотворного образа послужило предание о чудесном исцелении, описанном в сочинении святителя Димитрия Ростовского «Руно орошенное» Радуйся, Благодатная. Евгений Поселянин Один из клириков Наварнинской церкви имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить краткую молитву: – Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды благочестивый клирик заболел мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обычную молитву к Богоматери и тотчас у своего изголовья увидел прекрасного юношу. Больной понял, что этот гость – его ангел-хранитель. Глядя с состраданием на больного, ангел обратился к Пресвятой Богородице с молитвой об исцелении. Тогда явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над болящим страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клиросе, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо подало повод к изображению иконы Богоматери «Целительница».

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Священномученик Евфимий был епископом Сардийским. Жил в конце VIII и в начале IX века. Присутствовал на 7-м Вселенском Соборе, против иконоборцев. От императоров-иконоборцев Льва армянина и Михаила Косноязычного терпел и мучение и ссылку. При Феофиле скончался мученической смертью. Мощи его почивают в Анхиале (древней Фракии), на Черном море. Преподобный Еварест происходил из Галатии. Он любил читать творения св. Ефрема Сирина , и это чтение расположило его к поступлению в монастырь. Поступив в Студийскую обитель, Еварест вел очень строгую подвижническую жизнь. Скончался, будучи 75-ти лет. Жил в IX веке. Основал Коккоровийский монастырь, где и покоятся его мощи. Преподобный Константин жил в VIII веке. Происходил из евреев. Когда целовал он крест, во время крещеная, и положил его себе на голову, то от этого отпечатлелся на голове знак креста, который так и оставался во всю его жизнь. Подвизался св. Константин на Олимпе, а последние годы жил в Константинополе. За несколько лет он предсказал время своей смерти. Икона Богородицы «Трех Радостей» находится в Москве, в Троицкой, на Грязях, церкви. На ней вместе с Младенцем Иисусом изображен младенец Иоанн Креститель. Называется иконой «Трех Радостей» потому, что изображает радость трех лиц: Пресвятой Богородицы, Богомладенца Иисуса и младенца Предтечи Его. Икона Божией Матери Виленская, Остробрамская находится в Вильне, на городских воротах, называемых Остро-Брамой. Ее чтут не только православные, но и католики. Икона Пресвятой Богородицы Барловская, или «Блаженное чрево» явилась в 1392 году. Находится в Москве, в Благовещенском соборе. Милостивая Киккская икона Пресвятой Богородицы так названа от горы Киккос, находящейся на острове Кипре. К ней прибегают не только христиане, но и магометане. Читать под 12 нояб. О Максимовской иконе Богородицы читать под 18 апр. 27-е число О св. апостоле, первомученике и архидиаконе Стефане читать под 2 авг. О препод. исповеднике Феодоре начертанном читать 22 сент. Св. Феодор был архиепископом в Константинополе в VII столетии. Здесь он и родился. До принятая святительского сана был пресвитером и сосудохранителем Великой (т. е. кафедральной) церкви. Скончался около 690 года. 28-е число

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Однажды, один персиянин, зная, что россияне благоговейно чествуют святые иконы, принёс одному купцу Стефану для продажи, украшенную серебром и золотом, Грузинскую икону Богоматери. Стефан с радостью купил икону и препроводил её в Черногорскую обитель. Здесь эта икона прославилась многими чудотворениями. Когда в Москве стала свирепствовать моровая язва, то, по усердию благочестивых жителей столицы, привезена была сюда Грузинская икона Богоматери, с которой снят был точный список и поставлен в храм святого великомученика Никиты, что на Глинищах. Когда моровая язва начала более усиливаться в Москве, то один из жителей хотел удалиться из города, но был удержан неведомым гласом, повелевавшим ему помолиться пред Грузинской иконой Богоматери. Исполнив это, он остался невредимым со всем своим семейством. Когда это сделалось известным в Москве, тогда православные жители столицы начали притекать с усердием к Грузинской иконе Богоматери. Молитвами и предстательством Божией Матери, болящие начали получать исцеление, и болезнь стала прекращаться. С того времени в Москве стали распространяться списки с сей чудотворной иконы Божией Матери и один из них находится в Алексеевском монастыре. Празднование сей иконе совершается 22 августа 102 . В этом, же монастыре находится другая чудотворная икона, именуемая «Целительница». Она прославилась в конце XVIII столетия. На этой иконе Богоматерь изображена стоящей подле больного, и на устах его видно млеко. Поводом к такому изображению было следующее событие. Один благочестивый клирик имел обычай, выходя из церкви преклонять колена пред образом Богоматери и говорить: «Радуйся Благодатная Господь с Тобою, Блаженно чрево, носившее Христа и сосцы, яже ссал Господь Бог наш Спаситель!». Однажды, этот клирик сделался тяжко болен, у него гнил язык и от сильной боли он терял рассудок. Пришедши в себя, он произнёс в уме свою обыкновенную молитву; в это время он увидел около себя юношу, который был Ангел Хранитель. Взирая на больного, Ангел воззвал к Богоматери; «О Госпоже Премилосердая! Обрати материй взор Свой на сего страдальца и пощади его.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Икона «Целительница» Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме. Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери. Один из клириков Наварнинской церкви, по имени Викентий Бульвиненский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить следующую краткую молитву: — Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной и мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обыкновенную молитву к Богоматери и тотчас у своего изголовья увидел стоящего прекрасного юношу. Больной понял, что этот гость есть ангел-хранитель. Взирая с состраданием на больного, ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей моление об исцелении. Вдруг явилась Сама Божия Матерь и, умилосердившись над болящим страдальцем, явила знамение Своей великой любви. Больной сразу почувствовал себя совершенно здоровым и пошел в церковь. Став на клиросе с поющими, он принял участие в церковном пении, приведя в изумление народ. Это великое чудо подало повод к изображению Богоматери «Целительницы». 22 сентября Икона «Услышательница» Находится она на Афоне, в Зографском монастыре. Такое наименование св. иконы объясняется из следующего чудесного знамения. Преподобный Косма Афонский, подвизавшийся в Зографском монастыре, будучи еще в молодых летах, пришел однажды в Ватопедский монастырь на праздник Благовещения. Здесь в церкви за службой и на трапезе он видел прекрасную и величественную Женщину. Преподобный Косма сильно смутился духом и недоумевал, каким образом очутилась Она здесь на Афоне, куда не ступала еще нога ни одной женщины, и почему иноки монастыря допускают здесь Ее присутствие. Размышляя над этим, он возвратился в Зограф к своему старцу. Старец заметил смущенный вид своего ученика и спросил его:

http://sedmitza.ru/lib/text/440305/

На задней доске иконы помещены исторические сведения, из коих видно, что икона сия принадлежала искони старшему в роде князей Велико-Гагиных, тщанием коих оная украшена богатым серебряным окладом с позолотою, каменьями и жемчугом; по пресечении же фамилии сих князей вдовствующая княгиня Евдокия Феодоровна, из рода Салтыковых, благословила сей иконою старшего сына брата своего Василия Феодоровича, Петра Васильевича Салтыкова, по приказанию коего оная икона поновлена сыном его Василием Петровичем Салтыковым в лето от Рождества Христова 1789 в столичном граде Москве. 11 января 1897 года Сергей Сергеевич Салтыков в молитвенную память жены и сына пожертвовал сию семейную святыню вышеозначенной церкви. Взирая на изображения святых икон Божией Матери, сердце исполняется благодарностью и умилением: в них видна беспредельная любовь Господа к человеку и неизреченное милосердие Матери Спасителя нашего к нам, грешным. И нам ли, воспитанным в Церкви Православной, не ублажать Преблагословенную Деву, нашу Всемилостивую Заступницу, Помощницу в напастях, Споручницу во грехах, Избавительницу от бед, Целительницу болезней душевных и телесных, умягчающую злые сердца? Нам ли не прибегать к Ней во всех скорбях и печалях, когда мы видим, что все люди и вся земля покрыты дивными знамениями Её милосердия? В тяжкие времена народных бедствий не погибло наше возлюбленное Отечество, потому что Царица Небесная осенила его благодатным покровом Своего предстательства. Можно ли умолчать о чудесных делах Её милосердия к оставленному Ей в наследие роду человеческому? Сколько раз избавляла Она от опасностей и спасала от врагов и бедствий каждого их нас! Матерь Божия по обещанию Своему не оставила мира и во успении Своём: Ею видимо сохраняются цари и царства, воздвигаются победы, сокрушаются враги. Она всюду является Радостью скорбящих, Охранительницею царей и царств, Заступницею обидимых, Защитницею беззащитных. Прошло почти два тысячелетия после Её благодатного успения, и не прекращаются знамения Её могущественного и милостивого ходатайства за нас, бедных грешников, к Ней прибегающих, на Неё возлагающих все наше упование! Да и к кому же прибегнуть, если не к указанной Господом Матери, Которая всех слышит, о всех милосердствует, никого не оставляет без помощи? Нет человеческой возможности исчислить все благодеяния нашей Заступницы, в молитвах не усыпающей!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Дева родила Сына, и у грудей Ее пребывает Младенец, Мирровый Пучок, Возлюбленный Сын Ее. Он – благоухание Ее, любовь Ее и украшение. Он – аромат груди Ее. Левая рука его у меня под головою, а правая обнимает меня (2:6). Именно так и изобразил святой евангелист Лука Младенца, умильно прильнувшего к Матери, на образе, получившем в России название Владимирской иконы Божией Матери (тип иконы «Умиление»), Левая рука Младенца – под головою Матери, а правая обнимает Ее. Припали друг к другу в умиленной любви Мать и Сын. Всемогущий Творец младенчествует, а творение Его Ему же материнствует! О, тайна неизреченная! Питающая всякую тварь, от творения Своего питается. Пречистая Матерь Его – Млекопитательница. Говорит Пречистая: Я сошла в ореховый сад девства посмотреть на зелень долины, поглядеть, распустилась ли истинная виноградная лоза, расцвели ли гранатовые яблоки? Я пришла в Вифлеем родити Сына и тамо дам сосца моя тебе (6:11). Идущая в Вифлеем, зовет Слово родиться от Нее. Носящая во чреве желает уже видеть Его, прижать к груди Своей, зовет Его: Приди, возлюбленный мой, выйдем в поле (мира сего), побудем в селах (Вифлеема, Назарета); поутру (после рождественской ночи) пойдем в виноградники, посмотрим, распустилась ли виноградная лоза, распустились ли почки, расцвели ли гранатовые яблоки; там я окажу ласки мои (материнские) тебе . Тамо дам тебе сосца моя (7:12–13). Там напитаю Тебя, Питателя твари, молоком Моим. «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» ( Лк. 11:27 ). И стал Сын Божий Сыном Человеческим, Сыном Девы. И стала дочь человеческая Матерью Божией, Богоматерью. А икона Млекопитательницы стоит и ныне перед многими – многими матерями, питающими молоком чад своих. К Ней, к Млекопитательнице, обращены их взоры и мольбы. Под сенью Млекопитательницы вырастают христианские дети. Симеоново пронаречение Когда святые праведные Иосиф и Мария принесли Младенца своего в Иерусалимский храм, то «благословил их Симеон и сказал Марии, матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, – и Тебе Самой оружие пройдет душу...» ( Лк. 2:34–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Феодосия Великого, желая видеть брата своего Аркадия, царствовавшего тогда в Константинополе, отправилась в 382 году из Рима морем в Константинополь, причём положила намерение, чтобы на пути сем поклониться и чудотворной иконе Божией Матери, находящейся в монастыре Ватопедском, сооружённом её отцом, императором Феодосией Великим. Она повелела кораблю своему пристать к Афонской горе. Ватопедские иноки вышли к ней навстречу с приличными почестями. Узнав о её желании поклониться чудотворной иконе, они испугались, потому что видели в этом нарушение устава Афонской горы, запрещающего в неё вход женскому полу, но, не смея противиться воле сестры своего императора, решились вместе с нею идти в монастырь свой. Плакидия, сохраняя глубокое смирение, не последовала за иноками большими средними вратами в соборную церковь , а хотела взойти меньшими, северными, но едва только приблизилась ко вратам, как вдруг услышала пришедший свыше глас: «Стой! Не иди далее, иначе будешь строго наказана». Плакидия пришла в невыразимый ужас и, сознав важность вины своей в нарушении монастырского устава, пала на землю, проливала слезы в раскаянии и просила у Божией Матери прощения в грехе своём. Тут узнала она, что некоторые из женщин, дерзнувшие нарушить этот устав, были наказаны внезапною смертью, и потому в благодарность за полученное ею помилование приказала соорудить храм во имя великомученика Димитрия, а на том месте, где она услышала грозный голос, – изобразить икону Божией Матери, и притом завещала, чтобы пред сею иконою возжигалась неугасимая лампада, что и доныне наблюдается неизменно. Икона сия называется Живоприятная и Предвозвестительница. По прибытии же царицы Плакидии в Константинополь брат её, император Аркадий, узнав о бывшем с нею в Ватопедском монастыре чуде, немедленно отправил туда различные дары: подарил монастырю подворье, несколько торговых лавок и четверть приморского озера и повелел ежегодно выдавать сему монастырю жалованье от царских сокровищ по 12 литр золота и по 17 серебра. По древнему уставу положено не допускать женщин на Афон, и даже турки покоряются этому закону, когда назначаются на Афон для исполнения полицейских обязанностей. Молдавская-Румынская

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010