Воргольская . Воргольская В селе Ворголе Глуховского уезда Черниговской епархии явилась сия св. икона в 1751 году. Коденская Святая икона находится в Седлецкой губернии. Кожанская Сия икона славится в Гродненской губернии. Аксайская Аксайская Многими чудотворениями прославилась Аксайская икона на Дону. Сохомская Сохомская Численская Яноборская Яноборская Сосновская и Хлебенная-Запечная Сосновская В Преображенском соборе, что в Соловецком монастыре, иконостас старинный, резной и золочёный, построен вместо прежнего, ветхого, в 1697 году повелением и иждивением императора Петра Великого после первого им посещения сей обители. Около двух столпов, поддерживающих своды, устроены в 1830 г. резные иконостасы, вызолоченные, с 12 витыми колоннами и с Хлебенная-Запечная балдахинами, а под ними на западной стороне поставлены две старинные чудотворные иконы Божией Матери; на правой стороне стоит Сосновская икона 147 , в древние времена явившаяся на сосне при морской губе, называемой Сосновскою, а на левой стороне другая икона, известная под именем Хлебенной или Запечной 148 . Икона эта явилась святителю Филиппу в то время,когда он был пекарем при хлебенном послушании в Соловецком монастыре в начале XVII века. Владимиро-Волынская Мстиславова Владимиро-Волынская Мстиславова Удельный князь Мстислав Изяславович соорудил в 1160 г. Успенский собор во Владимире-Волынском. В этом храме хранится древняя святыня – чудотворная икона Божией Матери. Полагают, что эта икона пожертвована Мстиславову собору епископом Вассианом при восстановлении им в 1494 году храма после разрушения его татарскими полчищами. В XVII в. Была покрыта серебряной ризой, а в XVIII в. к ризе были сделаны некоторые украшения. Икона эта находится теперь во Владимире-Волынской соборной церкви и считается братской иконой. Сейданая – в Иерусалиме Сейданая – в Иерусалиме Чудотворная икона Сейданая находится в Сретенском монастыре, что в Иерусалиме. Якобштадтская Якобштадтская Селение, носившее название русской слободы, было переименовано немцами в Гольмгоф, а впоследствии было возведено герцогом Курляндским Яковом в город Якобштадт.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона «Помощь в родах» С незапамятных времен в минуты жесточайших страданий при рождении детей, когда смерть так близка, женщины прибегают с особенно горячей молитвой к Спасителю и Пречистой Его Матери. В благочестивых семействах и в наше время можно видеть икону Богоматери, называемую «Помощь в родах». На ней Богоматерь изображается стоящей в рост с воздетыми для молитвы руками и с Предвечным Младенцем на лоне. Этот образ напоминает несколько икону «Знамение». Существует еще древняя икона Богородицы «Помогательницы женам чады рождати». На ней Божия Матерь изображена с открытой головой и распущенными волосами. Руки Ее сложены на груди, причем персты левой руки до половины покрывают персты правой. Ниже сложенных рук изображен Предвечный Младенец, десной рукой благословляющий, а левую держащий на колене. Из-под короткой одежды Его видны оконечности ног. На Богоматери верхняя одежда красная с прозолотью, имеющая на каждом плече по золотой звездочке. Нижняя же одежда темно-зеленого цвета с позолотой и с золотыми звездочками и такой же оторочкой по вороту и рукавам. Голова Божией Матери несколько наклонена. На Спасителе одежда желтая с позолотой, на груди отливающая в темно-зеленый цвет. Все изображение помещено на полумесяце. «Блаженное Чрево» Барловский список этой иконы явился 26 декабря 1392 года, в воспоминание чего и установлено в этот день празднование. В настоящее время Барловская икона находится в Благовещенском соборе в Московском Кремле. Существуют и другие иконы Богоматери, известные под названием «Блаженное Чрево». Одна из них несколько похожа на икону «Помощь в родах», а на другой Богоматерь изображена в короне, а Предвечный Младенец с непокровенной главой. Наверху помещены изображения двух ангелов, одной рукой поддерживающих корону на главе Пречистой Девы, а другой — украшение в виде цепочки, полукругом спускающейся вниз около лика Богородицы. Байбузская икона Этот чудотворный образ явился в Киево-Печерской лавре. Долгое время Байбузская икона находилась в Киевской губернии, Чигиринском уезде, в селе Байбуз, откуда и получила свое наименование. Празднование ей установлено 26 декабря в воспоминание совершившегося в этот день торжественного перенесения иконы из Байбуз на место явления ее в Киево-Печерскую лавру, где честный образ Царицы Небесной пребывает и доныне.

http://sedmitza.ru/lib/text/440314/

народных бедствиях, подносили царям, патриархам и др. лицам; с крестом в руках встречал священник проезжих на больших дорогах и переездах через реки, чтобы благословить их путь. В домах св. иконы ставили благолепно, с разными украшениями, закрывали завесами от пыли, отирали мягкой губкой, остерегались касаться их нечистыми руками, с нечистой совестью, зажигали пред ними свечи и лампады, кадили благовонным ладаном, после молитвы, перекрестясь, целовали их, «дух в себе удержав, а губ не разеваючи»; считали неприличным касаться лика святого на иконе. Подобным образом относились и к просфоре, и др. священным предметам. Антидор и просфору вкушали бережно, с благоговением, боясь уронить крохи на землю, ломали маленькими кусочками и клали в рот; есть просфору с чем-либо, кроме святой воды, или есть после другой какой пищи считали за грех . Св. водою окропляли себя, помазывались, пили ее на освящение души и тела, употребляли во время повальных болезней и голода. Царю и патриарху ее присылали отовсюду как священный дар, и духовник каждое утро окроплял ею царя. Посты, особенно Великий, русские соблюдали с особенной строгостью: вкусить мясную или молочную пищу постом считали за такой тяжкий грех, что скорее бы согласились умереть, чем сделать это. Кроме установленных Церковью постов, многие налагали на себя добровольные посты. При общественных бедствиях прибегали иногда к всенародному покаянию и посту, чтобы очиститься и умилостивить Бога. «Блаженное чрево», Барградская икона Божией Матери Её именование восходит к строкам Евангелия от Луки: «Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие» ( Лк. 11:27 ). Второе название иконы – Барградская – происходит от места пребывания святыни в городе Бар, неподалеку от Рима, где она находилась в храме у гроба свт. Николая Чудотворца. В 1392 образ был перенесен в Москву и поставлен в Благовещенском соборе в Кремле. Празднование иконы Божией Матери «Блаженное Чрево» установлено 13/26 дек. Блаженство Высшее счастье, высшая моральная ценность.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В царствование Алексея Михайловича некоторые православные семейства, теснимые в Литве, бежали в Якобштадт и в 1673 г. устроили здесь деревянную церковь во имя сошествия Св. Духа на апостолов, и при ней рядом был основан мужской монастырь. С древних времён эта церковь славилась чудотворною иконою Божией Матери, которая и доселе привлекает множество богомольцев не только православных, но и других вероисповеданий. В 1878 г. Якобштадт был объят пламенем; пожар грозил уничтожить Свято-Духовскую церковь вместе с Никольскою. По обнесении с молебным пением Якобштадтской иконы вокруг опустелого места внезапно ветер подул в другую сторону, и церкви остались целы. Чрез три года при новом пожаре огонь уничтожил жилище настоятеля церкви, повредил Никольскую церковь, но Свято-Духовская церковь, близко тут же стоявшая, осталась целою. Благочестивые люди возобновили древний храм с его святынею; но чрез два с половиной месяца, от злодейской руки, последовал страшный взрыв внутри храма, отчего разнесло часть церковной крыши, и едва успели вынести главные святыни; храм сгорел до основания; но чудотворные иконы Божией Матери и святителя Николая остались невредимыми. Теперь вновь устроен прекрасный храм, и все стремятся с молитвой веры поклониться благодатной святыне. Мироточивая 149 Мироточивая В алтаре Благовещенского собора в Москве находится чудотворная икона Пресвятой Богородицы, именуемая Мироточивою. Икона эта была перенесена в 1368 г. из Царьграда в Москву митрополитом Пименом. Ладинская Ладинская Близ г. Прилуки Полтавской губернии находится Ладинский Покровский девичий монастырь, который славится чудотворною иконою Божией Матери, именуемою Ладинскою. Нерукотворенная Иорданская – в Иерусалиме Икона, именуемая Иорданской, находится в Иерусалиме, в Старой Патриархии. Икона в селе Дубоемцах В селе Дубоемцах Смоленской губернии находится икона Божией Матери, прославившаяся чудотворениями. Белоцерковская В Белоцерковской Троицкой церкви Сенницкого уезда Могилевской епархии находится чудотворная икона Божией Матери, спасшая в 1170 году новгородцев от мести великого князя Суздальского Андрея Боголюбского.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Икона эта чудесно изобразилась на доске в Яссах, и потом от неё совершались многие чудесные исцеления как в Яссах, так и на пути в Афон и на Афоне. Косиницкая – в Македонии В Македонии на горе Пагтее, близ древнего города Филиппа и Св. Горы Афона, возвышается Косиницкая – в Македонии древний, знаменитый монастырь Кошница, сооружённый во имя Пресвятой Богородицы в начале X века преподобным Германом. Главная святыня этого монастыря, существующего уже более 900 лет, заключается в чудотворной иконе Божией Матери. Многочисленные чудотворения, изливаемые от иконы на приходящих к ней с молитвою веры, привлекают в монастырь бесчисленное множество паломников из всех православных стран, греческих и славянских. Тиносская Тиносская Свято чтимая икона Богоматери, обретённая в 1821 г. на острове Тиносе в Эгейском море, находится в церкви св. Исидора. В 1823 г. 30 января работники, уравнивая помост церкви Живоприемного Источника, так названной по причине воды, которая потекла при закладке церкви и названа была святою водою, нашли св. икону Богоматери неподалёку от колодца святой воды. Икона была разбита надвое ударом лома, но та её часть, на которой изображены Пресвятая Дева и архангел Гавриил, осталась нетронутою. Задняя сторона иконы была обожжена огнём сарацинов, которые в средние века сожгли здесь церковь и опустошили остров, жители которого бежали в горы. Длина Тиносской иконы около полутора футов, а ширина её один фут. Позади алтаря церкви Живоприемного Источника, на перекладине двери, нашли следующую надпись: «Свет жизни; келья, принадлежащая господину моему св. Исидору». Полагают, что этот пастырь был епископом Тиносским. Со времени открытия этой благодатной иконы много совершается чудес, и многим больным подаётся исцеление. Икона Божией Матери в Григориатском монастыре Икона Божией Матери в Григориатском монастыре В обители Григориатской находится древняя небольшая икона Божией Матери – приношение благочестивой деспотицы Молдавской, Марии Палеологини, что видно из сохраняющейся и доныне на этой иконе надписи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

эпитетах Богородицы, такие, как «Неувядаемый Цвет», «Блаженное Чрево», «Взыскание погибших», «Всех скорбящих Радость», «Споручница грешных», «Неопалимая Купина», «Гора нерукосечная», «Непроходимая Дверь» и др. Богатейшим источником богородичной иконографии являются литургические тексты, прежде всего гимнографические. Расцвет этого вида иконографии приходится на кон. XIII-XVI в. Иллюстрируются пространные поэтические циклы, посвященные Богородице, как Акафист Богородицы, так и отдельные песнопения, центральным образом к-рых является Божия Матерь, напр. стихира «Что Ти принесем, Христе» ( «Собор Богоматери» - фреска ц. Спасителя мон-ря Жича (Сербия), XIII в.; фреска ц. Богородицы Перивлепты в Охриде, 1295; икона кон. XIV - нач. XV в., ГТГ); задостойник литургии свт. Василия Великого «О Тебе радуется» (икона кон. XV в., ГТГ); фреска Рождественского собора Ферапонтова мон-ря, 1502); стих «Достойно есть» (икона сер. XVI в., Успенский собор Московского Кремля); богородичен 1-го часа «Что Тя наречем» (икона XVII в., ЦМиАР). К числу литургических образов относится также «Похвала Богородицы» , основанная на песнопении «Свыше пророцы Тя предвозвестиша» (икона XIV в. и фреска XV в. из Успенского собора Московского Кремля; икона XVI в., ГРМ). Темой икон становятся события, празднуемые Церковью, связанные с почитанием Богородицы и святынь,- «Покров Пресв. Богородицы» (клеймо зап. врат собора Рождества Богородицы в Суздале, XII в.; икона XIV в., НГОМЗ; икона XIV в., ГТГ), «Положение ризы Пресв. Богородицы» (XV в., ЦМиАР). Помимо богослужебных текстов в основе богородичных икон могут лежать исторические повествования. Напр., на чудотворной Псково-Покровской иконе Божией Матери запечатлены события осады Пскова войсками Стефана Батория в 1581 г. (происходит из ц. Покрова от Пролома, похищена во время Великой Отечественной войны, с 7.09.2001 в Троицком соборе г. Пскова. В тесной связи с формированием иконографии богородичных праздников стоит развитие житийного цикла Богородицы, в основе его изображений лежат апокрифическое Протоевангелие Иакова, Слово ап.

http://pravenc.ru/text/149527.html

Икону сию благоговейно чтут и славят потому, что она два раза, быв в страшном пламени, осталась невредимою. Два раза монастырь этот подвергался разрушению от этой всепоглощающей стихии. Особенно разрушителен для обители был пожар в 1761 году 30 ноября: почти до основания сгорел монастырь. Известный путешественник Барский видел эту икону до пожара и так её описывает: «Тамо на столпе десном от предних обретох икону древнюю Пресвятыя Богородицы, не велику, яко на аршин, с венцем и руками позлащенными и с сребренным кандилом пред нею неугасимо горящим и с подписанием сицевым греческим – по-гречески подпись – си есть: молитва благочестивейшей Марии Палеологини, господыни Молдавоволосской». Посетив эту обитель, Барский, по своему обыкновению, сделал ей подробнейшее описание, которое впоследствии было издано на греческом языке. Но описание Барского, составленное до прежде помянутого пожара, испепелившего обитель, во многом несообразно с состоянием и видимым теперь устройством вновь воздвигнутого Григориатского монастыря. Спасшаяся в огне, сия святая икона Божией Матери находится в соборном храме, при северо-восточной колонне левого клироса, по той причине, что, находясь на том месте и оставаясь в огне, она пребыла невредимою. Для вечного воспоминания этого чуда святая икона не поставляется в другое место. Подпись благочестивой Марии Палеологини находится не на самой иконе, но на приделанной к ней серебряной дщице. Икона Божией Матери – в Дионисиатском монастыре Икона Божией Матери – в Дионисиатском монастыре По преданию, это та самая икона, пред которою, после поражения скифов, в первый раз был читан акафист Божией Матери, составленный патриархом Сергием. Государь Алексей Комнин, в бытность свою в Трапезунде, сам дал эту икону св. Дионисию, ктитору этого монастыря, как это написано сзади иконы на серебряной доске. В 1592 году икону похитили пираты. Ночью начальнику пиратов явилась во сне Матерь Божия и грозно сказала: «Зачем посадил Меня в темницу, лукавый человек? Отвези Меня в жилище Мое!» Пират не обратил внимания на сон и продолжал свой путь далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Судя по сохранившейся иконе-копии 1664 г. из суздальского Спасова Евфимиева мон-ря (ныне ГВСМЗ), эпитет «Барловская» при названии иконы является не топонимом, а искажением прилагательного «Хабаровская», которым икона обозначалась в инвентарях и описях дворцовых икон и разного имущества в кон. XVI-XVII в. ( Стерлигова И. А. К истории иконы «Богоматерь Одигитрия Иоасафовская»//Иконографические новации и традиция в рус. искусстве XVI в.: Сб. ст. памяти В. М. Сорокатого/Ред.-сост.: О. А. Дьяченко, Л. М. Евсеева. М., 2008. С. 165-166; Маханько М. А. Иконы в царском дворце Московского Кремля сер.- 2-й пол. XVI в. по письменным данным//Московский Кремль XVI ст.: Древние святыни и ист. памятники: Сб. ст. М., 2014. Кн. 2. С. 229-231). Почитание иконы «М.» в кремлевском Благовещенском соборе Москвы привело к созданию прорисей и новых списков, стиль к-рых уже отличался от оригинала, мог быть в духе сев. писем XVII - нач. XVIII в. (прорись Сийского подлинника, иконы из ЦМиАР, из частных собраний) или живоподобного письма, повторяющего стиль мастеров кремлевской Оружейной палаты (икона 2-й пол. XVII в., мон-рь вмц. Екатерины на Синае, икона 2-й пол.- кон. XVIII в. из Вел. Устюга, частное собрание). Под влиянием западноевроп. и поствизант. образцов к нач. XVIII в. сложился извод «М.», в к-ром Богоматерь показана кормящей Младенца сидя на серпе луны и облаках, в окружении ангелов и в лучах света. На серебряной тарели московской работы из Соловецкого монастыря подобный образ сопровождается текстом: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою» (1701-1710, ГММК; Костина И. Д. Произведения моск. серебряников 1-й пол. XVIII в.: Кат. М., 2003. С. 139. Кат. 110). Извод «М.» в таком варианте приобретал родство с изводами «Благодатное Небо», Остробрамской (Виленской) иконы Божией Матери, нек-рыми вариантами икон Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Крестогорская икона Божией Матери Икона Божией Матери «Блаженное Чрево». 2-я пол. XVII в. (частное собрание) Известно, что митр.

http://pravenc.ru/text/Млекопитательницы...

Юрьевца-Польского на р. Вазузе преп. Косьме, игумену Ахренскому, чудотворцу. Тогда он был ещё молод и шёл со своим господином в г. Владимир. Вдруг он услышал от иконы голос, повелевавший ему постричься в монашество и основать монастырь во имя Успения Божией Матери, что он и исполнил. От этой иконы, поставленной им в новооснованной обители, совершались многие чудеса. Орловская В 1643 г. 21 мая эта благодатная икона явилась в Устюжской области. Один из жителей Орловской области, Григорий Павловец, пришёл во Владимир. Здесь ему явилась во сне Божия Матерь и повелела ему купить икону в торговом ряду у Ивана Калистратова и потом отнести эту икону в пустое место Орловской волости и там воздвигнуть церковь , что он и исполнил. Чудотворною почитается эта икона по многим благодатным знамениям милосердия Божия. Свирская В г. Смоленске, в Михайловской церкви, хранится чудотворная икона Свирская, принесённая в 1195 году Смоленским князем Давидом. На этой иконе есть надпись вязью на краю одежды, но доныне хорошо не разобранная. Полагают, что эта надпись значит: «Лета 1580, июня, Смольелияне». Умиление – в Опочецком соборе В Спасо-Преображенском соборе, в Опочке, Псковской епархии, находится чудотворная икона Умиления Божией Матери, несколько раз проливавшая слезы о бедствиях русской земли. Себежская Свято чтимая Себежская икона Богоматери находится в селе Липках Смоленской губернии. Умягчение злых сердец Умягчение злых сердец Икона Пресвятой Богородицы с давних времён всем известна и всеми почитается чудотворною; но сведений о ней, к сожалению, никогда никаких не было, неизвестно даже, где и когда она явилась. На этой иконе Матерь Божия изображается одна, пронзённая семью мечами: три с правой, три с левой стороны, а седьмой меч посредине. Все прибегающие к ней с молитвою веры чувствуют, что при умягчении сердца умягчаются и облегчаются страдания душевные и телесные, и сознают, что, когда молятся пред нею за врагов своих, тогда смягчаются их враждебные отношения, уступая более великодушному чувству милосердия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Исачковская Густынская, или 150 Близ г. Прилук Полтавской губернии находится в Троицкой церкви Густынского монастыря чудотворная икона Божией Матери и по изображению своему представляет снимок с чудотворной иконы, именуемой Смоленскою, но по месту нахождения в Густынском монастыре известна под именем Густынской. И кона поставлена в иконостасе с левой стороны царских врат Троицкого Густынская алтаря, в зимнее же время переносится в тёплую трапезную церковь во имя Воскресения Христова. К субботе же пятой недели Великого поста – день Похвалы Пресвятой Богородицы – на икону возлагается из искусственных цветов венок, который лежит на ней до субботы 5-й недели следующего года. Икона прекрасной живописи. В левой руке Предвечного Младенца изображено закрытое Евангелие как источник света и вечной жизни. Размер иконы 1 аршин 131/2 верш, в вышину и 1 аршин 21/4 верш, в ширину; икона покрыта серебряно-позолоченною ризою, на которой выбиты очень мелкие цветочки наподобие драгоценных камешков. Особого дня церковного празднования Густынской иконе не установлено, но в продолжение всего года по субботам пред нею отправляется молебное пение с акафистом Пресвятой Богородице. Густынская икона Богоматери называется также Ярмарковой, потому что она выносится ежегодно на ярмарку, бывающую на монастырской площади, обносится вокруг всей ярмарки и поставляется в особой, для того устроенной часовне, где и пребывает во все время ярмарки. Время прославления Густынской иконы неизвестно, но из древней летописи Густынского монастыря видно, что уже в 1670 году икона была прославлена великими чудотворениями, что она прежде была поставлена над колодцем и после многих чудесных знамений была перенесена в монастырь. И в настоящее время при этой святыне многие и великие чудотворения совершаются над страждущими душевно и телесно, которые прибегают с живою верою и горячею молитвою к Матери Господа нашего Иисуса Христа. Владимирская Владимирская В церкви святых праведных Захарии и Елисаветы, что в Кавалергардском Её Величества Государыни Императрицы Марии Феодоровны полку, находится икона Богоматери, богато украшенная драгоценными камнями, именуемая Владимирской.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010