Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Её жизни – риза и пояс Её; но в IX веке праздник сей внесён в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви. Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос – приветствием архангела: радуйся. Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поётся на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери. Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами невидимыми. Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе. Сладкое лобзание 137 В царствование Феофила-иконоборца одна благочестивая женщина, Виктория, жена Симеона Патрикия, с опасностью жизни от гонений иконоборцев чтила св. иконы, и с благоговением сохраняла она в своей комнате икону, называемую Сладкое Лобзание. Муж её потребовал икону на сожжение. Но Виктория предпочла лучше пустить св. икону в море, чем

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Дата: 2019-01-27, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (87) , (0) . Описание: Икона Божией Матери Барловская (Блаженное Чрево). Наверху текст: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» [Лк. 11:27]. 16 х 24 см. Частное собрание. Файл 34281.jpg:   Размер: 1237x1605, 1.99 MPix, 878 Kb. Дата: 2019-08-23, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (87) , (0) . Описание: БАРЛОВСКАЯ ИЛИ БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО. Сия св. икона явилась в 1392 году, находится в Московском Благовещенском соборе (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32.) Файл 34301.jpg:   Размер: 433x475, 0.21 MPix, 95 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 5 (58) , (1) . Описание: БЛАЖЕННОЕ ЧРЕВО НОСИВШЕЕ ТЯ И СОСЦА ЯЖЕ ЕСИ ССАЛЪ (Изображение икон Пресвятой Богородицы, православной церкви прославляемых, с краткими о них сказаниями, с присовокуплением умилительных молений Божией Матери. Второе издание, исправленное и дополненное. Москва: в типографии Александра Семена, на Софийской улице, 1853. С.32. Декабрь.) Файл 34302.jpg:   Размер: 431x504, 0.22 MPix, 93 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (63) , (0) . Описание: Богоматерь Блаженное чрево. 1670-е годы. Материал, техника: чеканка, гравировка, недрагоценный металл, дерево, золочение, темпера. 33,5 х 27,5 см. Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник. Файл 34305.jpg:   Размер: 658x800, 0.53 MPix, 243 Kb. Дата: 2020-01-05, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (38) , (0) . Описание: Образ Божией Матери «Барловской» или «Млекопитательницы» в Московском Благовещенском Соборе (См. Н.П.Кондаков: «Иконография Богоматери». Спб, 1910, рис.28.). Историческое значение итало-греческой иконописи, изображения богоматери в произведениях итало-греческих иконописцев и их влияние на композиции некоторых православных русских икон/Н.П.Лихачев. СПб: Имп. Рус. археол. о-во, 1911. С.207. Рис.445.

http://pravicon.com/icon-32-photo

Сохранились 3 списка чудотворной иконы «Б. Ч.», в к-рых нетипичное для рус. икон положение Богоматери передано неточно. Первый был исполнен в кон. XVI в. и, вероятно, предназначался для Новодевичьего мон-ря (на него перенесли древний оклад), в 1927 г. был передан в Оружейную палату. Он является наиболее точной копией чудотворного образа (по размерам доски - 52,2 ´ 40 см, композиции и изображению - Оружейная палата ГММК). Др. список, икона-пядница (32 ´ 27 см) 2-й пол. XVI - кон. XVII в., находился в пядничном ряду иконостаса Благовещенского собора (ныне в его экспозиции на юж. галерее). На нем Богоматерь изображена сидящей на престоле, в мафории без звезд. Третий список, икона-пядница (32,5 ´ 28 см) из ризницы Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, исполнена иконописцем Иоанном Авксентьевым в 1664 г. (ныне в ВСМЗ). На иконе есть надпись, содержащая историю ее создания, при этом дается еще одно искаженное наименование чудотворного образа - Хабаровская. Ист.: Переписная книга Благовещенского собора XVII в., по спискам: Архива Оружейной Палаты и Донского мон-ря//Сб. на 1873 г., изд. Об-вом древнерус. искусства при Моск. публичном музее. М., 1873. С. 9 (2-я паг.); Описание явлений всех икон Пресв. Богородицы и различные жития святых…- ГИМ. Муз. 42. Рукоп. сб-к 1714-1716 гг. Л. 60-60об. Лит.: Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. С. 36, рис. 28; Лихачев Н. П. Ист. значение итало-греч. живописи. СПб., 1911. С. 207. Ил. 445; Поселянин Е. Богоматерь. С. 772; Мартынова М. В. Оклад иконы «Богоматерь Млекопитательница» из собр. Музеев Моск. Кремля//ДРИ. М., 1984. [Вып.:] XIV-XV вв. С. 101-112; Bentchev I. Handbuch der Muttergottesiconen Russlands: Russlands Gnadenbilder - Legenden - Darstellungen. Bonn, 1985. S. 31; Щенникова Л. А. Чудотворные иконы Моск. Кремля//Христианские реликвии. С. 234; Быкова М. А. Икона «Богоматерь Блаженное чрево» («Хабаровская») из собр. Владимиро-Суздальского музея-заповедника//Искусство христ. мира: Сб. ст. М., 2002. Вып. 5. С. 179-184. Л. А. Щенникова

http://pravenc.ru/text/149357.html

В Сызрани, в Вознесенском мужском монастыре (основан в XVII в.) есть чудотворная Феодоровская икона. Она явилась в 1713 г. на источнике, куда не раз чудесно возвращалась. Поставленная в монастыре, ознаменовала себя многими чудесами. Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Целительница” (празднуется 18 сент./1 октября) Икона Божией Матери “Целительница” является одной из древнейших (VI век). Другая икона с таким же наименованием прославилась чудесами в XVIII столетии. В книге святителя Димитрия Ростовского “Руно орошенное” содержится следующий рассказ о чудесном знамении Богоматери. Клирик Наварнинской Церкви Викентий Бульвиненский имел благочестивую привычку при входе и выходе из церкви преклонять колена пред образом Божией Матери и произносить краткую молитву: “Радуйся, благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спаса нашего!” Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной мысленно прочитал свою обыкновенную молитву к Богородице и тотчас у изголовья увидел прекрасного юношу. Это был Ангел-Хранитель. С состраданием взирая на больного, Ангел воззвал к Пресвятой Богородице, вознося Ей молитву об исцелении. Вдруг явилась Сама Матерь Божия и послала знамение Своей неизреченной милости: больной почувствовал себя совершенно здоровым, пошел в церковь и стал на клиросе вместе с поющими. Перед иконой “Целительница” молятся о помощи в родах, о кормлении молоком, о больных праличом, от многих болезней, от обидчиков.  Икона Пресвятой Богородицы, именуемая “Воспитание” (празднование 5/18 марта) Эта икона — список с древней византийской иконы, который получил название “Воспитание” в России, так как молящиеся перед нею получали помощь от Божией Матери в воспитании детей. Икона, прославившаяся по всей России своими чудотворениями, находилась в Казанском соборе. Богоматерь изображается с младенцем Иисусом, сидящим на левой руке Ее.  Икона Божией Матери “Слово плоть бысть” (празднование 9/22 марта)

http://azbyka.ru/deti/komu-molitsya-o-se...

Икона Виленская-Остробрамская Время явления сей иконы неизвестно. Находится она в Вильне, над городскими воротами, называемыми Острой Брамой, отчего так названа и сама икона. Все жители Вильны и окрестных мест, как православные, так и католики, имеют благоговейное почитание к сей чудотворной иконе. Икона, называемая Милостивой О сей иконе см. под 12 ноября. Икона, именуемая Байбузской Она находится в Киево-Печерской лавре. Прославилась сия икона в 1832 году в селе Байбузе Черкасского уезда. Оттуда перенесена в лавру. Икона, именуемая Блаженное чрево, или Барловская О сей иконе известно только то, что явление её последовало в 1392 году. Она находится в московском Благовещенском соборе. Сей иконе празднуется ещё 6 октября. Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы, из которых одним празднуется не в одни и те же числа месяцев, а празднование других не вполне известно Икона, именуемая Ахренская-Шахматица Она явилась в 1491 году, 17 октября преподобному Косьме, игумену Ах ренскому, на реке Валусе, в 15 вёрстах от Юрьева-Польского. Косьма тогда ещё не был иноком и шёл со своим господином во Владимир. От иконы был ему голос, повелевавший идти в иноки и построить монастырь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Он так и сделал. Явленную икону поставил в монастырь, и от неё стали происходить чудотворения. Балыкинская икона Она явилась в селе Балыкине Стародубского уезда Черниговской епархии в 1711 году. Икона – малороссийского письма и отличается некоторыми особенностями пред прочими иконами Божией Матери. На месте явления празднуется ей в Субботу акафиста. Молитва пред иконой, именуемой «Балыкинская» Некогда от шведов град Твой защитившая, о, Мати Божия, милосердие нам явила еси, праведный гнев и прещение Божие от земли Российския отвративши, и тако во области северстей Твоего всечестнаго лика образ прославила еси, видимыя слезы о прадедах наших, от супостат воюемых, изливающи. Таже здравие слепым и бесным от сея иконы многажди подавала еси, и предстательством Твоим мор на человеки бывший и язю на скоты пришедшую прекратила еси. Ты и ныне струи милосердия всем с несумненной верой во Твой всесильную помощь прибегающым изливаеши. Вонми убо молению нашему, и путь нашего земнаго скитания управи, в жизнь вечную сей приводящи. Темже и люди церковныя от сетей лжепророков и лжеучителей, вземлющихся на разум Божий, сохрани, и всем нам чистоту помышлений подаждь. Аше бо слезы и моления наша не довлеют прегрешений наших очистити, но к сим да приложится Твое всесильное предстательство, на неже уповающе, воспеваем Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Сладкое лобзание выдать её для поругания и уничтожения. Впоследствии сия икона явилась на берегу моря пред монастырём Филофеевским на Афоне. Игумен и братия приняли её и внесли в соборный храм. С тех пор и доныне каждый год в понедельник на Пасху совершается крестный ход на место явления иконы. Чудеса и поныне совершаются от сей иконы; икона греческой работы, имеет длины 1 аршин и 12 вершков, ширина 1 аршин 31/2 вершка. Иверская Во вторник первой недели Святой Пасхи совершается празднество Иверскому чудотворному образу Пресвятой Богородицы, установленное по примеру Афонского Иверского монастыря в память явления сей иконы 31 марта. Живоносный Источник В пятницу первой недели Святой Пасхи совершается празднество обновлению храма Пресвятой Богородицы, именуемого Живоносным Источником, воздвигнутого императором Львом I в V веке (в 457 г.) при источнике. О первоначальном чудесном открытии Живоносного Источника повествует Никифор Каллист. Он же описывает и св. храм на источнике в лесистом и весьма заросшем кипарисом и платанами Живоносный Источник месте, с древних времён посвящённом Пресвятой Богородице. От сего источника были многие исцеления различных недугов силою Божией Матери. По прошествии многих лет, когда храм сей пришёл в ветхость, император Лев Премудрый возобновил его и установил торжественно праздновать освящение его в честь и славу Пресвятой Богородицы. Балаклий, или Живоносный Источник, лежит на западе, верстах в десяти от Константинополя. Из всех греческих церквей храм Живоносного Источника отличается изяществом и красотою. В XV веке Никифор Каллист составил исследование богослужения на праздник обновления храма Живоносного Источника. Озерянская Чудотворная икона Божией Матери, называемая Озерянскою, находится в Харьковской епархии, в Преображенском Куряжском монастыре, отстоящем от Харькова по дороге в Киев в 10 верстах. Икона Озерянская явилась в конце XVI столетия на месте, называемом Озерянкою, отстоящем от Харькова в 35 верстах на юго-восток, где впоследствии сооружена была и пустынь, называемая Озерянскою и существовавшая до конца прошедшего столетия в виде приписной обители к Харьковскому Покровскому училищному монастырю, ныне архиерейский дом. Святая икона имеет в длину немного более 9, в ширину 71/2 вершков; она украшена ризою из чистого червонного золота старинной работы. Риза эта возобновлена в 20-х годах XIX столетия усердием генеральши Глазенап.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Описание иконы Целительница из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " Она принадлежит к числу наиболее древних и современна св. Нине, просветительнице Грузии, жившей в IV веке. Находится она в Карталинии, в Цикланском храме. Другая икона Богоматери того же имени находится в Московском Алексеевском женском монастыре и прославилась чудесами в конце XVIII столетия. В книге св. Димитрия Ростовского «Руно орошенное» содержится рассказ о следующем чудесном знамении Богоматери. Один из клириков Наварнинской церкви, по имени Викентий Бульвиненский, имел благочестивую привычку при входе в церковь и выходе из нее преклонять колена перед образом Божией Матери и произносить следующую краткую молитву: — Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою! Блаженно чрево, носившее Христа, и сосцы, питавшие Господа Бога и Спасителя нашего! Однажды этот благочестивый клирик заболел опасной и мучительной болезнью: у него начал гнить язык, и боль была настолько сильна, что он терял рассудок. Придя в себя, больной в уме прочитал свою обыкновенную молитву к Богоматери и тотча[...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) Молитва Пресвятой Богородице перед иконой Целительница Молитва к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Целительница " Приими, о Всеблагословенная и Всемощная Госпоже Владычице Богородице Дево, сия молитвы, со слезами Тебе приносимыя от нас, недостойных раб Твоих, ко Твоему цельбоносному образу пе[...] Тропарь, кондак, величание Пресвятой Богородице перед иконой Целительница Тропарь Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Целительница " Тропарь, глас 4 Яко Пресветлая Звездо, просия Божественными чудесы святый Твой образ " Целительнице " , подаждь убо и нам, Богородице Марие, исцеле-ние недугов душевных и телесных, сп[...] Акафист Пресвятой Богородице перед иконой Целительница Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой " Целительница " Кондак 1 Избранной от всех родов Пресвятей Деве Богородице, явившей-ся иногда клирику болящу во еже исцелити его от болезни лютыя, похвальныя приносим пения: Ты же Все[...]

http://pravicon.com/icon-350

Во время татарских набегов на Украину один крестьянин из села Озерянки вышел летом косить траву на лугу. Под одним ударом косы послышался человеческий стон. Косец наклонился и увидел свечку, горящую пред иконою Божией Матери. Икона была написана на холсте и от удара косы разрезалась на две половины. Крестьянин взял обе половины и свечку, принёс домой и поставил подле других икон. На другое утро с удивлением увидел он, что разрезанные части соединились, и так плотно, что едва слабый след разреза остался. От иконы стали совершаться многие чудеса. На Украину сия икона принесена из-за Днепра, из Чермной Руси. Она написана на холсте, как это обыкновенно делается на западе, и уже впоследствии наклеена на кипарисовую доску. В Озерянской пустыни пребывала святая икона до уничтожения этой обители, т. е. до конца прошедшего столетия, когда в одной Харьковской епархии было уничтожено до 20 монастырей. Тогда икона перенесена была в Куряжский монастырь, а по закрытии и этого монастыря – в Харьков, в Покровскую церковь . Но когда Куряжский монастырь восстал из развалин в начале XIX века, то по прошению иноков того монастыря чудотворная икона была им возвращена и до сего времени пребывает там. На поклонение сей иконе стекается множество жителей из Харькова и его окрестных селений. Икона поставлена в Преображенской церкви внутри монастыря, стоящего на горе; летом для богомольцев сносят её в церковь св. Онуфрия, стоящую под горою и устроенную на роднике. Родник под самым престолом, и от него проведена чугунная труба вдоль церкви под полом; вода проходит в недалеко устроенные купальни, в которых болящие нередко получают исцеление. Из купален вода течёт в виде ручья вдоль горы под монастырём. 30 октября ежегодно сия икона приносится в Харьков и остаётся там до недели Антипасхи, когда и совершается ей празднество в Фомино воскресенье. Курская-Коренная В пятницу девятой недели по Пасхе бывает празднество чудотворной иконе Пресвятой Богородицы, именуемой Курскою-Коренною 138 . Икона сия при многочисленном стечении народа с крестным ходом приносится пред девятою пятницею по Пасхе из Курска в Коренную пустынь на место явления её. Она явилась в 1295 г. одному охотнику в лесу на берегу р. Тускары при корне дерева, где жители Рыльска соорудили часовню и поставили в ней св. икону. Вторичное празднество сей иконе 27 ноября. Страстная

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона, именуемая Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие, или просто Блаженное Чрево Сей иконе празднуется в неделю Всех святых, так как время явления её неизвестно. В этот день празднуется и другим подобным иконам, о времени явления которых не сохранилось сведений. Икона, находящаяся в селе Гидле, в Польше 4 Она явилась в поле одному крестьянину сего села, когда он на волах пахал землю. Вдруг волы его остановились и пали на колена. Тут крестьянин увидел пред волами икону Божией Матери, которая была врезана в камне. Он взял икону к себе в дом, и от неё по временам начал исходить необыкновенный свет. Тогда крестьянин объявил о найденной иконе жителям своего селения. Икону поставили в церковь за престолом, но через несколько времени она скрылась оттуда, и её нашли на месте явления в поле. Тогда жители Гидлы поставили тут для иконы часовню, и от иконы стали совершаться чудотворения. Двинская икона Эта икона находится в деревне Цыгломине Архангельской епархии. Предание говорит, что она принадлежала Римскому папе, св. Клименту. В 1419 году, когда норманны устремились на разорение Придвинской страны и деревня Цыгломина была опустошена и сожжена, жители этой деревни, уважавшие чудотворную икону, спасли её от пламени; но при этом один из варваров ударил икону мечом, и след сего удара виден на ней доселе. Икона Донасиатского монастыря Предание говорит, что эта икона – та самая, пред которой, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Пресвятой Богородице. Император Алексей Комнин, когда был в Трапезунде, дал сию икону св. Дионисию, основателю монастыря. В 1592 году икону похитили, было, пираты (морские разбойники). Сама Пресвятая Богородица явилась во сне начальнику их и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в Моё жилище». Пират не понял, что значили эти слова, и продолжал путь. Вдруг на море поднялась страшная буря. Тут пират понял сон и бросился к ящику, где находилась икона. Ящик оказался разбитым на несколько частей, а икона вся смочена миром. Лишь только пират взял икону в руки, буря прекратилась. Тогда отвезли её обратно в монастырь и рассказали о чуде.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/s...

Над распятием полуциркульный балдахин с бархатными занавесами и золотою бахромой, с таковым же подзором. Перед Крестом висит неугасимо горящая сребропозлащенная лампада, о трёх ветвях, дар московского купца Алтухова. У Креста сего привешиваются болящими серебряные изображения целой фигуры человеческой и разных частей человеческих: голов, глаз, грудей, рук, ног и проч. К этому чудному, или чудотворному Кресту, как уже было замечено, издревле имели особое уважение все калужские граждане, не исключая и мнимых староверов, которые, приходя на поклонение ему, не приносят впрочем «сердца сокрушенна и смиренна», ибо зараженные фарисейским мнением о своей праведности и чистоте, и чрез то избегая всякого общения с церковными, то есть с православными, избирают для поклонения родной святыне время вне служб церковных, подобясь и в этом фарисействующим иудеям, которые, предавая на распятие и муки Неповинного, и в тоже время держась обрядности внешней, не хотели войти в Претор на кануне субботы «да не осквернятся». По левую сторону Креста, в том же отделении, образ Божией Матери, именуемой «Блаженное чрево» весь покрыт ризою серебряной позлащенной, чеканной работы, на коей венец такой же и украшения из разных камней. Устроена в 1860 году на сумму, пожертвованную разными лицами. На сей иконе привешен серебряный местами позлащенный небольшой Крест, с частицами святых мощей. В северном отделении храма придел в честь иконы Божией Матери Троеручицы, устроенный при Преосвященном Епископе Григорие II в 1855 г., освящен 12 июля того же года. В нем кроме небольших местных икон: Троеручицы (в сребропозлащенном окладе) и Нерукотворенного образа, замечательна икона Божией Матери Иверская, стоящая близ левого клироса настоящей церкви. Она написана на доске, мерою в длину 1 ½ , а в ширину 1 аршин. На ней риза и венец сребропозлащенные, чеканной работы, с клеймом 1833 года, корона и несколько звездочек из стразов, бирюзы и простых разноцветных камешков. В ризе с украшениями 10 фунтов 68 золот. За южными дверями храма имеется колодезь под деревянной крышей, а за ним двухэтажный, каменный, крытый железом, корпус, в коем внизу помещается трапеза и прочие службы, а вверху на две стороны 14 келий, разделенных просторным коридором. Здесь помещаются все состоящие при церкви священнослужители и послушники. Церковная служба отправляется ежедневно живущими при церкви старцами с меньшей братией. Корпус этот начат строением в 1852, а окончен в 1854 году. Главный фасад обращен на запад. Кроме сего с восточной стороны за храмом, в саду стоит деревянный одноэтажный корпус на каменном фундаменте, построенный еще Преосвященным Епископом Николаем для богадельни. Северная сторона площади возделывается для овощей, а на восточной и юго-восточной насажен сад, западная сторона составляет двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010